Пояснительная записка
Актуальность предмета.
Актуальность предмета «Музыкально-ритмические занятия» заключается в осуществлении коррекции недостатков психического и физического развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.
Рабочая программа учебного предмета «Музыкально-ритмические занятия» составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»
Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;
Годовым календарным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.
Цель: осуществление коррекции недостатков психического и физического
развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.
Задачи:
способствовать общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики,
корригировать эмоционально волевую сферу,
воспитывать положительные качества личности, способствовать эстетическому воспитанию.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержанием работы на уроках «Музыкально-ритмические занятия» является музыкально-ритмическая деятельность воспитанников. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представлений, обучающихся о пространстве и умении ориентироваться в нем. Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у воспитанников подвижности пальцев, умение ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движения рук. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать её характер, развивают способность переживать содержание музыкального образа.
Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве», «Ритмико-гимнастические упражнения», «Упражнения с детскими музыкальными инструментами», «Игры под музыку», «Танцевальные упражнения».
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве. Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработки необходимых музыкально-двигательных навыков.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В Федеральном компоненте государственного стандарта предмет «Музыкально-ритмические занятия» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.
На изучение курса в 1 классе отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебных недели. «Музыкально-ритмические занятия» входит в образовательную область «Ритмика».
Описание ценностных ориентиров содержания предмета.
Данная программа по ритмике направлена на развитие музыкальных и творческих способностей учащихся, формирование всех психических процессов: внимания, осмысленного дифференцированного восприятия музыки, памяти, эмоционального и логического мышления, и, что особенно важно, творческого воображения. Личностное развитие учащихся посредством ритмики: их творческий потенциал, формирование музыкально-эстетического сознания необходимы в данном возрасте, так как интеллект и внутренняя культура учащихся закладывается с детства. Любовь к музыке, ее чувства, образ, характер и умение передавать их в движении создадут почву для более глубокого восприятия и понимания музыки и наполнят ребенка новым содержанием, стремлением к активному проявлению музыкальных и творческих способностей.
Целенаправленная организация и планомерное формирование предмета ритмики способствует личностному развитию обучающихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Приобщение обучающихся к произведениям музыкальной культуры – направлено на воспитание эмоционального образного восприятия музыки, активизацию логического и эмоционального мышления, творческого воображения, рефлексии, что способствует познавательному и социальному развитию ребенка. В результате у обучающихся формируются духовно-нравственные ценности: любовь к своему Отечеству, к своей семье, к музыке и музыкально-ритмической деятельности, развиваются способности выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение общаться с другими людьми, сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся осуществляется посредством музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и составляет основу для решения основных педагогических задач.
Личностными результатами изучения курса ритмики является формирование следующих умений:
формирование музыкальной культуры, развитие эмоциональной заинтересованности в восприятии музыкальной культуры, музыкального мышления, воображения, вкуса.
эмоциональное восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
положительное отношение к предмету ритмики, желание передавать содержание музыки в соответствии с характером, средствами музыкальной выразительности, формой музыкального произведения;
выразительное исполнение музыкально-ритмических композиций в соответствии с характером, средствами музыкальной выразительности, формой музыкального произведения;
выполнение детьми различных творческих заданий по созданию музыкальных этюдов (образных и имитационных) на основе сформированных движений (все виды ходьбы, бега, подскоков, галопа).
развитие у детей пространственного мышления и пространственное воображения в творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций.
умение общаться в танце с партнером, слаженно исполнять танцевальные композиции в коллективе.
Предметными результатами изучения курса ритмики являются формирование следующих умений:
воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально-образного содержания;
различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;
выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его содержанию;
воплощать характер, средства музыкальной выразительности, форму музыкального произведения в движении;
отличать русские народные песни и пляски от музыки других народов;
воплощать образное содержание музыки в играх, движениях, импровизациях, творческих заданиях;
слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики, настроения;
находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей;
различать более короткие и более длинные звуки, различать условные обозначения (форте – пиано и др.).
выразительно исполнять музыкально-ритмические задания, упражнения, композиции, игры;
развивать у детей пространственное мышление и пространственное воображение в творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций;
воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, тихо) особенности музыки.
Планируемые результаты
Основные требования к умению обучающихся.
Обучающиеся должны уметь:
- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку;
- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
- выполнять игровые и плясовые движения;
- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Основное содержание учебного предмета.
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием
носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.
Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением
темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и
обеих. Выделение пальцев рук. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах
пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя
палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, подпевок и без них.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий,
низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий,
танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. Д.). Выполнение
имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц,
движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки.
Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или
речевым сопровождением.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух
ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись
двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения
парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то».
Стукалка. Украинская народная мелодия. Подружились. Музыка Т. Вилькорейской.
Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.
Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыкально-ритмические занятия» на 33 часа.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности обучающихся. |
1 | Игра «Кто быстрей». Построение. Общеразвивающие упражнения. | 4 | | Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). |
2 | Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Танец «Пальчики и ручки». Игра под музыку. | 4 | | Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). |
3 | Упражнение с детскими музыкальными инструментами. | 4 | | Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. |
4 | Ходьба с отбрасыванием ноги вперед. Танцевальные упражнения: «Прыжки». | 4 | | Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. |
5 | Легкий бег. Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Танец «Пальчики и ручки». | 4 | | Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. |
6 | Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Игра под музыку. | 4 | | Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). |
7 | Упражнения с музыкальными инструментами. | 4 | | Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. |
8 | Танцы. Пляски. | 5 | | Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1 – 4 классы/ под ред. В.В. Воронковой – 4-е издание – М.: Просвещение, 2007г.
Коррекционная ритмика – под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина – Москва, 2007г.
Музыкальная ритмика – под ред. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова - М.: «Глобус», 2009г.
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
3 | Стол однотумбовый | 1 |
4 | Стул | 4 |
5 | Стол ученический | 10 |
6 | Стул ученический | 9 |
7 | Шкаф для хранения пособий и материалов | 4 |
8 | Монитор | 3 |
9 | Системный блок | 3 |
10 | Клавиатура | 3 |
11 | Мышь оптическая | 3 |
12 | Принтер цветной | 1 |
13 | Интерактивная доска | 1 |
14 | Проектор | 1 |
15 | Диван | 1 |
16 | Набор мебели (стенка) | 1 |
7