СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для учащихся 5-7 классов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для учащихся 5-7 классов»









Рабочая программа

коррекционного курса

«Логопедические занятия»

для учащихся 5-7 классов
















Пояснительная записка


Рабочая программа логопедических занятий по «Преодолению нарушений письма и чтения» разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных организаций 8 вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Издательство ВЛАДОС, 2018г., учебного плана КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа №2» .


Цель программы:

Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении Программы специальных (коррекционных) образовательных организаций 8 вида, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Задачи программы:

1.Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.

2.Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы специальных (коррекционных) образовательных организаций 8 вида и их интеграции в образовательном учреждении.

4.Осуществление педагогической, психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

5.Разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для детей с выраженным нарушением физического и психического развития.

6. Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

7. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

8. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по психологическим, логопедическим, социальным, правовым и другим вопросам.

Принципы программы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Ожидаемые результаты


Снижен уровень тревожности обучающихся в образовательном процессе.

Повышение мотивации к обучению детей с ОВЗ.

Повышение качества усвоения предметных программ.

Формирование социальных и коммуникативных компетенций.

Адаптация обучающихся в классном коллективе, вовлечение в общественную жизнь.

Повышение уровня самоорганизации и воспитанности.

Рост достижений обучающихся.



Основные направления работы

— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Содержание разделов Программы



п/п

Задачи (направление деятельности)

Мероприятия, виды и формы

Планируемые результаты

Сроки

ответственные

Отметка о выполнении

1.

Диагностическая работа

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.



Психолого-педагогическая диагностика


Первичная диагностика для выявления группы «риска».


Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование;

анкетирование родителей, беседы с педагогами



Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи.

Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ


Сентябрь

Классный руководитель,

воспитатель,

педагог- психолог, учитель-логопед




Углубленная диагностика детей с ОВЗ, детей-инвалидов


Диагностирование

Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования)


Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей

Сентябрь

Педагог-психолог


Учитель-логопед




Социально-педагогическая диагностика



Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам


Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д. Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам.



Сентябрь, октябрь

Классный руководитель, воспитатель,


педагог-психолог,

учитель-предметник



2.

Коррекционно-развивающая работа

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

Задачи (направления) деятельности



Психолого-педагогическая работа



Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов


Разработать индивидуальную программу по предмету.


Разработать воспитательную программу работы с классом

Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.

Планы, программы


Сентябрь

Учитель-предметник, классный руководитель,




Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов


1.Формирование групп для коррекционной работы.


2.Составление расписания занятий.


3. Проведение коррекционных занятий.


4. Отслеживание динамики развития ребенка



Позитивная динамика развиваемых параметров

Сентябрь





Сентябрь




Сентябрь-май




В течение года

Педагог-психолог,

учитель-логопед,

зам.директора по УВР,

воспитатель



Профилактическая работа




Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов


Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ОВЗ.


Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.



Реализация профилактических программ

В течение года


Педагог-психолог,

учитель-логопед,

зам.директора по УВР,

воспитатель


3.

Консультативная работа

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся




Консультирование педагогов



Индивидуальные, групповые, тематические консультации


1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.


2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы


По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПК


Учитель – логопед


Педагог – психолог


Заместитель директора по НМР




Консультирование обучающихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи





Индивидуальные, групповые, тематические консультации


1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.


2.Разработка плана консультативной работы с ребенком

По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПК


Учитель – логопед


Педагог – психолог


Заместитель директора по НМР




Консультирование родителей


Индивидуальные, групповые, тематические консультации


1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.


2. Разработка плана консультативной работы с родителями











4.

Информационно-просветительская работа

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса




Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам


Информационные мероприятия (лекции, беседы, оформление просветительских стендов, материалы на сайте )

Увеличение доли родителей, получивших необходимую информацию

В течение года

Воспитатель, классный руководитель, члены ПМПК




Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий

Информационные мероприятия

Выработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;


По отдельному плану-графику


Специалисты ПМПК


Учитель – логопед


Педагог – психолог


Заместитель директора по НМР


другие организации




Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

—диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, врача-педиатра, врача-психиатра.

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся, испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ.

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка испытывающего трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.


Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

I этап (май – сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

II этап (октябрь – май) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

III этап (май – июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

IV этап (август – сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы

Механизм реализации программы

Механизм взаимодействия – психолого-педагогический консилиум, психологическое, логопедическое и педагогическое сопровождение.

Механизм реализации:

1) Предшкола

2) Коррекционные группы

3) Индивидуальный и дифференцированный подход

4) Индивидуальное обучение (обучение на дому)

Социальное партнерство:

Городская медико-педагогическая комиссия

Медико-педагогический центр

Родительская общественность

Требования к условиям реализации программы


Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии;

— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и физического развития.

Программнометодическое обеспечение:

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно‑развивающие программы (психолога, логопеда, педагога) (см. приложения), инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, учителя—логопеда.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ

Материальнотехническое обеспечение:

Материально‑техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально‑технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно‑развивающую среды образовательного учреждения. Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно‑коммуникационных технологий.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов.





















Тематическое планирование 5 класс - 4 часа в неделю (всего -140 ч.)



Этапы

Изучаемый материал

Часы

Содержание работы по преодолению отклонений в речи

Практическая работа

I этап

Работа над развитием звуковой стороны речи

1.Обследование речи и письма

2.Образование звуков, органы речи (беседа).

3.Звуки, буквы

4.Звуки, буквы, слоги, слова. 5.Слово-предложение

6.Дифференциация гласных звуков

а) сходство парных гласных

б) различие парных гласных

7.Перенос слов

8.Обозначение мягких согласных посредством ь

9.Дифференциация гласных звуков и букв на слух и при письме

а-я

о-е

у-ю

ы-и

ё-ю

10.Проверочный диктант

а) звуко-буквенный анализ слов.


1.совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнения в звуковом анализе и синтезе.


1. Разбор и составление схем слов и предложений.

2.Деление слов на слоги.


II этап

Работа над лексико-грамматическим строем речи.

11. Дифференциация согласных звуков и букв на слух и при письме

в-ф

б-п

д-т

з-с

ч-к

ж-ш

12. Оглушение звонких согласных в середине и на конце слова.

13.Проверочный диктант

14. Дифференциация свистящих и шипящих согласных

з-ж

с-ц

ч-т

ч-щ

р-л

15.Проверочный диктант.

16. Расширение словарного запаса

- синонимы

- антонимы

- омонимы

17. Словосочетание и предложение.

а) Составление предложений по опорным картинкам

б) предложение (необходимость согласования слов в предложении, границы предложений)

18. Согласование.

а) Слов в числе

б) Слов в роде.

19. Проверочная работа.

20. Управление

а) кого? Что?

б) кого? Чего?

в) кому? Чему?

г) Кем? Чем?

д) закрепление

21. Проверочная работа.


1. Работа над артикуляцией и акустической дифференциацией звуков и букв

2.Анализ и синтез слов и предложений

3. Работа над значением слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным категориям, частям речи.

4. Совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

1.Фонетический разбор слов.

2. Составление слов

3. Работа с деформированным рядом букв.

4. Работа по таблицам по составлению слов, по схемам слов.

5. Дописывание предложений.

6. Графические диктанты

7. Работа с родовыми и числовыми категориями.

8. Работа над правописанием употребляемых предлогов.

9. Изменение имен существительных по падежам.

10.Изменение прилагательных по числам и родам.

11. Изменение глаголов по числам, лицам.


III этап

Работа над формированием связной речи

22.Предлоги.

23.Прелоги и приставки.

24.Работа над формированием связной речи.

а) предложение: повествовательное, вопросительное, восклицательное

б) Предложение с однородными членами, с союзами а, но и без союзов.

Связь слов в предложении.

в) Составление рассказов по вопросам, по картинке и по вопросам, по серии картинок, по началу.


1.Развитие навыков связного высказывания:

- установление последовательности высказываний

- совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по образцам

- развитие умения правильно распределять внимание между содержанием и речевым высказыванием.

1. Составление связных, стилистически правильных высказываний.

2. Составление рассказов по вопросам

- по картинке и вопросам

- по данному началу

3. Преобразование деформированных текстов.





Тематическое планирование 5 класс (4 часа в неделю)

Раздел, тема

Часы

Дата

Примечание

1

1. Обследование речи, чтения и письма учащихся


7



1.1

Обследование устной речи

1



1.2

Обследование грамматического строя

1



1.3

Обследование письменной речи. Списывание

1



1.4

Обследование письменной речи. Диктант

1



1.5

Обследование письменной речи. Сочинение

1



1.6

Обследование письменной речи. Изложение

1



1.7

Речь, слово, речевое дыхание, дикция (беседа)

1



2

Звуки, буквы

64



2.1

Звуки и буквы, слоги, слова

3



2.2

Слово-предложение

2



2.3

Дифференциация гласных звуков

3



2.4

Сходство парных гласных

2



2.5

Различие парных гласных

2



2.6

Перенос слов

2



2.7

Обозначение мягких согласных посредством ь

3



2.8

Дифференциация гласных звуков и букв на слух и при письме а-я

2



2.9

Дифференциация гласных звуков и букв на слух и при письме о- е

2



2.10

Дифференциация гласных звуков и букв на слух и при письме у -ю


2



2.11

Дифференциация гласных звуков и букв на слух и при письме ы -и

2



2.12

Дифференциация гласных звуков и букв на слух и при письме -я

2



2.13

Звуко- буквенный анализ

5



2.14

Дифференциация согласных звуков и букв на слух и при письме в - ф

2



2.15

Дифференциация согласных звуков и букв на слух и при письме б-п

2



2.16

Дифференциация согласных звуков и букв на слух и при письме д -т

2



2.17

Дифференциация согласных звуков и букв на слух и при письме з -с

2



2.18

Дифференциация согласных звуков и букв на слух и при письме ч -к

2



2.19

Дифференциация согласных звуков и букв на слух и при письме ж -ш

2



2.20

Оглушение звонких согласных в середине и на конце слова

2



2.21

Проверочный диктант

2



2.22

Дифференциация свистящих и шипящих ж-ш

2



2.23

Дифференциация свистящих и шипящих с -ц

2



2.24

Дифференциация свистящих и шипящих ч -щ

2



2.25

Дифференциация свистящих и шипящих согласных з -ж

2



2.26

Дифференциация свистящих и шипящих согласных ч -т

2



2.27

Дифференциация свистящих и шипящих согласных ч- щ

2



2.28

Дифференциация свистящих согласных р -л

2



2.29

Проверочный диктант

2



3

Расширение словарного запаса

7



3.1

Синонимы

2



3.2

Антонимы

2



3.3

Омонимы

2



3.4

Проверочная работа

1



4

Синтаксис

33



4.1

Словосочетание и предложение

2



4.2

Составление предложений по опорным картинкам

2



4.3

Предложение (необходимость согласования слов в предложении, границы предложений)

2



4.4

Согласование

2



4.5

Согласование слов в числе

2



4.6

Согласование слов в роде

2



4.7

Проверочная работа

2



4.8

Управление

2



4.9

Управление. Кого? Что?

2



4.10

Управление. Кому? Чему?

2



4.11

Управление. Кого? Чего?

2



4.12

Управление. Кем? Чем?

2



4.13

Закрепление связи управление

2



4.15

Проверочная работа

2



4.16

Предлоги

2



4.17

Предлоги и приставки

2



4.18

Объяснительный диктант

1



5

Связная речь

23



5.1

Предложение: повествовательное, вопросительное, восклицательное

2



5.2

Предложение с однородными членами, с союзами а, но и без союзов

2



5.3

Предложение с однородными членами с союзами а, но

2



5.4

Предложение с однородными членами без союзов

2



5.5

Связь слов в предложении

2



5.6

Составление рассказов по вопросам

2



5.7

Составление рассказов по картинкам

2



5.8

Составление рассказов по вопросам и картинкам

3



5.9

Составление рассказов по серии картинок

3



5.10

Составление рассказов по данному началу

3



6

Обследование речи в конце года

6



6.1

Обследование устной речи

1



6.2

Обследование грамматического строя

1



6.3

Обследование письменной речи. Списывание

1



6.4

Обследование письменной речи. Диктант

1



6.5

Обследование письменной речи. Сочинение

1



6.6

Обследование письменной речи. Изложение

1












Тематическое планирование 6 класс - 2 часа в неделю (всего 70 ч.)

Этапы

Изучаемый материал

Часы

Сроки

Содержание работы по преодолению отклонений в речи

Практическая работа

I этап

Работа над развитием звуковой стороны речи

1. Обследование речи и письма

2.Речь, слово, речевое дыхание, дикция (беседа)

3.Звуки, буквы

4.Звуки, буквы, слоги, слова

5.Слово-предложение

6.Парные гласные

а) сходство парных гласных

б) различие парных гласных



1.Совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.


- разбор и составление схем, слов, предложений

II этап

Работа над лексико-грамматической стороной речи.

7. Дифференциация гласных звуков и букв на слух и при письме

а – я

о – е

у – ю

ы – и

э – е

8. Проверочный диктант

9. Согласные звуки и буквы

10. Звуко-буквенный анализ

11. Твердые и мягкие согласные, гласные после мягких согласных

12. Обозначение мягкости путем «ь» знака

13. Перенос слов

14. Глухие и звонкие согласные:

б – п

д – т

в – ф

з – с

г – к

ж – ш

15. Оглушение звонких согласных в середине слова и на конце.

16. Проверочная работа

17. Дифференциация свистящих и шипящих согласных

з – ж

с – ц

ч – щ

18. Согласные

р –л – ц – щ – ч – к – г – х –

Слова обозначающие предметы и их действия, их признаки

19. Состав слова:

1. Корень, однокоренные слова

2. Приставка, словоизменение

3. Суффикс, словообразование.

4. Окончание, связь слов в словосочетании

5. Предлог и приставка


20. Имя существительное: род, число

- собственное – нарицательное

- одушевленное – неодушевленное.

21. Изменение по падежам (определение падежа)

22. Имя прилагательное: род, число

23. Согласование с именем существительным в роде, числе, падеже.

24. Склонение имен прилагательных

– мужской род и средний род в единственном числе

- женский род в единственном числе

25. Правописание окончаний имен прилагательных

26. Изменение по падежам (овладение практическим путем).



1. Работа над артикуляцией и акустической дифференциацией звуков и букв

2.Анализ и синтез слов и предложений

3. Работа над значением слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным категориям, частям речи.

4. Совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

1.Фонетический разбор слов.

2. Составление слов

3. Работа с деформированным рядом букв.

4. Работа по таблицам по составлению слов, схемам слов.

5. Дописывание предложений

6. Графические диктанты.






Работа над родовыми и числовыми категориями.

-дифференциация звуков по артикуляционному укладу

- разбор и составление слов, схем, предложений

- фонематический разбор слов

- составление слов

- работа с деформированным текстом.

















- работа с пословицами, поговорками, загадками







- работа над правописанием и употреблением предлогов





- Изменение имен существительных по падежам.





-Изменение прилагательных по числам, родам








-составление связных, стилистически правильных высказываний.

III этап

Работа над формированием связной речи

27. Предложение

а) повествовательное

б) вопросительное

в) восклицательное

28. Предложения с однородными членами, союзами а, но и без союзов

29. Связь слов в предложении

30. Составление предложений из слов, данных в согласовании и без него

31. Составление предложений по картинкам

32. Составление рассказов по вопросам

По картинке и по вопросам

По серии картинок

По плану

По опорным словам

33. Запись текста на слух

34. Повторение



1.Развитие навыков связного высказывания:

- установление последовательности высказываний

- совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по образцам

- развитие изменения правильно распределять внимание между содержанием и речевым выражением.

- составление рассказов по вопросам, по картинке



- преобразование деформированных текстов






Тематическое планирование 6 класс (2 часа в неделю)

Раздел, тема

Часы

Дата

Примечание

1

1. Обследование речи, чтения и письма учащихся


7



1.1

Обследование устной речи

1



1.2

Обследование грамматического строя

1



1.3

Обследование письменной речи. Списывание

1



1.4

Обследование письменной речи. Диктант

1



1.5

Обследование письменной речи. Сочинение

1



1.6

Обследование письменной речи. Изложение

1



1.7

Речь, слово, речевое дыхание, дикция (беседа)

1



2

Звуки, буквы

24



2.1

Звуки и буквы, слоги, слова

1



2.2

Слово-предложение

1



2.3

Согласные звуки, буквы

1



2.4

Парные гласные

1



2.5

Сходство различие парных гласных

1



2.6

Образование мягкости согласных при помощи гласных II ряда

1



2.7

Дифференциация гласных а-я, о-ё

1



2.8

Дифференциация гласных у-ю, ы-и, ё-ю

1



2.9

Обозначение мягкости согласных буквой «ь» знак

1



2.10

Проверочный диктант

1



2.11

Согласные звуки и буквы

1



2.12

Звуко - буквенный анализ

1



2.13

Твердые и мягкие согласные, гласные после мягких согласных

1



2.14

Объяснительный диктант

1



2.15

Обозначение мягкости путем «ь» знака

1



2.16

Перенос слов

1



2.17

Глухие и звонкие согласные б-п, д-т

1



2.18

Глухие и звонкие согласные в-ф, з-с

1



2.19

Глухие и звонкие согласные г-к, ж-ш




2.20

Оглушение звонких согласных в середине слова и на конце

1



2.21

Проверочная работа

1



2.22

Дифференциация свистящих и шипящих ж-ш; с-ц; ч-щ

1



2.23

Согласные р –л – ц – щ – ч – к – г – х –

1



2.24

Слова, обозначающие предметы и их действия, их признаки

1



3

Состав слова

6



3.1

Корень, однокоренные слова

1



3.2

Приставка, словоизменение

1



3.3

Суффикс, словообразование

1



3.4

Окончание связь слов в словосочетании

1



3.5

Предлог и приставка

1



3.6

Объяснительный диктант

1



4

Части речи

11



4.1

Имя существительное: род, число

1



4.2

Имена существительные собственные и нарицательные

1



4.3

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1



4.4

Изменение существительных по падежам

1



4.5

Имя прилагательное: род, число

1



4.6

Согласование с именем существительным в роде, числе, падеже

1



4.7

Склонение имен прилагательных в м.р и ср.р. в ед.ч.

1



4.8

Склонение имен прилагательных в ж.р .в ед.ч.

1



4.9

Правописание окончаний имен прилагательных

1



4.10

Изменение по падежам (овладение практическим путем)

1



4.11

Зрительный диктант

1



5

Связная речь

16



5.1

Предложение

1



5.2

Повествовательное предложение

1



5.3

Вопросительное предложение

1



5.4

Восклицательное предложение

1



5.5

Предложения с однородными членами, союзами а, но и без союзов

1



5.6

Связь слов в предложении

1



5.7

Составление предложений из слов, данных в согласовании и без него

1



5.8

Составление предложений по картинкам

1



5.9

Составление рассказов по вопросам

1



5.10

Составление предложений по картинкам и по вопросам

1



5.11

Составление предложений по серии картинок

1



5.12

Составление предложений по плану

1



5.13

Составление предложений по опорным словам

1



5.14

Запись текста на слух

1



5.15

Составление связного текста

1



5.16

Работа с деформированным текстом

1



6

Обследование речи в конце года

6



6.1

Обследование устной речи

1



6.2

Обследование грамматического строя

1



6.3

Обследование письменной речи. Списывание

1



6.4

Обследование письменной речи. Диктант

1



6.5

Обследование письменной речи. Сочинение

1



6.6

Обследование письменной речи. Изложение

1







Тематическое планирование 7 класс -2 часа в неделю (всего -70 ч.)

Этапы

Изучаемый материал

Часы

Сроки

Содержание работы по преодолению отклонений в речи

Практическая работа

I этап

Работа над развитием звуковой стороны речи и слого-звуковым составом

1. Обследование речи, чтения и письма учащихся

2. Звуки, буквы

3. Гласные звуки, буквы

4. Согласные звуки, буквы

5.Деление слов на слоги, перенос слов (повтор.)

6. Твердые и мягкие согласные

а) образование мягкости согласных при помощи гласных II ряда

б) дифференциация гласных

а – я

о – е

у – ю

ы – и

ё – ю

в) обозначение мягкости согласных буквой «ь» знак

г) проверочный диктант

7. Дифференциация согласных звуков и букв на слух и при письме

а)

б – п

д – т

в – ф

з – с

г – к

ж – ш

б) оглушение звонких согласных в середине, на конце слов

в) звуки и буквы

с – ш

з – ж

с – ц

ч – т

ч – ц

р – л

г) дифференциация букв

а – о

б – д

и – у

п – т

х – ж

м – л

8) Ударение.

Смысловая роль ударения

9) Безударные гласные



1.Развитие слухового и зрительного внимания и памяти

2. Формирование полноценных фонетических представлений

3. Совершенствование звуковых обобщений в процессе звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

4. Работа над артикуляцией и акустическая дифференциация звуков.

5. Работа над оптико-пространственной дифференциацией букв.



Проведение диктантов, чтение текста, беседы.

Выделение звука из слова.

Нахождение места звука в слове.

Звуковой анализ и синтез слов.

Графические диктанты, деление слов на слоги, подбор слов к схемам.

Сравнительный звуко-буквенный анализ слов.

Работа по карточкам, таблицам с различными заданиями по дифференциации гласных.

Сравнительный звуко-буквенный анализ.

Дифференциация звуков и букв в слогах, словах, предложениях, связных текстах.

Проведение слуховых, графических диктантов.

Различные задания по дифференциации звуков и букв в словах, предложениях, связном тексте.

Сравнительный звуко-буквенный анализ слов, предложений.

Работа со схемами слов, графические диктанты


















Определение ударного слога в словах, отхлапывание ритмического ритма

II этап

Работа над лексико-грамматической стороной речи.

10. Расширение словарного запаса.

а) синонимы

б) антонимы

в) омонимы

г) практическое усвоение наречий (пространственных, обозначающих время, образа действий).

11. Словосочетание

а) согласование существительных с прилагательными в роде, числе.

б) согласование глагола с личными местоимениями и существительным в лице и числе.

12. Управление

а) практическое усвоение форм В.П. (Кого? Что?)

б) Т.П.

в) Д.П.

г) Р.П.

д) П.П.

е) закрепление падежных конструкций

ж) предлоги

1.в, на

2.с, из

3. по, к

4. за, из-за

5. над, под, из-под

13. Развернутая фраза

а) простое, распространенное предложение

б) сложные предложения с союзами а, и, но, что, когда, потому что, чтобы.

в) повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения (отработка интонаций конца предложений).




1.Работа над дальнейшем обогащением словаря путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи и уточнением значения слов.






2. Совершенствование грамматического формирования речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Работа со схемами слов.

Работа по карточкам и таблицам.

Выборочные диктанты.

Дополнение предложений словами по смыслу.

Дифференциация пространственных представлений.

Работа по картине.

Отработка на практике понятий сверху, внизу, выше, ниже, справа, слева и т.д.

Подбор подходящих по смыслу слов.

Закончить предложение используя слова для справок.

Изменение слов по смыслу

Закончить предложение, используя слова для справок.

Подобрать слова парами, используя картинки.

Изменение слов по смыслу. Подбор слов парами по смыслу.

Составление предложений по картинкам.

Ответы на вопросы, используя слова для справок.

Вставить нужные предлоги. Исправить ошибки.

Составление предложений. Закончить предложение по вопросам.

III этап

Работа над формированием связной речи

14. работа над формированием выразительных средств речи:

- пауза

- логическое ударение

- закрепление интонации конца предложения

- темп речи

- экспрессивная окраска речи

15. Разговорная речь

- действия с диалогами

- инсценирование диалогов

- чтение по ролям

16. Связная речь

- составление рассказа из деформированного текста

- подробный рассказ о своей деятельности

- пересказ по плану, выборочный, краткий

- устные сочинения



1.Развитие навыков связного высказывания:

- установление последовательности высказываний

- совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по образцу

- развитие изменения правильно распределять внимание между мыслительным содержанием и речевым выражением.

Работа с перфокартами.

Работа с деформированным предложением.

Работа с текстами.

Обозначение пауз, чтение с учетом пауз.

Выделение важных слов по смыслу, чтение стихов с нужной интонацией.

Чтение по ролям.

Составление рассказов по картинкам, по началу и картинкам, пересказ различных текстов.

Составление рассказов о своей деятельности: «Как я ходил в магазин», «Как провел каникулы» и т.д.




Тематическое планирование 7 класс -2 часа в неделю (всего – 70 ч.)

Раздел, тема

Часы

Дата

Примечание

1

1. Обследование речи, чтения и письма учащихся


7



1.1

Обследование устной речи

1



1.2

Обследование грамматического строя

1



1.3

Обследование письменной речи. Списывание

1



1.4

Обследование письменной речи. Диктант

1



1.5

Обследование письменной речи. Сочинение

1



1.6

Обследование письменной речи. Изложение

1



1.7

Проверка техники чтения и пересказа

1



2

Звуки, буквы

24



2.1

Звуки и буквы

1



2.2

Гласные звуки, буквы

1



2.3

Согласные звуки, буквы

1



2.4

Деление слов на слоги, перенос слов

1



2.5

Твердые и мягкие согласные

1



2.6

Образование мягкости согласных при помощи гласных II ряда

1



2.7

Дифференциация гласных а-я, о-ё

1



2.8

Дифференциация гласных у-ю, ы-и, ё-ю

1



2.9

Обозначение мягкости согласных буквой «ь» знак

1



2.10

Проверочный диктант

1



2.11

Дифференциация согласных звуков и букв на слух и при письме б-п, д-т

1



2.12

Дифференциация согласных звуков и букв на слух и при письме в-ф, з-с

1



2.13

Дифференциация согласных звуков и букв на слух и при письме г-к, ж-ш

1



2.14

Объяснительный диктант

1



2.15

Оглушение звонких согласных в середине, на конце слов

1



2.16

Звуки и буквы с-ш, з-ж

1



2.17

Звуки и буквы с-ц, р-л

1



2.18

Звуки и буквы ч-т, ч-ц

1



2.19

Слуховой диктант

1



2.20

Дифференциация букв а-о, б-д

1



2.21

Дифференциация букв и-у, п-т

1



2.22

Дифференциация букв х-ж, м-л

1



2.23

Безударные гласные

1



2.24

Зрительный диктант

1



3

Лексика

14



3.1

Расширение словарного запаса. Синонимы


1



3.2

Антонимы. Омонимы

1



3.3

Практическое усвоение наречий (пространственных, обозначающих время, образа действий)

1



3.4

Словосочетание

1



3.5

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе

1



3.6

Объяснительный диктант

1



3.7

Согласование глагола с личными местоимениями и существительным в лице и числе

1



3.8

Управление. Практическое усвоение форм В.П. (Кого? Что?), Р.П

1



3.9

Практическое усвоение форм Т.П. , Д.П. , П.П.


1



3.10

Закрепление падежных конструкций

1



3.11

Предлоги в, на, с, из


1



3.12

Предлоги по, к


1



3.13

Предлоги за, из-за, над, под, из-под


1



3.14

Зрительный диктант

1



4

Синтаксис

9



4.1

Развернутая фраза. Простое, распространенное предложение


1



4.2

Составление текста на заданную тему

1



4.3

Сложные предложения с союзами а, и, но, что, когда, потому что, чтобы

1



4.4

Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения (отработка интонаций конца предложений)

1



4.5

Формирование выразительных средств речи

1



4.6

Пауза. Логическое ударение. Темп речи

1



4.7

Закрепление интонации конца предложения. Экспрессивная окраска речи

1



4.8

Составление рассказа по картинкам

1



4.9

Сочинение по личным впечатлениям

1



5

Разговорная речь

3



5.1

Действия с диалогами

1



5.2

Инсценирование диалогов

1



5.3

Чтение по ролям

1



6

Связная речь

6



6.1

Составление рассказа из деформированного текста


1



6.2

Подробный рассказ о своей деятельности «Как я ходил в магазин»

1



6.3

Пересказ по плану

1



6.4

Выборочный пересказ

1



6.5

Краткий пересказ

1



6.6

Устное сочинение «Мой памятный день»

1



7

Обследование речи в конце года

7



7.1

Обследование устной речи

1



7.2

Обследование грамматического строя

1



7.3

Обследование письменной речи. Списывание

1



7.4

Обследование письменной речи. Диктант

1



7.5

Обследование письменной речи. Сочинение

1



7.6

Обследование письменной речи. Изложение

1



7.7

Проверка техники чтения и пересказа

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!