Муниципальная казённая образовательная организация
Антроповская средняя школа
Антроповского муниципального района Костромской области
«Утверждаю»
Директор МКОО АСШ
_________________
(Касаткина Т.А.)
«__»____________20__г.
«Согласовано»
Зам. директора по НМР
_________________
(Соколова Е.А.)
«__»____________20__г.
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с задержкой психического развития, обучающихся адаптированной образовательной программе начального общего образования
Вариант 7.2
Составил педагог-психолог:
Рассохина К.Ю.
п. Антропово 2019 г.
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с задержкой психического развития, обучающихся адаптированной образовательной программе начального общего образования
Вариант 7.2
Пояснительная записка
Данная коррекционно-развивающая программа направлена на создание условий в освоении АООП НОО детьми с задержкой психического развития вида 7.2. и разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01.06.2012г. № 761;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г. №1598);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26.
Общая характеристика обучающихся с ОВЗ(с задержкой психического развития)
Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющие нарушение в психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов ЗПР дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности. Неравномерность формирования психических функций, причем возможно как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов в той или иной степени вызывают выраженные затруднения в усвоении общеобразовательных программ.
Дети с ЗПР характеризуются повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью, незрелостью эмоций, воли, поведения, ограниченным запасом общих сведений и представлений, несформированностью навыков интеллектуальной деятельности, замедлено восприятие (они многое не замечают в окружающем мире). У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Наглядный материал они запоминают лучше, чем словесный. У таких детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми. Не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь внешне удовлетворяет требованиям бытового общения, но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками наблюдается бедность словаря, низкая осведомленность, преемственность грамматики.
Данная программа по развитию познавательных процессов младших школьников с ЗПР состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.
Коррекционно-развивающая программа включает задания и упражнения:
• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;
• на работу с эмоционально мотивационной сферой;
• на развитие свойств внимания;
• на развитие объема механической и смысловой памяти;
• ориентацию в пространстве тела;
• отвлечённую ориентировку в пространстве;
• пространственную ориентировку в плане;
• пространственную ориентировку в листе бумаги;
• на обучение самоконтролю;
• на развитие произвольности.
Курс изучения программы рассчитан на детей 1 классов, обучающихся по АООП НОО, разработанный на основании специальных (коррекционных) программ 7.2 вида. Коррекционно-развивающая программа рассчитана на год по 2 часа в неделю 34 учебные недели.
Цель программы: применение разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи:
диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния);
диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).
Содержание программы
№ | Тема раздела, количество часов | Цели |
1 класс |
1. | Вводное занятие. Входная диагностика познавательных процессов (когнитивной и эмоционально-волевой сферы) | Цель: - выявление уровня развития познавательных процессов, - анализ психологических причин трудностей в обучении. |
2. | Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова | Цели: - развитие умения классифицировать предметы и слова. |
3. | Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия | Цель: - развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. |
4. | Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза | Цель: -развитие умения владеть мыслительными операциями анализа и синтеза. |
5. | Упражнения на развитие зрительно-моторной координации | Цель: -развитие зрительно-моторной координации. |
6. | Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать) | Цель: - развитие способности к обобщению. |
7. | Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию | Цель: - развитие способности к классификации, абстрагированию. |
8. | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями | Цель: - развитие умения устанавливать связи между понятиями. |
9. | Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта | Цель: - развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта. |
10. | Упражнения на развитие внимания | Цель: - развитие внимания. |
11. | Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти | Цель: - развитие внимания, ассоциативной памяти. |
12. | Исследование динамики развития психических процессов | Цель: - исследование развития психических процессов в динамике. |
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности- обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:
логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
увеличить скорость и гибкость мышления;
выделять существенные признаки и закономерности предметов;
сравнивать предметы, понятия;
обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
концентрировать, переключать своё внимание;
развивать свою память;
улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
самостоятельно выполнить задания;
осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
находить несколько способов решения задач;
работать в группе.
Основной показатель качества освоения программы: личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и обучение по АООП ООО.
Формы организации занятий:
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Методы, используемые на занятиях:
Игровые методы
Арт-терапия
Сказкотерапия
Кинезиологические упражнения
Релаксационные упражнения
Структура занятия
Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную. Задача вводной части – тренировка элементарных мыслительных операций, активизация мыслительной деятельности, создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов. Заключительная часть занятия – подведение итогов и рефлексия.
Формы психологического контроля
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов обучающихся проводится диагностика в начале и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы. Данные исследования заносятся в таблицу. Диагностику можно проводить, используя, разные методики. В таблице приводятся «примерные» известные методики.
Сроки | Вид диагностики | Задачи | Содержание | Формы |
Сентябрь | Входящая | Определить уровень сформированности мыслительных процессов. | Диагностика внимания: -методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания); - методика «Шифровка» (изучение уровня переключения внимания); Диагностика памяти: - методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»; - методика «Логическая память» (изучение уровня опосредованного запоминания). Диагностика мышления: - Тест Равена (изучение уровня интеллектуального развития); - методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза); - методика «Исключение понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения); - исследование вербально-логического мышления Диагностика зрительно-моторной координации: - гештальт-тест Бендер | Тестирование |
Май | Итоговая | Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года | Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов в течение года. | Тестирование |
Диагностическая таблица
№ | Ф.И.О. ребёнка | Развитие внимания | Развитие памяти | Развитие мышления | Развитие зрительно- Моторной координации |
1 | | | | | |
Требования к организации пространства
Материально-техническая база реализации психокоррекционной программы для детей с ЗПР соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения, предъявляемым к помещениям для осуществления коррекционно-развивающего процесса педагога-психолога (необходимый набор и размещение, их площадь, освещенность, расположение и размеры, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной деятельности).