СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с задержкой психического развития, обучающихся адаптированной образовательной программе начального общего образования Вариант 7.2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа по развитию познавательных процессов младших школьников с ЗПР состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

Коррекционно-развивающая программа включает задания и упражнения:

• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;

• на работу с эмоционально мотивационной сферой;

• на развитие свойств внимания;

• на развитие объема механической и смысловой памяти;

• ориентацию в пространстве тела;

• отвлечённую ориентировку в пространстве;

• пространственную ориентировку в плане;

• пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на обучение самоконтролю;

• на развитие произвольности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с задержкой психического развития, обучающихся адаптированной образовательной программе начального общего образования Вариант 7.2»

Муниципальная казённая образовательная организация

Антроповская средняя школа

Антроповского муниципального района Костромской области



«Утверждаю»

Директор МКОО АСШ


_________________

(Касаткина Т.А.)


«__»____________20__г.



«Согласовано»

Зам. директора по НМР


_________________

(Соколова Е.А.)


«__»____________20__г.














Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с задержкой психического развития, обучающихся адаптированной образовательной программе начального общего образования

Вариант 7.2













Составил педагог-психолог:

Рассохина К.Ю.







п. Антропово 2019 г.

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с задержкой психического развития, обучающихся адаптированной образовательной программе начального общего образования

Вариант 7.2


Пояснительная записка


Данная коррекционно-развивающая программа направлена на создание условий в освоении АООП НОО детьми с задержкой психического развития вида 7.2. и разработана на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;

  2. Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01.06.2012г. № 761;

  3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г. №1598);

  4. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;

  5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26.


Общая характеристика обучающихся с ОВЗ(с задержкой психического развития)

Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющие нарушение в психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных  факторов  ЗПР дает разные варианты  отклонений  в  эмоционально-волевой  сфере  и  в  познавательной деятельности. Неравномерность  формирования  психических функций,  причем  возможно  как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических  процессов в той или иной степени вызывают выраженные затруднения в усвоении общеобразовательных программ.

Дети с ЗПР характеризуются повышенной  истощаемостью, низкой работоспособностью, незрелостью эмоций, воли, поведения, ограниченным запасом общих сведений и представлений, несформированностью  навыков интеллектуальной деятельности, замедлено восприятие (они многое не замечают в окружающем мире). У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Наглядный материал они запоминают лучше, чем словесный. У таких детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми. Не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь внешне удовлетворяет требованиям бытового общения, но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками     наблюдается бедность словаря,  низкая осведомленность,  преемственность грамматики.

Данная программа по развитию познавательных процессов младших школьников с ЗПР состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

Коррекционно-развивающая программа включает задания и упражнения:

• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;

• на работу с эмоционально мотивационной сферой;

• на развитие свойств внимания;

• на развитие объема механической и смысловой памяти;

• ориентацию в пространстве тела;

• отвлечённую ориентировку в пространстве;

• пространственную ориентировку в плане;

• пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на обучение самоконтролю;

• на развитие произвольности.






Курс изучения программы рассчитан на детей 1 классов, обучающихся по АООП НОО, разработанный на основании специальных (коррекционных) программ 7.2 вида. Коррекционно-развивающая программа рассчитана на год по 2 часа в неделю 34 учебные недели.




Цель программы: применение разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.


Задачи:

  • диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);

  • диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния);

  • диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

  • формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;

  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).



Содержание программы


Тема раздела, количество часов

Цели

1 класс

1.

Вводное занятие. Входная диагностика познавательных процессов (когнитивной и эмоционально-волевой сферы)


Цель:

- выявление уровня развития познавательных процессов,

- анализ психологических причин трудностей в обучении.

2.

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова

Цели:

- развитие умения классифицировать предметы и слова.

3.

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия

Цель:

- развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

4.

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

Цель:

-развитие умения владеть мыслительными операциями анализа и синтеза.

5.

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

Цель:

-развитие зрительно-моторной координации.

6.

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать)

Цель:

- развитие способности к обобщению.


7.

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию

Цель:

- развитие способности к классификации, абстрагированию.

8.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

Цель:

- развитие умения устанавливать связи между понятиями.

9.

Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта

Цель:

- развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта.

10.

Упражнения на развитие внимания

Цель:

- развитие внимания.

11.

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

Цель:

- развитие внимания, ассоциативной памяти.

12.

Исследование динамики развития психических процессов

Цель:

- исследование развития психических процессов в динамике.



Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности- обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.


Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

  • увеличить скорость и гибкость мышления;

  • выделять существенные признаки и закономерности предметов;

  • сравнивать предметы, понятия;

  • обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

  • определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

  • концентрировать, переключать своё внимание;

  • развивать свою память;

  • улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

  • уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

  • самостоятельно выполнить задания;

  • осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

  • решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;

  • находить несколько способов решения задач;

  • работать в группе.


Основной показатель качества освоения программы: личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и обучение по АООП ООО.


Формы организации занятий:

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.

Методы, используемые на занятиях:

  • Игровые методы

  • Арт-терапия

  • Сказкотерапия

  • Кинезиологические упражнения

  • Релаксационные упражнения


Структура занятия

Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную. Задача вводной части – тренировка элементарных мыслительных операций, активизация мыслительной деятельности, создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов. Заключительная часть занятия – подведение итогов и рефлексия.


Формы психологического контроля

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов обучающихся проводится диагностика в начале и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы. Данные исследования заносятся в таблицу. Диагностику можно проводить, используя, разные методики. В таблице приводятся «примерные» известные методики.

Сроки

Вид диагностики

Задачи

Содержание

Формы

Сентябрь

Входящая

Определить уровень сформированности мыслительных процессов.

Диагностика внимания: 

-методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания);

- методика «Шифровка» (изучение уровня переключения внимания);

Диагностика памяти:

- методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»;

- методика «Логическая память» (изучение уровня опосредованного запоминания).

Диагностика мышления:

- Тест Равена (изучение уровня интеллектуального развития);

- методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза);

- методика «Исключение понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения);

- исследование вербально-логического мышления

Диагностика зрительно-моторной координации:

- гештальт-тест Бендер

Тестирование

Май

Итоговая

Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года

Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов в течение года.

Тестирование


Диагностическая таблица

Ф.И.О.

ребёнка

Развитие

внимания

Развитие

памяти

Развитие

мышления

Развитие зрительно-

Моторной координации

1








Требования к организации пространства

Материально-техническая база реализации психокоррекционной программы для детей с ЗПР соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения, предъявляемым к помещениям для осуществления коррекционно-развивающего процесса педагога-психолога (необходимый набор и размещение, их площадь, освещенность, расположение и размеры, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной деятельности).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!