СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по логопедии для детей с ОВЗ (ЗПР)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  коррекционно-развивающих занятий по логопедии для детей с ОВЗ (ЗПР) 2016-2017 уч.год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по логопедии для детей с ОВЗ (ЗПР)»

Согласовано

Зам.директора по УМР

___________Васильева Г.А.

Утверждаю

Директор МАОУ «Сырковская СОШ»

___________________Варакина Л.А.











Рабочая программа

коррекционно-развивающих

занятий по логопедии для детей с ОВЗ (ЗПР)

на 2016-2017 учебный год

1 класс















учитель-логопед

Волочаева Л.А.










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Методической литературы:

Логопедия под ред. Волковой - М.: «Просвещение»1989.

Т.Г.Филичева, Н. А. Чевелева, Т.В. Чиркина. Основы логопедии. - М.: “Просвещение”, 1989.

Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г

Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004

  1. Обзора программ и методик по коррекции письменной и устной речи:

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991.

Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.,1983

  1. Рекомендаций специалистов ПМПК.

Задачи программы:

Реализация системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в речевом развитии обучающихся с ОВЗ (ЗПР), их социальная адаптация.

Методологические и теоретические основы программы.

Принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по данной программе:

гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода

системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов:

I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка. Все полученные данные обследования анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте. Краткий анализ данных обследования позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.

Со второй половины сентября по май осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый. В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях.

Временные рамки III этапа – это вторая половина мая. На данном этапе идёт отслеживание динамики речевого развития детей.

Характеристика речевого развития учащихся 1 класса с ОВЗ (ЗПР).

Нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются часто, характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у детей с ОВЗ проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом.

Речевые нарушения носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.

Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа.

Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в несформированности структуры значения слова. В словаре таких детей преобладают существительные с конкретным значением.

Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи слова обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные, наречия. Чаще всего школьники употребляют в своей речи местоимения.

Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений.

У школьников недостаточно сформированы как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения.

Предложения таких детей, как правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны, неправильно построены.

Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также характеризуется качественными особенностями. Дети с ОВЗ (ЗПР) долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до старших классов школы. В процессе усвоения связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность, связь между отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило, маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются

серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребёнок практически с большим трудом усваивает программу.


При составлении рабочей программы по логопедии учитывалось следующее:

1. У детей с ОВЗ наблюдается системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), следовательно, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

2. Ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности,

поэтому весь процесс логопедической работы направлен на развитие и коррекцию высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия).

3. Логопедическая работа подготавливает логопатов к усвоению материала школьной программы, поэтому ее содержание находится в соответствии с Программой МАОУ «Сырковская СОШ».

4. В силу того, что нарушения речи у детей с ОВЗ носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки.


Цели и задачи рабочей программы по коррекции нарушений речи в 1 классе

Цель - коррекция дефектов устной и письменной речи детей с ОВЗ для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.


Основные задачи:

-коррекция и развитие психологической базы речи;

-постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;

-развитие фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;

-формирование грамматической стороны речи;

-предупреждение и коррекция дисграфии;

-развитие навыка письма и чтения;

-формирование коммуникативных навыков;

-воспитание мотивации к учению, общению.


Программа будет реализовываться на первом этапе коррекционной работы. Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи. Для этого необходимо следующее:

-Сформировать представления о звукобуквенном составе слова.

-Сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

-Корригировать дефекты произношения.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Устранение дефектов звукопроизношения не имеет расчасовки; и осуществляется параллельно с формированием фонематических процессов, с учётом динамики коррекции конкретного обучающегося.

Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой учащихся (в зависимости от. особенностей речевого дефекта обучающихся и их психофизических особенностей).


Методы:

Словесные

Практические

Наглядные методы.


Технологии:

Коррекционно-развивающие технологии;

Личностно ориентированное обучение;

Здоровьесберегающие технологии;

Дифференцированный подход в обучении;

Игровые технологии;

ИКТ — технологии.


Личностные результаты ребенка с ОВЗ в результате реализации программы коррекционной работы:

-умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своего здоровья;

-активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


Метапредметные результаты ребенка с ОВЗ в результате реализации программы коррекционной работы:

-анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;

-управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми.

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов;

-готовность слушать собеседника и вести диалог


Предметные результаты освоения содержания программы

Обучающиеся научатся:

-различать звуки на слух и в произношении;

-анализировать слова по звуковому составу,

-составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

-плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

-списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

-наизусть 3-4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса логопеда.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Наблюдать за образованием звуков речи;

  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем-логопедом;

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного;

  • различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака.

Качественным показателем эффективности коррекционной работы является: автоматизация в речи поставленных звуков, положительная динамика в формировании устной и письменной речи; повышение мотивации; пробуждение интереса к процессу чтения и письма; снятие эмоциональной напряженности и тревожности при выполнении учебной деятельности.
























Использованная литература:


  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991.

  2. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г

  3. Логопедия под ред. Волковой - М.: «Просвещение»1989.

  4. Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004

  5. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.,1983

  6. Филичева Т.Г., Чевелева Н. А., Чиркина Т.В.. Основы логопедии. - М.: “Просвещение”, 1989.




























Календарно-тематическое планирование


Содержание коррекционной работы


Часы

Дата


Обследование речи учащихся.



Знакомство. Выработка навыков учебной деятельности. В мире звуков. Звуки окружающего мира. Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки.

1


Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез слов.

1


Твёрдые и мягкие согласные. Звуковой анализ и синтез слов

1


Слово и слог. Деление слов на слоги.

1


Слоговой анализ и синтез слов. Ударение.

1


Звук и буква А.

1


Звук и буква О.

1


Звук и буква У.

1


Слова ау, уа, звуковой анализ и синтез, чтение.

1


Звук и буква Э.

1


Звук и буква М, Н. Уточнение и автоматизация произношения звуков. Чтение открытых слогов с гласными.

1


Звук и буква Л. Уточнение и автоматизация произношения звука. Чтение открытых слогов с гласными.

1


Звук и буква Р. Уточнение и автоматизация произношения звуков. Чтение открытых слогов с гласными

1


Дифференциация Л-Р. Чтение слогов и слов.

1


Звук и буква К, Т. Уточнение и автоматизация произношения звуков. Чтение открытых слогов с гласными . Звуковой и слоговой анализ и синтез.



Звук и буква В, П. Уточнение и автоматизация произношения звуков. Чтение открытых слогов с гласными. Звуковой и слоговой анализ и синтез.



Звук и буква Ш. Уточнение и автоматизация произношения звука. чтение, письмо слогов слов. Звуковой и слоговой анализ и синтез.




Звук и буква С. Дифференциация Ш-С. Звуковой слоговой анализ и синтез.




Дифференциация ы-и в слогах, словах, предложениях.



Буквы Е, Ё. Обозначение мягкости согласных.



Буквы Ю, Я. Обозначение мягкости согласных.



Звук и буква Й. Обозначение мягкости согласных.



Звук и буква З. Дифференциация С-З в слогах, словах, предложениях.



Звук и буква Г. Дифференциация Г-К в слогах, словах, предложениях.





Звук и буква Ф. Дифференциация В-Ф в слогах, словах, предложениях.



Звук и буква Д. Дифференциация Д-Т в слогах, словах, предложениях. Звуковой анализ и синтез.



Звук и буква Б. Дифференциация Б - П в слогах, словах, предложениях.



Звук и буква Ж. Дифференциация Ж - Ш в слогах, словах, предложениях. Правописание жи-ши.



Звук и буква Ч. Звуки ч-ть. Уточнение и автоматизация произношения звука. Чтение, письмо слогов, слов. Звуковой слоговой анализ и синтез.



Звук и буква Щ. Уточнение и автоматизация произношения звука. Чтение, письмо слогов, слов. Звуковой слоговой анализ и синтез.



Дифференциация Ч - Щ в слогах, словах, предложениях. Правописание ча-ща, чу-щу..




Звук и буква Ц. Уточнение и автоматизация произношения звука. Чтение, письмо слогов, слов. Звуковой слоговой анализ и синтез.



Дифференциация прописных букв Ц, Щ, И. Х – Ж.



Буквы Ъ и ь. Чтение слов.



Обследование речи учащихся.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!