СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий ООО 5-9 класс для детей с ОВЗ (вариант 9.1)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа коррекционно-развивающих занятий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий ООО 5-9 класс для детей с ОВЗ (вариант 9.1)»


  1. Пояснительная записка



Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

  1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599, АООП вариант 1.

  3. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), включенной в реестр примерных основных общеобразовательных программ (протокол от 22.12.2015 г. № 4/15).

  4. Учебного плана МКОУ «Болотская СОШ».



Цель программы – развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления) детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии, а также гармонизация личности и межличностных отношений учащихся и формирование навыков адекватного поведения.

Данные упражнения способствуют развитию познавательных психических процессов ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным. Правильно построенная система коррекционных мероприятий позволяет сократить разрыв в развитии познавательной сферы между детьми.

Основные задачи реализации курса:

  1. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов.

  2. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля.

  3. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.



  1. Описание места коррекционно-развивающих занятий в учебном плане


Программа коррекционно-развивающих занятий предназначена для обучающихся 5-9 классов и рассчитана на 5 лет, по 1 часу в неделю. 5-8 класс по 34 часа в год, 9 класс 33 часа в год.



3. Содержание программы


Программно-методический материал включает 9 разделов:

- Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия.

- Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир".

- Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.

- Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.

- Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений.

- Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения "Познавая себя и других".

- Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы "Профессиональное самоопределение».

- Коррекция и развитие навыков саморегуляции «Я учусь владеть собой».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В ходе психокоррекционных занятий применяются разные формы взаимодействия с обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся.

Программа состоит из состоит из шести взаимосвязанных этапов:

Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия. Включает в себя диагностику интеллектуального и психоэмоционального развития, обучающегося с умственной отсталостью, уровень включенности в общегрупповую деятельность.

Коррекция когнитивных процессов. Развитие внимания, памяти, мышления. Приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков. Формирование умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения. Становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Расширение словарного запаса. Развитие внутреннего плана действий. Развитие пространственного восприятия и воображения.

Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка. Знакомство с приёмами психической саморегуляции. Обучение основам саморегуляции. Ориентировка в эмоциональных состояниях. Идентификация чувств. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Воспитание чувства ответственности и долга. Знакомство с понятием «стресс», «вредные привычки». Воспитание навыков культурного поведения.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. Формирование понятия о том, что все люди разные и имеют свой характер. Развитие адекватного отношения к другому человеку, усвоение социально-приемлемых норм поведения. Формирование умения определять личностные черты других людей.

Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений. Формирование осознания самого себя и определения своего внутреннего мира. Формирование умения определить личностные черты других людей. Раскрытие качеств, необходимых для активного общения. Знакомство с принципами хорошего слушания. Расширение представлений о способах самоанализа. Отстаивание своей точки зрения и аргументации.

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы "Профессиональное самоопределение». Развитие профессиональной зрелости и интереса к самопознанию. Актуализация знаний о профессиональном самоопределении. Учет медицинских противопоказаний при выборе профессии. Личностные особенности и выбор профессии. Развитие адекватной самооценки и интереса к самопознанию. Актуализация знаний о способах и путях получения профессии. Формирование и развитие навыков самопознания. Обобщение знаний о профессиональном самоопределении.


  1. Тематическое планирование



Название темы,

количество часов.

Основное содержание

по темам

Планируемые результаты по каждой теме

(характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий предметных, личностных, метапредметных))

5 класс

1

Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия (2 ч)

Выполнение тестовых заданий по определению уровня развития когнитивной сферы, определению социально-личностного и эмоционального развития в начале обучения.

2

Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир" (15 ч)

Сосредотачивает сознание на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других.

Обобщает и классифицирует объекты, выделяет существенные признаки.

Развивает слуховую и зрительную память, запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводит.

Воспринимает контуры предметов, целостность предмета, учится ориентироваться в пространстве, развивает воображение.

3

Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка (15 ч)

Начинает видеть характер и понимать других людей с использованием фотографии друзей, людей других рас, животных

Формирует умения видеть и понимать взрослых, которые окружают ребенка через понимание семьи.

Формирует умение определить личностные черты других людей. Выполняет упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные позы. Сопоставляет различные черты характера

Выполняет упражнения на снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности, на осознание телесных ощущений, на умение регулировать и контролировать свое поведение

Выполняет упражнения, направленные на формирование понятий общение и его видов.

4

Повторное тестирование (2 ч)

Диагностика детей для Выполнение тестовых заданий по определению уровня развития когнитивной сферы, определению социально-личностного и эмоционального развития в конце обучения

6 класс

1

Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия (2 ч)

Выполнение тестовых заданий по определению уровня развития когнитивной сферы, определению социально-личностного и эмоционального развития в начале обучения

2

Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир" (14 ч)

Сосредотачивает сознание на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других. Выполняет упражнения на развитие произвольного внимания.

Обобщает и классифицирует объекты, выделяет существенные признаки. Выполняет упражнения на развитие способности систематизации объектов и информации.

Развивает слуховую и зрительную память, запоминает большой по объему материал, а потом его воспроизводит.

Воспринимает контуры предметов, целостность предмета, учится ориентироваться в пространстве, развивает воображение. Выполняет упражнения на развитие внимания и зрительного восприятия.

3

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка (16 ч)

Выполняет упражнения на сопоставление различных черт характера и адекватной самооценки.

Выполняет упражнения на раскрытие волевых возможностей.

Выполняет упражнения, направленные на снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности

Выполняет упражнения, направленные на формирование понятий общение и его видов, а также правильного поведения в различных бытовых ситуациях.

Выполняет упражнения, развивающие умение сотрудничать и выражать интерес, внимание. Тренирует навыки сотрудничества и эффективного общения сосредоточенность

4

Повторное тестирование (2 ч)

Выполнение тестовых заданий по определению уровня развития когнитивной сферы, определению социально-личностного и эмоционального развития в конце обучения

7 класс

1

Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия (2 ч)

Выполнение тестовых заданий по определению уровня развития когнитивной сферы, определению социально-личностного и эмоционального развития в начале обучения

2

Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир" (15 ч)

Сосредотачивает сознание на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других. Выполняет упражнения на развитие произвольного внимания.

Обобщает и классифицирует объекты, выделяет существенные признаки. Выполняет упражнения на развитие способности систематизации объектов и информации.

Развивает слуховую и зрительную память, запоминает большой по объему материал, а потом его воспроизводит.

Воспринимает контуры предметов, целостность предмета, учится ориентироваться в пространстве, развивает воображение. Выполняет упражнения на развитие внимания и зрительного восприятия.

Обучается навыкам саморегуляции. Выполняет дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию.

Формирует рефлексивные навыки, способствующие психическому и личностному росту, выполняет упражнения на развитие сформированности действий анализа и осознанность способа решения

3

Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений (15 ч)

Выполняет упражнения на умение определить личностные черты других людей, передачу внутренних черт характера через выразительные позы, умений распознавать эмоциональное состояние по мимике.

Выполняет упражнения на развитие мимических движений, развитие коммуникативных навыков.

Выполняет упражнения на формирование навыков активного слушания.

Выполняет упражнения на формирование умений анализировать свои поступки и умения на основе самоанализа принять верное решение.

Выполняет упражнения на развитие умений высказывать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Работа с таблицей барьеры общения. Упражнения, направленные на преодоление барьеров общения.

Заполняет таблицы разные стили общения. Участвует в разыгрывание этюдов беседы

Выполняет упражнения на развитие навыки совместной работы.

Отрабатывает навыки неконфликтного поведения

4

Повторное тестирование (2 ч)

Выполнение тестовых заданий по определению уровня развития когнитивной сферы, определению социально-личностного и эмоционального развития в конце обучения

8 класс

1

Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия (2 ч)

Выполнение тестовых заданий по определению уровня развития когнитивной сферы, определению социально-личностного и эмоционального развития в начале обучения

2

Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир" (9ч)

Сосредотачивает сознание на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других. Выполняет упражнения на развитие произвольного внимания.

Обобщает и классифицирует объекты, выделяет существенные признаки. Выполняет упражнения на развитие способности систематизации объектов и информации.

Развивает слуховую и зрительную память, запоминает большой по объему материал, а потом его воспроизводит.

Воспринимает контуры предметов, целостность предмета, учится ориентироваться в пространстве, развивает воображение. Выполняет упражнения на развитие внимания и зрительного восприятия.

3

Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения "Познавая себя и других" (10 ч)

Выполняет упражнения на формирование и развитие способностей к самопознанию, осознание своей личной

уникальности

Выполняет упражнения на развитие навыков эмпатии.

Выполняет упражнения на развитие навыков самоанализа и наблюдательности.

Выполняет упражнения на развитие умения ценить и уважать друзей, находить положительные стороны личности в окружающих

Выполняет дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, упражнения, направленные на осознание телесных ощущений, связанный с напряжение и расслаблением

Учится вежливо говорить, развивает умение начать, поддержать и вести разговор.

4

Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений (11 ч)

Выполняет упражнения на умение определить личностные черты других людей, передачу внутренних черт характера через выразительные позы, умений распознавать эмоциональное состояние по мимике.

Выполняет упражнения на развитие мимических движений, развитие коммуникативных навыков.

Выполняет упражнения на формирование навыков активного слушания.

Выполняет упражнения на развитие умений высказывать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Работа с таблицей барьеры общения. Упражнения, направленные на преодоление барьеров общения.

Заполняет таблицы разные стили общения. Участвует в разыгрывание этюдов беседы

Выполняет упражнения на развитие навыки совместной работы.

Отрабатывает навыки неконфликтного поведения

5

Повторное тестирование (2 ч)

Выполнение тестовых заданий по определению уровня развития когнитивной сферы, определению социально-личностного и эмоционального развития в конце обучения

9 класс

1

Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия (2 ч)

Выполнение тестовых заданий по определению уровня развития когнитивной сферы, определению социально-личностного и эмоционального развития в начале обучения

2

Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений (10 ч)

Заполнение таблицы «Общение его виды и структура». Выполнение упражнения, направленные на тренировку правильности восприятия собеседника.

Выполнение упражнения «Зеркало» «Самонаблюдение» «Разговор без слов».

Выполняет упражнения на умение определить личностные черты других людей, передачу внутренних черт характера через выразительные позы, умений распознавать эмоциональное состояние по мимике.

Выполняет упражнения на развитие умений высказывать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, навыков общения, умения убеждать.

Отрабатывает навыки неконфликтного поведения и конструктивного разрешения конфликта.

3

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы "Профессиональное самоопределение» (10 ч)

Выполняет упражнения на развитие профессиональной зрелости и интереса к самопознанию. Составление Информационной карты оценки мира профессий.

Выполняет задание на актуализацию знаний о профессиональном самоопределении. Выработка алгоритма принятия решения о профессиональном самоопределении»

Изучает личностные особенности выбора профессии. Выполняет задание на развитие адекватной самооценки и интереса к самопознанию. Изучает основные медицинские противопоказания при выборе профессии.

Выполняет задание на актуализацию знаний о способах и путях получения профессии.

4

Коррекция и развитие навыков саморегуляции «Я учусь владеть собой» (8 ч)

Выполняет упражнения на развитие навыков борьбы со стрессом

Выполняет упражнения на развитие навыка самоконтроля и релаксации

Воспринимает советы по подготовке к итоговой контрольной работе или экзамену.

Выполняет упражнения на развитие навыка бесконфликтного общения

Выполняет задания, направленные на обобщение полученных знаний, развитие представлений о будущем

5

Повторное тестирование (3 ч)

Выполнение тестовых заданий по определению уровня развития когнитивной сферы, определению социально-личностного и эмоционального развития в конце обучения


5. Планируемые личностные результаты



Оценка эффективности коррекционной программы осуществляется на протяжении всего учебного года и всего периода обучения. Оценка результатов проводится на начальном и заключительном этапе работы, промежуточные результаты оцениваются по результатам работы в каждом классе:

в познавательной сфере:

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- читать; писать; выполнять арифметические действия;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией;

в коммуникативной сфере:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;

- ориентироваться в спектре профессий;

- формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям:

в эмоционально-волевой сфере:

- выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

- адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.




  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса коррекционно-развивающих занятий.



Предметно-пространственная развивающая среда:

- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсорно-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие, шнуровки и т.д.);

- спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, обручи, сенсорная “тропа” для ног, массажный коврик, полусфера и др.);

- оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);

- оборудование сенсорной комнаты (оптиковолокно, воздушно-пузырьковая труба, сухой душ, сухой бассейн, тактильные дорожки и др.);

- материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А1, А2, А3, А4, А5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши, принадлежности для аромотерапии и др.);

- иллюстративный наглядный материал, направленный для понимания ситуаций межличностного взаимодействия, эмоциональных проявлений;

- мультимедийное сопровождение, видеопрезентации к урокам в соответствии с тематикой занятий;

аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.;

- комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий;

Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.;

- тетради для работ учащихся.


Перечень учебно-методических средств обучения


1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003

2.Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2005.

3.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, 1998

4.Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., 2000

5.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М., 1988

6.Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.

7.Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999 г.

8.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Власова Т.А., Певзнер М.С. – М.: Просвещение, 1973.

9.Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.

10.Галанов А.С. Игры которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). - М., 2005 - 96 с.

11.Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.

12.Дереклеева Н.И., Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. М., 2004 Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. Под ред. Л.А. Головчиц М., 2006

13.Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.

14.Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи/ Елизаров А.Н. Ось – 89, 2007.

15.Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.

16.Заваденко Н.Н. Как понять ребенка:дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000

17.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2001

18.Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

19.Иншакова О.Б., Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. М., 2006

20.Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.

21.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993

22.Кащенко В.Г. Педагогическая коррекция/ Кащенко В.Г. – М.: ВЛАДОС., 1994.

23.Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "ACT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.

24.Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения/ Козлов Н.И – Екатеринбург, 1998.

25.Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В.

26.Коррекционная педагогика/ Под.ред. Пузанова Б.П. – М.: Просвещение, 1979.

27.Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. - Ярославль: "Академия развития", 2001.

28.Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция. СПб., 2005

29.Леванова Е. А., Волошина А. Е. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - ПИТЕР, 2009 г.

30.Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

31.Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИТЕР, 2002.

32.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ редактор – составитель Райгородский Д.Я – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2007.

33.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. М., 1991

34.Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.

35.Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.

36.Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.

37.Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.

38.Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.

39.Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст]/ А.В. Семенович. - М. «Академия», 2002.

40.Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000

41.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996

42.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии [Текст]/А.Л. Сиротюк - М., 2000

43.Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для логопедов, психологов, воспитателей, учителей начальных классов, учителей дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих общеобразовательные школы по состоянию здоровья, родителей, детей- инвалидов[Текст]/под ред. И.А. Крестининой. - Киров:ООО «Радуга-Пресс», 2014. - 301 с. 

44.Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. М., 2000 СПб., 2000

45.Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.

46.Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.

47.Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990

48.Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М: Новая школа, 1993.



ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php

2. Газета "Школьный психолог"

3. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru

4. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti

5. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru

6. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru

7. Разработки занятий http://raduga.rkc-74.ru/p136aa1.html


  1. Календарно-тематическое планирование

Коррекционно-развивающих занятий 5-9 классы ОВЗ (вариант 9.1)



Календарно-тематическое планирование

5-9 классы


урока

Дата

Тема урока

Примечание


План

Факт

5 класс

1-2



Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия


3-6



Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие произвольности психических процессов


7-10



"Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"


11-14



"Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания"


15-17



"Коррекция и развитие восприятия и воображения".


18-20



"Учимся видеть друг друга"


21-22



"Этот странный взрослый мир"


23-25



"Фантазия характеров"


26-29



"Умение владеть собой"


30-32



«Культура общения»


33-34



Повторное тестирование


6 класс

1-2



Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия


3-5



"Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие произвольности психических процессов".


6-9



"Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"


10-13



"Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания".


14-16



"Коррекция и развитие восприятия и воображения".


17-19



"Палитра характеров".


20-22



"Что такое воля "


23-26



"Умение владеть собой "


27-29



«Что такое общение. Культура общения.»


30-32



«Умение сотрудничать»


33-34



Повторное тестирование


7 класс

1-2



Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия


3-5



"Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов".


6-8



"Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"


9-11



"Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания".


12-13



"Коррекция восприятия".


14-15



"Релаксация - напряжение"


16-17



"Развитие рефлексивных навыков"


18-19



Освоение приёмов активного общения "Я и другие"


20-21



Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие"


22-23



Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю"


24-25



Расширение представлений о способах самоанализа "Какое решение верно"


26-27



Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"


28-29



Устранение барьеров общения "Я + Ты"


30



"Стили общения"


31



Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре".


32



"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения.


33-34



Повторное тестирование


8 класс

1-2



Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия


3-4



"Коррекция и развитие внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов".


5-7



"Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"


8-10



"Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания".


11



"Коррекция и развитие восприятия".


12-13



"Я - это я! Знаю ли я себя"


14-15



"Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?


16



"Я и Ты. Чем мы похожи".


17



"Кто твой настоящий друг"


18-19



"Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции


20-21



"Поведение и культура


22-23



Освоение приёмов активного общения "Я и другие"


24



Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие"


25



Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю"


26



Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"


27



Устранение барьеров общения "Я + Ты"


28



"Стили общения"


29



Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешественники»


30-32



"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения.


33-34



Повторное тестирование


9 класс

1-2



Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия


3-4



Структура общения и его виды


5-6



Вербальное и невербальное общение.


7-8



Освоение приёмов активного общения "Я и другие"


9-10



Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"


11-12



Конфликты в общении и пути их разрешения.


13-14



Волшебный мир профессий. Классификация профессий.


15-16



Ошибки в выборе профессий


17-18



Мои профессиональные интересы и склонности. Учет медицинских противопоказаний при выборе профессии.


19-20



Пути получении профессии


21-22



Портрет подходящей профессии


23-24



Что такое стресс. Способы помощи в стрессовых ситуациях


25-26



Отработка навыков саморегуляции и самоконтроля кинезиологическими методами.


27



Как подготовиться к итоговой контрольной работе или экзамену.


28-29



Отработка навыков неконфликтного поведения.


30



Обобщающее занятие. «Карта моей будущей жизни»


31-33



Повторное тестирование





































п/п

Тема урока

Кол-во часов


Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия

2


Исследование мышления (Тест «4 лишний»)

Тест «Разрезные картинки» (исследование восприятия)

Тест «Запомни картинки» (исследование памяти)

Тест «Корректурная проба»

1


Тест «Последовательность событий» (исследование восприятия)

Исследование памяти (тест «10 слов»)

Тест на узнавание Когана

1


Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"

15


Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие произвольности психических процессов

0


Развитие зрительного внимания: «Графический диктант». Развитие произвольного внимания: «Шифровка», «Переплетенные линии». Развитие слухового внимания «Пиши и слушай», «Запрещенное движение», «Что изменилось?»

1


Игра на произвольное внимание «4 стихии» «Фраза в цифрах». Развитие зрительного внимания «Найди различия между картинками», «Найди слова», «Шифровка», «Подбери пару».

1


Развитие слухового внимания игра «Хлопок». Развитие произвольного внимания «Переплетенные линии», «Склеенные слова», «Подбери пару». Развитие устойчивости внимания «Корректор». Упражнение «Рисунок на слух».

1


Упражнение «Графический диктант». Игра «Что изменилось?». Развитие произвольного внимания «Спрятанное слово». Зрительное внимание «Сравни картинки», «Скопируй фигуры», «Корректор», «Зеркало».

1


"Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"

0


Развитие способности обобщать и классифицировать объекты «Классификация». Развитие логического мышления «Задачи с логическим квадратом». Упражнение «Найди лишнее слово». Развитие способности выделять существенные признаки «Главные слова». Упражнение «Смысловые соотнесения» с опорой на зрительный ряд. Развитие логического мышления, аналитической деятельности «Фраза из 3 слов». Развитие гибкости мышления «Анаграммы».

1


Развитие способности систематизации объектов и информации «Подбери заплатку к коврику», «Определи порядок». Развитие способности выделять существенные признаки «Главные слова», «Классификация». Развитие абстрактного мышления «Пословицы». Развитие уровня обобщения и отвлечения «Исключение лишнего», «Продолжи ряд». Развитие гибкости мышления «Анаграммы», «Ребусы».

1


Упражнение «Закономерности» с опорой на зрительный ряд. Развитие логического мышления «Задачи с логическим квадратом». Развитие способности анализа и синтеза «Сравни слова». Развитие анализа отношения понятий «Аналогии». Развитие способности обобщать и классифицировать объекты «Классификация». Развитие гибкости мышления «Пословицы».

1


Упражнение «Смысловые соотнесения» с опорой на зрительный ряд. Развитие логического мышления, аналитической деятельности «Фраза из 3 слов». Развитие гибкости мышления «Анаграммы». Развитие умения действовать по плану. «Выполняй по порядку.

1


"Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания"

0


Развитие слуховой памяти игра «Какое слово повторяется?», «10 слов». Развитие зрительной памяти - «Запомни пары картинок». Игра «Что изменилось?», «Мой путь от дома до школы».

1


Развитие зрительной памяти «Запомни картинки». Игра «Пиктограмма». Развитие слуховой памяти «Пары слов». Игра «Запрещенное движение».

1


Развитие зрительной памяти с использованием картинок «Что изменилось?». Упражнения «Каждому животному свое место». Работа с мнемотаблицами и сказками.

1


Развитие слуховой памяти «Пары слов», Запомни слова и повтори», работа с текстом «Зимняя сказка». Игра «Снежным ком», «Буквы заблудились».

1


"Коррекция и развитие восприятия и воображения".

0


Развитие восприятия контура предметов «Контуры». Работа по восприятию целостности предмета «Пазлы». Развитие пространственного восприятия - игра «Право - лево, верх-низ». Развитие воображения «Дорисуй картинку»

1


Развитие внимания и зрительного восприятия «Лабиринт» «Найди на картинке фрагменты изображения». Развитие воображения «Соедини точки», «Расскажи историю по картинкам», «Дорисуй животное». Картинки «Нелепицы».

1


Развитие пространственной ориентации игра «Правая рука - левая нога». Развитие восприятия «Собери картинку». Работа с развивающим конструктором «Воскобовича». Развитие зрительного восприятия «Лабиринт». «Помоги отремонтировать забор»

1


Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка

15


"Учимся видеть друг друга"

0


Учимся видеть характер и понимать других людей через игру «разгадай характер» с использованием фотографии друзей, людей других рас, животных.

1


Разгадываем характер через игру «Игрушки моим друзьям». Обсуждение кому какую игрушку я бы подарил и почему. Рисуем игрушку себе и другу.

1


Формируем понятие о том, что все люди разные и имеют свой характер. Развитие адекватного отношения к другому человеку, усвоение социально-приемлемых норм поведения через стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо?»

1


"Этот странный взрослый мир"

0


Формирование умения видеть и понимать взрослых, которые окружают ребенка через понимание семьи. Упражнение с использованием элементов арт-терапии «Портрет моей семьи» (коллаж)

1


Формирование понимания правил поведения в обществе через игру «В магазине, «В автобусе», «Интервью»

1


"Фантазия характеров"

0


Формируем умение определить личностные черты других людей. Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные позы («Часовой», «Так будет справедливо», «Ябеда», «Кривляка», «Честность», «Доброта»)

1


Игры на сопоставление различных черт характера «Два друга», «Три характера», «Чертенок», «Мальчик - наоборот»)

1


Сочинения фантазии характеров с опорой на строки литературных произведений («Сочини сказку». «Кем и чем я могу быть») Игры-импровизации на передачу характеров персонажей («Игра в другого человека», «Мой двойник», «разговор по телефону»)

1


"Умение владеть собой"

0


Упражнения направленные на снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности: «Пружинки, Солнышко и тучка», «Кулачки». «Поющие коты» Упражнение на дыхание.

1


Упражнения, направленные на осознание телесных ощущений, связанный с напряжение и расслаблением: «Жарко - холодно», «Мячик», «Запретное движение». «Крюки Дениса» «Дыхательные упражнения»

1


Упражнения, направленные на умение регулировать и контролировать свое поведение: «нос-пол-потолок», «4 стихии». «Великаны-карлики», «Что слышно?» «Платочек смеха»

1


Упражнения, направленные на умение регулировать и контролировать свое поведение: «Дыхательная техника», «4 стихии». «мешочек гнева», «Что слышно?» «Запретное движение»

1


«Культура общения»

0


Упражнения, направленные на поведения в различных бытовых ситуациях. «Поздороваемся разными способами. Использование волшебных слов (приветствия, благодарности. Извинения), Правила хорошего тона. Моделирование ситуаций. «За столом», «Я жду гостей» (использование игрушек)

1


Как себя вести в кругу друзей, классе. Моделирование ситуаций. Учимся вежливо говорить (умение начать, поддержать и вести разговор)

1


Моделирование ситуаций общения разговора по телефону, правила общения по телефону. Игра «Телефон» Упражнение на развитие навыков письменного общения: «Я вам пишу...», «Письмо другу».

1


Повторное тестирование

2


Исследование мышления (Тест «4 лишний»)

Тест «Разрезные картинки» (исследование восприятия)

Тест «Запомни картинки» (исследование памяти)

Тест «Корректурная проба»

1


Тест «Последовательность событий» (исследование восприятия)

Исследование памяти (тест «10 слов»)

Тест на узнавание Когана

1

6 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов


Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия

2


Исследование мышления (Тест «4 лишний»)

Тест «Разрезные картинки» (исследование восприятия)

Тест «Запомни картинки» (исследование памяти)

Тест «Корректурная проба»

1


Тест «Последовательность событий» (исследование восприятия)

Исследование памяти (тест «10 слов»)

Тест на узнавание Когана

1


Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"

14


"Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие произвольности психических процессов".

0


Упражнение «Закончи предложение».

1


Упражнение «Чего больше?»

1


Упражнение «Лишнее слово».

1


"Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"

0


Упражнение «Восстанови пропущенное слово»

1


Упражнение «Закончи словосочетания».

1


Упражнение «Закончи предложение»

1


Упражнение «Составляем определения»

1


"Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания".

0


Упражнение «Запомни фигуры»

1


Упражнение «Запомни нужные слова»

1


Упражнение «Пиктограмма»

1


Упражнение «Вспомни пару»

1


"Коррекция и развитие восприятия и воображения".

0


Упражнение «Сравнение понятий»

1


Упражнение «Новые словечки

1


Упражнение «Угадайка»

1


Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

16


"Палитра характеров".

0


Формируем понятие о том, что все люди разные и имеют свой характер. Развитие адекватного отношения к другому человеку, усвоение социально-приемлемых норм поведения через обсуждение рассказов. Формируем умение определить личностные черты других людей. Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные позы («Часовой», «Так будет справедливо», «Ябеда», «Кривляка», «Честность», «Доброта»).

1


Игры на сопоставление различных черт характера «Два друга», «Три характера», «Чертенок», «Мальчик - наоборот»). Этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений. Игра на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность («Что там происходит?», «Кузнечик», «Раздумье»)

1


Сочинения фантазии характеров с опорой на строки литературных произведений («Сочини сказку». «Кем и чем я могу быть»)

1


Формируем адекватную самооценку через упражнение «как я выгляжу в глазах моих близких». Определяем кто входит в круг близких людей и почему. Игра «ассоциации». Игры-импровизации на передачу характеров персонажей («Игра в другого человека», «Мой двойник», «разговор по телефону»).

1


"Что такое воля"

0


Формируем понятие о том, что такое воля какое значение имеет в жизни человека. Упражнения на волевую само регуляцию «Платочек смеха» «Поддержи друга» «Я прошу у вас прощения» «Гляделки».

1


"Умение владеть собой "

0


Упражнения направленные на снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности: «Пружинки, Солнышко и тучка», «Кулачки». «Поющие коты» Упражнение на дыхание.

1


Упражнения, направленные на осознание телесных ощущений, связанный с напряжение и расслаблением: «Жарко - холодно», «Мячик», «Запретное движение». «Крюки Дениса» «Дыхательные упражнения»

1


Упражнения, направленные на умение регулировать и контролировать свое поведение: «нос-пол-потолок», «4 стихии». «светофор» «Платочек смеха», Кнопки мозга»

1


Упражнения, направленные на умение регулировать и контролировать свое поведение: «Дыхательная техника», «мешочек гнева», «Что слышно?» «Запретное движение» «Энергетическая зевота»

1


«Что такое общение. Культура общения.»

0


Формирование понятий общение и его видов. Упражнения, направленные на формирование коммуникативных навыков и поведения в различных бытовых ситуациях. «Как здороваются люди разных профессий» «Угадай кто» «Молекулы» Использование волшебных слов (приветствия, благодарности. Извинения) «Игра снежный ком»

1


Как себя вести в кругу друзей, классе. Моделирование ситуаций. Учимся вежливо говорить (умение начать, поддержать и вести разговор. Упражнения «Репортер» «Интервью со взрослым» «Пойми меня»

1


Моделирование ситуаций общения разговора по телефону, правила общения по телефону. Игра «Телефон» моделирование ситуаций общения с незнакомым человеком «Как пройти в библиотеку» «говорим жестами»

1


Упражнение на развитие навыков письменного общения: «Я вам пишу.», «Письмо другу». Правила хорошего тона. Моделирование ситуаций. «За столом», «Я жду гостей»

1


«Умение сотрудничать»

0


Формирование понятий сотрудничества. Игры, развивающие умение сотрудничать: «Найди путь» «Проводник» «Угадай настроение. Этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений. Игра на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность («Что там происходит?», «Кузнечик», «Раздумье»)

1


Игры на развитие умения выражать эмоциональные чувства радости, удовольствия. Обсуждение какие бывают эмоции: положительные и отрицательные, как они влияют на общение и сотрудничество. Выбираем цвета для полярных эмоций.

1


Тренируем навыки сотрудничества и эффективного общения. Упражнения «Контакт» «Поиск общего» «Иностранец и переводчик» «Доверяющее падение».

1


Повторное тестирование

2


Исследование мышления (Тест «4 лишний»)

Тест «Разрезные картинки» (исследование восприятия)

Тест «Запомни картинки» (исследование памяти)

Тест «Корректурная проба»

1


Тест «Последовательность событий» (исследование восприятия)

Исследование памяти (тест «10 слов»)

Тест на узнавание Когана

1

7 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов


Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия

2


Исследование мышления (Тест «4 лишний»)

Тест «Разрезные картинки» (исследование восприятия)

Тест «Запомни картинки» (исследование памяти)

Тест «Корректурная проба»

1


Тест «Последовательность событий» (исследование восприятия)

Исследование памяти (тест «10 слов»)

Тест на узнавание Когана

1


Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"

15


"Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов".

0


Упражнение «Расставь события по порядку».

1


Упражнение «Подбери общее понятие»

1


Упражнение «Прочти спрятанное предложение».

1


"Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"

0


Упражнение «Назови причину».

1


Упражнение «Составление рассказа по серии картинок».

1


«Составление рассказа по сюжетной картине».

1


"Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания".

0


Развитие слуховой памяти игра «Какое слово повторяется?», «10 слов». Развитие зрительной памяти «Запомни пары картинок». Игра «Что изменилось?», «Мой путь от дома до школы». «Запомни и нарисуй»

1


Развитие зрительной памяти «Запомни картинки». Игра «Пиктограмма». Развитие слуховой памяти «Пары слов». «10 цифр» Игра «Запрещенное движение». Работа с текстом «Зимняя сказка». Игра «Снежным ком», «слова заблудились».

1


Развитие зрительной памяти с использованием картинок «Что изменилось?». Упражнения «Каждому животному свое место». Работа с мнемотаблицами к сказкам. Развитие слуховой памяти «Пары слов», Запомни слова и повтори», работа с мнемо таблицами.

1


"Коррекция восприятия".

0


Упражнение «Загадки-описания»

1


Упражнение «Угадай животное».

1


"Релаксация - напряжение"

0


"Я учусь владеть собой". Обучение навыкам саморегуляции Дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию «Крюки Денисона» «Пластилин», «Скульптура уверенного человека» техника «Храм тишины»

1


Упражнения, направленные на осознание телесных ощущений, связанный с напряжение и расслаблением: «Жарко - холодно», «Мячик», «Запретное движение» «Сад моей мечты»

1


"Развитие рефлексивных навыков"

0


Развитие произвольности «Соедини слово». Развитие внимания и рефлексивных навыков «Корректор». Развитие сформированности действий анализа и осознанность способа решения (выполнения) - «Расставь знаки препинания», «Дорисуй узор».

1


Развитие произвольности «Найди слова», «Хлопок на цифру». Формирование внутреннего плана действий «Перепутанный рассказ». Формирование владения разными формами выполнения задания «Составь схему предложений».

1


Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений

15


Освоение приёмов активного общения "Я и другие"

0


Осознание самого себя через игру «Что такое Я» - формирование целостного образа я. Определение своего внутреннего мира через игру «Свет мой зеркальце, скажи!». Как мы выглядим в глазах других людей. Нравится нам этот образ? Что хотели бы в нем изменить. Используем методику «Мой автопортрет» (можно в коллажной технике).

1


Формируем умение определить личностные черты других людей. Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные позы («Часовой», «Так будет справедливо», «Ябеда», «Кривляка», «Честность», «Доброта»). Упражнение на развитие мимических движений. Игра на тренировку умений распознавать эмоциональное состояние по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей «Угадай и собери»). упражнения на распознавание выразительности жеста

1


Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие"

0


Учимся видеть характер и понимать других людей через игру «разгадай характер» с использованием фотографии друзей, людей других рас, животных. Упражнение на развитие мимических движений. Игра на тренировку умений распознавать эмоциональное состояние по мимике, с помощью разрезных эмоциональных профилей «Угадай и собери». Упражнения на распознавание выразительности жеста

1


Развитие коммуникативных навыков посредством упражнений: «Абориген» (по принципу игры испорченный телефон), «Приглашение и отказ» «Путаница». Игры на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность («Что там происходит?», «Кузнечик», «Раздумье»)

1


Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю"

0


Формирование навыков активного слушания упражнение «10 признаков того, что вас внимательно слушают». Формирование умения в беседе использовать «Я – высказывания». Упражнение «Интервью»

1


Расширение представлений о способах самоанализа "Какое решение верно"

0


Понятие самоанализа. Развитие умений анализировать свои поступки через обсуждение сказки на новый лад «Мальчик-с пальчик. Анализируем многообразие мира вокруг подростка многообразие людей, многообразие животного мира, многообразие мира вещей). Упражнение «Если бы я был ...., то я».

1


Развитие умения на основе самоанализа принять верное решение. Упражнение «Щелчок», игра «Последствия». Пожелание себе - упражнение через арт-терапию (делаем ладошку в технике квиллинга).

1


Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"

0


Развитие умений высказывать свое мнение. Упражнение «Корреспондент», «Зеркало» «Переманивание»

1


Развитие умения аргументировать свою точку зрения. Упражнение «Защита» Упражнение «Неоконченные предложения». Игра «Таможня»

1


Устранение барьеров общения "Я + Ты"

0


Что такое барьеры общения. Работа с таблицей барьеры общения. Упражнения, направленные на преодоление барьеров общения. «Все, Некоторые, только я», «Круг уверенности», «Зеркало».

1


Работа с таблицей «Какой я в общении». Упражнения, направленные на преодоление барьеров общения «Скульптор-глина» «Мусорное ведро» «Слепец и поводырь»

1


"Стили общения"

0


Представление о стилях общения, Заполнение таблицы разные стили общения. Разыгрывание этюдов беседы «С другом», «Школьное сообщение» «беседа на торжественном приеме»

1


Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре".

0


Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре".

1


"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения.

0


Что такое конфликт. Какие бывают конфликты. Отработка навыков неконфликтного поведения упражнения «Восковая палочка», «Коллективная сказка» «Рисуем молча»

1


Упражнение на развитие мимических движений. Игра на тренировку умений распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей «Угадай и собери»). Упражнение, направленные на отработку навыков неконфликтного поведения. «Доброе слово» «Я тебя понимаю» Как укреплять свою коммуникабельность (выработка правил).

1


Повторное тестирование

2


Исследование мышления (Тест «4 лишний»)

Тест «Разрезные картинки» (исследование восприятия)

Тест «Запомни картинки» (исследование памяти)

Тест «Корректурная проба»

1


Тест «Последовательность событий» (исследование восприятия)

Исследование памяти (тест «10 слов»)

Тест на узнавание Когана

1

8 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов


Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия

2


Исследование мышления (Тест «4 лишний»)

Тест «Разрезные картинки» (исследование восприятия)

Тест «Запомни картинки» (исследование памяти)

Тест «Корректурная проба»

1


Тест «Последовательность событий» (исследование восприятия)

Исследование памяти (тест «10 слов»)

Тест на узнавание Когана

1


Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"

9


"Коррекция и развитие внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов".

0


Упражнение «Пишущая машинка». Примерные слова: дом, папа, мама, чаша, каша, рама, рука, вода, бык, сон, стул, ложка.

1


Упражнение «Отыщи числа».

1


"Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"

0


Упражнение «Совмести фигуры»

1


Упражнение «Подбери общее понятие»

1


Упражнение «Закончи рисунок».

1


"Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания".

0


Развитие слуховой памяти игра «Какое слово повторяется?», «10 слов». Развитие зрительной памяти «Запомни пары картинок». Игра «Что изменилось?», «Мой путь от дома до школы». «Запомни и нарисуй»

1


Развитие зрительной памяти «Запомни картинки». Игра «Пиктограмма». Развитие слуховой памяти «Пары слов». «10 цифр» Игра «Запрещенное движение». Работа с текстом «Зимняя сказка». Игра «Снежным ком», «слова заблудились».

1


Развитие зрительной памяти с использованием картинок «Что изменилось?». Упражнения «Каждому животному свое место». Работа с мнемотаблицами к сказкам. Развитие слуховой памяти «Пары слов», Запомни слова и повтори», работа с мнемо таблицами

1


"Коррекция и развитие восприятия".

0


Развитие восприятия контура предметов «Контуры». Работа по восприятию целостности предмета «Пазлы». Развитие пространственного восприятия - игра «Право - лево, верх-низ». Развитие воображения «Дорисуй картинку». Развитие внимания и зрительного восприятия «Лабиринт» «Найди на картинке фрагменты изображения». Развитие воображения «Соедини точки», «Расскажи историю по картинкам», «Дорисуй животное». Картинки «Нелепицы». Развитие пространственной ориентации игра «Правая рука - левая нога».

1


Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения "Познавая себя и других"

10


"Я - это я! Знаю ли я себя"

0


Формирование и развитие способностей к самопознанию, осознание своей личной уникальности. Упражнения «Листок», «Профиль» «10 ответов на вопрос кто я?»

1


Развитие способностей к самопознанию, формирование понятий чувства, возможности Упражнения «Комплимент» «Мой автопортрет» «Описание чувств» (метод незаконченных предложений)

1


"Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?

0


Развитие навыков эмпатии. Актуализация знаний об эмоциональной сфере. Упражнения «Здравствуй друг» «Сказочные герои», «Зеркало», работа с таблицей «Чувства и эмоции».

1


Развитие навыков эмпатии. Упражнения «Корзина дружеских качеств» «Кривляка» «Фотограф и модель». Этюды «Встреча друзей» «Обиженный ребенок» «Ура Каникулы» «Шпион».

1


"Я и Ты. Чем мы похожи".

0


Занятие развитие навыков самоанализа и наблюдательности. Работа с таблицей «Я и мой друг... Что общего и чем мы отличаемся». Упражнения: «Отгадай эмоцию» «Зеркало» «Иностранец и переводчик»

1


"Кто твой настоящий друг"

0


Развитие умения ценить и уважать друзей. Находить положительные стороны личности в окружающих. Упражнения «Приятные слова», обсуждение положительных и отрицательных качеств героев рассказа «Друзья» сочинение-объявление «Ищу друга»

1


" Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции

0


"Я учусь владеть собой". Обучение навыкам саморегуляции Дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию «Крюки Денисона» «Пластилин», «Скульптура уверенного человека» техника «Храм тишины»

1


Упражнения, направленные на осознание телесных ощущений, связанный с напряжение и расслаблением: «Жарко - холодно», «Мячик», «Запретное движение» «Сад моей мечты»

1


"Поведение и культура

0


Развитие навыков культурного поведения. Моделирование ситуаций. Учимся вежливо говорить (умение начать, поддержать и вести разговор. Упражнения «Репортер» «Интервью со взрослым» «Пойми меня». Моделирование ситуаций общения разговора по телефону, правила общения по телефону. Игра «Телефон» моделирование ситуаций общения с незнакомым человеком «Как пройти в библиотеку» «Говорим жестами»

1


Развитие навыков культурного поведения Упражнение на развитие навыков письменного общения: «Я вам пишу», «Письмо другу». Правила хорошего тона. Моделирование ситуаций. «За столом», «Я иду в гости», «Я принимаю гостей» «В театре»

1


Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений

11


Освоение приёмов активного общения "Я и другие"

0


Осознание самого себя через игру «Что такое Я» - формирование целостного образа я. Определение своего внутреннего мира через игру «Свет мой зеркальце, скажи!». Как мы выглядим в глазах других людей. Нравится нам этот образ? Что хотели бы в нем изменить. Используем методику «Мой автопортрет» (можно в коллажной технике). Формируем умение определить личностные черты других людей.

1


Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные позы («Часовой», «Так будет справедливо», «Ябеда», «Кривляка», «Честность», «Доброта»).

1


Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие"

0


Учимся видеть характер и понимать других людей через игру «разгадай характер» с использованием фотографии друзей, людей других рас, животных. Упражнение на развитие мимических движений. Игра на тренировку умений распознавать эмоциональное состояние по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей «Угадай и собери»).

Упражнения на распознавание выразительности жеста. Развитие коммуникативных навыков посредством упражнений: «Абориген» (по принципу игры испорченный телефон), «Приглашение и отказ» «Путаница». Игры на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность («Что там происходит?», «Кузнечик», «Раздумье»)

1


Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю"

0


Формирование навыков активного слушания упражнение «10 признаков того, что вас внимательно слушают». Формирование умения в беседе использовать Я-высказывания. Упражнение «Интервью»

1


Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"

0


Развитие умений высказывать свое мнение. Упражнение «Корреспондент», «Зеркало» «Переманивание» Развитие умения аргументировать свою точку зрения. Упражнение «Защита» Упражнение «Неоконченные предложения». Игра «Таможня»

1


Устранение барьеров общения "Я + Ты"

0


Что такое барьеры общения. Работа с таблицей барьеры общения. Упражнения, направленные на преодоление барьеров общения. «Все, Некоторые, только я», «Круг уверенности», «Зеркало», Работа с таблицей «Какой я в общении». Упражнения, направленные на преодоление барьеров общения «Скульптор-глина» «Слепец и поводырь»

1


"Стили общения"

0


Представление о стилях общения, Заполнение таблицы разные стили общения. Разыгрывание этюдов беседы «С другом» «Школьное сообщение» «беседа на торжественном приеме»

1


Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешественники»

0


Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре".

1


"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения.

0


Что такое конфликт. Какие бывают конфликты. Отработка навыков неконфликтного поведения упражнения «Восковая палочка», «Коллективная сказка» «Рисуем молча»

1


Упражнение на развитие мимических движений. Игра на тренировку умений распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей «Угадай и собери»).

1


Упражнение, направленные на отработку навыков неконфликтного поведения. «Доброе слово» «Я тебя понимаю» Как укреплять свою коммуникабельность (выработка правил.)

1


Повторное тестирование

2


Исследование мышления (Тест «4 лишний»)

Тест «Разрезные картинки» (исследование восприятия)

Тест «Запомни картинки» (исследование памяти)

Тест «Корректурная проба»

1


Тест «Последовательность событий» (исследование восприятия)

Исследование памяти (тест «10 слов»)

Тест на узнавание Когана

1

9 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов


Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия

2


Методика: «Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)

1


Дифференциально-диагностический опросник Климова

1


Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений

10


Структура общения и его виды

0


Мини лекция «Понятие «общение» значение и структура общения. Упражнения: «Знакомство иностранцев» «интервью в парах», «Поиск общего». Заполнение таблицы «общение его виды и структура», упражнение «пожелание»

1


Мини лекция «Восприятие людьми друг друга. Особенности восприятия. Ошибки восприятия.» Заполнение таблицы «Окно иогари» Упражнения, направленные на тренировку правильности восприятия собеседника «Ассоциации» «Любопытный». «Подарок»

1


Вербальное и невербальное общение.

0


Мини лекция «Речевые и неречевые средства общения. Язык жестов. Открытые и закрытые жесты.». Упражнения «Зеркало» «Самонаблюдение» «Разговор без слов»

1


Мини лекция «Зоны общения, их характеристики» упражнения «Пожелания здоровья» «Иностранец и переводчик» «Пойми меня» «Самонаблюдение»

1


Освоение приёмов активного общения "Я и другие"

0


Осознание самого себя через игру «Что такое Я» - формирование целостного образа я. Определение своего внутреннего мира через игру «Свет мой зеркальце, скажи!» Как мы выглядим в глазах других людей. Нравится нам этот образ? Что хотели бы в нем изменить. Используем методику «Мой автопортрет» (можно в коллажной технике).

1


Формируем умение определить личностные черты других людей. Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные позы («Часовой», «Так будет справедливо», «Ябеда», «Кривляка», «Честность», «Доброта»). Упражнение на развитие мимических движений. Игра на тренировку умений распознавать эмоциональное состояние по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей «Угадай и собери»). Упражнения на распознавание выразительности жеста.

1


Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"

0


Развитие умений высказывать свое мнение. Упражнение «Корреспондент», «Зеркало» «Переманивание» Развитие умения аргументировать свою точку зрения. Упражнение «Защита» Упражнение «Неоконченные предложения». Игра «Таможня»

1


Развитие навыков общения, умения убеждать. Мини лекция «умение вести разговор - талант» упражнения «Общение - это....» «Гость» (карточная игра), «Я хочу, я могу, я буду», тест «Общительный ли ты человек».

1


Конфликты в общении и пути их разрешения.

0


Развитие навыков разрешения конфликтов и саморегуляции Мини лекция «Конфликт и его динамика»Работа с таблицей «Стратегии выхода из конфликтной ситуации». Упражнения «Доброе слово», «Мешочек гнева», «Шарик»

1


Формирование навыка конструктивного разрешения конфликта. Мини лекция «Какими бывают конфликты и как их разрешить». Работа с таблицей «Ступени разрешения конфликта» упражнения «Два барашка» «Встань на мое место», «Здравствуй друг». Разыгрывание этюдов «Ссора друзей», «Разговор с родителями».

1


Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы "Профессиональное самоопределение»

10


Волшебный мир профессий. Классификация профессий.

0


Развитие профессиональной зрелости и интереса к самопознанию. Мини лекция «Профессии и их классификации» техника «Знакомство» заполнение таблицы «Классификация профессий по Климову». Упражнения «Покажи профессию», «Разделение по признаку»

1


Развитие профессиональной зрелости и интереса к самопознанию Мини лекция «Профессиональное и жизненное самоопределение. Что это такое». Составление Информационной карты оценки мира профессий. Упражнения «Интервью» «Я буду как....», «Оценка профессии» «Угадай профессию по описанию»

1


Ошибки в выборе профессий

0


Актуализация знаний о профессиональном самоопределении. Мини лекция «Ошибки в выборе профессий». Работа с «Картой ошибок при выборе профессий», техника «Плюс, минус. Интересно. Упражнение «Ассоциации», «Я знаю», «Выбери меня»

1


Актуализация знаний о профессиональном самоопределении. Выработка алгоритма принятия решения о профессиональном самоопределении» техники: «Плюс, минус. Интересно», упражнения «Организатор», «Поддержка» «Скажи нет!»

1


Мои профессиональные интересы и склонности. Учет медицинских противопоказаний при выборе профессии.

0


Развитие профессиональной зрелости и интереса к самопознанию. Мини лекция «Личностные особенности выбор профессии» Анкета «Готовность к выбору профессии» Упражнения «Мой характер» «Я -Это я», игра «Шестое чувство»

1


Актуализация знаний о профессиональном самоопределении повышение интереса к самопознанию. Техника «Мои способности» «Самоописание»

1


Развитие адекватной самооценки и интереса к самопознанию. Мини лекция «Медицинские противопоказания при выборе профессии». Техника «Оценка видов деятельности» «Мои возможности», упражнения «Снежный ком» «Попугай» «Путаница».

1


Пути получении профессии

0


Актуализация знаний о способах и путях получения профессии. Интернет- путешествие. «Где я могу получить профессию»

1


Портрет подходящей профессии

0


Формирование и развитие навыков самопознания. Мини лекция «Роль жизненных ценностей при выборе профессии». Работа с таблицей «Мои жизненные ценности», Игра «Отдел кадров» проективный рисунок «Я через 10 лет»

1


Обобщение знаний о профессиональном самоопределении. Упражнения «Незаконченные предложения», Составление карты Самоописание. «Я сейчас, я в будущем» Проективный рисунок «каким я себя представляю в своей профессии»

1


Коррекция и развитие навыков саморегуляции «Я учусь владеть собой»

8


Что такое стресс. Способы помощи в стрессовых ситуациях

0


Развитие навыков борьбы со стрессом. Мозговой штурм «Что такое стресс?» Работа с картой «Стрессовые ситуации», упражнение «4 облака», «Маятник». Проективный рисунок «Я борюсь со стрессом».

1


Развитие навыков борьбы со стрессом разработка памятки «Способы борьбы со стрессом» Упражнение «Мне нужна помощь», «Стеклянный колпак», «Маятник», «Глубокое дыхание».

1


Отработка навыков саморегуляции и самоконтроля кинезиологическими методами.

0


Развитие навыка самоконтроля и релаксации. Мини лекция «Что такое кинезиология. Как она поможет в овладении навыков самоконтроля и саморегуляции». Упражнения «Дерево», «Луч солнца», «Водопад» «Орущие коты»

1


Развитие навыка самоконтроля и релаксации. Навыки аутотренинга «Храм тишины» «Мешочек гнева» Упражнение «Энергетическая зевота» «Стакан воды» «Кнопки мозга», «Крюки Денисона»

1


Как подготовиться к итоговой контрольной работе или экзамену.

0


Советы по подготовке к итоговой контрольной работе или экзамену. Упражнения «Ассоциации» Памятка «Как заучивать материал, как справиться с волнением». Игра- тренинг «Тяните билет» (погружение в ситуацию сдачи экзамена)

1


Отработка навыков неконфликтного поведения.

0


Развитие навыка бесконфликтного общения. Мини лекция «Что такое конфликт. Какие бывают конфликты». Отработка навыков неконфликтного поведения упражнения «Восковая палочка», «Коллективная сказка» «Рисуем молча»

1


Упражнение на развитие мимических движений. Игра на тренировку умений распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей «Угадай и собери»). Упражнение, направленные на отработку навыков неконфликтного поведения. «Доброе слово» «Я тебя понимаю» Как укреплять свою коммуникабельность (выработка правил.)

1


Обобщающее занятие. «Карта моей будущей жизни»

0


Обобщение полученных знаний, развитие представлений о будущем. Проективная методика «Карта моей будущей жизни» (создание коллажа).

1


Итоговое тестирование

4

31-32

Методика: «Рисунок человека» (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)

2

33-34

Дифференциально-диагностический опросник Климова

2

























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!