Пояснительная записка
«Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности с обучающими 5-9 классов, имеющими трудности в обучении, в том числе с ОВЗ (ЗПР)» составлена на основе:
Учебно – тематическое планирование разработано на основании методического пособия:
- Программа коррекционной работы в школе : Психолого – педагогическое обеспечение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М. : Дрофа, 2015.
Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям, имеющим трудности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы 5-9 классов, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы направлена также на разрешение таких проблем, возникающих в процессе образования школьников, как несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме, низкий уровень готовности к систематическому обучению, низкая познавательная и учебная мотивация, негативные тенденции личностного развития, эмоциональные нарушения поведения; дезадаптация в школе; неуспеваемость и другие.
Цель: индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала; создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной образовательной, адаптированной образовательной программ всеми обучающимися, в том числе детьми с ЗПР, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Задачи программы:
Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности).
Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.
Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуальные, групповые формы занятий с педагогом - психологом.
Основные задачи и содержание образования на каждом уровне формируются исходя из психологических характеристик учащегося данного возраста
Основное общее образование (5-9 классы):
достижение выпускниками 5-9 классов уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе как по математическому и естественно-научному, так и по социально-культурному направлениям;
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности; организация целенаправленной познавательной деятельности учащихся, направленной на дальнейшее развитие личности учащегося, его индивидуальных возможностей и интересов, способности к социальному определению;
сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия (психокоррекционные) групповые», является частью коррекционно-развивающей области.
В соответствии с учебным планом коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия (психокоррекционные) - групповые» реализуется с 5-9 класс по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет в 9 классе 33 часа, в 5-8 34 часа.
Содержание коррекционного курса
Содержание программы разрабатывалось на основе принципов:
гуманистической направленности (отношение педагога к детям и подросткам как к ответственным субъектам собственного развития; стратегия взаимодействия, основанная на субъект - субъектных отношениях);
природосообразности (воспитание детей сообразно их полу, возрасту, ограниченным возможностям здоровья; формирование ответственности за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения);
культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях);
эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения; формирование социально-бытовых умений и навыков);
сотрудничества с родителями.
Данная коррекционно – развивающая программа составлена для детей, имеющих трудности в усвоении школьных дисциплин, связанных:
с проблемами здоровья обучающихся (дети с ОВЗ);
с недостаточным развитием психических процессов личности школьника (памяти, внимания, логического мышления);
с низкой мотивацией обучения;
Все занятия ориентированы на следующие направления:
Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза для каждого следующего занятия;
Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.
Психологическая работа, направленная на обеспечение полноценного психического развития ребенка, предполагает решение следующих задач:
Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:
обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
коррекция недостатков в двигательной сфере;
развитие общей и мелкой моторики;
формирование чувства ритма;
создание условий для полноценного межличностного взаимодействия через систему специальных игровых упражнений.
Целенаправленное формирование высших психических функций:
развитие сенсорно - перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;
формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи;
развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядное моделирование в различных видах деятельности;
развитие творческих способностей.
Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно- операционных и регуляционных компонентов:
целенаправленное формирование учебной деятельности: умение программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий;
всестороннее развитие предметно-практической деятельности.
Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:
формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
преодоление негативных качеств формирующего характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении.
Преодоление недостатков в речевом развитии:
целенаправленное формирование функций речи;
особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с задержанным психическим развитием, формированию и развитию связной речи;
создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы;
одной из важнейших задач является формирование навыков письма и чтения.
Формирование коммуникативной деятельности:
обеспечение эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;
формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы, количество часов. Основное содержание по темам | Планируемые результаты по каждой теме (характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий предметных, личностных, метапредметных)) |
5 класс |
1 | Входная диагностика познавательных процессов (4 часа). | Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы. Исследование устойчивости внимания. Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. Исследование словесно – логического, наглядно – действенного мышления. |
2 | Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов (17 часов). | Восприятие пространства. Формирование пространственных представлений. Развитие восприятия времени. Развитие восприятия формы и цвета, величины и веса. Развитие устойчивости, концентрации, переключения внимания. Развитие зрительной и слуховой памяти, словесно-логического мышления. Развивать умения классифицировать. |
3 | Диагностика моторной деятельности (2 часа). | Исследование развития движений пальцев и рук, пластичности. Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. |
4 | Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности (7 часов). | Расслабление с фиксацией на дыхание. Дыхательная гимнастика. Расслабление по контрасту. Развитие тонких тактильных ощущений. |
5 | Заключительная диагностика (4 часа). | Диагностика памяти, внимания и мышления. Анализ диагностических материалов, самооценка. |
Всего 34 часа |
6 класс |
1 | Входная диагностика познавательных процессов (9 часов ). | Исследование зрительного и слухового восприятия. Оценка восприятия пространства и времени. Исследование внимания, мышления и памяти. Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. |
2 | Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов (20 часов). | Коррекция и развитие внимания, памяти и мышления. |
3 | Заключительная диагностика (5 часов). | Диагностика памяти, внимания и мышления. Анализ диагностических материалов, самооценка. |
Всего 34 часа |
7 класс |
1 | Входная диагностика познавательных процессов (9 часов ). | Исследование зрительного и слухового восприятия. Оценка восприятия пространства и времени. Исследование внимания, мышления и памяти. Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. |
2 | Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов (20 часов). | Коррекция и развитие внимания, памяти и мышления. Коррекция и развитие восприятия пространства и целостного представления мира. |
3 | Заключительная диагностика (5 часов). | Диагностика памяти, внимания и мышления. Анализ диагностических материалов, самооценка. |
Всего 34 часа |
8 класс |
1 | Входная диагностика познавательных процессов (9 часов ). | Исследование зрительного и слухового восприятия. Оценка восприятия пространства и времени. Исследование внимания, мышления и памяти. Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. |
2 | Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов (20 часов). | Коррекция и развитие внимания, памяти и мышления. Коррекция и развитие восприятия пространства и целостного представления мира. |
3 | Заключительная диагностика (5 часов). | Диагностика памяти, внимания и мышления. Анализ диагностических материалов, самооценка. |
Всего 34 часа |
8 класс |
1 | Входная диагностика познавательных процессов (9 часов ). | Исследование зрительного и слухового восприятия. Оценка восприятия пространства и времени. Исследование внимания, мышления и памяти. Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. |
2 | Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов (20 часов). | Коррекция и развитие внимания, памяти и мышления. Коррекция и развитие восприятия пространства и целостного представления мира. |
3 | Заключительная диагностика (4 часа). | Диагностика памяти, внимания и мышления. Анализ диагностических материалов, самооценка. |
Всего 33 часа |
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Результаты освоения коррекционно – развивающего курса:
1) умение делать обобщения и умозаключения самостоятельно;
2) умение классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно;
3) умение устранять логические ошибки;
4) умение хранить в памяти и использовать полученные инструкции.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Методическая литература
Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: «Академия», 2000.
Диагностика и коррекция психического развития школьника./ Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. Минск: изд-во «Научная книга», 1997. – с. 67-70.
Додонов Б.И. Методика исследования эмоциональной направленности личности. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 204 с.
Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М.: Школа- Пресс, 1999. – с. 81-88.
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
Программа коррекционной работы в школе Психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М : Дрофа, 2015.
Психолого – педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением: психологическая диагностика, игровые технологии / авт.- сост. И.Н.Хоменко. – Волгоград: Учитель, 2009.
Как научить ребѐнка учиться: беседы с родителями, советы школьного психолога
/авт. – сост. Н.С.Мозговая и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
Календарно –тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
5-9 класс ОВЗ (вариант 7.1, 7.2).
№п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
План | Факт |
5 класс |
1 | | | Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы. (Упр. «Поиск по признакам», «Назови такой же») | |
2 | | | Исследование устойчивости внимания. (Методика «Знаковый тест») | |
3 | | | Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. (Методика «Запомни слова», «Запомни числа»). | |
4 | | | Исследование словесно – логического, наглядно – действенного мышления. (Методика «Четвертый лишний», «Найди лишнее слово»). | |
5-6 | | | Восприятие пространства. Формирование пространственных представлений. (Упр. «Развиваем глазомер», «Измеряем на глазок», «Что за картинка», «Определи размер на ощупь»). | |
7 | | | Развитие восприятия времени. (Упр. «Кто старше?», «Назови месяц дальше», заучивание скороговорок). | |
8 | | | Развитие восприятия формы и цвета, величины и веса. (Упр. «Какой цвет пропал?», «Построй башню», методики «Вес предмета», «Кто больше весит?») | |
9 | | | Диагностика развития восприятия. | |
10 | | | Развитие устойчивости внимания. (Упр. «Найди 5 отличий», «Исключение лишнего») | |
11 | | | Развитие умения распределять внимание. (Упр. «Корректурная проба», «Графический диктант») | |
12 | | | Развитие концентрации и устойчивости внимания. (Упр. «В магазине зеркал», «Исключение лишнего», «Найди отличие») | |
13 | | | Развитие произвольного внимания. | |
(упр. «Лото», «Найди двух одинаковых животных», «Воспроизведение геометрических фигур»). |
14 | | | Диагностика развития внимания. | |
15 | | | Развитие зрительной памяти. (Упр. «Чей это дом?», «Ярмарка автомобилей», «Разрезанная картинка») | |
16 | | | Развитие слуховой памяти. (Упр. «Маленький рассказ», «Стихи и образы», «Назови идею», «Учимся запоминать надолго») | |
17 | | | Диагностика развития памяти. | |
18-20 | | | Развитие словесно – логического мышления: Развитие умения узнавать предметы по заданным признакам; Формирование способности выделять существенные признаки предметов; Развитие умений классифицировать; Развитие умений выбирать основание для классификации. | |
21 | | | Диагностика развития мышления. | |
22 | | | Исследование развития движений пальцев и рук, пластичности. | |
23 | | | Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. (Упр. «Радость», «Печаль») | |
24 | | | Расслабление с фиксацией на дыхание. Дыхательная гимнастика. | |
25 | | | Расслабление по контрасту с напряжением. (Упр. «Расслабление и напряжение») | |
26 | | | Развитие пластичности и выразительности движений пальцев рук. | |
27 | | | (Методика «Теневой театр», «Составь и вырежи»). | |
28 | | | Развитие тонких тактильных ощущений. (Упр. «Кусочки ткани», «Узнай предмет на ощупь»). | |
29 | | | Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений тела. (Упр. «Радость», «Печаль», гимнастика для глаз.) | |
30 | | | Диагностика моторной деятельности. | |
31 | | | Диагностика восприятия, внимания | |
32 | | | Диагностика памяти. | |
33 | | | Диагностика мышления. | |
34 | | | Анализ диагностических материалов, самооценка. | |
6 класс |
1 | | | Исследование зрительного и слухового восприятия (Методика «Узнавание недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 2) | |
2 | | | Оценка восприятия пространства и времени (Методики «Далеко - близко», «Слева – справа», уровень сложности 2) | |
3 | | | Исследование концентрации, устойчивости, объема и переключения внимания. (Корректурная проба Бурдона, уровень сложности 2) | |
4 | | | Исследование переключения, распределения внимания. (Методики «Красно – черная таблица», «Найди ошибки», уровень сложности 2) | |
5 | | | Оценка зрительной и слуховой памяти. (Методика «Узнавание фигур», | |
6 | | | «Запомни фигуры», «Заучивание 10 слов Лурия», уровень сложности 2) | |
7 | | | Диагностика смысловой памяти. (Воспроизведение рассказа, методика «Изучение уровня развития краткосрочной смысловой памяти») | |
8 | | | Диагностика наглядно – действенного, наглядно – образного мышления. (Методики «Разрезные картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности | |
9 | | | Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «четвертый лишний», уровень сложности 2 ). | |
10 | | | Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов»). | |
11-12 | | | Коррекция и развитие восприятия пространства. (Программа по коррекции пространственной ориентации). | |
13 | | | Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. (Методика «Дорисуй предмет», «Сложи рисунки из фигур») | |
14 | | | Коррекция и развитие восприятия времени. (Игры «Времена года», «Быстро - долго», «Кто старше?») | |
15 | | | 4. Диагностика развития восприятия. | |
16-17 | | | Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. Методики «Корректурная проба (буквенный вариант)»; «Перепутанные линии», «Счет по 1, 3, 10, 20») | |
18 | | | Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. (Методики «Запомни слово», «Решение задач устно», игры «Что лишнее?», «Опиши предмет») | |
19 | | | Коррекция и развитие переключения внимания. (Игры «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию», методики «Внимание», «Красно–черная таблица»; «Красно – черные пары», «Устный счет», «два дела одновременно»). | |
20 | | | Коррекция и развитие распределения внимания (Методика «Знаковый тест», «Грамматический анализ текста», «Найди и подчеркни») | |
21 | | | Диагностика развития внимания. | |
22-23 | | | Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. | |
24-25 | | | Коррекция и развитие словесно – логической памяти. | |
26 | | | Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. (Методики «Фигуры»,«Осознаниесловесного материала», игры «Бусы», «Расставь точки»). | |
27 | | | Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. (Методика «Запоминаниечисел»,«Осознание словесного материала», игры «Слушай внимательно», «Запоминание слов»). | |
28 | | | Коррекция и развитие наглядно – образного мышления. (Методики «Лабиринт, «На что это похоже?», «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру»). | |
29 | | | Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. (Методики «Составь фигуру», «сложи фигуры», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунок», игра «Муха») | |
30 | | | Коррекция и развитие словесно – логического мышления. (Методики «Систематизация», «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», «Задачи на сравнение») | |
31 | | | Диагностика восприятия, внимания | |
32 | | | Диагностика памяти. | |
33 | | | Диагностика мышления. | |
34 | | | Анализ диагностических материалов, самооценка. | |
7 класс |
1 | | | Исследование зрительного и слухового восприятия (Методика «Узнавание недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 2) | |
2 | | | Оценка восприятия пространства и времени (Методики «Далеко - близко», «Слева – справа», уровень сложности 2) | |
3 | | | Исследование концентрации, устойчивости, объема и переключения внимания. (Корректурная проба Бурдона, уровень сложности 2) | |
4 | | | Исследование переключения, распределения внимания. (Методики «Красно – черная таблица», «Найди ошибки», уровень сложности 2) | |
5 | | | Оценка зрительной и слуховой памяти. (Методика «Узнавание фигур», | |
6 | | | «Запомни фигуры», «Заучивание 10 слов Лурия», уровень сложности 2) | |
7 | | | Диагностика смысловой памяти. (Воспроизведение рассказа, методика «Изучение уровня развития краткосрочной смысловой памяти») | |
8 | | | Диагностика наглядно – действенного, наглядно – образного мышления. (Методики «Разрезные картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности | |
9 | | | Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «четвертый лишний», уровень сложности 2 ). | |
10 | | | Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов»). | |
11-12 | | | Коррекция и развитие восприятия пространства. (Программа по коррекции пространственной ориентации). | |
13 | | | Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. (Методика «Дорисуй предмет», «Сложи рисунки из фигур») | |
14 | | | Коррекция и развитие восприятия времени. (Игры «Времена года», «Быстро - долго», «Кто старше?») | |
15 | | | 4. Диагностика развития восприятия. | |
16-17 | | | Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. Методики «Корректурная проба (буквенный вариант)»; «Перепутанные линии», «Счет по 1, 3, 10, 20») | |
18 | | | Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. (Методики «Запомни слово», «Решение задач устно», игры «Что лишнее?», «Опиши предмет») | |
19 | | | Коррекция и развитие переключения внимания. (Игры «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию», методики «Внимание», «Красно–черная таблица»; «Красно – черные пары» 1-14, 15-1, «Устный счет», «два дела одновременно»). | |
20 | | | Коррекция и развитие распределения внимания (Методика «Знаковый тест», «Грамматический анализ текста», «Найди и подчеркни») | |
21 | | | Диагностика развития внимания. | |
22-23 | | | Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. | |
24-25 | | | Коррекция и развитие словесно – логической памяти. | |
26 | | | Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. (Методики «Фигуры», «Осознание словесного материала», игры «Бусы», «Расставь точки»). | |
27 | | | Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. (Методика «Запоминание чисел», «Осознание словесного материала», игры «Слушай внимательно», «Запоминание слов»). | |
28 | | | Коррекция и развитие наглядно – образного мышления. (Методики «Лабиринт, «На что это похоже?», «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру»). | |
29 | | | Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. (Методики «Составь фигуру», «сложи фигуры», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунок», игра «Муха») | |
30 | | | Коррекция и развитие словесно – логического мышления. (Методики «Систематизация», «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», «Задачи на сравнение») | |
31 | | | Диагностика восприятия, внимания | |
32 | | | Диагностика памяти. | |
33 | | | Диагностика мышления. | |
34 | | | Анализ диагностических материалов, самооценка. | |
8 класс |
1 | | | Исследование зрительного и слухового восприятия (Методика «Узнавание недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 3) | |
2 | | | Оценка восприятия пространства и времени (Методики «Далеко - близко», «Слева – справа», уровень сложности 3) | |
3 | | | Исследование концентрации, устойчивости, объема и переключения внимания. (Корректурная проба Бурдона, уровень сложности 3) | |
4 | | | Исследование переключения, распределения внимания. (Методики «Красно – черная таблица», «Найди ошибки», уровень сложности 3) | |
5 | | | Оценка зрительной и слуховой памяти. (Методика «Узнавание фигур», | |
6 | | | «Запомни фигуры», «Заучивание 10 слов Лурия», уровень сложности 3) | |
7 | | | Диагностика смысловой памяти. (Воспроизведение рассказа, методика «Изучение уровня развития краткосрочной смысловой памяти») | |
8 | | | Диагностика наглядно – действенного, наглядно – образного мышления. (Методики «Разрезные картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности | |
9 | | | Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «четвертый лишний», уровень сложности 3 ). | |
10 | | | Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов»). | |
11-12 | | | Коррекция и развитие восприятия пространства. (Программа по коррекции пространственной ориентации). | |
13 | | | Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. (Методика «Дорисуй предмет», «Сложи рисунки из фигур») | |
14 | | | Коррекция и развитие восприятия времени. (Игры «Времена года», «Быстро - долго», «Кто старше?») | |
15 | | | 4. Диагностика развития восприятия. | |
16-17 | | | Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. Методики «Корректурная проба (буквенный вариант)»; «Перепутанные линии», «Счет по 25,30,50») | |
18 | | | Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. (Методики «Запомни слово», «Решение задач устно», игры «Что лишнее?», «Опиши предмет») | |
19 | | | Коррекция и развитие переключения внимания. (Игры «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию», методики «Внимание», «Красно–черная таблица»; «Красно – черные пары» 1-24, «Устный счет», «два дела одновременно»). | |
20 | | | Коррекция и развитие распределения внимания (Методика «Знаковый тест», «Грамматический анализ текста», «Найди и подчеркни») | |
21 | | | Диагностика развития внимания. | |
22-23 | | | Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. | |
24-25 | | | Коррекция и развитие словесно – логической памяти. | |
26 | | | Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. (Методики «Фигуры»,«Осознаниесловесного материала», игры «Бусы», «Расставь точки»). | |
27 | | | Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. (Методика «Запоминаниечисел»,«Осознание словесного материала», игры «Слушай внимательно», «Запоминание слов»). | |
28 | | | Коррекция и развитие наглядно – образного мышления. (Методики «Лабиринт, «На что это похоже?», «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру»). | |
29 | | | Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. (Методики «Составь фигуру», «сложи фигуры», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунок», игра «Муха») | |
30 | | | Коррекция и развитие словесно – логического мышления. (Методики «Систематизация», «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», «Задачи на сравнение») | |
31 | | | Диагностика восприятия, внимания | |
32 | | | Диагностика памяти. | |
33 | | | Диагностика мышления. | |
34 | | | Анализ диагностических материалов, самооценка. | |
9 класс |
1 | | | Исследование зрительного и слухового восприятия (Методика «Узнавание недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 3) | |
2 | | | Оценка восприятия пространства и времени (Методики «Далеко - близко», «Слева – справа», уровень сложности 3) | |
3 | | | Исследование концентрации, устойчивости, объема и переключения внимания. (Корректурная проба Бурдона, уровень сложности 3) | |
4 | | | Исследование переключения, распределения внимания. (Методики «Красно – черная таблица», «Найди ошибки», уровень сложности 3) | |
5 | | | Оценка зрительной и слуховой памяти. (Методика «Узнавание фигур», | |
6 | | | «Запомни фигуры», «Заучивание 10 слов Лурия», уровень сложности 3) | |
7 | | | Диагностика смысловой памяти. (Воспроизведение рассказа, методика «Изучение уровня развития краткосрочной смысловой памяти») | |
8 | | | Диагностика наглядно – действенного, наглядно – образного мышления. (Методики «Разрезные картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности | |
9 | | | Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «четвертый лишний», уровень сложности 3 ). | |
10 | | | Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов»). | |
11-12 | | | Коррекция и развитие восприятия пространства. (Программа по коррекции пространственной ориентации). | |
13 | | | Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. (Методика «Дорисуй предмет», «Сложи рисунки из фигур») | |
14 | | | Коррекция и развитие восприятия времени. (Игры «Времена года», «Быстро - долго», «Кто старше?») | |
15 | | | 4. Диагностика развития восприятия. | |
16-17 | | | Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. Методики «Корректурная проба (буквенный вариант)»; «Перепутанные линии», «Счет по 25,30,50») | |
18 | | | Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. (Методики «Запомни слово», «Решение задач устно», игры «Что лишнее?», «Опиши предмет») | |
19 | | | Коррекция и развитие переключения внимания. (Игры «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию», методики «Внимание», «Красно–черная таблица»; «Красно – черные пары» 1-24, «Устный счет», «два дела одновременно»). | |
20 | | | Коррекция и развитие распределения внимания (Методика «Знаковый тест», «Грамматический анализ текста», «Найди и подчеркни») | |
21 | | | Диагностика развития внимания. | |
22-23 | | | Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. | |
24-25 | | | Коррекция и развитие словесно – логической памяти. | |
26 | | | Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. (Методики «Фигуры»,«Осознаниесловесного материала», игры «Бусы», «Расставь точки»). | |
27 | | | Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. (Методика «Запоминаниечисел»,«Осознание словесного материала», игры «Слушай внимательно», «Запоминание слов»). | |
28 | | | Коррекция и развитие наглядно – образного мышления. (Методики «Лабиринт, «На что это похоже?», «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру»). | |
29 | | | Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. (Методики «Составь фигуру», «сложи фигуры», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунок», игра «Муха») | |
30 | | | Коррекция и развитие словесно – логического мышления. (Методики «Систематизация», «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», «Задачи на сравнение») | |
31 | | | Диагностика восприятия, внимания | |
32 | | | Диагностика памяти. | |
33 | | | Диагностика мышления. | |
34 | | | Анализ диагностических материалов, самооценка. | |
Календарно –тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий
6,7 класс ОВЗ (вариант 7.1, 7.2).
№п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
План | Факт |
6 класс |
1 | | | Исследование зрительного и слухового восприятия (Методика «Узнавание недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 2) | |
2 | | | Оценка восприятия пространства и времени (Методики «Далеко - близко», «Слева – справа», уровень сложности 2) | |
3 | | | Исследование концентрации, устойчивости, объема и переключения внимания. (Корректурная проба Бурдона, уровень сложности 2) | |
4 | | | Исследование переключения, распределения внимания. (Методики «Красно – черная таблица», «Найди ошибки», уровень сложности 2) | |
5 | | | Оценка зрительной и слуховой памяти. (Методика «Узнавание фигур», | |
6 | | | «Запомни фигуры», «Заучивание 10 слов Лурия», уровень сложности 2) | |
7 | | | Диагностика смысловой памяти. (Воспроизведение рассказа, методика «Изучение уровня развития краткосрочной смысловой памяти») | |
8 | | | Диагностика наглядно – действенного, наглядно – образного мышления. (Методики «Разрезные картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности | |
9 | | | Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «четвертый лишний», уровень сложности 2 ). | |
10 | | | Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов»). | |
11-12 | | | Коррекция и развитие восприятия пространства. (Программа по коррекции пространственной ориентации). | |
13 | | | Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. (Методика «Дорисуй предмет», «Сложи рисунки из фигур») | |
14 | | | Коррекция и развитие восприятия времени. (Игры «Времена года», «Быстро - долго», «Кто старше?») | |
15 | | | 4. Диагностика развития восприятия. | |
16-17 | | | Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. Методики «Корректурная проба (буквенный вариант)»; «Перепутанные линии», «Счет по 1, 3, 10, 20») | |
18 | | | Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. (Методики «Запомни слово», «Решение задач устно», игры «Что лишнее?», «Опиши предмет») | |
19 | | | Коррекция и развитие переключения внимания. (Игры «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию», методики «Внимание», «Красно–черная таблица»; «Красно – черные пары», «Устный счет», «два дела одновременно»). | |
20 | | | Коррекция и развитие распределения внимания (Методика «Знаковый тест», «Грамматический анализ текста», «Найди и подчеркни») | |
21 | | | Диагностика развития внимания. | |
22-23 | | | Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. | |
24-25 | | | Коррекция и развитие словесно – логической памяти. | |
26 | | | Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. (Методики «Фигуры»,«Осознаниесловесного материала», игры «Бусы», «Расставь точки»). | |
27 | | | Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. (Методика «Запоминаниечисел»,«Осознание словесного материала», игры «Слушай внимательно», «Запоминание слов»). | |
28 | | | Коррекция и развитие наглядно – образного мышления. (Методики «Лабиринт, «На что это похоже?», «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру»). | |
29 | | | Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. (Методики «Составь фигуру», «сложи фигуры», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунок», игра «Муха») | |
30 | | | Коррекция и развитие словесно – логического мышления. (Методики «Систематизация», «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», «Задачи на сравнение») | |
31 | | | Диагностика восприятия, внимания | |
32 | | | Диагностика памяти. | |
33 | | | Диагностика мышления. | |
34 | | | Анализ диагностических материалов, самооценка. | |
7 класс |
1 | | | Исследование зрительного и слухового восприятия (Методика «Узнавание недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 2) | |
2 | | | Оценка восприятия пространства и времени (Методики «Далеко - близко», «Слева – справа», уровень сложности 2) | |
3 | | | Исследование концентрации, устойчивости, объема и переключения внимания. (Корректурная проба Бурдона, уровень сложности 2) | |
4 | | | Исследование переключения, распределения внимания. (Методики «Красно – черная таблица», «Найди ошибки», уровень сложности 2) | |
5 | | | Оценка зрительной и слуховой памяти. (Методика «Узнавание фигур», | |
6 | | | «Запомни фигуры», «Заучивание 10 слов Лурия», уровень сложности 2) | |
7 | | | Диагностика смысловой памяти. (Воспроизведение рассказа, методика «Изучение уровня развития краткосрочной смысловой памяти») | |
8 | | | Диагностика наглядно – действенного, наглядно – образного мышления. (Методики «Разрезные картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности | |
9 | | | Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «четвертый лишний», уровень сложности 2 ). | |
10 | | | Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов»). | |
11-12 | | | Коррекция и развитие восприятия пространства. (Программа по коррекции пространственной ориентации). | |
13 | | | Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. (Методика «Дорисуй предмет», «Сложи рисунки из фигур») | |
14 | | | Коррекция и развитие восприятия времени. (Игры «Времена года», «Быстро - долго», «Кто старше?») | |
15 | | | 4. Диагностика развития восприятия. | |
16-17 | | | Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. Методики «Корректурная проба (буквенный вариант)»; «Перепутанные линии», «Счет по 1, 3, 10, 20») | |
18 | | | Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. (Методики «Запомни слово», «Решение задач устно», игры «Что лишнее?», «Опиши предмет») | |
19 | | | Коррекция и развитие переключения внимания. (Игры «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию», методики «Внимание», «Красно–черная таблица»; «Красно – черные пары» 1-14, 15-1, «Устный счет», «два дела одновременно»). | |
20 | | | Коррекция и развитие распределения внимания (Методика «Знаковый тест», «Грамматический анализ текста», «Найди и подчеркни») | |
21 | | | Диагностика развития внимания. | |
22-23 | | | Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. | |
24-25 | | | Коррекция и развитие словесно – логической памяти. | |
26 | | | Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. (Методики «Фигуры», «Осознание словесного материала», игры «Бусы», «Расставь точки»). | |
27 | | | Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. (Методика «Запоминание чисел», «Осознание словесного материала», игры «Слушай внимательно», «Запоминание слов»). | |
28 | | | Коррекция и развитие наглядно – образного мышления. (Методики «Лабиринт, «На что это похоже?», «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру»). | |
29 | | | Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. (Методики «Составь фигуру», «сложи фигуры», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунок», игра «Муха») | |
30 | | | Коррекция и развитие словесно – логического мышления. (Методики «Систематизация», «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», «Задачи на сравнение») | |
31 | | | Диагностика восприятия, внимания | |
32 | | | Диагностика памяти. | |
33 | | | Диагностика мышления. | |
34 | | | Анализ диагностических материалов, самооценка. | |