ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционных занятий по математике в 8 классе составлена на основе сборника рабочих программ по математике предметная линия учебников « Алгебра 8: учебник для общеобразовательных учреждений Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.,«Просвещение» 2020
Данная индивидуальная коррекционно - развивающая программа по математике 8 класса составлена по итогам психолого-педагогической диагностики, на основе индивидуальных планов развития учащихся, для учащихся, не усваивающих программный материал в ходе уроков.
В результате диагностики выявлено, что у детей с нарушением психического развития снижены все виды памяти, внимания и процессы мышления, а также имеются пробелы в знаниях.
Цель: ликвидация пробелов в знаниях учащихся по математике по пройденным темам, индивидуальная коррекция пробелов общего развития, направленная подготовка к усвоению учебного материала.
В ходе занятий учащиеся: закрепляют все действия с конями; решают задачи, уравнения и системы уравнений; закрепляют умения строить графики функций, знания о вероятности.
Задачи занятий:
помочь обучающимся приобрести необходимый опыт и выработать систему приемов, позволяющих решать математические задачи;
формировать коммуникативные навыки;
нормализовать учебную деятельность;
развитие речи;
совершенствовать интеллектуальные возможности обучающихся;
развивать познавательную активность.
Предмет коррекции: развитие мыслительных процессов у учащихся
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом МОУ Лучинская СШ ЯМР программа курса предназначена для учащихся 8 класса, рассчитана на 51 час в год, из расчета 1,5 часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
1) работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о дробно – рациональных выражениях, графиках функций, уравнениях и их системах; о вероятности.
3) выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
4) пользоваться изученными математическими формулами;
5) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
7) знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
1) выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
2) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
3) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание программы
1 Алгебраические дроби 10
2 Квадратные корни 10
3 Квадратные уравнения 10
4 Системы уравнений 10
5 Функции 8
6 Вероятность и статистика 3
итого 51
№ урока | № урока в теме | Дата план Дата факт | Содержание |
Алгебраические дроби 10 |
1 | 1 | | Основное свойство алгебраической дроби. Сокращение алгебраических дробей. |
2 | 2 | | Применение основного свойства алгебраической дроби. |
3 | 3 | | Действия с алгебраическими дробями: сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями; сложение алгебраических дробей с разными знаменателями. |
4 | 4 | | Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю.Действия с алгебраическими дробями: вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями. |
5 | 5 | | Действия с алгебраическими дробями: умножение, деление, возведение в степень. |
6 | 6 | | Совместные действия с алгебраическими дробями. Преобразование выражений, содержащих знак модуля |
7 | 7 | | Степень с целым показателем. Стандартный вид числа. Свойства степени с целым показателем |
8 | 8 | | Использование свойств степени с целым показателем для упрощения выражений и нахождения значений |
9 | 9 | | Решение уравнений и задач на движение. |
10 | 10 | | Решение уравнений и задач на проценты и концентрацию. Основные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический. |
Квадратные корни 10 |
11 | 1 | | Квадратный корень из числа. Извлечение квадратного корня. Понятие иррационального числа. Распознавание иррациональных чисел. |
12 | 2 | | Сравнение иррациональных чисел.Квадратный корень. |
13 | 3 | | Теорема Первичные представления о других методах решения геометрических задач. |
14 | 4 | | Арифметический квадратный корень. |
15 | 5 | | Квадратный корень. Построение графика зависимости у=√х. |
16 | 6 | | Применение понятия арифметического квадратного корня при решении различных задач. |
17 | 7 | | Свойства квадратных корней. Преобразование выражений, содержащих квадратный корень: умножение, деление. |
18 | 8 | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни: внесение множителя под знак корня и вынесение множителя из-под знака корня. |
19 | 9 | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Приведение подобных радикалов. |
20 | 10 | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Квадратный корень из степени с четным показателем. |
Квадратные уравнения 10 |
21 | 1 | | Квадратные уравнения. Дискриминант квадратного уравнения. Формула корней квадратного уравнения. Количество корней квадратного уравнения в зависимости от D. |
22 | 2 | | Решение квадратных уравнений: использование формулы для нахождения корней. Решение квадратных уравнений: графический метод решения. Квадратные уравнения с четным вторым коэффициентом. |
23 | 3 | | Решение квадратных уравнений. Квадратные уравнения с параметром. |
24 | 4 | | Биквадратные уравнения. Уравнения, сводимые к линейным и квадратным. |
25 | 5 | | Решение задач с помощью квадратных уравнений. |
26 | 6 | | Неполные квадратные уравнения. Решение задач с помощью неполных квадратных уравнений. |
27 | 7 | | Неполные квадратные уравнения в различных задачах. |
28 | 8 | | Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета . |
29 | 9 | | Решение квадратных уравнений: подбор корней с использованием теоремы Виета. |
30 | 10 | | Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. |
Системы уравнений 10 |
31 | 1 | | Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными. Прямая как графическая интерпретация линейного уравнения с двумя переменными. Графики линейных и нелинейных уравнений. Уравнение прямой у=kх+b. Угловой коэффициент прямой. Условие параллельности прямых. |
32 | 2 | | Построение прямой вида у=kx+b. Геометрический смысл k и b; взаимное расположение прямых на плоскости. Первичное представление о других методах решения задач: графический метод. |
33 | 3 | | Понятие системы уравнений Решение системы уравнений. |
34 | 4 | | Методы решение систем линейных уравнений с двумя переменными: метод сложения. |
35 | 5 | | Системы уравнений в различных задачах. Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем. |
36 | 6 | | Методы решение систем линейных уравнений с двумя переменными: метод подстановки. |
37 | 7 | | Системы, содержащие нелинейные уравнения. Системы линейных уравнений с параметрами. |
38 | 8 | | Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: графический метод. |
39 | 9 | | Решение задач с помощью уравнений и систем уравнений. |
40 | 10 | | Составление уравнений прямых по различным условиям. |
Функции 8 |
41 | 1 | | Декартовы координаты на плоскости. Формирование представлений о метопредметном понятии «координата». |
42 | 2 | | Понятие функции. Способы задания функции: арифметический, графический, табличный. |
43 | 3 | | Свойства функции: • область определения функции • множество значений функции • значение функции в точке |
44 | 4 | | График функции. Примеры функций, получаемых в процессе исследования различных реальных процессов и решения задач. |
45 | 5 | | Свойства функции: возрастание и убывание, наибольшее и наименьшее значение функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Исследование функции по ее графику. |
46 | 6 | | Линейная функция. Свойства линейной функции. График линейной функции. Угловой коэффициент прямой. Расположение графика линейной функции в зависимости от ее углового коэффициента и свободного члена. |
47 | 7 | | Построение графиков кусочно-заданных функций и линейная аппроксимация. Нахождение коэффициентов линейной функции по заданным условиям: прохождение прямой через две точки с заданными координатами, прохождение прямой через данную точку и параллельной данной прямой. |
48 | 8 | | Обратная пропорциональность. Свойства функции у=k/x, у= - k/x. Построение графика: гипербола. |
Вероятность и статистика 3 |
49 | 1 | | Описательные статистические показатели числовых наборов: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Меры рассеивания: размах. |
50 | 2 | | Классическое определение вероятности. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков.Решение задач на классическое определение вероятности. Вероятность случайных событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. |
51 | 3 | | Равновозможные события и подсчет их вероятности Решение задач на классическое определение вероятности. |
Перечень учебно-методического обеспечения и
материально-технического обеспечения образовательного процесса
Алгебра 8: учебник для общеобразовательных учреждений Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.,«Просвещение» 2020
Минаева, Рослова: Алгебра. 8 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях
Алгебра. Рабочие программы. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.]. – М.:Просвещение, 2014.