Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №72 имени В. Е. Стаценко
«ПРИНЯТО» Педагогический совет (протокол №__ от 202_г.) | «СОГЛАСОВАНО» _______/Духопельникова О.Г. «__»_____20___ г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ СОШ №72 _______/Л.Г.Хохлачева Пр.№ ___ от «__»____20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
клуб «Лингвист»,
на 2021-2022 учебный год
Направленность: общеинтеллектуальное
Возраст детей: 14-17 лет
Количество часов: 34 ч.
Учитель: Самарская Н. П. учитель русского языка и литературы________
(подпись)
2021г.
ст.Кривянская
1. Пояснительная записка
В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной устной и письменной речи, умения эффективно общаться. Именно сегодня интерес к русскому языку, стремление овладеть им становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.
Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.
Кроме того, без хорошего знания русского языка как учебного предмета не получить высокого балла при сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Именно поэтому данный курс предназначен в первую очередь как вспомогательный и планомерно подготавливающий учеников к итоговой аттестации по русскому языку, неотъемлемой частью которой является комплексная работа с текстом.
Работая над комплексным анализом текста, ученики смогут:
отрабатывать не только новый, но и повторять пройденный материал,
отрабатывать умения и навыки грамотного письма и грамотной речи,
оперативно проверять свои знания, поэтапно готовиться к экзамену.
Содержание программы полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Предлагаемая образовательная программа «Лингвист» для работы с учащимися по русскому языку - одна из попыток использовать богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал. Программа отражает деятельностно-компетентностный подход к дополнительному образованию, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.
Программа «Лингвист» имеет большое познавательное и воспитательное значение. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по стилистике, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык, уважение к труду учёных-языковедов.
Настоящая программа предназначена для дополнительного образования школьников среднего и старшего звена, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста (14-17 лет), содержит возможности для развития через игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей положительной оценке себя в коллективе.
Цель программы:
углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;
планомерная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ;
формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Задачи программы:
- обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;
- приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;
- предупреждение речевых и грамматических ошибок;
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
- развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
- развитие способности критически относиться к услышанному;
- формирование профессионального интереса к лингвистике;
-формирование социально активной личности.
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста.
Уметь:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Отличительные особенности данной образовательной программы
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других
Возраст детей, Настоящая программа предназначена для дополнительного образования школьников среднего и старшего звена, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста (14-17 лет), содержит возможности для развития через игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей положительной оценке себя в коллективе.
Занятия проводятся с постоянным составом детей 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия –40 минут.
Сроки реализации программы -1 год.
Методы и формы занятий: Формы организации работы:
тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газет; подготовка сообщений, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию сообщения.
• лекции;
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
• анализ и просмотр текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
• игровая;
• теоретическая;
• практическая.
Основные методы и технологии
• технология разноуровневого обучения;
• развивающее обучение;
• технология обучения в сотрудничестве;
• коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Режим занятий: Занятия проводятся с постоянным составом детей 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия – 40 минут.
Ожидаемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-формирование навыков общения и коммуникации;
- формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;
-приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций при выполнении опытов;
-умение осуществлять совместную практическую деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов или опытов;
-развитие алгоритмического мышления;
-повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения в области
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопрос
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газет; подготовка сообщений, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию сообщения.
Итог программы.
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
-рассматривать заявленные темы на занятиях;
- использовать интерактивные тренажеры;
- проводить практические занятия в игровой форме.
- владеть различными видами диалога и монолога;
-пользоваться различными видами чтения
-знание основных разделов лингвистики;
-иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах.
-владеть нормативным ударением в словах и их формах;
- пользоваться орфоэпическими словарями;
знать историю русской письменности.
- использовать речевые средства в зависимости от цели, ситуации и условий общения;
-иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах.
-составлять словообразовательные пары, цепочки слов, характеризовать словообразовательные гнезда.
-осуществлять устный и письменный анализ.
-различать грамматические омонимы;
-различать предлог, частицу, союз;
-уметь проводить морфологический анализ.
Освоить алгоритм правописания не и ни с разными частями речи и уметь использовать их на практике;
- освоить правила слитного и раздельного правописания служебных частей речи.
2. Учебно-тематический план
Название разделов | Количество часов |
всего | теория | практика |
Введение | 1 | 1 | - |
Лексика | 6 | 4 | 2 |
Речь | 1 | - | 1 |
Морфемика | 1 | 1 | - |
Орфография | 4 | 3 | 1 |
Морфология | 5 | 4 | 1 |
Синтаксис и пунктуация | 6 | 3 | 3 |
Односоставные предложения | 2 | 1 | 1 |
Предложения с однородными членами | 1 | - | 1 |
Предложения с обращениями | 1 | - | 1 |
Предложения с вводными конструкциями | 1 | - | 1 |
Предложения с обособленными членами предложения | 3 | 1 | 2 |
Прямая и косвенная речь | 2 | - | 2 |
Итого | 34 | 18 | 16 |
3.Содержание программы
Введение. Значение языка в жизни.
Лексика. Лексическое богатство русского языка
Слова однозначные и многозначные.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Синонимы, их роль в художественных произведениях. Антонимы, их роль в художественных
произведениях. Почему мы так говорим? (Фразеологизмы, их
выразительность.)
Орфоэпические нормы. Ударение в словах и формах слов. Правила нормативного произношения ударения.
Морфемика. Словообразование.
Суффиксы. Исторические изменения в структуре слова.
Заговори, чтоб я тебя увидел.
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов.
Практическая часть: конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок.
Типы речи или типы в речи. Проектная работа.
Практическая часть: Работа с текстами, определение типов речи.
Орфография.
Необычные правила. Н+Н=НН. Лингвистические игры.
Слитно, раздельно или через дефис?
Употребление дефиса на письме
Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи написания. НЕ и НИ в загадках.
Морфология. Морфологическая семейка.
Повторение и закрепление сведение о самостоятельных и служебных частях речи.
Тайна в имени твоём.
Имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.
Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.
Братство глагольное. Глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.
Служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их применение и употребление в речи и на письме.
Синтаксис и пунктуация.
Сочетание или словосочетание?
Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами.
Это непростое простое предложение. Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.
Практическая часть: Работа с текстом.
Главнее главного.
Подлежащее и способы его выражения.
Практическая часть: Решение лингвистических примеров и задач.
Действую по-разному.
Сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых.
Определяй и дополняй.
Определение и дополнение как второстепенные члены предложения, их применение в предложении. Частота употребления определений в загадках.
Практическая часть: Дидактические упражнения.
Где? Когда? Куда? Откуда?
Обстоятельство как второстепенный член предложения, его применение в предложении.
Практическая часть: Работа с деформированным текстом.
Назывные именные.
Односоставные предложения: их виды и применение. Назывные предложения. Дидактические упражнения.
Личные отличные.
Односоставные предложения: их виды и применение. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым.
Практическая часть: Работа с текстом.
Тройное доказательство родства.
Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности. Употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.
Обратись ко мне красиво!
Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений.
Практическая часть: Построение текстов.
Водные или вводные.
Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте.
Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания.
Практическая часть: Работа с деформированным текстом.
Распространённые одиночки. Проектная работа.
Обособление приложения, распространённого и нераспространённого.
Прямая и косвенная речь.
Строение прямой речи, виды речи.
Косвенно чужая речь.
Итоговое занятие за год. Подведение итогов.
4.Календарно - тематический план
№ занятия | Содержание | Кол-во часов | Сроки (дата) |
| | | планируемые | скорректированные |
Введение. |
1. | Значение языка в жизни общества. | 1 | 01.09 | |
Лексика |
2. | Этимология – наука о происхождении слов. Лексическое богатство русского языка. | 1 | 08.09 | |
3. | Слова однозначные и многозначные. Омонимы, их отличие от многозначных слов. | 1 | 15.09 | |
4. | Синонимы, их роль в художественных произведениях. | 1 | 22.09 | |
5. | Антонимы, их роль в художественных произведениях. | 1 | 29.09 | |
6. | Почему мы так говорим? (Фразеологизмы. Их выразительность.) | 1 | 06.10 | |
7. | Орфоэпические нормы. Ударение в словах и формах слов. | 1 | 13.10 | |
Речь. |
8. | Заговори, чтоб я тебя увидел. Типы речи или типы в речи. | 1 | 20.10 | |
Морфемика. |
9. | Исторические изменения в структуре слова. | 1 | 27.10 | |
Орфография. |
10. | Путеводные звёзды орфографии. Н+Н=НН. Одна н и нн в существительных и отыменных прилагательных. | 1 | 10.11 | |
11. | Н+Н=НН. Одна н и нн в отглагольных формах. | 1 | 17.11 | |
12. | Слитно, раздельно или через дефис? | 1 | 24.11 | |
13. | Различай и отличай. Не и Ни бывают в слове. | 1 | 01.12 | |
Морфология. |
14. | Морфологическая семейка. | 1 | 08.12 | |
15. | Тайна в имени твоём. Именная родня. | 1 | 15.12 | |
16. | Братство глагольное. | 1 | 22.12 | |
17. | Причастие. Что это такое? | 1 | 12.01 | |
18. | Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Производные предлоги. | 1 | 19.01 | |
Синтаксис и пунктуация. |
19. | Сочетание или словосочетание? Примыкай, управляй, согласуй… | 1 | 26.01 | |
20. | Защита проекта. | 1 | 02.02 | |
21. | Это непростое простое предложение | 1 | 09.02 | |
22. | Подлежащее и способы его выражения. Решение лингвистических примеров и задач. | 1 | 16.02 | |
23. | Виды сказуемых. Игра «Кто быстрее?». | 1 | 02.03 | |
24. | Распространенное предложение. | 1 | 09.03 | |
Односоставные предложения. |
25. | Назывные именные | 1 | 16.03 | |
26. | Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с текстом. | 1 | 23.03 | |
Предложения с однородными членами. |
27. | Дидактические игры с однородными членами. Лингвистическая игра «Найди несоответствие». | 1 | 06.04 | |
Предложения с обращениями. |
28. | Обратись ко мне красиво! Виды обращений. Построение текстов. Разыгрывать диалог. Составлять свой текст. | 1 | 13.04 | |
Предложения с вводными конструкциями. |
29. | Водные или вводные. Вводные конструкции. Сочетай, конструируй и вставляй. | 1 | 20.04 | |
Предложения с обособленными членами предложения. |
30. | Обособим мы тебя. Распространённые одиночки. | 1 | 27.04 | |
31. | Обособление второстепенных членов предложения. Сочинение-миниатюра «Весёлая семейка». | 1 | 04.05 | |
32. | Закрепление знаний об обособлении приложения, распространённого и нераспространённого. Проектная работа. | 1 | 11.05 | |
Прямая и косвенная речь. |
33. | Скажи прямо, не молчи…(монологическое высказывание). Работа с текстами. | 1 | 18.05 | |
34. | Итоговое занятие. Подведение итогов. | 1 | 25.05 | |
Итого:34 ч. |
5.Методическое обеспечение:
компьютер, интерактивная доска, учебные диски, словари, рабочая тетрадь.
6. Литература
Список литературы:
1. Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений.5-9 кл. Под ред. Ю.С.Пичуговой. М.:Дрофа,2015г.
2. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 кл. М.: Просвещение, 2012 г.
3.Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии.: Азбука-классика, 2015 г.
4. Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбука-классика, 2015г.
5. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.
М.: МИРОС-МАИК, 2000 г.
6. Панов М.В. Занимательная орфография. М.: Просвещение 2010 г.
7. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М.2012г.
8. Гузеев В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические технологии.2014. № 7.
9. Эл.ресурсы: Образовательный портал Национального корпуса русского языка//www.studiorum.ruscorpora.ru
10. Российский образовательный портал //www.school.edu.ru