СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа клуб "Лингвист"

Категория: Русский язык

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа клуб "Лингвист"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №72 имени В. Е. Стаценко


«ПРИНЯТО»


Педагогический совет (протокол №__ от 202_г.)

«СОГЛАСОВАНО»


_______/Духопельникова О.Г.

«__»_____20___ г.

«УТВЕРЖДЕНО»


Директор МБОУ СОШ №72

_______/Л.Г.Хохлачева

Пр.№ ___ от «__»____20__г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительному образованию

клуб «Лингвист»,

на 2021-2022 учебный год



Направленность: общеинтеллектуальное

Возраст детей: 14-17 лет

Количество часов: 34 ч.




Учитель: Самарская Н. П. учитель русского языка и литературы________

(подпись)














2021г.

ст.Кривянская

1. Пояснительная записка

В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной устной и письменной речи, умения эффективно общаться. Именно сегодня интерес к русскому языку, стремление овладеть им становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.

Кроме того, без хорошего знания русского языка как учебного предмета не получить высокого балла при сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Именно поэтому данный курс предназначен в первую очередь как вспомогательный и планомерно подготавливающий учеников к итоговой аттестации по русскому языку, неотъемлемой частью которой является комплексная работа с текстом.

Работая над комплексным анализом текста, ученики смогут:

  • отрабатывать не только новый, но и повторять пройденный материал,

  • отрабатывать умения и навыки грамотного письма и грамотной речи,

  • оперативно проверять свои знания, поэтапно готовиться к экзамену.


Содержание программы полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Предлагаемая образовательная программа «Лингвист» для работы с учащимися по русскому языку - одна из попыток использовать богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал. Программа отражает деятельностно-компетентностный подход к дополнительному образованию, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.

Программа «Лингвист» имеет большое познавательное и воспитательное значение. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по стилистике, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык, уважение к труду учёных-языковедов.

Настоящая программа предназначена для дополнительного образования школьников среднего и старшего звена, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста (14-17 лет), содержит возможности для развития через игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей положительной оценке себя в коллективе.




Цель программы:


  • углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;

  • планомерная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ;

  • формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.


Задачи программы:


- обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

- привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;

- приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;

- предупреждение речевых и грамматических ошибок;

- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;

- развитие потребности в речевом самосовершенствовании;

- развитие способности критически относиться к услышанному;

- формирование профессионального интереса к лингвистике;

-формирование социально активной личности.


-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

особенности ударения в русском языке;

основные правила орфоэпии;

основные способы образования слов;

основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

правила русской орфографии;

морфологические признаки частей речи;

нормы употребления в речи языковых единиц;

виды словосочетаний;

виды предложений;

основные группы пунктуационных правил;

признаки текста.

Уметь:

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые слова;

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

определять способы образования разных частей речи;

соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех частей речи;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

строить пунктуационные схемы предложений.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.



Отличительные особенности данной образовательной программы

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других

Возраст детей, Настоящая программа предназначена для дополнительного образования школьников среднего и старшего звена, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста (14-17 лет), содержит возможности для развития через игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей положительной оценке себя в коллективе.

Занятия проводятся с постоянным составом детей 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия –40 минут.

Сроки реализации программы -1 год.

Методы и формы занятий: Формы организации работы:


тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газет; подготовка сообщений, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию сообщения.

• лекции;

• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

• анализ и просмотр текстов;

• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

• игровая;

• теоретическая;

• практическая.



Основные методы и технологии

• технология разноуровневого обучения;

• развивающее обучение;

• технология обучения в сотрудничестве;

• коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника



Режим занятий: Занятия проводятся с постоянным составом детей 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия – 40 минут.

Ожидаемые результаты освоения учебного курса.

Личностные результаты:

• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-формирование навыков общения и коммуникации;

- формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;

-приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций при выполнении опытов;

-умение осуществлять совместную практическую деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов или опытов;

-развитие алгоритмического мышления;

-повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения в области

• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

• интерес к изучению языка;

• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

• самостоятельно формулировать тему и цели урока;

• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

• пользоваться словарями, справочниками;

• осуществлять анализ и синтез;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

• высказывать и обосновывать свою точку зрения;

• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• задавать вопрос

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газет; подготовка сообщений, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию сообщения.


Итог программы.

К концу обучения обучающиеся должны уметь:

-рассматривать заявленные темы на занятиях;

- использовать интерактивные тренажеры;

- проводить практические занятия в игровой форме.

- владеть различными видами диалога и монолога;

-пользоваться различными видами чтения

-знание основных разделов лингвистики;

-иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах.

-владеть нормативным ударением в словах и их формах;

- пользоваться орфоэпическими словарями;

знать историю русской письменности.

- использовать речевые средства в зависимости от цели, ситуации и условий общения;

-иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах.

-составлять словообразовательные пары, цепочки слов, характеризовать словообразовательные гнезда.

-осуществлять устный и письменный анализ.

-различать грамматические омонимы;

-различать предлог, частицу, союз;

-уметь проводить морфологический анализ.

Освоить алгоритм правописания не и ни с разными частями речи и уметь использовать их на практике;

- освоить правила слитного и раздельного правописания служебных частей речи.
































2. Учебно-тематический план


Название разделов

Количество часов

всего

теория

практика

  1. Введение

1

1

-

  1. Лексика

6

4

2

  1. Речь

1

-

1

  1. Морфемика

1

1

-

  1. Орфография

4

3

1

  1. Морфология

5

4

1

  1. Синтаксис и пунктуация

6

3

3

  1. Односоставные предложения

2

1

1

  1. Предложения с однородными членами

1

-

1

  1. Предложения с обращениями

1

-

1

  1. Предложения с вводными конструкциями

1

-

1

  1. Предложения с обособленными членами предложения

3

1

2

  1. Прямая и косвенная речь

2

-

2

Итого

34

18

16
















3.Содержание программы


Введение. Значение языка в жизни.

Лексика. Лексическое богатство русского языка

Слова однозначные и многозначные.

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Синонимы, их роль в художественных произведениях. Антонимы, их роль в художественных

произведениях. Почему мы так говорим? (Фразеологизмы, их

выразительность.)

Орфоэпические нормы. Ударение в словах и формах слов. Правила нормативного произношения ударения.

Морфемика. Словообразование.

Суффиксы. Исторические изменения в структуре слова.

Заговори, чтоб я тебя увидел.

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов.

Практическая часть: конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок.

Типы речи или типы в речи. Проектная работа.

Практическая часть: Работа с текстами, определение типов речи.

Орфография.

Необычные правила. Н+Н=НН. Лингвистические игры.

Слитно, раздельно или через дефис?

Употребление дефиса на письме

Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи написания. НЕ и НИ в загадках.

Морфология. Морфологическая семейка.

Повторение и закрепление сведение о самостоятельных и служебных частях речи.

Тайна в имени твоём.

Имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.

Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.

Братство глагольное. Глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.

Служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их применение и употребление в речи и на письме.

Синтаксис и пунктуация.

Сочетание или словосочетание?

Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами.


Это непростое простое предложение. Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.

Практическая часть: Работа с текстом.

Главнее главного.

Подлежащее и способы его выражения.

Практическая часть: Решение лингвистических примеров и задач.

Действую по-разному.

Сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых.

Определяй и дополняй.

Определение и дополнение как второстепенные члены предложения, их применение в предложении. Частота употребления определений в загадках.

Практическая часть: Дидактические упражнения.

Где? Когда? Куда? Откуда?

Обстоятельство как второстепенный член предложения, его применение в предложении.

Практическая часть: Работа с деформированным текстом.

Назывные именные.

Односоставные предложения: их виды и применение. Назывные предложения. Дидактические упражнения.

Личные отличные.

Односоставные предложения: их виды и применение. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым.

Практическая часть: Работа с текстом.

Тройное доказательство родства.

Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности. Употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.

Обратись ко мне красиво!

Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений.

Практическая часть: Построение текстов.

Водные или вводные.

Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте.

Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания.

Практическая часть: Работа с деформированным текстом.

Распространённые одиночки. Проектная работа.

Обособление приложения, распространённого и нераспространённого.

Прямая и косвенная речь.

Строение прямой речи, виды речи.

Косвенно чужая речь.

Итоговое занятие за год. Подведение итогов.



4.Календарно - тематический план

занятия

Содержание

Кол-во часов

Сроки (дата)




планируемые

скорректированные

Введение.

1.

Значение языка в жизни общества.

1

01.09


Лексика

2.

Этимология – наука о происхождении слов. Лексическое богатство русского языка.

1

08.09


3.

Слова однозначные и многозначные.

Омонимы, их отличие от многозначных слов.

1

15.09


4.

Синонимы, их роль в художественных

произведениях.

1

22.09


5.

Антонимы, их роль в художественных

произведениях.

1

29.09


6.

Почему мы так говорим? (Фразеологизмы. Их

выразительность.)

1

06.10


7.

Орфоэпические нормы. Ударение в словах и формах слов.

1

13.10


Речь.

8.

Заговори, чтоб я тебя увидел. Типы речи или типы в речи.

1

20.10


Морфемика.

9.

Исторические изменения в структуре слова.

1

27.10


Орфография.

10.

Путеводные звёзды орфографии.

Н+Н=НН. Одна н и нн в существительных и отыменных прилагательных.

1

10.11


11.

Н+Н=НН. Одна н и нн в отглагольных формах.

1

17.11


12.

Слитно, раздельно или через дефис?

1

24.11


13.

Различай и отличай.

Не и Ни бывают в слове.

1

01.12


Морфология.

14.

Морфологическая семейка.

1

08.12


15.

Тайна в имени твоём. Именная родня.

1

15.12


16.

Братство глагольное.

1

22.12


17.

Причастие. Что это такое?

1

12.01


18.

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Производные предлоги.

1

19.01


Синтаксис и пунктуация.

19.

Сочетание или словосочетание? Примыкай, управляй, согласуй…

1

26.01


20.

Защита проекта.

1

02.02


21.

Это непростое простое предложение

1

09.02


22.

Подлежащее и способы его выражения. Решение лингвистических примеров и задач.

1

16.02


23.

Виды сказуемых. Игра «Кто быстрее?».

1

02.03


24.

Распространенное предложение.

1

09.03


Односоставные предложения.

25.

Назывные именные

1

16.03


26.

Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с текстом.

1

23.03


Предложения с однородными членами.

27.

Дидактические игры с однородными членами. Лингвистическая игра «Найди несоответствие».

1

06.04


Предложения с обращениями.

28.

Обратись ко мне красиво!

Виды обращений. Построение текстов.

Разыгрывать диалог. Составлять свой текст.

1

13.04


Предложения с вводными конструкциями.

29.

Водные или вводные. Вводные конструкции. Сочетай, конструируй и вставляй.

1

20.04


Предложения с обособленными членами предложения.

30.

Обособим мы тебя. Распространённые одиночки.

1

27.04


31.

Обособление второстепенных членов предложения. Сочинение-миниатюра «Весёлая семейка».

1

04.05


32.

Закрепление знаний об обособлении приложения, распространённого и нераспространённого. Проектная работа.

1

11.05


Прямая и косвенная речь.

33.

Скажи прямо, не молчи…(монологическое высказывание). Работа с текстами.

1

18.05


34.

Итоговое занятие. Подведение итогов.

1

25.05


Итого:34 ч.
































5.Методическое обеспечение:

 компьютер, интерактивная доска, учебные диски, словари, рабочая тетрадь.



6. Литература

Список литературы:

1. Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений.5-9 кл. Под ред. Ю.С.Пичуговой. М.:Дрофа,2015г.

2. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 кл. М.: Просвещение, 2012 г.

3.Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии.: Азбука-классика, 2015 г.

4. Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбука-классика, 2015г.

5. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.

М.: МИРОС-МАИК, 2000 г.

6. Панов М.В. Занимательная орфография. М.: Просвещение 2010 г.

7. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М.2012г.

8. Гузеев В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические технологии.2014. № 7.

9. Эл.ресурсы: Образовательный портал Национального корпуса русского языка//www.studiorum.ruscorpora.ru

10. Российский образовательный портал //www.school.edu.ru
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!