СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Химия в вопросах и ответах" для 10-11 классов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для внеурочной деятельности по химии в 10-11 классах. В том числе с использованием оборудования центра "Точка роста" естественно - научной направленности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Химия в вопросах и ответах" для 10-11 классов»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 р.п. Линево»

Искитимского района Новосибирской области



Рассмотрена на заседании педагогического (методического) совета " " августа 2022 г.,

протокол №

УТВЕРЖДЕНА

приказом от августа 2022 г. №


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №3 р.п.Линево»

Т.А.Семенова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления


10 -11 класс

«Химия в вопросах и ответах» __

(название курса)


Ф.И.О. педагога, разработавшего программу Соловьева


_ Наталья_ _ Александровна


Возраст обучающихся 16-17 лет

Срок реализации: 1 год













2022 г


Пояснительная записка

Данный курс предназначен для учащихся 10-11 классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Введение данного курса предусматривает расширение базового курса по химии.

В наше время происходит усиление химизации большинства сфер жизни человека, но успехи химии используются без осознания необходимости грамотного применения веществ и материалов. Изучение курса поможет учащимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и материалов в связи с их использованием.

Программа курса обеспечивает:

удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего образования;

развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;

развитие навыков самообразования и самопроектирования;

углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания;

совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

Цели курса:

- углубление знаний по основным разделам химии;

- подготовка к сдаче экзамена в форме ЕГЭ по химии;

- развитие навыков самостоятельной работы;

- развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей;

- развитие учебно-коммуникативных умений;

- воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества;

- воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности.

Программа модифицирована, составлена на основе программы Габриеляна О. С. (Химия. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна и др. «Химия. 10—11 классы» : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : углубл. уровень / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М.: Просвещение, 2021)


Место предмета в учебном плане

Года обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за

учебный год




10 класс

1

35

35



При обучении используется оборудование центра образования «Точка роста».












Планируемые результаты

Личностные результаты

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

ориентация обучающихся на инициативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию;

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям.

При использовании оборудования центра «Точка роста» обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • повышение мотивации изучения учебного материала;

  • повышение своего образовательного уровня при работе с цифровыми датчиками;

  • оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией.


Метапредметные результаты

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

При использовании оборудования центра «Точка роста» обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

  • установление целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достиже­ния цели и выбор наиболее эффективного способа;

  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • умение принимать решения в проблемной ситуации;

организация рабочего места при выполнении химического эксперимента.


2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований техники безопасности, норм информационной безопасности;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.

При использовании оборудования центра «Точка роста» обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

  • анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование спосо­ба решения задачи;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

  • обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;

  • умение организовывать исследование с целью проверки гипотез;

  • умения характеризовать вещества по составу, строению и свойствам;

  • описывание свойств: твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделение их существенных признаков;

  • умение объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации.


3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.

суждений.

При использовании оборудования центра «Точка роста» обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

  • описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки в предметно - практической деятельности;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

  • развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с дополнительной литературой, справочными таблицами.


Предметные результаты

Выпускник научится:

раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;

демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных химических теорий: химического строения органических соединений А. М. Бутлерова, строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований;

устанавливать причинно-следственные связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением химических элементов в периодической системе;

применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определённому классу соединений;

объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной с целью определения химической активности веществ;

характеризовать физические свойства неорганических и органических веществ, устанавливать зависимость физических свойств от типа кристаллической решетки;

характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических и неорганических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;

прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;

устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;

устанавливать генетическую связь между классами неорганических и органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения неорганических и органических соединений заданного состава и строения;

подбирать реагенты и условия реакций, определять продукты реакций, позволяющих реализовать лабораторные и промышленные способы получения важнейших неорганических и органических веществ;

определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических веществ, приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека, биологических обменных процессах и промышленности;

приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;

использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;

приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);

проводить опыты по распознаванию органических и неорганических веществ;

владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

проводить расчеты: нахождение молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав; массы или объема вещества с использованием понятия «доля вещества в растворе, смеси» и «доля выхода продукта реакции от теоретически возможного»;

владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции.

Выпускник получит возможность научиться:

описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантово-механических представлений о строении атома;

использовать методы научного познания при выполнении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических и неорганических веществ;

формулировать цель исследования, выдвигать и экспериментально проверять гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, о способности веществ вступать в химические реакции, о характере и продуктах химических реакций;

устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.

При использовании оборудования центра «Точка роста» обучающийся получит возможность для формирования следующих предметных результатов:

  • Пользоваться датчиками цифровой лаборатории:

- датчик рН с диапазоном измерения не уже чем от 0 до 14 pH;

- датчик высокой температуры (термопарный) с диапазоном измерения не уже чем от -100 до +900С;

- датчик электропроводимости с диапазонами измерения не уже чем от 0 до 200 мкСм; от 0 до 2000 мкСм; от 0 до 20000 мкСм;

- датчик температуры платиновый с диапазоном измерения не уже чем от -30 до +120C;

- датчик оптической плотности 525 нм.

  • Познакомиться с параметрами химического эксперимента на количественном уровне и их системным анализом.

  • Представлять информацию об исследовании в двух видах:

в вербальном: описывать эксперимент, создавать словесную модель эксперимента, фиксировать внимание на измеряемых величинах, терминологии;

в табличном: заполнять таблицы данных, лежащих в основе построения графиков (при этом у учащихся возникает первичное представление о масштабах величин).




Содержание курса 10 класса

Тема 1. Начальные понятия органической химии

Теория химического строения органических соединений. Изомерия. Концепция гибридизации атомных орбиталей. Строение атома углерода: s- и р-орбитали, типы их гибридизации.

Классификация органических соединений по элементному составу: углеводороды, галоген-, азот- и кислородсодержащие органические соединения; по строению углеродного скелета: ациклические и циклические (карбоциклические и гетероциклические) органические вещества. Классификация углеводородов, органических соединений по наличию функциональных групп: гидроксильная (спирты), карбонильная (альдегиды и кетоны), карбоксильная (карбоновые кислоты), нитрогруппа (нитросоединения), аминогруппа (амины).

Классификация реакций в органической химии. Понятие о гомо- и гетеролитическом разрыве ковалентной связи, электрофилах и нуклеофилах. Классификация реакций по типу реакционных частиц: радикальные, электрофильные и нуклеофильные. Классификация реакций по частным признакам: галогенирование и дегалогенирование, гидрирование и дегидрирование, гидратация и дегидратация, гидрогалогенирование и дегидрогалогенирование.

Лабораторная работа 1. Изготовление моделей молекул органических соединений.

Практическая работа 1. Качественный анализ органических соединений.


Тема 2. Предельные углеводороды

Алканы. Промышленные способы получения алканов: крекинг нефтепродуктов, реакция алкилирования, получение синтетического бензина, нагревание углерода в атмосфере водорода. Взаимное влияние атомов в органических молекулах. Положительный и отрицательный индуктивные эффекты. Механизм реакций радикального замещения. Реакции окисления.

Циклоалканы. Гомологический ряд и строение циклоалканов. Их номенклатура и изомерия. Понятие о пространственной изомерии. Конформеры циклогексана. Способы получения циклоалканов: ректификация нефти, каталитическое дегидрирование аренов, внутримолекулярная реакция Вюрца. Физические и химические свойства циклоалканов (реакции присоединения и замещения). Применение циклоалканов.


Тема 3. Непредельные углеводороды

Алкены. Лабораторные способы получения алкенов: реакции элиминирования (дегалогенирование), дегидратация спиртов и дегалогенирование дигалогеналканов, а также дегидрогалогенирование галогенопроизводных предельных углеводородов. Мезомерный эффект. Прогноз реакционной способности алкенов. Механизм реакций электрофильного присоединения. Реакции окисления алкенов перманганатом калия КМnО4 (реакция Вагнера) в водной и сернокислой средах.

Высокомолекулярные соединения. Полимеры на основе этиленовых углеводородов и их производных: полиэтилен, полипропилен, политетрафторэтилен, поливинилхлорид.

Алкадиены. Строение сопряжённых алкадиенов. Способы получения алкадиенов: дегидрогалогенирование дигалогеналканов. Химические свойства диеновых углеводородов: реакции присоединения, окисления, полимеризации и особенности их протекания. Терпены. Эластомеры. Натуральный каучук как продукт полимеризации изопрена. Синтетические каучуки: бутадиеновый каучук (СБК), дивиниловый, изопреновый, хлоропреновый, бутадиен-стирольный.

Алкины. Способы получения алкинов: пиролиз метана (в том числе окислительный пиролиз природного газа), карбидный метод, дегидрогалогенирование дигалогеналканов, взаимодействие солей ацетиленовых углеводородов (ацетиленидов) с галогеналканами. Химические свойства ацетиленовых углеводородов. Правило Эльтекова. Кислотные свойства алкинов. Ацетилениды. Полимеры на основе ацетилена. Винилацетилен.

Лабораторная работа 2. Ознакомление с коллекцией образцов пластмасс, волокон, каучуков.


Тема 4. Ароматические углеводороды

Арены. Номенклатура аренов. Ксилолы. Промышленные способы получения бензола и его гомологов: ароматизация алканов и циклоалканов, тримеризация ацетилена (реакция Зелинского). Лабораторные способы получения аренов: алкилирование бензола, пиролиз солей ароматических кислот. Реакции электрофильного замещения и их механизм: галогенирование, алкилирование (реакция Фриделя—Крафтса), нитрование, сульфирование. Реакции присоединения: гидрирование, радикальное галогенирование. Реакции окисления. Толуол как гомолог бензола. Особенности химических свойств алкилбензолов. Ориентанты первого и второго рода. Взаимное влияние атомов в молекулах алкилбензолов на примере реакции замещения. Реакции окисления.


Тема 5. Гидроксилсодержащие органические вещества

Спирты. Способы получения некоторых алканолов: метилового спирта — реакцией щелочного гидролиза хлорметана и из синтез-газа, пропанола-1 — восстановлением пропионового альдегида, пропанола-2 — гидрированием ацетона и гидратацией пропилена. Прогноз реакционной способности предельных одноатомных спиртов и его подтверждение при рассмотрении химических свойств спиртов: кислотные свойства, реакции нуклеофильного замещения с галогеноводородами. Низшие и высшие (жирные) спирты.

Многоатомные спирты. Изомерия, номенклатура и получение многоатомных спиртов. Особенности химических свойств многоатомных спиртов.

Фенолы. Атомность фенолов. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура фенолов. Способы получения фенола: из каменноугольной смолы, кумольный способ, из галогенаренов и методом щелочного плава. Химические свойства фенола: реакции электрофильного замещения (галогенирование, нитрование), поликонденсация.

Лабораторная работа 3. Физические свойства этанола, бутанола. Взаимодействие натрия со спиртом.

Практическая работа 2. Спирты.


Тема 6. Альдегиды и кетоны

Альдегиды. Способы получения: окисление углеводородов (Вакер-процесс), пиролиз карбоновых кислот или их солей, щелочной гидролиз дигалогеналканов. Химические свойства: реакции присоединения (циановодорода, гидросульфита натрия, реактива Гриньяра, гидрирование), реакции окисления («серебряного зеркала» и комплексами меди(II)), реакции конденсации (альдольная и кротоновая, с азотистыми основаниями и поликонденсации), реакции замещения по α-углеродному атому.

Кетоны. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура кетонов. Способы получения кетонов. Прогноз реакционной способности кетонов. Химические свойства кетонов: реакции присоединения (циановодорода, гидросульфита натрия, реактива Гриньяра, гидрирование), реакции окисления, реакции замещения по α-углеродному атому.

Лабораторная работа 4. Получение уксусного альдегида окислением этанола.

Лабораторная работа 5. Реакция «серебряного зеркала». Реакция с гидроксидом меди (II) при нагревании.


Тема 7. Карбоновые кислоты и их производные

Получение карбоновых кислот окислением алканов, алкенов, первичных спиртов, а также гидролизом (тригалогеналканов, нитрилов). Получение муравьиной кислоты взаимодействием гидроксида натрия с оксидом углерода(II), уксусной кислоты — карбонилированием метилового спирта и брожением этанола, пропионовой кислоты — карбонилированием этилена.

Общие свойства кислот. Реакции по углеводородному радикалу. Образование функциональных производных. Олеиновая, линолевая и линоленовая кислоты как представители высших непредельных одноосновных карбоновых кислот. Бензойная и салициловая кислоты как представители ароматических карбоновых кислот. Двухосновные карбоновые кислоты на примере щавелевой кислоты.

Сложные эфиры. Строение молекул, номенклатура и изомерия сложных эфиров. Способы получения сложных эфиров: взаимодействие спиртов с ангидридами или галогенангидридами кислот (реакция поликонденсации) на примере получения полиэтилентерефталата. Химические свойства сложных эфиров: гидролиз и горение.

Лабораторная работа 6. Ознакомление с физическими свойствами некоторых предельных одноосновных кислот: уксусной, масляной. Отношение различных кислот к воде.

Лабораторная работа 7. «Изучение силы одноосновных карбоновых кислот».

Лабораторная работа 8. «Растворимость жиров в воде и органических растворителях.

Практическая работа 3. Карбоновые кислоты.


Тема 8. Углеводы

Углеводы. Восстанавливающие и невосстанавливающие углеводы.

Моносахариды. Циклические формы глюкозы и их отражение с помощью формул Хеуорса. Гликозидный гидроксил. α-D-глюкоза и β-D-глюкоза. Таутомерия как результат равновесия в растворе глюкозы. Спиртовое, молочнокислое и маслянокислое брожения глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы.

Дисахариды. Строение молекул дисахаридов. Химические свойства сахарозы. Лактоза и мальтоза как изомеры сахарозы. Их свойства и значение.

Полисахариды. Строение молекул полисахаридов. Состав и строение молекулы крахмала. Амилоза и амилопектин. Строение молекул целлюлозы. Свойства целлюлозы: образование сложных эфиров и продуктов алкилирования. Нитраты и ацетаты целлюлозы — сырьё для получения взрывчатых веществ и искусственных волокон.

Лабораторная работа 9. Ознакомление с коллекцией волокон.

Практическая работа 4. Углеводы.


Тема 9. Азотосодержащие органические соединения

Амины. Способы получения алифатических аминов взаимодействием аммиака со спиртами, галогеналканов с аммиаком, солей алкиламмония со щелочами. Способы получения ароматических аминов: восстановление ароматических нитросоединений (реакция Зинина), взаимодействие ароматических аминов с галогеналканами. Прогноз реакционной способности аминов. Реакции электрофильного замещения ароматических аминов. Реакции окисления и алкилирования. Образование амидов. Взаимодействие аминов с азотистой кислотой.

Аминокислоты. Способы получения аминокислот: синтез на основе галогенопроизводных карбоновых кислот, циангидринный синтез, биотехнологический способ. Реакции этерификации и конденсации. Качественные реакции на аминокислоты: нингидриновая и ксантопротеиновая.

Белки. Свойства белков: денатурация, гидролиз, качественные реакции.

Лабораторная работа 10. Растворение белков в воде и их коагуляция. Обнаружение белка в молоке.

Практическая работа 5. Амины. Аминокислоты. Белки.

Практическая работа 6. Анализ лекарственных препаратов.



Содержание курса 11 класса

Тема 1. Строение атома.

Строение атома в свете квантово-механических представлений. Понятие электронной орбитали и электронного облака, s-, p-, d- и f-орбитали. Квантовые числа. Строение электронной оболочки атома. Порядок заполнения электро- нами атомных орбиталей в соответствии с принципом минимума энергии, запретом Паули, правилом Хунда, правилом Клечковского. Электронные формулы атомов и ионов.

Тема 2. Химическая связь и строение вещества.

Основные характеристики химической связи: энергия, длина, дипольный момент. Обменный механизм образования ковалентной связи. Электроотрицательность. Направленность ковалентной связи, её кратность, σ- и π- связи. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.

Агрегатные состояния веществ и фазовые переходы. Газы и газовые законы (Бойля—Мариотта, Шарля, Гей-Люссака). Уравнение Менделеева—Клапейрона для идеального газа.

Тема 3. Химические реакции.

Основы химической термодинамики. Химическая термодинамика. Термодинамическая система. Открытая, закрытая, изолированная системы. Внутренняя энергия системы. Энтальпия, или теплосодержание системы. Первое начало термодинамики. Изохорный и изобарный процессы. Термохимическое уравнение. Энтальпия. Стандартная энтальпия. Расчёт энтальпии реакции. Закон Гесса и следствия из него. Энтропия. Второе и третье начала термодинамики. Свободная энергия Гиббса.

Тема 4. Химические реакции в растворах.

Свойства растворов электролитов. Вода — слабый электролит. Катион гидроксония. Ионное произведение воды. Нейтральная, кислотная и щелочная среда. Понятие рН. Водородный показатель. Ионные реакции и условия их протекания. Кислоты и основания с позиции теории электролитической диссоциации.

Гидролиз. Понятие «гидролиз». Гидролиз солей и его классификация: обратимый и необратимый, по аниону и по катиону, ступенчатый. Усиление и подавление обратимого гидролиза. Необратимый гидролиз бинарных соединений.

Лабораторная работа 11. Реакции, протекающие с образованием осадка, газа или воды с участием органических и неорганических электролитов.

Практическая работа 7. Получение солей различными способами и исследование их свойств.

Практическая работа 8. Гидролиз органических и неорганических соединений.

Тема 5. Окислительно-восстановительные процессы.

Важнейшие окислители и восстановители. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Свойства веществ в свете ОВР.

Электролиз. Понятие электролиза как окислительно-восстановительного процесса на электродах. Электролиз расплавов электролитов. Электролиз растворов электролитов с инертными электродами. Электролиз растворов электролитов с активным анодом. Практическое значение электролиза: электрохимическое получение веществ, электрохимическая очистка (рафинирование) металлов, гальванотехника, гальванопластика, гальванизация.

Коррозия металлов и способы защиты от неё. Понятие «коррозия». Химическая и электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии: применение легированных сплавов, нанесение защитных покрытий, изменение состава или свойств коррозионной среды, электрохимические методы защиты.

Лабораторная работа 12. Взаимодействие металлов с неметаллами, с растворами солей и кислот. Взаимодействие с медью концентрированных серной и азотной кислот.

Лабораторная работа 13. Окислительные свойства перманганата калия в различных средах.




Тематическое планирование на 35 часов


темы

Название  темы

Количество учебных часов

Формы проведения занятий

всего

теория

практика

1.

Начальные понятия органической химии

4

2

2

Лекция, семинар, лабораторные работы и практические занятия, групповая работа, индивидуальная консультация.

2.

Предельные углеводороды

2

2

0

3.

Непредельные углеводороды

3

2

1

4.

Ароматические углеводороды

1

1

0

5.

Гидроксилсодержащие органические вещества

3

1

2

6.

Альдегиды. Кетоны

3

1

2

7.

Карбоновые кислоты и их производные

5

1

4

8.

Углеводы

3

1

2

9.

Азотсодержащие органические соединения

4

1

3

10.

Строение атома

1

1

0

11.

Химическая связь и строение вещества

1

1

0

12.

Химические реакции

1

1

0

13.

Химические реакции в растворах

2

0

2

14.

Окислительно – восстановительные процессы

2

1

1


Итого

35

16

19



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности


Учебная и методическая литература:

  1. Химия. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна и др. «Химия. 10—11 классы» : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : углубл. уровень / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М. : Просвещение, 202.

  2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. Для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005.

  3. Ерейская Г.П. Эффектные демонстационные опыты по химии: готовимся к ЕГЭ (часть С) / Г.П. Еврейская, А.В. Храменкова, В.М. Таланов. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.

  4. Колесникова А.М. Основы химических методов исследования веществ. 10-11 кл.: учеб. пособие / А.М. Колесникова. – М.: Дрофа, 2011.

  5. Емельянова Е.О. Именные реакции в органической химии: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.О. Емельянова, Р.Г. Иванова. – 2-е изд, испр. – М.: Вентана-Граф, 2010.

  6. Савин Г.А. Химия. Изомерия органических соединений. 10-11 классы / Авт. Г.А. Савин. – Волгоград: Учитель, 2005.

  7. ЕГЭ. Химия. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. Добротина, Кавериной. – М.: Издательство «Национальное образование», 2022.


Демонстрационные и дидактические материалы.

Медиаресурсы.

 Видео-опыты по органической (95 видео) химии.

 Презентации, подготовленные учителем.

 Интернет – ресурсы.

Натуральные объекты

  • коллекция пластмасс;

  • коллекция каучуков, резины;

  • коллекция волокон и тканей.

Демонстрационные таблицы

  • Таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химиче­ских элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кис­лот, оснований, солей в воде и среда растворов», «Электрохимический ряд напряжений металлов».

  • Таблицы сменного экспонирования: «Комплект портретов для кабинета химии», «Ковалентная связь», «Форма и перекрывание электронных облаков», «Классификация органических веществ», «Генетическая связь органических веществ», «Классификация органических соединений».

Химические реактивы и материалы.

Наиболее часто используемые реактивы и материалы:

  1. простые вещества - медь, натрий, кальций, алюминий, магний, железо, цинк, сера, свинец, литий, фосфор красный, бром, йод, уголь, графит;

  1. оксиды – меди (II), кальция, железа (III), магния, магранца (IV), бария;

  1. кислоты - соляная, серная, азотная;

  2. основания - гидроксид натрия, кальция, бария, калия, меди(II), алюминия, 25%-ный водный раствор аммиака;

  3. соли - хлориды натрия, меди (II), железа (III), бария, кальция, алюминия, аммония; нит­раты калия, натрия, кальция, свинца (II); сульфаты меди (II), железа (II), алюминия, аммония, калия, кальция бромид и силикат натрия; карбонаты натрия, меди (II); ацетат свинца (II); мрамор, мел, малахит; перманганат калия;

  4. органические соединения - крахмал, глицерин, уксусная кислота, мети­ловый оранжевый, фенолфталеин, лакмоид, глюкоза, сахароза, формальдегид 40%, нефть, бензин, этиловый спирт, фенол.

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы.

  1. приборы для работы с газами - получение, собирание;

  2. аппараты и приборы для опытов с жидкими и твердыми ве­ществами - фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твердым веществом и жидкостью, жидкостью и жид­костью, твердыми веществами;

3) приборы для изучения теоретических вопросов химии - иллюстрация за­кона сохранения массы веществ, демонстрация электропроводности растворов;

4) измерительные и нагревательные приборы (сухое горючее), различные приспособления для выполнения опытов;

5) пробирки стеклянные; колбы конические; стаканы стеклянные; палочки стеклянные; воронка стеклянная;

6) пробки резиновые;

7) держатели для пробирок;

8) штатив лабораторный; штатив для пробирок;

9) фильтры разных диаметров;

10) спички; асбестовая сетка; лучины, свечки.


Оборудование центра образования «Точка роста»:

Беспроводной мультидатчик с 4-мя встроенными датчиками:

- датчик рН с диапазоном измерения от 0 до 14 рН;

- датчик высокой температуры (термопарный) с диапазоном измерения от -100 до +900С;

- датчик температуры платиновый с диапазоном измерения от -30 до +120С;

- датчик электропроводимости с диапазоном измерения от 0 до 200 мкСм; от 0 до 2000 мкСм; от 0 до 20000 мкСм.

Датчик оптической плотности 525 нм.


Технические средства обучения

- компьютер

- мультимедиа проектор

- экран

Для обеспечения безопасного труда в кабинете химии имеется:

  • противопожарный инвентарь;

  • аптечка с набором медикамен­тов и перевязочных средств;

  • инструкции по правилам безопасности для учащихся в кабинете химии, по технике безопасности при проведении химических опытов;

  • журнал регистрации инструктажа по правилам техники безопас­ности.


Оборудование кабинета химии:

  • вытяжной шкаф,

  • учебная доска,

  • демонстрационный стол,

  • водоснабжение.


Цифровые (электронные) образовательные ресурсы.

Для учителя:

http://www.fipi.ru - Портал ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений).

http://www.ege.edu.ru - Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

http://him.1september.ru/ - электронная версия газеты «Химия»; портал (Методические разработки для уроков химии, презентации);

http://festival.1september.ru/ - уроки и презентации;

http://kontren.narod.ru - информационно-образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией.

http://www.alhimik.ru/ - Алхимик - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.

http://www.hij.ru – Химия и Жизнь - XXI век (научно-популярный журнал для всех, интересующихся химией)

http://www.hemi.nsu.ru - Основы химии: интернет-учебник (НГУ, ФЕН)

http://maratakm.narod.ru – Виртуальная химическая школа (химия + методика + психология) 

http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал

http://standart.edu.ru – Федеральный государственный образовательный стандарт

http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://www.drofa.ru – Официальный сайт издательства «Дрофа»

Для учащихся:

http://djvu-inf.narod.ru/  (электронная библиотека)

http://ru.wikipedia.org/ (свободная энциклопедия);

http://www.dutum.narod.ru/element/elem00.htm (Рассказы об элементах)

http://yaroslaw.narod.ru/ (Кислородсодержащие органические соединения)

http://www.himhelp.ru/ (Полный курс химии)

http://chemi.org.ru/ (Учебник химии)

http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ (Занимательная химия)

http://hemi.wallst.ru/ (Химия. Образовательный сайт для школьников)

http://chemistry.narod.ru/ (Мир химии)

http://www.alhimikov.net/ (Полезная информация по химии)

http://www.xumuk.ru/ (XuMuK.ru - сайт о химии для учителей и учеников)

http://www.hemi.nsu.ru (Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов)

http://webelements.narod.ru (WebElements: онлайн-справочник химических элементов)

http://belok-s.narod.ru (Белок и все о нем в биологии и химии)

http://all-met.narod.ru (Занимательная химия: все о металлах)

http://experiment.edu.ru (Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия )

http://www.chemistry.ssu.samara.ru (Органическая химия: электронный учебник для средней школы )

http://school-sector.relarn.ru/nsm/ (Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии )

http://schoolchemistry.by.ru (Школьная химия )

www.ximicat.com/info.ru (Окислительно-восстановительные реакции)

http://www.chem.km.ru (Мир химии. Образовательный сайт, содержащий теоретические сведения по различным разделам химии, материалы олимпиад, справочные таблицы).

http://cnit.ssau.ru. (Органическая химия. Электронный учебник для средней школы. – Под редакцией Г.И. Дерябиной, А.В. Соловова)

http://chemistry.ru (Опорные конспекты по химии для школьников 8-11 классов)

http://adalin.mospsy.ru - Увлекательная химия. Занимательная химия опыты. Занимательная химия для малышей. Занимательная химия для детей. Занимательная химия в домашних условиях. Опыты по химии для детей. Опыты по химии дома. Опыты по химии в домашних условиях.

http://allmetalls.ru - Занимательная химия: Все о металлах

http://mirhim.ucoz.ru – сайт «Мир химии» (исследовательские работы уч-ся по химии).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!