СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Химия. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Химия. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея «Красногвардейский аграрно-промышленный техникум»


Утверждаю

Директор ГБПОУ РА «КАПТ»

______________А.К.Пчихачев

«____» ______________2023 г.










Рабочая программа

по дисциплине ОДП.11 Химия

по программе базовой подготовки

профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».

квалификация выпускника слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля кат. «В», «С»

форма обучения очная












Красногвардейское - 2023 Одобрена Составлена на основе

На заседании ПЦК государственного образовательного

«Общеобразовательных дисциплин» стандарта СПО по профессии:

Протокол №1 от «31» августа 2023г.

Председатель ПЦК 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

_________________Х.Р.Бесиджева.





Составитель: З.А.Кутлиметова преподаватель ГБПОУ РА «КАПТ»


Рецензент: М.И.Алиева зам.директора по УПР






























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в ГБПОУ РА «КАПТ», реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисципли­ны «Химия» (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Рег. номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требования федерального государственного образовательного стандарта по специальности (Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1581 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей". Зарег. в Минюсте России 20.12.2016 N 44800) и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента гос. политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического зна­ния для каждого человека;

  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;

  • развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оце­ночные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия реше­ний, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготов­ки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).

Программа учебной дисциплины «Химия» на базе основного общего образования, уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, осваиваемой профессии.

Химия — это наука о веществах, их составе и строении, свойствах и превращени­ях, значении химических веществ, материалов и процессов в практической деятель­ности человека.

Содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» направлено на усвое­ние обучающимися основных понятий, законов и теорий химии; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить рас­четы на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.

В процессе изучения химии у обучающихся развиваются познавательные интере­сы и интеллектуальные способности, потребности в самостоятельном приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными проблемами, воспи­тывается бережное отношения к природе, понимание здорового образа жизни, необ­ходимости предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде. Они осваивают приемы грамотного, безопасного использования химических веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

При структурировании содержания общеобразовательной учебной дисциплины в ГБПОУ РА «КАПТ», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учитывалась объективная реальность — небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии и стремление максимально соответство­вать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины с тем, чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.

Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.

Изучение химии в ГБПОУ РА «КАПТ», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зави­симости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Специфика изучения химии при овладении профессиями тех­нического профиля отражена в каждой теме раздела «Содержание учебной дисципли­ны» в рубрике «Профильные и профессионально значимые элементы содержания». Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучаю­щихся (написании рефератов, подготовке сообщений, защите проектов), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнении химического эксперимента — лабораторных опытов и практических работ, решении практико­ориентированных расчетных задач и т. д.).

В процессе изучения химии теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими занятиями. Значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающих­ся специальные предметные умения: работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учить безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.

Для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, овладевающих профессиями СПО технического профессионального образования, представлен примерный перечень рефератов (докладов), индивидуальных проектов.

В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы ак­центируется внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» завершается под­ведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках про­межуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС).

Содержание

1.

Паспорт программы учебной дисциплины «Химия»……………………….........................

6

2.

Структура и содержание учебной программы…………………………................................

11

3.

Условия реализации программы учебной дисциплины…………………….........................

26

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………………………..

27















































  1. Паспорт программы учебной дисциплины «Химия»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО технического профиля 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в ГБПОУ РА «КАПТ», реализующем образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.

При освоении профессий СПО технического профиля в ГБПОУ РА «КАПТ» химия изучается как базовый учебный предмет в объеме 114 часов.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина «Химия» является учебным предметом по выбору из обяза­тельной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образо­вания. В ГБПОУ РА «КАПТ», реализующем образователь­ную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Химия» изучается в общеоб­разовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

В учебных планах ППКРС, место учебной дисциплины «Химия» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины



В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • электронное строение атомов химических элементов 1-4 периода;

  • характеристику агрегатного состояния вещества;

  • закономерности в расположении и строении атомов химических элементов в периодической системе;

  • способы получения металлов восстановлением, оксидов, гидроксидов и солей;

  • характерные физические и химические свойства важнейших представителей каждого класса;

  • принципы и правила составления уравнений химических реакций;

  • основные типы химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена);

  • закономерности изменения скорости реакций от температуры, давления и концентрации вещества;

  • принцип Ле Шателье;

  • качественный состав органических веществ;

  • роль органической химии в современном мире;

  • молекулярные, структурные формулы, названия и изомеры наиболее важных представителей каждого класса углеводородов (метан, этан, пропан, бутан, пентан, этилен и бутилен, ацетилен, циклобутан и циклогексан, бензол и толуол);

  • характеристику и основные области применения нефтепродуктов, продуктов коксования угля и фракционной переработки попутного нефтяного газа;

  • молекулярные и структурные формулы важнейших представителей каждого класса (метанол, этанол, формальдегид, ацетальдегид, муравьиная и уксусная кислота, глюкоза и сахароза);

  • области применения этих веществ применительно к своей профессии;

  • способы получения, химические свойства и генетическую связь между спиртами, альдегидами и карбоновыми кислотами;

  • молекулярные и структурные формулы важнейших представителей каждого класса (метиламин, этиламин, анилин, аминоуксусны);

  • области применения этих веществ применительно к своей профессии;

  • способы получения, химические свойства и биологическое значение аминов и аминокислот;

  • четыре положения теории А.М.Бутлерова;

  • сущность явления изомерии и гомологии;

  • типы углеродных скелетов;

  • типы гибридизации атома углерода;

  • формулы структурных звеньев пластмасс, синтетических и природных волокон, натурального каучука;

  • отличительные свойства термопластичных и термореактивных пластмасс;

  • важнейшие области применения полимеров применительно к своей профессии;

  • основы безопасного обращения с лекарствами, продуктами бытовой химии и пищевыми продуктами.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • составлять электронную формулу атома;

  • находить процентную и молярную концентрацию растворов;

  • определять тип химической реакции по физическим характеристикам вещества;

  • составлять формулы сложных веществ;

  • решать задачи на нахождение массы, объёма и практического выхода вещества;

  • называть области применения веществ каждого класса в народном хозяйстве;

  • определять тип химической реакции;

  • расставлять степени окисления и определять элемент окислитель и восстановитель;

  • показывать направление смещения химического равновесия при определённых условиях;

  • составлять реакции, характеризующие генетическую связь между классами углеводородов;

  • решать расчетные задачи на нахождение молекулярной формулы вещества по массовой доли элемента или массам продуктов реакции горения;

  • составлять и называть изомеры предложенного вещества;

  • составлять уравнения химических реакций горения, разложения, замещения и присоединения на примере метана, этилена, ацетилена и бензола;

  • решать задачи на практический выход продукта реакции от теоретически возможного;

  • с помощью характерных реакций распознавать предложенные растворы или образцы органических веществ;

  • составлять и называть изомеры предложенного вещества;

  • составлять уравнения химических реакций горения, окисления, восстановления и присоединения на примере метанола, этанола, формальдегида, уксусной кислоты, сложного эфира и глюкозы;

  • составлять реакции, характеризующие генетическую связь между классами кислородосодержащих органических веществ;

  • решать расчетные задачи на нахождение массы или объёма вещества по уравнению химической реакции;

  • составлять уравнения реакций получения предложенного вещества по цепочке превращений;

  • проводить опыты, доказывающие элементарный качественный состав органических веществ;

  • отличать по характерным свойствам органические и неорганические вещества;

  • составлять различные типы углеродных цепочек;

  • определять по структурной формуле вещества его принадлежность к определённому классу;

  • составлять структурные формулы простейших изомеров;

  • составлять уравнения реакций полимеризации и поликонденсации;

  • определять по характерным свойствам важнейшие полимерные материалы;

  • ориентироваться в условных обозначениях на этикетках товаров бытовой химии;

  • показывать роль отдельных химических производств в загрязнении окружающей среды.

Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

- личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной хими­ческой науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятель­ности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

  • готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из­бранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли хи­мических компетенций в этом;

  • умение использовать достижения современной химической науки и химиче­ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

  • метапредметных:

  • использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипо­тез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон хи­мических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость стал­киваться в профессиональной сфере;

  • использование различных источников для получения химической информа­ции, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

  • предметных:

  • сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функ­циональной грамотности человека для решения практических задач;

  • владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

  • владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

  • сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

  • владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

  • сформированность собственной позиции по отношению к химической инфор­мации, получаемой из разных источников.

Результатом освоения дисциплины ОДП.11 Химия является овладение обучающимися общих компетенций (ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Специалист 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими видам деятельности:

1. Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля:

ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей.

ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей.

ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий.

ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей.

ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ.

2. Осуществлять техническое обслуживание автотранспорта согласно требованиям нормативно-технической документации:

ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей.

ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей.

ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий.

ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей.

ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов.

3. Производить текущий ремонт различных типов автомобилей в соответствии с требованиями технологической документации:

ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.

ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей.

ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.

ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей.

ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 114 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 114 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося – не предусмотрено.

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.







































  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

114

В том числе:

30

практические занятия

20

лабораторные занятия

10

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета










































2.2. Содержание учебной дисциплины «Химия»



Введение


Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Значение химии при освое­нии профессий СПО технического профиля профессионального образования.


Раздел 1. Общая и неорганическая химия


Тема 1.1. Основные понятия и законы химии


Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него.

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

Демонстрации

Модели атомов химических элементов.

Модели молекул простых и сложных веществ (шаростержневые и Стюарта – Бриглеба).

Коллекция простых и сложных веществ.

Некоторые вещества количеством 1 моль.

Модель молярного объема газов.

Аллотропия фосфора, кислорода, олова.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода
(кислород, озон), олова (серое и белое олово). Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии.



Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома


Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И.Менделеевым Периодиче­ского закона. Периодический закон в формулировке Д. И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов — графическое отображение перио­дического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева. Атом — сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов хи­мических элементов.

Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для раз­вития науки и понимания химической картины мира.

Демонстрации

Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

Динамические таблицы для моделирования Периодической системы.

Электризация тел и их взаимодействие.

Лабораторный опыт

Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве.


Тема 1.3. Строение вещества


Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате про­цесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восста­новления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электроста­тического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (об­менный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кри­сталлические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристалли­ческими решетками.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообраз­ное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперси­онная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

Демонстрации

Модель кристаллической решетки хлорида натрия.

Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита.

Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца).

Приборы на жидких кристаллах.

Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей.

Коагуляция.

Синерезис.

Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты

Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.

Получение эмульсии моторного масла.

Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Полярность связи и полярность молекулы. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы. Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция. Синерезис.


Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация


Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектроиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень элек­тролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения тео­рии электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

Демонстрации

Растворимость веществ в воде.

Собирание газов методов вытеснения воды.

Растворение в воде серной кислоты и солей аммония.

Образцы кристаллогидратов.

Изготовление гипсовой повязки.

Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации.

Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора.

Движение окрашенных ионов в электрическом поле.

Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости.

Иониты.

Образцы минеральных вод различного назначения.

Практическое занятие

Приготовление раствора заданной концентрации.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды.


Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства


Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по раз­личным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по раз­личным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитиче­ской диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Гидролиз солей.

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисле­ния образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

Демонстрации

Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами.

Горение фосфора и растворение продукта горения в воде.

Получение и свойства амфотерного гидроксида.

Необратимый гидролиз солей различного типа.

Лабораторные опыты

Испытание растворов кислот индикаторами.

Взаимодействие металлов с кислотами.

Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

Взаимодействие кислот с основаниями.

Взаимодействие кислот с солями.

Испытание растворов щелочей индикаторами.

Взаимодействие щелочей с солями.

Разложение нерастворимых оснований.

Взаимодействие солей с металлами.

Взаимодействие солей друг с другом.

Гидролиз солей различного типа.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, их применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование.


Тема 1.6. Химические реакции


Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, за­мещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для со­ставления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависи­мость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использо­вания катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химиче­ское равновесие и способы его смещения.

Демонстрации

Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды.

Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ.

Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры.

Модель кипящего слоя.

Зависимость скорости химической реакции от присутствия катализатора на примере разложения пероксида водорода с помощью диоксида марганица и каталазы.

Модель электролизера.

Модель электролизной ванны для получения алюминия.

Модель колонны синтеза аммиака.

Лабораторные опыты

Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.

Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их при­роды.

Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концен­трации.

Зависимость скорости взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой от тем­пературы.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятия об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Эектролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов.

Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы.

Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы.


Тема 1.7. Металлы и неметаллы


Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства ме­таллов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы — простые вещества. Зави­симость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

Демонстрации

Коллекция металлов.

Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и алюминия с серой, алюминия с йодом, сурьмы с хлором, горение железа в хлоре).

Горение металлов.

Алюминотермия.

Коллекция неметаллов. Горение неметаллов (серы, фосфора, угля). Вытеснение менее активных галогенов из растворов их солей более активными галогенами.

Модель промышленной установки для производства серной кислоты. Модель печи для обжига известняка. Коллекции продукций силикатной промышленности (стекла, фарфора, фаянса, цемента различных марок и др.).

Лабораторные опыты

Закалка и отпуск стали.

Ознакомление со структурами серого и белого чугуна.

Распознание руд железа.

Практические занятия

Получение, собирание и распознавание газов.

Решение экспериментальных задач.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии.

Производство чугуна и стали.

Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов.

Силикатная промышленность. Производство серной кислоты.



Раздел 2. Органическая химия


Тема 2.1.Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений


Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические орга­нические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. На­чала номенклатуры IUPAC.

Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидри­рования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепле­ния (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

Демонстрации

Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений.

Лабораторный опыт

Изготовление моделей молекул органических веществ.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятие о субстрате и реагенте. Реакции окисления и восстановления органических веществ. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии.


Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники


Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Хими­ческие свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидри­рование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией по­лиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции(обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связя­ми. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцве­чивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в ка­честве топлива.

Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

Демонстрации

Горение метана, этилена, ацетилена.

Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде.

Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена – гидролизом карбида кальция.

Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность.

Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Коллекция «Каменный уголь и продукция коксохимического пизводства».

Лабораторные опыты

Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.

Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правило В.В. Марковникова. Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука.

Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол.

Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.

Основные направления промышленной переработки природного газа.

Попутный нефтяной газ, его переработка.

Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива.

Коксохимическое производство и его продукция.


Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения


Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидрок­сильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия для организма человека и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. При­менение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановле­ние в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерифи­кации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: ги­дролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спир­товое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поли­конденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.

Демонстрации

Окисление спирта в альдегид.

Качественные реакции на многоатомные спирты.

Растворимость фенола в воде при обычной температуре и нагревании.

Качественные реакции на фенол.

Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы.

Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди (II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел.

Лабораторные опыты

Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II).

Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.

Доказательство непредельного характера жидкого жира.

Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II).

Качественная реакция на крахмал.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним.

Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола.

Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Ацетальдегид. Понятие о кетонах на примере ацетона. Применение ацетона в технике и промышленности.

Многообразие карбоновых кислот (щавельной кислоты как двухосновной, акриловой кислоты как непредельной, бензойной кислоты как ароматической).

Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства.

Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин.


Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры


Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номен­клатура. Анилин как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие с щелочами, кисло­тами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители хи­мических волокон.

Демонстрации

Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.

Реакция анилина с бромной водой.

Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Растворение и осаждение белков.

Цветные реакции белков.

Горение птичьего пера и шерстяной нити.

Лабораторные опыты

Растворение белков в воде.

Обнаружение белков в молоке и мясном бульоне.

Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.

Практические занятия

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

Распознавание пластмасс и волокон.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Аминокапроновая кислота. Капрон как представитель полиамидных волокон. Использование гидролиза белков в промышленности. Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). Фенолоформальдегидные пластмассы. Целлулоид. Промышленное производство химических волокон.


2.3. Календарно-тематическое планирование по химии для 15 МА, 25 МА группы, общее количество часов 114


п/п

Календарные сроки изучения темы

Наименование тем и их содержание

Кол-во часов на тему

Вид занятий

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Общая и неорганическая химия

76



1

2


Введение

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

3

4


Основные химические понятия

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

5

6


Основные химические законы

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

7

8


Практическая работа №1 «Расчеты по химическим формулам»

2

Практическое занятие


Отчет по практической работе

9

10


Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

11

12


Строение атома

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

13

14


Практическая работа №2 «Определение положения элемента в Периодической системе. Составление схем строения атомов по предложенному образцу»

2

Практическое занятие

Отчет по практической работе

15

16


Понятие о химической связи. Параметры связи. Ковалентная связь. Гибридизация атомных орбиталей

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

17

18


Ионная связь. Водородная связь

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

19

20


Типы кристаллических решеток. Металлическая связь

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

21

22


Чистые вещества и смеси веществ. Дисперсные системы

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

23

24


Степень окисления. ОВР

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

25

26


Тепловые эффекты реакций

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

27

28


Скорость химических реакций

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

29

30


Обратимость химических реакций. Классификация химических реакций

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

31

32


Практическая работа № 3 «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса»

2

Практическое занятие

Отчет по практической работе

33

34


Оксиды: номенклатура, классификация, свойства, получение

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

35

36


Основания: номенклатура, классификация, свойства, получение

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

37

38


Амфотерные оксиды и гидроксиды: свойства, получение

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

39

40


Кислоты: номенклатура, классификация, свойства, получение

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

41

42


Соли: номенклатура, классификация, свойства, получение

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

43

44


Генетическая связь между классами неорганических соединений

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

45

46


Лабораторная работа №1 «Свойства кислот и щелочей»

2

Лабораторное занятие

Отчет по лабораторной работе

47

48


Вода. Растворы. Растворение

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

49

50


Электролитическая диссоциация. Водородный показатель

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

51

52


Реакции ионного обмена

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

53

54


Гидролиз

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

55

56


Электролиз

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

57

58


Жесткость воды

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

59

60


Практическая работа №4 «Приготовление раствора заданной концентрации»

2

Практическое занятие

Отчет по практической работе

61

62


Практическая работа №5

«Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах»

2

Практическое занятие

Отчет по практической работе

63

64


Практическая работа № 6

«Составление уравнений реакций гидролиза солей»

2

Практическое занятие

Отчет по практической работе

65

66


Металлы: строение, классификация, свойства, получение. Металлотермия. Металлургия. Сплавы

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

67

68


Неметаллы: строение, свойства, получение. Силикатная промышленность. Производство серной кислоты

2

Комбинированный урок


Конспект лекции

69

70


Лабораторная работа №2 «Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа»

2

Практическое занятие

Отчет по лабораторной работе

71

72


Практическая работа №7 «Получение, собирание и распознавание газов»

2

Практическое занятие

Отчет по практической работе

73

74


Практическая работа №8 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических соединений»

2

Практическое занятие


Отчет по лабораторной работе

75

76


Дифференцированный зачет

2







п/п

Календарные сроки изучения темы

Наименование тем и их содержание

Кол-во часов на тему

Вид занятий

Учебная литература и задания для студента

Раздел 2. Органическая химия

38



1

2


Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова

2

Комбинированный урок

Конспект лекции


3

4


Классификация органических веществ и реакции в органической химии

2

Комбинированный урок

Конспект лекции


5

6


Лабораторная работа №3 «Изготовление моделей молекул органических соединений»

2

Лабораторное занятие

Отчет по лабораторной работе

7

8


Алканы


2

Комбинированный урок

Конспект лекции

9

10


Алкены. Алкадиены. Алкины

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

11

12


Арены

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

13

14


Природные источники углеводородов

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

15

16


Лабораторная работа №4 «Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины»

2

Лабораторное занятие

Отчет по лабораторной работе

17

18


Лабораторная работа №5 «Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов её переработки»

2

Лабораторное занятие

Отчет по лабораторной работе

19

20


Спирты. Фенолы

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

21

22


Альдегиды

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

23

24


Карбоновые кислоты


2

Комбинированный урок

Конспект лекции

25

26


Сложные эфиры и жиры


2

Комбинированный урок

Конспект лекции

27

28


Углеводы

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

29

30


Амины. Аминокислоты. Белки.

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

31

32


Высокомолекулярные органические материалы

2

Комбинированный урок

Конспект лекции

33

34


Практическая работа №9 «Распознавание пластмасс и волокон»

2

Практическое занятие


Отчет по практической работе

35

36


Практическая работа №10 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

2

Практическое занятие


Отчет по практической работе

37

38


Дифференцированный зачет

2



3. Условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация учебной дисциплины «Химия» требует наличия кабинета и лаборатории химии.


Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочее место обучающихся;

  • учебно-методическая литература;

  • дидактический материал;

  • таблицы;

  • ноутбук;

  • мультимедийный проектор;

  • экран проекции;

  • презентации;

  • телевизор;

  • DVD-плеер;

  • видеофильмы;

  • видеоролики;

  • видео демонстрация опытов;

  • модели кристаллических решеток алмаза, графита;

  • модели кристаллических решеток неметаллов;

  • образцы минералов с ионным типом связи;

  • образцы неметаллов - простых веществ H2, O2, Cl2 (в пробирках с пробками); Br2 (в ампуле);

  • образцы пищевых, косметических золей, гелей, суспензий.

  • коллекция металлов;

  • реактивы;

  • приборы.



3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Волков, А.И. Химия: школьный курс в кратком изложении / А.И. Волков, И.И. Курило. – Минск: Литера Гранд; Книжный дом, 2016. – 224 с.

  2. Габриелян, О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: Академия, 2017. – 272 с.

  3. Габриелян, О.С. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин.– М.: Дрофа, 2016. – 304 с.

  4. Габриелян, О.С. Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. – М.: Дрофа, 2017. – 368 с.

  5. Гольдфарб, Я.Л. Сборник задач и упражнений по химии: учеб. пособие для учащихся 7-10 классов средней школы / Я.Л. Гольдфарб, Ю.В. Ходаков, Ю.Б. Додонов. - М.: Просвещение, 2016. – 192 с.

  6. Егоров, А.С. Химия: пособие-репетитор для поступающих в вузы / А.С. Егоров, К.П. Шацкая, Н.М. Иванченко и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 768с.

  7. Ерохин, Ю.М. Химия: учеб. для студ.учреждений сред. проф. образования / Ю.М. Ерохин. – М.: Академия, 2014. – 400 с.

  8. Кузнецова, Н.Е. Химия. 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара, И.М. Титова. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 128 с.

  9. Кузнецова, Н.Е. Химия. 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин, М.А. Шаталов. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 208 с.

  10. Петров, М.М. Неорганическая химия: учеб. пособие для техникумов. / М.М. Петров, Л.А. Михилев, Ю.Н. Кукушкин. Под ред. Ю.Н. Кукушкин.– Спб..: Химия, 2016. – 424 с.

  11. Хомченко, Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы / Г.П. Хомченко. – М.: Новая Волна, 1999. – 463 с

  12. Хомченко, Г.П. Задачи по химии для поступающих в вузы: учеб. пособие. / Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко.– М.: Высшая школа, 2016.- 238 с.

  13. Цветков, Л.А. Органическая химия: учебник для 10 класса. школы / Л.А. Цветков. - М.: Просвещение, 2015. – 208 с.



Дополнительные источники

  1. Габриелян, О.С.. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях 10 класс: учеб. пособие. / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2016. – 275 с.

  2. Габриелян, О.С. Общая и неорганическая химия в тестах, задачах и упражнениях 11 класс: учеб. пособие. / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2017. – 235 с.

  3. Кузнецова, Н.Е. Задачник по химии 10 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин.- М.: Вентана-Граф, 2011. – 144 с.

  4. Кузнецова, Н.Е. Задачник по химии 11 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин.- М.: Вентана-Граф, 2012. – 240 с.

  5. Электронный ресурс Лабораторный практикум по химии. Форма доступа: http://shnic.narod.ru/

  6. Сайты «Творческие мастерские» Развитие творческого мышления учащихся, http://school.holm.ru/ – школьный мир химии

  7. Kонсультативные сайты для учителей и учеников http://www/alhimik.ru – полезные советы, виртуальный репетитор, решение задач, помощь абитуриентам, история химии.

  8. Электронные энциклопедии. Поиск необходимой информации для рефератов, докладов, исследовательских работ, http://www.chem.ac.ru/ – программы для обработки, рефераты, курсовые работы.

  9. Подготовка к ЕГЭ по химии и олимпиадам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chemege.ru.


4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

-Умение давать определение и оперировать следующими хи­мическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицатель­ность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярно­го и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восста­новитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реак­ции, скорость химической реакции, катализ, химическое равно­весие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология


-Формулирование законов сохранения массы веществ и постоян­ства состава веществ.

Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Установка эволюционной сущности менделеевской и современ­ной формулировок периодического закона Д. И. Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров эле­мента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах.

Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д. И.Менделеева


-Установка зависимости свойств химических веществ от строе­ния атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и отно­сительности этой типологии.

Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строе­ния кристаллических решеток.

Формулировка основных положений теории электролитиче­ской диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.

Формулировка основных положений теории химического строе­ния органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений


-Характеристика состава, строения, свойств, получения и приме­нения важнейших металлов (IА и II А групп, алюминия, желе­за, а в естественно-научном профиле и некоторых d-элементов) и их соединений.

Характеристика состава, строения, свойств, получения и приме­нения важнейших неметаллов (VIII А, VI^, V^ групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и приме­нения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалка­нов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей.

Аналогичная характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксус­ной кислоты, для естественно-научного профиля представите­лей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисаха­ридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс


-Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.

Название изученных веществ по тривиальной или международ­ной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помо­щью химических формул.

Отражение химических процессов с помощью уравнений хими­ческих реакций


-Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элемен­тов, образующих вещества.

Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии.

Классификация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса.

Объяснение зависимости скорости химической реакции и поло­жения химического равновесия от различных факторов

-Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности.

Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента


-Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в раз­личных формах


- Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов.

Решение расчетных задач по химическим формулам и уравне­ниям


-Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.

Определение возможностей протекания химических превраще­ний в различных условиях.

Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окру­жающей среде.

Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и ток­сичными веществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на про­изводстве.

Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников

Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

- личностных:

- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной хими­ческой науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятель­ности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из­бранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли хи­мических компетенций в этом;

- умение использовать достижения современной химической науки и химиче­ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

- метапредметных:

- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипо­тез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон хи­мических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость стал­киваться в профессиональной сфере;

- использование различных источников для получения химической информа­ции, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

- предметных:

- сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функ­циональной грамотности человека для решения практических задач;

- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

- сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

- сформированность собственной позиции по отношению к химической инфор­мации, получаемой из разных источников

Текущий контроль в форме:

  • отчетов по лабораторным и практическим занятиям;

  • самостоятельных работ;

  • тестирования по темам дисциплины;

  • устного опроса;

  • доклада по реферату или сообщению.













Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов


  • Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.

  • Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.

  • Современные методы обеззараживания воды.

  • Аллотропия металлов.

  • Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

  • «Периодическому закону будущее не грозит разрушением...»

  • Синтез 114-го элемента — триумф российских физиков-ядерщиков.

  • Изотопы водорода.

  • Использование радиоактивных изотопов в технических целях.

  • Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.

  • Плазма — четвертое состояние вещества.

  • Аморфные вещества в природе, технике, быту.

  • Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные ха­рактеристики загрязнения окружающей среды.

  • Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV).

  • Защита озонового экрана от химического загрязнения.

  • Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессио­нальной деятельности.

  • Косметические гели.

  • Применение суспензий и эмульсий в строительстве.

  • Минералы и горные породы как основа литосферы.

  • Растворы вокруг нас. Типы растворов.

  • Вода как реагент и среда для химического процесса.

  • Жизнь и деятельность С.Аррениуса.

  • Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциа­ции.

  • Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.

  • Серная кислота — «хлеб химической промышленности».

  • Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.

  • Оксиды и соли как строительные материалы.

  • История гипса.

  • Поваренная соль как химическое сырье.

  • Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.

  • Реакции горения на производстве и в быту.

  • Виртуальное моделирование химических процессов.

  • Электролиз растворов электролитов.

  • Электролиз расплавов электролитов.

  • Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.

  • История получения и производства алюминия.

  • Электролитическое получение и рафинирование меди.

  • Жизнь и деятельность Г. Дэви.

  • Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной металлургии. Современное металлургическое производство.

  • История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в научно-­техническом прогрессе.

  • Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

  • Инертные или благородные газы.

  • Рождающие соли — галогены.

  • История шведской спички.

  • История возникновения и развития органической химии.

  • Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.

  • Витализм и его крах.

  • Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.

  • Современные представления о теории химического строения.

  • Экологические аспекты использования углеводородного сырья.

  • Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.

  • История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Россий­ской Федерации.

  • Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.

  • Углеводородное топливо, его виды и назначение.

  • Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.

  • Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.

  • Сварочное производство и роль химии углеводородов в нем.

  • Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного со­трудничества.


24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!