Аннотация к рабочей программе кружка хор, 2 класс
Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; основной образовательной программы начального общего образования , авторской программы предмета «Музыка» МБОУ Луначарской СОШ№8.
Программа дополняет образовательную область предмета «Музыка» и реализует часы общекультурной направленности внеурочной деятельности.
Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка, место учебного курса в учебном плане, содержание, общая характеристика учебного курса, интернет-ресурсы, планируемая результативность, содержание программы.
На учение курса кружка отводится – 1 час в неделю, 32 часа в год.
Программа рассчитана на 32 часа, но в соответствии с Учебным планом и годовым календарным графиком МБОУ Луначарской СОШ №8 на 2021-2022 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2021 – 2022 учебном году (23.02.2022г, 7-8.03.2022г., 2-3.05.2022 г., 9-10.05.2022г;), расписанием учебных занятий МБОУ Луначарской СОШ №8 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа кружка во 2 классе в 2021– 2022 учебном году будет реализована в объёме 32 часа. Разница в количестве часов будет компенсирована посредством уплотнения материала.
Актуальность программы обусловлена обращением к историческому прошлому, культурному наследию через возрождение и сохранение обрядовых, песенных традиций казачества для воспитания личности, способной к творческому саморазвитию, самореализации.
Это дает им возможность войти в мир подлинной народной художественной культуры, постичь опыт обрядовых традиций, песенного творчества, раскрывает для них в доступной форме секреты казачьей песни, прививает любовь не только к народной песне, но и к Отечеству.
Новизна программы:
интегрировано вокальное искусство с элементами игр, обрядов;
составлен собственный репертуар.
Народные праздники, песни, игры, обряды отражают бесценный педагогический опыт приобщения к богатствам национальной, а через него — мировой культуры, следования велению совести, воспитанию порядочности, действенной доброты. Воспитание на народных традициях несет радость, творческий подъем, становится неотъемлемой частью приобретения этнокультурного опыта и развития музыкальных способностей.
Программа дополняет образовательную область предмета «Музыка» и реализует часы общекультурной направленности внеурочной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности: 8 – 9 лет.
Сроки реализации программы – 1 год: 32 часа (1 час в неделю)
Форма занятий – групповое занятие. Количественный состав групп – 10 человек.
Режим работы – 1час в неделю продолжительностью 30 минут.
Цель: эстетическое воспитание подрастающего поколения и формирование гражданской позиции через приобщение к казачьим обрядам, традициям и песням.
Задачи:
познакомить с казачьими традициями, обрядами и видами песен;
развивать музыкальные способности: слух, чувство метроритма, память и артистизм;
формировать вокально-хоровые навыки: чистое интонирование, певческую установку и дыхание, звуковедение и дикцию, чувство ансамбля;
способствовать развитию творческих способностей;
воспитывать чувство гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить традиции казаков.
Место учебного курса в учебном плане
В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Луначарской СОШ №8 на 2021-2022 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2021 – 2022 учебном году (23.02.2022г; 8.03.2022г; 2.05.2022г;3.05.2022г; 9.05. 2022г; 10.05.2022г) расписанием учебных занятий МБОУ Луначарской СОШ №8 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа кружка во 2 классе в 2021 – 2022 учебном году будет реализована в объёме 32часов 1 час в неделю .
Формы и методы:
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни казаков.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, сценический образ.
Участие в концертах школьного и поселенческого уровней. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный.
СОДЕРЖАНИЕ
I раздел.Основы певческой установки
Введение.Знакомство с кружком и его программой. Гигиена певческого голоса. Строение голосового аппарата.
II раздел.Средства музыкальной выразительности
«Волшебный цветик-семицветик». «Мелодия – душа песни».«Ритм – основа движений».
Знакомство со средствами выразительности. Сопоставлять музыкальные и речевые интонации. Знакомство с понятием ритм.
III раздел.Вокально-хоровая работа.Сценическая культура и образ.
Основы певческого дыхания, приемы голосоведения.
Теория: 4 типа дыхания – ключичное, грудное, диафрагменное, нижнее реберное. Характеристика каждого из них. Приемы голосоведения.
Практика: отработка упражнений для развития певческого дыхания – диафрагмой.
Атака звука, приемы голосоведения.
Теория: понятия атаки звука. Разновидности: твердая, мягкая, предыхательная. Их характеристика.
Практика: Твердая: на гласные звуки в сочетании с любыми согласными «скачки на кварту, квинту»; мягкая – гласные в сочетании с согласными м, в; предыхательная – на гласные при распевках.
Звукообразование и звуковедение.
Практика: итальянская школа звуковедения (прикрытие крайних нот, сглаживание переходных нот, округлость звука). Русская школа – открытые гласные звуки,
Дикция.
Теория: понятие артикуляции и артикуляционного аппарата. Роль артикуляции.
Практика: выработка подвижности артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее небо). Артикуляционная гимнастика (скороговорки, попевки). Четкое произношение согласных в середине и конце слов, утрирование окончаний. Правильное формирование согласных.
Правильная осанка. Жесты и мимика.Песенный образ. Эмоциональное пение.Импровизация.
Овладевать правилами правильной осанки. Знакомство с понятием жест, мимика. Мимический тренинг «Маска настроений». Игра: «Все мы дирижеры». Сценическая мимика лица при пении.Работа с фонограммой, пение под неё. Умение слышать ритмический рисунок в фонограмме. Культура поведения на сцене (выход,уход).
Казачьи народные игры
Народная игра – это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.
Казачьи народные игры - самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа.
Казачьи игры чаще всего ассоциируют со знаменитыми «Казаками-разбойниками».
Все исконно народные игры имеют космогоническое значение. Это величайшая педагогика волхвов и кудесников Земли,смысл которой открывается благодаря пониманию значения образов русской и общеземной культуры.
Народные игры — это заклики к Природе, как коллективная просьба реализации тех или иных событий, явлений, действий:это диалог с Природой как с Матерью, через общую игру человек находит ответ.С малых лет он усваивает алгоритм общественного бытия.
Аналоги подобных игр можно встретить у всех народов планеты, что говорит об общей для землян культуре,в основе которой — знание законов Природы и разумный диалог с нею.
В прошлом в каждой казачьей семье было много детей, которые очень любили играть в разные игры. Иногда сами дети выдумывали новые игры, которые прижились среди станичных мальчишек и девчонок.
Формируют музыкально – игровое творчество, побуждают инсценировать музыкальные игры и хороводы. Импровизация разных персонажей, отражающих содержание фольклорного материала.
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В игре ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.
Хороводные игры – это один из лучших способов развития у детей самых разных умений, навыков и качеств. Они соединяют в себе хореографические движения, песню, диалог и даже пантомиму. Главное в таких играх – возможность двигаться ритмично, петь и играть, подобно взрослым, при этом, будучи детьми.
Репертуар:
Подвижные игры: «Плетень», «Игра в шапкиТетера», «Кони и всадники», «Клубочек», «Ай, во поле липонька»,«Я у батюшки жила», «Капусточку я полола». «Селезень», «Сокол и лебедушка».
Обряды жизненного цикла.
Свадебный обряд у казаков состоял из трех этапов: предсвадебье, свадьба и послесвадебье. Предсвадебье некогда состояло из следующих эпизодов:
Сватовство (смотрение места ; общение жениха и невесты в необрядовой форме; подушки;девичник и мальчишник).
Непременной составляющей предсвадебья были обрядовые песни, «стартом» для которых становился сговор. Заметим, кстати, что практически ни одна из названных песен не представлена в фольклорном свадебном репертуаре собственно русской традиции, что свидетельствует о творческом развитии обряда донскими казаками.
День свадьбы. Этот день начинается с оголашивания невесты, играющей на заре печальные песни о расставании с родными и девичьей волей (сирота оголашивается на могилках родителей), он чаще всего совершается накануне, на девичнике.
Послесвадебье. Варёное, т.е. угощение молодым на утро после свадьбы, присылаемое тёщей; где-то практикуют отводы, т.е. продолжение свадьбы в доме невесты, курей, т.е. складчину, собираемую участниками свадьбы для продолжения веселья.Выражение бить горшки в одних станицах понимают как обряд благодарения женихом тёщи, сохранившей дочь в невинности: уложив тёщу на лавку, молодой муж меняет ей старые туфли на новые, а затем разбивает на её животе глиняный горшок, что символизирует окончательный уход дочери от отца-матери; в других станицах - как испытание ловкости и домовитости молодайки, заметающей веником разбитые на подворье гостями горшки. Конечный эпизод свадьбы также обозначают по-разному: и бить горшки, и завивать (заливать) овны, и заливать пожар, и хоронить концы, и даже странно и непонятно - сосать гвоздок .
Таким образом, все три этапа казачьего свадебного обряда проходили ярко, эмоционально, в сопровождении песен и ритуалов.
Репертуар:«Вьюн над водой», «Слава Роду», «Ой, при лужку», «Земляничка-ягодка», «Ой, сад во дворе»
Воинская обрядность имела несколько типичных форм, среди которых важнейшими были проводы и встреча казака со службы.
Обряд перехода - проводы казака на службу, близок к русским рекрутским обрядам, однако в казачьей культуре он имеет ряд существенных отличий (в первую очередь - многократная повторяемость обряда в течение жизни казака).
Важным обрядом для казаков были проводы и встреча со службы. Этот обряд создали военная жизнь и воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое, еще в XVII в., когда совершались сухопутные или морские походы за «зипунами».
В XVI в. для того, чтобы организовать поход, достаточно было казаку выйти на майдан посреди станицы, кинуть шапку-трухменку, сделанную из бараньей смушки, на землю и прокричать: «Атаманы-молодцы! Послушайте!.. На Синем море аль на Черное поохотиться, на Куму или на Кубань реку за ясырями, на Волгу-матушку рыбки половить или под Астрахань, на Низовье, за добычей или в Сибирь пушных зверей пострелять!..».
Игра – драматизация
Знакомство с театральным искусством, дать понятие «Театр балаган» и обрядовых праздниках казаков. Развитие творчества, умение импровизировать в диалогах и монологах, в танцевальных композициях.
Балаганный театр - так называемый театр для народа. Игрался в "балаганах" - временных сооружениях на праздничных и ярмарочных площадях профессиональными актерами за деньги.
Сюжеты: «Проводы казака в армию», «Казачьи посиделки», «Казачья свадьба».
Репертуар: «Всадники - други», «На службу», «Вдоль да по улице», «Проводы казака»
Святочные традиции.
Сочельник. Христославление. День праздничный. Святки.
Дабы приготовить себя к встрече с родившимся Спасителем, христиане обязаны соблюдать Рождественский (Филиппов) пост, начинающийся 28 ноября и заканчивающийся 7 января. Таким образом, 40 дней длится период, когда церковь предписывает воздерживаться от скоромной пищи, мирских веселий и усилить молитву.
Поздним вечером сначала дети, а затем и взрослые шли «Христа славить» (колядовать). Иногда брали с собой картонную восьмиконечную звезду в память о звезде Вифлеемской, «вертепы», ящички со свечами и деревянными фигурками в виде пещер, в память о месте рождения Христа, или еще какие-нибудь атрибуты праздника. Некоторые вымазывали лицо копотью либо разноцветными красками, «рядились».Пели церковные песни, духовные стихи, просто детские колядки.
Рождество для казаков – самый яркий, красочный, веселый праздник. С раннего утра 7 января вся станица спешила на литургию, чтоб прославить явившегося во плоти Спасителя. Улицы, майданы, дома — все было готово к празднику, а церковные колокола возвещали людям о родившемся Христе.Дети поздравляли своих дедушек и бабушек, которым исполняли праздничные песни, стишки. Старики в свою очередь также поздравляли внучат.
После Рождества почти до праздника Богоявления (Крещения) длится праздничный период, называемый «святками». В эти дни христиане не постятся, а отдыхают. Казаки в это время обычно ходили в гости к близким и дальним родственникам, к друзьям, и сами принимали многочисленных зашедших посетителей. Были популярны игры, катания на санках, на конях.
Щедруют накануне старого Нового года, 13 января.
Репертуар: «Коляда, коляда, подавай пирога», «Пришла коляда» (колядки), Коза (игра на святки), «Во леску, леску, на желтом песку»,«Святой вечер, добрый вечер» (щедровки)
Масленица и обряды весеннего цикла.
Тёщины вечорки. Загукание весны. Егорьевские песни.
От Святок до Масленицы казаки организовывали кулачные бои. У казаков, воинов по природе, масленица первоначально не играла роли земледельческого праздника. Начало весны, обычно связывалось с началом года, с борьбой Весны и Зимы.
Масленица сопровождалась гуляниями. Соседние станицы при своих атаманах и стариках, со знаменами, съезжались верхом на рубеж. Там устраивали упражнения в джигитовке, стрельбе из ружья и лука, показательные бои, что называлось тогда «шермициями» и дрались на кулаках.
Егорьевские песни исполнялись вЕгорьев день (23 апр. ст. ст.), считавшийся нач. весеннего тепла. В этот день совершался обязательный обряд первого выгона скота в поле (практически выгон мог происходить раньше или позже), при этом скотину ударяли вербными ветками, сохраненными от вербного воскресенья; совершалось ритуальное кормление скотины особым хлебом.
Репертуар: «Как во дальней во сторонке» (гулебная на Масленицу донских казаков), Ой да уж ты, улица (хороводная на Масленицу, с. Черемшанка старообрядцы-"поляки" Алтая), «Ночь темная» (Ефим Сопелкин - лирическая на масленицу, с. Афанасьевка Алексеевского р-на Белгородской обл.), «Вы, блины мои, блины» (курагодная на Масленицу казаков-некрасовцев).
Пасха.
Православные духовные песнопения. Духовные стихи.
После семинедельного поста наступал праздник Пасхи. В казачьих станицах мужские объединения собирались на Красную Горку. Проходили кулачные бои, боролись. К празднику Пасхи готовились заранее: убирали дом и двор.
Пасхальная неделя – это также время активности молодежи. Парни и девушки устраивали в это время игрища, карагоды, качания на качелях и каруселях
Репертуар:Канон Пасхи: «Воскресния день», «А мы просо сеяли-сеяли», «Как по улице дождик покрапывает», «Светл, светел месяц на двор к моей сударушке», «Уж ты верба моя»
Обряды летнего цикла.
Жнивные песни. Троицкие, семицкие, русальные. Обряд похорон кукушки
Проводить русалку, похоронить кукушку, засушить май и сделать шута.
Казаки, на Троицу, как и на Масленицу, устраивали общий сход с шермициями. В станицах проводились традиционные кулачные бои.
Календарные праздничные обряды представлены в казачьем фольклоре зимними песнями обхода дворов и весенними хороводами. Известны почти все формы хороводов: игры, хороводы-шествия (в Великий пост), танки по улице и на месте, «карагоды» или «курагоды» с «припляской». Они приурочены к вечеринкам на зимних святках, к масленице, пасхальной неделе и «Красной горке», Троице. Троицкие песни исполнялись при обрядах наряжения березки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая. Обрядовые действия сопровождали жнивные (жатвенные) песни.
Кроме того, для казаков все праздники, включая религиозные, сопровождаются военными играми и соревнованиями (рубка лозы, стрельба, джигитовка) или инсценировками военных баталий.
Репертуар:«Как по улице Рипей,«По широкаймаладой», «Берёзынькакудрявая»
Народная песня. Песни казаков.
Народная песня - продукт коллективного устного творчества. Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события. Знакомство с основными жанрами русского фольклора (исторические, бытовые, лирические, плясовые, шуточные и другие песни).Понятие «Казачество и казачий фольклор».Казачество — наиболее сильная и активная часть русского народа, первопроходцы и вечные защитники земли, народа и традиций Руси.Казачьи песни — народные и авторские песни, повествующие о быте и службе представителей казачьего военного сословия в дореволюционной России. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной.
Слушание казачьих песен.
Исторические песни – событийные русские народные песни, содержанием которых служат знаковые события, точнее, их отражение в народном сознании. Большинство исторических песен сложено о царе Иване Грозном, далее идут песни о завоевателе Сибири Ермаке Тимофеевиче, о народном вожде Степане Разине, о стрелецком бунте, о терских казаках и пр. Общий характер всех исторических песен — ярко выраженный патриотизм, любовь к Родине.
К военным песням относится всякое песенное творчество на военно-патриотическую тему, затрагивающее боевую историю казачьих полков. Казачество участвовало во всех без исключения вооруженных конфликтах, в которых была занята Российская империя, поэтому военная казачья песня – многогранный пласт песенной культуры.
Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют о горячем интересе русского народа к своему прошлому и настоящему. Такие песни следует отличать от некоторых песен былевых, балладных и лирических, связанных с историей лишь внешним образом. По характеру мелодий исторические песни разнообразны: есть среди них протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые.
Репертуар: «Разин едет в сине море» (Ай, на вольных степях..), «Ну-ка, братцы казаченьки…», «Ах ты, степь широкая», «Про Платова-казака».
Наиболее древними из удалых казачьих песен являются песни о воле.
Казачьи удалые песни проникнуты богатырским духом. Эти песни поэтизируют образ вольного человека, которые является в них центральным персонажем и его отважных товарищей. Это смелый, мужественный воин, неустрашимый и преданный в дружбе. Он также может вести активную личную жизнь.
Репертуар: казачьи народные песни: «Распрягайте, хлопцы, коней», «Казачата», «Донцы-молодцы».
Строевая песня - важный элемент воинского воспитания. Его подчас трудно отделить от собственно русских народных песен. Под это определение подходят как сугубо военные, так и бытовые песни, исполнявшиеся во время прохождения церемониальным маршем.
Репертуар:«Всадники - други», «Полюшко-поле»
Казачьи лирические песни – народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. Несмотря на субъективность переживаний, в хорошей душевной песне чувства певцов легко могут быть поняты и передаются слушателям.
Репертуар: казачьи народные песни: «Перевоз Дуня держала», «Черноглазая казачка»
Жанровая специфика плясовых песен связана с их назначением. Эти песни исполняются как аккомпанемент игры, поэтому в них нередко центр тяжести переносится с текста на ритмику и мелодию. Особенно ощутимо это в плясовых песнях, многие из которых теряют характерную для народной песенной поэзии сюжетность и образность. В этих песнях создание художественного образа происходит не только в результате сочетания слова и напева, но и путем присоединения третьего компонента — действия, о котором идет речь в песне.
Элементы плясовых движений
Шаг с притопом на месте.
На “раз” дети делают шаг левой ногой на месте, ставя ее рядом с правой, на “два” – притоп правой нагой впереди левой, не перенося на нее тяжесть тела. Затем на “раз” шаг на месте правой ногой, ставя ее рядом с левой, на “два”- притоп левой впереди, правой, и все повторяется с начала. Акцент движения при этом падает на притоп.
Притопы.
Эти движения соответствуют весёлой плясовой музыке, часто передают её ритмический рисунок. Притопы выполняются одной ногой или то одной, то другой ногой попеременно с приставлением топнувшей ногой обратно к опорной. На ``раз`` следует топнуть ногой впереди, на ``два`` - приставить ногу к ноге.
Шаг с притопом на месте осуществляется следующим образом; на ``раз`` делается шаг правой ногой на месте, она ставится рядом с левой; на ``два`` притоп левой ногой впереди правой, без переноса на неё центра тяжести тела. Акцент в этом движении падает на притоп - на счёт ``два``. Затем движения исполняются начиная с левой ноги .
Шаг с притопом на месте в сторону; шаг вправо правой ногой, левая нога подводится к правой и ставится на всю ступню, слегка пристукнув. Такое же движение выполняется влево с левой ноги.
Полуприседание с выставлением ноги на пятку.
Исходное положение—ноги в основной стойке [пятки вместе, носки врозь ]. На счёт ``раз и ``- пружинящее полуприседание, на ``два и `` - выпрямление, одновременно правая нога выставляется вперёд на пятку, носок поднят вверх, левая остаётся прямой, корпус чуть откинут
азад . На ``раз`` следующего такта одновременно с полуприседанием правая нога приставляется к левой, на ``два`` выставляется вперёд левая нога. Полуприседание с выставлением ноги на пятку можно выполнять на прыжке.
``Качалочка``.
На ``раз`` поднять не высоко вперёд правую ногу, упасть на неё, перенеся центр тяжести тела; левую ногу сзади приподнять. На ``два`` откачнуться назад на левую ногу, перенеся на неё центр тяжести. Все движения повторяются.
Репертуар:«Пчелочка златая», «Ой, на горке калина», «У ворот сосна зеленая»
Творчество казачьих хоров и ансамблей
Виктор Гаврилович Захарченко (род. 22 марта 1938, станица Дядьковская, Краснодарский край) — российский фольклорист, общественный деятель, исследователь народной песни и хоровой дирижёр. Народный артист РСФСР и Украины. Кавалер ордена Франциска Скорины. Художественный руководитель ГАККХ, генеральный директор ГНТУ «Кубанский казачий хор». Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.
Хоровой певческий коллектив, основанный в 1811 году. Это старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. В репертуар входят кубанские казачьи, русские и украинские народные песни, а также песни на стихи русских и украинских поэтов в обработке Виктора Захарченко - художественного руководителя коллектива.
«Россия, Русь, храни себя, храни», «Мы с тобой казаки», «Во Кубанской во станице»
Репертуар:«Грянем песню, казаки!» (муз.И. Гришиной, сл. Т. Фомичевой) Гимн Симбирского казачества, «Эх, казаки!», «Вишня» (музыка и слова народные), «Проезжала конница» (музыка и слова народные) «Ехали казаки» (из репертуара ансамбля "Белый день"), «Сидел ворон» (музыка и слова народные), «Люблю я казаченьку» (музыка и слова народные), Зачем же я розочку садила? (романс), «Засвистали козаченьки» (музыка и слова народные)
Ансамбль был создан в 1936 году. Многовековая история донского казачества, жившего вдоль величественно плавного течения реки Дон, отразилась в его прекрасной песенной культуре. Могучая лирика казачьих песен, то искрящихся радостью, то грустных и протяжных, захватывающие пляски, полные удали и задора, обрамлённые тонкой вязью музыкального сопровождения, воплотились в уникальном творчестве ансамбля Донских казаков. Танцевальные номера программы создавались с учётом характерных особенностей хореографической культуры Дона. Кроме чисто фольклорной программы имеются сюжетные танцы, посвящённые героическим страницам прошлого и настоящего донских казаков, хореографические миниатюры, шуточные танцы, бытовые зарисовки.
Репертуар: «Шёл казачий эскадрон» «Из-за Дона песню выведу....»
IV раздел.Концертно-исполнительская деятельность
Репетиционная работа над песнями. Подготовка и участие в концертах, мероприятиях.
Основные певческие навыки, формируемые на занятиях:
Формирование навыков певческой установки, развитие слуха, музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания, развитие речи.
Индивидуальное певческое развитие учащихся. Развитие навыков ансамблевого исполнения.
Теория: ознакомление с основами вокального искусства. Первичная установка. Дыхание. Упражнения на дыхание. Понятие атаки звука. Изучение механизма первичного звукообразования.
Практика: Артикуляция. Дикция. Роль гласных и согласных звуков в пении. Пение не форсированным звуком. Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности. Определение диапазона голоса и работа над его расширением. Разучивание мелодий (сложные места по интервалам). Работа над культурой речи. Фразировка. Динамические оттенки, Особенности драматургического развития, художественный образ. Достижение чистого унисона.
Планируемая результативность:
характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа (три уровня: 1- приобретение социальных знаний в повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия);
выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);
портфель достижений объединения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена кадетского объединения
формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовно-нравственных оснований;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:научатся
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия.
коммуникативные УУД:научатся
объяснять правила и особенности казачьих игр, обрядов;
участвовать в жизни микро - и макросоциума (объединения, школы, региона и др.);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке.
познавательные УУД: научатся
различать жанры казачьейпесни, традиции, обряды;
применять музыкальные способности: слух, чувство метроритма, артистизм; чисто интонировать с помощью певческой установки, дыхания, звуковедения и дикции, чувство ансамбля;
навыкам выразительных танцевальных движений;
Предметные результаты:
Учащиеся научатся
выразительно исполнятьказачьи песни с элементами игр, обрядов, создавая художественно-сценический образ;
создавать образы в народных играх;
хранить и передавать казачьи обряды и традиции;
применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных мероприятий культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности кадетов.
Тематическое планирование
| Тема занятий | Дата | Количество часов | коррекция |
1 | Инструктаж по ТБ .Знакомство с кружком и его программой. Гигиена певческого голоса. Строение голосового аппарата. | 06.09 | 1 | |
2 | Разучивание песни «На горушке, горе»- казачья хороводная песня. Вокально-хоровая работа. Певческая установка. Дыхание. | 13.09 | 1 | |
3 | Вокально-хоровая работа. Певческая установка. Дыхание. «На горушке, горе»- казачья хороводная песня. | 20.09 | 1 | |
4 | Разучивание песни «Ой, при лужку», «Ой, сад во дворе» | 27.09 | 1 | |
5 | «Ой, при лужку», «На горушке, горе»- казачья хороводная песня. Вокальные приемы: звукоизвлечение, звуковедение. Голосовые игры. Распевки. | 04.10 | 1 | |
6 | Разучивание песни «Земляничка-ягодка», «Ой, сад во дворе» Вокальные приемы: звукоизвлечение, звуковедение. Голосовые игры. Распевки. | 11.10 | 1 | |
7 | Разучивание пени казачьи народные песни: «Распрягайте, хлопцы, коней», «Казачата», | 18.10 | 1 | |
8 | «Распрягайте, хлопцы, коней», «Казачата», Вокальные приемы: звукоизвлечение, звуковедение. Голосовые игры. Распевки. | 25.10 | 1 | |
9 | «Распрягайте, хлопцы, коней», «Казачата» Вокальные приемы: звукоизвлечение, звуковедение. Голосовые игры. Распевки. | 08.11 | 1 | |
10 | Разучивание пени «Эх, казаки!», «Вишня» (музыка и слова народные) | 15.11 | 1 | |
11 | «Эх, казаки!», «Вишня» (музыка и слова народные) | 22.11 | 1 | |
12 | «Эх, казаки!», «Вишня» (музыка и слова народные) | 29.11 | 1 | |
13 | Разучивание песни «Мы с тобой казаки», | 06.12 | 1 | |
14 | «Мы с тобой казаки», | 13.12 | 1 | |
15 | «Мы с тобой казаки». Закрепление. | 20.12 | 1 | |
16 | Разучивание песни «Коляда, коляда, подавай пирога», «Пришла коляда» (колядки1 | 27.12 | 1 | |
17 | «Коляда, коляда, подавай пирога», «Пришла коляда» (колядки), | 10.01 | 1 | |
18 | «Коляда, коляда, подавай пирога», «Пришла коляда» (колядки), | 17.01 | 1 | |
19 | Разучивание песни «Во леску, леску, на желтом песку», «Святой вечер, добрый вечер» (щедровки) | 24.01 | 1 | |
20 | «Во леску, леску, на желтом песку», «Святой вечер, добрый вечер» (щедровки) | 31.01 | 1 | |
21 | «Во леску, леску, на желтом песку», «Святой вечер, добрый вечер» (щедровки) | 07.02 | 1 | |
22 | Разучивание песни «Казачата» | 14.02 | 1 | |
23 | Повторение. «Казачата» | 21.02 | 1 | |
24 | «Казачата» « Вишня» | 28.02 | 1 | |
25 | Разучивание песни «Казачата» «Мы с тобой казаки», | 05.03 | 1 | |
26 | Закрепление. «Эх, казаки!», «Вишня» (музыка и слова народные) | 14.03 | 1 | |
27 | Закрепление песен «Казачата» «Мы с тобой казаки», | 04.04 | 1 | |
28 | «Ой, при лужку», «На горушке, горе»- казачья хороводная песня. Повторение | 11.04 | 1 | |
29 | «Ой, при лужку», «На горушке, горе»- казачья хороводная песня. Повторение | 18.04 | 1 | |
30 | «Мы с тобой казаки», «Во леску, леску, на желтом песку» | 25.04 | 1 | |
31 | Повторение, казачьи народные песни: «Распрягайте, хлопцы, коней», «Казачата» | 16.05 | 1 | |
32 | Концерт. Споемте вместе, друзья! | 23.05 | 1 | |
| | | | |