СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа казачий ансамбль" Казачата"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы обусловлена обращением к историческому прошлому, культурному наследию через возрождение и сохранение обрядовых, песенных традиций казачества для воспитания личности, способной к творческому саморазвитию, самореализации

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа казачий ансамбль" Казачата"»




Аннотация к рабочей программе кружка хор, 2 класс



Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; основной образовательной программы начального общего образования , авторской программы предмета «Музыка» МБОУ Луначарской СОШ№8.

Программа дополняет образовательную область предмета «Музыка» и реализует часы общекультурной направленности внеурочной деятельности.

Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка, место учебного курса в учебном плане, содержание, общая характеристика учебного курса, интернет-ресурсы, планируемая результативность, содержание программы.

На учение курса кружка отводится – 1 час в неделю, 32 часа в год.

Программа рассчитана на 32 часа, но в соответствии с Учебным планом и годовым календарным графиком МБОУ Луначарской СОШ №8 на 2021-2022 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2021 – 2022 учебном году (23.02.2022г, 7-8.03.2022г., 2-3.05.2022 г., 9-10.05.2022г;), расписанием учебных занятий МБОУ Луначарской СОШ №8 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа кружка во 2 классе в 2021– 2022 учебном году будет реализована в объёме 32 часа. Разница в количестве часов будет компенсирована посредством уплотнения материала.




Актуальность программы обусловлена обращением к историческому прошлому, культурному наследию через возрождение и сохранение обрядовых, песенных традиций казачества для воспитания личности, способной к творческому саморазвитию, самореализации.

Это дает им возможность войти в мир подлинной народной художественной культуры, постичь опыт обрядовых традиций, песенного творчества, раскрывает для них в доступной форме секреты казачьей песни, прививает любовь не только к народной песне, но и к Отечеству.


Новизна программы:

  • разработана авторская программа в связи с организацией в школе казачьего объединения ;

  • интегрировано вокальное искусство с элементами игр, обрядов;

  • составлен собственный репертуар.


Народные праздники, песни, игры, обряды отражают бесценный педагогический опыт приобщения к богатствам национальной, а через него — мировой культуры, следования велению совести, воспитанию порядочности, действенной доброты. Воспитание на народных традициях несет радость, творческий подъем, становится неотъемлемой частью приобретения этнокультурного опыта и развития музыкальных способностей.


Программа дополняет образовательную область предмета «Музыка» и реализует часы общекультурной направленности внеурочной деятельности.


Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности: 8 – 9 лет.

Сроки реализации программы – 1 год: 32 часа (1 час в неделю)

Форма занятий – групповое занятие. Количественный состав групп – 10 человек.

Режим работы – 1час в неделю продолжительностью 30 минут.


Цель: эстетическое воспитание подрастающего поколения и формирование гражданской позиции через приобщение к казачьим обрядам, традициям и песням.

Задачи:

  • познакомить с казачьими традициями, обрядами и видами песен;

  • развивать музыкальные способности: слух, чувство метроритма, память и артистизм;

  • формировать вокально-хоровые навыки: чистое интонирование, певческую установку и дыхание, звуковедение и дикцию, чувство ансамбля;

  • способствовать развитию творческих способностей;

  • воспитывать чувство гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить традиции казаков.


Место учебного курса в учебном плане

В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Луначарской СОШ №8 на 2021-2022 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2021 – 2022 учебном году (23.02.2022г; 8.03.2022г; 2.05.2022г;3.05.2022г; 9.05. 2022г; 10.05.2022г) расписанием учебных занятий МБОУ Луначарской СОШ №8 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа кружка во 2 классе в 2021 – 2022 учебном году будет реализована в объёме 32часов 1 час в неделю .

Формы и методы:

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни казаков.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, сценический образ.

Участие в концертах школьного и поселенческого уровней. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный;

– репродуктивный.

 

СОДЕРЖАНИЕ

I раздел.Основы певческой установки

Введение.Знакомство с  кружком  и его  программой. Гигиена певческого голоса. Строение голосового аппарата.

II раздел.Средства музыкальной выразительности

«Волшебный цветик-семицветик». «Мелодия – душа песни».«Ритм – основа движений».

Знакомство со средствами выразительности. Сопоставлять музыкальные и речевые интонации. Знакомство с понятием ритм.

III раздел.Вокально-хоровая работа.Сценическая культура и образ.

Основы певческого дыхания, приемы голосоведения.

Теория: 4 типа дыхания – ключичное, грудное, диафрагменное, нижнее реберное. Характеристика каждого из них. Приемы голосоведения.

Практика: отработка упражнений для развития певческого дыхания – диафрагмой.

Атака звука, приемы голосоведения.

Теория: понятия атаки звука. Разновидности: твердая, мягкая, предыхательная. Их характеристика.

Практика: Твердая: на гласные звуки в сочетании с любыми согласными «скачки на кварту, квинту»; мягкая – гласные в сочетании с согласными м, в; предыхательная – на гласные при распевках.

Звукообразование и звуковедение.

Практика: итальянская школа звуковедения (прикрытие крайних нот, сглаживание переходных нот, округлость звука). Русская школа – открытые гласные звуки,

Дикция.

Теория: понятие артикуляции и артикуляционного аппарата. Роль артикуляции.

Практика: выработка подвижности артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее небо). Артикуляционная гимнастика (скороговорки, попевки). Четкое произношение согласных в середине и конце слов, утрирование окончаний. Правильное формирование согласных.


Правильная осанка. Жесты и мимика.Песенный образ. Эмоциональное пение.Импровизация.

Овладевать правилами правильной осанки. Знакомство с понятием жест, мимика. Мимический тренинг «Маска настроений». Игра: «Все мы дирижеры». Сценическая мимика лица при пении.Работа с фонограммой, пение под неё. Умение слышать ритмический рисунок в фонограмме. Культура поведения на сцене (выход,уход).


  1. Казачьи народные игры

Народная игра – это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.

Казачьи народные игры - самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа. 

Казачьи игры чаще всего ассоциируют со знаменитыми «Казаками-разбойниками». 

Все исконно народные игры имеют космогоническое значение. Это величайшая педагогика волхвов и кудесников Земли,смысл которой открывается благодаря пониманию значения образов русской и общеземной культуры.

Народные игры — это заклики к Природе, как коллективная просьба реализации тех или иных событий, явлений, действий:это диалог с Природой как с Матерью, через общую игру человек находит ответ.С малых лет он усваивает алгоритм общественного бытия.

Аналоги подобных игр можно встретить у всех народов планеты, что говорит об общей для землян культуре,в основе которой — знание законов Природы и разумный диалог с нею.

В прошлом в каждой казачьей семье было много детей, которые очень любили играть в разные игры. Иногда сами дети выдумывали новые игры, которые прижились среди станичных мальчишек и девчонок.

Формируют музыкально – игровое творчество, побуждают инсценировать музыкальные игры и хороводы. Импровизация разных персонажей, отражающих содержание фольклорного материала.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В игре ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.

Хороводные игры – это один из лучших способов развития у детей самых разных умений, навыков и качеств. Они соединяют в себе хореографические движения, песню, диалог и даже пантомиму.  Главное в таких играх – возможность двигаться ритмично, петь и играть, подобно взрослым, при этом, будучи детьми. 


Репертуар:

Подвижные игры: «Плетень», «Игра в шапкиТетера», «Кони и всадники», «Клубочек», «Ай, во поле липонька»,«Я у батюшки жила», «Капусточку я полола». «Селезень», «Сокол и лебедушка».


  1. Обряды жизненного цикла.

  • Свадебные обряды.

Свадебный обряд у казаков состоял из трех этапов: предсвадебье, свадьба и послесвадебье. Предсвадебье некогда состояло из следующих эпизодов:

 Сватовство (смотрение места ; общение жениха и невесты в необрядовой форме; подушки;девичник и мальчишник).

Непременной составляющей предсвадебья были обрядовые песни, «стартом» для которых становился сговор. Заметим, кстати, что практически ни одна из названных песен не представлена в фольклорном свадебном репертуаре собственно русской традиции, что свидетельствует о творческом развитии обряда донскими казаками.

День свадьбы. Этот день начинается с оголашивания невесты, играющей на заре печальные песни о расставании с родными и девичьей волей (сирота оголашивается на могилках родителей), он чаще всего совершается накануне, на девичнике.

Послесвадебье. Варёное, т.е. угощение молодым на утро после свадьбы, присылаемое тёщей; где-то практикуют отводы, т.е. продолжение свадьбы в доме невесты, курей, т.е. складчину, собираемую участниками свадьбы для продолжения веселья.Выражение бить горшки в одних станицах понимают как обряд благодарения женихом тёщи, сохранившей дочь в невинности: уложив тёщу на лавку, молодой муж меняет ей старые туфли на новые, а затем разбивает на её животе глиняный горшок, что символизирует окончательный уход дочери от отца-матери; в других станицах - как испытание ловкости и домовитости молодайки, заметающей веником разбитые на подворье гостями горшки. Конечный эпизод свадьбы также обозначают по-разному: и бить горшки, и завивать (заливать) овны, и заливать пожар, и хоронить концы, и даже странно и непонятно - сосать гвоздок .

Таким образом, все три этапа казачьего свадебного обряда проходили ярко, эмоционально, в сопровождении песен и ритуалов.


Репертуар:«Вьюн над водой», «Слава Роду», «Ой, при лужку», «Земляничка-ягодка», «Ой, сад во дворе»


  • Воинская обрядность имела несколько типичных форм, среди которых важнейшими были проводы и встреча казака со службы.

Обряд перехода - проводы казака на службу, близок к русским рекрутским обрядам, однако в казачьей культуре он имеет ряд существенных отличий (в первую очередь - многократная повторяемость обряда в течение жизни казака).

Важным обрядом для казаков были проводы и встреча со службы. Этот обряд создали военная жизнь и воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое, еще в XVII в., когда совершались сухопутные или морские походы за «зипунами».

В XVI в. для того, чтобы организовать поход, достаточно было казаку выйти на майдан посреди станицы, кинуть шапку-трухменку, сделанную из бараньей смушки, на землю и прокричать: «Атаманы-молодцы! Послушайте!.. На Синем море аль на Черное поохотиться, на Куму или на Кубань реку за ясырями, на Волгу-матушку рыбки половить или под Астрахань, на Низовье, за добычей или в Сибирь пушных зверей пострелять!..».

Игра – драматизация

Знакомство с театральным искусством, дать понятие «Театр балаган» и обрядовых праздниках казаков. Развитие творчества, умение импровизировать в диалогах и монологах, в танцевальных композициях.

Балаганный театр - так называемый театр для народа. Игрался в "балаганах" - временных сооружениях на праздничных и ярмарочных площадях профессиональными актерами за деньги.

Сюжеты: «Проводы казака в армию», «Казачьи посиделки», «Казачья свадьба».

Репертуар: «Всадники - други», «На службу», «Вдоль да по улице», «Проводы казака»


  1. Святочные традиции.

Сочельник. Христославление. День праздничный. Святки.

  • Сочельни

Дабы приготовить себя к встрече с родившимся Спасителем, христиане обязаны соблюдать Рождественский (Филиппов) пост, начинающийся 28 ноября и заканчивающийся 7 января. Таким образом, 40 дней длится период, когда церковь предписывает воздерживаться от скоромной пищи, мирских веселий и усилить молитву.

  • Христа славить

Поздним вечером сначала дети, а затем и взрослые шли «Христа славить» (колядовать). Иногда брали с собой картонную восьмиконечную звезду в память о звезде Вифлеемской, «вертепы», ящички со свечами и деревянными фигурками в виде пещер, в память о месте рождения Христа, или еще какие-нибудь атрибуты праздника. Некоторые вымазывали лицо копотью либо разноцветными красками, «рядились».Пели церковные песни, духовные стихи, просто детские колядки.

  • День праздничный

Рождество для казаков – самый яркий, красочный, веселый праздник. С раннего утра 7 января вся станица спешила на литургию, чтоб прославить явившегося во плоти Спасителя. Улицы, майданы, дома — все было готово к празднику, а церковные колокола возвещали людям о родившемся Христе.Дети поздравляли своих дедушек и бабушек, которым исполняли праздничные песни, стишки. Старики в свою очередь также поздравляли внучат.

  • Святки

После Рождества почти до праздника Богоявления (Крещения) длится праздничный период, называемый «святками». В эти дни христиане не постятся, а отдыхают. Казаки в это время обычно ходили в гости к близким и дальним родственникам, к друзьям, и сами принимали многочисленных зашедших посетителей. Были популярны игры, катания на санках, на конях.

Щедруют накануне старого Нового года, 13 января. 


Репертуар: «Коляда, коляда, подавай пирога», «Пришла коляда» (колядки), Коза (игра на святки), «Во леску, леску, на желтом песку»,«Святой вечер, добрый вечер» (щедровки)

  1. Масленица и обряды весеннего цикла.

Тёщины вечорки. Загукание весны. Егорьевские песни.

От Святок до Масленицы казаки организовывали кулачные бои. У казаков, воинов по природе, масленица первоначально не играла роли земледельческого праздника. Начало весны, обычно связывалось с началом года, с борьбой Весны и Зимы.

Масленица сопровождалась гуляниями. Соседние станицы при своих атаманах и стариках, со знаменами, съезжались верхом на рубеж. Там устраивали упражнения в джигитовке, стрельбе из ружья и лука, показательные бои, что называлось тогда «шермициями» и дрались на кулаках.

Егорьевские песни исполнялись вЕгорьев день (23 апр. ст. ст.), считавшийся нач. весеннего тепла. В этот день совершался обязательный обряд первого выгона скота в поле (практически выгон мог происходить раньше или позже), при этом скотину ударяли вербными ветками, сохраненными от вербного воскресенья; совершалось ритуальное кормление скотины особым хлебом.

Репертуар: «Как во дальней во сторонке» (гулебная на Масленицу донских казаков), Ой да уж ты, улица (хороводная на Масленицу, с. Черемшанка старообрядцы-"поляки" Алтая), «Ночь темная» (Ефим Сопелкин - лирическая на масленицу, с. Афанасьевка Алексеевского р-на Белгородской обл.), «Вы, блины мои, блины» (курагодная на Масленицу казаков-некрасовцев).

  1. Пасха.

Православные духовные песнопения. Духовные стихи.

После семинедельного поста наступал праздник Пасхи. В казачьих станицах мужские объединения собирались на Красную Горку. Проходили кулачные бои, боролись. К празднику Пасхи готовились заранее: убирали дом и двор.

Пасхальная неделя – это также время активности молодежи. Парни и девушки устраивали в это время игрища, карагоды, качания на качелях и каруселях


Репертуар:Канон Пасхи: «Воскресния день», «А мы просо сеяли-сеяли», «Как по улице дождик покрапывает», «Светл, светел месяц на двор к моей сударушке», «Уж ты верба моя»


  1. Обряды летнего цикла.

Жнивные песни. Троицкие, семицкие, русальные. Обряд похорон кукушки

Проводить русалку, похоронить кукушку, засушить май и сделать шута. 

Казаки, на Троицу, как и на Масленицу, устраивали общий сход с шермициями. В станицах проводились традиционные кулачные бои.

Календарные праздничные обряды представлены в казачьем фольклоре зимними песнями обхода дворов и весенними хороводами. Известны почти все формы хороводов: игры, хороводы-шествия (в Великий пост), танки по улице и на месте, «карагоды» или «курагоды» с «припляской». Они приурочены к вечеринкам на зимних святках, к масленице, пасхальной неделе и «Красной горке», Троице. Троицкие песни  исполнялись при обрядах наряжения березки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая. Обрядовые действия сопровождали жнивные (жатвенные) песни.

Кроме того, для казаков все праздники, включая религиозные, сопровождаются военными играми и соревнованиями (рубка лозы, стрельба, джигитовка) или инсценировками военных баталий.


Репертуар:«Как по улице Рипей,«По широкаймаладой», «Берёзынькакудрявая»


  1. Народная песня. Песни казаков.

Народная песня - продукт коллективного устного творчества. Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события. Знакомство с  основными жанрами русского фольклора (исторические, бытовые, лирические, плясовые, шуточные и другие песни).Понятие «Казачество и казачий фольклор».Казачество — наиболее сильная и активная часть русского народа, первопроходцы и вечные защитники земли, народа и традиций Руси.Казачьи песни — народные и авторские песни, повествующие о быте и службе представителей казачьего военного сословия в дореволюционной России. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной.

Слушание казачьих песен.


  • Песни исторические и военно-бытовые


Исторические песни – событийные русские народные песни, содержанием которых служат знаковые события, точнее, их отражение в народном сознании. Большинство исторических песен сложено о царе Иване Грозном, далее идут песни о завоевателе Сибири Ермаке Тимофеевиче, о народном вожде Степане Разине, о стрелецком бунте, о терских казаках и пр. Общий характер всех исторических песен — ярко выраженный патриотизм, любовь к Родине.

К военным песням относится всякое песенное творчество на военно-патриотическую тему, затрагивающее боевую историю казачьих полков. Казачество участвовало во всех без исключения вооруженных конфликтах, в которых была занята Российская империя, поэтому военная казачья песня – многогранный пласт песенной культуры.

Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют о горячем интересе русского народа к своему прошлому и настоящему. Такие песни следует отличать от некоторых песен былевых, балладных и лирических, связанных с историей лишь внешним образом. По характеру мелодий исторические песни разнообразны: есть среди них протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые.

Репертуар: «Разин едет в сине море» (Ай, на вольных степях..), «Ну-ка, братцы казаченьки…», «Ах ты, степь широкая», «Про Платова-казака».


  • Удалая песня

Наиболее древними из удалых казачьих песен являются песни о воле.
Казачьи удалые песни проникнуты богатырским духом. Эти песни поэтизируют образ вольного человека, которые является в них центральным персонажем и его отважных товарищей. Это смелый, мужественный воин, неустрашимый и преданный в дружбе. Он также может вести активную личную жизнь.

Репертуар: казачьи народные песни: «Распрягайте, хлопцы, коней», «Казачата», «Донцы-молодцы».


  • Строевая песня

Строевая песня - важный элемент воинского воспитания. Его подчас трудно отделить от собственно русских народных песен. Под это определение подходят как сугубо военные, так и бытовые песни, исполнявшиеся во время прохождения церемониальным маршем.

Репертуар:«Всадники - други», «Полюшко-поле»

  • Лирическая песня

Казачьи лирические песни – народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. Несмотря на субъективность переживаний, в хорошей душевной песне чувства певцов легко могут быть поняты и передаются слушателям.

Репертуар: казачьи народные песни: «Перевоз Дуня держала», «Черноглазая казачка»

  • Плясовая песня

Жанровая специфика плясовых песен связана с их назначением. Эти песни исполняются как аккомпанемент игры, поэтому в них нередко центр тяжести переносится с текста на ритмику и мелодию. Особенно ощутимо это в плясовых песнях, многие из которых теряют характерную для народной песенной поэзии сюжетность и образность. В этих песнях создание художественного образа происходит не только в результате сочетания слова и напева, но и путем присоединения третьего компонента — действия, о котором идет речь в песне.

Элементы плясовых движений

Шаг с притопом на месте.

На “раз” дети делают шаг левой ногой на месте, ставя ее рядом с правой, на “два” – притоп правой нагой впереди левой, не перенося на нее тяжесть тела. Затем на “раз” шаг на месте правой ногой, ставя ее рядом с левой, на “два”- притоп левой впереди, правой, и все повторяется с начала. Акцент движения при этом падает на притоп.

Притопы.

Эти движения соответствуют весёлой плясовой музыке, часто передают её ритмический рисунок. Притопы выполняются одной ногой или то одной, то другой ногой попеременно с приставлением топнувшей ногой обратно к опорной. На ``раз`` следует топнуть ногой впереди, на ``два`` - приставить ногу к ноге.

Шаг с притопом на месте осуществляется следующим образом; на ``раз`` делается шаг правой ногой на месте, она ставится рядом с левой; на ``два`` притоп левой ногой впереди правой, без переноса на неё центра тяжести тела. Акцент в этом движении падает на притоп - на счёт ``два``. Затем движения исполняются начиная с левой ноги .

Шаг с притопом на месте в сторону; шаг вправо правой ногой, левая нога подводится к правой и ставится на всю ступню, слегка пристукнув. Такое же движение выполняется влево с левой ноги.

Полуприседание с выставлением ноги на пятку.

Исходное положение—ноги в основной стойке [пятки вместе, носки врозь ]. На счёт ``раз и ``- пружинящее полуприседание, на ``два и `` - выпрямление, одновременно правая нога выставляется вперёд на пятку, носок поднят вверх, левая остаётся прямой, корпус чуть откинут

азад . На ``раз`` следующего такта одновременно с полуприседанием правая нога приставляется к левой, на ``два`` выставляется вперёд левая нога. Полуприседание с выставлением ноги на пятку можно выполнять на прыжке.

``Качалочка``.

На ``раз`` поднять не высоко вперёд правую ногу, упасть на неё, перенеся центр тяжести тела; левую ногу сзади приподнять. На ``два`` откачнуться назад на левую ногу, перенеся на неё центр тяжести. Все движения повторяются.

Репертуар:«Пчелочка златая», «Ой, на горке калина», «У ворот сосна зеленая»

  1. Творчество казачьих хоров и ансамблей

  • Творчество В. Захарченко – достояние кубанских казаков

Виктор Гаврилович Захарченко (род. 22 марта 1938, станица Дядьковская, Краснодарский край) — российский фольклорист, общественный деятель, исследователь народной песни и хоровой дирижёр. Народный артист РСФСР и Украины. Кавалер ордена Франциска Скорины. Художественный руководитель ГАККХ, генеральный директор ГНТУ «Кубанский казачий хор». Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

Хоровой певческий коллектив, основанный в 1811 году. Это старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. В репертуар входят кубанские казачьи, русские и украинские народные песни, а также песни на стихи русских и украинских поэтов в обработке Виктора Захарченко - художественного руководителя коллектива.

«Россия, Русь, храни себя, храни», «Мы с тобой казаки», «Во Кубанской во станице»


  • Гимн Симбирского казачества. Творчество казачьего ансамбля «Звонница» под руководством И. Гришиной

Репертуар:«Грянем песню, казаки!» (муз.И. Гришиной, сл. Т. Фомичевой) Гимн Симбирского казачества, «Эх, казаки!», «Вишня» (музыка и слова народные), «Проезжала конница» (музыка и слова народные) «Ехали казаки» (из репертуара ансамбля "Белый день"), «Сидел ворон» (музыка и слова народные), «Люблю я казаченьку» (музыка и слова народные), Зачем же я розочку садила? (романс), «Засвистали козаченьки» (музыка и слова народные)


  • Ансамбль песни и пляски Донских казаков им. А. Квасова


Ансамбль был создан в 1936 году. Многовековая история донского казачества, жившего вдоль величественно плавного течения реки Дон, отразилась в его прекрасной песенной культуре. Могучая лирика казачьих песен, то искрящихся радостью, то грустных и протяжных, захватывающие пляски, полные удали и задора, обрамлённые тонкой вязью музыкального сопровождения, воплотились в уникальном творчестве ансамбля Донских казаков. Танцевальные номера программы создавались с учётом характерных особенностей хореографической культуры Дона. Кроме чисто фольклорной программы имеются сюжетные танцы, посвящённые героическим страницам прошлого и настоящего донских казаков, хореографические миниатюры, шуточные танцы, бытовые зарисовки.

Репертуар:  «Шёл казачий эскадрон» «Из-за Дона песню выведу....»   



IV раздел.Концертно-исполнительская деятельность

Репетиционная работа над песнями. Подготовка и участие в концертах, мероприятиях.

Основные певческие навыки, формируемые на занятиях:

Формирование навыков певческой установки, развитие слуха, музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания, развитие речи.

Индивидуальное певческое развитие учащихся. Развитие навыков ансамблевого исполнения.

Теория: ознакомление с основами вокального искусства. Первичная установка. Дыхание. Упражнения на дыхание. Понятие атаки звука. Изучение механизма первичного звукообразования.

Практика: Артикуляция. Дикция. Роль гласных и согласных звуков в пении. Пение не форсированным звуком. Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности. Определение диапазона голоса и работа над его расширением. Разучивание мелодий (сложные места по интервалам). Работа над культурой речи. Фразировка. Динамические оттенки, Особенности драматургического развития, художественный образ. Достижение чистого унисона.

Планируемая результативность:


  • характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа (три уровня: 1- приобретение социальных знаний в повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия);

  • выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);

  • портфель достижений объединения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

  • Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;

  • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена кадетского объединения

  • формирование эмоциональное отношение к искусству;

  • формирование духовно-нравственных оснований;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:научатся

  • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия.

коммуникативные УУД:научатся

  • объяснять правила и особенности казачьих игр, обрядов;

  • участвовать в жизни микро - и макросоциума (объединения, школы, региона и др.);

  • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке.

познавательные УУД: научатся

  • различать жанры казачьейпесни, традиции, обряды;

  • применять музыкальные способности: слух, чувство метроритма, артистизм; чисто интонировать с помощью  певческой установки, дыхания, звуковедения и дикции, чувство ансамбля;

  • навыкам выразительных танцевальных движений;

Предметные результаты:

Учащиеся научатся

  • выразительно исполнятьказачьи песни с элементами игр, обрядов, создавая художественно-сценический образ;

  • создавать образы в народных играх;

  • хранить и передавать казачьи обряды и традиции;

  • применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных мероприятий культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности кадетов.

Тематическое планирование



Тема занятий

Дата

Количество часов

коррекция

1

Инструктаж по ТБ .Знакомство с  кружком  и его  программой. Гигиена певческого голоса. Строение голосового аппарата.


06.09

1


2

 Разучивание песни «На горушке, горе»- казачья хороводная песня. Вокально-хоровая работа. Певческая установка.  Дыхание.

13.09

1


3

Вокально-хоровая работа. Певческая установка.  Дыхание. «На горушке, горе»- казачья хороводная песня.

20.09

1


4

Разучивание песни «Ой, при лужку», «Ой, сад во дворе»

27.09

1


5

«Ой, при лужку», «На горушке, горе»- казачья хороводная песня. Вокальные приемы: звукоизвлечение, звуковедение. Голосовые игры. Распевки.

04.10

1


6

Разучивание песни «Земляничка-ягодка», «Ой, сад во дворе» Вокальные приемы: звукоизвлечение, звуковедение. Голосовые игры. Распевки.


11.10

1


7

Разучивание пени казачьи народные песни:

«Распрягайте, хлопцы, коней», «Казачата»,

18.10

1


8

«Распрягайте, хлопцы, коней», «Казачата», Вокальные приемы: звукоизвлечение, звуковедение. Голосовые игры. Распевки.

25.10

1


9

«Распрягайте, хлопцы, коней», «Казачата» Вокальные приемы: звукоизвлечение, звуковедение. Голосовые игры. Распевки.

08.11

1


10

Разучивание пени «Эх, казаки!», «Вишня» (музыка и слова народные)

15.11

1


11

«Эх, казаки!», «Вишня» (музыка и слова народные)

22.11

1


12

«Эх, казаки!», «Вишня» (музыка и слова народные)

29.11

1


13

Разучивание песни «Мы с тобой казаки»,

06.12

1


14

«Мы с тобой казаки»,

13.12

1


15

«Мы с тобой казаки». Закрепление.

20.12

1


16

Разучивание песни «Коляда, коляда, подавай пирога», «Пришла коляда» (колядки1

27.12

1


17

«Коляда, коляда, подавай пирога», «Пришла коляда» (колядки),

10.01

1


18

«Коляда, коляда, подавай пирога», «Пришла коляда» (колядки),

17.01

1


19

Разучивание песни «Во леску, леску, на желтом песку», «Святой вечер, добрый вечер» (щедровки)


24.01

1


20

«Во леску, леску, на желтом песку», «Святой вечер, добрый вечер» (щедровки)


31.01

1


21

«Во леску, леску, на желтом песку», «Святой вечер, добрый вечер» (щедровки)

07.02

1


22

Разучивание песни «Казачата»

14.02

1


23

Повторение. «Казачата»

21.02

1


24

«Казачата» « Вишня»

28.02

1


25

Разучивание песни «Казачата» «Мы с тобой казаки»,


05.03

1


26

Закрепление. «Эх, казаки!», «Вишня» (музыка и слова народные)

14.03

1


27

Закрепление песен «Казачата» «Мы с тобой казаки»,


04.04

1


28

«Ой, при лужку», «На горушке, горе»- казачья хороводная песня. Повторение

11.04

1


29

«Ой, при лужку», «На горушке, горе»- казачья хороводная песня. Повторение

18.04

1


30

«Мы с тобой казаки», «Во леску, леску, на желтом песку»

25.04

1


31

Повторение, казачьи народные песни:

«Распрягайте, хлопцы, коней», «Казачата»

16.05

1


32

Концерт. Споемте вместе, друзья!

23.05

1










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!