Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО гуманитарного цикла ___________// Протокол №___ от « » _________ 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора поУВР __________ // от «__» __________ 2018 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Веретенинская основная общеобразовательная школа» ___________ / / Приказ №______ от «__»_________ 2018г. |
Принято
на заседании Педагогического совета
Протокол №____
от «___» ___________ 2018г.
Рабочая программа
Предмет (количество часов за год) | Литература (70 часов) |
Класс | 8 |
УМК (автор) | В. Я. Коровина и др. |
Учебник (название) | Литература |
Издательство | М. «Просвещение», 2017 год |
Учитель (Ф.И.О., квалификация) | Якушенкова Наталья Матвеевна, первая квалификационная категория |
с.Веретенино
2018 г.
Планируемые результаты
Содержание тем учебного курса
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мас терство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов | Развитие речи, ч. | Внеклассное чтение, ч. | Сочи- не- ния |
1. | Вводный урок | 1 | - | - | - |
2. | Устное народное творчество | 2 | - | - | - |
3. | Из древнерусской литературы | 2 | - | - | - |
4. | Из русской литературы XVIII века | 3 | 1 | - | 1 |
5. | Из русской литературы XIX века | 33 | 4 | 3 | 4 |
6. | Из русской литературы XX века | 20 | 5 | 2 | 3 |
7. | Из зарубежной литературы | 6 | - | 1 | - |
8. | Заключительный урок | 1 | - | - | - |
12. | Итого | 68 | 10 | 6 | 8 |
Календарно-тематическое планирование
Литература, 8 класс
№ п.п | Раздел. Тема урока. | Кол-во часов | Дата | Примечание |
| План | Факт |
1 | Введение. Художественный образ. Литература как искусство слова. | 1 | 04. 09 | | |
2 | Лирическая песня как жанр народной поэзии. Исторические песни. | 1 | 06. 09 | | |
3 | Предания как исторический жанр древнерусской литературы «О покорении Сибири Ермаком» | 1 | 11.09 | | |
4 | Особенности содержания и формы жития. «Повесть о жизни Александра Невского» | 1 | 13.09 | | |
5 | «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 18 века. Особенности поэтики . | 1 | 18. 09 | | |
6 | Д.И.Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Понятие о классицизме. | 1 | 20.09 | | |
7 | Д.И.Фонвизин . Проблема воспитания истинного гражданина. Признаки классицизма в комедии | 1 | 25. 09 | | |
8 | Басни И.А.Крылова. «Лягушки, просящие царя», «Обоз» | 1 | 27. 09 | | |
9 | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с рус. историей. | 1 | 02. 10 | | |
10 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения Их основн. темы и мотивы. Особенности поэтич. формы | 1 | 04. 10 | | |
11 | А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Истор. основа повести. Композиция. Жанр. Пушкин в Казани. | 1 | 09. 10 | | |
12 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Гл.1-3. Формирование личности П.Гринева «Я рос недорослем». | 1 | 11.10 | | |
13 | Гринев в Белогорской крепости. «Русское семейство Мироновых». Анализ 3-5 глав. | 1 | 16.10 | | |
14 | Гринев и Швабрин. Проблема чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика | 1 | 18.10 | | |
15 | Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини. Гл.4-7 | 1 | 23.10 | | |
16 | Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринева и Пугачева. Отношение автора и рассказчика к Пугачевскому восстанию. Гл.8-9. | 1 | 25.10 | | |
17 | Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Углубление понятия о художественном образе-характере. Становление личности под влиянием «благих потрясений». | 1 | 08.11 | | |
18 | Подготовка к дом. сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | 13.11 | | |
19 | Отношение автора и рассказчика к пугачёвскому восстанию. | 1 | 15.11 | | |
20 | Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих намерений» | 1 | 17.11 | | |
21 | РР Сочинение по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | 22.11 | | |
22 | Вн. чт. Проблема человека и судьбы в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» | 1 | 27.11 | | |
22 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова. | 1 | 29.11 | | |
23 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. | 1 | 04.12 | | |
24 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». | 1 | 06.12 | | |
25 | Р/р. Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» | 1 | 11.12 | | |
26 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в художественном творчестве. | 1 | 13.12 | | |
27 | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников. | 1 | 18.12 | | |
28 | Разоблачение пороков чиновников в пьесе. Приёмы сатирического изображения. | 1 | 20.12 | | |
29 | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление. | 1 | 25.12 | | |
30 | Р/р. Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | 27.12 | | |
31 | Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе. | 1 | 10.01 | | |
32 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. | 1 | 15.01 | | |
33 | М.Е Салтыков – Щедрин. Средства создания комического. Ирония, сатира в « Истории одного города». | 1 | 17.01 | | |
34 | Р/р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города» (отрывок)..Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | 22.01 | | |
35 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | 24.01 | | |
36 | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | 1 | 29.01 | | |
37 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | 1 | 31.01 | | |
38 | Мастерство Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа. | 1 | 05.02 | | |
39 | Нравственные проблемы повести Л. Н Толстого «Отрочество» | 2 | 07.02 12.02 | | |
40 | Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А .А. Фета | 1 | 14.02 | | |
41 | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | 1 | 19.02 | | |
42 | Из литературы ХХ века. И. А. Бунин. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика. | 1 | 21.02 | | |
43 | А. И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | 1 | 26.02 | | |
44 | Урок-диспут. Что значит быть счастливым? Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | 28.02 | | |
45 | А. А. Блок. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. | 1 | 05.03 | | |
46 | С. А .Есенин. «Пугачёв». Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме. | 1 | 07.03 | | |
48 | Р/р. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к сочинению | 1 | 12.03 | | |
49 | И. С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | 1 | 14.03 | | |
50 | Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». | 1 | 19.03 | | |
51 | М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 1 | 21.03 | | |
52 | Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина | 1 | 02.04 | | |
53 | А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. | 1 | 04.04 | | |
54 | Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. | 1 | 09.04 | | |
55 | Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. | 1 | 11.04 | | |
56 | А. П .Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм в рассказе. | 1 | 16.04 | | |
57 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | 1 | 18.04 | | |
58 | В. П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. | 1 | 23.04 | | |
59 | Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе ХХ века» | 1 | 25.04 | | |
60 | Русские поэты о Родине, родной природе. | 1 | 30.04 | | |
61 | Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний , грусти, надежды. | 1 | 02.05 | | |
62 | Из зарубежной литературы.( 6 ч) У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. | 1 | 07.05 | | |
63 | Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. | 1 | 14.05 | | |
64 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.. | 1 | 16.05 | | |
65 | Мастерство Мольера-писателя. Общечеловеческий смысл комедии. | 1 | 21.05 | | |
66 | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | 1 | 23.05 | | |
67 | В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | 1 | 28.05 | | |
68 | Итоговая работа за курс 8 класса | 1 | 30.05 | | |
69 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Что читаем летом. | 1 | | | |
70 | Заключительный урок. | 1 | | | |
13