СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа к линии УМК Мякишева Г.Я. по физике (базовый уровень)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к линии УМК Мякишева Г.Я. по физике (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа к линии УМК Мякишева Г.Я. по физике (базовый уровень)»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 27 имени А.А. Дейнеки"


ПРИНЯТА

педагогическим советом

(протокол от «____»________20__ года №____)


УТВЕРЖДЕНА

приказом МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 27 имени А.А.Дейнеки"

от «____»______________20___ года №___

Директор

___________________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

10-11 класс (базовый уровень)


СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

федеральный государственный образовательный стандарт

среднего общего образования









Общее количество часов 68


Составитель: Струкова З.С., учитель физики







Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей математики, физики и информатики и рекомендована для принятия педагогическим советом (протокол от « » августа 2018 года №)

Руководитель методического объединения ____________



Рабочая программа по физике для 10-11 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, примерной программы среднего общего образования по предмету «Физика», основной образовательной программы среднего общего образования «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 имени А.А. Дейнеки»

На изучение курса физики выделено 68 часов, в том числе в Xклассе — 34 часа (2 часа в неделю), в XIклассе — 34часа (2 часа в неделю).

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения физике на уровне среднего общего образования являются:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • умение сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и

других видах деятельности;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;

  • чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;

  • положительное отношение к труду, целеустремленность;

  • экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по физике являются:

Освоение регулятивных универсальных учебных действий:

  • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

  • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

  • определять несколько путей достижения поставленной цели;

  • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

  • осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

Освоение познавательных универсальных учебных действий:

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

  • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

  • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • искать и находить обобщённые способы решения задач;

  • приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;

  • анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами);

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

  • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;

  • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

  • подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

  • точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.



Предметные результаты обучения физике

В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

  • устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

  • использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

  • различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

  • проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;

  • проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

  • решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

  • решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

  • учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

  • использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристикахизученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

  • использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.



Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

  • владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

  • характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

  • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

  • самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

  • характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические,– и роль физики в решении этих проблем;

  • решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметныхсвязей;

  • объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

  • объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.





2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Базовый уровень

Физика и естественно-научный метод познания природы

Физика — фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.

Методы исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Научные факты и гипотезы. Физические законы и границы их применимости. Физические теории и принцип соответствия. Физические величины. Погрешности измерений физических величин. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура.

Механика

Границы применимости классической механики. Пространство и время. Относительность механического движения. Системы отсчёта. Скалярные и векторные физические величины. Траектория. Путь. Перемещение. Скорость. Ускорение. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности.

Взаимодействие тел. Явление инерции. Сила. Масса. Инерциальные системы отсчета. Законы динамики Ньютона. Сила тяжести, вес, невесомость. Силы упругости, силы трения. Законы: всемирного тяготения, Гука, трения. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

Импульс материальной точки и системы. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Механическая работа. Мощность. Механическая энергия материальной точки и системы. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости.

Равновесие материальной точки и твёрдого тела. Момент силы. Условия равновесия. Равновесие жидкости и газа. Давление. Закон сохранения энергии в динамике жидкости.

Молекулярная физика и термодинамика

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и её экспериментальные доказательства. Тепловое равновесие. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы.

Агрегатные состояния вещества. Взаимные превращения жидкости и газа. Влажность воздуха. Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Кристаллические и аморфные тела.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия и КПД тепловых машин.

Основы электродинамики

Электрические заряды. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

Электрическое поле. Напряжённость и потенциал электростатического поля. Линии напряжённости и эквипотенциальные поверхности. Принцип суперпозиции полей. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроёмкость. Конденсатор.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников. Закон Джоуля— Ленца. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.

Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. Индуктивность. Электромагнитное поле. Энергия электромагнитного поля.

Колебания и волны

Механические колебания. Г армонические колебания. Свободные, затухающие, вынужденные колебания. Превращения энергии при колебаниях. Резонанс.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Переменный электрический ток. Резонанс в электрической цепи. Короткое замыкание.

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Скорость и длина волны. Интерференция и дифракция. Энергия волны. Звуковые волны.

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение.

Оптика

Геометрическая оптика. Скорость света. Законы отражения и преломления света. Формула тонкой линзы. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция, дифракция, поляризация.

Основы специальной теории относительности

Постулаты теории относительности и следствия из них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии свободной частицы.

Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра

Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Опыты Столетова. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна. Фотон. Корпускулярно­волновой дуализм. Соотношение неопределённостей Гейзенберга.

Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.

Состав и строение атомных ядер. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Применение ядерной энергии.

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Строение Вселенной

Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна. Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их энергии.

Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной

Примерный перечень практических и лабораторных работ (на выбор учителя)

Прямые измерения:

  • измерение мгновенной скорости с использованием секундомера или компьютера с датчиками;

  • сравнение масс (по взаимодействию);

  • измерение сил в механике;

  • измерение температуры жидкостными и цифровыми термометрами;

  • оценка сил взаимодействия молекул (методом отрыва капель);

  • измерение термодинамических параметров газа;

  • измерение ЭДС источника тока;

  • измерение силы взаимодействия катушки с током и магнита помощью электронных весов;

  • определение периода обращения двойных звезд (печатные материалы).



Косвенные измерения:

  • измерение ускорения;

  • измерение ускорения свободного падения;

  • определение энергии и импульса по тормозному пути;

  • измерение удельной теплоты плавления льда;

  • измерение напряженности вихревого электрического поля (при наблюдении электромагнитной индукции);

  • измерение внутреннего сопротивления источника тока;

  • определение показателя преломления среды;

  • измерение фокусного расстояния собирающей и рассеивающей линз;

  • определение длины световой волны;

  • определение импульса и энергии частицы при движении в магнитном поле (по фотографиям).



Наблюдение явлений:

  • наблюдение механических явлений в инерциальных и неинерциальных системах отсчета;

  • наблюдение вынужденных колебаний и резонанса;

  • наблюдение диффузии;

  • наблюдение явления электромагнитной индукции;

  • наблюдение волновых свойств света: дифракция, интерференция, поляризация;

  • наблюдение спектров;

  • вечерние наблюдения звезд, Луны и планет в телескоп или бинокль.



Исследования:

  • исследование равноускоренного движения с использованием электронного секундомера или компьютера с датчиками;

  • исследование движения тела, брошенного горизонтально;

  • исследование центрального удара;

  • исследование качения цилиндра по наклонной плоскости;

  • исследование движения броуновской частицы (по трекам Перрена);

  • исследование изопроцессов;

  • исследование изохорного процесса и оценка абсолютного нуля;

  • исследование остывания воды;

  • исследование зависимости напряжения на полюсах источника тока от силы тока в цепи;

  • исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения на ней;

  • исследование нагревания воды нагревателем небольшой мощности;

  • исследование явления электромагнитной индукции;

  • исследование зависимости угла преломления от угла падения;

  • исследование зависимости расстояния от линзы до изображения от расстояния от линзы до предмета;

  • исследование спектра водорода;

  • исследование движения двойных звезд (по печатным материалам).



Проверка гипотез (в том числе имеются неверные):

  • при движении бруска по наклонной плоскости время перемещения на определенное расстояния тем больше, чем больше масса бруска;

  • при движении бруска по наклонной плоскости скорость прямо пропорциональна пути;

  • при затухании колебаний амплитуда обратно пропорциональна времени;

  • квадрат среднего перемещения броуновской частицы прямо пропорционален времени наблюдения (по трекам Перрена);

  • скорость остывания воды линейно зависит от времени остывания;

  • напряжение при последовательном включении лампочки и резистора не равно сумме напряжений на лампочке и резисторе;

  • угол преломления прямо пропорционален углу падения;

  • при плотном сложении двух линз оптические силы складываются;



Конструирование технических устройств:

  • конструирование наклонной плоскости с заданным КПД;

  • конструирование рычажных весов;

  • конструирование наклонной плоскости, по которой брусок движется с заданным ускорением;

  • конструирование электродвигателя;

  • конструирование трансформатора;

  • конструирование модели телескопа или микроскопа.



Тематическое планирование в 10 классе

(2 часа в неделю, всего 68 часов)


п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов, отводимых на изучение раздела, темы

Кол-во лабораторных работ

Кол-во контрольных работ

1

Введение. Физика и естественно - научный метод познания природы

1



2

Кинематика

9

1

1

3

Законы динамики Ньютона

4

2


4

Силы в механике

6



5

Закон сохранения импульса

2



6

Закон сохранения механической энергии

7

1

1

7

Статика

2

1

1

8

Основы гидромеханики

1



9

Основы молекулярно- кинетической теории (МКТ)

3



10

Уравнения состояния газа

4


1

11

Взаимные превращения жидкости и газа

1



12

Жидкости

1



13

Твердые тела

1



14

Основы термодинамики

6



15

Электростатика

5

2


16

Законы постоянного тока

7


1

17

Электрический ток в различных средах

4



18

Резерв

4




Итого

68

7

4








3.Тематическое планирование в 11 классе

(2 часа в неделю, всего 68 часов)


п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов, отводимых на изучение раздела, темы

Кол-во лабораторных работ

Кол-во контрольных работ

1

Электродинамика

(продолжение)

9

2

1

2

Колебания и волны

16

1

1

3

Оптика

13

3

1

4

Основы специальной теории относительности

3



5

Квантовая

физика

17

1

1

6

Строение Вселенной

5



7

Резерв

5




Итого

68

7

4






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!