Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Моздокский Центр детского творчества
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на Педагогическом совете Председатель Директор МБУДО
Протокол № _________ Методического Моздокского ЦДТ
от «____» ________ 20____ Совета ____________ Л.А. Алавердова
____________ Приказ № ___ от «___» _______20__
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной программе
«Шахматы»
Продвинутый уровень
___________________
2020-2021 учебный год
Педагог дополнительного образования
Штарк Константин Анатольевич
Номер группы 1 Год обучения: первый
Моздок, 2020
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа «Шахматы»
Руководитель объединения: Штарк Константин Анатольевич
Педагог дополнительного образования: высшая квалификационная категория
Рецензенты: Калоева Бэлла Афанасьевна,
Хрипков Игорь Николаевич
Организация- исполнитель: МБУДО Моздокский ЦДТ
Адрес: РСО-Алания, г. Моздок, ул. Кирова, д. 33 Телефон: 8(867 36) 34548
Факс: 8(867 36) 34884
Электронный адрес: [email protected]
Программа реализуется в МБУДО Моздокском ЦДТ РСО-Алания
Возраст: 11-16 лет;
Срок реализации:1 год.
Социальный статус: ученики школ города и района.
Цель программы: развитие у детей и подростков, имеющих преимущественно взрослые спортивные разряды по шахматам, навыков игры, пространственного и логического мышления и
памяти, специального шахматного расчёта, спортивного характера и креативных способностей.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Вид программы: авторская.
Уровень освоения программы: углубленный.
Способ освоения содержания программы: креативный.
Пояснительная записка.
Шахматы- древнейшая игра, которая сочетает в себя свойства спорта (присутствует элемент борьбы), науки и особенно искусства. Для игры в шахматы необходима не только логика, но и интуитивное принятие решений.
Существует множество программ по внедрению шахмат в школах, как общеобразовательного предмета. Польза от занятий шахматами доказана многими научными экспериментами. Известно немалое количество людей, которые достигли успеха в бизнесе, используя навыки, которые развили в себе, играя в шахматы. Не секрет, что ещё несколько веков назад шахматы считались «игрой королей». Каждая партия- это искусство, динамическая картина соперничества. И каждая картина уникальна. История озарений и ошибок, драматизм которой, зачастую поражает воображение, пишется прямо на глазах и создает неповторимый артефакт точной мысли.
Исключительная точность роднит шахматы с наукой. Шахматы- самая точная игра, тут не может быть спорных моментов, везения или невезения. Шах и мат, пожалуй, наиболее подходящее выражение победы, которое только можно придумать. В связи с уникальным бескомпромиссным характером, духом честного соперничества, пронизывающим предмет нашего изучения, направленность программы «Шахматы» является физкультурно-спортивной.
Учитывая прошлое и настоящее шахмат, их многогранное общественное воздействие, можно без преувеличения сказать: шахматы - прекрасная и необходимая часть культуры человечества. Общественное воздействие шахмат возрастает. Благодарю им, люди получают возможность культурно развлекаться и хорошо отдыхать. Шахматы воздействуют на личность, коллектив, общество. Они положительно влияют на молодежь, на формирование её характера и умственных способностей. Нельзя не упомянуть и об огромном педагогическом значении шахмат. Если молодой человек полюбил шахматы, они помогут ускорить его духовное развитие. Эта игра воспитывает в характере стойкость, самодисциплину, объективность. Вспомните о том, что в шахматах, в отличии от большинства других популярных игр, случайность не играет роли. Ведь оба игрока получают одинаковый по количеству и ценности исходный материал. Игра ведется открыто. Шахматист овладевает элементами логического мышления, вариантного расчёта, постигает начала стратегии и тактики. Нужно научиться сначала думать, а уже потом действовать. И, наконец, молодому человеку проходится учиться должным образом переносить и поражение, и победу. Мы знаем, что и то, и другое - наука нелегкая. В молодых людях воспитываются такие свойства характера, такие душевные качества, которые, несомненно, полезны для личности и укрепляют моральную силу.
Шахматы- невероятно глубокий, и одновременно очень простой способ творческого самовыражения. Да, именно, творческого. Из-за неполноты информации, недостижимости в пределе совершенства комбинаций ходов, принципиальной непредсказуемости действий соперника, шахматы не сводимы к соревнованию в технологичности игры. Именно в развитии неповторимого творческого начала состоит новизна предлагаемой программы. Согласно Алексееву А.П., творчество- это деятельность, в ходе которой создаётся новое, никогда ранее не существовавшее. С другой стороны, руководителем объединения впервые предпринимается попытка создания, на базе МБУДО Моздокского Центра детского творчества, в «Кванториуме», группы детей и подростков, изучающих искусство шахматной игры углублённо. Принимаются все желающие, имеющие спортивные разряды по шахматам или окончившие пятилетнее обучение на базовом уровне программы «Шахматы».
Актуальность данной программы и углублённых занятий детей и подростков шахматами состоит в следующем.
Ученик развивает умение самостоятельно принимать решения.
Ученик развивает умение концентрировать внимание.
У ученика развивается пространственное мышление, увеличивается глубина вариантного расчёта.
У ученика развиваются навыки самостоятельного планирования действий.
Шахматы воспитывают характер.
Шахматы учат творчеству, способности мыслить нестандартно.
Целью программы является развитие у детей и подростков, имеющих
преимущественно взрослые спортивные разряды по шахматам, навыков игры,
пространственного и логического мышления, памяти, специального шахматного
расчёта, спортивного характера и креативных способностей.
В соответствии с обозначенной целью, выделим следующие задачи.
Актуализация материала, изученного ранее, сведений по истории шахмат, закрепление умения вести грамотную игру на всех этапах шахматной партии: в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.
Систематическое регулярное изучение партий гроссмейстеров, развитие умения провести грамотный анализ, усвоение малоизученных гамбитов и ловушек, их применение на практике, решение задач и этюдов.
Организация и проведение регулярных шахматных турниров как районного, так и регионального уровня.
Возраст детей, занимающихся по программе «Шахматы»,- 11-16 лет.
Сроки реализации программы- 1 год.
Формы проведения занятий: рассказ, беседа, турниры и онлайн-турниры.
Форма организации занятия: групповая и индивидуально-групповая. Методы обучения: словесный, наглядный, метод проблемного обучения.
Количество учебных часов в неделю (с одной группой) - 2 часа- 2 раза в
неделю. Соревновательная практика - 1 занятие в неделю.
Количество обучающихся в группе первого года обучения (продвинутый уровень) - 12 детей, согласно СанПиН 244317214.
В процессе изучения курса первого года обучения, ребята должны овладеть такими основными знаниями, умениями и навыками.
Знать приёмы правильной игры в эндшпилях: «конь с пешками против слона» и «ладья против коня».
Знать яркие и запоминающиеся партии современных гроссмейстеров.
3. Усвоить малоизученные дебюты и ловушки в них.
4. Усвоить малоизученные гамбиты.
5. Уметь корректно оценивать позицию и правильно выбирать ход.
6. Уметь грамотно защищаться и нападать в редких и малоизученных дебютах, описанных в программном содержании.
7. Уметь применять изученные гамбиты и грамотно построить игру против гамбита, применённого соперником.
8. Уметь грамотно освобождать вертикаль, диагональ и горизонталь.
9. Использовать пешечный перевес на ферзевом и королевском флангах.
10. Показывать хорошую теоретическую подготовку в тематических турнирах.
11. Стабильно показывать игру на уровне взрослых разрядов, участвовать в турнирах и онлайн-турнирах.
Учебно-тематический план первого года обучения (продвинутый уровень).
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретические часы | Практические часы |
1 | Вводное занятие. Беседа по технике безопасности. | 2 | 1 | 1 |
2 | Анализ партий (блиц) современных гроссмейстеров. | 14 | 7 | 7 |
2.1 | Дубов Д.- Карякин С., Тбилиси, 2017. | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Луис П. Супи- Карлсен М. (суперблиц), 2020. | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Карлсен М.- Накамура Х., 2020 | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Накамура Х.- Карлсен М., 2020 | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Дин Лижэнь- Карлсен М., 2020 | 2 | 1 | 1 |
2.6 | Дин Лижэнь- Дубов Д., 2020 | 2 | 1 | 1 |
2.7 | Дубов Д.- Накамура Х., 2020 | 2 | 1 | 1 |
3 | Дебют Сокольского. Примерные партии и ловушки. | 6 | 3 | 3 |
4 | Ещё раз о дебюте четырёх коней. Ловушки за белых и чёрных. | 8 | 4 | 4 |
5 | И вновь о гамбитах. | 28 | 14 | 14 |
5.1 | Перуанский вариант, или гамбит Каналя. | 4 | 2 | 2 |
5.2 | Голландский гамбит. | 4 | 2 | 2 |
5.3 | Гамбит Блюменфельда. | 4 | 2 | 2 |
5.4 | Гамбит вепря. | 4 | 2 | 2 |
5.5 | Сицилианский гамбит. | 4 | 2 | 2 |
5.6 | Ирландский гамбит. | 4 | 2 | 2 |
5.7 | Гамбит Энглунда. | 4 | 2 | 2 |
6 | Из лекций М.Т. Кармова. Решение задач по изученному материалу. | 40 | 20 | 20 |
6.1 | Конь с пешками против слона. | 4 | 2 | 2 |
6.2 | Ладья против коня. | 4 | 2 | 2 |
6.3 | Оценка позиции. Слабые пешки и слабые поля. Повторение. | 4 | 2 | 2 |
6.4 | Тренировка техники расчёта. | 4 | 2 | 2 |
6.5 | Пешечный перевес на ферзевом фланге. | 4 | 2 | 2 |
6.6 | Пешечный перевес в центре или на королевском фланге. | 4 | 2 | 2 |
6.7 | Борьба с пешечным перевесом на фланге. | 4 | 2 | 2 |
6.8 | Пешечная структура. Повторение. | 4 | 2 | 2 |
6.9 | Динамическая жертва пешки. | 4 | 2 | 2 |
6.10 | Тактический приём «Перегрузка». | 4 | 2 | 2 |
7 | Лондонская система как альтернатива ферзевому гамбиту. Партии и ловушки. | 8 | 4 | 4 |
8 | Каталонское начало: как играть за белых и чёрных. | 8 | 4 | 4 |
9 | Защита Каро-Канн: знакомство с закрытым, разменным и классическим вариантами. | 8 | 4 | 4 |
10 | Кубинский вариант. Тематический турнир. | 6 | 2 | 4 |
11 | Защита Алехина. Варианты. | 10 | 5 | 5 |
12 | Итоговые тематические турниры. | 6 | | 6 |
13 | Решение задач и этюдов. Тематические турниры в группах детей. | 72 | | 72 |
| ИТОГО | 216 | 68 | 148 |
Ожидаемые результаты первого года обучения (продвинутый уровень).
К концу учебного года дети должны знать:
1. Приёмы правильной игры в эндшпилях: «конь с пешками против слона» и «ладья против коня».
2 Яркие и запоминающиеся партии современных гроссмейстеров.
3. Малоизученные дебюты и ловушки в них.
4. Малоизученные гамбиты.
К концу учебного года дети должны уметь:
Корректно оценивать позицию и правильно выбирать ход.
Грамотно защищаться и нападать в редких и малоизученных дебютах, описанных в программном содержании.
Применять изученные гамбиты и уметь грамотно построить игру против гамбита, применённого соперником.
Грамотно освобождать вертикаль, диагональ и горизонталь.
Использовать пешечный перевес на ферзевом и королевском флангах.
Показывать хорошую теоретическую подготовку в тематических турнирах.
Стабильно показывать игру на уровне взрослых разрядов, участвовать в турнирах и онлайн-турнирах.
Содержание первого года обучения (продвинутый уровень).
Вводное занятие. Знакомство с оборудованием и правилами поведения в кабинете. Беседа по технике безопасности.
Анализ партий (блиц) современных гроссмейстеров. Изучение партий современных гроссмейстеров, сыгранных преимущественно в текущем году: партии Карлсена, Накамуры, Лижэня, Карякина и Дубова.
Дебют Сокольского. Примерные партии и ловушки. Изучение на демонстрационной доске партий гроссмейстеров, сыгранных в дебюте Сокольского. Изучение ловушек.
Ещё раз о дебюте четырёх коней. Ловушки за белых и чёрных. Актуализация знаний о дебюте четырёх коней, изучение новых ловушек за белых и чёрных.
И вновь о гамбитах. Актуализация знаний о ранее изученных гамбитах и их применении в игре. Изучение новых гамбитов, преимущественно в закрытом начале.
Из лекций М.Т. Кармова. Решение задач по изученному материалу. Изучение эндшпилей: «конь с пешками против слона» и «ладья против коня». Пешечный перевес на ферзевом и королевском флангах. Повторение и изучение тактических приёмов. Решение задач.
Лондонская система как альтернатива ферзевому гамбиту. Партии и ловушки. Лондонская система- актуальное и востребованное начало, в первую очередь в партиях с укороченным контролем времени. Изучение на демонстрационной доске партий гроссмейстеров, сыгранных в лондонской системе. Изучение ловушек.
Каталонское начало: как играть за белых и чёрных. Изучение на демонстрационной доске партий гроссмейстеров, сыгранных в каталонском начале. Изучение наиболее распространённых ошибок ловушек.
Защита Каро-Канн: знакомство с закрытым, разменным и классическим вариантами. Актуализация гамбитного варианта защиты Каро-Канн. Изучение на демонстрационной доске партий гроссмейстеров с закрытым, разменным и классическим вариантами защиты Каро-Канн.
Кубинский вариант. Тематический турнир. Повторение материала, изученного ранее по теме «Кубинский вариант». Игра в тематическом турнире.
Защита Алехина. Варианты. Изучение на демонстрационной доске различных вариантов защиты Алехина. Защита Алехина как принцип игры от обороны, с использованием ошибок соперника.
Итоговые тематические турниры. Проведение итоговых тематических турниров в группе детей: гамбит Эванса, королевский гамбит, гамбит Энглунда, скандинавская защита, защита Алехина.
Решение задач и этюдов. Тематические турниры в группах детей. Решение задач и этюдов и проведение тематических турниров. Занятия проводятся один раз в неделю- в течение учебного года.
Методическое обеспечение.
Формы проведения занятий: рассказ, беседа турниры и онлайн-турниры. Формы организации занятия- групповая и индивидуально-групповая. Методы обучения: словесный, наглядный, метод проблемного обучения. Средства обучения- простые: книги и учебные пособия по игре в шахматы, шахматные доски и фигуры; сложные: компьютер, подключённый к интернету, ноутбуки. Оснащение занятий: авторучки, тетради, шахматные столы и фигуры, часы, ноутбуки.
Для подготовки занятий используется следующие основные книги, учебные пособия и методические разработки по игре в шахматы. Г.Я. Левинфиш. «Книга начинающего шахматиста». В этом учебном пособии приводится достаточно полный курс обучения игре в шахматы, начиная с азов. В книге проводится анализ партий, рассказывается о принципах шахматной игры. Достаточно полно рассматриваются три составляющие шахматной партии - дебют, миттельшпиль, эндшпиль и их признаки. Следующий учебник- В.Е.
Голенищев. «Подготовка юных шахматистов IV и III разрядов».
Книга рассчитана на ребят, имеющих определённые навыки игры в шахматы. Кроме тем, содержащихся в предыдущем пособии, здесь имеется описание так называемых сильных и слабых полей, а также пешечных слабостей. В книге Я.Г. Рохлина «Шахматы» большое место отводится теоретическим вопросам и анализу шахматных композиций. Приводятся также и шахматные задачи. Ещё один учебник- Д.И. Бронштейн «Самоучитель шахматной игры». Данное пособие рассчитано на ребят, также имеющих некоторые представления о принципах игры в шахматы и выполняющих норматив не ниже первого юношеского разряда. Кроме этого, на занятиях активно используется современное методическое пособие «Шахматы в школе» (пять лет обучения). Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова, изданное в издательстве «Просвещение», в 2017 году. Учебник шахматных окончаний. Все виды эндшпиля. Автором-составителем которого является Н.М. Калиниченко. Это обширное пособие было выпущено в Москве, в издательстве «Астрель», в 2008 году. Оружие Бологана за чёрных в открытых дебютах. Автором книги является гроссмейстер Виреол Бологан. А издана она в Москве, в 2016 году, в издательстве «Андрей Ельков». Используются и другие книги и методические пособия, в которых проводится подробный анализ многих вопросов как дебютов и игры в середине партии, так и эндшпиля.
Календарно-тематический план работы
объединения «Дебют»
по программе «Шахматы»
на 2020- 2021 учебный год, 216 часов, первый год обучения (продвинутый уровень).
№ | Раздел программы, | Всего часов | Краткое | Дата | Дата | |
п/п | тема занятия | Теория. Практика | содержание | по | по | |
| | | | занятия | плану | факту | |
1 | Вводное занятие. Беседа по технике безопасности. | 1 ч. | 1 ч. | Знакомство с оборудованием и правилами поведения в кабинете. Беседа по технике безопасности. | 11.09 | | |
2 | Анализ партий (блиц) современных гроссмейстеров. | 7 ч. | 7 ч. | Изучение партий современных гроссмейстеров, сыгранных преимущественно в текущем году: партии Карлсена, Накамуры, Лижэня, Карякина и Дубова. | 14.09 18.09 21.09 25.09 28.09 2.10 5.10 | | |
3 | Дебют Сокольского. Примерные партии и ловушки. | 3 ч. | 3 ч. | Изучение на демонстрационной доске партий гроссмейстеров, сыгранных в дебюте Сокольского. Изучение ловушек. | 9.10 12.10 16.10 | | |
4 | Ещё раз о дебюте четырёх коней. Ловушки за белых и чёрных. | 4 ч. | 4 ч. | Актуализация знаний о дебюте четырёх коней, изучение новых ловушек за белых и чёрных. | 19.10 23.10 26.10 30.10 | | |
5 | И вновь о гамбитах. | 14 ч. | 14 ч. | Актуализация знаний о ранее изученных гамбитах и их применении в игре. Изучение новых гамбитов, преимущественно в закрытом начале. | 9.11 13.11 16.11 20.11 23.11 27.11 30.11 4.12 7.12 11.12 14.12 18.12 21.12 25.12 | | |
6 | Из лекций М.Т. Кармова. Решение задач по изученному материалу. | 20 ч. | 20 ч. | Изучение эндшпилей: «конь с пешками против слона» и «ладья против коня». Пешечный перевес на ферзевом и королевском флангах. Повторение и изучение тактических приёмов. Решение задач. | 28.12 11.01 15.01 18.01 22.01 25.01 29.01 1.02 5.02 8.02 12.02 15.02 19.02 22.02 26.02 1.03 5.03 12.03 15.03 19.03 | | |
7 | Лондонская система как альтернатива ферзевому гамбиту. Партии и ловушки. | 4 ч. | 4 ч. | Лондонская система- актуальное и востребованное начало, в первую очередь в партиях с укороченным контролем времени. Изучение на демонстрационной доске партий гроссмейстеров, сыгранных в лондонской системе. Изучение ловушек. | 29.03 2.04 5.04 9.04 | | |
8 | Каталонское начало: как играть за белых и чёрных. | 4 ч. | 4 ч. | Изучение на демонстрационной доске партий гроссмейстеров, сыгранных в каталонском начале. Изучение наиболее распространённых ошибок ловушек. | 12.04 16.04 19.04 23.04 | | |
9 | Защита Каро-Канн: знакомство с закрытым, разменным и классическим вариантами. | 4 ч. | 4 ч. | Актуализация гамбитного варианта защиты Каро-Канн. Изучение на демонстрационной доске партий гроссмейстеров с закрытым, разменным и классическим вариантами защиты Каро-Канн. | 26.04 30.04 6.05 7.05 | | |
10 | Кубинский вариант. Тематический турнир. | 3 ч. | 3 ч. | Повторение материала, изученного ранее по теме «Кубинский вариант». Игра в тематическом турнире. | 13.05 14.05 17.05 | | |
11 | Защита Алехина. Варианты. | 5 ч. | 5 ч. | Изучение на демонстрационной доске различных вариантов защиты Алехина. Защита Алехина как принцип игры от обороны, с использованием ошибок соперника. | 21.05 24.05 26.05 28.05 31.05 | | |
12 | Итоговые тематические турниры. | | 6 ч. | Проведение итоговых тематических турниров в группе детей: гамбит Эванса, королевский гамбит, гамбит Энглунда, скандинавская защита, защита Алехина. | 1.06 4.06 7.06 | | |
13 | Решение задач и этюдов. Тематические турниры в группах детей. | | 72 ч. | Решение задач и этюдов и проведение тематических турниров. Занятия проводятся один раз в неделю- в течение учебного года. | 10.09- 31.05 | | |
Воспитательная работа.
Задачи | Дела объединения | Сроки | Отметка о |
| по решению | | выполнении |
| поставленных | | | |
| задач | | | |
Способствовать формированию сплочённого коллектива. | Знакомство с организацией занятий в нашем | сентябрь 2020 г. | | |
| объединении и техникой безопасности в «Кванториуме» . | | | |
| Проведение | | | |
| мероприятия «Мы | | | |
| вместе и это- | | | |
| здорово!» | | | |
| | | | |
Способствовать | Проведение | октябрь 2020 г. | | |
формированию | беседы | | | |
гражданского | «Талантливые и | | | |
самосознания, | выдающиеся люди | | | |
ответственности за | Моздока». | | | |
судьбу Родины, | | | | |
любви к | | | | |
родному краю. | | | | |
Рост инициативы, | Беседа «Я горжусь | ноябрь 2020 г. | | |
самостоятельности, | своим трудом!» | | | |
чувства | | | | |
ответственности | | | | |
перед товарищами. | | | | |
Создавать условия | Проведение | декабрь 2020 г. | | |
для проявления | комплекса | | | |
творческой | мероприятий по | | | |
индивидуальности | теме «Творчество | | | |
каждого ученика. | на шахматной | | | |
| доске и в жизни». | | | |
Создание условий | Беседа «Почему | январь 2021 г. | | |
для сохранения и | нужно вести | | | |
укрепления | здоровый образ | | | |
здоровья | жизни». | | | |
обучающихся, | | | | |
формирование | | | | |
сознательного | | | | |
бережного | | | | |
отношения к | | | |
своему здоровью. | | | |
Использование | Беседа о духовных | февраль 2021 г. | |
средств воспитания | традициях нашей | | |
общей культуры | Родины. | | |
учащихся, | | | |
верности | | | |
духовным | | | |
традициям России, | | | |
ответственности, | | | |
правосознания. | | | |
Использование | 1. Беседа | март 2021 г. | |
средств воспитания | «Настоящее время- | | |
общей культуры | это мост из | | |
уважения к | прошлого в | | |
ценностям | будущее». | | |
современного | 2. Беседа к годовщине | | |
общества, | Победы в | | |
сформированного | Великой | | |
на основе | Отечественной | | |
духовных | войне. | | |
ценностей русской | | | |
культуры. | | | |
Привлечение | Родительское | апрель 2021 г. | |
родителей к | собрание по теме | | |
учебно- | «Воспитание | | |
воспитательному | детей- наша общая | | |
процессу. | задача». | | |
Создание условий | Проведение | май 2021 г. | |
для развития | комплекса | | |
творческих | мероприятий, | | |
способностей | направленных на | | |
обучающихся. | развитие | | |
| творческих | | |
| способностей | | |
| обучающихся: | | |
| игры, викторины, | | |
| конкурсы. | | |
Список литературы.
Бронштейн Давид Ионович. «Самоучитель шахматной игры». Москва.
«Физкультура и спорт», 1979 г., 248 стр.
Голенищев Виктор Евгеньевич. «Программа подготовки юных шахматистов IV и III разрядов. Москва. «Московская правда», 1969 г., 61 стр.
Интернет-сайт педагога дополнительного образования МБОУ СОШ № 1г. Чадана Ондар Арат. Программа шахматного кружка «Ноян».
Краткий философский словарь. /Под редакцией А.П. Алексеева. Москва.
«Проспект», 1999. – 400 с.
Левенфиш Григорий Яковлевич. «Книга начинающего шахматиста». Москва.
«Физкультура и спорт», 1959 г., 360 стр.
Майзелис Илья Львович. «Шахматы». Москва. «Детская литература», 1960 г., 392 стр.
Оружие Бологана за чёрных в открытых дебютах. Виреол Бологан. Москва.
«Андрей Ельков», 2016. - 525 с.
Панов Василий Николаевич. «Первая книга шахматиста». Москва.
«Физкультура и спорт», 1964 г., 304 стр.
Подготовка юных шахматистов I разряда: Программа /Автор-составитель В.
Е. Голенищев- 2-е издание- М.: Советская Россия, 1980. - 112 с., ил.
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Программы для внешкольных учреждений. Спортивные кружки и секции. Москва, «Просвещение», 1986 г.
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей».
Рохлин Яков Герасимович. «Шахматы». Москва. «Физкультура и спорт», 1959 г., 320 стр.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2443172.
Свешников Е., Свешников В. Дебютный репертуар для блица. Том 1. Репертуар за чёрных. Издательство «Андрей Ельков». Москва, 2020, 264 с.
Сокольский А.П. Внимание, ловушка! Москва «Физкультура и спорт», 1970 г., 56 стр.
Учебник шахматных окончаний. Все виды эндшпиля. Шахматы от «А» до
«Я». / авт.-сост. Н.М. Калиниченко. - М.: Астрель: АСТ, Владимир: ВКТ, 2009. - 687 с.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
№ 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
«Шахматы в школе» (пять лет обучения). Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова. Москва. «Просвещение», 2017.
Школа дебюта. Суэтин А.С.- М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 240с.
Юдович Михаил Михайлович. «Занимательные шахматы». Москва.
«Физкультура и спорт». 1966 г., 176 стр.