СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной программе «Шахматы». Продвинутый уровень

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская общеобразовательная программа "Шахматы" (продвинутый уровень) преследует целью развитие у детей и подростков, имеющих преимущественно взрослые спортивные разряды по шахматам, навыков игры, пространственного и логического мышления, памяти, специального шахматного расчёта, спортивного характера и креативных способностей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной программе «Шахматы». Продвинутый уровень»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Моздокский Центр детского творчества



ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на Педагогическом совете Председатель Директор МБУДО

Протокол № _________ Методического Моздокского ЦДТ

от «____» ________ 20____ Совета ____________ Л.А. Алавердова

____________ Приказ № ___ от «___» _______20__











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к дополнительной общеобразовательной программе

«Шахматы»

Продвинутый уровень

___________________

2020-2021 учебный год







Педагог дополнительного образования



Штарк Константин Анатольевич







Номер группы 1 Год обучения: первый







Моздок, 2020



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Образовательная программа «Шахматы»


Руководитель объединения: Штарк Константин Анатольевич

Педагог дополнительного образования: высшая квалификационная категория

Рецензенты: Калоева Бэлла Афанасьевна,

Хрипков Игорь Николаевич

Организация- исполнитель: МБУДО Моздокский ЦДТ

Адрес: РСО-Алания, г. Моздок, ул. Кирова, д. 33 Телефон: 8(867 36) 34548

Факс: 8(867 36) 34884

Электронный адрес: [email protected]

Программа реализуется в МБУДО Моздокском ЦДТ РСО-Алания

Возраст: 11-16 лет;

Срок реализации:1 год.

Социальный статус: ученики школ города и района.


Цель программы: развитие у детей и подростков, имеющих преимущественно взрослые спортивные разряды по шахматам, навыков игры, пространственного и логического мышления и

памяти, специального шахматного расчёта, спортивного характера и креативных способностей.

Направленность программы: физкультурно-спортивная.

Вид программы: авторская.

Уровень освоения программы: углубленный.

Способ освоения содержания программы: креативный.

Пояснительная записка.

Шахматы- древнейшая игра, которая сочетает в себя свойства спорта (присутствует элемент борьбы), науки и особенно искусства. Для игры в шахматы необходима не только логика, но и интуитивное принятие решений.

Существует множество программ по внедрению шахмат в школах, как общеобразовательного предмета. Польза от занятий шахматами доказана многими научными экспериментами. Известно немалое количество людей, которые достигли успеха в бизнесе, используя навыки, которые развили в себе, играя в шахматы. Не секрет, что ещё несколько веков назад шахматы считались «игрой королей». Каждая партия- это искусство, динамическая картина соперничества. И каждая картина уникальна. История озарений и ошибок, драматизм которой, зачастую поражает воображение, пишется прямо на глазах и создает неповторимый артефакт точной мысли.

Исключительная точность роднит шахматы с наукой. Шахматы- самая точная игра, тут не может быть спорных моментов, везения или невезения. Шах и мат, пожалуй, наиболее подходящее выражение победы, которое только можно придумать. В связи с уникальным бескомпромиссным характером, духом честного соперничества, пронизывающим предмет нашего изучения, направленность программы «Шахматы» является физкультурно-спортивной.

Учитывая прошлое и настоящее шахмат, их многогранное общественное воздействие, можно без преувеличения сказать: шахматы - прекрасная и необходимая часть культуры человечества. Общественное воздействие шахмат возрастает. Благодарю им, люди получают возможность культурно развлекаться и хорошо отдыхать. Шахматы воздействуют на личность, коллектив, общество. Они положительно влияют на молодежь, на формирование её характера и умственных способностей. Нельзя не упомянуть и об огромном педагогическом значении шахмат. Если молодой человек полюбил шахматы, они помогут ускорить его духовное развитие. Эта игра воспитывает в характере стойкость, самодисциплину, объективность. Вспомните о том, что в шахматах, в отличии от большинства других популярных игр, случайность не играет роли. Ведь оба игрока получают одинаковый по количеству и ценности исходный материал. Игра ведется открыто. Шахматист овладевает элементами логического мышления, вариантного расчёта, постигает начала стратегии и тактики. Нужно научиться сначала думать, а уже потом действовать. И, наконец, молодому человеку проходится учиться должным образом переносить и поражение, и победу. Мы знаем, что и то, и другое - наука нелегкая. В молодых людях воспитываются такие свойства характера, такие душевные качества, которые, несомненно, полезны для личности и укрепляют моральную силу.

Шахматы- невероятно глубокий, и одновременно очень простой способ творческого самовыражения. Да, именно, творческого. Из-за неполноты информации, недостижимости в пределе совершенства комбинаций ходов, принципиальной непредсказуемости действий соперника, шахматы не сводимы к соревнованию в технологичности игры. Именно в развитии неповторимого творческого начала состоит новизна предлагаемой программы. Согласно Алексееву А.П., творчество- это деятельность, в ходе которой создаётся новое, никогда ранее не существовавшее. С другой стороны, руководителем объединения впервые предпринимается попытка создания, на базе МБУДО Моздокского Центра детского творчества, в «Кванториуме», группы детей и подростков, изучающих искусство шахматной игры углублённо. Принимаются все желающие, имеющие спортивные разряды по шахматам или окончившие пятилетнее обучение на базовом уровне программы «Шахматы».

Актуальность данной программы и углублённых занятий детей и подростков шахматами состоит в следующем.

  1. Ученик развивает умение самостоятельно принимать решения.

  2. Ученик развивает умение концентрировать внимание.

  3. У ученика развивается пространственное мышление, увеличивается глубина вариантного расчёта.

  4. У ученика развиваются навыки самостоятельного планирования действий.

  5. Шахматы воспитывают характер.

  6. Шахматы учат творчеству, способности мыслить нестандартно.

Целью программы является развитие у детей и подростков, имеющих

преимущественно взрослые спортивные разряды по шахматам, навыков игры,

пространственного и логического мышления, памяти, специального шахматного

расчёта, спортивного характера и креативных способностей.

В соответствии с обозначенной целью, выделим следующие задачи.

  1. Актуализация материала, изученного ранее, сведений по истории шахмат, закрепление умения вести грамотную игру на всех этапах шахматной партии: в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.

  2. Систематическое регулярное изучение партий гроссмейстеров, развитие умения провести грамотный анализ, усвоение малоизученных гамбитов и ловушек, их применение на практике, решение задач и этюдов.

  3. Организация и проведение регулярных шахматных турниров как районного, так и регионального уровня.

Возраст детей, занимающихся по программе «Шахматы»,- 11-16 лет.

Сроки реализации программы- 1 год.

Формы проведения занятий: рассказ, беседа, турниры и онлайн-турниры.

Форма организации занятия: групповая и индивидуально-групповая. Методы обучения: словесный, наглядный, метод проблемного обучения.

Количество учебных часов в неделю (с одной группой) - 2 часа- 2 раза в

неделю. Соревновательная практика - 1 занятие в неделю.

Количество обучающихся в группе первого года обучения (продвинутый уровень) - 12 детей, согласно СанПиН 244317214.

В процессе изучения курса первого года обучения, ребята должны овладеть такими основными знаниями, умениями и навыками.

  1. Знать приёмы правильной игры в эндшпилях: «конь с пешками против слона» и «ладья против коня».

  2. Знать яркие и запоминающиеся партии современных гроссмейстеров.

3. Усвоить малоизученные дебюты и ловушки в них.

4. Усвоить малоизученные гамбиты.

5. Уметь корректно оценивать позицию и правильно выбирать ход.

6. Уметь грамотно защищаться и нападать в редких и малоизученных дебютах, описанных в программном содержании.

7. Уметь применять изученные гамбиты и грамотно построить игру против гамбита, применённого соперником.

8. Уметь грамотно освобождать вертикаль, диагональ и горизонталь.

9. Использовать пешечный перевес на ферзевом и королевском флангах.

10. Показывать хорошую теоретическую подготовку в тематических турнирах.

11. Стабильно показывать игру на уровне взрослых разрядов, участвовать в турнирах и онлайн-турнирах.










Учебно-тематический план первого года обучения (продвинутый уровень).



п/п


Тема

Всего

часов

Теоретические часы

Практические часы

1

Вводное занятие. Беседа по технике безопасности.

2

1

1


2

Анализ партий (блиц) современных гроссмейстеров.

14

7

7

2.1

Дубов Д.- Карякин С., Тбилиси, 2017.

2

1

1


2.2

Луис П. Супи- Карлсен М. (суперблиц), 2020.

2

1

1


2.3

Карлсен М.- Накамура Х., 2020

2

1

1


2.4

Накамура Х.- Карлсен М., 2020

2

1

1


2.5

Дин Лижэнь- Карлсен М., 2020

2

1

1


2.6

Дин Лижэнь- Дубов Д., 2020

2

1

1


2.7

Дубов Д.- Накамура Х., 2020

2

1

1


3

Дебют Сокольского. Примерные партии и ловушки.


6


3


3

4

Ещё раз о дебюте четырёх коней. Ловушки за белых и чёрных.

8


4


4


5


И вновь о гамбитах.

28

14

14


5.1

Перуанский вариант, или гамбит Каналя.

4

2

2


5.2

Голландский гамбит.

4

2

2


5.3

Гамбит Блюменфельда.

4

2

2

5.4

Гамбит вепря.

4

2

2


5.5

Сицилианский гамбит.

4


2

2


5.6

Ирландский гамбит.

4

2

2

5.7

Гамбит Энглунда.


4


2


2


6

Из лекций М.Т. Кармова.

Решение задач по изученному материалу.


40


20


20

6.1

Конь с пешками против слона.


4


2


2


6.2

Ладья против коня.


4


2


2


6.3

Оценка позиции. Слабые пешки и слабые поля. Повторение.


4


2


2


6.4

Тренировка техники расчёта.

4


2


2


6.5

Пешечный перевес на ферзевом фланге.


4


2


2


6.6

Пешечный перевес в центре или на королевском фланге.


4


2


2


6.7

Борьба с пешечным перевесом на фланге.


4


2


2


6.8

Пешечная структура. Повторение.

4


2


2


6.9

Динамическая жертва пешки.


4


2


2

6.10

Тактический приём «Перегрузка».


4


2


2

7

Лондонская система как альтернатива ферзевому гамбиту. Партии и ловушки.


8


4


4

8

Каталонское начало: как играть за белых и чёрных.

8

4

4

9

Защита Каро-Канн: знакомство с закрытым, разменным и классическим вариантами.

8

4

4

10

Кубинский вариант. Тематический турнир.

6

2

4

11

Защита Алехина. Варианты.

10

5

5

12

Итоговые тематические турниры.

6


6

13

Решение задач и этюдов. Тематические турниры в группах детей.


72



72


ИТОГО

216

68

148

Ожидаемые результаты первого года обучения (продвинутый уровень).

К концу учебного года дети должны знать:

1. Приёмы правильной игры в эндшпилях: «конь с пешками против слона» и «ладья против коня».

2 Яркие и запоминающиеся партии современных гроссмейстеров.

3. Малоизученные дебюты и ловушки в них.

4. Малоизученные гамбиты.

К концу учебного года дети должны уметь:

  1. Корректно оценивать позицию и правильно выбирать ход.

  2. Грамотно защищаться и нападать в редких и малоизученных дебютах, описанных в программном содержании.

  3. Применять изученные гамбиты и уметь грамотно построить игру против гамбита, применённого соперником.

  4. Грамотно освобождать вертикаль, диагональ и горизонталь.

  5. Использовать пешечный перевес на ферзевом и королевском флангах.

  6. Показывать хорошую теоретическую подготовку в тематических турнирах.

  7. Стабильно показывать игру на уровне взрослых разрядов, участвовать в турнирах и онлайн-турнирах.

Содержание первого года обучения (продвинутый уровень).

  1. Вводное занятие. Знакомство с оборудованием и правилами поведения в кабинете. Беседа по технике безопасности.

  2. Анализ партий (блиц) современных гроссмейстеров. Изучение партий современных гроссмейстеров, сыгранных преимущественно в текущем году: партии Карлсена, Накамуры, Лижэня, Карякина и Дубова.

  3. Дебют Сокольского. Примерные партии и ловушки. Изучение на демонстрационной доске партий гроссмейстеров, сыгранных в дебюте Сокольского. Изучение ловушек.

  4. Ещё раз о дебюте четырёх коней. Ловушки за белых и чёрных. Актуализация знаний о дебюте четырёх коней, изучение новых ловушек за белых и чёрных.

  5. И вновь о гамбитах. Актуализация знаний о ранее изученных гамбитах и их применении в игре. Изучение новых гамбитов, преимущественно в закрытом начале.

  6. Из лекций М.Т. Кармова. Решение задач по изученному материалу. Изучение эндшпилей: «конь с пешками против слона» и «ладья против коня». Пешечный перевес на ферзевом и королевском флангах. Повторение и изучение тактических приёмов. Решение задач.

  7. Лондонская система как альтернатива ферзевому гамбиту. Партии и ловушки. Лондонская система- актуальное и востребованное начало, в первую очередь в партиях с укороченным контролем времени. Изучение на демонстрационной доске партий гроссмейстеров, сыгранных в лондонской системе. Изучение ловушек.

  8. Каталонское начало: как играть за белых и чёрных. Изучение на демонстрационной доске партий гроссмейстеров, сыгранных в каталонском начале. Изучение наиболее распространённых ошибок ловушек.

  9. Защита Каро-Канн: знакомство с закрытым, разменным и классическим вариантами. Актуализация гамбитного варианта защиты Каро-Канн. Изучение на демонстрационной доске партий гроссмейстеров с закрытым, разменным и классическим вариантами защиты Каро-Канн.

  10. Кубинский вариант. Тематический турнир. Повторение материала, изученного ранее по теме «Кубинский вариант». Игра в тематическом турнире.

  11. Защита Алехина. Варианты. Изучение на демонстрационной доске различных вариантов защиты Алехина. Защита Алехина как принцип игры от обороны, с использованием ошибок соперника.

  12. Итоговые тематические турниры. Проведение итоговых тематических турниров в группе детей: гамбит Эванса, королевский гамбит, гамбит Энглунда, скандинавская защита, защита Алехина.

  13. Решение задач и этюдов. Тематические турниры в группах детей. Решение задач и этюдов и проведение тематических турниров. Занятия проводятся один раз в неделю- в течение учебного года.





































Методическое обеспечение.

Формы проведения занятий: рассказ, беседа турниры и онлайн-турниры. Формы организации занятия- групповая и индивидуально-групповая. Методы обучения: словесный, наглядный, метод проблемного обучения. Средства обучения- простые: книги и учебные пособия по игре в шахматы, шахматные доски и фигуры; сложные: компьютер, подключённый к интернету, ноутбуки. Оснащение занятий: авторучки, тетради, шахматные столы и фигуры, часы, ноутбуки.

Для подготовки занятий используется следующие основные книги, учебные пособия и методические разработки по игре в шахматы. Г.Я. Левинфиш. «Книга начинающего шахматиста». В этом учебном пособии приводится достаточно полный курс обучения игре в шахматы, начиная с азов. В книге проводится анализ партий, рассказывается о принципах шахматной игры. Достаточно полно рассматриваются три составляющие шахматной партии - дебют, миттельшпиль, эндшпиль и их признаки. Следующий учебник- В.Е.

Голенищев. «Подготовка юных шахматистов IV и III разрядов».

Книга рассчитана на ребят, имеющих определённые навыки игры в шахматы. Кроме тем, содержащихся в предыдущем пособии, здесь имеется описание так называемых сильных и слабых полей, а также пешечных слабостей. В книге Я.Г. Рохлина «Шахматы» большое место отводится теоретическим вопросам и анализу шахматных композиций. Приводятся также и шахматные задачи. Ещё один учебник- Д.И. Бронштейн «Самоучитель шахматной игры». Данное пособие рассчитано на ребят, также имеющих некоторые представления о принципах игры в шахматы и выполняющих норматив не ниже первого юношеского разряда. Кроме этого, на занятиях активно используется современное методическое пособие «Шахматы в школе» (пять лет обучения). Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова, изданное в издательстве «Просвещение», в 2017 году. Учебник шахматных окончаний. Все виды эндшпиля. Автором-составителем которого является Н.М. Калиниченко. Это обширное пособие было выпущено в Москве, в издательстве «Астрель», в 2008 году. Оружие Бологана за чёрных в открытых дебютах. Автором книги является гроссмейстер Виреол Бологан. А издана она в Москве, в 2016 году, в издательстве «Андрей Ельков». Используются и другие книги и методические пособия, в которых проводится подробный анализ многих вопросов как дебютов и игры в середине партии, так и эндшпиля.







Календарно-тематический план работы


объединения «Дебют»


по программе «Шахматы»


на 2020- 2021 учебный год, 216 часов, первый год обучения (продвинутый уровень).


Раздел программы,

Всего часов

Краткое

Дата

Дата


п/п

тема занятия

Теория. Практика

содержание

по

по






занятия

плану

факту


1

Вводное занятие. Беседа по технике безопасности.

1 ч.

1 ч.

Знакомство с оборудованием и правилами поведения в кабинете. Беседа по технике безопасности.

11.09



2

Анализ партий (блиц) современных гроссмейстеров.

7 ч.

7 ч.

Изучение партий современных гроссмейстеров, сыгранных преимущественно в текущем году: партии Карлсена, Накамуры, Лижэня, Карякина и Дубова.

14.09

18.09

21.09

25.09

28.09

2.10

5.10



3

Дебют Сокольского. Примерные партии и ловушки.

3 ч.

3 ч.

Изучение на демонстрационной доске партий гроссмейстеров, сыгранных в дебюте Сокольского. Изучение ловушек.

9.10

12.10

16.10



4

Ещё раз о дебюте четырёх коней. Ловушки за белых и чёрных.

4 ч.

4 ч.

Актуализация знаний о дебюте четырёх коней, изучение новых ловушек за белых и чёрных.

19.10

23.10

26.10

30.10



5

И вновь о гамбитах.

14 ч.

14 ч.

Актуализация знаний о ранее изученных гамбитах и их применении в игре. Изучение новых гамбитов, преимущественно в закрытом начале.


9.11

13.11

16.11

20.11

23.11

27.11

30.11

4.12

7.12

11.12

14.12

18.12

21.12

25.12





6

Из лекций М.Т. Кармова.

Решение задач по изученному материалу.

20 ч.

20 ч.

Изучение эндшпилей: «конь с пешками против слона» и «ладья против коня». Пешечный перевес на ферзевом и королевском флангах. Повторение и изучение тактических приёмов. Решение задач.

28.12

11.01

15.01

18.01

22.01

25.01

29.01

1.02

5.02

8.02

12.02

15.02

19.02

22.02

26.02

1.03

5.03

12.03

15.03

19.03



7

Лондонская система как альтернатива ферзевому гамбиту. Партии и ловушки.

4 ч.

4 ч.

Лондонская система- актуальное и востребованное начало, в первую очередь в партиях с укороченным контролем времени. Изучение на демонстрационной доске партий гроссмейстеров, сыгранных в лондонской системе. Изучение ловушек.

29.03

2.04

5.04

9.04



8

Каталонское начало: как играть за белых и чёрных.

4 ч.

4 ч.

Изучение на демонстрационной доске партий гроссмейстеров, сыгранных в каталонском начале. Изучение наиболее распространённых ошибок ловушек.

12.04

16.04

19.04

23.04



9

Защита Каро-Канн: знакомство с закрытым, разменным и классическим вариантами.

4 ч.

4 ч.

Актуализация гамбитного варианта защиты Каро-Канн. Изучение на демонстрационной доске партий гроссмейстеров с закрытым, разменным и классическим вариантами защиты Каро-Канн.

26.04

30.04

6.05

7.05



10

Кубинский вариант. Тематический турнир.

3 ч.

3 ч.

Повторение материала, изученного ранее по теме «Кубинский вариант». Игра в тематическом турнире.

13.05

14.05

17.05



11

Защита Алехина. Варианты.

5 ч.

5 ч.

Изучение на демонстрационной доске различных вариантов защиты Алехина. Защита Алехина как принцип игры от обороны, с использованием ошибок соперника.

21.05

24.05

26.05

28.05

31.05



12

Итоговые тематические турниры.


6 ч.

Проведение итоговых тематических турниров в группе детей: гамбит Эванса, королевский гамбит, гамбит Энглунда, скандинавская защита, защита Алехина.

1.06

4.06

7.06



13

Решение задач и этюдов. Тематические турниры в группах детей.


72 ч.

Решение задач и этюдов и проведение тематических турниров. Занятия проводятся один раз в неделю- в течение учебного года.

10.09-

31.05


























Воспитательная работа.


Задачи

Дела объединения

Сроки

Отметка о


по решению


выполнении


поставленных





задач




Способствовать формированию сплочённого коллектива.

Знакомство с организацией занятий в нашем

сентябрь 2020 г.




объединении и техникой безопасности в «Кванториуме» .





Проведение




мероприятия «Мы





вместе и это-





здорово!»









Способствовать

Проведение

октябрь 2020 г.



формированию

беседы




гражданского

«Талантливые и




самосознания,

выдающиеся люди




ответственности за

Моздока».




судьбу Родины,





любви к





родному краю.





Рост инициативы,

Беседа «Я горжусь

ноябрь 2020 г.



самостоятельности,

своим трудом!»




чувства





ответственности





перед товарищами.





Создавать условия

Проведение

декабрь 2020 г.



для проявления

комплекса




творческой

мероприятий по




индивидуальности

теме «Творчество




каждого ученика.

на шахматной





доске и в жизни».




Создание условий

Беседа «Почему

январь 2021 г.



для сохранения и

нужно вести




укрепления

здоровый образ




здоровья

жизни».




обучающихся,





формирование





сознательного





бережного






отношения к




своему здоровью.




Использование

Беседа о духовных

февраль 2021 г.


средств воспитания

традициях нашей



общей культуры

Родины.



учащихся,




верности




духовным




традициям России,




ответственности,




правосознания.




Использование

1. Беседа

март 2021 г.


средств воспитания

«Настоящее время-



общей культуры

это мост из



уважения к

прошлого в



ценностям

будущее».



современного

2. Беседа к годовщине



общества,

Победы в



сформированного

Великой



на основе

Отечественной



духовных

войне.



ценностей русской




культуры.




Привлечение

Родительское

апрель 2021 г.


родителей к

собрание по теме



учебно-

«Воспитание



воспитательному

детей- наша общая



процессу.

задача».



Создание условий

Проведение

май 2021 г.


для развития

комплекса



творческих

мероприятий,



способностей

направленных на



обучающихся.

развитие




творческих




способностей




обучающихся:




игры, викторины,




конкурсы.




Список литературы.

  1. Бронштейн Давид Ионович. «Самоучитель шахматной игры». Москва.

«Физкультура и спорт», 1979 г., 248 стр.

  1. Голенищев Виктор Евгеньевич. «Программа подготовки юных шахматистов IV и III разрядов. Москва. «Московская правда», 1969 г., 61 стр.

  2. Интернет-сайт педагога дополнительного образования МБОУ СОШ № 1г. Чадана Ондар Арат. Программа шахматного кружка «Ноян».

  3. Краткий философский словарь. /Под редакцией А.П. Алексеева. Москва.

«Проспект», 1999. – 400 с.

  1. Левенфиш Григорий Яковлевич. «Книга начинающего шахматиста». Москва.

«Физкультура и спорт», 1959 г., 360 стр.

  1. Майзелис Илья Львович. «Шахматы». Москва. «Детская литература», 1960 г., 392 стр.

  2. Оружие Бологана за чёрных в открытых дебютах. Виреол Бологан. Москва.

«Андрей Ельков», 2016. - 525 с.

  1. Панов Василий Николаевич. «Первая книга шахматиста». Москва.

«Физкультура и спорт», 1964 г., 304 стр.

  1. Подготовка юных шахматистов I разряда: Программа /Автор-составитель В.

Е. Голенищев- 2-е издание- М.: Советская Россия, 1980. - 112 с., ил.

  1. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  2. Программы для внешкольных учреждений. Спортивные кружки и секции. Москва, «Просвещение», 1986 г.

  3. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей».

  4. Рохлин Яков Герасимович. «Шахматы». Москва. «Физкультура и спорт», 1959 г., 320 стр.

  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2443172.

  6. Свешников Е., Свешников В. Дебютный репертуар для блица. Том 1. Репертуар за чёрных. Издательство «Андрей Ельков». Москва, 2020, 264 с.

  7. Сокольский А.П. Внимание, ловушка! Москва «Физкультура и спорт», 1970 г., 56 стр.

  8. Учебник шахматных окончаний. Все виды эндшпиля. Шахматы от «А» до

«Я». / авт.-сост. Н.М. Калиниченко. - М.: Астрель: АСТ, Владимир: ВКТ, 2009. - 687 с.

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.

№ 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

  1. «Шахматы в школе» (пять лет обучения). Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова. Москва. «Просвещение», 2017.

  2. Школа дебюта. Суэтин А.С.- М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 240с.

  3. Юдович Михаил Михайлович. «Занимательные шахматы». Москва.

«Физкультура и спорт». 1966 г., 176 стр.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!