СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный географ» на базе МКОУ Пугачёвской СОШ 4 год обучения

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы формирование географической культуры мышления, воспитание чувства патриотизма граждан России.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный географ» на базе МКОУ Пугачёвской СОШ 4 год обучения»

Отдел образования, опеки и попечительства администрации

Аннинского района Воронежской области


Муниципальное бюджетное учреждение

Аннинский центр дополнительного образования «РИТМ»


«УТВЕРЖДЕНА»

Протокол педсовета №5

от 24.05.2023 г.

Приказ № 13 от 25.05.2023 г.

по МБУ Аннинскому ЦДО «РИТМ»

Директор______________

С.В. Половица



«СОГЛАСОВАНО»

Директор МКОУ Пугачёвской СОШ______________

И.А. Синельникова













Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный географ»

на базе МКОУ Пугачёвской СОШ

4 год обучения







Возраст: обучающиеся 12 – 14 лет

Срок реализации: 1 год


Программа разработана педагогом

дополнительного образования

МБУ Аннинского ЦДО «РИТМ»

Наумовой Ириной Викторовной в 2023 году







п .г.т. Анна

Пояснительная записка


Рабочая программа «Юный географ» построена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный географ». Содержание программы позволяет познакомить обучающихся с основными источниками географической информации, с закономерностями географических оболочек Земли, с современным обликом планеты, природой и хозяйством России, с современной политической картой мира, с типами стран современного мира, их многообразием и многоликостью.

Освоение разделов программы включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного села, города, края, страны. При изучении данного курса обучающиеся знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «хозяйство», что поможет обучающимся, с одной стороны лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих классах.

Цель: формирование географической культуры мышления, воспитание чувства патриотизма граждан России.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать целостное научное мировоззрение, экологическое мышление и гуманистическую направленность личности обучающихся.

2.Теоретически и практически обучать обучающихся основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.

3. Обучать основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

4. Формировать навыки информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес и мотивацию к обучению и творчеству, опираясь на способности и дарования обучающихся.

  2. Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

  3. Развивать самостоятельность, целеустремленность, умение организовывать свою деятельность.

Воспитательные:

1.Совершенствовать нравственные основы культуры обучающихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.

2. Воспитывать бережное отношение к природе и историческому наследию родного края.

3. Воспитывать чувство ответственности за слова, дела, поступки.

4. Включать учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.


Количество часов – 4 академических часа в неделю (1 занятие 2 ч).

Методы и формы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, туристические походы, виртуальные экскурсии, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия. На занятиях учащиеся знакомятся с новым материалом, интересными фактами, разрабатывают тесты, делают презентации, исследовательские работы. Также при проведении занятий используются такие формы как: беседа, защита проекта, игра, практическое занятие, лекция, творческая мастерская.

Достичь поставленной цели в данном курсе планируется, используя также технологии дистанционного обучения.

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и учителя в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Основные дистанционные образовательные формы реализации программы

• видео- и аудио- уроки, лекции, мастер-классы;

• открытые электронные библиотеки с встроенными инструментами навигации

• вебинары (как разовые тематические мероприятия и как циклы);

• комплексные программы дистанционного образования, выстроенные как сочетание рефлексивных заданий перемежающихся публикаций материалов и учебно-практических либо (например, на цифровой платформе типа Moodle);

• цифровые тренажёры, размещенные в сети Интернет в общем доступе (в том числе, разработанные как увлекательные и привлекательные для детей, подростков и старшеклассников онлайн-игры);

• цифровые тесты, позволяющие школьникам и педагогам осуществлять диагностические процедуры и размещенные в свободном доступе в Интернете на специализированных информационных ресурсах;

• адресные дистанционные консультации со стороны наставников, как с опорой на специально разработанные цифровые платформы, так и с использованием ресурсов существующих социальных сетей, прежде всего, «В Контакте», ввиду ее большой популярности и востребованности у школьников разных возрастов, а также богатству ресурсов, позволяющему снабжать школьников учебными и рефлексивными материалами на различных носителях.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. В результате обучения по данной рабочей программе учащиеся должны усвоить следующие умения и навыки:

-ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;

-применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

-применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

- повысить свой кругозор;

- применять компьютерные технологии в обучении;

-знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своей местности;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

-создание банка исследовательских и проектных работ обучающихся;

-увеличение количества обучающихся, занимающихся исследовательской работой;

-повышение успеваемости и качества знаний, обучающихся по краеведению и по предмету «География» в целом. Привить любовь к предмету.


Учащиеся должны знать:

  • основные теоретические категории, понятия и термины современной географии;

  • географические явления и процессы в геосферах, их изменение в результате деятельности человека;

  • особенности адаптации человека к разным природно-экономическим условиям;

  • географические аспекты взаимоотношения человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

  • численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику, различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;

  • географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по природным, техногенным, экологическим факторам и процессам, уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

  • критерии определения места и перспектив развития стран, регионов разного ранга в мировой экономике и решении современных глобальных проблем человечества в условиях устойчивого развития.

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно анализировать и обобщать фактические данные статистического материала, представленного значительным количеством таблиц, картографических моделей;

  • составлять описание существенных признаков географических объектов, процессов и явлений;

  • выделять причины экономической интеграции и развития мировых экономических связей с использованием разных источников географической информации;

  • рассчитывать и давать оценку ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира;

  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным географическим проблемам территориальной концентрации населения, производства, степени природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • сравнивать, сопоставлять и оценивать возможные последствия динамики численности населения, его половозрастной структуры, развития человеческого капитала, ситуации на рынке труда;

  • обосновывать возможные пути решения проблем развития мирового хозяйства;

  • читать и анализировать тематические географические карты и информацию, необходимую для решения вопросов о структуре отношений в современном обществе.

Личностные результаты:

  • знание общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;

  • осознание личной ответственности за нашу планету.

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

  • обладание основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, иметь опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты:

  • умение работать с разными источниками информации;

  • составлять рассказы, сообщения, рефераты, используя результаты наблюдений, материал дополнительной литературы;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

  • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • определять несколько путей достижения поставленной цели;

  • выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

  • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

  • оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

Познавательные УУД:

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

  • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

  • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • искать и находить обобщенные способы решения задач;

  • анализировать и преобразовывать проблемно- противоречивые ситуации;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем;

  • формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно;

  • ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Коммуникативные УУД:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

  • координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);

  • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;

  • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

  • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

  • точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.


Способы проверки результатов работы:

- участие в олимпиадах, мероприятиях различного уровня;

-выставки;

-фестивали;

-учебно-исследовательские конференции;

-экологические слеты;

-геологические слеты;

-туристические слеты;

-соревнования по спортивному ориентированию.

Изучение программы «Юный географ» завершается итоговой конференцией, на которой проходит защита творческих самостоятельных работ учащихся, оформляется выставка фотографий, рисунков о родном крае.



Календарно – тематический план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Предполагаемая дата


Фактическая дата




1.

Вводное занятие.

1

4.09.23





Тема 1. Мировое хозяйство. 3 часа




2.

Мировое хозяйство, этапы становления.

1

4.09. 23





3.

Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Анализ экономических карт, составление опорных схем.

2

6.09. 23





Тема 2. География основных отраслей производственной и

непроизводственной сфер. 20 часов.




4.

География отраслей: ТЭК мира.

2

11.09. 23





5.

Машиностроение.

2

13.09. 23





6.

Металлургия мира.

2

18.09. 23





7.

Химико-лесной комплекс.

2

20.09. 23





8.

Сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность.

2

25.09. 23





9.

Характеристика отраслей по картам,

4

27.09. 23 02.10. 23





10.

Составление картосхем.

2

04.10. 23






11.

Решение тестовых заданий.

4

09.10. 23

11.10. 23






Тема 3. Мировая торговля. 4 часа.




12.

Мировая торговля. Ведущие страны - экспортеры основных видов продукции. ВТО.

2

16.10. 23





13.

Анализ экономических карт.

2

18.10. 23





Тема 4. Рекреационные ресурсы мира. Мировой туризм. 10 часов.





14.

Рекреационные ресурсы мира. Виды рекреационной деятельности.

2

23.10. 23





15.

Главные рекреационные районы мира их характеристика.

2

25.10. 23





16.

Составление схем, возможных маршрутов туризма.

2

30.10. 23






17.

Нанесение на контурную карту регионов, наиболее благоприятных для отдыха.

2

01.11. 23





18.

Оценка рекреационного потенциала Воронежской области.

2

06.11. 23






Тема 5. Транспорт мира. 6 часов.





19.

Транспорт мира, виды, преимущества и недостатки. Мировые порты, магистрали.


2

08.11. 23






20.

Обозначение на контурной карте мировых портов и магистралей, составление таблиц, картосхем.

2



13.11. 23






21.

Решение тестовых заданий.

2

15.11. 23






Тема 6. Международная специализация отдельных стран. 8 часов.





22.

Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, их участие в международном географическом разделении труда.

2

20.11. 23






23.

Анализ политической карты.


2

22.11. 23






24.

Анализ экономических карт с целью определения специализации разных типов стран.

2

27.11. 23






25.

Решение тестовых заданий.

2

29.11. 23





Тема 7. Геоглобалистика и география. 2 часа.





26.


Понятие о глобальных проблемах человечества. Глобальная география: наука и учебные дисциплины. Классификация глобальных проблем.

2

04.12. 23






Тема 8. Демографическая проблема. 4 часа.





27.


Демографическая проблема и пути ее решения.

2

06.12. 23






28.

Семинар: Демографическая специфика отдельных регионов.

2

11.12. 23






Тема 9. Продовольственная проблема. 4 часа.





29.

Продовольственная проблема, ее географические аспекты и пути решения. Качество питания: нормы и факты. География недоедания. Региональные типы питания. Причины голода.


2


13.12. 23






30.

Пути решения этой проблемы, составление схем, анализ дополнительных источников.


2

18.12. 23






Тема 10. Энергетическая и сырьевая проблемы. 4 часа.





31.


Географические аспекты данных проблем. Обеспеченность нефтью и переход к энергосберегающему типу экономики. Энергетические проблемы России.


2

20.12. 23






32.

Составление таблиц, выявление возможных путей энергетики будущего, обозначение на карте альтернативных источников энергии.

2

25.12. 23






Тема 11. Проблемы Мирового океана. 8 часов.





33.

Проблема использования Мирового океана.

2

27.12. 23





34.

Использование биологических и минеральных ресурсов.

2

10.01.24





35.

Проблема использования энергии океана.

2

15.01. 24






36.

Составление картосхемы загрязненных районов Мирового океана.

2

17.01.24






Тема 12. Север-Юг: проблема отсталости. 4 часов.





37.

Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Корни отсталости. Отсталость и колониализм. Параметры и география отсталости.

2

22.01.24





27.12.16


38.

Анализ политических карт разных времен, составление картосхемы отсталых стран.

2

24.01.24






Тема 13. Этнический кризис. 8 часов.





39.

Глобальный этнический кризис. Конфликтообразующие факторы.

2

29.01.24






40.

Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернации. Экология и этнические распри.

2

31.01.24






41.

Деловая игра: Разработать проект решения данной проблемы.

2

05.02.24






42.

Деловая игра: Разработать проект решения данной проблемы.

2

07.02.24






Тема 14. Проблема разоружения. Очаги нестабильности и

проблема беженцев. 4 часа.





43.

Проблема разоружения. Очаги нестабильности и проблема беженцев.

2

12.02.24






44.

Составление картосхемы, определение причин возникновения данных проблем.

2


14.02.24






Тема 15. Современные географические проблемы развития России. 4 часа.





45.

Геополитическое и геоэкономическое положение России. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития страны.

2

19.02.24





46.

Учебное моделирование развития и размещения населения и хозяйства России в будущем.

2

21.02.24






Тема 16. Медицинская география. 16 часов.





47.


Что такое медицинская география? Этапы развития, методы медико-географических исследований.

2

26.02.24






48.


Факторы здоровья. Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами.

2

28.02.24






49


Лечебные ресурсы.

2

04.03.24






50.


Нозогеография (география болезней своей местности).

2

06.03.24






51.

Семинар: Оценка территории России по степени благоприятности для туризма и отдыха.

2

11.03.24






52.


Составление классификации болезней.

2

13.03.24






53.

Адаптация и акклиматизация.

2

18.03.24






54.

Фитотерапия.

2

20.03.24






Тема 17. Топографическая игра. 4 часа.





55.

«Знатоки идут по следу» - обобщающее практическое занятие.

4

25.03.24

27.03.24





Тема 18. Тестирование. 6 часов.





56.


Итоговые тесты.

4

01.04.24

03.04.24





57.

Решение олимпиадных работ.

2

08.04.24






Исследовательская деятельность. 24 часов.





58.

Создание мини-проекта «Предприятия города и их продукция».

6

10.04.24

15.04.24

17.04.24






59.

Способы переработки вторсырья: «Отходам - вторую жизнь»

4

22.04.24

24.04.24






60.

Внутренние воды п.г.т. Анна,

п. Пугачевский. Создание мини-проекта «Капелька».

6

27.04.24

06.05.24

08.05.24






61.

Изучение типов почв пришкольного участка.

Создание проекта «загрязнение почвы пришкольного участка выхлопными газами автомобилей».

4

13.05.24

15.05.24






62.

Учебные заведения города - мини-проект «История школы в лицах»

6

20.05.24

22.05.24

27.05.24





63.

Подведение итогов за год.

2

29.05.24






Итого:

148







Методическое обеспечение программы


п\п

Тема, разделы тем

Формы, приёмы, методы

Дидактическое и техническое оснащение

Форма подведения итогов

1.

Мировое хозяйство.

Беседа, практическое занятие

Тематические карты, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам.


Индивидуальный или фронтальный устный опрос; само-, взаимопроверка; тестирование, географический диктант

2.

География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Работа в группах с учебной литературой и Интернет-ресурсами

Компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты

Проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады.

3.

Мировая торговля.

Работа в группах с учебными картами и Интернет-ресурсами

Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты

Индивидуальный или фронтальный устный опрос

4.

Рекреационные ресурсы мира. Мировой туризм.


Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы.

Компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты, инструкционные карты

Индивидуальный или фронтальный устный опрос, проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады.

5.

Транспорт мира.

Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы.

Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты

Индивидуальный или фронтальный устный опрос; само-, взаимопроверка; тестирование, географический диктант.

6.

Международная специализация отдельных стран.


Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы.

Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты, инструкционные карты

Устный опрос; само-, взаимопроверка; тестирование, географический диктант

7.

Геоглобалистика и география.

Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы.

Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты

Устный опрос; само-, взаимопроверка; тестирование, географический диктант

8.

Демографическая проблема.


Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы.

Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты

Проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады.

9.

Продовольственная проблема.


Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы.

Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты

Проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады.

10.

Энергетическая и сырьевая проблемы.


Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы.

Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты

Проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады.

11.

Проблемы Мирового океана.

Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы.

Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты

Отчёт групп по практической работе

12.

Север-Юг: проблема отсталости.

Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы.

Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты

Проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады.

13.

Этнический кризис.

Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы.

Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты

Проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады.

14.

Проблема разоружения. Очаги нестабильности и проблема беженцев.

Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы, семинар.

Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты

Проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады.

15.

Современные географические проблемы развития России.

Рассказ учителя, работа в группах с цифровыми образовательными ресурсами.

Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты

Проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады.

16.

Медицинская география.


Работа в группах с учебной литературой и Интернет-ресурсами. Индивидуальные практические работы.

Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты

Проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады.

17.

«Знатоки идут по следу», топографическая игра.

занятие-игра

Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты

практическое занятие

18.

Тестирование.

практическое занятие

Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты

Тестирование

19.

Исследовательская деятельность.

защита проектов

Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты

Отчёт групп по практической работе

20.

Итоговое занятие.

Индивидуальные практические работы.


Тестирование



Список литературы для педагога


1. Белан Л.Н., Бабаева С.Ф. Определитель минералов и горных пород: Методическое руководство. - Уфа, РИО БашГУ, 2003.

2. Воробцова Т.Н. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской и др. «География материков и океанов». - Волгоград, 2002.

3. Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б.. Учебное электронное издание. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны. Республиканский мультимедиа центр, 2001.

4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

5. Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.

6. Игры в походе, на местности. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова. Москва, «Глобус», 2009г.

7. Интегрированный урок «В гостях у хозяйки медной горы», География. Уроки-игры в средней школе. Составитель Н.В. Болотникова. Волгоград, 2004г.

8. Кошевой В. А., Лобжанидзе А. А. География. Земля. Учебник для 6 класса. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002.

9. Петрова Н.Н.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс». Республиканский мультимедиа центр, 2001.

10. Сиротин В. И. Программно – методические материалы. География 6-9 классы. М.: Дрофа,2001.

11. Черемсин П. А. Виды современного туризма./География в школе, №6,2003г.

12. Интернет.


Список литературы для обучающихся и родителей


1. Кучер Т.В., Колпащикова И.Ф. Медицинская география: учебник для 10-

11 кл. профил. шк. – М.: Просвещение, 1996.

2. Лавров С.В., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. – М.: Дрофа, 1998.

3. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: пособие

для учащихся 7-11 классов – М.: Мнемозина, 1998.

4. Герасимова Т.П., Мясникова С.В. Общая география: учебник для 10 кл. –

СПб.: СпецЛит., 2001.

5. Берлянт А.М. Физическая география: справочные материалы. М.:

Прсвещение, 1995.

6. Низовский А.Ю. Величайшие чудеса света. Энциклопедический

справочник. М.: Вече, 2007.

7. Лубченков Ю.Н. Города России. М., Белый город, 2005.

8. Энциклопедия для детей. Т.3. География. М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.

9. Большая книга знаний. Страны и народы. – М.: «Астрель», АСТ, 2001.

10. Интернет ресурсы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!