Отдел образования, опеки и попечительства администрации
Аннинского района Воронежской области
Муниципальное бюджетное учреждение
Аннинский центр дополнительного образования «РИТМ»
«УТВЕРЖДЕНА»
Протокол педсовета №5
от 24.05.2023 г.
Приказ № 13 от 25.05.2023 г.
по МБУ Аннинскому ЦДО «РИТМ»
Директор______________
С.В. Половица
«СОГЛАСОВАНО»
Директор МКОУ Пугачёвской СОШ______________
И.А. Синельникова
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный географ»
на базе МКОУ Пугачёвской СОШ
4 год обучения
Возраст: обучающиеся 12 – 14 лет
Срок реализации: 1 год
Программа разработана педагогом
дополнительного образования
МБУ Аннинского ЦДО «РИТМ»
Наумовой Ириной Викторовной в 2023 году
п .г.т. Анна
Пояснительная записка
Рабочая программа «Юный географ» построена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный географ». Содержание программы позволяет познакомить обучающихся с основными источниками географической информации, с закономерностями географических оболочек Земли, с современным обликом планеты, природой и хозяйством России, с современной политической картой мира, с типами стран современного мира, их многообразием и многоликостью.
Освоение разделов программы включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного села, города, края, страны. При изучении данного курса обучающиеся знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «хозяйство», что поможет обучающимся, с одной стороны лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих классах.
Цель: формирование географической культуры мышления, воспитание чувства патриотизма граждан России.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать целостное научное мировоззрение, экологическое мышление и гуманистическую направленность личности обучающихся.
2.Теоретически и практически обучать обучающихся основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
3. Обучать основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
4. Формировать навыки информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес и мотивацию к обучению и творчеству, опираясь на способности и дарования обучающихся.
Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Развивать самостоятельность, целеустремленность, умение организовывать свою деятельность.
Воспитательные:
1.Совершенствовать нравственные основы культуры обучающихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.
2. Воспитывать бережное отношение к природе и историческому наследию родного края.
3. Воспитывать чувство ответственности за слова, дела, поступки.
4. Включать учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.
Количество часов – 4 академических часа в неделю (1 занятие 2 ч).
Методы и формы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, туристические походы, виртуальные экскурсии, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия. На занятиях учащиеся знакомятся с новым материалом, интересными фактами, разрабатывают тесты, делают презентации, исследовательские работы. Также при проведении занятий используются такие формы как: беседа, защита проекта, игра, практическое занятие, лекция, творческая мастерская.
Достичь поставленной цели в данном курсе планируется, используя также технологии дистанционного обучения.
Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и учителя в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Основные дистанционные образовательные формы реализации программы
• видео- и аудио- уроки, лекции, мастер-классы;
• открытые электронные библиотеки с встроенными инструментами навигации
• вебинары (как разовые тематические мероприятия и как циклы);
• комплексные программы дистанционного образования, выстроенные как сочетание рефлексивных заданий перемежающихся публикаций материалов и учебно-практических либо (например, на цифровой платформе типа Moodle);
• цифровые тренажёры, размещенные в сети Интернет в общем доступе (в том числе, разработанные как увлекательные и привлекательные для детей, подростков и старшеклассников онлайн-игры);
• цифровые тесты, позволяющие школьникам и педагогам осуществлять диагностические процедуры и размещенные в свободном доступе в Интернете на специализированных информационных ресурсах;
• адресные дистанционные консультации со стороны наставников, как с опорой на специально разработанные цифровые платформы, так и с использованием ресурсов существующих социальных сетей, прежде всего, «В Контакте», ввиду ее большой популярности и востребованности у школьников разных возрастов, а также богатству ресурсов, позволяющему снабжать школьников учебными и рефлексивными материалами на различных носителях.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. В результате обучения по данной рабочей программе учащиеся должны усвоить следующие умения и навыки:
-ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;
-применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
-применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
- повысить свой кругозор;
- применять компьютерные технологии в обучении;
-знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своей местности;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
-создание банка исследовательских и проектных работ обучающихся;
-увеличение количества обучающихся, занимающихся исследовательской работой;
-повышение успеваемости и качества знаний, обучающихся по краеведению и по предмету «География» в целом. Привить любовь к предмету.
Учащиеся должны знать:
основные теоретические категории, понятия и термины современной географии;
географические явления и процессы в геосферах, их изменение в результате деятельности человека;
особенности адаптации человека к разным природно-экономическим условиям;
географические аспекты взаимоотношения человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику, различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;
географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по природным, техногенным, экологическим факторам и процессам, уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
критерии определения места и перспектив развития стран, регионов разного ранга в мировой экономике и решении современных глобальных проблем человечества в условиях устойчивого развития.
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно анализировать и обобщать фактические данные статистического материала, представленного значительным количеством таблиц, картографических моделей;
составлять описание существенных признаков географических объектов, процессов и явлений;
выделять причины экономической интеграции и развития мировых экономических связей с использованием разных источников географической информации;
рассчитывать и давать оценку ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным географическим проблемам территориальной концентрации населения, производства, степени природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
сравнивать, сопоставлять и оценивать возможные последствия динамики численности населения, его половозрастной структуры, развития человеческого капитала, ситуации на рынке труда;
обосновывать возможные пути решения проблем развития мирового хозяйства;
читать и анализировать тематические географические карты и информацию, необходимую для решения вопросов о структуре отношений в современном обществе.
Личностные результаты:
знание общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;
осознание личной ответственности за нашу планету.
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
обладание основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, иметь опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
умение работать с разными источниками информации;
составлять рассказы, сообщения, рефераты, используя результаты наблюдений, материал дополнительной литературы;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУД:
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
определять несколько путей достижения поставленной цели;
выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные УУД:
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
искать и находить обобщенные способы решения задач;
анализировать и преобразовывать проблемно- противоречивые ситуации;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем;
формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно;
ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные УУД:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Способы проверки результатов работы:
- участие в олимпиадах, мероприятиях различного уровня;
-выставки;
-фестивали;
-учебно-исследовательские конференции;
-экологические слеты;
-геологические слеты;
-туристические слеты;
-соревнования по спортивному ориентированию.
Изучение программы «Юный географ» завершается итоговой конференцией, на которой проходит защита творческих самостоятельных работ учащихся, оформляется выставка фотографий, рисунков о родном крае.
Календарно – тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Предполагаемая дата | Фактическая дата | | | |
1. | Вводное занятие. | 1 | 4.09.23 | | | | |
Тема 1. Мировое хозяйство. 3 часа | | | |
2. | Мировое хозяйство, этапы становления. | 1 | 4.09. 23 | | | | |
3. | Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Анализ экономических карт, составление опорных схем. | 2 | 6.09. 23 | | | | |
Тема 2. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. 20 часов. | | | |
4. | География отраслей: ТЭК мира. | 2 | 11.09. 23 | | | | |
5. | Машиностроение. | 2 | 13.09. 23 | | | | |
6. | Металлургия мира. | 2 | 18.09. 23 | | | | |
7. | Химико-лесной комплекс. | 2 | 20.09. 23 | | | | |
8. | Сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность. | 2 | 25.09. 23 | | | | |
9. | Характеристика отраслей по картам, | 4 | 27.09. 23 02.10. 23 | | | | |
10. | Составление картосхем. | 2 | 04.10. 23 | | | | |
11. | Решение тестовых заданий. | 4 | 09.10. 23 11.10. 23 | | | | |
Тема 3. Мировая торговля. 4 часа. | | | |
12. | Мировая торговля. Ведущие страны - экспортеры основных видов продукции. ВТО. | 2 | 16.10. 23 | | | | |
13. | Анализ экономических карт. | 2 | 18.10. 23 | | | | |
Тема 4. Рекреационные ресурсы мира. Мировой туризм. 10 часов. | | | |
14. | Рекреационные ресурсы мира. Виды рекреационной деятельности. | 2 | 23.10. 23 | | | | |
15. | Главные рекреационные районы мира их характеристика. | 2 | 25.10. 23 | | | | |
16. | Составление схем, возможных маршрутов туризма. | 2 | 30.10. 23 | | | | |
17. | Нанесение на контурную карту регионов, наиболее благоприятных для отдыха. | 2 | 01.11. 23 | | | | |
18. | Оценка рекреационного потенциала Воронежской области. | 2 | 06.11. 23 | | | | |
Тема 5. Транспорт мира. 6 часов. | | | |
19. | Транспорт мира, виды, преимущества и недостатки. Мировые порты, магистрали. | 2 | 08.11. 23 | | | | |
20. | Обозначение на контурной карте мировых портов и магистралей, составление таблиц, картосхем. | 2 | 13.11. 23 | | | | |
21. | Решение тестовых заданий. | 2 | 15.11. 23 | | | | |
Тема 6. Международная специализация отдельных стран. 8 часов. | | | |
22. | Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, их участие в международном географическом разделении труда. | 2 | 20.11. 23 | | | | |
23. | Анализ политической карты. | 2 | 22.11. 23 | | | | |
24. | Анализ экономических карт с целью определения специализации разных типов стран. | 2 | 27.11. 23 | | | | |
25. | Решение тестовых заданий. | 2 | 29.11. 23 | | | | |
Тема 7. Геоглобалистика и география. 2 часа. | | | |
26. | Понятие о глобальных проблемах человечества. Глобальная география: наука и учебные дисциплины. Классификация глобальных проблем. | 2 | 04.12. 23 | | | | |
Тема 8. Демографическая проблема. 4 часа. | | | |
27. | Демографическая проблема и пути ее решения. | 2 | 06.12. 23 | | | | |
28. | Семинар: Демографическая специфика отдельных регионов. | 2 | 11.12. 23 | | | | |
Тема 9. Продовольственная проблема. 4 часа. | | | |
29. | Продовольственная проблема, ее географические аспекты и пути решения. Качество питания: нормы и факты. География недоедания. Региональные типы питания. Причины голода. | 2 | 13.12. 23 | | | | |
30. | Пути решения этой проблемы, составление схем, анализ дополнительных источников. | 2 | 18.12. 23 | | | | |
Тема 10. Энергетическая и сырьевая проблемы. 4 часа. | | | |
31. | Географические аспекты данных проблем. Обеспеченность нефтью и переход к энергосберегающему типу экономики. Энергетические проблемы России. | 2 | 20.12. 23 | | | | |
32. | Составление таблиц, выявление возможных путей энергетики будущего, обозначение на карте альтернативных источников энергии. | 2 | 25.12. 23 | | | | |
Тема 11. Проблемы Мирового океана. 8 часов. | | | |
33. | Проблема использования Мирового океана. | 2 | 27.12. 23 | | | | |
34. | Использование биологических и минеральных ресурсов. | 2 | 10.01.24 | | | | |
35. | Проблема использования энергии океана. | 2 | 15.01. 24 | | | | |
36. | Составление картосхемы загрязненных районов Мирового океана. | 2 | 17.01.24 | | | | |
Тема 12. Север-Юг: проблема отсталости. 4 часов. | | | |
37. | Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Корни отсталости. Отсталость и колониализм. Параметры и география отсталости. | 2 | 22.01.24 | | | | 27.12.16 |
38. | Анализ политических карт разных времен, составление картосхемы отсталых стран. | 2 | 24.01.24 | | | | |
Тема 13. Этнический кризис. 8 часов. | | | |
39. | Глобальный этнический кризис. Конфликтообразующие факторы. | 2 | 29.01.24 | | | | |
40. | Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернации. Экология и этнические распри. | 2 | 31.01.24 | | | | |
41. | Деловая игра: Разработать проект решения данной проблемы. | 2 | 05.02.24 | | | | |
42. | Деловая игра: Разработать проект решения данной проблемы. | 2 | 07.02.24 | | | | |
Тема 14. Проблема разоружения. Очаги нестабильности и проблема беженцев. 4 часа. | | | |
43. | Проблема разоружения. Очаги нестабильности и проблема беженцев. | 2 | 12.02.24 | | | | |
44. | Составление картосхемы, определение причин возникновения данных проблем. | 2 | 14.02.24 | | | | |
Тема 15. Современные географические проблемы развития России. 4 часа. | | | |
45. | Геополитическое и геоэкономическое положение России. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития страны. | 2 | 19.02.24 | | | | |
46. | Учебное моделирование развития и размещения населения и хозяйства России в будущем. | 2 | 21.02.24 | | | | |
Тема 16. Медицинская география. 16 часов. | | | |
47. | Что такое медицинская география? Этапы развития, методы медико-географических исследований. | 2 | 26.02.24 | | | | |
48. | Факторы здоровья. Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами. | 2 | 28.02.24 | | | | |
49 | Лечебные ресурсы. | 2 | 04.03.24 | | | | |
50. | Нозогеография (география болезней своей местности). | 2 | 06.03.24 | | | | |
51. | Семинар: Оценка территории России по степени благоприятности для туризма и отдыха. | 2 | 11.03.24 | | | | |
52. | Составление классификации болезней. | 2 | 13.03.24 | | | | |
53. | Адаптация и акклиматизация. | 2 | 18.03.24 | | | | |
54. | Фитотерапия. | 2 | 20.03.24 | | | | |
Тема 17. Топографическая игра. 4 часа. | | | |
55. | «Знатоки идут по следу» - обобщающее практическое занятие. | 4 | 25.03.24 27.03.24 | | | | |
Тема 18. Тестирование. 6 часов. | | | |
56. | Итоговые тесты. | 4 | 01.04.24 03.04.24 | | | | |
57. | Решение олимпиадных работ. | 2 | 08.04.24 | | | | |
Исследовательская деятельность. 24 часов. | | | |
58. | Создание мини-проекта «Предприятия города и их продукция». | 6 | 10.04.24 15.04.24 17.04.24 | | | | |
59. | Способы переработки вторсырья: «Отходам - вторую жизнь» | 4 | 22.04.24 24.04.24 | | | | |
60. | Внутренние воды п.г.т. Анна, п. Пугачевский. Создание мини-проекта «Капелька». | 6 | 27.04.24 06.05.24 08.05.24 | | | | |
61. | Изучение типов почв пришкольного участка. Создание проекта «загрязнение почвы пришкольного участка выхлопными газами автомобилей». | 4 | 13.05.24 15.05.24 | | | | |
62. | Учебные заведения города - мини-проект «История школы в лицах» | 6 | 20.05.24 22.05.24 27.05.24 | | | | |
63. | Подведение итогов за год. | 2 | 29.05.24 | | | | |
| Итого: | 148 | | | | | |
Методическое обеспечение программы
№ п\п | Тема, разделы тем | Формы, приёмы, методы | Дидактическое и техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1. | Мировое хозяйство. | Беседа, практическое занятие | Тематические карты, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам. | Индивидуальный или фронтальный устный опрос; само-, взаимопроверка; тестирование, географический диктант |
2. | География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. | Работа в группах с учебной литературой и Интернет-ресурсами | Компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты | Проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады. |
3. | Мировая торговля. | Работа в группах с учебными картами и Интернет-ресурсами | Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты | Индивидуальный или фронтальный устный опрос |
4. | Рекреационные ресурсы мира. Мировой туризм. | Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы. | Компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты, инструкционные карты | Индивидуальный или фронтальный устный опрос, проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады. |
5. | Транспорт мира. | Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы. | Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты | Индивидуальный или фронтальный устный опрос; само-, взаимопроверка; тестирование, географический диктант. |
6. | Международная специализация отдельных стран. | Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы. | Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты, инструкционные карты | Устный опрос; само-, взаимопроверка; тестирование, географический диктант |
7. | Геоглобалистика и география. | Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы. | Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты | Устный опрос; само-, взаимопроверка; тестирование, географический диктант |
8. | Демографическая проблема. | Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы. | Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты | Проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады. |
9. | Продовольственная проблема. | Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы. | Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты | Проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады. |
10. | Энергетическая и сырьевая проблемы. | Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы. | Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты | Проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады. |
11. | Проблемы Мирового океана. | Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы. | Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты | Отчёт групп по практической работе |
12. | Север-Юг: проблема отсталости. | Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы. | Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты | Проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады. |
13. | Этнический кризис. | Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы. | Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты | Проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады. |
14. | Проблема разоружения. Очаги нестабильности и проблема беженцев. | Устное изложение, показ видеоматериалов, практические работы, семинар. | Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты | Проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады. |
15. | Современные географические проблемы развития России. | Рассказ учителя, работа в группах с цифровыми образовательными ресурсами. | Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты | Проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады. |
16. | Медицинская география. | Работа в группах с учебной литературой и Интернет-ресурсами. Индивидуальные практические работы. | Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты | Проекты, тестирование, викторины, сообщения, доклады. |
17. | «Знатоки идут по следу», топографическая игра. | занятие-игра | Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты | практическое занятие |
18. | Тестирование. | практическое занятие | Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты | Тестирование |
19. | Исследовательская деятельность. | защита проектов | Презентации, компьютер с доступом к Интернет –ресурсам, тематические карты | Отчёт групп по практической работе |
20. | Итоговое занятие. | Индивидуальные практические работы. | | Тестирование |
Список литературы для педагога
1. Белан Л.Н., Бабаева С.Ф. Определитель минералов и горных пород: Методическое руководство. - Уфа, РИО БашГУ, 2003.
2. Воробцова Т.Н. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской и др. «География материков и океанов». - Волгоград, 2002.
3. Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б.. Учебное электронное издание. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны. Республиканский мультимедиа центр, 2001.
4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
5. Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.
6. Игры в походе, на местности. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова. Москва, «Глобус», 2009г.
7. Интегрированный урок «В гостях у хозяйки медной горы», География. Уроки-игры в средней школе. Составитель Н.В. Болотникова. Волгоград, 2004г.
8. Кошевой В. А., Лобжанидзе А. А. География. Земля. Учебник для 6 класса. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
9. Петрова Н.Н.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс». Республиканский мультимедиа центр, 2001.
10. Сиротин В. И. Программно – методические материалы. География 6-9 классы. М.: Дрофа,2001.
11. Черемсин П. А. Виды современного туризма./География в школе, №6,2003г.
12. Интернет.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Кучер Т.В., Колпащикова И.Ф. Медицинская география: учебник для 10-
11 кл. профил. шк. – М.: Просвещение, 1996.
2. Лавров С.В., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. – М.: Дрофа, 1998.
3. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: пособие
для учащихся 7-11 классов – М.: Мнемозина, 1998.
4. Герасимова Т.П., Мясникова С.В. Общая география: учебник для 10 кл. –
СПб.: СпецЛит., 2001.
5. Берлянт А.М. Физическая география: справочные материалы. М.:
Прсвещение, 1995.
6. Низовский А.Ю. Величайшие чудеса света. Энциклопедический
справочник. М.: Вече, 2007.
7. Лубченков Ю.Н. Города России. М., Белый город, 2005.
8. Энциклопедия для детей. Т.3. География. М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.
9. Большая книга знаний. Страны и народы. – М.: «Астрель», АСТ, 2001.
10. Интернет ресурсы.