СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "История" 6 класс (2021-2022 уч.год)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "История" 6 класс (2021-2022 уч.год)»

  1. Личностные результаты

6 класс

  1. Создание историко-географического образа, включающего представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества;

  2. Формирование образа социально-политического устройства России, представления о ее государственной организации, символике, знание государственных праздников;

  3. Уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

  4. Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

2. Метапредметные результаты

Познавательные результаты

  1. Выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  2. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  3. Овладеть навыками смыслового чтения как способа осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

  4. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

  5. Определение основной и второстепенной информации;

  6. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи;

7. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Регулятивные результаты

  1. Принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения)

  2. Умение планировать пути достижения намеченных целей;

  3. Умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи;

  4. Умение обнаружить отклонение от эталонного образца и внести соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи;

  5. Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Коммуникативные результаты

  1. Понимать возможности различных точек зрения, которые не совпадают с собственной;

  2. Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции);

  3. Определять цели и функции участников, способы их взаимодействия;

  4. Планировать общие способы работы группы;

  5. Обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  6. Уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.

Предметные результаты

Код раз-дела

Код контролируемого элемента

Планируемые результаты (предметные) по учебному предмету «История»


класс

Код контролируемого умения

Проверяемые умения

(конкретизация с учетом программы по предмету и содержания учебников …..)

История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.)



Ученик научится




2

2.1

-Локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

6


2.1.6.1

- указывает даты событий, определяет их принадлежность к веку, историческому периоду;

2.1.6.2

- устанавливает последовательность и длительность исторических событий;

2.1.6.3.

- объясняет, на какие этапы делится отечественная и всеобщая история Средних веков;

2.1.6.4.

- соотносит во времени однородные события и процессы отечественной и всеобщей истории

2.2.

-использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

6

2.2.6.1

- Находит и показывает на карте исторические объекты, места событий и д.р., используя систему условных обозначений легенды;

2.2.6.2

- прослеживает маршруты масштабных передвижений людей в различных регионах;

2.2.6.3

-выявляет на исторической карте изменения, происходящие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов

2.3.

-проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

6

2.3.6.1

- находит в тексте ключевые слова, имена, названия, даты и т.д., в изображении (материальном памятнике) ключевые символы, образы;

2.3.6.2.

- определяет смысл (главную идею) высказывания, изображения;

2.3.6.3.

- объясняет назначение источника;

2.3.6.4.

- соотносит информацию отдельного источника с контекстными знаниями

2.4.

-составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

6

2.4.6.1

-осуществляет отбор необходимой (ключевой) информации из текстов и иллюстраций учебника;

2.4.6.2

- составляет логически выстроенное описание, рассказ;

2.4.6.3

-формулирует заключение, выводы

2.5.

-раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

6

2.5.6.1.


-выделяет главные признаки исторических явлений, событий;


2.5.6.2.

- конкретизирует содержание общих понятий применительно к данной эпохе, исторической общности (на примерах событий, ситуаций, действий людей и т.д.);


2.5.6.3.

-выявляет изменения в экономическом развитии Руси и других стран в отдельные периоды Средневековья


2.6.

-объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

6

2.6.6.1

-находит (в учебнике и других источниках) и излагает суждения о причинах и следствиях исторических событий;

2.6.6.2

- соотносит объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах

2.7.

-сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

6


2.7.6.1

-выделяет черты сходства и различий в исторических ситуациях, событиях и процессах;

2.7.6.2.

- выявлять общие черты и особенности развития отдельных стран

2.8.

-давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

6

2.8.6.1.

-излагает оценки значения событий и личностей, приводимые в учебной литературе;

2.8.6.2

-высказывает и мотивирует свои оценочные суждения

2


Ученик получит возможность научится




2.9.

- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

6

2.9.6.1.

– синхронизировать события истории Средних веков, происходившие в разных странах в одно и то же время;

2.9.6.2.

- сформировать восприятие древнерусской истории как общей истории предков русских, украинцев и белорусов;

2.9.6.3.

- выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов;

2.9.6.4.

– классифицировать факты Средневековья по различным признакам


2.10.

- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

6

2.10.6.1.

– составлять исторический портрет деятелей средневековья на основе источников и представлять информацию в форме доклада;


2.10.6.2.

– анализировать исторический источник.


2.11.

- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

6

2.11.6.1.

– систематизировать знания о средневековой культуре Руси и других стран;


Содержание

История средних веков

Средние века: понятие и хронологические рамки.

Раннее Средневековье

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.

Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Зрелое Средневековье

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.

Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.

Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.

Введение. От Древней Руси к Российскому государству.

Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

Восточная Европа в середине I тыс. н. э.

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Русь в X – первой половине XII в.

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русь в середине XII – начале XIII в.

Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Русские земли в середине XIII - XIV в.

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»).

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.

Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.

Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Формирование единого Русского государства в XV веке

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Региональный компонент

Наш регион в древности и средневековье.

Историческое и культурное наследие Средневековья.

п/п

Раздел

Кол-во часов

1.

История средних веков

2

2.

Раннее Средневековье

9

3.

Зрелое Средневековье

16

4.

Страны Востока в Средние века

2

5.

Государства доколумбовой Америки

1

6.

Введение

1

7.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

8.

Русь в X – первой половине XII в.

11

9.

Русь в середине XII – начале XIII в.

5

10.

Русские земли в середине XIII - XIV в.

10

11.

Формирование единого Русского государства в XV веке

8


Тематическое планирование курса истории 6 класс

№ п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во часов


История средних веков

1

1-2.

Что изучает история Средних веков

2


Раннее Средневековье

9

3.

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках.

1

4.

Христианская церковь в раннее Средневековье.

1

5.

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

6.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках.

1

7.

Англия в раннее Средневековье.

1

8

Византия -государственное устройство и культура.


1

9.

Образование славянских государств


1

10.

Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата


1

11.

Контрольная работа по разделу «Раннее Средневековье»

1


Зрелое Средневековье

16

12.

Средневековая деревня и ее обитатели.


1

13.

В рыцарском замке.

1

14

Средневековый город.

1

15

Горожане и их образ жизни.

1

16

Католическая церковь в Средние века.

1

17

Крестовые походы.

1

18

Объединение Франции.

1

19

Что англичане считают началом своих

свобод .

1

20

Столетняя война.

1

21

Усиление королевской власти во Франции и Англии

1

22

Реконкиста.

1

23

Усиление власти князей Германии. Расцвет итальянских городов.

1

24

Гуситское движение в Чехии.

1

25

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

26

Образование и философия, литература, искусство.

1

27

Культура Раннего Возрождения.

Научные открытия и изобретения.

1


Страны Востока в Средние века

2

28-29

Народы Азии и Африки, Америки в Средние века.

2


Государства доколумбовой Америки

1

30

Контрольная работа по разделу: «Зрелое Средневековье»

1



Введение

1

31

Наша Родина – Россия.

1


Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

32


Древние люди и их стоянки на территории современной России.

1

33


Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

3

Образование первых государств.

1

35

Восточные славяне и их соседи

1

36

Когда грифон парил над миром (НСО)

1


Русь в X – первой половине XII в.

11

37

Первые известия о Руси

1

38-39

Становление Древнерусского государства

1

40

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

1

41

Русское государство при Ярославе Мудром

1

42

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

1

43

Общественный строй и церковная организация на Руси.

1

44

Культурное пространство Европы и культура Руси

1

45

Повседневная жизнь населения

1

46

Железные волки тайги и степей (НСО)

1

47

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Русь в IX – первой половине XII века»

1


Русь в середине ХII — начале XIII в.

5

48

Политическая раздробленность на Руси

1

49

Владимиро-Суздальское княжество.

1

50

Новгородская республика

1

51

Южные и юго-западные русские княжества

1

52

Контрольная работа по разделу «Русь в IX – XIII веках»

1


Русские земли в середине XIII — XIV в.

10

53


Монгольская империя и изменение политической карты мира

1

54

Батыево нашествие на Русь.

1

55

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

56

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

1

57

Литовское государство и Русь

1

58

Усиление Московского княжества

1

59

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1

60

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII -XIV вв.

1

61

У границ кочевых империй (НСО)

1

62

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Русские земли в середине XIII – XIV веках»

1


Формирование единого Русского государства

8

63

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века.

1

64

Московское княжество в первой половине XV вв.

1

65

Распад Золотой Орды и его последствия

1

66

Московское государство и его соседи во второй половине XV века.

1

67

Русская православная церковь и государство XV – начале XVI вв. Человек в Российском государстве второй пол. XV в.

1

68

Итоговая контрольная работа

1

69

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1

70

Итоговое повторение по курсу

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!