СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Истоки"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Истоки"»


Пояснительная записка

Дополнительная общеинтелектуальная программа по курсу «Истоки» разработана на основе:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, 28);

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785);

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОО (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, в редакции Изменений №1, от 29.06.2011 №85, в редакции Изменений №2, от 25.12.2013 №72 (СанПиН 2.4.2.2821-10);

  • Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы”

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN978-5-09-022138-2

  • Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

  • Положение о рабочей программе МКОУ «Преображенская СШ».

Структура и содержание образовательных программ строятся таким образом, чтобы учитывать вариативную составляющую стандарта. Одно из возможных направлений педагогических инноваций – краеведческая и поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика».

Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.

Уникальная   среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации, расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума.

Современному обществу нужен не просто грамотный исполнитель, а человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, умеющий принимать верные решения, стремящийся к совершенству.

Насущным требованием становится утверждение в сознании обучающихся необходимости гармонии личных и общественных отношений, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к духовно-культурным ценностям и традициям, причастности к общечеловеческим проблемам. Осмысление этих требований, анализ результатов учебно-воспитательного процесса позволяют определить цель школы и выбрать правильное направление в ее развитии, установить стратегический и технологический уровни развития школы, а также уровень личностных контактов с учетом требований германизации образовательного процесса.

Одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективных средств обучения и воспитания подрастающего поколения является школьный музей. Школьный музей – это, по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства ребенка.

Ключевой идеей является создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в поликультурном обществе личности через технологию «музейная педагогика». Школьный музей поможет оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы, способствует сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, учит навыкам участия в диалоге культур.

Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, посёлка, школы, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России.

Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего посёлка, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.


Курс дополнительного образования «Истоки» направлен на достижение следующей цели: формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.


Задачи:

  • Вовлечение обучающихся в организацию поисково-исследовательской работы.

  • Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.

  • Формирование навыков работы с архивными документами.

  • Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.

  • Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.

  • Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления, собранного материал.

Актуальность патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.

Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.

Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

При составлении программы курса учитывались такие моменты, как:

  • направленность основной образовательной программы общего образования на формирование личности каждого школьника, владеющей творческими компетенциями, способной к успешной интеграции в современном обществе и к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции,

  • требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования,

  • системно – деятельности подход как методологическая основа ФГОС,

  • положение о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности,

  • принципы: любой обучающийся должен хотя бы в общих чертах знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно - уравнительской и просветительской работы, иметь целостное представление картины мира, максимальную ориентацию на творческое начало в любом виде деятельности, умения применять полученные знания на практике,

  • четкое осознание позиции актуализации школьного музея как открытой системы, его специфики, связанной с тем, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются:

  • во-первых, степенью включенности в его работу обучающихся,

  • во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всеми участниками образовательного процесса.


Место программы в учебном плане.

Данная программа является модифицированной и авторской. Часть программы составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» /В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др./: под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2014. / по музейному делу, другая часть - авторская разработка.

Программа носит научно-познавательный характер и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с обучающимися от 14 до 17 лет. Рассчитана на 102 часа, 3 раза в неделю, 45 минут.

Данный курс предполагает, как теоретические, так и практические занятия в течение пяти лет, которые включают тематические и обзорные экскурсии по экспозициям школьного музея, организацию и проведение внеклассных мероприятий на базе школьного музея.

Программа включает в себя проведение индивидуальных и групповых занятий по организации поисковой работы, исследовательской деятельности, оформлению и представлению ее результатов.


Методы и формы работы:

На занятиях используются методы:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа).

  • Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).

  • Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).

  • Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).

  • Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).

  • Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).

  • Эвристические (методика ТРИЗ)

Формы организации деятельности: коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия

  • Беседа

  • Сообщения

  • Встречи с интересными людьми

  • Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Практические занятия

  • Творческие конкурсы

  • Выставки декоративно-прикладного искусства

  • Коллективные творческие дела

  • Соревнования

  • Творческие проекты, презентации.

Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).

В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья).

Формы аттестации.

Предусмотрены следующие формы аттестации по разделам учебного плана: собеседование, тест, зачёт, творческая работа, конкурс, выставка работ на базе школы. Итоговая аттестация проводится для всех обучающихся по окончанию учебного курса дополнительного образования.

С помощью аттестации выявляется уровень обученности. Форму аттестации выбирает педагог. Выставки творческих работ отражают уровень практических навыков, т.е. как дети умеют работать с бумагой, как владеют различными техниками бумагопластики, как умеют оформлять фон композиции, применяя техники аппликации и рисования.

Промежуточная аттестация содержит перечень заданий, направленных на выявление таких качеств, как: самостоятельность, инициативность и творчество, осознание значимости деятельности, соблюдение культуры поведения, самооценка, стремление к совершенствованию.

Аттестационные материалы для проведения промежуточной аттестации составляются педагогом дополнительного образования. По итогам аттестации педагогом заполняется аналитическая справка. Формы предъявления (демонстрации) образовательных результатов: в ходе освоения программы, обучающиеся принимают участие в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создании портфолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Выставки могут быть: однодневные (проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения); постоянные (проводятся в помещении, где работают дети); тематические (по итогам изучения разделов, тем); итоговые (в конце года для учащихся, педагогов, родителей, гостей).

Оценка выполненного изделия проводится по следующим параметрам: качество и аккуратность выполнения изделий; соблюдение правил техники безопасности; соблюдение нормы времени; соблюдение технологии; организация рабочего места.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.

В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, формированием мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности во внеурочное время.

Содержание программы


п/п

Наименование раздела

Количество часов

Содержание

1.

Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

18

История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием туристско - краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея.

2.

Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

18

Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея.

Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов.

Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.

Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.

3.

Поисково-исследовательская работа.

8

Разработка поиска по теме «История пионерской организации в школе п. Высокогорный»

Проведение поиска по конкретной теме:

- сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе;

- сбор информации о последних пионерах школы;

- обработка и систематизация собранных материалов;

- организация научно-исследовательской работы;


4.

Учёт и хранение фондов.


20

Задачи учётно – уравнительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов.

Вспомогательные картотеки:

а) книга записи воспоминаний

б) книга фото фиксаций

в) журнал приёма исторических памятников

г) журнал учёта газетных материалов

д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями

Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.

Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.

5.

Экспозиционная работа.

14

Знания о требованиях к экспозиции. Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа):

«Мы гордимся историей школы»;

«Директора школы»;

«Выдающиеся выпускники школы».

Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.

6.

Подготовка и проведение музейной экскурсии.

24

Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.

Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.

Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы.

Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем и их прослушивание. Составление плана каждой экскурсии.

Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использо­вания.

Отработка на экспозиции мето­дики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий.

Составление вопросника и проведение тематической бе­седы в ходе экскурсии. Проведение экскурсий разных типов: экскурсия-лекция «Ветераны Великой Отечественной войны»; экскурсия «История школы в фотографиях»; экскурсия-практикум «Как учили математику в начальной школе?»; обзорная экскурсия «Наши выпускники».



Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания программы

Освоение обучающимися программы «Истоки» направлено на достижение комплекса предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В результате реализации программы:

  • у обучающихся появится интерес к истории своего края и к Родине в целом;

  • обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;

  • учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности.

Показателями эффективности достижения планируемых результатов освоения, обучающимися программы, являются:

  • уровень сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего края;

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

  • компетентность в сфере музейной деятельности;

  • результаты участия в краеведческих конференциях, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях.

Личностные:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование потребности сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • формирование умения сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

  • формирование теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры родного края;

  • развитие умений работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;

  • развитие умений описывать конкретные экспонаты и события, заниматься самостоятельным исследовательским поиском, находить и осуществлять отбор нужной информации;

  • развитие умений находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве;

  • формирование навыков самостоятельного творческого поиска.

Коммуникативные:

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

  • высказывать свою точку зрения, приводить аргументы, наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы.

  • использовать речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.


Оценка планируемых результатов освоения программы


Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде проверочных тестовых заданий и практических заданий (описание музейного предмета, составление карточки описания, заполнение книги поступлений).

Практическая часть контроля за знаниями, умениями, навыками основана на участии детей в составлении плана работы Музея, оформлению выставок, этикетажа, сопроводительного текста экспозиций, разработке и проведении экскурсий, изучении коллекции. Итогом работы ребёнка является подготовка к участию в научных конференциях, оформление собственного исследовательского проекта и его презентация.





Алгоритм учебного занятия:


Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Результат

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии.

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Восприятие

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

Осмысление возможного начала работы.

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей.

Освоение новых знаний.

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция.

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

Осознанное усвоение нового учебного материала.

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми.

Осознанное усвоение нового материала.

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме.

Использование бесед и практических заданий

Осмысление выполненной работы

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий.

Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов.

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия.

Самоутверждение детей в успешности.

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях






































календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Количество часов

Дата

Примечания

Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

1-2

Вводное занятие. Техника безопасности. Опыт успешной деятельности объединений, обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.

1

1

2

01.09.21

03.09.21


3-5

История возникновения музейного дела.

1

2

3

06.09.21

08.09.21

10.09.21


6-8

Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы.

1

2

3

13.09.21

15.09.21

17.09.21

Памятка.

9-10

Основные направления деятельности школьного музея.

1

1

2

20.09.21

22.09.21


11

Викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»

1


1

24.09.21

Словарь.

12-14

Составление словаря музейных терминов.

1

2

3

27.09.21

29.09.21

01.10.21


15-16

Составление кроссворда на тему музея.

1

1

2

04.10.21

06.10.21


Кроссворд.

17-18

Знакомство с положением о школьном музее. Профили школьных музеев.

1

1

2

08.10.21

11.10.21


Фонды музея. Научная организация фондовой работы.


Поисково-исследовательская работа(10)

19-22

Разработка поиска по теме «История пионерской организации в средней школе п. Преображенка.

2

2

4

13.10.21

15.10.21

18.10.21

20.10.21


23-26

Проведение поиска по конкретной теме:

интервью с бывшими пионервожатыми школы

1

2

3

22.10.21

25.10.21

27.10.21

Интервью.

27-30

Запись и оформление воспоминаний о работе пионервожатых школы

1

2

3



31-34

Сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе

1

2

3



35-37

Сбор информации о последних пионерах школы; обработка и систематизация собранных материалов.

1

2

3


Памятная книга.

38-40

Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.

1

2

3



Учёт и хранение фондов.

41-42

Задачи учётно – хранительской работы.

1

1

2



43-44

Музейный предмет как источник научных знаний.

2


2



45-48

Типы и группы музейных предметов.

3

1

4



49-52

Шифровка. Оформление шифра экспонатов

1

3

4



53-54

Приём и выдача предметов

1

1

2



55-57

Музейные предметы как основа работы школьного музея.

1

1

2



58-61

Составление учётной карточки экспоната школьного музея.

1

3

4


Карточка.

Экспозиционная работа.

62

Требования к экспозиции.

1


1



63-66

Сбор материала для экспозиции «Мы гордимся своими выпускниками»

1

2

3



67-69

Подборка текстового материала к экспозиции

1

2

3



70-71

Оформление экспозиции

1

2

2



72-74

Составление текста экскурсии по созданной экспозиции.

1

3

4


Текст экскурсии.

Подготовка и проведение музейной экскурсии.

75-78

Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее:

2

2

4



79-81

Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы.

1

2

3



82-84

Типы и виды экскурсий.



3



85-88

Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.

1

3

4



89-90

Подведение итогов обучения.



2



91-96

Подготовка презентационных материалов и видеофильма.

2

4

6



97-98

Предзащита проектной работы.


2

2



99-102

Защита проектной работы.


4

4


Проект.

Итог

102 ч

Материально – технического обеспечения курса

Для обучающихся:

  • Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.

  • Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.

Для педагога:

  • Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6.

  • Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педегогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.

  • Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.

  • Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.

  • Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки. Выпуск 3 Барнаул, 1999. С 199-203.

  • Павлина Т. М. Музей, как центр сохранения культурных традиций общества.// Сборник материалов регионально научно-практической конференции, посвященной 70 –летию Кемеровского областного краеведческого музея.- Кемерово, 1999.С 123-126.

  • Преподавание основ музейного дела в школе Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г /дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011г.

  • Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в свете современных теорий научного познания.// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ. Вып.104- М., 1999. С 100-123.

  • Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 – 215.

  • Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование. 2001. №5.

  • Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. –














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!