СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Информационно-коммуникационные технологии в журналистской деятельности

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Информационно-коммуникационные технологии в журналистской деятельности. Направление подготовки (специальность) 42.03.02 Журналистика.

Заочная форма обучения. Квалификация (степень) выпускника – бакалавр.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Информационно-коммуникационные технологии в журналистской деятельности»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»


Физико-технологический институт


Кафедра информатики и информационных технологий





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Информационно-коммуникационные технологии в журналистской

деятельности


Направление подготовки (специальность)

42.03.02 Журналистика



заочная форма обучения

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр



Утверждено на заседании кафедры

протокол № 11 от 04.07.2016

(№ протокола и дата)


Зав. кафедрой_________________

(подпись)





Калуга

2016



1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса: формирование у студентов навыков применения информационных технологий в повседневной работе журналиста; использования сервисов и ресурсов Интернета для поиска информации, оперативной связи, коммуникации, фиксации получаемых сведений и их обработки.

Задачи курса:

  • познакомить студентов с веб-технологиями поисковых работ, научить грамотно выстраивать последовательность (алгоритм) поиска;

  • познакомить студентов с виртуальным рабочим местом журналиста (на примере Офиса 365);

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Информационно-коммуникационные технологии в журналистской деятельности» относится к математическому и естественнонаучному циклу дисциплин (вариативной части). Преподавание дисциплины опирается на знание студентами школьного курса информатики и ИТ. Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание основ информатики, умение работы с ПК, владение навыками работы с офисными приложениями и в сети Интернет.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

Коды

компетенции

Наименование компетенции

профессиональные компетентности

ОПК-13

Способность следовать принципам работы журналиста с источниками информации, знать методы её сбора, селекции, проверки и анализа, возможности электронных баз данных и методы работы с ними.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • особенности поиска информации в информационно-поисковых системах и базах данных;

  • алгоритмы информационного поиска в соответствии с информационными потребностями;

  • возможности облачных технологий для хранения, совместной обработки, анализа и передачи информации разного типа.


Уметь:

  • осуществлять поиск и систематизацию информации, необходимой для профессиональной и творческой деятельности журналиста;

  • использовать возможности Офиса 365 в рабочем процессе журналиста.


Владеть:

  • навыками работы с современной компьютерной техникой;

  • навыками использования сервисов и ресурсов сети Интернет в журналистской деятельности.


Иметь представление:

  • об особенностях современного информационного общества и информационного пространства;

  • об аппаратном обеспечении творческого процесса, практических аспектах его применения в журналистской деятельности;

  • об основных проблемах информационной безопасности.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2



Аудиторные занятия (всего)

12

8

4



В том числе:






Лекции






Практические занятия (ПЗ)






Семинары (С)






Лабораторные работы (ЛР)

12

8

4



Самостоятельная работа (всего)

123

60

63



В том числе:




-

-

Контрольная работа



30



Расчетно-графические работы






Реферат






Другие виды самостоятельной работы






Подготовка к лабораторным работам


20

10



Групповой проект


40

10



Контроль (отчёты по лабораторным работам)

10





Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)



13



Общая трудоемкость час.

зач. ед.

144

68

67



4

2

2




5. Содержание дисциплины

5.1.1 Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

Формируемые компетенции

Образовательные технологии (интерактивные формы проведения занятий)

1.

Способы поиска информации в сети Интернет. Типы поисковых систем

Три способа поиска информации в Сети Интернет. Поисковые системы (поисковые указатели и каталоги). Сервисы популярных поисковых систем. Правила поиска информации с помощью поисковых систем.

ОПК-13


Акцент на практическую значимость материала для учебной или будущей профессиональной деятельности.

Постановка проблемных вопросов.

Самостоятельная работа.

Проектная работа.

2.

Использование расширенного поиска и языка запросов

Понятие усложнённого запроса в поисковых системах. Настройка расширенного поиска; использование языка запросов (морфология, поисковый контекст, документные операторы). Уточнение правил поиска информации с учётом возможностей усложненного запроса.

ОПК-13


3.

Открытые источники информации Интернета для журналистов

Информационные агентства. Средства массовой информации (СМИ) в Интернете. Библиотеки и справочные источники (энциклопедии, словари, справочники).

Сайты для обмена информацией (социальные сети, форумы, чаты, телеконференции, др.).

Мир платной информации.

Специализированные порталы для журналистов


ОПК-13



5.1.2. Самостоятельная работа студентов


      1. Вход в Офис 365. Начало работы: создание папки в One Drive, создание документа в online-Word, предоставление удалённого доступа к документам другим людям.

Форма контроля самостоятельного задания 1

  • Удалённая проверка.



      1. Изучение рекомендуемой литературы

Формы контроля самостоятельного задания 2

  • Фронтальный опрос.

  • Собеседование в процессе выполнения лабораторных работ.


      1. Подготовка к лабораторным работам, их выполнение и защита

Формы контроля самостоятельного задания 3

  • Ответы на вопросы для допуска к лабораторным работам (в online-Word, до занятия).

  • Выполнение практических заданий на компьютере.

  • Отчёт о выполнении лабораторных работ (в online-Word и online-Excel или (online-Access), после занятия).

      1. Групповой проект

Форма контроля самостоятельного задания 4

  • Удалённая проверка.



5.1.3. Контрольная работа

Срок выполнения 4 месяца.

      1. Изучите материал «Интернет в профессиональной информационной деятельности» из папки Учебники или, перейдя по ссылке http://textbook.vadimstepanov.ru/index.html.

  1. Ответьте на вопросы. Отредактируйте и отформатируйте материал. Создайте титульный лист. (Предоставляется в печатном виде).

  1. Профессиональный поиск информации в Интернете.

  2. Глобальные справочники ресурсов и поисковые системы.

  3. Российские справочники и поисковые системы.

  4. Стратегия и методика профессионального информационного поиска.

  5. Справочные ресурсы Интернета.

  6. Библиографические ресурсы Интернета.

  7. Электронные библиотеки и полнотекстовые базы данных в Интернете.

  8. Электронные коллекции текстов.

  9. Коммерческие полнотекстовые базы данных.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Техника и технология СМИ

+

+

+






2.

Прикладные дисциплины (фотодело, компьютерный дизайн)

+

+

+






3.

Работа с источниками информации

+

+

+






4.

Выпуск учебных СМИ

+

+

+






5.

Интернет-журналистика

+

+

+






Дисциплина имеет междисциплинарные связи со всеми последующими дисциплинами.

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лек

Пр.

зан

Лаб.

зан.

Сем

СРС

Все-го ч.

1.

Способы поиска информации в сети Интернет. Типы поисковых систем

-

-

4

-

10

14

2.

Использование расширенного поиска и языка запросов

-

-

4

-

10

14

3.

Открытые источники информации Интернета для журналистов

-

-

4

-

10

14


6. Лабораторные работы

№ п/п

Наименование лабораторных работ

Трудоёмкость

(час.)

1.

Способы поиска информации в сети Интернет. Типы поисковых систем

14

2.

Использование расширенного поиска и языка запросов

14

3.

Открытые источники информации Интернета для журналистов

14


7. Практические работы (семинары)

Не предусмотрены


8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


8.1. Тест http://textbook.vadimstepanov.ru/chapter2/test2.html

Начало формы

8.2. Контроль качества подготовки студентов

В период изучения дисциплины осуществляется текущий промежуточный и итоговый контроль над усвоением изучаемого материала.

Текущий контроль качества усвоения знаний предполагает:

  • выполнение самостоятельной работы;

  • отчёт по выполнению лабораторных работ.

Промежуточный контроль качества усвоения знаний предполагает:

  • отчёт по выполнению контрольной работы;

  • отчёт по выполнению самостоятельной работы.

Итоговый контроль – экзамен

  • тестирование;

  • собеседование по вопросам контрольной работы.


8.3. Критерии оценки итоговой формы контроля – экзамен


«отлично»

  1. Владение материалом. Студент в совершенстве разбирается в материале дисциплины, демонстрирует способность к самостоятельному рассуждению, построению гипотез, обоснованным выводам.

  2. Владение умениями и навыками. Студент в совершенстве владеет инструментами ИКТ, демонстрирует умения поиска, обработки, сохранения и передачи информации другим людям.

  3. Мотивы. Студент демонстрирует интерес к проблемам дисциплины, потребность к самостоятельному их исследованию.

  4. Волевые качества. Студент проявляет настойчивость в решении новой проблемы.


«хорошо»

  1. Владение материалом. Студент демонстрирует знания материала дисциплины, способен применить их на практике, однако его знания и навыки не обладают устойчивостью в изменённых учебных условиях.

  2. Владение умениями и навыками. Студент хорошо владеет инструментами ИКТ; демонстрирует умения поиска, обработки, сохранения и передачи информации другим людям, однако не показывает способность к самостоятельному «открытию» новых технологических приёмов.

  3. Мотивы. Студент осознаёт необходимость решения поставленной проблемы для успешной профессиональной деятельности, однако проявляет при этом только ситуативный интерес.

  4. Волевые качества. Студент проявляет настойчивость в решении проблемы только в том случае, если для этого не требуется больших усилий.


«удовлетворительно»

  1. Владение материалом. Студент демонстрирует репродуктивные знания (воспроизведение, соотнесение, обсуждение); перенос приемов и методов работы со средствами ИТ на новый учебный материал и профессиональную работу неустойчив.

  2. Владение умениями и навыками. Студент владеет инструментами ИКТ; в новых условиях действует методом «проб и ошибок».

  3. Мотивы. Неустойчивое отношение к проблеме, направленность на её решение только под действием требований преподавателя.

  4. Волевые качества. Демонстрирует отрицательное отношение к преодолению трудностей, даже интересная работа выполняется, только если она посильна.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

Название издания

Место и год издания

Кол-во экземпляров

  1. Затулий А.И. Компьютерные технологии в журналистике: Учебно-методическое пособие. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2010. – 37 с.

  2. Нечта И.В. Введение в информатику [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Нечта И.В.— Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2016.— 31 c.

  3. Основы информатики [Электронный ресурс]: учебное пособие / Метелица Н.Т., Орлова Е.В. – Электрон. текстовые данные. – Краснодар: Южный институт менеджмента, 2012. – 113 c.

  4. Информатика. Основы информатики. Представление и кодирование информации. Часть 1. [Электронный ресурс]: учебное пособие / Сальникова Н.А. – Электрон. текстовые данные. – Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2009. – 94 c.


http://pnu.edu.ru/media/filer_public/2013/02/25/kt_journalism.pdf


http://www.iprbookshop.ru/55471



http://www.iprbookshop.ru/9751


http://www.iprbookshop.ru/11321













б) дополнительная литература

Название издания

Место и год издания

Кол-во экземпляров

  1. Кихтан В. В. Информационные технологии в журналистике. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. (Серия Высшее образование≫) — 160 с.

  2. Информатика [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / А. В. Могилев, Е. К. Хеннер, Н. И. Пак. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 336 с.

  3. Войниканис Е.А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: монография / Войниканис Е.А. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Юриспруденция, 2014. – 550 c.

  4. Острейковский, В. А.  Информатика [Текст] : учебник / В. А. Острейковский. – 4-е изд., стер. – М. : Высшая школа, 2007. – 511 с. : ил. – ISBN 978-5-06-003533-9 

  5. Лабораторный практикум по информатике [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / ред. В. А. Острейковский. – 3-е изд., стер. – М. : Высшая школа, 2008. – 376 с. : ил. – ISBN 978-5-06-006048-5

  6. Кудинов, Ю. И. Основы современной информатики [Текст] : учеб. пособие для вузов / Ю. И. Кудинов, Ф. Ф. Пащенко. – СПб. : Лань, 2009. – 256 с. : ил. – ISBN 978-5-8114-0918-1

http://www.twirpx.com/file/107227/


М.: Академия




http://www.iprbookshop.ru/23028






М.: Высшая школа



М.: Высшая школа




СПб.: Лань









99









15




20





5





Цифровые образовательные ресурсы Интернета:

http://www.rubricon.ru/ – формационно-энциклопедический проект: свободный доступ к полным электронным версиям важнейших энциклопедий и словарей, изданных за последние сто лет в России

http://pokoleniye.ru/ – коллекции ссылок, статьи, эссе, новости


Основные каталоги и базы данных:

Библиографическая база данных «Ingenta» - http://www.ingenta.com/

Базы данных «ИНИОН» - http://www.inion.ru/

База данных SciSearch - http://thomsonscientific.com/

База данных Dialog - http://www.dialog.com/

Библиотека РГИУ - http://www.vusnet.ru/biblio/

Большая научная библиотека - http://sci-lib.com/

Научная электронная библиотека - http://www.elibrary.ru/

Каталог научных публикаций - http://www.scholar.ru/

Библиотека конгресса США - http://www.loc.gov/

Научная поисковая система Scirus - http://www.scirus.com/

Научная поисковая система Scholar - http://scholar.google.com/

Поисковая система Science Research - http://www.scienceresearch.com/search/

Портал научных исследований СМИ - http://www.mediascope.ru/

Новости научной журналистики - http://sciencejournalist.ru/

МедиаСпрут - http://www.mediasprut.ru/

Право и СМИ - http://www.medialaw.ru/

Центр экстремальной журналистики - http://cjes.ru/

Гильдия издателей периодической печати - http://www.gipp.ru/

European Journalism Centre - http://www.ejc.nl/

A Journalist's Guide to the Internet - http://reporter.umd.edu/

Poynter University / Университет Пойнтера - http://www.poynter.org/

Сервисы TILE.NET - http://www.tile.net/news

Google Groups - http://groups.google.com/

Yahoo Groups - http://groups.yahoo.com/

Google Alerts - http://www.google.com/alerts/

Yandex - подписка - http://news.yandex.ru/podpiska/login.pl

ProfNet - http://www.profnet.com/

Поиск Экспертов - http://www.findexpert.ru/

ExpertClick.com - http://www.expertclick.com/

MediaBridge - http://www.alertnet.org/mediabridge/

RefDesk - http://www.refdesk.com/

SearchEngineWatch - http://searchenginewatch.com

Meta Eureka - http://www.metaeureka.com/

MetaBear - http://www.metabear.ru/

Google News Archive Search - http://news.google.com/archivesearch

Международная журналистская сеть, Вашингтон, США http://www.ijnet.org/ru

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения дисциплины необходимы специально оборудованные аудитории, имеющие:

  • персональные компьютеры;

  • локальное сетевое оборудование;

  • выход в сеть Интернет;

  • Microsoft Office 365;

  • различные технические и аудиовизуальные средства обучения.


11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

11.1 Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

Содержание курса распределяется между лабораторной и самостоятельной частями на основе принципов преемственности и дополнительности.

Информационный материал извлекается студентами из методических материалов, рекомендованной литературы и электронных материалов, расположенных на общедоступном электронном ресурсе (в Офисе 365) и по адресу https://multiurok.ru/files/ikt-v-zhurnalistskoi-dieiatiel-nosti-poisk-informa.html

Курс предполагает:

  • построение обучения на основе решения учебных задач, представляющих собой модели реальных профессиональных задач и проблем;

  • развитие способностей студентов к групповой деятельности и коммуникативных умений; для этого студентам предлагается работать в малых группах, участвовать в дискуссиях, делать презентацию перед аудиторией;

  • инициирование взаимодействия студентов друг с другом, обращение внимания студентов на приемы и технику обмена информацией в соответствии с учебными и развивающими целями;

  • построение отношений со студентами на основе сотрудничества;

  • размещение на общедоступном ресурсе всех учебных материалов для использования студентами при подготовке к лабораторным занятиям и для дополнительного чтения;

  • размещение на общедоступном ресурсе (с первых дней занятий) всех материалов контроля, а также критериев оценок, чтобы студенты имели возможность самостоятельно спланировать свое обучение и развитие;

  • размещение на общедоступном ресурсе электронного журнала с оценками студентов.


Такой подход к обучению одновременно с повышением качества подготовки по конкретным вопросам программы, способствует формированию у студентов общекультурных, профессиональных и ИКТ- компетенций.


11.2 Методические указания для студентов

Дисциплина «ИКТ в журналистской деятельности» предполагает аудиторные занятия – лабораторные работы (12 часов), самостоятельную работу (123 часа), домашнюю контрольную работу, сдачу экзамена.

Наименование лабораторных работ

Лаб. раб.

СРС

Трудоёмкость

1. Способы поиска информации в сети Интернет. Типы поисковых систем

4

10

14

2. Использование расширенного поиска и языка запросов

4

10

14

3. Открытые источники информации Интернета для журналистов

4

10

14

Выполнение лабораторных работ происходит индивидуально по инструкциям (с допуском и защитой). Также на лабораторных занятиях проводится индивидуальное собеседование по ключевым вопросам теоретического материала, предоставленного в электронном виде в общедоступной папке и в списке рекомендуемой литературы.

Самостоятельная работа необходима:

  • для подготовки к лабораторным работам, получения допуска, для доработки заданий в случае отставания на занятии, редактирования и форматирования отчётов по выполненным работам (30 часов);

  • для выполнения группового проекта (50 часов);

  • для выполнения домашней контрольной работы (30 часов);

  • для подготовки к экзамену (13 часов).

В процессе занятий должны быть приобретены умения, необходимые в учебной и будущей профессиональной деятельности: поиск информации в сети Интернет, создание, хранение документов, совместная их обработка, анализ и передача информации разного типа.

Дисциплина имеет междисциплинарные связи со всеми последующими дисциплинами и, в частности, с дисциплинами, предполагающими использование ИКТ: «Техника и технология СМИ», «Прикладные дисциплины (фотодело, компьютерный дизайн)», «Выпуск учебных СМИ», «Работа с источниками информации», «Интернет-журналистика».

Весь материал, необходимый для аудиторной и самостоятельной работы, имеется в электронной папке на общедоступном сетевом ресурсе. Рекомендуется до начала занятий скопировать эту папку, познакомиться с представленным в ней материалом, зарегистрироваться в Офисе 365.

На аудиторных занятиях студенты получают инструкции для выполнения лабораторных работ в печатном виде, а для проработки (или доработки) заданий во время, отведённое для самостоятельной работы, используют электронный вариант этих инструкций https://multiurok.ru/files/ikt-v-zhurnalistskoi-dieiatiel-nosti-poisk-informa.html



Разработчики:

ГОУ ВО КГУ

им. К.Э. Циолковского


Доцент


Н.И. Прокопенко



Эксперты:


(место работы)


(занимаемая должность)


(инициалы, фамилия)


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!