Рабочая программа
индивидуальной работы
с одарёнными обучающимися
2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа индивидуальной работы с одарёнными обучающимися 2 класса предназначена для организации системной работы с обучающимися младшего школьного возраста, имеющих потенциальные способности в достижении высоких результатов в разных областях знаний.
Рабочая программа направлена на развитие интеллектуальных способностей обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: решением сложных проблемных ситуаций, пониманием закономерностей, фантазированием. Программа призвана помочь обучающимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Рабочая программа поможет спланировать работу по подготовке одаренных и талантливых обучающихся 2 класса к участию в олимпиадах, марафонах, конкурсах различного уровня, поскольку эти обучающиеся имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления, имеют также доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность и испытывают радость от умственного труда.
Рабочая программа индивидуальной работы с одарёнными обучающимися рассчитана на 1 год и реализуется в часы внеклассной занятости 1 раз в неделю по четырем предметным областям: русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру.
Цель программы
Cоздание условий для развития обучающихся, одаренных в познавательной деятельности, повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи программы
cоздание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
развитие аналитического и логического мышления учащихся;
развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.
Планируемые результаты
Личностные результаты
проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности;
работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки (шкалы, линейки);
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;
понимать значение работы над устранением ошибок;
различать способ и результат действия.
Познавательные УУД
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек);
извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;
самостоятельно создавать алгоритм действий;
владеть общим рядом приемом решения задач;
использовать разные географические средства;
выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.
Коммуникативные УУД
эффективно сотрудничать в паре, группе;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.
Реализация рабочей программы позволит:
сформировать систему работы с одаренными детьми;
создать условия для развития одаренности и таланта у детей в современных условиях;
совершенствовать формы работы с одаренными и способными детьми.
После реализации рабочей программы обучающиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Направления деятельности:
организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, марафонам различного уровня;
обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
План реализации мероприятий программы
Мероприятия | Период |
Психологическое сопровождение обучающихся | В течение года |
Мониторинг знаний | По итогам триместра, года |
Использование ИКТ в учебном процессе | Постоянно |
Проектные работы | В течение года |
Подготовка и участие в исследовательских практических конференциях | В течение года |
Подготовка и участие в конкурсах интеллектуальной направленности различных уровней | В течение года |
Участие в дистанционных олимпиадах и заочных конкурсах | В течение года |
Проведение олимпиад | В течение года |
Интеллектуальные игры | В течение года |
Рабочая программа занятий для одаренных детей предусматривает 34 часа во 2 классе.
Содержание учебного предмета
Название раздела | Основные изучаемые вопросы | Кол - во часов |
Математика | Нумерация чисел в пределах 100. Умение быстро и верно считать устно. Арифметические действия с числами в пределах 100. Решение головоломок, математических кроссвордов, занимательных упражнений. Обучение разгадыванию и составлению ребусов. Задачи, связанные с величинами. Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. Логические задачи. Задачи на планирование действий. Задачи на упорядочивание множеств. Комбинаторные задачи. Разные задачи. Выполнение заданий повышенной сложности. Задачи с геометрическим содержанием. Задачи–шутки. | 9 ч |
Русский язык | Слово, определение лексического значения слова. Прямое и переносное значение слова. Однозначные и многозначные слова. Слова-предметы (разные лексические группы). Слова-признаки. Слова-действия. Местоимения. Слова-родственники. Значение слов. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Слова-сорняки. Предложение и словосочетание. Их отличие. Признаки текста. Тема текста. Основная мысль текста. Абзац. Связь предложений в тексте. Способы словообразования. Состав слова. Решение орфографических задач. Безударные гласные. Парные согласные. Ь–показатель мягкости согласных. Предлоги и приставки. Занимательная грамматика. | 9 ч |
Литературное чтение | Работа с текстами. Нахождение нужной информации в тексте. Ответы на вопросы с использованием информации из текста. Замена незнакомого слова из текста на знакомое. Составление сюжетных и описательных рассказов (по картинкам). Восстановление деформированного текста. Обучение работе в парах с целью развития коммуникативных способностей. Работа со словарями. Умение пользоваться словарями для толкования значения незнакомых слов. Задачи, требующие обращения к словарям. Поиск и проверка необходимой информации в словарях. Развитие творческого мышления. Обучение умению понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать свое отношение к ним. Проведение викторин по сказкам и рассказам детских писателей. Завершение рассказа. Пересказ другими словами. Подбор нужных слов. Рассказ от имени разных персонажей. Техника и интонационная выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Выразительное чтение произведений с нужной интонацией, мимикой, пантомимикой. Что делает нашу речь понятной и точной. Эпитеты и сравнения. | 8 ч |
Окружающий мир | Природа. Сохранение редких растений, животных. Красная книга. Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. Использование презентации для развития познавательного интереса. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по солнцу и местным признакам. Смена времен года. (Наблюдение за объектами природы, выполнение зарисовок, построение проекта с помощью дополнительных источников информации: энциклопедий, журналов, помощи взрослых). Многообразие растительного мира. Значение растений в жизни человека. Многообразие животного мира. Группы животных. Существенные признаки каждого вида животных. Занимательные задания. Кроссворды. Филворды. Логические задания. Лишнее понятие. Установление соответствий. | 8 ч |
Итого | | 34 ч |
План проведения индивидуальных занятий
с одарёнными обучающимися 2 А класса
на 2022-2023 учебный год
№ | Дата | Тема занятия |
Дата проведения по плану | Дата фактического проведения |
1 | | | Нумерация чисел в пределах 100. Задания на смекалку. Двухзначные числа и их запись. |
2 | | | Слово, определение лексического значения слова. Прямое и переносное значение слова. Однозначные и многозначные слова. |
3 | | | Работа с текстами. Нахождение нужной информации в тексте. Ответы на вопросы с использованием информации из текста. Замена незнакомого слова из текста на знакомое. |
4 | | | Природа. Сохранение редких растений, животных. Красная книга. |
5 | | | Арифметические действия с числами в пределах 100. Решение головоломок, математических кроссвордов, занимательных упражнений. |
6 | | | Слова-предметы (разные лексические группы). Слова-признаки. Слова-действия. Местоимения. |
7 | | | Составление сюжетных и описательных рассказов (по картинкам). Восстановление деформированного текста. Обучение работе в парах с целью развития коммуникативных способностей. |
8 | | | Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. Использование презентации для развития познавательного интереса. |
9 | | | Обучение разгадыванию и составлению ребусов. Задачи, связанные с величинами. |
10 | | | Слова-родственники. Значение слов. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Слова-сорняки. |
11 | | | Работа со словарями. Умение пользоваться словарями для толкования значения незнакомых слов. |
12 | | | Ориентирование на местности относительно собственного тела, по солнцу и местным признакам. |
13 | | | Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. Задачи с геометрическим содержанием. |
14 | | | Интеллектуальная игра «Русский язык в загадках». |
15 | | | Работа со словарями. Поиск и проверка необходимой информации в словарях. |
16 | | | Смена времен года. (Наблюдение за объектами природы, выполнение зарисовок, построение проекта с помощью дополнительных источников информации: энциклопедий, журналов, помощи взрослых). |
17 | | | Логические задачи. Задачи–шутки. |
18 | | | Развитие творческого мышления. Обучение умению понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать свое отношение к ним. |
19 | | | Развитие творческого мышления. Проведение викторин по сказкам и рассказам детских писателей. |
20 | | | Многообразие растительного мира. Значение растений в жизни человека. Игра «Самый умный». |
21 | | | Решение орфографических задач. Безударные гласные. Нахождение и проверка орфограмм в словах. |
22 | | | Логические задачи. Сравнение. Результат сравнения. |
23 | | | Многообразие животного мира. Группы животных. Существенные признаки каждого вида животных. |
24 | | | Диагностические задания. |
25 | | | Развитие творческого мышления. Завершение рассказа. Пересказ другими словами. Подбор нужных слов. |
26 | | | Занимательные задания. Кроссворды. Филворды. |
27 | | | Задачи на планирование действий. Математический КВН. |
28 | | | Разные задачи. Выполнение заданий повышенной сложности. |
29 | | | Решение орфографических задач. Парные согласные. Нахождение и проверка орфограмм в словах. |
30 | | | Логические задания. Лишнее понятие. Установление соответствий. |
31 | | | Предлоги и приставки. |
32 | | | Задачи на упорядочивание множеств. Комбинаторные задачи. |
33 | | | Разноуровневые задания по темам программы. |
34 | | | Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Выразительное чтение произведений с нужной интонацией, мимикой, пантомимикой. Что делает нашу речь понятной и точной. Эпитеты и сравнения. |
Формы контроля
Учёт посещаемости занятий.
Создание каждым учеником данной группы портфолио.
Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся.