ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
8 класс Алгебра
Рабочая программа по алгебре разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана МБОУ « Средняя школа №7 г.Няндома» индивидуального обучения на 2018-2019 учебный год, основана на авторской программе линии Мерзляк А.Г., Полонский,В.Б и др.
Рабочая программа по алгебре 8 класса составлена для индивидуального обучения, рассчитана на 2 часа в неделю, всего 66 часов. На самостоятельное изучение материала отводится 33 часа. В рабочей программе предусмотрено 7 контрольных работ. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения Программы развития формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции- умение учиться.
Курс алгебры 7-9 является базовым для математического образования и развития школьников. Одной из основных целей изучения алгебры является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения алгебры формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила, гибкость, конструктивность и критичность.
Обучение алгебре дает возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её. Принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. Содержание курса алгебры в 7-9 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Алгебра», «Числовые множества», «Функции», «Элементы прикладной математики», «Алгебра в историческом развитии».
Цели обучения математике в школе:
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного образования:
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной , точной или вероятностной информации
Умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки.
Предметные результаты:
Осознание значения математики для повседневной жизни человека;
Представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
Развитие умений работать с учебным математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; систематические знания о функциях и их свойствах;
Математические умения и навыки:
выполнять вычисления с действительными числами;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать текстовые задачи арифметическим способом, способом составления и решения уравнений;
проводить практические расчёты;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
выполнять операции над множествами;
исследовать функции и строить их графики;
решать простейшие комбинаторные задачи.
В результате изучения алгебры на базовом уровне ученик должен
знать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.
уметь:
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы;
соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
аргументировать свои суждения об этом расположении.
.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА АЛГЕБРЫ 8 КЛАССА
Глава 1
Рациональные выражения (42 часа), сокращено на 13 часов
Рациональные дроби. Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений. Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Свойства степени с целым показателем. Функция и её график.
Глава 2.
Квадратные корни. Действительные числа(26 часов), сокращено на 12 часов
Функция y = x2 и её график .Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Множество и его элементы. Подмножество. Операции над множествами. Числовые множества. Свойства арифметического квадратного корня. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция и её график.
Глава 3
Квадратные уравнения(24 часа), сокращено на 6 часов
Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Квадратный трёхчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.
Повторение и систематизация
учебного материала(10 часов), сокращено на 5 часов
Календарно-тематическое планирование
2ч в неделю — 66 ч в год
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
| Глава 1. Рациональные выражения | 29 | |
1 | Рациональные дроби | 2 | 11.09,14.09 |
2 | Основное свойство рациональной дроби | 2 | 18.09, 20.09 |
3 | Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями | 2 | 25.09, 27.09 |
4 | Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 3 | 02.10, 04.10, 09.10 |
| Контрольная работа №1 по теме: «Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей » | 1 | 11.10 |
5 | Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень | 3 | 16.10, 18.10, 23.10 |
6 | Тождественные преобразования рациональных выражений | 4 | 25.10, 30.10, 01.11, 13.11 |
| Контрольная работа №2 по теме: «Умножение и деление рациональных дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений» | 1 | 15.11 |
7 | Равносильные уравнения. Рациональные уравнения | 2 | 20.11, 22.11 |
8 | Степень с целым отрицательным показателем | 2 | 27.11, 29.11 |
9 | Свойства степени с целым показателем | 2 | 04.12, 06.12 |
10 | Функция у=к/х и ее график | 2 | 11.12, 13.12 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 2 | 18.12, 20.12 |
| Контрольная работа №3 по теме: «Рациональные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Функция у=к/х и ее график» | 1 | 25.12 |
| Глава 2. Квадратные корни. Действительные числа | 14 | |
11 | Функция у=х2и ее график | 2 | 27.12, 10.01 |
12 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 3 | 15.01,17.01, 22.01 |
13 | Свойства арифметического квадратного корня | 2 | 24.01, 29.01 |
14 | Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни | 3 | 31.01, 05.02, 07.02 |
15 | Функция у=√х и ее график | 2 | 12.02, 14.02 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 19.02 |
| Контрольная работа №4 по теме: «Квадратные корни» | 1 | 21.02 |
| Глава 3. Квадратные уравнения | 18 | |
16 | Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений | 3 | 26.02, 28.02, 05.03 |
17 | Формула корней квадратного уравнения | 4 | 07.03, 12.03, 14.03, 19.03 |
18 | Теорема Виета | 2 | 21.03, 02.04 |
| Контрольная работа №5 по теме: «Квадратные уравнения. Теорема Виета» | 1 | 04.04 |
19 | Квадратный трехчлен | 2 | 09.04, 11.04 |
20 | Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям | 2 | 16.04, 18.04 |
21 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций | 2 | 23.04, 25.04 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 30.04 |
| Контрольная работа №6 по теме: «Квадратный трехчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. Решение задач с помощью рациональных уравнений» | 1 | 07.05 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 5 | |
| Повторение материала за курс алгебры 8 класса | 3 | 14.05, 16.05, 21.05 |
| Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа | 1 | 23.05 |
| Анализ итогов контрольной работы | 1 | 28.05 |
В 1 главе сокращено количество часов на изучение следующих тем: Основное свойство рациональной дроби (на 1ч), сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями (на 1ч), сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями (на 3ч), умножение и деление рациональных дробей, возведение рациональной дроби в степень (на 1ч), равносильные уравнения, рациональные уравнения (на1ч), степень с целым отрицательным показателем (на 2ч), свойства степени с целым показателем (на 2ч), функция у=к/х и ее график (на 1 ч). Во 2 главе сокращено количество часов на изучение следующих тем: Функция у=х2и ее график (на 1 ч), Квадратные корни. Арифметический квадратный корень (на 1ч), Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни (на 2ч), Функция у=√х и ее график (на 1 ч). На отработку будут выданы задания для самостоятельного домашнего решения. В 3 главе сокращено количество часов на изучение: Теорема Виета (на 1ч), Квадратный трехчлен (на 1ч), Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям (на 2ч), Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций (на 2ч). На отработку будут выданы задания для самостоятельного домашнего решения. Также сокращено количество часов на повторение в конце учебного года.
Темы: Множество и его элементы. Подмножество. Операции над множествами. Числовые множества предполагается полностью изучить самостоятельно. В классе по ним будет проведена самостоятельная работа с последующим разбором заданий.
Планируемые результаты обучения
Предметные
Распознавать целые рациональные выражения, дробные рациональные выражения, приводить примеры таких выражений, распознавать рациональные и иррациональные числа, приводить примеры рациональных чисел и иррациональных чисел, распознавать и приводить примеры квадратных уравнений различных видов (полных, неполных, приведённых), квадратных трёхчленов.
Формулировать:
определения: рационального выражения, допустимых значений переменной, тождественно равных выражений, тождества, равносильных уравнений, рационального уравнения, степени с нулевым показателем, степени с целым отрицательным показателем, стандартного вида числа, обратной пропорциональности; квадратного корня из числа, арифметического квадратного корня из числа, равных множеств, подмножества, пересечения множеств, объединения множеств; уравнения первой степени, квадратного уравнения; квадратного трёхчлена, дискриминанта квадратного уравнения и квадратного трёхчлена, корня квадратного трёхчлена; биквадратного уравнения;
свойства: основное свойство рациональной дроби, свойства степени с целым показателем, уравнений, функции; функции y = x2, арифметического квадратного корня, функции , квадратного трёхчлена; теорему Виета и обратную ей теорему
правила: сложения, вычитания, умножения, деления дробей, возведения дроби в степень; условие равенства дроби нулю.
Описывать графический метод решения уравнений с одной переменной, понятие множества, элемента множества, способы задания множеств; множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел, множество действительных чисел и связи между этими числовыми множествами; связь между бесконечными десятичными дробями и рациональными, иррациональными числами, описывать на примерах метод замены переменной для решения уравнений.
Применять основное свойство рациональной дроби для сокращения и преобразования дробей. Приводить дроби к новому (общему) знаменателю. Находить сумму, разность, произведение и частное дробей. Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений. Применять свойства степени с целым показателем для преобразования выражений, понятие арифметического квадратного корня для вычисления значений выражений.
Решать уравнения с переменной в знаменателе дроби.
Записывать числа в стандартном виде, с помощью формул свойства действий с действительными числами.
Выполнять построение и чтение графика функции .Строить графики функций y = x2 и.
Упрощать выражения, содержащие арифметические квадратные корни. Решать уравнения. Сравнивать значения выражений. Выполнять преобразование выражений с применением вынесения множителя из-под знака корня, внесения множителя под знак корня. Выполнять освобождение от иррациональности в знаменателе дроби, анализ соотношений между числовыми множествами и их элементами
Находить корни квадратных уравнений различных видов. Применять теорему Виета и обратную ей теорему. Выполнять разложение квадратного трёхчлена на множители. Находить корни уравнений, которые сводятся к квадратным.
Личностные: развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе, развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. Формирование навыков поведения при общении и сотрудничестве.
Метапредметные
Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться , высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Регулятивные: самопроверка, учиться самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Познавательные :
Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию; осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения; строить логическую цепочку рассуждений; давать определение понятиям; ставить проблему, аргументировать её актуальность; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать причинно-следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Учебно-методическое обеспечение:
Методические и учебные пособия.
Алгебра: дидактические материалы: 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович и др./- М.: Вентана - Граф, 2015.
Алгебра: 8 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др./- М.: Вентана - Граф, 2016.
Сборники по подготовке к ОГЭ 2009-2018.
Дидактический материал.
Карточки для проведения самостоятельных работ по темам курса.
Карточки для проведения контрольных работ.
Карточки для индивидуального опроса учащихся по темам курса.
Тесты.
Таблицы.