СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 7 класса с ОВЗ (ЗПР) по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа разработана в соответствии со структурой речевого дефекта обучающегося 7 класса с ОВЗ (ЗПР)

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 7 класса с ОВЗ (ЗПР) по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств»

Пояснительная записка


Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с ОВЗ (ЗПР) 7 класса по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковыхсредств, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г №1897 на основании:

  • Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Постановления от 10 июля 2015г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. № 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04. 2002 года 329/2065 – «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего о среднего общего образования»;

  • Адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР МОУ «Увинская СОШ №4»;

  • Устава МОУ «Увинская СОШ №4»;

  • Распоряжения Министерства Просвещения РФ «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» от 06.08.2020 г.

Программа разработана на основе тематического планирования по коррекции нарушений письменной речи у детей с задержкой психического развития Н.Н. Яковлевой, в соответствии с общеобразовательной программой по русскому языку 7 класса (авторы УМК: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская и др.).



Цель программы: диагностика, коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств; формирование предпосылок к полноценному усвоению АОП ООО обучающимся с ЗПР МОУ «Увинская СОШ №4».


Задачи:

  1. Формировать умение опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания.

  2. Формировать умение соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи.

  3. Формировать навык самоконтроля, умение применять полученные знания в письменной речи.

  4. Обогащать словарный запас и расширять круг используемых грамматических средств.

  5. Формировать связную речь.

  6. Развиватьречевую и мыслительную деятельность обучающихся;коммуникативные умения и навыки,обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребность в речевом самосовершенствовании.





Общая характеристика программы логопедического сопровождения

обучающегося 7 класса с ОВЗ (ЗПР)

Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с ОВЗ (ЗПР) 7 класса направлена на преодоление нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств; усвоение программы по русскому языку, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающегося, коммуникацию и социальную адаптацию.Программа разработанав соответствии со структурой речевого дефекта обучающегося и может корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей его речевой /языковой/коммуникативной недостаточности.



Описание места программы логопедического сопровождения

обучающегося 7 класса с ОВЗ (ЗПР) в учебном плане

Программа логопедического сопровождения обучающегося 7 классов с ОВЗ (ЗПР) рассчитана на 68 индивидуальных занятий (2 занятия в неделю по 20 мин), в том числе на контрольные работы отводится 5 занятий. На обследование устной и письменной речи обучающегося в начале учебного года (с 1 по 15 сентября) и в конце учебного года (с 15 по 30 мая) отводится по 4 занятия (всего 8 занятий). Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития обучающегося и усвоения им программного материала.

Организация учебного процесса: индивидуальные занятия.

Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи; развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи.

Используемые методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- проблемно-поисковый;

- метод личностно-ориентированного подхода;

- метод самоконтроля;

- метод самостоятельной деятельности учащихся.

Используемые технологии:

- проблемно-диалогического обучения;

- информационно-коммуникативные;

-дифференцированного обучения;

- здоровьесберегающие.

Форма контроля уровня достижений обучающихся: контрольные работы.


Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

У обучающихся с ЗПР наблюдаются:   ограниченный запас общих сведений и представлений; недостаточная сформированность лексико-грамматических категорий; трудности при самостоятельном построении связного высказывания;стойкие специфические ошибки в письменной речи; несформированность  навыков интеллектуальной деятельности, повышенная  истощаемость,  в результате  этого низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения.

Восприятие характеризуется замедленностью, дети многое не замечают в окружающем мире. Замедлены прием и переработка поступающей информации. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Наглядный материал такие дети запоминают лучше, чем словесный. У обучающихся снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми.

У детей с ЗПР не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов.



Планируемые результаты освоения курса коррекционно-развивающего обучения

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических.

6. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД:

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач.

Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающего обучения

Обучающийсянаучится:

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


Содержание курса коррекционно-развивающего обучения

Обследование устной и письменной речи (4 занятия)

Раздел 1.Орфография (19 занятий)

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Правописание разделительных ъ и ь знаков.

Правописание приставок (буквы -з-, -с- на конце приставок; приставок пре-, при-).

Правописание суффиксов (-ек-, -ик-, -ник-, -чик-, -щик-, -к-, -ск-, -ывы-, -ива-, -ова-,-ева-, -ва-,-н-,-нн).

Буквы о и ё после шипящих и ц в корнях, окончаниях и суффиксах имён существительных.

Буквы о и ё после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных.

Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных.

Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных.

Раздел 2.Морфология и орфография (38занятий)

Понятие о причастии. Причастный оборот.

Действительные и страдательные причастия.

Полные и краткие формы причастий. Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях.

Правописание н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание не с причастиями.

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот.

Правописание не с деепричастиями.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению.

Степени сравнения наречий.

Слитное и раздельное написание нес наречиями на –о (-е).

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

Буквы о и а на конце наречий.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Служебные части речи. Предлог как часть речи. Предлоги производные и непроизводные.

Предлоги простые и составные. Правописание предлогов.

Союз как часть речи. Разряды союзов: сочинительные союзы, подчинительные союзы. Правописание союзов.

Частица как часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц

Раздел 3.Повторение (3 занятия)

Мониторинг развития устной и письменной речи (4 занятия)





Учебно-тематический план

п\п

Наименование раздела

Кол-во

занятий


Обследование устной и письменной речи

4

1

Орфография

19

2

Морфология и орфография

38

3

Повторение

3


Мониторинг развития устной и письменной речи

4


Итого

68 занятий





















Календарно-тематическое планирование индивидуальных коррекционно-логопедических занятий

обучающегося 7 класса с ОВЗ (ЗПР) (68 занятий)

занятия

Тема раздела, занятия

Кол-во

занятий

Дата

Содержание коррекционно-логопедической работы

и основные виды деятельности

1-4

Обследование устной и письменной речи

4



Раздел 1. Орфография (19 занятий)

5-9

Правописание гласных и согласных в корнях слов

5


Закрепление правила правописания гласных и согласных в корнях слов. Обсуждение алгоритма действий для решения орфографических задач и использование его в практической деятельности. Упражнения по формированию навыков правописания безударных гласных в корнях слов, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых и удвоенных согласных. Работа с орфографическим словарём.

10-12

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков

3


Закрепление правила правописания разделительных Ъ и Ь знаков. Упражнения по формированию навыков дифференциации разделительных Ъ и Ь знаков в словах. Практические упражнения по закреплению навыков правописания разделительных Ъ и Ь знаков.

13-14

Правописание приставок ( буквы -з-, -с- на конце приставок; - пре-, -при-)

2


Закрепление правила правописания приставок (букв -з-, -с- на конце приставок; - пре-, -при-). Практические упражнения по формированию навыков правописания приставок (букв -з-, -с- на конце приставок; - пре-, -при-).

15

Правописание суффиксов (-ек-, -ик-, -ник-, -чик-, -щик-, -к-, -ск-, -ыва-, -ива-, -ова-,-ева-, -ва-,-н-,-нн)

1


Закрепление правила правописания и практические упражнения по формированию навыков правописания суффиксов (-ек-, -ик-, -ник-, -чик-, -щик-, -к-, -ск-, -ыва-, -ива-, -ова-,-ева-, -ва-,-н-,-нн).

16-17

Буквы о и ё после шипящих и ц в корнях, окончаниях и суффиксах имён существительных.

2


Закрепление правила правописания букв о и ё после шипящих и ц в корнях, окончаниях и суффиксах имён существительных. Практические упражнения по формированию навыков правописания букв о и ё после шипящих и ц в корнях, окончаниях и суффиксах имён существительных.

18

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных.

1


Закрепление правила правописания букв о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных. Практические упражнения по формированию навыков правописания букв о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных

19-20

Одна и две буквы нн в суффиксах имён прилагательных

2


Закрепление правила правописания н и нн в суффиксах имён прилагательных. Практические упражнения по формированию навыков правописания н и нн в суффиксах имён прилагательных.

21-22

Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных

2


Закрепление правила правописания слитного и дефисного написания сложных имён прилагательных. Практические упражнения по формированию навыков правописания слитного и дефисного написания сложных имён прилагательных.


23

Контрольная работа №1 по теме «Орфография»

1





Раздел 2.Морфология и орфография (38 занятий)

24

Понятие о причастии. Причастный оборот

1


Закрепление понятия о причастии как особой форме глагола, имеющей признаки глагола и прилагательного. Формирование умения определять грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия. Упражнения по умению различать причастия от прилагательных. Закрепление понятия о причастном обороте. Формирование умений находить причастные обороты в предложениях; образовывать предложения с причастными оборотами; обозначать причастные обороты как члены предложения; правильно расставлять знаки препинания.

25-26

Действительные и страдательные причастия

2


Закрепление понятия о действительных и страдательных причастиях. Практические упражнения по формированию умения образовывать действительные и страдательные причастия. Закрепление умения выполнять морфемный разбор действительных и страдательных причастий.

27

Полные и краткие формы причастий. Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях

1


Закрепление понятия о полных и кратких формах причастий. Упражнения по формированию навыков образования и правописания полных и кратких форм причастий; по закреплению навыков правописания гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях.

28

Правописание н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

1


Закрепление правила правописания н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. Практические упражнения по формированию умения различать страдательные причастия от отглагольных прилагательных; навыков образования и правописания н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.

29-30

Правописание не с причастиями

2


Закрепление правила правописания не с причастиями. Практические упражнения по формированию навыков правописания не с причастиями.

31-32

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

2


Закрепление правила правописания букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Практические упражнения по формированию навыков правописания букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

33

Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот.

1


Закрепление понятия о деепричастии как особой неизменяемой форме глагола, совмещающей в себе признаки глагола и наречия. Формирование умения образовывать деепричастия; находить их в предложениях.

Закрепление понятия о деепричастном обороте. Формирование умения находить деепричастные обороты в предложениях и текстах; обозначать как члены предложения; правильно расставлять знаки препинания.

34-35

Правописание не с деепричастиями

2


Закрепление правила правописания не с деепричастиями. Практические упражнения по формированию навыков правописания не с деепричастиями.

36

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

1


Закрепление понятия о деепричастиях совершенного и несовершенного вида. Практические упражнения по формированию навыков образования и правописания деепричастий совершенного и несовершенного вида; умения выполнять морфемный разбор деепричастий совершенного и несовершенного вида.

37

Контрольная работа №2 по теме «Правописание причастий и деепричастий»

1





38

Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению

1


Закрепление понятия о наречии как самостоятельной части речи; морфологических признаках наречия. Формирование умений отличать наречия от других частей речи; находить наречия в предложениях. Закрепление понятия о разрядах наречий по значению. Практические упражнения по формированию навыков образования и правописания наречий; умения определять разряды наречий по значению.

39

Степени сравнения наречий

1


Закрепление понятия о степенях сравнения наречий (сравнительной, превосходной), их формах (простой, составной). Практические упражнения по формированию навыков образования и правописания наречий сравнительной и превосходной степенях наречий простой и составной форм. Закрепление умения выполнять морфемный разбор наречий.

40-41

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о (-е)

2


Закрепление правила слитного и раздельного написания не с наречиями на –о (-е). Практические упражнения по формированию навыков слитного и раздельного написания не с наречиями на –о (-е).

42-43

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

2


Закрепление правила правописания букв о и е после шипящих на конце наречий. Практические упражнения по формированию навыков правописания букв о и е после шипящих на конце наречий.

44-45

Буквы о и а на конце наречий

2


Закрепление правила правописания букв о и а на конце наречий. Практические упражнения по формированию навыков правописания букв о и а на конце наречий.

46-47

Дефис между частями слова в наречиях

2


Закрепление правила правописания дефиса между частями слова в наречиях. Практические упражнения по формированию навыков правописания дефиса между частями слова в наречиях.

48-49

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

2


Закрепление правила слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Практические упражнения по формированию навыков слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

50-51

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

2


Закрепление правила правописания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Практические упражнения по формированию навыков правописания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

52

Контрольная работа №3 по теме «Правописание наречий»

1



53-54

Служебные части речи. Предлог как часть речи.

Предлоги производные и непроизводные

2


Закрепление понятия о служебных частях речи. Закрепление понятия о предлоге как части речи; предлогах производных и непроизводных. Практические упражнения по формированию навыков дифференциации и правописания производных и непроизводных предлогов.


55-56

Предлоги простые и составные. Правописание предлогов

2


Закрепление понятия о предлогах простых и составных. Практические упражнения по формированию навыков дифференциации и правописания простых и составных предлогов.


57-58

Союз как часть речи. Разряды союзов: сочинительные союзы, подчинительные союзы. Правописание союзов

2


Закрепление понятия о союзе как часть речи; разрядах союзов (сочинительных, подчинительных). Закрепление правила правописания союзов. Практические упражнения по формированию умений определять разряды союзов; навыков правописания союзов.

59-60

Частица как часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц

2


Закрепление понятия о частице как части речи; разрядах частиц. Практические упражнения по формированию навыков правописания частиц.

61

Контрольная работа №4 по теме «Правописание служебных частей речи»

1



Раздел 3.Повторение (3 занятия)

62-63

Повторение изученного материала за учебный год

2


Практические упражнения по закреплению навыков правописания гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях; н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных;

правописания букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; букв о и е после шипящих на конце наречий, букв о и а на конце наречий.

64

Итоговая контрольная работа

1



65-68

Мониторинг развития устной и письменной речи

4















Информационно-методическое обеспечение:

  1. Бакулина, Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 7 класс /Г.А. Бакулина. – М.: Гуманитар. изд, центр ВЛАДОС, 2006. – 303 с. – (Конспекты уроков).

  2. Рыбченкова, Л.М. Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений/Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич/; Рос. акад. наук., Рос. акад. образования – М.: Просвещение, 2012. – 207 с. – (Академический школьный учебник).

  3. Шклярова,Т.В. Сборник диктантов по русскому языку с заданиями. 5-7 классы/Т.В. Шклярова, Т.Н. Турунцева. – М.: Грамотей, 2009, 168 с.

  4. Шклярова,Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 7-го класса. Практикум для средней школы /Т.В. Шклярова. – М.: Грамотей, 152 с.

  5. Яковлева, Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи/под ред. Н.Н. Яковлевой. – Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, 2007.


Интернет-ресурсы:

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.festival.1september.ru/

  2. http://nsportal.ru/

  3. https://school-collection.edu.ru

  4. https://uchitelya.com/


Материально-техническое обеспечение:

компьютер, презентации






























Приложение


Критерии оценивания контрольно-измерительных материалов



Критерии оценивания диктанта:

Оценка «5» ставится за аккуратно выполненную работу; в диктанте нет ошибок.

Оценка «4» ставится за аккуратно выполненную работу; в диктанте допущено не более 2-х ошибок.

Оценка «3» ставится за небрежно выполненную работу; в диктанте допущено от 3-х до 5 ошибок.

Оценку «2» ставить не рекомендуется.

За одну ошибку считаются:

- 2 исправления;

- 2 пунктуационные ошибки;

- 2 одинаковые дисграфические ошибки либо повторение ошибки на одно и то же правило.



Критерии оценивания грамматических заданий:

Оценка «5» ставится за выполнение всех заданий правильно.

Оценка «4» ставится за правильное выполнение не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится правильное выполнение половины заданий.

Оценку «2» ставить не рекомендуется.

































Контрольно-измерительные материалы (7 кл.)

Контрольная работа №1 по теме «Орфография»


Цель: контроль сформированности навыков правописания гласных и согласных в корнях слов, суффиксов имен существительных; букв о и ё после шипящих и ц в корнях, окончаниях и суффиксах имён существительных и прилагательных; н и нн в суффиксах имён прилагательных; слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных.



  1. Диктант


Пиранья


Пиранья – рыба сантиметров тридцать пять в длину. Она очень красива. Переливчатая пурпурно-голубая спина, бока лимонно-зелёные, усыпанные красными, чёрными и жёлтыми пятнышками. Живот ярко-малиновый. Плавники, жабры и хвост окрашены в ярко-красный цвет. В этом небольшом неуклюжем тельце живёт чрезвычайно прожорливый чёртик. Рот пираньи вооружён тонкими, но крепкими и острыми, как отточенные кинжалы, зубами. Рыбки держат в ежовых рукавицах всех жителей побережья водоёмов, где они проживают. Перекусить пальцы человека для пираньи не составляет никакого труда. Всё происходит с шокирующей скоростью: один миг – и ампутация закончена. Как утверждают индейцы, подобная операция совершенно не вызывает боли, так как пираньи могут натворить много кровавых дел до того, как их жертва осознает, что она подверглась нападению. (110 слов)


  1. Грамматические задания:

  1. Выпишите два имени прилагательных с буквами о или ё после шипящих, подберите и запишите к ним родственные слова.

  2. Выпишите из текста имя прилагательное с буквами о или ё в суффиксе, выполните морфемный разбор данного слова.




Ключи:


  1. Чёрными – чернеть, жёлтыми – желток.

  2. Ежовых: окончание – ых, основа – ежов, корень – еж, суффикс – ов.



















Контрольная работа № 2 по теме «Правописание причастий и деепричастий»


Цель: контроль сформированности навыков правописания н и нн в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных; правописания не с причастиями и деепричастиями; умений определять причастия и деепричастия; выполнять разбор слов по составу.



  1. Диктант

Лесной ручеёк

От луга к старому лесу бежал прозрачный ручеёк. Извиваясь между камнями, он, не умолкая, чисто и нежно звенел. А впереди лиственные деревья, не оставляя ни малейшего просвета, соединились вершинами высоко над землёй, образовали вход в таинственные глубины леса. Здесь ручеёк падал с высоты обрыва и разбивался о камни на миллиарды брызг. В этой живописной арке под хрустальную песенку ручейка, переливаясь, сияла радуга. Внизу лежало озеро, вправленное в пышную изумрудную рамку прибрежных кустов и деревьев. Острые вершины елей, мохнатые шапки сосен отражались в его водах, словно башни древнего города. В тишине долины озеро напоминало крупный бриллиант, никем ещё не найденный. Не приближаясь к топкому берегу озера, мы двинулись вглубь леса. (109 слов)





  1. Грамматическое задание:

Выпишите из текста по одному причастию и деепричастию, разберите их по составу.



Ключ:


Умолкая (дееприч.): основа – умолка, корень – молк; суффиксы – а, я; приставка – у;

найденный (страдат. причастие): окончание – ый, основа – найденн, корень – найд; суффикс –енн.


























Контрольная работа №3 по теме «Правописание наречий»



Цель: контроль сформированности навыков правописания не с наречиями на –о (-е); букв о и е после шипящих на конце наречий; букв о и а на конце наречий; мягкого знака после шипящих на конце наречий.


  1. Диктант


Горное путешествие


Два дня мы пробирались по такой непроходимой дороге, которая точно вызвала бы дрожь у самого искушённого любителя лазить по горам. Вечером второго дня, когда уже невмочь было продолжать путь, перед нами возник незабываемый пейзаж: дикая долина, настежь открытая всем ветрам, сплошь заваленная обломками камней. Под нашими ногами вскачь бежали многочисленные ручейки. На тёмно-синем небе над вершиной самой высокой горы, нежно касаясь её снежного купола, нависло серебристое облако. Лёгкое, как шёлк, окутывало оно её верхушку. Пройдя ещё немного, мы очутились внутри пещеры, по стенам которой струилась вода, стекая в глубокое озеро. Озеро, гладкое и чистое, как зеркало, мягко светилось. Лишь теперь мы поняли, как нам повезло. Не разводя костра и не ужиная, мы навзничь повалились на спальные мешки и уснули. (120 слов)


  1. Грамматическое задание:

Выпишите по одному наречию с буквами о или а на конце и с мягким знаком после шипящих на конце. Разберите их по составу.







Ключ:

2. Мягко:окончание – нулевое, основа – мягко, корень – мягк, суффикс – о;

невмочь:окончание – нулевое, основа –невмочь, корень – мочь, суффиксы – не, в.






















Контрольная работа №4 по теме «Правописание служебных частей речи»


Цель: контроль сформированности навыков правописания служебных частей речи (предлогов, союзов, частиц)



Диктант


Причудливый лес



Наташа вгляделась в окружающие её деревья, и лес показался девушке соединением живых существ. Вот с густыми курчавыми шапками стоят сосны. Их много. Назовите их, как хотите: солдаты, пахари. Они – представители физической силы. Среди них одиноко мелькают ели с развесистыми прямыми ветвями, точно волосы на взъерошенной голове. У них интеллигентный вид художников, профессоров, учителей. Попробуй-ка без листьев узнать, ольха ли, вяз ли? Наташе почему-то приходит в голову сравнение с поседевшими и облысевшими на службе чиновниками. Их тут немного, но они как-то выпятились вперёд, заслонили даже стволы сосен. Вот с мелкими ветвями и тоненькими прутиками стоят молодые берёзки. Они все кружевные, нежные, как будто барышни, нарядившиеся, чтобы отправиться на бал. (107 слов)




































Итоговая контрольная работа



Цель: контроль сформированности навыков правописания орфограмм в словах; причастий и деепричастий; наречий; предлогов и союзов; умения находить причастный и деепричастный обороты.


  1. Диктант


Прошлым летом я снимал небольшой домик невдалеке от Чёрного моря. Каждое утро я шёл в конец улицы, переходил вброд шумную горную речку, расстилал поближе к морю полотенце и бежал к воде. Невтерпёж мне было окунуться в синюю солёную воду. Но, взглянув на волны, безжалостно наотмашь хлеставшие прибрежные камни, я решил всё-таки сначала немножко позагорать. В течение нескольких часов сидел неподвижно, глядя на море, играющее и переливающееся всеми цветами радуги.

Близ берега неподалёку от меня над волнами носятся то туда, то сюда чайки, оглашая своими резкими голосами тишину морской стихии. Вдруг чайки, как будто сговорившись, по-своему, по-птичьи, улетают прочь от берега, и вскоре их белокрылая стайка исчезает из вида.

Жил я у моря всего-навсего неделю, но впоследствии всегда с удовольствием вспоминал свои прогулки по морскому берегу. (126 слов)



  1. Грамматические задания:

  1. Озаглавьте текст.

  2. Выпишите из текста по одному причастию, деепричастию, наречию, разберите их по составу.

  3. Найдите предложения с причастным и деепричастным оборотами, объясните постановку знаков препинания.




Ключ:

2. Играющее (причастие): окончание – ее, основа – играющ, корень – игр, суффиксы – а, ющ;

оглашая (деепричастие): основа – оглашая, корень – глаш, суффиксы – а,я, приставка – о;

невдалеке(наречие):основа – невдалеке, корень – далек, суффикс – е, приставки – не, в.

.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!