МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА №30»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР приказом №__________
______________ ФИО от ____________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ( II вида)
ЛИЕРАТУРЕ
по _____________________________________________________________
(указать предмет, курс)
для 10-А,Б классов
Количество часов в неделю – 3 часа, количество часов за год – 102 часа
Уровень __________базовый________________
(базовый, профильный)
Учитель Ткаченко Людмила Алексеевна_(высшая квалификационная категория)____
Составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе Примерной программы среднего общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы –составители: Меркин Г.С.Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.: «Русское слово», 2010г.)
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
протокол №__ от _______2018__г.
Руководитель МО________Чеботаева Н.П.
г.Симферополь
2018 год
.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Примерной программы среднего общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов для общеобразовательных учреждений (авторы –составители: Меркин Г.С.Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.: «Русское слово», 2010г.)
Данную программу реализует учебник:. Русский язык и литература. Литература: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. /С.А.Зинин, В.И.Сахаров-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014г.
Рабочая программа предполагает использование в процессе изучения литературы регионального компонента. Творчество многих писателей тесно связано с Крымом, что нашло отражение в представленной рабочей программе.
Цели изучения литературы в 10 классе:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Задачи обучения:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Планируемые результаты освоения предмета «Литература» в 10-х классах
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей XIX века;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тематическое распределение количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
-
| Введение | 1 | 1 |
-
| Литература 1 половины 19 века | 13 | 11 |
-
| Литература 2 половины 19 века | 87 | 85 |
-
| Из зарубежной литературы 19 века | - | 4 |
| Обобщение по курсу | 1 | 1 |
| | 102 | 102 |
В рабочей программе произошло перераспределение часов в связи введением зарубежной литературы 19 века, изучение которой входит в обязательный минимум в соответствии с Примерной программой по литературе.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), количество часов указано с учетом региональных и федеральных праздников
В соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации, формах ее проведения, системе оценивания и переводе в следующий класс в течение года запланированы 2 обязательных мониторинга (по итогам 1 полугодия и года.)
Даты в КТП проставлены с учетом региональных и федеральных праздников. Выполнение программы обеспечивается за счет интеграции тем на усмотрение учителя в течение учебной четверти или полугодия, при этом содержание учебного материала выполняется в полном объеме.
Учебно-тематический план
№ | Название темы, раздела | Кол-во часов | Практическая часть |
| | | Уроки разв. речи | Контр. кл. соч. | Контр. дом.соч. | Внекл. чтен. | Контр. раб |
-
| Введение. К истории русской литературы 19 века. | 1 | | | | | |
| Литература 1 половины 19 века | 11 | | | | | |
-
| А.С.Пушкин | 4 | | | | | |
-
| М.Ю.Лермонтов | 3 | | | | | |
-
| Н.В.Гоголь | 4 | 1 | | 1 | | |
| Литература 2 половины XIX века | 85 | | | | | |
-
| Введение. Особенности литературы и журналистики 2 половины ХIХ века | 1 | | | | | |
-
| А.Н.Островский | 8 | 2 | 1 | | | |
-
| И.А.Гончаров | 6 | | | | | |
-
| И.С.Тургенев | 8 | 1 | 1 | | 1 | |
-
| Н.Чернышевский | 1 | | | | | |
-
| Н.А.Некрасов | 8 | | | | 1 | 1 |
-
| Ф.И.Тютчев А.А.Фет | 8 | 2 | 1 | | | |
-
| Н.С.Лесков | 5 | | | | 2 | |
-
| М.Е.Салтыков-Щедрин | 5 | | | | 1 | |
-
| А.К.Толстой | 3 | | | | | |
-
| Л.Н.Толстой | 16 | 2 | | 1 | 1 | |
-
| Ф.М.Достоевский | 10 | 2 | | 1 | 1 | |
-
| А.П.Чехов | 7 | 1 | | | 1 | 1 |
| Из зарубежной литературы 19 века | 4 | | | | | |
| Обобщение по курсу | 1 | | | | | |
| Итого | 102 | 11 | 3 | 3 | 8 | 2 |
Введение
Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).
Из литературы первой половины XIX века
А.С. ПУШКИН
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность по-этического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу…» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Н.В. ГОГОЛЬ
Повести: «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально психологи-ческой проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно бытовая коллизия, речевой жест.
И.А. ГОНЧАРОВ
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского на-ционального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Роман «Что делать?» (обзор).
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди»
Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Н.А. НЕКРАСОВ
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно мифологические приемы построения сюжета поэмы. Пред-ставители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа…», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения
сии, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
А.А. ФЕТ
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Кра-сота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ переживание.
Н.С. ЛЕСКОВ
Повесть «Очарованный странник».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприим-
чивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника». «Леди Макбет Мценского уезда»
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
М.Е. САЛТЫКО-ЩЕДРИН
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр
творчестве Щедрина сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова Щедрина. Развенчание обы-вательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
А.К. ТОЛСТОЙ
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепе-
щет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Роман «Война и мир».
Жанрово тематическое своеобразие толстовского романа эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствова-ния Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно патриотического сознания. Значение романа эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы. «Севастопольские рассказы»
Опорные понятия: роман эпопея; «диалектика души»; историко философская концепция.
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе. Роман «Идиот» (обзор).
Опорные понятия: идеологический роман и герой идея; полифония (многоголосие); герои «двойники».
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев «недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. Чехов и Крым.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Обзор зарубежной литературы второй половины
XIX века .
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний
романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Г. де Мопассан (1 час)
Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения). Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
Г. Ибсен (1 час)
Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.
А. Рембо (1 час)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения). Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.
Повторение в конце года
3.Календарно-тематическое планирование.
№ | Название раздела , темы | Кол-во часов | Класс | Дата проведения урока | Примечание |
По плану | По факту |
| 1 полугодие | | | | | |
| Введение (1 час) | 1 | | | | |
-
| Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы 19 века.) | 1 | 10-А 10-Б | 03.09 04.09 | | |
| Из литературы первой половины 19 века (11 часов) | 11 | | | | |
| А.С. Пушкин (4 часа) | 4 | | | | |
2 3 | А.С.Пушкин. Лирика. («Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Вновь я посетил» и др.) Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. | 1 | 10-А 10-Б | 03 09 05.09 | | |
А.С.Пушкин. Лирика. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы). | | 10-А 10-Б | | |
-
| Историческая и «частная» темы в поэме А.С.Пушкина« Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». | 1 | 10-А 10-Б | 05.09 05.09 | | |
-
| А.С.Пушкина« Медный всадник». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории | 1 | 10-А 10-Б | 10.09 11.09 | | |
| М.Ю. Лермонтов (3 часа) | 3 | | | | |
-
| М.Ю.Лермонтов. Лирика Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики. | 1 | 10-А 10-Б | 10.09 12.09 | | |
-
| М.Ю.Лермонтов. Лирика Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. | 1 | 10-А 10-Б | 12.09 12.09 | | |
-
| Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта. | 1 | 10-А 10-Б | 17.09 18.09 | | |
| Н.В. Гоголь (4 часа) | 4 | | | | |
-
| Художественный мир Н.В. Гоголя. | 1 | 10-А 10-Б | 17.09 19.09 | | |
-
| Н.В.Гоголь. Повесть «Невский проспект». Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект» | 1 | 10-А 10-Б | 19.09 19.09 | | |
-
| Повесть «Нос». Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. | 1 | 10-А 10-Б | 24.09 25.09 | | |
-
| Р.р-1.Подготовка к домашнему сочинению (№ 1) по программным произведениям из литературы первой половины 19 века. | 1 | 10-А 10-Б | 24.09 26.09 | | |
| Из литературы второй половины 19 века | 85 | | | | |
| А.Н. Островский (8часов) | 8 | | | | |
-
| Введение. Особенности литературы и журналистики второй половины 19 века. | 1 | 10-А 10-Б | 26.09 26.09 | | |
-
| А.Н.Островский – основоположник русского национального театра. | 1 | 10-А 10-Б | 01.10 02.10 | | |
-
| А.Н.Островский «Свои люди – сочтемся!». Конфликт между старшими и младшими, властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. | 1 | 10-А 10-Б | 01.10 03.10 | | |
-
| Н.А. Островский «Гроза». Истроия создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия. | 1 | 10-А 10-Б | 03.10 03.10 | | |
-
| Н.А. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели . «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе...» | 1 | 10-А 10-Б | 08.10 09.10 | | |
-
| Н.А. Островский «Гроза». «Такая уж я зародилась, горячая!» Образ Катерины и её трагедия. | 1 | 10-А 10-Б | 08.10 10.10 | | |
-
| Р.Р-2.Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Пьеса в оценке Н. А. Добролюбова,Д. И. Писарева, А. А. Григорьева. Подготовка к сочинению по драме «Гроза». | 1 | 10-А 10-Б | 10.10 10.10 | | |
-
| Р.Р.-3 Контрольное сочинение -1 по пьесе А.Н. Островского «Гроза». | 1 | 10-А 10-Б | 15.10 16.10 | | |
| И.А. Гончаров (6 часов) | 6 | | | | |
-
| Личность и творчество И.А. Гончарова. Романы Гончарова как своеобразная трилогия о судьбах Родины и русского человека. | 1 | 10-А 10-Б | 15.10 17.10 | | |
-
| Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. | 1 | 10-А 10-Б | 17.10 17.10 | | |
-
| Обломов и Щтольц (сравнительная характеристика) | 1 | 10-А 10-Б | 22.10 23.10 | | |
-
| «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. | 1 | 10-А 10-Б | 22.10 24.10 | | |
25 26 | Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин). | 1 | 10-А 10-Б 10-А 10-Б | 24.10 24.10 06.11 | | |
| И.С. Тургенев (9часов) | 8 | | | | |
-
| И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе. | 1 | 10-А 10-Б | 07.11 07.11 | | |
-
| И. С. Тургенев — создатель русского романа. Проблематика и поэтика одного из романов писателя. История создания романа «Отцы и дети». | 1 | 10-А 10-Б | 07.11 07.11 | | |
-
| Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе «Отцы и дети». Базаров — герой своего времени | 1 | 10-А 10-Б | 12.11 13.11 | | |
-
| «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Сторонники и противники Базарова. | 1 | 10-А 10-Б | 12.11 14.11 | | |
-
| Любовь в романе «Отцы и дети». | 1 | 10-А 10-Б | 14.11 14.11 | | |
-
| «Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг» Анализ эпизода «Смерть Базарова». | 1 | 10-А 10-Б | 19.11 20.11 | | |
-
| Вн. чт.-.1Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений. | 1 | 10-А 10-Б | 19.11 21.11 | | |
-
| Р.р.-4.Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению (№ 2) по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». | 1 | 10-А 10-Б | 21.11 21.11 | | |
| Н.Г. Чернышевский(1 час) | 1 | | | | |
-
| Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» как полемический отклик на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и «теория разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России | 1 | 10-А 10-Б | 26.11 27.11 | | |
| Н.А.Некрасов (8 часов) | 8 | | | | |
-
| Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. | 1 | 10-А 10-Б | 26.11 28.11 | | |
-
| Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро. Жалкое наследство...», «Пророк» и др. | 1 | 10-А 10-Б | 28.11 28.11 | | |
-
| «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмарка». | 1 | 10-А 10-Б | 03.12 04.12 | | |
-
| Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Проблемы осмысления Некрасовым народного бунта. | 1 | 10-А 10-Б | 03.12 05.12 | | |
-
| Образы помещиков и их идейный смысл. Дореформенная и пореформенная Россия. Тема социального и духовного рабства. | 1 | 10-А 10-Б | 05.12 05.12 | | |
-
| Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы. | 1 | 10-А 10-Б | 10.12 11.12 | | |
-
| Вн.чт.-2.Лирика Некрасова. | 1 | 10-А 10-Б | 10.12 | | |
-
| Контрольная работа №1 по теме «Литература 19 века» (Мониторинг по итогам 1 полугодия) | 1 | 10-А 10-Б | 12.12 12.12 | | |
| Ф.И. Тютчев, А.А. Фет (8 часов) | 8 | | | | |
-
| Лирика Ф.И.Тютчева. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. | 1 | 10-А 10-Б | 17.12 18.12 | | |
-
| Лирика Ф.И.Тютчева. «Мыслящая поэзия», ее философская глубина и образная насыщенность. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. | 1 | 10-А 10-Б | 17.12 19.12 | | |
-
| Лирика Ф.И.Тютчева. Драматизм звучания любовной лирики поэта. | 1 | 10-А 10-Б | 19.12 19.12 | | |
-
| Лирика А.А. Фета.«Стихи пленительные Фета» Эмоциональная глубина и образно стилистическое богатство лирики | 1 | 10-А 10-Б | 24.12 25.12 | | |
-
| Лирика А.А. Фета. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Драматизм звучания любовной лирики поэта. | 1 | 10-А 10-Б | 24.12 26.12 | | |
-
| Лирика А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. | 1 | 10-А 10-Б | 26.12 26.12 | | |
-
| Р.Р.-5.Сопоставительный анализ стихотворений Фета и Тютчева. | 1 | 10-А 10-Б | 09.01 09.01 | | |
-
| Р.Р-6.Контрольное сочинение-2 ( по произведениям А.А. Фета и Ф.И. Тютчева) | 1 | 10-А 10-Б | 14.01 15.01 | | |
| Н.С. Лесков (5 часов) | 5 | | | | |
-
| Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Личность и судьба писателя. | 1 | 10-А 10-Б | 14..01 16.01 | | |
-
| «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина. | 1 | 10-А 10-Б | 16.01 16.01 | | |
-
| Поэтика названия сказа «Очарованный странник». Особенности жанра и композиции. Язык и стиль произведения. | 1 | 10-А 10-Б | 21.01 22.01 | | |
-
| Вн.чт-3. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». | 1 | 10-А 10-Б | 21.01 23.01 | | |
-
| Вн.чт-4.Н. С. Лесков. «Тупейный художник». Самобытный характер и необычная судьба русского человека | 1 | 10-А 10-Б | 23.01 23.01 | | |
| М.Е. Салтыков-Щедрин (5 часов) | 5 | | | | |
-
| М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина (обобщение ранее изученного) | 1 | 10-А 10-Б | 28.01 29.01 | | |
-
| «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. | 1 | 10-А 10-Б | 28.01 30.01 | | |
-
| Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках «Медведь на воеводстве», «Богатырь». | 1 | 10-А 10-Б | 30.01 30.01 | | |
-
| Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». | 1 | 10-А 10-Б | 04.02 05.02 | | |
-
| Вн.чт.5 -М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников. | 1 | 10-А 10-Б | 04.02 06.02 | | |
| А.К. Толстой (3 часа) | 3 | | | | |
-
| Лирика А.К.Толстого. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии. Жанрово-тематическое богатство творчестваА.Толстого. | 1 | 10-А 10-Б | 06.02 06.02 | | |
-
| Романтический колорит интим - ной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. | 1 | 10-А 10-Б | 11.02 12.02 | | |
-
| Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики. | 1 | 10-А 10-Б | 11.02 13.02 | | |
| Л.Н. Толстой (16 часов) | 16 | | | | |
-
| Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека. | 1 | 10-А 10-Б | 13.02 13.02 | | |
-
| Вн.чт. -6 .Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого | 1 | 10-А 10-Б | 18.02 19.02 | | |
-
| История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи. Образ автора в романе. | 1 | 10-А 10-Б | 18.02 20.02 | | |
68 | «Чтобы жить честно...» Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | 1 | 10-А 10-Б | 20.02 20.02 | | |
69 | «Чтобы жить честно...» Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | 1 | 10-А 10-Б | 25.02 26.02 | | |
-
| Семья Ростовых и семья Болконских. | 1 | 10-А 10-Б | 25.02 27.02 | | |
-
| Р.Р-7. Развернутый ответ на вопрос по роману Л.Н.Толстого | 1 | 10-А 10-Б | 27.02 27.02 | | |
72 | Тема народа в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева. | 1 | 10-А 10-Б | 04.03 05.03 | | |
73 | Кутузов и Наполеон: сопоставительный анализ образов. | 1 | 10-А 10-Б | 04.03 06.03 | | |
74 75 | Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа «Война и мир». | 1 1 | 10-А 10-Б 10-А 10-Б | 06.03 06.03 11.03 12.03 | | |
-
| Л.Н. Толстой «Война и мир». «Дубина народной войны поднялась…» «Мысль народная» в романе. | 1 | 10-А 10-Б | 11.03 13.03 | | |
-
| .Н. Толстой «Война и мир». Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). | 1 | 10-А 10-Б | 13.03 13.03 | | |
-
| Л.Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины). | 1 | 10-А 10-Б | 18.03 19.03 | | |
79 | Л.Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины). | 1 | 10-А 10-Б | 18.03 20.03 | | |
80 | Рр.№8.Подготовка к домашнему сочинению по роману «Война и мир» | 1 | 10-А 10-Б | 20.03 20.03 | | |
| Ф.М. Достоевский (10 часов) | 10 | | | | |
-
| Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. | 1 | 10-А 10-Б | 01.04 02.04 | | |
-
| Петербург Ф. М. Достоевского. | 1 | 10-А 10-Б | 01.04 03.04 | | |
-
| История создания романа «Преступление и наказание». «Маленький человек» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | 1 | 10-А 10-Б | 03.04 03.04 | | |
-
| Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. | 1 | 10-А 10-Б | 08.04 09.04 | | |
-
| «Двойники» Раскольникова. | 1 | 10-А 10-Б | 08.04 10.04 | | |
-
| Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Сопоставление Раскольникова и Сони. | 1 | 10-А 10-Б | 10.04 10.04 | | |
-
| Композиционная роль эпилога в романе «Преступление и наказание | 1 | 10-А 10-Б | 15.04 16.04 | | |
-
| Р.р-9. Подготовка к сочинению. Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание». | 1 | 10-А 10-Б | 15.04 17.04 | | |
-
| Р.р-10. Контрольное сочинение-3 по Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | 10-А 10-Б | 17.04 17.04 | | |
-
| Вн.чт.-7.Художественный мир Ф.М.Достоевского. Роман «Идиот» (обзор) | 1 | 10-А 10-Б | 22.04 23.04 | | |
| А.П. Чехов (7 часов) | 7 | | | | |
-
| Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч». | 1 | 10-А 10-Б | 22.04 24.04 | | |
-
| Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. | 1 | 10-А 10-Б | 24.04 24.04 | | |
-
| Р.р.11. Ответ на проблемный вопрос по рассказам А.П.Чехова. | 1 | 10-А 10-Б | 29.04 30.04 | | |
-
| Особенности драматургии А. П. Чехова. . «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда. | 1 | 10-А 10-Б | 29.04 30.04 | | |
-
| А.П. Чехов «Вишнёвый сад» Фигуры героев-недотеп и символический образ сада. Роль второстепенных и внесценических персонажей в пьесе. | 1 | 10-А 10-Б | 06.05 07.05 | | |
-
| Вн.чт-8. А.П. Чехов в Крыму. | 1 | 10-А 10-Б | 06.05 08.05 | | |
-
| Контрольная работа №2 по теме «Литература 19 века» (Мониторинг по итогам года) | 1 | 10-А 10-Б | 08.05 08.05 | | |
| Из зарубежной литературы 19 века | 4 | | | | |
-
| Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм. | 1 | 10-А 10-Б | 13.05 14.05 | | |
-
| Г. де Мопассан Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье» Сюжет и композиция новеллы. Система образов. | 1 | 10-А 10-Б | 13.05 15.05 | | |
-
| Г. Ибсен Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. | 1 | 10-А 10-Б | 15.05 15.05 | | |
-
| Символизм в Европе. А. Рембо. «Пьяный корабль». Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе 1880— 1890 гг. | 1 | 10-А 10-Б | 20.05 21.05 | | |
| Обобщение по курсу | 1 | 10.А 10-Б | 20.05 22.05 | | |
-
| Урок –викторина по изученным произведениям. | 1 | 10-А 10-Б | 22.05 22.05 | | |