СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ( II вида) по ЛИТЕРАТУРЕ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе  составлена на основе   Федерального компонента государственного  образовательного стандарта среднего  общего образования, Примерной программы среднего общего образования по литературе и авторской  программы по литературе для 5-11 классов для общеобразовательных учреждений (авторы –составители: Меркин Г.С.Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.: «Русское слово», 2010г.)

  Данную программу реализует учебник:. Русский язык и литература. Литература: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. /С.А.Зинин, В.И.Сахаров-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014г.

    Рабочая  программа предполагает использование в процессе изучения литературы регионального компонента. Творчество многих писателей тесно связано с Крымом, что  нашло отражение в представленной рабочей программе.

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ( II вида) по ЛИТЕРАТУРЕ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА №30»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ





СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР приказом №__________

______________ ФИО от ____________20___г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ( II вида)


ЛИЕРАТУРЕ

по _____________________________________________________________

(указать предмет, курс)


для 10-А,Б классов


Количество часов в неделю – 3 часа, количество часов за год – 102 часа

Уровень __________базовый________________

(базовый, профильный)

Учитель Ткаченко Людмила Алексеевна_(высшая квалификационная категория)____



Составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе Примерной программы среднего общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы –составители: Меркин Г.С.Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.: «Русское слово», 2010г.)




РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол №__ от _______2018__г.

Руководитель МО________Чеботаева Н.П.




г.Симферополь

2018 год

.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Примерной программы среднего общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов для общеобразовательных учреждений (авторы –составители: Меркин Г.С.Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.: «Русское слово», 2010г.)

Данную программу реализует учебник:. Русский язык и литература. Литература: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. /С.А.Зинин, В.И.Сахаров-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014г.

Рабочая программа предполагает использование в процессе изучения литературы регионального компонента. Творчество многих писателей тесно связано с Крымом, что нашло отражение в представленной рабочей программе.

Цели изучения литературы в 10 классе:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Планируемые результаты освоения предмета «Литература» в 10-х классах

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей XIX века;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Тематическое распределение количества часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Введение

1

1

Литература 1 половины 19 века

13

11

Литература 2 половины 19 века

87

85

Из зарубежной литературы 19 века

-

4

Обобщение по курсу

1

1



102

102



В рабочей программе произошло перераспределение часов в связи введением зарубежной литературы 19 века, изучение которой входит в обязательный минимум в соответствии с Примерной программой по литературе.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), количество часов указано с учетом региональных и федеральных праздников

В соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации, формах ее проведения, системе оценивания и переводе в следующий класс в течение года запланированы 2 обязательных мониторинга (по итогам 1 полугодия и года.)

Даты в КТП проставлены с учетом региональных и федеральных праздников. Выполнение программы обеспечивается за счет интеграции тем на усмотрение учителя в течение учебной четверти или полугодия, при этом содержание учебного материала выполняется в полном объеме.



Учебно-тематический план

Название темы, раздела

Кол-во часов

Практическая часть




Уроки разв. речи

Контр. кл. соч.


Контр. дом.соч.

Внекл. чтен.

Контр. раб

Введение.

К истории русской литературы 19 века.

1







Литература 1 половины 19 века

11






А.С.Пушкин

4






М.Ю.Лермонтов

3






Н.В.Гоголь

4

1


1




Литература 2 половины XIX века

85






Введение. Особенности литературы и журналистики 2 половины ХIХ века

1






А.Н.Островский

8

2

1




И.А.Гончаров

6






И.С.Тургенев

8

1

1


1


Н.Чернышевский

1






Н.А.Некрасов

8




1

1

Ф.И.Тютчев

А.А.Фет

8

2

1




Н.С.Лесков

5




2


М.Е.Салтыков-Щедрин

5




1


А.К.Толстой

3






Л.Н.Толстой

16

2


1

1


Ф.М.Достоевский

10

2


1

1


А.П.Чехов

7

1



1

1


Из зарубежной литературы 19 века

4







Обобщение по курсу

1







Итого

102

11

3

3

8

2



Введение

Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).


Из литературы первой половины XIX века

А.С. ПУШКИН


Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».


Образно тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность по-этического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально этическое значение пушкинской поэзии.


Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности


  • государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.


Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ


Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу…» и др. по выбору. Поэма «Демон».


Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.


Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.


Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.


Н.В. ГОГОЛЬ


Повести: «Невский проспект», «Нос».


Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека


  • пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.


Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.


А.Н. ОСТРОВСКИЙ


Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».


Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально психологи-ческой проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.


Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).


Опорные понятия: семейно бытовая коллизия, речевой жест.



И.А. ГОНЧАРОВ


Роман «Обломов».


Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).


Опорные понятия: образная типизация, символика детали.



И.С. ТУРГЕНЕВ


Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.


Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.


Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского на-ционального самосознания в тематике и образах стихотворений.


Опорные понятия: социально психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.



Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ


Роман «Что делать?» (обзор).


«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди»


  • теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.


Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.


Н.А. НЕКРАСОВ


Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.


Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно мифологические приемы построения сюжета поэмы. Пред-ставители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно композиционное звучание.


Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.



Ф.И. ТЮТЧЕВ


Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа…», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.


«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения


  • тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия Рос-

сии, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.


Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.


А.А. ФЕТ


Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.


Эмоциональная глубина и образно стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Кра-сота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике


  • Фета. Музыкально мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета художника.


Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ переживание.


Н.С. ЛЕСКОВ


Повесть «Очарованный странник».


Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприим-

чивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника». «Леди Макбет Мценского уезда»


Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.


М.Е. САЛТЫКО-ЩЕДРИН


Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».


«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр


  • творчестве Щедрина сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова Щедрина. Развенчание обы-вательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова Щедрина.


Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.



А.К. ТОЛСТОЙ


Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепе-

щет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.


Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.


Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.


Л.Н. ТОЛСТОЙ


Роман «Война и мир».


Жанрово тематическое своеобразие толстовского романа эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствова-ния Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.


«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.


«Мысль народная» как идейно художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно патриотического сознания. Значение романа эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы. «Севастопольские рассказы»


Опорные понятия: роман эпопея; «диалектика души»; историко философская концепция.



Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ


Роман «Преступление и наказание».


Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе. Роман «Идиот» (обзор).


Опорные понятия: идеологический роман и герой идея; полифония (многоголосие); герои «двойники».


А.П. ЧЕХОВ


Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».


Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.


Новаторство Чехова драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев «недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. Чехов и Крым.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.


Обзор зарубежной литературы второй половины

XIX века .

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний

романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Г. де Мопассан (1 час)

Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения). Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Г. Ибсен (1 час)

Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

А. Рембо (1 час)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения). Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.

Повторение в конце года














3.Календарно-тематическое планирование.

Название раздела , темы

Кол-во

часов

Класс

Дата проведения урока

Примечание

По плану

По факту


1 полугодие







Введение (1 час)

1





Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы 19 века.)

1

10-А


10-Б

03.09


04.09




Из литературы первой половины 19 века (11 часов)

11






А.С. Пушкин (4 часа)

4





2






3


А.С.Пушкин. Лирика.

(«Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Вновь я посетил» и др.) Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики.

1

10-А



10-Б

03 09



05.09



А.С.Пушкин. Лирика. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы).


10-А


10-Б



Историческая и «частная» темы в поэме А.С.Пушкина« Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести».

1

10-А


10-Б

05.09


05.09



А.С.Пушкина« Медный всадник». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории

1

10-А


10-Б

10.09


11.09






М.Ю. Лермонтов (3 часа)

3





М.Ю.Лермонтов. Лирика Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики.

1

10-А


10-Б

10.09


12.09



М.Ю.Лермонтов. Лирика Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.

1

10-А


10-Б

12.09


12.09



Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность.

Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

1

10-А


10-Б

17.09


18.09




Н.В. Гоголь (4 часа)

4





Художественный мир Н.В. Гоголя.

1

10-А


10-Б

17.09


19.09



Н.В.Гоголь. Повесть «Невский проспект». Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект»

1

10-А


10-Б

19.09


19.09



Повесть «Нос». Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе.

1

10-А


10-Б

24.09


25.09



Р.р-1.Подготовка к домашнему сочинению (№ 1) по программным произведениям из литературы первой половины 19 века.

1

10-А


10-Б

24.09


26.09




Из литературы второй половины 19 века

85






А.Н. Островский (8часов)

8





Введение. Особенности литературы и журналистики второй половины 19 века.

1

10-А


10-Б

26.09


26.09



А.Н.Островский – основоположник русского национального театра.

1

10-А


10-Б

01.10


02.10



А.Н.Островский «Свои люди – сочтемся!». Конфликт между старшими и младшими, властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии.

1

10-А


10-Б

01.10


03.10



Н.А. Островский «Гроза». Истроия создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

1

10-А


10-Б

03.10


03.10



Н.А. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели . «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе...» 

1

10-А


10-Б

08.10


09.10



Н.А. Островский «Гроза». «Такая уж я зародилась, горячая!» Образ Катерины и её трагедия.

1

10-А


10-Б

08.10


10.10



Р.Р-2.Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Пьеса в оценке Н. А. Добролюбова,Д. И. Писарева, А. А. Григорьева. Подготовка к сочинению по драме «Гроза».

1

10-А


10-Б

10.10


10.10



Р.Р.-3 Контрольное сочинение -1 по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

1

10-А


10-Б

15.10


16.10




И.А. Гончаров (6 часов)

6





Личность и творчество И.А. Гончарова. Романы Гончарова как своеобразная трилогия о судьбах Родины и русского человека.

1

10-А


10-Б

15.10


17.10



Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову.

1

10-А


10-Б

17.10


17.10



Обломов и Щтольц (сравнительная характеристика)

1

10-А


10-Б

22.10


23.10



«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

1

10-А


10-Б

22.10


24.10



25






26

Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.



Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин).

1

10-А


10-Б




10-А


10-Б

24.10


24.10






06.11





И.С. Тургенев (9часов)

8





И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе.

1

10-А


10-Б

07.11


07.11



И. С. Тургенев — создатель русского романа. Проблематика и поэтика одного из романов писателя. История создания романа «Отцы и дети».

1

10-А


10-Б

07.11


07.11



Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе «Отцы и дети». Базаров — герой своего времени

1

10-А


10-Б

12.11


13.11



«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Сторонники и противники Базарова.

1

10-А


10-Б

12.11


14.11



Любовь в романе «Отцы и дети».

1

10-А


10-Б

14.11


14.11



«Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг» Анализ эпизода «Смерть Базарова».

1

10-А


10-Б

19.11


20.11



Вн. чт.-.1Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

1

10-А


10-Б

19.11


21.11



Р.р.-4.Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению (№ 2) по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1

10-А


10-Б

21.11


21.11




Н.Г. Чернышевский(1 час)

1





Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» как полемический отклик на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и «теория разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России

1

10-А


10-Б

26.11


27.11




Н.А.Некрасов (8 часов)

8





Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.

1

10-А


10-Б

26.11


28.11



Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро. Жалкое наследство...», «Пророк» и др.

1

10-А


10-Б

28.11


28.11



«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмарка».

1

10-А


10-Б

03.12


04.12



Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Проблемы осмысления Некрасовым народного бунта.

1

10-А


10-Б

03.12


05.12



Образы помещиков и их идейный смысл. Дореформенная и пореформенная Россия. Тема социального и духовного рабства.

1

10-А


10-Б

05.12


05.12



Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы.

1

10-А


10-Б

10.12


11.12



Вн.чт.-2.Лирика Некрасова.

1

10-А


10-Б

10.12



Контрольная работа №1 по теме «Литература 19 века» (Мониторинг по итогам 1 полугодия)

1

10-А


10-Б

12.12


12.12




Ф.И. Тютчев, А.А. Фет (8 часов)

8





Лирика Ф.И.Тютчева. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике.

1

10-А


10-Б

17.12


18.12



Лирика Ф.И.Тютчева. «Мыслящая поэзия», ее философская глубина и образная насыщенность. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы.

1

10-А


10-Б

17.12


19.12



Лирика Ф.И.Тютчева. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

1

10-А


10-Б

19.12


19.12



Лирика А.А. Фета.«Стихи пленительные Фета» Эмоциональная глубина и образно стилистическое богатство лирики

1

10-А


10-Б

24.12


25.12



Лирика А.А. Фета. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

1

10-А


10-Б

24.12


26.12



Лирика А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека.

1

10-А


10-Б

26.12


26.12



Р.Р.-5.Сопоставительный анализ стихотворений Фета и Тютчева.

1

10-А


10-Б

09.01


09.01



Р.Р-6.Контрольное сочинение-2 ( по произведениям А.А. Фета и Ф.И. Тютчева)

1

10-А


10-Б

14.01


15.01




Н.С. Лесков (5 часов)

5





Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Личность и судьба писателя.

1

10-А


10-Б

14..01


16.01



«Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина.

1

10-А


10-Б

16.01


16.01



Поэтика названия сказа «Очарованный странник». Особенности жанра и композиции. Язык и стиль произведения.

1

10-А


10-Б

21.01


22.01



Вн.чт-3. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».

1

10-А


10-Б

21.01


23.01



Вн.чт-4.Н. С. Лесков. «Тупейный художник». Самобытный характер и необычная судьба русского человека

1

10-А


10-Б

23.01


23.01




М.Е. Салтыков-Щедрин (5 часов)

5





М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина (обобщение ранее изученного)

1

10-А


10-Б

28.01


29.01




«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика.

1

10-А


10-Б

28.01


30.01



Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках «Медведь на воеводстве», «Богатырь».

1

10-А


10-Б

30.01


30.01



Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь».

1

10-А


10-Б

04.02


05.02



Вн.чт.5 -М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.

1

10-А


10-Б

04.02


06.02




А.К. Толстой (3 часа)

3





Лирика А.К.Толстого. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии. Жанрово-тематическое богатство творчестваА.Толстого.

1

10-А


10-Б

06.02


06.02



Романтический колорит интим - ной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника.

1

10-А


10-Б

11.02


12.02



Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики.

1

10-А


10-Б

11.02


13.02




Л.Н. Толстой (16 часов)

16





Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

1

10-А


10-Б

13.02


13.02



Вн.чт. -6 .Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого

1

10-А


10-Б



18.02


19.02



История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи. Образ автора в романе.

1

10-А


10-Б

18.02


20.02



68


«Чтобы жить честно...» Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова


1


10-А


10-Б

20.02


20.02



69

«Чтобы жить честно...» Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова


1

10-А


10-Б

25.02


26.02



Семья Ростовых и семья Болконских.

1

10-А


10-Б

25.02


27.02



Р.Р-7. Развернутый ответ на вопрос по роману Л.Н.Толстого

1

10-А


10-Б

27.02


27.02



72


Тема народа в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева.

1


10-А


10-Б


04.03


05.03



73

Кутузов и Наполеон: сопоставительный анализ образов.

1

10-А


10-Б


04.03


06.03



74



75


Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир».

Художественные особенности романа «Война и мир».

1




1

10-А


10-Б


10-А


10-Б

06.03


06.03


11.03


12.03



Л.Н. Толстой «Война и мир». «Дубина народной войны поднялась…» «Мысль народная» в романе.

1

10-А


10-Б

11.03


13.03



.Н. Толстой «Война и мир». Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог).

1

10-А


10-Б

13.03


13.03



Л.Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины).

1

10-А


10-Б

18.03


19.03



79


Л.Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины).

1


10-А


10-Б


18.03


20.03



80

Рр.№8.Подготовка к домашнему сочинению по роману «Война и мир»

1

10-А


10-Б

20.03

20.03




Ф.М. Достоевский (10 часов)

10





Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.

1

10-А


10-Б

01.04


02.04



Петербург Ф. М. Достоевского.

1


10-А


10-Б


01.04


03.04




История создания романа «Преступление и наказание». «Маленький человек» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

1

10-А


10-Б


03.04


03.04




Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

1

10-А


10-Б

08.04


09.04



 «Двойники» Раскольникова.

1

10-А


10-Б

08.04


10.04



Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Сопоставление Раскольникова и Сони.

1

10-А


10-Б

10.04


10.04



Композиционная роль эпилога в романе «Преступление и наказание

1

10-А


10-Б

15.04


16.04



Р.р-9. Подготовка к сочинению. Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».

1

10-А


10-Б

15.04


17.04



Р.р-10. Контрольное сочинение-3 по Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


1

10-А


10-Б

17.04


17.04



Вн.чт.-7.Художественный мир Ф.М.Достоевского. Роман «Идиот» (обзор)

1

10-А


10-Б

22.04


23.04




А.П. Чехов (7 часов)

7





Тайна личности А.П.Чехова.

Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч».

1

10-А


10-Б

22.04


24.04



Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости.

1

10-А


10-Б

24.04


24.04



Р.р.11. Ответ на проблемный вопрос по рассказам А.П.Чехова.

1

10-А


10-Б

29.04


30.04



Особенности драматургии А. П. Чехова. . «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда.

1

10-А


10-Б

29.04


30.04



А.П. Чехов «Вишнёвый сад» Фигуры героев-недотеп и символический образ сада. Роль второстепенных и внесценических персонажей в пьесе.

1

10-А


10-Б

06.05


07.05



Вн.чт-8. А.П. Чехов в Крыму.


1

10-А


10-Б

06.05


08.05



Контрольная работа №2 по теме «Литература 19 века» (Мониторинг по итогам года)

1

10-А


10-Б

08.05


08.05




Из зарубежной литературы 19 века

4





Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

1

10-А


10-Б

13.05


14.05





Г. де Мопассан

Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье»

Сюжет и композиция новеллы. Система образов.

1

10-А


10-Б

13.05


15.05



Г. Ибсен

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение)

Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения.

1

10-А


10-Б

15.05


15.05



Символизм в Европе. А. Рембо. «Пьяный корабль». Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе 1880— 1890 гг.

1

10-А


10-Б

20.05


21.05




Обобщение по курсу

1

10.А


10-Б

20.05


22.05



Урок –викторина по изученным произведениям.

1

10-А


10-Б

22.05


22.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!