СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Я-волонтер!"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна всем категориям учителей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Я-волонтер!"»


1.1 Пояснительная записка


Программа дополнительного образования «Я-волонтер!» имеет

социально-педагогическую направленность.

Задача социального становления личности ребенка сегодня является

важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей

сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных

отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в

будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает

организация деятельности по созданию условий для социального

становления учащихся, развития их социальной активности.

Актуальность программы

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно- воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. Важнейшими проблемами воспитания является размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Новые формы вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение - одна из таких форм работы


Волонтерство (добровольничество) - единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала.

Отличительные особенности

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием


И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Педагогическая целесообразность

Программа построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего школьного возраста. Школьный возраст − период впитывания, накопления знаний. Старший школьный возраст является сенситивным для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей, развития навыков самоконтроля, самоорганизации, развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Категория обучающихся

Программа кружка "Волонтерское движение" создана для учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы, рассчитана на 70 часов. Занятия проводится один раз в неделю. Работа кружка основана на теоретических и практических занятиях. Состав группы является постоянным.

Программа рассчитана на 1 год.

Форма обучения–очная.

Сроки и объем

Объем Программы составляет 70 академических часов, реализуемых в рамках очной формы обучения. Режим проведения учебных занятий предполагает их проведение 1 раз в неделю. Продолжительность учебного занятия – 40 минут.

Оптимальный режим организации занятий

Количество недель

Количество часов в неделю

Периодичность

Общее количество часов

Минимальный количественный состав группы

Оптимальный количественный состав группы

70

2

1 занятие в неделю по 40 минут

70

10-12 чел.

15 чел.


По окончании освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающимся выдается сертификат.







1.2. Цель и задачи программы



Цель :создание условий для развития волонтерского движения в школе как одной из форм занятости, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую

деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.

Задачи:

- 1. Создать механизм работы школы с окружающим социумом, через практику реализации социальных проектов.

2. Научить детей самостоятельно планировать и реализовывать социальные проекты.

3. Способствовать патриотическому воспитанию школьников.

4. Воспитывать в школьниках чувство гражданской ответственности.

5. Развивать лидерские качества, направлять их в русло добровольческой деятельности.


1.3. Содержание программы


Учебный план



Наименование разделов, блоков, тем

Всего

часов

Количество часов

Форма контроля

теоретические

практические

Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского

отряда.

10

4

6

Фотоотчет, публикации

Познаю себя и других

8

4

6

Фотоотчет, публикации

Учимся работать с документами

6

2

4

Фотоотчет, публикации

Адреса милосердия

6

2

6

Фотоотчет, публикации

Итого:

70

12

24




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского

отряда. (2 часа) Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом.

Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.

1. Волонтерское движение в мире и за рубежом.

Форма организации: игра-путешествие, «корзинка вопросов»

Виды деятельности: познавательная

2. Могу ли я быть волонтером? (анкетирование)

Форма организации: круглый стол, практикум

Виды деятельности: познавательная, анкетирование

Раздел 2. Познаю себя и других. (15 часов) Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.

Раздел 3. Учимся работать с документами.( 4 часа) Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.

Права и обязанности волонтера (2 часа) Практикум. Разработка "Паспорта Волонтера" или

визитки "Ты хочешь стать волонтером?", кодекс настоящего волонтера, куда могут войти "10 заповедей волонтера" или "права волонтера"

Адреса милосердия (2 часа) Создание базы добровольческой деятельности на основе поиска

Форма организации: круглый стол

Виды деятельности: частично-поисковая

Раздел 4. Адреса милосердия (13 часов) Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

1-2) Подготовка к акции «Мой двор, моя улица

3-5) Участие в акции «Мой двор, моя улица»

6) Подготовка к акции «Ветеран живёт рядом».

7-9) Участие в акции «Ветеран живёт рядом».

10-11) Акция «Победный май»

12-13) Квест-игра «Путешествие по исторические уголкам Варны»

Форма организации: практикум, проектирование действий по благоустройству, КТД, трудовой десант

Виды деятельности: социальная работа волонтеров

Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация программы

предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, разработку новых программ и проектов. Освоение программы “Я - волонтёр” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акция.







1.4. Планируемые результаты


  • создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;

  • формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

  • творческая самореализация, развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной

деятельности;

  • развитие ключевых компетенций (коммуникативной, этической, социальной, гражданской) школьников;

  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и

неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.);

  • получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

  • сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы.


В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению.



2.Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Календарный учебный график

Начало учебного года – 01.09.2022г.;

Конец учебного года 31 мая 2023 г.

Летние каникулы с 01 июня 2023 г по 31 августа 2023 г.

Продолжительность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я – волонтёр!» - 70 часов.


Учебные периоды




Дата

Продолжительность (количество учебных недель)

начала четверти

окончания четверти

1-ая четверть


01.09.2022г.

01.11.2022г.

9 недель

2-ая четверть


9.11.2022г.

29.12.2022г.

8 недель

3-ая четверть


13.01.2023г.

26.03.2023г.

10 недель

4-ая четверть


05.04.2023г.

31.05.2023г.

8 недель



2.2. Условия реализации программы


Требования к материально-техническим условиям



Занятия кружка проводятся, в основном, в здании гимназии, в котором имеются все необходимые для обучения пособия и дидактические материалы.



Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения.

Количество

Технические средства обучения

Компьютер

1

Мультимедийный проектор

1

Экран

1

Оборудование класса

Столы ученические

8

Стулья

16

Доска

1



Информационное обеспечение


Наименование средств информационного обеспечения

Количество

Мультимедийные презентации на электронных носителях

7





Требования к кадровому составу


К педагогам, реализующим данную программу, предъявляются следующие требования:

- наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, без предъявления требований к стажу работы либо высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.



Обучение по программе осуществляет педагоги высшей квалификационной категории: Исакова Оксана Ивановна, Гусев Виталий Иванович. Педагоги имеет высшее педагогическое образование.



2.6. Список литературы для педагога


1 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003

2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.

Инновационные проекты системной поддержки молодежного

добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009

3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.

Практико-ориентированные методы психологической подготовки

добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009

4. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. –

Волгоград, 2006

5. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой

наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой

наркомании. – М., 2004

6. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое

действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005

7. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца.

Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012

8. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –

М., 2005

9. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее

преодоления / Воспитание школьников – 2008 - No 3

10. Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы

деятельности волонтеров. М., 2011

11. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/

Воспитание школьников – 2008 - No 3

12. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности

Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011

13. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных

руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007

14. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и

подросткового алкоголизма.- М., 2004

15. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М,

2008

16. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений

подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - No 7

17. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки

социально-психологических тренингов.- М.,1996

18. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. /

Воспитание школьников – 2009 - No 7

24




Список литературы для детей


1. 1. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой

наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой

наркомании. – М., 2004

2. 2.Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и

подросткового алкоголизма.- М., 2004

3. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М,

2008

3. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!