СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Я гражданин".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Я гражданин".»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Я – гражданин России»



Уровень общего образования (класс) основное общее образование


Количество часов 5в-18 часов


Учитель Кузнецова Надежда Ивановна



Рабочая программа составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности основного общего образования. Внеурочная деятельность школьников. / Григорьев Д.В., Степанов П.В. - М.: Просвещение, 2011.








2021 – 2022 учебный год






1.Введение.

На изучение курса внеурочной деятельности «Я-гражданин» в 5-х классах согласно Учебному плану МБОУСОШ № 19 на 2021-2022учебный год отводится 1 час в неделю, на второе полугодие что составляет 5 часов в год в соответствии с календарным учебным графиком школы. На реализацию программы по внеурочной деятельности «Я-гражданин» в 5-х классах запланировано 18 часов (календарное тематическое планирование предмета составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ). Представленная программа по внеурочной деятельности «Я -гражданин» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

На реализацию программы по внеурочной деятельности «Я-гражданин» в 5-х классах запланировано 18 часов (календарное тематическое планирование предмета составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ).



2.Планируемые результаты.

Программа “Я – гражданин” направлена на развитие и социальное и духовно-нравственное воспитание обучающихся на ступени основного общего образования.    У учеников 5 классов есть необходимость не только в обобщении ранее полученных на уроках   знаниях, но и   углубление представлений о человеке, его роли в современном мире, формирование    ответственного отношения к своей судьбе и правильного вдумчивого поведения в социуме.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

На реализацию программы в 5-х классах отводится 18часов из расчёта 1 час в неделю

         Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

         Задачи:

- обобщение знаний учащихся;

- развитие интереса к изучению правовых норм Российского государства, символике РФ, чувства патриотизма и уважения к своему народу;

- содействие воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям своего государства, к законам своей страны;

- воспитание активной гражданской позиции;

- формирование у учащихся понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, патриотизма и толерантности;

- повышение экономической и правовой грамотности

- воспитание приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ

Возможные приемы работы: объяснение учителя, сообщения учащихся, диалог ученик-ученик, презентации проектных работ,

Формы организации занятий:

  • интерактивные лекции и беседы;

  • игры, конкурсы, диспуты, дебаты;

  • учебные исследования;

  • творческие проекты

  • тестирование

  • практикумы

Планируемые результаты.

Личностные:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие современного мира;

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметные результаты:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности 

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учеб­ный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами.

Место проведения занятий.

Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в библиотеке, актовом зале, стадионе и др.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зави­сит от соблюдения следующих условий:

  • добровольность участия и желание проявить себя,

  • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

  • эстетичность всех проводимых мероприятий;

  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных ме­роприятий;

  • наличие целевых установок и перспектив деятельности;

  • широкое использование методов педагогического стимулирования актив­ности обучающихся.

Личностные результаты:

  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, 

  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

  •  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

  • уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

Коммуникативные УУД:

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

  •  приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Познавательные УУД:

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.

В результате реализации программы ожидается:

  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина России.

3. Содержание программы

Вводное занятие (1 ч.) Знакомство с программой кружка «Я-гражданин России»

Раздел 1. Знаменательные даты в нашей жизни

Памятные даты России: День окончания Второй мировой войны); День солидарности в борьбе с терроризмом; День Октябрьской революции 1917 года; День Неизвестного Солдата; День Героев Отечества; День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества; День космонавтики; День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф; День российского парламентаризма; День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны (1941 год); День партизан и подпольщиков; День Крещения Руси; День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914 - 1918 годов;




Раздел 2. Растим патриота и гражданина

Дни воинской славы : 18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год); 21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год); 7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год); 7 июля - День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год); 10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год); 9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год);11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год); 8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год); 1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год); 23 февраля - День защитника Отечества; 5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год); 2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);


Раздел 3 Мой край родной

История создания Ростовской области. Симбирска. Знаменитые ростовчане. экономика края в прошлом и настоящем. Политические партии и движения в регионе. Организация местного самоуправления. Инвестиционные проекты. Культурное развитие Ростовской области.

Раздел 3 Спорт и здоровье

Здоровые привычки и навыки; вред курения, потребления наркотиков и алкоголя; здоровое питание, личная и общественная гигиена; Роль движения в сохранения здоровья; Олимпийские игры, выдающиеся спортсмены России.

Раздел 5 Я и семья

Гражданин и семья. Происхождение семьи. Поведение и действия дос­тойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность-основа семьи. Преемственные связи: деды – родители, родители – дети, дети – внуки. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки.





















4.Календарно-тематическое планирование 5 класс






Дата проведения

Тема урока Виды деятельности

1

13.01

«1 сентября – День Знаний. Круглый стол «Здоровые дети - в здоровой семье».

Участие в диалоге.

2

20.01

«Урок Конституции «Я - гражданин России».

Конституция – основной закон страны. Государственные символы РФ: Гимн России, флаг РФ».


Сбор и систематизация материал по теме. Участие в дискуссии.

3


27.01

«Урок будущего. Ростовская область: будущее начинается сегодня».

Поиск, сбор, систематизация информации по теме.

Работа в группе.

4


03.02

Мастерская нравственности. «Я среди людей».


Ролевая игра, создание слайд-фильма, участие в дискуссии.

5



10.02

День пожилого человека: Фотовыставка «Моя бабушка лучше всех».

«Именины в нашем классе».


Создание фотографий, подбор заданий для конкурсов, подготовка инвентаря, номеров художественной самодеятельности.

6

17.02

«Олимпийские игры: прошлое и современность »

Сбор информации в СМИ, через сеть Интернет, подготовка презентации.

Участие в дискуссии.

7

24.02

Час общения (тренинг) «Учимся быть терпимыми. Что такое толерантность?»


Сбор информации в СМИ, через сеть Интернет, подготовка презентации.

Участие в дискуссии.

8

03.03

«Здоровье школьника и питание».

Сбор информации в СМИ, через сеть Интернет, подготовка презентации.

Участие в дискуссии. Составление «Памятки российскому долгожителю».

9

10.03

«4 ноября- День народного единства. История и современность».

Сбор информации в СМИ, через сеть Интернет, подготовка презентации.

Участие в дискуссии.

10

17.03

Откровенный разговор «Хороший ли я друг?»

Сбор информации в СМИ, через сеть Интернет, подготовка презентации.

Участие в дискуссии.

11

31.03

День матери. «О матерях можно рассказывать бесконечно…»

Создание плаката, подбор заданий для конкурсов, подготовка инвентаря, номеров художественной самодеятельности

12

07.04

«Коррупционное поведение»

Ролевая игра, создание слайд-фильма, участие в дискуссии.

13

14.04

«Что такое гражданская позиция? Конституция РФ»

Ролевая игра. Подбор материала, систематизация. Инсценированные. Участие в дискуссии.

14

21.04

«Гражданин - Отечества достойный сын» (викторина, конкурс на знание прав и обязанностей)

Викторина, конкурс. Подбор материала, систематизация. Инсценированные. Участие в дискуссии. Подготовка плакатов, презентаций.

15

28.04

Профессии моих родителей

«Культура отношений»

Ролевая игра. Подбор материала, систематизация. Инсценированные. Участие в дискуссии. Подготовка плакатов, презентаций.

16

05.05

«Мама, папа я- спортивная семья»


Участие в соревнованиях.

17

12.05

«День рождения Ростовской области: прошлое и настоящее»

Подбор материала, систематизация. Подготовка плакатов, презентаций.

18

19.05

«День снятия блокады Ленинграда»

Участие в беседе

19


«Летопись школы /Изучение истории школы/ экскурсия в школьный музей».


Подготовка экскурсии по музею: факты, события, люди.

20


«Опасности глазами детей. Внимание! Дорога!»

Создание плаката, подбор заданий для конкурсов.

21


«Афганистан в моем сердце и памяти»

Сбор и систематизация материала к информационному блоку, подготовка стихов, песен о воинах-афганцах. Вахта Памяти.


22


День Защитников Отечества Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!»

Создание плаката, подбор заданий для конкурсов, подготовка инвентаря, номеров художественной самодеятельности.

23


«Дневник Зимней Олимпиады в Сочи»

Сбор информации в СМИ, через сеть Интернет, подготовка презентации.

Участие в обсуждении.

24


«Международный женский день.
Мамочке подарок».

Создание плаката, подбор заданий для конкурсов, подготовка инвентаря, номеров художественной самодеятельности.

25


«Восславим Женщину!» (уважаемые женщины нашего посёлка; литературно-музыкальная композиция «Всё начинается с любви»)

Создание плаката, подготовка инвентаря, номеров художественной самодеятельности.

26


«Режим дня в жизни школьника»

Решение проблемной ситуации. Диспут. Участие в беседе.

27


«Моя малая родина – мой город. Экскурсия в музей».

Подготовка экскурсии: факты, события, люди.

28


«День космонавтов. Россия-космическая держава».

Работа над проектом, подготовка сценария литературно-музыкальной композиции, выступление на сцене школы.

29


День Земли и природы.

Фотографирование любимых мест, памятников, подготовка к представлению и защите работ.

30


Праздник весны и труда. Труд украшает человека (весенний субботник).


Участие в трудовом субботнике.

31


История моей семьи в истории моей страны (сочинения о родственниках-участниках ВОв).

Участие в диалоге.

32


День Победы. Встреча с ветераном-тружеником тыла. Литературная композиция. «Этих дней не смолкнет слава.

Инсценированные, вокальные номера, танцы, чтение стихов.

33


«Родина в стихах русских поэтов. Конкурс чтецов».

Инсценированные, вокальные номера, танцы, чтение стихов.

34


«Сбор отряда. Итоги года. Я среди людей».

Участие в диалоге.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!