РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
Уровень общего образования (класс) основное общее образование
Количество часов 5в-18 часов
Учитель Кузнецова Надежда Ивановна
Рабочая программа составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности основного общего образования. Внеурочная деятельность школьников. / Григорьев Д.В., Степанов П.В. - М.: Просвещение, 2011.
2021 – 2022 учебный год
1.Введение.
На изучение курса внеурочной деятельности «Я-гражданин» в 5-х классах согласно Учебному плану МБОУСОШ № 19 на 2021-2022учебный год отводится 1 час в неделю, на второе полугодие что составляет 5 часов в год в соответствии с календарным учебным графиком школы. На реализацию программы по внеурочной деятельности «Я-гражданин» в 5-х классах запланировано 18 часов (календарное тематическое планирование предмета составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ). Представленная программа по внеурочной деятельности «Я -гражданин» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
На реализацию программы по внеурочной деятельности «Я-гражданин» в 5-х классах запланировано 18 часов (календарное тематическое планирование предмета составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ).
2.Планируемые результаты.
Программа “Я – гражданин” направлена на развитие и социальное и духовно-нравственное воспитание обучающихся на ступени основного общего образования. У учеников 5 классов есть необходимость не только в обобщении ранее полученных на уроках знаниях, но и углубление представлений о человеке, его роли в современном мире, формирование ответственного отношения к своей судьбе и правильного вдумчивого поведения в социуме.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
На реализацию программы в 5-х классах отводится 18часов из расчёта 1 час в неделю
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- обобщение знаний учащихся;
- развитие интереса к изучению правовых норм Российского государства, символике РФ, чувства патриотизма и уважения к своему народу;
- содействие воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям своего государства, к законам своей страны;
- воспитание активной гражданской позиции;
- формирование у учащихся понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, патриотизма и толерантности;
- повышение экономической и правовой грамотности
- воспитание приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ
Возможные приемы работы: объяснение учителя, сообщения учащихся, диалог ученик-ученик, презентации проектных работ,
Формы организации занятий:
интерактивные лекции и беседы;
игры, конкурсы, диспуты, дебаты;
учебные исследования;
творческие проекты
тестирование
практикумы
Планируемые результаты.
Личностные:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами.
Место проведения занятий.
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в библиотеке, актовом зале, стадионе и др.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
добровольность участия и желание проявить себя,
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
эстетичность всех проводимых мероприятий;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
наличие целевых установок и перспектив деятельности;
широкое использование методов педагогического стимулирования активности обучающихся.
Личностные результаты:
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
Коммуникативные УУД:
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
Познавательные УУД:
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.
В результате реализации программы ожидается:
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина России.
3. Содержание программы
Вводное занятие (1 ч.) Знакомство с программой кружка «Я-гражданин России»
Раздел 1. Знаменательные даты в нашей жизни
Памятные даты России: День окончания Второй мировой войны); День солидарности в борьбе с терроризмом; День Октябрьской революции 1917 года; День Неизвестного Солдата; День Героев Отечества; День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества; День космонавтики; День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф; День российского парламентаризма; День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны (1941 год); День партизан и подпольщиков; День Крещения Руси; День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914 - 1918 годов;
Раздел 2. Растим патриота и гражданина
Дни воинской славы : 18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год); 21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год); 7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год); 7 июля - День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год); 10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год); 9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год);11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год); 8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год); 1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год); 23 февраля - День защитника Отечества; 5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год); 2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);
Раздел 3 Мой край родной
История создания Ростовской области. Симбирска. Знаменитые ростовчане. экономика края в прошлом и настоящем. Политические партии и движения в регионе. Организация местного самоуправления. Инвестиционные проекты. Культурное развитие Ростовской области.
Раздел 3 Спорт и здоровье
Здоровые привычки и навыки; вред курения, потребления наркотиков и алкоголя; здоровое питание, личная и общественная гигиена; Роль движения в сохранения здоровья; Олимпийские игры, выдающиеся спортсмены России.
Раздел 5 Я и семья
Гражданин и семья. Происхождение семьи. Поведение и действия достойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность-основа семьи. Преемственные связи: деды – родители, родители – дети, дети – внуки. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки.
4.Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ | Дата проведения | Тема урока Виды деятельности |
1 | 13.01 | «1 сентября – День Знаний. Круглый стол «Здоровые дети - в здоровой семье». | Участие в диалоге. |
2 | 20.01 | «Урок Конституции «Я - гражданин России». Конституция – основной закон страны. Государственные символы РФ: Гимн России, флаг РФ». | Сбор и систематизация материал по теме. Участие в дискуссии. |
3 | 27.01 | «Урок будущего. Ростовская область: будущее начинается сегодня». | Поиск, сбор, систематизация информации по теме. Работа в группе. |
4 | 03.02 | Мастерская нравственности. «Я среди людей». | Ролевая игра, создание слайд-фильма, участие в дискуссии. |
5 | 10.02 | День пожилого человека: Фотовыставка «Моя бабушка лучше всех». «Именины в нашем классе». | Создание фотографий, подбор заданий для конкурсов, подготовка инвентаря, номеров художественной самодеятельности. |
6 | 17.02 | «Олимпийские игры: прошлое и современность » | Сбор информации в СМИ, через сеть Интернет, подготовка презентации. Участие в дискуссии. |
7 | 24.02 | Час общения (тренинг) «Учимся быть терпимыми. Что такое толерантность?» | Сбор информации в СМИ, через сеть Интернет, подготовка презентации. Участие в дискуссии. |
8 | 03.03 | «Здоровье школьника и питание». | Сбор информации в СМИ, через сеть Интернет, подготовка презентации. Участие в дискуссии. Составление «Памятки российскому долгожителю». |
9 | 10.03 | «4 ноября- День народного единства. История и современность». | Сбор информации в СМИ, через сеть Интернет, подготовка презентации. Участие в дискуссии. |
10 | 17.03 | Откровенный разговор «Хороший ли я друг?» | Сбор информации в СМИ, через сеть Интернет, подготовка презентации. Участие в дискуссии. |
11 | 31.03 | День матери. «О матерях можно рассказывать бесконечно…» | Создание плаката, подбор заданий для конкурсов, подготовка инвентаря, номеров художественной самодеятельности |
12 | 07.04 | «Коррупционное поведение» | Ролевая игра, создание слайд-фильма, участие в дискуссии. |
13 | 14.04 | «Что такое гражданская позиция? Конституция РФ» | Ролевая игра. Подбор материала, систематизация. Инсценированные. Участие в дискуссии. |
14 | 21.04 | «Гражданин - Отечества достойный сын» (викторина, конкурс на знание прав и обязанностей) | Викторина, конкурс. Подбор материала, систематизация. Инсценированные. Участие в дискуссии. Подготовка плакатов, презентаций. |
15 | 28.04 | Профессии моих родителей «Культура отношений» | Ролевая игра. Подбор материала, систематизация. Инсценированные. Участие в дискуссии. Подготовка плакатов, презентаций. |
16 | 05.05 | «Мама, папа я- спортивная семья» | Участие в соревнованиях. |
17 | 12.05 | «День рождения Ростовской области: прошлое и настоящее» | Подбор материала, систематизация. Подготовка плакатов, презентаций. |
18 | 19.05 | «День снятия блокады Ленинграда» | Участие в беседе |
19 | | «Летопись школы /Изучение истории школы/ экскурсия в школьный музей». | Подготовка экскурсии по музею: факты, события, люди. |
20 | | «Опасности глазами детей. Внимание! Дорога!» | Создание плаката, подбор заданий для конкурсов. |
21 | | «Афганистан в моем сердце и памяти» | Сбор и систематизация материала к информационному блоку, подготовка стихов, песен о воинах-афганцах. Вахта Памяти. |
22 | | День Защитников Отечества Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!» | Создание плаката, подбор заданий для конкурсов, подготовка инвентаря, номеров художественной самодеятельности. |
23 | | «Дневник Зимней Олимпиады в Сочи» | Сбор информации в СМИ, через сеть Интернет, подготовка презентации. Участие в обсуждении. |
24 | | «Международный женский день. Мамочке подарок». | Создание плаката, подбор заданий для конкурсов, подготовка инвентаря, номеров художественной самодеятельности. |
25 | | «Восславим Женщину!» (уважаемые женщины нашего посёлка; литературно-музыкальная композиция «Всё начинается с любви») | Создание плаката, подготовка инвентаря, номеров художественной самодеятельности. |
26 | | «Режим дня в жизни школьника» | Решение проблемной ситуации. Диспут. Участие в беседе. |
27 | | «Моя малая родина – мой город. Экскурсия в музей». | Подготовка экскурсии: факты, события, люди. |
28 | | «День космонавтов. Россия-космическая держава». | Работа над проектом, подготовка сценария литературно-музыкальной композиции, выступление на сцене школы. |
29 | | День Земли и природы. | Фотографирование любимых мест, памятников, подготовка к представлению и защите работ. |
30 | | Праздник весны и труда. Труд украшает человека (весенний субботник). | Участие в трудовом субботнике. |
31 | | История моей семьи в истории моей страны (сочинения о родственниках-участниках ВОв). | Участие в диалоге. |
32 | | День Победы. Встреча с ветераном-тружеником тыла. Литературная композиция. «Этих дней не смолкнет слава. | Инсценированные, вокальные номера, танцы, чтение стихов. |
33 | | «Родина в стихах русских поэтов. Конкурс чтецов». | Инсценированные, вокальные номера, танцы, чтение стихов. |
34 | | «Сбор отряда. Итоги года. Я среди людей». | Участие в диалоге. |