СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и тематическое планирование на 2023-2024 уч.год по музыке 3 класс УМК "Гармония"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и тематическое планирование на 2023-2024 уч.год по музыке 3 класс УМК "Гармония"»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Музыка» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы «Музыка» 1-4 кл. для общеобразовательных учреждений (М.С. Красильникова, УМК «Гармония», Смоленск, Ассоциация ХХІ век, 2013г).

Рабочая программа курса построена с учётом требований ФГОС, содержит общую характеристику особенностей курса, его целей, задач, содержания и планируемых результатов образования. Программа «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыка» для I–IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по музыке для начальной школы. Содержание программы разработано в развитие основных положений музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и призвано «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров… воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры».

Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.

Цель предмета: «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры».

Задачи музыкального образования по данной программе:

1. формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества;

2. развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки – искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей;

3. формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя;

4. формировать у школьников потребность в музыкально - досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей хранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Концепция предметной линии учебников по музыке («К вершинам музыкального искусства») предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребёнка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

Это выражается:

– в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;

– в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

– в разнообразии методов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества как органичной составляющей жизни музыкальных героев;

– в построении творческого диалога ребёнка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных образов и их развития в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт;

– в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:

адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

– освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода/

целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребёнка;

взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребёнком музыкальных произведений.

Погружение ребёнка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определённым этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребёнка.

Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижёров» и эскизные постановки оперных сцен – это и праздник музыки, и своеобразный отчёт о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются её коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями академической музыкальной традиции. Всё это усиливает эмоционально- художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.

III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа «Музыка. К вершинам музыкального искусства» для учреждений общего начального образования составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенным на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.

Предмет «Музыка. 1 класс» соответствует нормам ФГОС НОО. Урок проходит 1 раз в неделю. Курс предмета, по календарю 2023-2024 учебного года, 34 часа.

IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

– становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

– формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

– формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

– логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

– применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

– обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

– понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

– осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

– использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

– пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Обучающиеся получат возможность:

– научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

– удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

– принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

– прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

– мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

– ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

– действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

– понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

– слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

– понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

– использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

– опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

– приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Обучающиеся получат возможность:

– совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

– создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

– первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

– основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Обучающиеся научатся:

– активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

– слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

– ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

– наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

– моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

– использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

– воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

– планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Обучающиеся получат возможность научиться:

– ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

– творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

– организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

– оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).



V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Музыка в жизни человека.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, и др.).

Интонация и развитие – основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развёртывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение.

Музыкальная речь как способ общения между людьми.

Композитор–исполнитель–слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений.

Музыкальная картина мира.

Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.

Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.

Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.


основные виды учебной деятельности школьников

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

VI. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ 3 «___» класс

Тематическое планирование по математике для 1 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:

1. Развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Развитие потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

Коррекция

по плану

по факту


Россия – Родина моя. (5ч.)

1.

Мелодия – душа музыки.

1

07.09



2.

Природа и музыка (романс). Звучащие картины.

1

14.09



3.

Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава.

1

21.09



4.

Кантата С.С.Прокофьев «Александр Невский».

1

28.09



5.

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».

1

05.10



День, полный событий. (4ч.)

6.

Утро.

1

12.10



7.

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1

19.10



8.

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

1

26.10



9.

Обобщающий урок.

1

09.11



«О России петь – что стремиться в храм». (4 ч.)

10.

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!

1

16.11



11.

Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!

1

23.11



12.

Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

1

30.11



13.

Обобщающий урок.

1

07.12



«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

14.

Настрою гусли на старинный лад…

1

14.12



15.

Былина о Садко и Морском царе.

1

21.12



16.

Певцы русской старины. Лель мой Лель…

1

28.12



17.

Звучащие картины. Прощание с Маслицей.

1

11.01



В музыкальном театре. (6ч.)

18.

Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра.

1

18.01



19.

Опера «Орфей и Эвредика».

1

25.01



20.

Опера «Снегурочка».

1

01.02



21.

Полная чудес могучая природа. В заповедном лесу.

1

08.02



22.

«Океан – море синее». Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу.

1

15.02



23.

В современных ритмах. (мюзиклы).

1

22.02



В концертном зале. (6ч.)

24.

Музыкальное состязание.

1

29.02



25.

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

1

07.03



26.

Музыкальные инструменты (скрипка). Звучащие картины.

1

14.03



27.

Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная.

1

21.03



28.

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена.

1

04.04



29.

Обобщающий урок.

1

11.04



«Чтоб музыкантом быть, так надо уменье…» (5ч.)

30.

Чудо – музыка. Острый ритм – джаза звуки.

1

18.04



31.

Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева.

1

25.04



32.

Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский).

1

16.05



33.

Прославим радость на земле. Радость солнца нас зовет.

1

23.05



34.

Обобщающий урок.

1

30.05




VII. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО ПРОЦЕССА

Реализация данной программы предусматривает использование в педагогической практике учебно-методического комплекта в составе:


Учебные пособия для обучающихся:

1. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений / М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2019 и послед.


Учебно-методические пособия для учителя:

1. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. 3 класс. Методические рекомендации для учителя общеобразовательных учреждений / М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Ассоциация XXI век. – 2019 и послед.

2. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. 1-4 класс. Нотная хрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений / М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Ассоциация XXI век. – 2014 и послед.

3. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. 1-4 класс. Фонохрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений / М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Ассоциация XXI век. – 2014 и послед.

Информационно-коммуникативные средства.

Можно использовать видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.

Наглядные пособия.

1. Портреты композиторов.

2. Альбомы с демонстрационным материалом.

3. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!