СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по учебнику В. Н. Холиной- 11 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по учебнику В. Н. Холиной- 11 класс»

  1. Пояснительная записка

1.1 Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального компонента государственного стандарта по географии (профильный уровень), утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г.;

  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Профильный уровень. (Сборник нормативных документов. География/сост.- Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев - М.: Дрофа, 2010г);

  • Авторская программа В.Н. Холиной. География. Профильный уровень. Книга для учителя. М.: Дрофа, 2010г.;

  • Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

1.2 Цели:

Сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человека.

1.3 Задачи:

  • Формирование у обучающихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства;

  • Развить пространственно-географическое мышление;

  • Научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

  • Воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

2. Общая характеристика учебного предмета:

Курс географии 10-11 классов заканчивает цикл изучения географии в школе.

Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить образование в выбранной области. Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повсеместно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности – от выбора места жительства, продуктов питания до выборов руководителей страны. В значительной степени ответы на эти вопросы может дать данный курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования. Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. Размещение и развитие отраслей экономики и общества в современном мире показывается как результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами.

Раздел «Политическая карта мира» знакомит обучающихся с дифференциацией стран современного мира, с многообразием форм государственного устройства, а также с крупнейшими международными организациями.

Раздел «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития.

Раздел «География населения мира» знакомит с динамикой численности населения, проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложные этнорелигиозные проблемы.

Раздел «Взаимоотношения человека и общества» посвящен экологическим проблемам, стратегии их решения.

Раздел «Общий обзор мирового хозяйства» показывает сложность многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений, основные тенденции на современном этапе развития международных экономических отношений.

Раздел глобальные проблемы человечества посвящен всем проблемам (сырьевой, демографический, экологический), показывается взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем, возможности человечества в решении этих проблем.

Глава «Обзор регионов и отдельных стран мира» рассматривает хозяйственное и социальное своеобразие Европы, Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Африки, Австралии и Океании.

3. Место предмета в учебном базисном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом и изучается в объёме 136 часов - 68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе; (2 часа в неделю).

Практических работ в 11 классе – 5 ч.

4. Формирование ключевых компетенций.

4.1 Учебно-познавательные:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

4.2 Общекультурные компетенции:

Способствовать овладению знаниями и опытом деятельности науки географии – как составной части жизни человека и человечества, осознание роли географии в бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на мир, формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

4.3 Коммуникативно – информационные:

Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности.

На занятиях умение обучающегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием географических терминов.

4.4 Социально-трудовые:

Формирование социальной активности и функциональной грамотности; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (знать преимущества и недостатки географического образования), в области профессионального самоопределения. Формировать умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса географии:

5.1 Личностными результатами:

  • Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

  • Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

  • Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

  • Сформированность экологического мышления; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности.

5.2 Метапредметными результатами освоения основной общеобразовательной программы являются:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

  • Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

5.3 Предметными результатами освоение основной образовательной программы по географии являются:

  • Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • Формирование навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для сознания своего места в целостном, многообразном и быстроизменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • Формирование представление и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе экологических параметров;

  • Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;


6. Учебно-методический план:

При составлении тематического планирования материал был распределён следующим образом:

10 класс. Общее распределение тем.

Раздел 1. География в современном мире- 5ч

Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы-18 ч

Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран - 8 ч

Раздел 4. Население и культура- 11 ч

Раздел 5. Городские и сельские поселения- 11 ч

Раздел 6. Устойчивое развитие - 8 ч

Резерв- 7ч.

Итого-68 часов

11 класс. Общее распределение тем.

Актуализация знаний по курсу географии в 10 классе- 1 ч.

Раздел 6. Мировое хозяйство- 34ч

Раздел 7. Региональная характеристика мира-28 ч

Резерв- 4ч.

Итого- 68 часов

Таким образом, разделы «Городские и сельские поселения», «Устойчивое развитие», которые в авторской программе рассматриваются в 11 классе, были перенесены в 10 класс.


В раздел «Мировое хозяйство» я добавила тему «Мировые природные ресурсы» и расширила тему «Закономерности размещения промышленности» за счёт рассмотрения отдельных отраслей промышленности, что позволит учащимся лучше ориентироваться в особенностях размещения отраслей промышленности, а также подготовит учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Так как выпускники старшей школы должны «уметь характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий», я посчитала необходимым включить раздел «Региональная характеристика мира», где рассматриваются регионы и некоторые страны мира. Знание особенностей стран и регионов мира необходимо для расширения кругозора учащихся и для формирования представлений о возможностях деловых и культурных контактов с данными странами. Кроме того, в заданиях части В (ЕГЭ), часто бывают задания, в которых по описанию надо узнать страну или регион мира.

Темы «Мировые природные ресурсы» и «Региональная характеристика мира» будет изучаться на основе учебника В.П. Максаковского для 10 класса. (Экономическая и социальная география мира. М.:Просвещение, 2015г.)

11 класс. Практические работы.

№1 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира топливными ресурсами».

№2 «Планируем путешествие»

№3 «Сравнение субрегионов Азии»

№4 «Сравнительная характеристика Канады и Австралии»

№5 «Сравнительная характеристика стран Африки и Латинской Америки»

6.1 Содержание программы:

Раздел 1. Мировое хозяйство (34 ч.).

Структура (экономическая и отраслевая) мирового хозяйства. Снижение доли сельского хозяйства и рост сферы услуг в ВВП и числе занятых. Динамика размещения хозяйства в исторической ретроспективе. Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта. Модели размещения отраслей национального хозяйства.

Первичный сектор: сельское хозяйство и добывающая промышленность. География сельского хозяйства ( система земледелия и животноводства). Природная основа географических различий в сельском хозяйстве. Центры происхождения культурных растений и современные ареалы выращивания. Современная география сельскохозяйственного производства. Страны- основные производители продукции животноводства и земледелия. Тенденции развития сельского хозяйства мира. Продовольственная проблема. Добывающие отрасли. Экономическая оценка природных ресурсов. Лесное хозяйство и рыболовство.

Вторичный сектор. Факторы размещения промышленности: общественные и природные. Закономерности размещения отраслей промышленности. Современные тенденции развития и размещения промышленности мира. ТНК. Обрабатывающие отрасли Экологические последствия развития промышленности

Третичный сектор: сфера услуг. Мировая транспортная система ( грузовой и пассажирский транспорт). Главные транспортные магистрали мира. Связь. Финансово-кредитная сфера. Закономерности развития туризма. Рекламный бизнес. Образование. Офшорные районы мира. Международное разделение труда. Экономическая интеграция. Мировая торговля. Основные пути торговли древности и современности. Особенности специализации в мировой экономике регионов мира. Страны лидеры мировой торговли. Внешняя торговля стран различных социально-экономических типов, географическая и товарная структура экспорта ( импорта). Стадии экономической интеграции. Основные интеграционные объединения стран мира.

Раздел 2. Тема 1. Зарубежная Европа (5 часов)

Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.

Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации

Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.

Особенности европейских субрегионов.

Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.

Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности. Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны.

Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная ось развития.

Тема 2. Зарубежная Азия и Австралия (11 часов)

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.

Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.

Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.

Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и эколог проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.

Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.

Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия.

Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.

Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо.

Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.

Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.

Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы.

Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население. Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.

Международные экономические связи. Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.

Австралия и Океания . Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.

Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.

Тема 3. Африка (3 часа)

Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя. Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.

Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия. Международные экономические связи.

Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».

Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка, апартеид.

Тема 4. Северная Америка (3 часа)

Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке. Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.

Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.

Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.

Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.

Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.

Основные понятия: Англо-Америка, Латинская Америка.

Тема 5. Латинская Америка (3 часа)

Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.

Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения. Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.

Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.

Тема 6 Глобальные проблемы человечества (3 часа)

Резерв-4 часа


7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

7.1 учебно-методическое обеспечение:

  • В.Н.Холина География. Профильный уровень. 10-11кл Книга для учителя. М.; Дрофа, 2014

  • Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2014г.

  • Рабочая тетрадь по географии профильный уровень 10 класс. В.Н.Холина. М.: Дрофа, 2014 год

  • Географический атлас. 10-11 класс. - М., Дрофа, 2014


7.1.2 Список литературы для учителя:

  • Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2014 г.

  • Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2014 г.

  • Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 2014

  • Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира

  • Кузнецов А.П. «География населения и мирового хозяйства», М., «Дрофа», 2014

  • Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе, М., «Просвещение», 1992

  • Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 10-11 к, М., «Дрофа», 2002,

  • Яковлева Н.В. «Уроки с использованием информационных технологий» Волгоград, изд. «Учитель» 2008г

  • . В.Н.Холина География. Профильный уровень. 10-11кл Книга для учителя. М.; Дрофа, 2014

  • Уроки географии с применением информационных технологий 10-11классы. Методическое пособие с электронным приложением Москва, Издательство «Глобус» 2014


7.1.3 Список литературы для обучающихся:

  • Белякова О. В. География за 24 часа. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.

  • Гладкий Ю. П., Лавров С.Б. Дайте планете шанс. – М., Просвещение, 2013.

  • Караев С. А. Политическая карта мира. – Саратов, Лицей, 2012.

  • Максаковский В. П. Географическая картина мира. – М., Дрофа, 2014.

  • Сиротин В. И., Сиротин И. В. Школьная география. – М., АРКТИ, 2000.

7.2 материально-техническое обеспечение:

7.2.1 Учебное оборудование и дидактические пособия.

  • Слайдовые презентации по отдельным темам;

  • Тестовые задания по разделам;

  • Индивидуальные карточки по отдельным темам.

  • Уроки географии. 10 – 11 классы. – М., Глобус, 2014.

  • Библиотека электронных наглядных пособий. География. 6 – 10 классы.

  • Учебное электронное пособие «Экономическая и социальная география мира. Под редакцией В. П. Максаковского».

  • Интерактивные и тематические карты.


      1. Компьютерная техника и интерактивное оборудование:

  • компьютер;

  • проектор;

  • мультимедийная техника













8. Календарно-тематическое планирование в 11 классе.

№ п/п

Дата

Раздел. Тема урока.

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Домашнее задание

1


Введение в курс социально-экономической географии – 1ч.

Актуализация знаний по географии за 10 класс


Стр.3-4



Мировое хозяйство 34 ч.




2


Тема 1.География мировых природных ресурсов -4ч

(учебник В.П. Максаковского)

Взаимодействие общества и природы. Мировые природные ресурсы.

Изучение нового материала

Знать: виды взаимодействия природы и общества, виды минеральных ресурсов; экологические проблемы Земли.

Уметь находить на карте и объяснять ресурсообеспеченность стран мира, объяснять последствия экологических проблем, находить пути решения.

Учебник В.П.

Максаковского

Тема 1,§1

3


Виды ресурсов. Минеральные ресурсы. Загрязнение природы и охрана окружающей среды

комбинированный

Тема 1.§2,3

4


Практическая работа №1 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира топливными ресурсами».

практикум


6


Обобщающий урок по теме

« География мировых природных ресурсов»

Повторение и обобщение знаний по разделу.


7


Тема 2. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства-3ч

(учебник В.Н. Холиной-2ч)

НТР. Характерные черты и составные части. Динамика отраслевой структуры мирового хозяйства. Динамика территориальной структуры мирового хозяйства.

Изучение нового материала

Знать: отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства в эпоху НТР, динамику развития отраслевой и территориальной структуры хозяйства, глобализацию мирового хозяйства, крупнейшие ТНК мира.Уметь: сравнивать по разным источникам информа-ции географические тенденции развития

объектов

Учебник В.Н. Холиной

Тема 1,§1,2

8


Как проявляется глобализация мирового хозяйства. Крупнейшие ТНК мира.

Слайд-лекция,

комбинированный

Тема 1 §3

9


Киотский протокол: кто должен платить за развитие экономики и загрязнение окружающей среды? Спасёт ли Киотский протокол от глобального потепления?

Изучение нового материала

Тема 1,§4

10


Тема 3. География сельского

хозяйства-5ч.

учебник В.Н. Холиной-2ч)

Факторы, определяющие размещение и эффективность сельскохозяйственного производства.

Изучение нового материала

Знать: факторы эффективного размещения сельскохозяйственного производства, крупнейших с/х производителей мира, системы земледелия и животноводства; модели в географии сельского хозяйства, основные тенденции развития и размещения сельского хозяйства в мире.

Тема 2,§1

11


Где и когда появилось сельское хозяйство как отрасль экономики?

Урок-исследование

Тема 2,§2

12


Системы земледелия и животноводства.

Изучение нового материала

Тема 2,§3

13


Какие взаимосвязи устанавливают модели в географии сельского хозяйстваОсновные тенденции развития и размещения сельского хозяйства мира

Слайд-лекция, комбинированный

Тема2.§4,5

14


Итоговый урок по теме «География сельского хозяйства»

Обобщений знаний по разделу


15


Тема 4. Закономерности размещения промышленности-11ч

(учебник В.Н. Холиной-2ч)

Закономерности размещения промышленности.

Слайд-лекция,

комбинированный

Знать: общие закономерности размещения промышленности, модели размещения промышленности, современные тенденции развития и размещения промышленности; Уметь: объяснять и находить на карте основные лесные зоны и центры по переработке лесной промышленности. топливные базы мира, и центры переработки нефти, центры химической, пищевой, легкой промышленности, центры металлургического комплекса мира.

Тема 3,§1

16


Модели размещения промышленности.Современные тенденции развития и размещения промышленности мира.

Влияние промышленности на окружающую среду.

Изучение нового материала

Тема 3,§2,3

17


Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность

(по учебнику Максаковского).

Комбинированный слайд-лекция

Учебник В.П.

Максаковского

Тема,5§1,124-130

18


Электроэнергетика.

комбинированный

Тема,5§1

130-131

19


Горнодобывающая промышленность и металлургия. Черная металлургия



Комбинированный слайд-лекция

Тема,5§1

131-133


20


Цветная металлургия


Тема,5§1

134

21


Машиностроение.

Комбинированный слайд-лекция

Тема,5§1

134-135

22


Химическая промышленность.


Тема,5§1,138

23


Лесная промышленность.

Комбинированный слайд-лекция

Тема,5§1

138

24


Легкая и пищевая отрасли промышленности.


Тема,5§1

138-139

25


Итоговый урок по теме «Закономерности размещения промышленности»

Повторение и обобщений знаний по разделу


26


Тема 5. География сферы услуг -6ч.

(учебник В.Н. Холиной)

Место сферы услуг в мировой экономике.

Слайд-лекция,

комбинированный

Знать: третичный сектор экономики, место сферы услуг в экономике стран, особенности транспортной системы мира, крупнейшие транспортные узлы, центры размещения телекоммуникаций, рекламы, финансов, развитие туризма в мире и в своей стране;

Уметь: сравнивать по разным источникам информации геогра-фиические тенденции развития объектов

Учебник В.Н. Холиной


Тема 4,§1

27


Особенности транспортной системы мира. Крупнейшие транспортные узлы мира

Урок-исследование

Тема 4§2;



28


Где размещены мировые центры телекоммуникаций, рекламы, финансов.

Слайд-лекция,

комбинированный

Тема 4,§3

29


Региональные особенности развития туризма.

Слайд-лекция,

комбинированный

Тема 4,§4

30


Практическая работа №2

«Планируем путешествие»

практикум


31


Итоговый урок по теме «География сферы услуг»

Повторение и обобщение знаний


32


Тема 6. Географическое разделение труда, мировая торговля и региональная интеграция -5ч.

(учебник В.Н. Холиной-2ч)

Какие выгоды получает страна от специализации, международного разделения труда и мировой торговли?

Слайд-лекция,

комбинированный

Знать: понятие международного географического разделения труда, выгоды государств, теории мировой торговли, труды А. Смита, изменение географической и товарной структуры мировой торговли, современную географию мировой торговли, вступление стран с мировые торговые союзы;

Уметь: сравнивать по разным источникам информации географические тенденции природных и геоэкологических объектов.

Тема 6,§1

33


Теории мировой торговли. Изменение географической и товарной структуры мировой торговли.

Изучение нового материала

Тема 5,§2,3


34


Современная география мировой торговли. Почему страны вступают в экономические и торговые союзы?

Слайд-лекция,

комбинированный

Тема 5, §4,5

35


Экономическая интеграция

Урок-исследование

Тема 5,§6


36


Обобщающий урок по теме «Географическое разделение труда, мировая торговля и региональная интеграция».

Повторение и обобщение знаний по разделу




Региональная характеристика мира 28 ч.

(Учебник В.П. Максаковского)





37


Тема 1. Зарубежная Европа- 5ч

Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.

Слайд-лекция,

комбинированный

Знать: комплексную географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы; региональные различия; особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры.

Тема 6,§1

38


ЭГП, природа, население и хозяйство

Западной Европы

Слайд-лекция,

комбинированный

Тема 6,§2

39


Урок обобщения знаний по теме:

«Западная. Европа»


40


ЭГП, природа, население и хозяйство

Восточной Европы

Тема 6,§2,3

41


Урок обобщения знаний по теме:

«Восточная Европа»

Слайд-лекция,

комбинированный

Тема 6,§1-3

42


Тема 2. Зарубежная Азия и Австралия- 11ч

ЭГП, природа, население и хозяйство

Зарубежной Азии

Слайд-лекция,

комбинированный

Знать: комплексную географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии, Австралии и Океании; региональныеразличия;

особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран Азии, Австралии и Океании

Тема 7,§1

43


Субрегионы Зарубежной Азии

Слайд-лекция,

комбинированный

Тема 7, §1

44


Япония: территория, границы, население

Слайд-лекция,

комбинированный

Тема 7,§3

45


Хозяйство Японии.

Урок-исследование

Тема 7,§3

46


Китай: территория, границы, население.

Слайд-лекция,

комбинированный

Тема 7,§2

47


Хозяйство Китая.

Урок-исследование

Тема 7,§2

48


Индия – «ключевая страна» Зарубежной Азии

Слайд-лекция,

комбинированный

Тема 7,§4

49


Особенности хозяйства Индии


Урок-конференция

Тема 7,§4

50


Практическая работа №3

«Сравнение субрегионов Азии»

практикум


51


Австралия и Океания.

Слайд-лекция,

комбинированный

Тема 7,§5

52


Зачет по зарубежной Азии



53


Тема 3. Северная Америка-3ч

Географическое положение, ресурсы США

Слайд-лекция,

комбинированный

Знать: комплексную географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства

Северной Америки; региональные различия

Тема 9,§1

54


Население и хозяйство США.

Слайд-лекция,

комбинированный

Тема 9,§2

55


Канада.

Слайд-лекция,

комбинированный

Тема 9,§3

56


Практическая работа №4

«Сравнительная характеристика Канады и Австралии»

практикум


57


Тема 4. Латинская Америка-3ч

Географическое положение, природно-ресурсный потенциал и хозяйство Латинской Америки.

Слайд-лекция,

комбинированный

Знать: комплексную географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства

Латинской Америки.


Тема 4,§1



Бразилия.

Слайд-лекция,

комбинированный

Тема 4,§2

58


Обобщающий урок

Повторение и обобщение знаний по разделу


59


Тема 5. Африка -3ч.

Африка. История открытия и освоения европейцами. Население. Хозяйство.


Слайд-лекция,

комбинированный

Знать: комплексную географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Африки, её региональные различия


Тема 10,§1

60


Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика стран Африки и Латинской Америки»

практикум


61


Обобщающий урок по теме: Африка

Повторение и обобщение знаний по разделу

Тема 10,§2

62


Тема 6. Глобальные проблемы человечества-2ч

Глобальные проблемы человечества

Слайд-лекция,

комбинированный

Знать: глобальные проблемы человечества( сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая), причины и пути решения.

Тема 11,§1

63


Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты.

Урок-конференция

Тема 11, §2

64


Итоговый урок по разделу

«Региональная характеристика мира».






Резерв-4 часа






















9. Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

По окончании курса «Экономическая и социальная география» обучающиеся должны:

9.1. Знать.

Основные географические понятия и термины. Традиционные и новые методы географических исследований. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их демографическую специфику, различия в уровне и качестве жизни населения. Основные направления миграций. Проблемы современной урбанизации. Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей. Главные промышленные центры.

9.2. Уметь.

Сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений. Сопоставлять географические карты различной тематики. Находить применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы, ресурсы Интернета. Давать правильную оценку важнейшим социально-экономическим событиям международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в странах и регионах мира, Тенденциям их возможного развития.

9.3. Называть и показывать.

Крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы. Основные виды природных ресурсов. Мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых, промышленные, сельскохозяйственные, научно-информационные, транспортные, финансовые, торговые, рекреационные. Меры по охране вод Океана иссуши. Основные регионы повышенной плотности населения на Земле. Крупнейшие народы, наиболее распространённые языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры стран и регионов мира

Примеры крупнейших старопромышленных районов мира. Тенденции изменения структуры мирового хозяйства. Основные формы международных экономических отношений. Крупнейшие индустриальные страны мира. Примеры районов нового освоения.

9.4. Составлять.

Комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. Комплексную географическую характеристику стран Европы, Африки, Азии, Северной и Латинской Америки на основе сравнения.

9.5 Оценивать и объяснять.

Ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. Демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных , антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

9.6. Определять.

Принадлежность объектов природы к определённым видам природных ресурсов, рациональность или нерациональность использования минеральных, почвенных, биологических ресурсов. Условия возникновения наиболее крупных зон и ареалов. Функции крупнейших городов мира. Крупнейших экспортёров и импортёров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Особенности ЭГП объектов. Общие тенденции развития объектов и явлений, отдельных показателей во времени, средние показатели по различным источникам географической информации.

9.7. Прогнозировать и оценивать.

Изменения политической карты мира под влияние международных отношений. Ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши. Роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы. Результаты борьбы с опустыниванием и обезлесением. Последствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей окружающей среды. Темпы роста народонаселения Земли в целом, отдельных регионах и странах мира. Тенденции изменения возрастного состава населения. Темпы урбанизации и её влияние на окружающую среду. Тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве. Изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран.


,


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!