РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена на 4 года 2019-2023 г.
Она разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст. 32);
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства от 19.03.2001 года № 196;
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа МБОУ «СОШ №1 с.Старые Атаги»
Авторская программа Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г «Русский язык» М.: Просвещение, 2014 г.
Учебный план МБОУ «СОШ №1 с.Старые Атаги» на 2019 – 2020 учебный год
На изучение курса «Литературное чтение» в каждом классе начальной школы отводится:
В 1 классе —99 ч. (3 ч в неделю, 33 учебные недели)
Во 2-4 кл. — 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели)
Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы МБОУ«СОШ№1с.Старые Атаги»
Планируемые предметные результаты, приводятся в двух блоках к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников.
При получении начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся»;
программ по всем учебным предметам.
Формирование универсальных учебных действий
(личностные и метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов при полученииначального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательныеуниверсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты (Чтение. Работа с текстом)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы опрочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Литературное чтение
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы,эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств,познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучениюи систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (толькодля художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС (99 ч)
Добукварный период
Первый школьный учебник «Азбука». Речь устная и письменная. Предложение и слова. Слог и ударение. Звуки в окружающем мире. Гласные и согласные звуки. Как образуется слог? Слог-слияние. Путешествие в страну знаний.
Букварный период
Гласный звук а,буквыА,а. Гласные и согласные звуки. Гласные буквы. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Буквы С,с. Закрепление изученного. Буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Согласные звуки. Мягкие согласные звуки и твердые согласные звуки. Чтение текста с изученными буквами. Твердые согласные звуки. Мягкие согласные звуки. Мягкий и разделительные знаки. Алфавит.
Послебукварный период
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира. Как хорошо уметь читать. Знакомство с содержанием проекта «Живая бабушка». Е.А.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить буквы «р». К.Ушинский. Наше Отечество. История славянской азбуки. В.Крупин. Первый букварь.А.С.Пушкин. Сказки. Л.Н.Толстой. Рассказы для детей.
Жили-были буквы
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез
Произведения О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья
Произведения Ю.Ермолаева, Е.Благинина, В.Орлова, С.Михалкова, Р.Сефа, В.Берестова,,В.Орлова, И.Пивоварова, Я.Акима, М.Пляцковского.
О братьях наших меньших
С.Михалков «Трезор», Р.Сеф. «Кто любит собак», В Осеев «Плохо». Работа над текстом. И.Токманова «Купите собаку». М.Пляцковский «Цап Царапыч». Г.Сапгир «Кошка». В.Берестов «Лягушата», «Никого не обижай», «Важный совер». Д.Храмс «Храбрый еж». Н.Сладков «Лисица и еж»
Тематическое – планирование по литературному чтению в 1 классе
на 2019-2020 учебный год
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Добукварный период | 15 |
2 | Букварный период | 43 |
3 | Послебукварный период | 41 |
Итого | 99 |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
Дата план | Дата факт |
1 четверть |
Добукварный период (15 часов) |
1 | А Знакомство. Введение знака Поднятая рука» «Азбука» - первая учебная книга | 1 | 02.09 | |
2 | А Правила приветствия в школе. Речь устная и письменная | 1 | 04.09 | |
3 | А Умение договариваться Предложение | 1 | 06.09 | |
4 | А Учимся спорить Предложение состоит из слов | 1 | 09.09 | |
5 | А Применение знака «?» Предложение и слово | 1 | 11.09 | |
6 | А Оценка. Взаимооценка. Слово и слог | 1 | 13.09 | |
7 | А Учимся работать дружно. Слог, ударение | 1 | 16.09 | |
8 | А Адресованность действий. Звуки в речи | 1 | 18.09 | |
9 | А Картина-загадки. Гласные и согласные звуки. Слияние согласного звука с гласным | 1 | 20.09 | |
10 | А Посвящение в ученики Как образуется слог | 1 | 23.09 | |
11 | Гласный звук [a], буква А | 1 | 25.09 | |
12 | Гласный звук [о], буква О | 1 | 27.09 | |
13 | Гласный звук [и], буква И | 1 | 30.09 | |
14 | Гласный звук [ы], буква ы | 1 | 02.10 | |
15 | Гласный звук [йу], буква У | 1 | 04.10 | |
Букварный период (43 часа) |
16 | Согласные звуки [н],[н'], буква Н | 1 | 07.10 | |
17 | Согласные звуки [с],[с'], буква С | 1 | 09.10 | |
18 | Согласные звуки [к],[к'], букваК | 1 | 11.10 | |
19 | Согласные звуки [т],[т'], букваТ | 1 | 14.10 | |
20 | Согласные звуки [л],[л'], буква Л | 1 | 16.10 | |
21 | Согласные звуки [р],[р'], буква Р | 1 | 18.10 | |
22 | Согласные звуки [в],[в'], букваВ | 1 | 21.10 | |
23 | Гласный звук [йэ], буква Е | 1 | 23.10 | |
24 | Согласные звуки [п],[п'], буква П | 1 | 25.10 | |
25 | Согласные звуки [м],[м'], буква М | 1 | 28.10 | |
26 | Согласные звуки [з],[з'], буква З | 1 | 30.10 | |
27 | Согласные звуки [б], [б’], буква Б | 1 | 01.11 | |
2 четверть |
28 | Согласные звуки [д], [д'], букв Д | 1 | 11.11 | |
29 | Гласный звук [йа], буква Я | 1 | 13.11 | |
30 | Согласные звуки [г], [г'], буква Г | 1 | 15.11 | |
31 | Согласный звук [ч'], буква Ч | 1 | 18.11 | |
32 | Буква ь | 1 | 20.11 | |
33 | Согласный звук [ш] буква Ш | 1 | 22.11 | |
34 | Согласный звук [ж], буква Ж | 1 | 25.11 | |
35 | Гласный звук [йо], буква Ё | 1 | 27.11 | |
36 | Согласный звук [й’], буква Й | 1 | 29.11 | |
37 | Согласные глухие звуки [х], [х'],букваХ | 1 | 02.12 | |
38 | Гласный звук [йу], буква Ю | 1 | 04.12 | |
39 | Согласный звук [ц], буква Ц | 1 | 06.12 | |
40 | Гласный звук [э], буква Э | 1 | 09.12 | |
41 | Согласный звук [щ'], буква Щ | 1 | 11.12 | |
42 | Согласные звуки [ф], [ф'], буква Ф | 1 | 13.12 | |
43 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки | 1 | 16.12 | |
44 | Чтение слов с изученными буквами | 1 | 18.12 | |
45 | Алфавит (повторение) | 1 | 20.12 | |
46 | К. Д. Ушинский «Наше отечество» | 1 | 23.12 | |
47 | В. Крупин «Первоучители словесности» | 1 | 25.12 | |
48 | В. Крупин «Первый букварь» | 1 | 27.12 | |
3 четверть |
49 | А. С. Пушкин «Только месяц показался» | 1 | 10.01 | |
50 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | 13.01 | |
51 | Урок-викторина (по сказкам А. С. Пушкина) | 1 | 15.01 | |
52 | Л. Н. Толстой о детях | 1 | 17.01 | |
53 | К. Д. Ушинский о детях | 1 | 20.01 | |
54 | К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон» | 1 | 21.01 | |
55 | К. И. Чуковский «Путаница» | 1 | 22.01 | |
56 | Урок - викторина (по творчеству к. И. Чуковского) | 1 | 24.01 | |
57 | Произведения В.В.Бианки | 1 | 26.01 | |
58 | Произведения С.Я.Маршака | 1 | 27.01 | |
Послебукварный период (41 часов) |
Жили-были буквы |
59 | Знакомство с учебником. | 1 | 22.01 | |
60 | В.Данько «Загадочные буквы». | 1 | 22.01 | |
61 | И.Токмакова «Аля, кляксич и буква а». | 1 | 22.01 | |
62 | С.Чёрный «Живая азбука» Ф.Кривин «Почему «а» поёт, а «б» нет» | 1 | 22.01 | |
63 | Г.Сапгир «Про медведя» М.Бородицкая «Разговор с пчелой» И.Гамазкова «Кто как кричит?» | 1 | 22.01 | |
64 | И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука» С.Маршак «Автобус №26» | 1 | 22.01 | |
65 | Из старинных книг. Разноцветные страницы. | 1 | 22.01 | |
66 | Проекты «создаем город букв», «Буквы - герои сказок» | 1 | 22.01 | |
Сказки, загадки, небылицы |
67 | Русская народная сказка «Теремок» | 1 | 26.02 | |
68 | Русская народная сказка «Рукавичка» | 1 | 28.02 | |
69 | Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. | 1 | 02.03 | |
70 | Рифмы матушки гусыни.КорольПипин. Дом, который построил Джек. | 1 | 04.03 | |
71 | А.С.Пушкин«Сказка о царе Салтане» Русская народная сказка «Петух и собака» | 1 | 06.03 | |
72 | К.Ушинский «Гусь и журавль» Л.Толстой «Зайцы и лягушки». | 1 | 11.03 | |
73 | Викторина по сказкам. | 1 | 13.03 | |
Апрель, апрель. Звенит капель… |
74 | А.Майков «Ласточка примчалась…» А.Блещеев «Травка зеленеет..» | 1 | 16.03 | |
75 | А.Майков «Весна». Т.Белозёров «Подснежники» | 1 | 18.03 | |
76 | С.Маршак «Апрель» И.Токмакова «Ручей» Л.Ульяницкая Фонарик». Л.Яхнин «У дорожки». | 1 | 20.03 | |
4 четверть |
77 | Е.Трутнева, И.Токмакова «Когда это бывает?» В.Берестов «Воробушки» | 1 | 02.04 | |
78 | Р.Сеф «Чудо». Разноцветные страницы. | 1 | 03.04 | |
79 | Проект «Составляем сборник загадок» | 1 | 06.04 | |
80 | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки».Я.Тайц «Волк» | 1 | 08.04 | |
81 | Г.Кружков «Ррры». Н.Артюхова «Саша-дразнилка» | 1 | 10.04 | |
82 | К.Чуковский «Федотка», О.Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук» | 1 | 13.04 | |
83 | И.Токмакова «Разговор лютика и жучка», И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». | 1 | 15.04 | |
84 | К.Чуковский «Телефон» | 1 | 17.04 | |
85 | М.Пляцковский «Помощник». | 1 | 20.04 | |
86 | К.Ушинский «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому». | 1 | 22.04 | |
Я и мои друзья |
87 | Ю.Ермолаев «Лучший друг» Е.Благинина «Подарок» | 1 | 24.04 | |
88 | В.Орлов «Кто первый?»С.Михалков «Бараны»,Р.Сеф «Совет» | 1 | 27.04 | |
89 | В. Берестов «В мире игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик» | 1 | 29.04 | |
90 | Я.Аким «Моя родня» С.Маршак «Хороший день» | 1 | 04.05 | |
91 | М. Пляцковский «Сердитый дог буль» Ю. Энтин «Про дружбу» | 1 | 06.05 | |
92 | Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка».Разноцветные страницы. | 1 | 08.05 | |
93 | Проект «Наш класс - дружная семья» | 1 | 11.05 | |
О братьях наших меньших |
94 | С.Михалков «Трезор» Р.Сеф «Кто любит собак…» | 1 | 13.05 | |
95 | В.Осеева «Собака яростно лаяла» И.Токмакова «Купите собаку» | 1 | 15.05 | |
96 | М Пляцковский «Цап Царыпыч» Г.Сапгир «Кошка» В.Берестов «Лягушата» | 1 | 18.05 | |
97 | В.Лунин «Никого не обижай» С.Михалков «Важный совет» Д.Хармс «Храбрый ёж» | 1 | 20.05 | |
98 | Н.Сладков «Лисица и ёж» С.Аксаков «Гнездо» | 1 | 22.05 | |
99 | Итоговый урок | 1 | 25.05 | |
Итого 99 часов |