СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по экономике(базовый уровень) для 10-11 кл

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена по УМК Р..И.Хасбулатова.Программа и КТП рассчитаны на базовый уровень в 10 и 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по экономике(базовый уровень) для 10-11 кл»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа написана на основе фундаментального ядра содержания среднего (полного) образования и требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном стандарте среднего (полного) образования (раздел «Экономика»).

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся и включает:

• пояснительную записку, в которой дается общая характеристика учебного предмета, раскрываются особенности содержания курса и последовательность изложения материала, место предмета в учебном базисном плане, а также требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию — личностные, предметные и метапредметные;

• содержание курса по классам

• тематическое планирование по классам

• материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Программа опирается на учебник Р. И. Хасбулатова «Экономика» для средней (полной) школы (10—11 классы).

Курс «Экономика» (10 и 11 классы) призван сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, а также создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности учащихся.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

Предметные результаты освоения курса на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России, направлен на формирование у учащихся общих представлений об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.

Предметные результаты освоения курса на углубленном уровне ориентированы на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитию индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого освоения основ экономики, систематических знаний и способов действий.

Заканчивая школу и вступая во взрослую жизнь, молодые люди должны быть подготовлены к реалиям современной жизни. Экономические преобразования, происходящие в настоящее время в российском обществе, требуют от выпускников умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в постоянно меняющейся экономической среде. Вне зависимости от выбранной специальности каждому человеку необходимо знать основы экономики и финансов, поскольку любая сфера человеческой деятельности связана с проблемами финансирования. В то же время выпускники должны быть готовы к тому, что во взрослой жизни им придется столкнуться с жесткими законами конкуренции в сфере трудовых отношений. Это касается любой сферы деятельности. Конкурентная борьба в сфере трудовых отношений непрерывно возрастает. Знание экономики откроет путь не только в науку и предпринимательство, но и в большую политику. Без знания законов экономики невозможно познать сложнейшие процессы, происходящие в современном мире.

Курс экономики рассчитан на 2 года обучения и предназначен для базового уровня обучения (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе).



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

1) осознание себя гражданами России, патриотами, ответственными членами российского общества; воспитание активной гражданской позиции, гордости за достижения своей родины; 2) формирование личных мотивов для получения экономических знаний и навыков, для выбора будущей профессии с опорой на экономические знания; 3) формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих; 4) формирование умения оценивать и аргументировать свою точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства; 5) приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; 6) этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать частную и государственную собственность, знать свои права и обязанности в экономических сферах деятельности; 7) экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить воздействие различных видов экономической деятельности на окружающую среду.

Метапредметные результаты:

1) умение работать с различными источниками информации: составлять таблицы, графики, диаграммы, используя текстовую информацию; анализировать графики, диаграммы, таблицы, делать выводы; 2) регулятивные: умение планировать свою деятельность, ставить задачи, находить пути их решения, выделять этапы в достижении цели, составлять бюджеты, бизнес-планы и т. п.; 3) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания; 4) коммуникативные умения и навыки в сфере экономической деятельности: умение выстраивать деловые отношения, доносить до слушателя свои предложения, принимать высказывания и суждения других; 5) умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, эссе, участвовать в дискуссиях, аргументированно излагать свою точку зрения, уметь разрешать конфликты; 6) умение находить причинно-следственные связи, устанавливать закономерности, подтверждать конкретными примерами теоретические выкладки и экономические законы; 7) навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний; 8) соблюдение правил техники безопасности, эргономики, ресурсосбережения, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 9) владение языковыми средствами для свободного выражения своих мыслей, в том числе умения свободно оперировать экономическими терминами и понятиями, переводить значения слов с иностранных языков, заменять их синонимами; 10) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, новых познавательных задач и методов их реализации.

Предметные результаты:

1) получение представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях её методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности направлений современной экономической науки; 2) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; овладение умением решать задачи прикладной направленности; 3) освоение приёмов работы с фактической, аналитической, статистической экономической информацией; овладение умением самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач; 4) получение представления о современном менеджменте и маркетинге, основных методах и приёмах ведения бизнеса; 5) сформированность умения просчитывать издержки, доход, составлять бюджеты, бизнес-планы, планировать доходы и расходы; 6) сформированность умения оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства; 7) сформированность знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночнойсистеме хозяйствования, о динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.

Выпускник на углублённом уровне научится:

основные концепции экономики - определять границы применимости методов экономическойтеории; - анализировать проблему альтернативной стоимости; - объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; - представлять в виде инфографики кривую производственныхвозможностей и характеризовать её; - иллюстрировать примерами факторы производства; - характеризовать типы экономических систем; - различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства;

Микроэкономика - характеризовать экономику семьи; анализировать структурубюджета собственной семьи; - строить личный финансовый план; - анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зренияпродавцов и покупателей; - принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов; - анализировать собственное потребительское поведение; - определять роль кредита в современной экономике; - применять навыки расчёта сумм кредита и ипотеки в реальной жизни; - объяснять на примерах и представлять в виде инфографикизаконы спроса и предложения; - определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение; - приводить примеры товаров Гиффена; - объяснять на примерах эластичность спроса и предложения; - объяснять и различать организационно-правовые формыпредпринимательской деятельности; - приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм; - объяснять практическое назначение франчайзинга и сферыего применения; - различать и представлять в виде инфографики виды издержек производства; - анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы; - объяснять эффект масштабирования и мультиплицированиядля экономики государства; - объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства; - сравнивать виды ценных бумаг; - анализировать страховые услуги; - определять практическое назначение основных функций менеджмента; - определять место маркетинга в деятельности организации; - приводить примеры эффективной рекламы; - разрабатывать бизнес-план; - сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией; - называть цели антимонопольной политики государства; - объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода; - приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;

Макроэкономика - объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике; - характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета; - определять основные виды налогов для различных субъектови экономических моделей; - указывать основные последствия макроэкономических проблем; - объяснять макроэкономическое равновесие в модели«AD-AS»; - приводить примеры сфер применения показателя ВНП; - производить расчёт ВВП; - приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;

- различать сферы применения различных форм денег;

- определять денежные агрегаты и факторы, влияющие наформирование величины денежной массы;

- объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;

- приводить примеры различных видов инфляции;

- находить в реальных ситуациях последствия инфляции;

- применять способы анализа индекса потребительских цен;

- характеризовать основные направления антиинфляционнойполитики государства;

- различать виды безработицы;

- находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;

- определять целесообразность мер государственной политикидля снижения уровня безработицы;

- приводить примеры факторов, влияющих на экономическийрост;

- приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи;

международная экономика

- объяснять назначение международной торговли;

- анализировать систему регулирования внешней торговли нагосударственном уровне;

- различать экспорт и импорт;

- анализировать курсы мировых валют;

- объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;

- различать виды международных расчётов;

- анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;

- приводить примеры глобальных экономических проблем;

- объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии общества;

- приводить примеры этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;

- анализировать текст экономического содержания по международной экономике;

- объяснять особенности современной экономики России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс (34 часа)

Тема

Содержание уроков

Характеристика основных видов деятельности учащегося

1. Экономика: наука и

хозяйство

(2 ч)


Понятие экономики. Предмет изучения экономической науки. Почему экономика не может производить столькотоваров и услуг, сколько необходимо обществу? Производство, распределение, обмен, потребление. Объект труда,средства труда. Главные вопросы экономики. Закон роста потребностей. Закон

редкости. Свободные и экономически е блага. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда. Специализация


Учащийся должен уметь:

- приводить примеры свободных и экономических благ;

- выстраивать логическую последовательность экономических процессов;

- приводить примеры, подтверждающие закон редкости и закон роста потребностей;

- понимать, что такое альтернативная стоимость, приводить собственные примерыальтернативной стоимости выбора;

- анализировать кривую производственных возможностей, описывать положение точек относительно кривой производственных возможностей,раскрывать их экономический смысл;

- решать задачи на альтернативную стоимость;

- называть факторы производства;

- рассчитыватьпроизводительность труда;

- раскрывать понятия «специализация», «разделение труда»

2. Экономическая

Система государства

(2 ч)

Понятие «экономическая система».

Собственность. Традиционная, централизованная (плановая), рыночная и смешанная экономические системы.

Прямые и косвенные методы государственного регулирования.

Общественные блага. Государственный сектор экономики

Учащийся должен уметь:

- раскрывать сущность понятия «экономическая система»;

- называть главные особенности традиционной, централизованной и рыночной экономических систем;

- приводить примеры различных форм собственности;

- делать выводы о преимуществах и недостатках экономических систем;

- понимать роль государства в рыночной экономике;

- объяснять отличия общественных благ от частных;

- приводить примеры общественных благ;

- называть отрасли, входящие в государственный сектор экономики

3. Спрос

(3 ч)

Понятие о рынке. Виды рынков, функции рынка. Суверенитет потребителя.

Спрос, величина спроса. Закон спроса.

Кривая спроса. Эффект нового покупателя, эффект замещения, эффект дохода. Товары-заменители (субституты) и дополняющие товары (комплементарные). Эластичность спроса. Товары с эластичным и неэластичным спросом

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- называть функции рынка, приводить примеры различных рынков;

- формулировать закон спроса;

- доказывать примерами зависимость спроса отцены;

- приводить примеры неценовых факторов спроса;

- анализировать график кривой спроса, объяснять причины сдвига кривой;

- приводить примеры товаров-заменителей идополняющих товаров;

- называть группу товаров с эластичным и неэластичным спросом;

- решать задачи на определение величины спроса и эластичность спроса

4. Закон предложения (3 ч)

Предложение, величина предложения, закон предложения. Кривая предложения. Равновесная цена. Эластичность предложения. Варианты эластичности предложения

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- формулировать закон предложения;

- доказывать примерами зависимость предложения от цены;

- анализировать график кривой предложения, объяснять причины сдвига кривой;

- устанавливать причины рыночного равновесия;

- объяснять причины различной эластичности;

- приводить примеры, иллюстрирующие понятиятемы;

- строить графики спроса и предложения, решать задачи на нахождение равновесной цены;

- решать задачи на определение величины предложения и эластичность предложения

5. Цена и стоимость.

Альтернативная стоимость

(2 ч)

Цена товара. Функции цен. Две концепции цены. Трудовая теория стоимости К. Маркса. Производственные затраты.Суть неоклассической концепции. Мировые и внутренние цены, базисные и контрактные цены, оптовые и розничные цены, цена спроса, цена предложения, общественная стоимость, общественно необходимое время, средняя умелость, интенсивность труда.

Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- раскрывать суть двух концепций формированияцены товара;

- приводить примеры различных цен;

- понимать механизм образования равновеснойцены;

- решать задачи на альтернативную стоимость;

- приводить примеры товаров с высокой добавленной стоимостью

6. Конкуренция.

Типы рынков

(2 ч)

Понятие конкуренции. Условия для конкуренции. Ценовая конкуренция.

Демпинговые цены. Неценовая конкуренция. Достоинства и недостатки конкуренции.

Историческая эволюция рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции; чистая монополия; монополистическая конкуренция; олигополия.

Естественная монополия

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- понимать условия для проявления конкуренции;

- объяснять действия конкурентов при ценовой и неценовой конкуренции;

- выявлять достоинства и недостатки конкуренции;

- сравнивать различные типы рыночных структур, находить черты сходства и различия;

- приводить примеры рыночных структур;

- классифицировать рынки по степени проявления конкуренции;

- объяснять причину появления естественных монополий, приводить примеры естественных монополий

7. Доходы и расходы

(4 ч)

Источники доходов. Первичные и вторичные доходы. Заработная плата, прибыль, процент, дивиденд, рента.

Социальные трансферты. Минимальный размер оплаты труда. Структура доходов российской семьи. Постоянные (обязательные) расходы, переменные (произвольные) расходы.

Потребительская корзина. Сбережения, депозит, ссудный доход, облигация, акция, инвестиции, финансовые пирамиды, инфляция. Бюджет семьи. Номинальная и реальная заработная плата. Индекс стоимости жизни

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- называть источники доходов, различать вторичные и первичные доходы;

- приводить примеры доходов домохозяйств;

- находить информацию о размере МРОТ и прожиточном минимуме в разных регионах страны,сопоставлять, делать выводы;

- анализировать диаграммы и таблицы со статистическими данными, делать выводы на основе анализа;

- называть виды сбережений, оценивать экономические риски;

- составлять личный бюджет и семейный бюджет;

- рассчитывать реальную заработную плату;

- объяснять различия в зарплате трудящихся разных стран

8. Банки и банковская система

(3 ч)

История формирования банковской системы. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки, их роль в рыночной экономике. Классификация банков по формам деятельности и характеру собственности. Банковская прибыль, ссудный процент. Кредиты. Принципы кредитования. Поручитель, банковская гарантия, кредитная история, кредитная карта. Ипотечное кредитование.

Депозиты. Виды депозитов

Учащийся должен уметь:

- давать характеристику банковской системыстраны;

- сравнивать функции Центрального банкаи коммерческих банков;

- объяснять значение основных понятий темы;

- просчитывать риски по кредитам;

- рассчитывать выплаты по кредиту на основепримеров из реальной жизни;

- находить информацию об условиях ипотечного кредитования в различных банках;

- объяснять ответственность поручителя по кредитам;

- называть виды депозитов, оценивать их преимущества и недостатки

9. Деньгии финансы

(2 ч)

Происхождение и функции денег. Мерастоимости, средство обращения, средство платежа, мировые деньги, сокровища. Товарные и кредитные деньги.

Вексель, банкнота.

Бумажные деньги и законы их обращения. Уравнение Фишера.

Денежная масса, денежные агрегаты.

Денежный рынок, инвестиционный капитал. Ставка рефинансирования ЦБ.Политика «дорогих денег», политика«дешёвых денег».Монетарная политика. Норма обязательных резервов ЦБ. Ключевая ставка и инфляция. Темпы инфляции.

Виды инфляции. Социальные последствия инфляции. Дефляция. Дезинфляция.

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- приводить примеры, характеризующие функцииденег;

- называть свойства металлических денег;

- объяснять необходимость появления бумажных и кредитных денег;

- делать выводы о роли денегв экономике;

- объяснять действие закона Фишера, приводить примеры влияния денежной массы на инфляцию;

- называть денежные агрегаты, проводить сравнение степени ликвидности,давать объяснение;

- понимать, как работает денежный рынок;

- выстраивать логическую цепочку движения капиталов;

- объяснять влияние ставки рефинансирования на инфляцию;

- анализировать график равновесия на денежном рынке, делать выводы;

- аргументированно объяснять политику «дорогих денег», политику «дешёвых денег»;

- искать в Интернете данные о ставке рефинансирования в разных странах;

- готовить доклады по теме, представлять информацию в виде презентации

10. Фондовая биржа(3 ч)

История появления фондовых бирж.

Современная фондовая биржа. Фондовая, валютная, товарная биржа, биржатруда. Арбитражные и пакетные сделки. Биржевые индексы. «Быки»и «медведи».Рынок ценных бумаг. Акции, облигации, деривативы. Фьючерсы и опционы. Фондовые инструменты. Участники фондового рынка

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- сравнивать различные ценные бумаги;

- объяснять действия участников фондовогорынка;

- решать задачи на расчёт стоимости ценных бумаг;

- искать информацию о биржевых индексах,

- представлять доклады и презентации по теме

11. Рыноктруда.Безработица. Профсоюзы (3 ч)

Труд и рынок рабочей силы.Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор экономического роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала.Структура рынка труда.

Экономически активное население, занятые, безработные, добровольно незанятые. Уровень безработицы.

Фрикционная, структурная, циклическая безработица. Естественная безработица. Скрытая безработица.

Закон Оукена.

Профсоюзы. История профсоюзного движения. Рыночная власть профсоюзов

Учащийся должен уметь:

- называть особенности рынка труда;

- определять качество рабочей силы;

- доказывать влияние качества рабочей силы наэкономический рост;

- определять уровень безработицы, используястатистические данные;

- давать характеристику различных видов безработицы;

- приводить примеры различных видов безработицы, в том числе скрытой;

- анализировать структуру рынка труда;

- решать задачи на закон Оукена;

- представлять доклады о деятельности профсоюзов в разных странах мира;

- раскрывать понятие «рыночная власть профсоюзов»

1. Фирма — главное звенорыночнойэкономики

(4 ч)

Что такое фирма. Задачи фирм. Предприниматель,предпринимательство.

Основные признаки фирмы.Виды фирм. Индивидуальные (частные), товарищества (партнёрства),акционерные общества (корпорации),государственные и смешанные (с участием государства) компании.

Размеры фирм. Мелкие, средниеи крупные фирмы.Акционерное предприятие.Акции и дивиденды. Простые и привилегированные акции.Франчайзинг. Факторный доход. Прибыль, издержки,инвестиции.

Физический и финансовый капитал.

Заёмный капитал.

Экономические и бухгалтерские издержки. Явные и неявные издержки.Постоянные, переменные и общиеиздержки.Бухгалтерская и экономическая прибыль.Нормальная прибыль. Закон убывающей отдачи (эффективности) факторовпроизводства

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- раскрывать задачи фирмы и предпринимательской деятельности;

- называть основные признаки фирмы;

- давать характеристику различных видов фирм;

- выявлять преимущества и недостатки различныхфирм;

- приводить примеры фирм, различающихся поформе собственности и по размерам;

- объяснять организацию и структуру управленияакционерного общества;

- сравнивать простые и привилегированныеакции;

- раскрывать особенности ведения бизнеса в формефранчайзинга, приводить примеры франчайзинговых фирм;

- называть факторные доходы;

- приводить примеры бухгалтерских, экономических, постоянных, переменных издержек;

-решать задачи на вычисление издержек и прибыли фирмы;

- раскрывать сущность неявных издержек, приводить примеры;

- объяснять сущность закона убывающей отдачи,приводить графики, аргументы, подтверждающие действие этого закона;

- приводить примеры проявления закона убывающей отдачи в экономической деятельности;

- объяснять, почему нулевая экономическаяприбыль является нормальной



11 класс (34 часа)

Тема

Содержание уроков

Характеристика основных видовдеятельности учащегося

1. Менеджмент и маркетинг (5 ч)

Понятие «менеджмент». Историческиеэтапы становления менеджмента.

Школа научного управления Ф. Тейло-

ра. Административная школа управления А. Файоля. Школа человеческихотношений и разработки поведенческихнаук.Социальная ответственностьбизнеса. Человеческие отношения,публичные отношения, фордизм.

Современные тенденции менеджмента.

Обязанности менеджеров компании.

Менеджмент в России. Понятие «маркетинг». Основные задачи маркетинга.Этапы развития маркетинга как определённого вида коммерческой деятельности и теоретической науки. Три звенав системе управления маркетинговымиоперациями. Реклама. Мерчендайзер.

Маркетолог

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- давать характеристику различных школ менеджмента;

- сравнивать, выявлять преимущества и недостатки различных школ управления;

-высказывать своё мнение о социальной ответственности бизнеса, излагая его в виде эссе;

- приводить примеры вертикальных, горизонтальных объединений фирм, конгломератов;

- называть основные обязанности менеджеровкомпании;

- давать характеристику управления на социалистическом предприятии, выявлять черты отличияот современного менеджмента фирмы;

- раскрывать роль рекламы в продвижении товара;

- называть функции звеньев управления маркетинговыми операциями;

- приводить примеры агрессивной рекламы,удачных и неудачных рекламных кампанийфирм;

- объяснять функциональные обязанности мерчендайзеров и маркетологов

2. Государственныефинансы

(4 ч)

Государственные финансы. Министерство финансов и его функции. Государственный бюджет. Бюджетные принципы. Функции бюджета. Расходные идоходные статьи бюджета. Профицити дефицит бюджета. Государственныйдолг. Внутренний и внешний государственный долг.

Историческая эволюция налогообложения.

Экономическая сущность налогов.

Функции налогов. Бюджетные фондыи их назначение. Налоговая система.Фискальная политика государства.

Виды налогов. Прямые и косвенныеналоги. Акциз, пошлина. Федеральныеи муниципальные налоги.

Механизм налогообложения. Прогрессивная, пропорциональная, регрессивная системы налогообложения. Налоговые льготы

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- называть и объяснять бюджетные принципы,функции бюджета;

- объяснять причины появления государственногодолга и пути погашения долга;

-проводить анализ государственного долга Россиии других стран мира на основе статистическихматериалов, собранных самостоятельно;

- объяснять экономическую сущность налогов;

- называть функции налогов, приводить примерыбюджетных фондов, выплат из этих фондов;

- давать характеристику фискальной политикигосударства;

- приводить примеры прямых и косвенных налогов,выявлять различия прямых и косвенных налогов;

- находить информацию о механизмах налогообложения в разных странах;

- делать выводы о степени социальной направленности фискальной политики государств мира;

- понимать механизм получения налоговых льгот,их социальную направленность;

-решать задачи на вычисление налоговых выплат частного лица и фирм

- участвовать в конкурсе проектов «Бюджет для граждан»

3. Государство иэкономика

(3 ч)

Причины государственной экспансии вэкономику. Прямые и косвенные формывмешательства. Экономические функции государства. Закон Вагнера. Формы участия государства в экономике.Приватизация и национализация. Типыгосударственной собственности.

Участие государства в смешанной экономике (начало ХХ в.).

Государственное регулирование экономики. Национальные программы,национальные проекты, импортозамещение. Ваучерная приватизация

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- объяснять причины государственной экспансиив экономику;

- раскрывать сущность закона Вагнера;

- приводить примеры прямых и косвенных формвмешательства;

- называть экономические функции государства;

- приводить примеры национализации и приватизации;

- приводить примеры государственной собственности;

- давать характеристику социалистической национализации;

- выявлять особенности капиталистической приватизации;

-выступать с докладами о национальных программах и проектах в России;

- объяснять необходимость импортозамещения;

- давать оценку ваучерной приватизации в России

4. Основные макроэкономическиепоказатели

(2 ч)

Валовой внутренний продукт (ВВП).

Валовой национальный продукт (ВНП).

Методы подсчёта ВВП, ВНП. Амортизация, чистый внутренний продукт.

Исключение двойного счёта при расчёте

ВВП. Реальный ВВП. Дефлятор ВВП.

Сопоставление ВВП разных стран иобменные курсы валют. Паритет покупательной способности (ППС). ВВПи ВНП на душу населения.Национальный доход. Фактор цены истоимости товара в исчислении ВВП.

Индекс потребительских цен. Темпыроста ВВП.

ВВП и инфляция.

Система национальных счётов (СНС).

Кругооборот доходов и расходов.ВВП (ППС) на душу населения. Реальный сектор экономики, бюджетныйсектор экономики. Денежный сектор. Внешний сектор. Платёжныйбаланс

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

-применять методы подсчёта ВВП и ВНП прирешении задач по теме;

- приводить примеры двойного счёта;

- различать реальный и номинальный ВВП;

- объяснять значение паритета покупательнойспособности,приводить примеры;

-рассчитывать индекс потребительских цен,используя данные, самостоятельно найденныев разных источниках;

- называть виды инфляции, объяснять социальныепоследствия инфляции;

- описывать систему национальных счётов;

- анализировать таблицы, делать выводы об уровнеэкономического развития разных стран;

- называть секторы экономики

5. Экономический рост

(2 ч)

Измерение экономического роста.Факторы экономического роста. Ростнаселения и численности рабочей силы.

Накопление капитала, инвестиции,земля, технологический прогресс,знания, опыт, инновации.

Влияние научно-технического прогресса и образования на экономическийрост.Экстенсивное и интенсивное развитие.

«Ресурсное проклятие».

Современная трактовка экономическогороста.

Мультипликатор и акселератор. Теорияустойчивого экономического роста

и развития

Учащийся должен уметь:

- применять формулу для определения экономического роста;

- называть факторы экономического роста;

- приводить примеры интенсивных и экстенсивныхфакторов экономического развития;

- выказывать своё мнение о «ресурсном проклятии» экономики России, аргументированнодоказывать свою точку зрения;

- доказывать на примерах положительный иотрицательный эффекты мультипликатора;

- раскрывать сущность акселератора

6. Цикличность развитияэкономики

(3 ч)

Циклическое развитие как закономерность. Торговые кризисы. Фазы экономического цикла. Подъём, спад, кризис,депрессия, оживление. Механизмциклического движения и кризис.

Решение противоречий в ходе кризиса.

Мировой финансово-экономическийкризис 2008—2010 гг. Антикризисныедействия государств. Кризис неолиберальной экономической доктрины.

Теория Фридмэна

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- приводить аргументы, подтверждающие цикличность развития экономики;

- называть последовательно фазы экономическогоцикла, характеризовать явления в экономике,связанные с определённой фазой цикла;

- обобщать мировой опыт, предлагая пути выходаиз кризиса;

- понимать причины и следствия мирового финансово-экономического кризиса 2008—2010 гг.;

- раскрывать сущность теории Фридмэна применительно к современной экономической ситуации

7. Международнаяторговля

(3 ч)

Что такое международная торговля?Экспорт, импорт, внешнеторговыйоборот. Международное разделениетруда. Теория абсолютных преимуществА. Смита.Теория сравнительных преимуществ

Д. Рикардо. Теория интернациональнойстоимости К. Маркса.

Валютный курс. Свободно конвертируемая валюта. Колеблющийся, «плавающий», фиксированный валютный курс,«валютный коридор», «бивалютнаякорзина». Курс покупателя, курспродавца. Кросс-курс. Номинальныйи реальный валютный курс.Свободная торговля и протекционизм.

Всемирная торговая организация (ВТО).

Россия и ВТО. Структура внешнейторговли России. Санкции

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- анализировать статистические данные, делатьвыводы;

- классифицировать страны по объёму внешнейторговли;

- приводить примеры абсолютных и сравнительных преимуществ в мировой торговле;

- приводить примеры свободно конвертируемыхвалют;

- оценивать разные валютные курсы;

-производить расчёты по конвертации валют;

-решать практические задачи, используя современные данные, полученные самостоятельно изразличных источников информации;

- давать оценку структуры внешней торговлиРоссии;

- аргументировать преимущества и недостаткивступления России в ВТО

8. Российская Федерацияв системе

Мировогохозяйства

(1 ч)

Общая характеристика экономики

России. Основные макроэкономическиепоказатели России. Отраслевая структура хозяйства России. Основные показатели участия России во внешнеэкономических связях. Внешнеторговый балансРоссии. Показатель экспортной квоты.

Индекс концентрации экспорта. Индексдиверсификации импорта

Учащийся должен уметь:

- давать характеристику экономики России;

- называть основные макроэкономические показатели;

- делать выводы о структуре хозяйства России;

- объяснять причины изменения структуры хозяйства;

- анализировать основные показатели участияРоссии во внешнеэкономических связях;

- давать характеристику внешнеторгового баланса

России;

- искать современные статистические данныеоб экономической ситуации в России, делатьвыводы, подтверждать их аргументами;

-рассчитывать экспортную квоту России за разныегоды,используястатистические данные, найденные самостоятельно;

- объяснять сущность индекса концентрацииэкспорта и индекса диверсификации импорта;

- писать рефераты по темам главы

9. Экономическиепроблемыглобализации

(4 ч)

Сущность и содержание глобальныхэкономических проблем. Неравноепотребление. Новые модели потребления

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- приводить примеры неравного потребления;

-показывать на географической картестра́ныс высоким и низким уровнем потребления;

- называть новые модели потребления;

- писать эссе по предложенным темам



Содержание программы 10 класс (34 ч, 1 ч в неделю)


Тема 1. Экономика — наука и практика


Экономика как наука. Главные процессы экономического развития: производство, распределение, обмен, потребление. Основные средства (факторы) производства: земля, труд, капитал. Знания и технологии. Производительные силы общества. Процесс производства материальных благ и услуг: процесс труда и экономические отношения работников в процессе трудовой деятельности. Объекты труда. Средства труда. Основные вопросы экономики. Производство, распределение и реализация материальных благ. Товары и услуги. Экономика страны. Закон редкости. Закон роста потребностей. Модель «разумного потребления».

Экстенсивные и интенсивные факторы производства. Типы экономического роста: преимущественно экстенсивный и преимущественно интенсивный. Цена. Затраты и издержки. Предпринимательская способность. Производительность труда. Интенсивность.

Разделение труда. Международное разделение труда (МРТ). Специализация.

Распределение доходов в обществе. Взаимозависимость и взаимосвязь продуктивности различных ресурсов (факторов). Земельная рента: дифференциальная и абсолютная.


Тема 2. Экономическая система государства


Экономическая система. Исторические типы экономических систем: традиционная, рыночная (капиталистическая); планово-директивная, командная (социалистическая); смешанная. Соответствие экономических систем государственному строю. Смешанная экономика: рыночная база и социальная ориентированность. Роль государства в условиях смешанной экономики.

Прямые формы и методы регулирования. Косвенные формы и методы регулирования. Структура и строение смешанной экономики: домашние хозяйства; частный предпринимательский сектор; государственный сектор экономики; различные формы кооперации, коллективные предприятия и пр.

Россия как страна с переходной экономической системой.


Тема 3. Спрос

Понятие о рынке. Рыночный механизм: модель кругооборота факторов производства. Структура рынка. Классификация рынков: по виду продаваемого товара, масштабам охвата территории, уровню конкуренции, уровню легальности. Рынки ценных бумаг: первичные и вторичные. Основные рынки. Экономические функции рынка: информирование о спросе и предложении, регулирование производства того или иного товара, ценообразование. Рыночная конкуренция. Суверенитет потребителя.

Спрос: индивидуальный (личный) и рыночный. Величина спроса. Закон спроса: эффект нового покупателя; эффект замещения; эффект дохода. Совокупный спрос. Эффективный спрос. Кривая зависимости спроса от цены. Закон убывающей предельной полезности экономических благ. Зависимость между спросом и ценами на взаимосвязанные товары. Типы взаимосвязанных товаров: товары-заменители и дополняющие товары. Объем продаж. «Благо Гиффена». Эластичность спроса.


Тема 4. Предложение


Рыночное предложение и его объем (величина): понятие, содержание.

Кривая предложения. Закон предложения. Шкала предложения. Рыночное предложение. Издержки производства. Выручка.

Равновесная цена. Равновесие на рынке. Эластичность предложения. Жесткое предложение. Эластичный и неэластичный товар. Банкротство.


Тема 5. Цена и стоимость. Альтернативная стоимость


Цена товара. Функции цен: информационной, стимулирующей, ориентирующей и распределительной.

Факторы, влияющие на цену. Концепции формирования цены. Средние затраты. Совокупные затраты. Производственные затраты.

Ценовой механизм. Стоимость товара. Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены. Цена спроса. Цена предложения. Стоимость. Общественная стоимость. Общественно необходимое время. Средняя умелость. Интенсивность труда.

Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость.


Тема 6. Конкуренция. Типы рынков


Понятие конкуренции, ее сущность. Условия для конкуренции. Ценовая и неценовая конкуренция. Недобросовестная конкуренция. Достоинства и недостатки конкуренции.

Рыночные структуры. Историческая эволюция рыночных структур. Модели современного рынка. Характерные черты основных моделей рынка. Рынок совершенной (свободной) конкуренции. Чистая монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.

Несовершенная конкуренция. Антитрестовская (антимонопольная) политика. Российское антимонопольное законодательство. Федеральная антимонопольная служба (ФАС): основные функции.


Тема 7. Доходы, расходы, сбережения. Заработная плата


Доходы. Потребление: производственное (производительное) и непроизводственное (непроизводительное). Первичные и вторичные (социальные трансферты) доходы. Факторный доход. Прибыль. Дивиденды. Заработная плата. Структура доходов.

Расходы. Структура расходов домашних хозяйств: постоянные (обязательные) и переменные (произвольные) расходы. Потребительская корзина. Закон Энгеля.

Заработная плата. Системы заработной платы: повременная и сдельная. Оклады, бонусы, компенсации. Реальная и номинальная заработная плата, индекс стоимости жизни. Минимальная заработная плата.


Тема 8. Банки и банковская система


Банки. Формирование банковской системы. История становления банков и банковских систем. Современные банки и банковская система. Банки как центры хозяйственно-финансовой жизни. Классификация банков: по функциям и характеру деятельности, по форме собственности. Банковские операции: пассивные, активные и комиссионные.

Кредиты (ссуды) коммерческих банков. Кредитование физических и юридических лиц. Краткосрочные и долгосрочные кредиты. Ссуды под залог недвижимости. Ссуда частным лицам. Ссуды под ценные бумаги. Сельскохозяйственные ссуды. Кредитная карта. «Кредитная история». Принципы кредитования: срочность, платность, возвратность, гарантированность, целевой характер. Лизинг и факторинг. Банковская прибыль. Банковская гарантия.

Депозиты. Вклады. Доходы по вкладам. Банковский депозит и его виды. Депозитарий.


Тема 9. Деньги и финансы

Происхождение и функции денег. История денег. Концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная. Основные функции денег: мера стоимости; средство обращения; средство платежа; мировые деньги; сокровища. Закон денежного обращения. Бумажные деньги и законы их обращения. Векселя, банкноты, чеки.

Денежная масса (M1): наличные денежные средства и чековые депозиты. Денежный (финансовый) рынок. Структура и механизм денежного рынка. Деньги и ценные бумаги (акции и облигации), дивиденды. Финансовый риск. Равновесие на денежно-финансовом рынке. Инвестиционный капитал. Норма обязательных резервов ЦБ. Ставка рефинансирования ЦБ. Политика «дорогих денег». Политика «дешевых денег».


Тема 10. Фондовая биржа


Фондовые биржи, их деятельность. История появления фондовых бирж. «Быки» и «медведи». Биржи в России. Современная фондовая биржа. Основные виды торгово-финансовых бирж: фондовая, валютная и товарная. Биржа труда. Основные операции на фондовой бирже. Фондовые ценности. Спекулятивные сделки: простая спекуляция, биржевая игра. Биржевые индексы. Брокеры и дилеры. Листинг. Система рынков фиктивного капитала. Организационно-правовые формы фондовых бирж. Фондовая биржа как объект государственного регулирования.

Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Ценные бумаги: акции, облигации. Первичный и вторичный (биржевой и внебиржевой) рынок ценных бумаг. Фондовые инструменты. Акции. Конвертируемые облигации. Облигации. Депозитарные расписки. Варранты. Опционы. Фьючерс. Депозитный сертификат. Сберегательный сертификат. Вексель. Чек. Рынок государственных ценных бумаг и рынок корпоративных ценных бумаг. Основные участники фондового рынка: эмитенты, финансовые посредники, инвесторы, органы госрегулирования, частные компании и саморегулирующиеся организации. Инфраструктура рынка ценных бумаг — консультационные и информационные фирмы, регистраторы, депозитарные и расчетно-клиринговые сети. Внебиржевый рынок ценных бумаг.


Тема 11. Страхование


Страхование как система экономических отношений. Обязательное и государственное страхование. Добровольное страхование. Страхование личной безопасности. Имущественное страхование. Страхование ответственности. Бессрочное (или пожизненное) и временное страхование. Страхователь (полисодержатель). Страховые взносы (страховые премии). Страховка. Страховщик.


Тема 12. Рынок труда. Безработица. Профсоюзы


Труд и рынок рабочей силы. Труд как основной фактор производства. Рабочая сила как товар. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда.

Безработица. Полная занятость. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы.. Типы (формы) безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Сезонная безработица. Скрытая безработица.

Профсоюзы. Основные функции профсоюзов. Преимущества и недостатки участия в профсоюзном движении. Рыночная власть профсоюзов. Классификация факторов эластичности А. Маршалла. Специфика профсоюзов в РФ.


Тема 13. Фирма — главное звено рыночной экономики


Фирмы и их задачи. Предприятие. Организационно-правовые формы предприятия: государственное предприятие, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, товарищество, индивидуальное частное предприятие, производственный кооператив, муниципальное, унитарное предприятие. Предприниматель Предпринимательство. Субъекты предпринимательства в России.

Основные признаки фирмы: наличие единого имущества, стремление к эффективности, направленность на лидерство, нейтральность. Фирма и отрасль. Виды фирм: по масштабу деятельности, по форме собственности.

Оптимальность размера фирмы. Преимущества и недостатки мелких фирм. Транснациональные корпорации (ТНК).

Акционерное предприятие. Типы акционерных обществ. Преимущества и недостатки крупных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК).

Факторный доход. Физический и финансовый капитал. Инвестиционный капитал: личный и заемный. Затраты и издержки. Издержки фирмы в процессе производства и сбыта товаров. Явные и неявные (вмененные) издержки. Постоянные и переменные издержки. Общие, или валовые, издержки производства. Себестоимость продукции. Прибыль (нормальная, экономическая (чистая). Закон убывающей отдачи (доходности). Экономическая эффективность. Рентабельность. Система показателей экономической эффективности производства. Пути повышения доходности бизнеса.


Содержание учебного курса

11 класс (34 ч, 1 ч в неделю)


Тема 1. Менеджмент. Маркетинг. Банкротство фирмы


Общее понятие о менеджменте. Исторические этапы становления менеджмента. Школа научного управления (Ф. Тэйлор). Административная школа управления (А. Файоль). Школа человеческих отношений и разработки поведенческих наук (М. Фоллет и Э. Мэйони). Теории системного анализа. Концепция социальной ответственности бизнеса. Международный характер менеджмента.

Современные тенденции менеджмента. Модернизация управления. Горизонтальная, вертикальная и конгломератная структуры корпораций. Соответствие структуры основным принципам. Внедрение компьютерных технологий в управленческие системы. Менеджмент в России.

Маркетинг как рыночная концепция менеджмента. Основные понятия и содержание маркетинга. Усиление связи производства с распределением и конечной реализацией продукции. Этапы развития маркетинга. Основные взаимосвязанные звенья в системе управления маркетинговыми операциями: управление торгово-посреднической сферой (системой) в деятельности корпораций; управление производственной сферой (системой), ориентированной на рынок; управление обслуживающей сферой (системой). Основные принципы маркетинга. Направленность на максимизацию прибыли. Реклама. Маркетолог.

Банкротство фирмы. Процедура банкротства. Внешние признаки. Кредиторы. Судебное решение. Несостоятельность предприятия. Принудительное банкротство. Добровольная ликвидация. Реорганизация. Ликвидация. Мировое соглашение. Преднамеренное или умышленное банкротство. Внешнее управление. Законодательство РФ о банкротстве.


Тема 2. Государственные финансы


Государственные финансы. Финансовая система страны. Министерство финансов. Государственный бюджет. Бюджетные принципы: принцип единства, принцип полноты, принцип реальности, принцип гласности. Баланс бюджета. Закономерность роста государственных расходов. Функции бюджета: фискальная, экономического регулирования, социальная. Сбалансированный государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Эмиссия. Инфляция. Внутренний и внешний государственный долг. Пути преодоления задолженности государства. Реструктуризация долга.

Налоги. Историческая эволюция налогообложения. Экономическая сущность налогов. Фискальная, экономическая, социальная и распределительная функции налогов. Социальные налоги. Социальные фонды. Ставка налога. Налоговая льгота. Система налогообложения. Налоговый механизм. Государственная налоговая политика. Принципы нейтральности, справедливости и эффективности.

Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Таможенные сборы, акцизы, пошлины. Государственные и местные налоги. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная системы налогообложения. Признаки налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой: прогрессивный дифференцированный характер налогообложения; частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране; определение начальных сумм, не облагаемых налогом. Особенности налоговой системы современной России. Рациональная система налогов как компромисс между интересами различных групп общества с учетом региональных интересов, твердых и однозначных правил построения налоговых систем.


Тема 3. Государство и экономика


Причины государственной экспансии в экономику. «Закон Вагнера». Экономические функции государства. Формы участия государства в экономике в современных условиях. Государственная собственность, ее типы. Значение государственного сектора. Суть теоретических споров об участии государства в экономике.

Приватизация, национализация. Государственное регулирование экономики: прямые и косвенные методы. Виды национализации: социалистическая и капиталистическая (кейнсианская). Степени и формы участия государства в экономике. Экономическая политика. Особенности экономической политики в РФ. Национальные программы. Национальные проекты.


Тема 4. Основные макроэкономические показатели


Валовой внутренний продукт (ВВП). Валовой национальный продукт (ВНП). Методы подсчета ВВП и ВНП. Добавленная стоимость. Реальный и номинальный ВВП. Дефлятор ВВП. Индекс покупательных цен (ИПЦ). Сопоставление ВВП разных стран и обменные курсы валют. Паритет покупательной способности (ППС). Международный валютный фонд (МВФ).

ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход (НД). Развитые и развивающиеся страны. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Национальный доход (НД). Трудовые, рентные и предпринимательские доходы. Прибыли корпораций и чистый процент. Фактор цены и стоимости товара в исчислении ВВП. Индекс цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ). Стоимость потребительской корзины. Инфляция. Темпы инфляции. Темпы роста ВВП. Динамика ВВП России. Система национальных счетов (СНС). Кругооборот доходов и расходов (двух-секторная модель экономики) в национальной экономике. Расширенная (четырехсекторная) модель кругооборота в экономике. Реальный, бюджетный, денежный и внешний сектора экономики. Положительный и отрицательный баланс. Платежный баланс, его назначение.


Тема 5. Экономический рост


Понятие экономического роста. Факторы экономического роста: рост населения и численности рабочей силы (фактор спроса и фактор эффективности); накопление капитала; земля; технологический прогресс; знания, опыт, инновации. Взаимодействие факторов роста. Инвестиции. Предпосылки инвестиционного процесса: финансовый ресурс; развитый финансовый рынок, высокая (или приемлемая) доходность от инвестиций. Зависимость экономического роста от нормы сбережений и эффективности инвестиций. Влияние научно-технического прогресса и образования на экономический рост. Экстенсивное и интенсивное развитие.

Основные пути повышения производительности труда. Экономический рост и проблема защиты окружающей среды.

Современная трактовка экономического роста. Концепция устойчивого роста. Мультипликатор и акселератор.

Опасность обратного эффекта. Теория устойчивого экономического роста и развития: учет экологических факторов, устойчивости и стабильности роста, развитие (отраслевая и социальная сбалансированность).


Тема 6. Цикличность развития экономики


Циклическое развитие как свойство капиталистической экономической системы. Неизбежность кризисных спадов и депрессий. Торговые кризисы. Кризисы перепроизводства. Стандартная модель экономического цикла. Периодичность кризисов. Мировые кризисы XX века.

Фазы экономического цикла: кризис, оживление, подъем, спад. Сущность экономического кризиса. Механизм циклического движения и кризис. Формы классического экономического кризиса: перепроизводство товарного капитала; перенакопление производительного капитала; перенакопление денежного капитала. Решение противоречий в ходе кризиса. Факторы, влияющие на протекание кризиса: государственная экономическая политика, действия агентов рынка, уровень менеджерского искусства, методы действия крупных банков и корпораций, их устремленность к максимизации прибылей.

Мировой финансово-экономический кризис 2008— 2010 гг. Предпосылки кризиса. Основные причины кризиса. Этапы развертывания мирового финансово-экономического кризиса. Антикризисные действия государств. Роль международных организаций. Кризис неолиберальной экономической доктрины. Необходимость участия государства в экономике.


Тема 7. Международная торговля. Валютные курсы


Международная торговля. Внешняя торговля страны. Экспорт. Импорт. Внешнеторговый оборот. Сальдо внешней торговли. Главные торговые объединения и страны в международной торговле. Международное разделение труда (МРТ). Рост степени открытости рынков. Укрепление финансово-хозяйственных связей стран. Абсолютные и сравнительные преимущества. Интернациональная стоимость. Теория трудовой стоимости.

Валютные курсы. Современная международная валютная система. Валютный коридор. Колеблющийся, «плавающий», фиксированный курс валюты. Номинальный и реальный курсы валюты. Свободно конвертируемая валюта. Метод котировки. Кросс-курс.

Свободная торговля и протекционизм. Всемирная торговая организация (ВТО): цели, структура, руководящие органы. Вступление России в ВТО. Позиции России в международной торговле. Структура внешней торговли РФ.


Тема 8. Альтернативные системы и модели современной экономики


Альтернативные экономические системы. Система свободного предпринимательства. Монополии (олигополии). Усиление экономических функций государства, его регулирующей роли. Мировая социалистическая система как альтернативная мировая экономическая система. Главные признаки экономической системы социализма. Победа обновленного капитализма. Общее и особенное в развитии национальных типов (моделей) капитализма. Общая экономическая база и методологические принципы: принцип частной собственности, отсутствие директивной системы управления экономикой, действие конкурентных механизмов, основанных на законах спроса и предложения. Отличительные признаки экономик развитых стран.

Национальные модели современной экономики. Количественные и качественные характеристики и особенности. Западноевропейская модель. Французская и германская модели. Американская модель. Шведская (скандинавская) модель.

Японская модель экономики. Китайская модель как особый тип социалистического рынка. Незавершенность российской модели капитализма, ее основные характеристики.


Тема 9. Российская федерация в системе мирового хозяйства


Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Общая характеристика экономики России. Основные макроэкономические показатели России. Динамика ВВП. Факторы роста в российской экономике 2001—2008 гг. Место России в мировой экономике. Товарная структура экспорта и импорта страны. Основные торговые партнеры России. Индексы концентрации и диверсификации экспорта и импорта России. Индекс условий торговли. Диверсификация экономики. Приоритетные направления внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.


Тема 10. Глобальные экономические проблемы и индекс развития человеческого потенциала


Глобальные экономические проблемы современности. Проблема бедности. Продовольственная и энергетическая проблемы. Обострение экологической проблемы. Неравномерная структура распределения. Неравное потребление. Усиление социального расслоения. Основные направления решения проблем бедности и нищеты: новые модели потребления, социализация, коллективизм и солидарность.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Понятие «концепция развития человеческого потенциала». Реализация основных базовых ценностей: прав человека, общественного благосостояния, равенства, справедливости. Оценка ИРЧП: продолжительность жизни человека, уровень образования и доходы. Индекс нищеты населения. ИРЧП в России.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ


  1. Разрабатываем рекламную кампанию для нового товара.

  2. Совершенствуем систему управления в своей школе.

  3. Реформируем налоговую систему страны.

  4. Наша область (город) на внешнеэкономическом рынке: что покупаем, что продаем?

  5. Оцениваем место своего региона в системе народного хозяйства России.

  6. Выбираем профессию с учетом специфики рынка труда (страны, региона, города).

  7. Берем кредит в банке.

  8. Составляем бюджет школы.

  9. Планируем семейный бюджет.

10.Открываем свой бизнес.


Календарно-тематическое планирование 10 класс


Содержание

Кол-во часов

Дата


план

факт


гл.1 Экономика: наука и практика (2ч.)




1

Экономика как наука

1



2

Факторы производства, производительность труда

1




гл.2 Экономическая система государства(2ч.)




3

Экономические системы.

1



4

Смешанная экономика

1




гл.3 Спрос(3ч.)




5

Понятие о рынке. Спрос и его содержание

1



6-7

Величина спроса. Эластичность спроса

2




гл.4 Предложение(3ч.)




8

Объём предложения

1



9

Равновесная цена. Эластичность предложения

1



10

Спрос и предложение.К/р

1




гл.5 Цена и стоимость. Альтернативная стоимость (2ч.)




11

Цена товара. Функции цен. Стоимость товара

1



12

Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость

1




гл.6 Конкуренция. Типы рынков(2ч.)




13

Понятие конкуренции.

1



14

Рыночные структуры. Модели рынка. Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика

1




гл.7 Доходы, расходы, сбережения. Заработная плата(4ч.)




15

Доходы

1



16

Расходы. Закон Энгеля

1



17

Сбережения . Заработная плата

1



18

Обобщения знаний по теме «Цена и стоимость. Конкуренция. Типы рынков. Доходы, расходы, сбережения». К/р

1




гл.8 Банки и банковская система(3ч.)




19

Банки. Формирование банковской системы

1



20

Кредиты

1



21

Депозиты

1




гл.9 Деньги и финансы (2ч.)




22

Происхождение и функции денег

1



23

Денежная масса. Денежный рынок





гл.10 Фондовая биржа (3ч.)




24

Фондовые биржи, их деятельность

1



25

Фондовый рынок (рынок ценных бумаг)

1



26

Обобщение знаний по теме «Банки и банковская система. Деньги и финансы. Фондовая биржа» ( в форме К/Р)

1




гл.11 Страхование (1ч.)




27

Страхование и страховые услуги

1




гл.12 Рынок труда. Безработица. Профсоюзы

(3ч.)




28

Труд и рынок рабочей силы

1



29-30

Безработица. Профсоюзы


2




Гл.13 Фирма- главное звено рыночной экономики

(4ч.)




31

Фирмы и их задачи

1



32

Акционерное предприятие

1



33

Факторный доход. Прибыль. Издержки. Инвестиции

1



34

Обобщение знаний по теме « Страхование Рынок труда. Безработица. Профсоюзы. Фирма» (в форме тестов) Итоговое тестирование

1





Календарно-тематическое планирование 11 класс


Содержание

Кол-во часов

Дата


план

факт


1.Менеджмент и маркетинг(5ч.)


1

Общее понятие о менеджменте.

Исторические этапы развития менеджмента.

1



2

Современные тенденции менеджмента.

Менеджмент в России.

1



3

Маркетинг.

1



4

Банкротство фирм

1



5

Менеджмент и маркетинг.

1




2.Государственные финансы(4ч.)


6

Государственные финансы. Министерство финансов. Государственный бюджет.

1



7

Налоги – главный источник государственного бюджета. Историческая эволюция налогообложения.

1



8

Виды налогов. Механизм налогообложения

1



9

Государственные финансы.

1




3.Государство и экономика(3ч.)


10

Причины государственной экспансии в экономику. Экономические функции государства.

1



11

Виды национализации. Формы участия государства в экономике в современных условиях.

1



12

Государство и экономика.

1




4.Основные макроэкономические показатели(2ч.)


13

Основные макроэкономические показатели.

1



14

ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход (НД).

1




5.Экономический рост (2ч.)


15

Экономический рост. Факторы экономического роста.

1



16

Современная трактовка экономического роста. Мультипликатор и акселератор.

1




6.Цикличность развития экономики (3ч.)


17

Циклическое развитие – свойство капиталистической экономической системы.

1



18

Фазы экономического цикла. Кризисы.

1



19

Мировой финансово-экономический кризис 2008 – 2010 гг.

1





7.Международная торговля. Валютные курсы. (3ч.)


20

Международная торговля.

1



21

Валютные курсы.

1



22

Свободная торговля и протекционизм.

Всемирная торговая организация (ВТО).

1




8.Альтернативные системы и модели современной экономики(3ч.)




23

Альтернативные экономические системы.

1



24

Национальные модели современной экономики.

1



25

Японская, китайская и российская модели смешанной экономики.

1




9.Российская Федерация в системе мирового хозяйства(1ч.)




26

Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства.

1




10.Глобальные экономические проблемы и индекс развития человеческого потенциала(4ч.)




27-28

Глобальные экономические проблемы современности.

2



29

Индекс развития человеческого потенциала.

1



30

Поиск путей решения глобальных проблем

1



31-34

Итоговое повторение

4



Критерии оценивания.

Устный ответ учащегося должен соответствовать следующим требованиям.

  1. Знание фактического программного материала: основные понятия, определения, факты.

  2. Поставленные вопросы необходимо освещать логично, применять системный и сравнительно - исторический подходы, метод аналогии при характеристике социальных объектов.

  3. Ответ самостоятельный, осмысленный, а не пересказ учебника.

  4. Хорошо развита устная речь; отвечающий свободно владеет терминологией, умеет точно и лаконично выразить свои мысли.

  5. Учащийся даёт различие фактов, интерпретаций и оценок общественного познания, приводит свои аргументы по наиболее актуальным проблемам различных сфер общественного развития.

Оценка устного ответа учащихся

Отметка ”5" ставится в случае:

  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

  3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

  1. Знание всего изученного программного материала.

  2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, применять полученные знания на практике.

  3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

  1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

  2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

  3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

  1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

  2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;

  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Литература:

Программа курса экономики для 10—11 классов образовательных организаций (автор Г. И. Грибанова)

УМК «Экономика. 10 класс»

1. Экономика. 10 класс. Учебник (автор. Р. И. Хасбулатов) М. Дрофа,2014.

2. Экономика. 10 класс. Методическое пособие (автор Г. И. Грибанова).

3. Электронное приложение к учебнику.

УМК «Экономика. 11 класс»

1. Экономика. 11 класс. Учебник (автор. Р. И. Хасбулатов). М. Дрофа,2014.

2. Экономика. 11 класс. Методическое пособие (автор Г. И. Грибанова).

3. Электронное приложение к учебнику.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.libertarium.ru/library — библиотека по экономической литературе;

http://www.finansy.ru — информация по социально-экономическому положению и развитию России;

http://www.ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery — галерея экономистов;

http://www.almaz.com/nobel/economics — лауреаты Нобелевской премии по экономике;

http://www.cbr.ru — официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы);

http://www.rbc.ru — РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера);

http://www.budgetrf.ru — мониторинг экономических показателей;

http://www.ereport.ru — обзорная информация по экономике;

http://www.stplan.ru — экономика и управление;

http://www.catback.ru — научные статьи и учебные материалы по экономике.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!