СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП- география 9 класс по учебнику А.И.Алексеева, В.А.Низовцева, Э.В.Ким

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с переходом на учебники линииУМК О.А.Климановой,А.И. Алексеева География (5-9) в 9 классе в авторской программе нет темы " Население России".Эта тема очень важна при подготовке обучающихся к ОГЭ., поэтому в рабочей программе добавлено 4 часа на изучение данной темы в разделе "Введение" и региональный компонент в "Заключении" за счет  обьединения некоторых тем и резерва.

Просмотр содержимого документа
«9 кл.- рабочая программа»


Пояснительная записка.


Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1576 от31.12.2015 г.

3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательном учреждении на 2019 – 2020 учебный год.

4.Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №21 им. И.С.Давыдова с.Обильного

5.Учебный план МБОУ СОШ №21 им. И.С.Давыдова на 2019-2020 учебный год.

6.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и курсов внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №21 им. И.С.Давыдова с.Обильного

7.Рабочие программы по учебникам географии для 5-9 классов под редакцией О.А.Климановой, А.И.Алексеева сост. И.Г.Смирнова, разработанные в соответствии с ФГОС, примерной образовательной программой по географии. Издательство: «Учитель», Волгоград., 2018г.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


1.Учебник: А.И.Алексеев, В.А.Низовцев, Э.В.Ким. 9 класс. География России. Хозяйство и географические районы. М., Дрофа, 2018 год.

2.Методическое пособие к учебникам А.И. Алексеева, В.А. Низовцева, Э.В. Ким и др. «География. География России. Природа и население. 8 класс» и «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» под ред. А.И.Алексеева / Э.В.Ким, В.И.Сиротин, А.И. Крылов. – М.: Дрофа, 2016

3.Контрольно- измерительные материалы 9 класс/ Сост. Е.А. Жижина М: ВАКО 2016

4.Географический атлас, 9 класс– М.: Дрофа, 2018

5.Контурные карты по географии, 9 класс– М.: Дрофа, 2018


Интернет-ресурсы


http://mir-map.ru - Карты мира

http://wikimapia.org - Интерактивная карта мира

http://www.geoman.ru - Библиотека по географии. Географическая энциклопедия

http://www.rgo.ru - Русское географическое общество

http://heritage.unesco.r - Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО


Общая характеристика учебного предмета


Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.

Основная цель курса создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

Задачи программы:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Место учебного предмета в учебном плане:


География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 35 ч (1 ч в неделю), в 7 и 8классах по 70 ч., в 9 классе - 68 ч (2 ч в неделю).

Данная рабочая программа, согласно учебному плану МБОУ СОШ №21 им. И.С.Давыдова с.Обильного на 2019-2020 учебный год предусматривает 70 часов в год, 2 часа в неделю.

В связи с переходом на учебники линии УМК О. А. Климановой, А. И. Алексеева. География (5-9) в 9 классе не хватает темы население России. Поэтому в рабочей программе добавлено 4 часа на изучение этой темы в разделе введение за счет резерва.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:


1.Предметные результаты

Обучающийся научится:

Использовать различные источники географической информации :(картографические, статистические, текстовые, фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, для решения учебных и практико-ориентированных задач;

-анализировать, обобщать географическую информацию;

-находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности;

-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

-представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

-строить простые планы местности;

-создавать простейшие географические карты различного содержания;

-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

-различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

-оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

-использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

-оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

-сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

-описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

-объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

-оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

-создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

-оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

-делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

2. Метапредметные результаты обучения

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

систематизировать информацию;

структурировать информацию;

Обучающийся получит возможность научиться:

формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

владеть навыками анализа и синтеза;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

искать и отбирать необходимые источники информации;

использовать информационнокоммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средствинформационнокоммуникационных технологий и сети Интернет;

представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

составлять рецензии, аннотации;

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

-уметь воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.

-уметь слушать учителя, извлекать информацию из различных источников.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

- вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

 Формирование ИКТ –компетентности

Обучающийся научится:

-подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

-соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

-правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

-входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Личностные результаты

У обучающегося будет сформировано:

- всесторонне образованной, инициативной и успешной личность, обладающая системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-уважения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Критерии контроля и нормы оценочной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является - оценка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы, устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.


Оценка "3" ставится, если ученик:

1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2) материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает не полно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.


Оценка "2" ставится, если ученик:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2) не делает выводов и обобщений.

3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Примечание.

По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Нормы оценок самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2) или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не приступал к выполнению работы;

2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Нормы оценок выполнения практических работ.

“5” – правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;

“4” – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;

“3” – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;

“2” – серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления;

“1” – полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, непонимание сути задания.

Оценка тестовых работ.

88-100% - правильных ответов оценка «5»

62-87% - правильных ответов оценка «4»

37- 61% - правильных ответов оценка «3»

0– 36% - правильных ответов оценка «2»

Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Проведение наблюдений.

отметка «5» ставится, если ученик провел наблюдение и в результате точно отразил особенности объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильно формулировал выводы; аккуратно оформил наблюдение.

отметка «4» ставится, если ученик провел наблюдение, но допустил неточности в отражении признаков объекта или явления; правильно формулировал выводы; имеются незначительные ошибки в оформлении наблюдений.

отметка «3» ставится, если ученик допускает неточности в проведении наблюдений; выделяет не все особенности объектов и явлений; допускает неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

отметка «2» ставится, если ученик выполнил наблюдение неправильно; не сделал выводы на основе наблюдений; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений или оно не оформлено.

Работа с контурными картами.

отметка «5» ставится, если контурная карта оформлена аккуратно в соответствии с правилами; местоположение всех географических объектов обозначено, верно; не допущено орфографических ошибок в написании географических объектов.

отметка «4» ставится, если контурная карта оформлена аккуратно в соответствии правилами, но есть небольшие помарки, или не указано местоположение двух-трёх объектов, или допущены орфографические ошибки в написании географических объектов.

отметка «3» ставится, если оформление контурной карты не соответствует правилам, указаны основные географические объекты, но имеются неточности в их расположении и (или) допущены орфографические ошибки в написании географических объектов.

отметка «2» ставится, если задание на контурной карте выполнено не верно, либо ученик не сдал контурную карту на проверку учителю




















Содержание учебного курса


Введение. Население России (5ч.)


Как изменялась численность населения России в 18-20 вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.

Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.

Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления информации.

Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышения смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.

Половозрастная пирамида населения России. Факторы старении населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.

Диаграммы как источник географической информации. Их виды.

Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.

Внешние миграции населения: в Россию из нее.

Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения.

Картограммы как вид географической информации.

Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.

Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки.

Этнический состав населения России. Религии России. Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения.

Плотность населения. Сопоставление плотности населения в разных регионах России и других странах. Влияние плотности населения на хозяйство , жизнь людей, на природную среду.

Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели.





РАЗДЕЛ 1. Хозяйство России. (17 часов.)

Тема 1.Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование . (2ч.)

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России. Географическое районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно – территориальное деление как один из видов районирования.

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России. (15ч.)

Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства.

Лёгкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.

Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность. Элекроэнергетика.

Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК).

Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство миниральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.

Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

Территориальное географическое разделение труда.

РАЗДЕЛ 2 Районы России. (39ч.)

Тема 1. Европейская часть России. (24 ч.)

Районирование России. Общая характеристика Европейской России (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы развития. Калининградская область. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории. Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно хозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико – географического положения и этапы развития. Северный Кавказ. Особенности географического положения, и разнообразие природы. Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское моря , их природа и хозяйственное использование. Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.

Тема 2 Азиатская часть России. (15ч.)

Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь и его значение. Население Сибири. Этнический состав. Хозяйственное освоение Сибири. Общая характеристика Восточного макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

Тема. Россия в мире. (1ч.)

Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве. Современная внешняя торговля России. Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны.

Тема. Ставропольский край ( 8 ч.)

















Распределение часов по разделам


п/п

Тема раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1

Введение.

1

1

2

Население России

-

4

3

Раздел I. Хозяйство России.

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России.



4


16



2


15

4

Раздел II. Районы России.


Тема 1. Европейская часть России. (24ч.)


Тема 2 Азиатская часть России. (15ч.)




26


16



24


15

5

Россия в мире.

1

1

6

Региональный компонент. Особенности населения и хозяйства Ставропольского края

-

8


Итого:

64

70



15


Просмотр содержимого документа
«Календарно тематическое планирование 9 класс»

Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата прове- дения

Содержание темы (разделы, темы)

Практические работы

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее задание

1


Введение (1ч.)


Знать роль экономической и социальной географии в жизни современного общества.

С.7-8



Население (4ч)




2


Численность населения России

Численность населения России и особенности его размещения.

Половой и возрастной состав населения России.

Воспроизводство населения. Демографическая ситуация в России.


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «естественное движение населения», «демографический кризис», «воспроизводство населения», «традиционный тип воспроизводства», «современный тип воспроизводства», «половозрастная пирамида», «миграции», «внутренние миграции», «внешние миграции», «причины миграции», «главные направления миграционных потоков», «территориальная подвижность населения», «трудовые ресурсы», «качество трудовых ресурсов», «рынок труда», «экономически активное население», «этнос», «этнический состав», «этническое самосознание», «религиозный состав», «традиционные религии», «плотность населения», «емкость территории», «главная полоса расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «типы заселения территорий»;называть численность населения России, сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю; читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане; объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, используя для построения ответа текст и иллюстративный материал учебника; объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны; молодежи и лиц старшего возраста; сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия; строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения России; объяснять причины и основные направления миграций населения России; на основе имеющихся знаний об изменении численности населения, естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант — объяснять современную демографическую ситуацию страны);называть факторы, влияющие на территориальную подвижность населения; объяснять усиление территориальной подвижности на современном этапе развития общества; давать описание особенностей территориальной подвижности населения своей местности, выделять на схеме главные направления суточного и недельного движения населения; характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала; приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в вашей местности; выделять на карте «Народы России» районы проживания крупных народов и народов своего края; регионы, где наблюдается пестрота национального состава; приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований; показывать по карте основные районы распространения на территории России православия, мусульманства, буддизма; приводить примеры этнического и религиозного состава населения страны; определять на основе работы с картой плотность населения отдельных районов страны, в том числе своей местности; объяснять выявленную контрастность в плотности населения России; отбирать необходимые тематические карты учебника для построения ответа; читать график изменения соотношения городского и сельского населения страны; называть показатели процесса урбанизации; объяснять разнообразие типов заселения территории страны на основе анализа текстовых карт; давать характеристику расселения своей местности; приводить примеры различных функций городов, в том числе ближайших к своей местности; называть способы отображения географической информации на различных видах карт (текстовых, атласа, демонстрационных);приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений. Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: планировать свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно; работать в соответствии с поставленной учебной задачей, с предложенным или составленным самостоятельно планом; участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать свою работу и работу одноклассников; выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи; решать проблемные задачи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, выделять главную мысль, искать определение понятий, составлять простой и сложный план, искать ответы на вопросы, составлять вопросы к текстам, составлять логические цепочки, составлять по тексту таблицы, схемы; составлять качественное и количественное описание объекта; классифицировать информацию; создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.; создавать презентационные материалы. Личностные результаты обучения Учащийся должен обладать: целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающим социальное, культурное, духовное многообразие современного мира; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; стетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия стран и народов мира.



П.1,2,3 с.2-16

3


Народы и религии России.

Этногеграфическое положение России. Россия многонациональное государство. География религий.

Входной контроль

П.4,5 с.18-24

4


Территориальные особенности размещения населения.

Размещение населения на территории России. Функции поселений. Городские агломерации. Урбанизация в России.

Пр.№1 Определение по картам и статист. материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно- территориальным делением РФ.

П.6,78 с.25-36

5


Расселение в сельской местности. Миграции населения.



П.9,10 с.37-47



Раздел 1. Хозяйство России.


Тема 1. Общая характеристика хозяйства (2ч.)


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:объяснять значение понятий: «экономическая география», «социальная география», «первичная, вторичная и третичная сферы (сектора) хозяйства», «структура хозяйства», «отрасль хозяйства», «технологические циклы (Кондратьева)», «наукоемкое, трудоемкое, материалоемкое, энерго- и водоемкое производства», «межотраслевые комплексы», «специализация», «кооперирование», «концентрация в производстве», «внутри- и межотраслевые связи», «транспортная магистраль», «инфраструктура», «географическое разделение труда», «отрасль специализации», «экономический район», «экономическое районирование», «отрасли», «межотраслевые комплексы», «АПК», «ТЭК», «факторы размещения производства», «энергетическая система», «типы электростанций», «транспортная инфраструктура», «информационная инфраструктура», «телекоммуникационная сеть», «Интернет», «сотовая связь», «сфера услуг», «рекреационное хозяйство», «экологический туризм»;уметь отбирать и пользоваться разнообразными источниками географической информации; читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты; объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияние различных факторов на развитие и размещение производств, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов; называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе; называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства; называть отрасли, входящие в состав тех или иных комплексов; объяснять изменения структуры отрасли, их значение в экономике страны; называть и показывать главные районы добычи природных ресурсов, главные районы и центры отраслей промышленности; объяснять и приводить примеры взаимосвязей между производствами внутри отрасли и межотраслевые связи и особенности их размещения; объяснять значение района своего проживания в производстве или потреблении продукции той или иной отрасли, того или иного производства; объяснять значение той или иной отрасли для российской экономики; называть, показывать по карте и приводить примеры крупнейших предприятий страны, объяснять особенности их размещения и влияние различных факторов на размещение; объяснять значение термина «межотраслевые связи», возникновение экологических проблем, связанных с различными производствами; приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте; объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды; приводить примеры современных видов связи ;сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи разных районов России; объяснять территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы, значения географического разделение труда. Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь: ставить учебные задачи; вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями ;классифицировать в соответствии с выбранными признаками; сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам; систематизировать информацию; структурировать информацию; определять проблему и способы ее решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации; владеть навыками анализа и синтеза; искать и отбирать необходимые источники информации; использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет; представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах; работать с текстом и внетекстовым и компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи; создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. Личностные результаты обучения Учащийся должен обладать: российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной; целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики; гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.



6


Понятие хозяйства. Его структура.


Его структура. Что понимают под словами «экономика», «хозяйство»? Какова структура хозяйства? Что такое межотраслевые комплексы

П.1

с.10-13

7


Этапы развития хозяйства.


Какие этапы проходят страны мира в своем экономическом развитии? Как меняется структура промышленности? Какие этапы развития прошла экономика России?

П.2

с.13-18



Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (15 ч.)




8


Сельское хозяйство. Растениеводство.


В чем заключаются особенности сельского хозяйства? Какие культуры относят к техническим?

П.3

с.19-26

9


Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства.

Пр. № 2. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления тематических карт (оценочная)

В чем заключаются главные особенности животноводства? Каков отраслевой состав животноводства?

П.4

с.26-30

10


Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность.


Что такое агропромышленный комплекс? Почему возникли проблемы 3-го звена АПК? Каковы основные особенности пищевой промышленности? Какова география легкой промышленности?

П.5

с.31-35

11


Лесной комплекс.


Какие отрасли входят в состав лесного комплекса? Кто является основным потребителем древесины? Каковы задачи развития лесного комплекса?

П.6

с.35-40

12


Топливно - энергетический комплекс. Топливная промышленность.

П.р. № 3. Составление характеристики одного из угольных бассейнов страны (оценочная)

Топливная промышленность. Как изменяется роль отдельных видов топлива? Каково значение угля в хозяйстве страны? Где расположены главные угольные месторождения? Почему в угольных районах обострились социальные проблемы? Каковы особенности размещения нефтяной промышленности? Почему газовая промышленность стала самой перспективной отраслью промышленности? Какова роль нефти и газа во внешней торговле?

П.7

с.40-45

13


Нефтяная и газовая промышленность.



П.7

с.45-50

14


Электроэнергетика.


Зачем создают энергосистемы? Каковы особенности различных типов электростанций и их размещения?

П.8

с.51-55

15


Металлургический комплекс.


П.р. № 4. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства(оценочная)

Почему металл называют «хлебом» экономики? В чем особенности металлургического производства? Какие факторы влияют на размещение предприятий черной металлургии? Где размещены металлургические заводы? Каковы особенности размещения предприятий цветной металлургии?

П.9

с.55-61

16


Машиностроительный комплекс.

Пр..Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения. ( тренировочная)

Каковы роль и место машиностроения в жизни страны? От чего зависит размещение машиностроительных предприятий? Какое значение имеют машиностроительные заводы в хозяйстве страны?

П.10

с.61-67

17


Химическая промышленность.

П.р. № 5.Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности. (оценочная)

Почему химическая промышленность является уникальной отраслью народного хозяйства? Из каких отраслей состоит химическая промышленность? Где производят минеральные удобрения? Какие производства составляют основу химии полимеров?

П.11

с.67-73

18


Транспорт.

П.р. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России ( тренировочная)


Каково значение транспорта в России? Каковы отличительные черты транспортной сети страны? Каковы особенности развития различных видов транспорта в России? Какие проблемы необходимо решать транспортному комплексу страны?

П.12

с.73-78

19


Информационная инфраструктура.


В чем состоит значение информации для современного общества? Как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества? Влияет ли информационная инфраструктура на образ жизни людей?

П.13

с.78-82

20


Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.


Рекреационное хозяйство. Каков состав сферы услуг и особенности размещения ее предприятий? Какие особенности отличают рекреационное хозяйство от других отраслей?

П.14

с.82-85

21


Территориальное (географическое) разделение труда.

П.р.а) Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом.

б) Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды. (тренировочная)

Пр. № 6. Выделение на к/к главных промышленных и с/х районов страны, сравнение их размещения с главной полосой расселения и благоприятным положением территорий по условиям (оценочная)

Как возникает территориальное разделение труда? Какие условия позволяют успешно развиваться территориальному разделению районов? Как меняется территориальное разделение труда?

П.15

с.85-88

22


Обобщающий урок по темам: «Население. Главные отрасли и межотраслевые комплексы». Зачет.



Проектная работа.



Раздел II. Районы России.

Тема 1. Европейская часть России (24 ч.)


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «экономико- и политико-географическое положение», «территориальная структура хозяйства», «территориально-хозяйственные связи», «уровень развития региона», «региональная политика», «качество и уровень жизни населения»;читать и анализировать комплексные карты географических районов; оставлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий; отбирать необходимые источники информации для работы; выявлять особенности развития географических районов, показывать на карте состав и границы экономического района; основные природные объекты, определяющие своеобразие района ;перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку ЭГП; перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района;объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории; называть ведущие отрасли хозяйства района, показывать на карте главные центры производств; объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района; объяснять хозяйственные различия внутри района; определять показатель специализации по статистическим данным; сопоставлять показатели специализации географических районов; называть и объяснять экологические проблемы экономических районов; называть общие черты и проблемы развития географических районов, оценивать перспективы развития; объяснять природные и социально-экономические особенности географических районов европейской части России; называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов; объяснять роль европейской и азиатской части России во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда; приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития; объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов ;объяснять роль России в мировой экономике и политике, приводить примеры; оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России. Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь:ставить учебные задачи; вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями; классифицировать в соответствии с выбранными признаками; сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам; систематизировать информацию с труктурировать информацию; определять проблему и способы ее решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации; владеть навыками анализа и синтеза; искать и отбирать необходимые источники информации; использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет; представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах ;работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи; создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. Личностные результаты обучения Учащийся должен обладать:российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной; ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики; гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.


23


Восточно-Европейская равнина.


Какие формы рельефа наиболее характерны для Восточно-Европейской равнины? Чем отличается климат европейской части России? Каковы главные особенности речной системы Европейской России? Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Русской равнины?

П.16

с.90-98

24


Волга.


Какие ландшафты можно наблюдать, путешествуя по Волге? Как Волга стала стержнем единого водного пути? Как деятельность человека по преобразованию великой реки отразилась на природе Поволжья, на жизни самого человека?

П.17

с.98-102

25


Центральная Россия: состав, географическое положение, особенности населения.


Состав, географическое положение. Что такое Центральная Россия? Почему территория, находящаяся на западной границе страны, называется Центральной Россией?

П.18,19

с.103-112

26


Хозяйство Центрального района.


Какие этапы в своем развитии прошло хозяйство района? Какие изменения в хозяйстве района произошли в последние годы?

П.20 с.113-116

27


Москва – столица России.


Какова роль Москвы как инновационного центра? В чем заключаются столичные функции Москвы? Что такое Московская агломерация?

П.21 с.117-120

28


Города Центрального района.

П.р.Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России ( памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России) (тренировочная)

Типы городов. Памятники истории и культуры. Современные функции городов.

П.22 с.121-126

29


Центрально-Черноземный район.


Какие этапы можно выделить в развитии района? В чем особенности территориальной структуры и городов района?

П.23 с.127-132

30


Волго-Вятский район.


В чем заключается специфика района? Чем интересен Нижний Новгород?

П.24 с.133-137

31


Северо-Западный район Географическое положение и природа.


Каковы природные особенности Балтийского моря? Почему Ладожское озеро издавна привлекало к себе людей?

П.25 с.138-143

32


Древние русские города на старых водных торговых путях.


Пр. № 7 Составление географического описания «Путешествие от Финского залива до Рыбинска водным путём» (оценочная)

Какие города возникли на водных путях Северо-Запада? Каковы современные проблемы старых городов Северо-Запада?

П.26 с.143-146

33


Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел» России. Санкт-Петербург – « вторая столица» России


Как шло формирование нового крупнейшего промышленного центра России? Как изменилась роль Санкт-Петербурга в советское время? Какие новые хозяйственные задачи приходится решать Санкт-Петербургу после распада СССР? Почему Санкт-Петербург называют городом-музеем?

П.27,28

с.146-152

34


Калининградская область.


Как Калининградская область стала субъектом Российской Федерации? Какое значение имеет Калининградская область для хозяйства России?

П.29 с.152-155

35


Европейский Север. Географическое положение и природа.


Как влияет северное положение на хозяйственную деятельность людей? Каково влияние морей на жизнь района?

П.30 с.156-161

36


Этапы развития хозяйства. Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.



Почему XVII в. стал периодом расцвета хозяйства Севера? Как Санкт-Петербург повлиял на хозяйственную активность Севера? Какую новую роль стал играть Север в советский период? Какие изменения происходят в хозяйстве Севера в новых хозяйственных условиях? Какую роль играли монастыри в развитии русской культуры? Какие художественные промыслы прославляли Север? Может ли «топорная работа» вызывать восхищение у людей? Чем отличались северные сельские избы и городской дом?

П.31,32

с.161-169

37


Поволжье Географическое положение и природа.


Каковы особенности экономико-географического положения? В чем проявляется своеобразие природных условий? Что из себя представляют современные ландшафты Поволжья? Какими природными ресурсами богато Поволжье?

П.33 с.170-176

38


Население и хозяйство.

П.р. № 8. Нанесение на к/к крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны (оценочная)

Каковы основные этапы хозяйственного освоения территории? Каковы особенности состава населения? Что представляет собой современное хозяйство района? Какие основные факторы способствовали становлению крупнейших городов Поволжья? Чем может быть известен небольшой город?

П.34 с.176-183

39


Европейский Юг. Крым.



Природные условия. Каковы особенности рельефа Крыма ? Чем объясняется разнообразие климатических ресурсов? Каковы особенности водных и почвенных ресурсов? Какие отрасли промышленности и с/х являются ведущими на полуострове?

П.35 с.184-195


40


Природные условия Северного Кавказа. Народы Северного Кавказа


Природные условия. Каковы особенности рельефа Северного Кавказа? Чем объясняется разнообразие климатических ресурсов? Каковы особенности водных и почвенных ресурсов?

П.36 с.195-198

П.38 с.201-205

41


Хозяйство района.

Пр. № 9. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства (оценочная)

На развитие каких отраслей хозяйства влияют агроклиматические ресурсы? Как используются рекреационные ресурсы? Развитию каких отраслей способствовало богатство полезными ископаемыми? Какие отрасли промышленности являются ведущими в районе?

П.37 с.198-200

42


Южные моря России.


В чем заключается своеобразие Черного моря? Каковы проблемы Азовского моря? Когда Каспийское море стали осваивать русские купцы? Исчезнет ли когда-нибудь Каспийское море? Чем богато Каспийское море?

П.39 с.205-209

43


Урал. Географическое положение и природа.


В чем заключается специфика географического положения Урала? Как образовались Уральские горы и их минеральные богатства? С чем связано необычайное природное разнообразие Урала?

П.40 с.210-217

44


Этапы развития и современное хозяйство Урала.


Как шло развитие горнозаводской промышленности Урала? Какова была роль Урала в Великой Отечественной войне? Каковы особенности современного этапа развития Уральского региона?

П.41 с.217-222

45


Население и города Урала. Проблемы района.


Проблемы района. Какие народы живут на Урале? Какова особенность рисунка размещения городов Урала? Как рождались города Урала? Какие проблемы отягощают Урал как старопромышленный район России? Где наиболее «болевые точки» в цепи экологических проблем региона?


П.42 с.222-228

46


Итоговый урок по теме: «Европейская часть России».



Вопросы с.228



Тема 2. Азиатская часть России( 15 ч.)




47


Природа Сибири.


Каков рельеф Сибири? Чем отличается климат Сибири? Каковы условия хозяйственной деятельности в сибирских ландшафтах? Какими природными особенностями характеризуются сибирские реки?

П.43 с.229-234

48


Природа и ресурсы гор Южной Сибири.


Какими полезными ископаемыми богаты горы Южной Сибири? Каковы особенности климата и горных рек? Чем характеризуется растительный мир горных районов?

П.44 с.235-239

49


Арктические моря.


В чем проявляется суровость климата северных морей? Какое значение имело освоение Северного морского пути? Чем отличаются друг от друга арктические моря?

П.45 с.239-243

50


Население Сибири.


Как формировалась этническая карта Сибири? Как начиналось русское заселение Сибири? Кто такие семейские? Чем старожилы Сибири отличаются от новоселов?

П.46 с.243-248

51


Хозяйственное освоение Сибири.


Как осваивалась Сибирь? Как осваивалась Сибирь в советское время? Каковы различия в освоенности территории Сибири?

П.47 с.249-254

52


Западная Сибирь Природные условия и ресурсы. Хозяйство района.


Чем отличается природа Западной Сибири? Какие природно-хозяйственные зоны представлены в районе? Почему в Западной Сибири сосредоточены крупнейшие месторождения нефти и газа? Какое значение имеет топливная промышленность района? Как изменилось экономико-географическое положение сибирской металлургии? Какие другие отрасли развиты в Западной Сибири?

П.48,49

с.255-264

53


Восточная Сибирь Природные условия и ресурсы.


Почему Восточная Сибирь, расположенная на древней платформе, имеет возвышенный характер рельефа? Какими полезными ископаемыми богата Восточная Сибирь? Почему разрабатываются не все угольные месторождения района? Почему реки Восточной Сибири благоприятны для строительства ГЭС? В какой природной зоне располагается большая часть Восточной Сибири?

П.50 с.266-270

54


Байкал.


Почему Байкал называют морем? Откуда же берется чистая вода Байкала? Как образовалась озерная котловина? Какое влияние оказывает озеро на окружающую территорию? Какие из обитателей встречаются только в Байкале? Как ведется хозяйство на берегах озера?

П.51 с.271-277

55


Хозяйство района.

П. р . Обозначение на контурной карте и комплексное описание района Крайнего Севера (тренировочная)

Какие условия способствовали развитию цветной металлургии Восточной Сибири? Какова роль ВПК в хозяйстве Восточной Сибири? Каковы особенности развития лесопромышленного комплекса? Как развивается топливная промышленность Восточной Сибири? Какое значение имеет сельское хозяйство района?

П.52 с.277-280

56


Дальний Восток. Формирование территории.


Когда русские появились на Дальнем Востоке? Как возникла Русская Америка? Как добирались до Русской Америки? Как завершилась история Русской Америки? Какова предыстория современной российско-китайской границы? Как русские снова появились на Амуре? Как формировалась русско-японская граница? Какие задачи решались Россией на Дальнем Востоке? Каковы современные границы района

П.53 с.281-290

57


Природные условия и ресурсы.


В чем заключается своеобразие природы Дальнего Востока? Каковы природные различия на Дальнем Востоке? Каковы минеральные ресурсы Дальнего Востока? Как проявляются опасные природные явления?

П.54 с.290-296

58


Моря Тихого океана.

П.р. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов морей Дальнего Востока. ( тренировочная)

Каковы отличительные особенности Берингова моря? Каковы особенности природы и природных ресурсов Охотского моря? Каковы характерные черты Японского моря?

П.55 с.296-299

59


Население района.


Где расселялись люди на Дальнем Востоке? Чем отличается национальный состав населения? Каковы отличительные особенности современного населения?

П.56 с.299302

60


Хозяйство района.


Какие отрасли определяют «лицо» Дальневосточного региона? Какие виды транспорта играют основную роль в районе?

П.57 с.303-307

61


Обобщающий урок по теме : «Азиатская часть России». Зачет.



Вопросы с.307



Тема. Особенности населения и хозяйства Ставропольского края (8 ч.)


Причины хозяйственной специализации края, факторы размещения предприятий ТЭК, машиностроения, химической деревообрабатывающей ,легкой и пищевой промышленности. Ведущую роль сельского хозяйства, его специализацию, причины специализации. Роль транспорта в хозяйстве края. КМВ- как особо охраняемый эколого-курортный регион страны.


62


Экономико-географическое положение и административно- территориальное деление Ставропольского края.



П.3,4

с.6-8

63


Природные условия и ресурсы края

Пр. № 10

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов края (оценочная)


П.2

с.8-9

64


История освоения территории. Население и трудовые ресурсы. Сельские населенные пункты и города Ставропольского края.





П.3-13 с.10-132 (выборочно)

65


Общая характеристика промышленности. Межотраслевые комплексы. Ведущие отрасли промышленности



П.14 с.133-149

66


Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство.



П.15 с.149-180

67


Инфраструктурный комплекс.



П.17,18

с.180-181

68


Территориальная организация хозяйства. Внешние экономические связи.



П.19 с.181-211

69


Зачет по теме: «География Ставропольского края».






Тема. Россия в современном мире (1 ч)




70


Россия в мире. Чем богата Россия? Внешние экономические связи.


Чем богата Россия? Как изменялась роль России в мировом хозяйстве? Какую роль играла Россия в мировой политике?

С.308-311




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!