СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков биологии в 8 классе (ФГОС ООО)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа ориентирована на учебник Н.И.Сонин, М.Р.Сапина. Биоогия. Человек. 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков биологии в 8 классе (ФГОС ООО)»

1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской учебной программы основного общего образования «Биология. Человек. 8 класс» автор Н. И. Сонин (Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы. Концентрический курс).

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И. Сонина, М.Р. Сапина Биология. Человек.8 класс (концентрический курс). М.:Дрофа,2017г

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ)

  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

  3. Примерные программы по учебным предметам. Биология 5 – 9 классы. М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

  4. Рабочая программа (ФГОС) Биология 5-9 классы . авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. Концентрический курс. составитель Г.М.Пальдяева; М.: Дрофа, 2016г

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2017-2018 учебный год;

Цели обучения:

  • Освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

  • Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

  • формирование научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; подготовка к практической деятельности в области медицины, здравоохранения.

Основные задачи обучения (биологического образования):

• ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, об организме человека и принципах его функционирования; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

• формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.


В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.


2. Общая характеристика курса «Биология. Человек. 8 класс»


Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК Н.И. Сонина):

1. «Биология. Человек. 8 класс» учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Б.Захаров, Н.И. Сонин- М.: Дрофа

2. «Биология. Человек. 8 класс» Рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин- М.: Дрофа

В соответствии с учебным планом МКОУ «Краснодубровская ООШ» программа рассчитана на преподавание курса биологии в 8 классе в объеме 68 часов 2 часа в неделю. Срок реализации программы 1 год.

Резервные часы добавлены на изучение тем:

  • Координация и регуляция– добавлено 2 часа;

  • Транспорт веществ – добавлен 1 час;

  • Итоговая контрольная работа-1 час


Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в программе. Большинство представленных в программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. Лабораторные и практические работы проводятся в течение 10-15 минут, поэтому оцениваются исходя из степени самостоятельного выполнения заданий учащихся, на усмотрение учителя. Т.К. в программе дан лишь перечень лабораторных и практических работ, учитель самостоятельно определяет разделение лабораторных и практических работ. В связи с объемными названиями тем лабораторных и практических работ, допустима запись тематики работы в классный журнал нумерацией, согласно календарно-тематического планирования.

Работы, отмеченные * знаком, рекомендуются для обязательного выполнения.

Курсивом в содержании рабочей программы выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников ( изучается по усмотрению учителя, при наличии свободного времени).

В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, электронных таблиц, презентаций, электронных приложений, электронных датчиков ,видеофильмов и др..Рабочая программа предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем и порядка изложения отдельных тем и вопросов, а также форм их проведения с учетом материального обеспечения и резерва времени.

Курс биологии в 8 классе посвящен изучению организма человека. Он опирается на знания учащихся, полученные ими при освоении предыдущих курсов биологического образования. Отбор содержания осуществлен исходя из современных представлений биологической науки о живой природе и ее важнейших атрибутах – уровневой (системной) организации, эволюции, адаптации (взаимосвязи живых систем со средой); усилена прикладная, практическая направленность материала. В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения. Материал курса разделен на несколько разделов.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей;

  • воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

  • признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;

  • развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

  • ответственного отношения к учению, труду;

  • целостного мировоззрения;

  • осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

  • коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

  • основ экологической культуры

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Понимать смысл биологических терминов;

  • Знать признаки сходства и отличия человека и животных;

  • Знать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

  • Знать особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

  • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

  • выявлять:  взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

  • определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;

  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

  • оказания  первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


4.Содержание учебного предмета


Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч)


Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.


Демонстрация:


  • Скелеты человека и позвоночных.

  • Таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.


Предметные результаты обучения

— признаки, доказывающие родство человека и животных.

— анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас.


Раздел 2. Происхождение человека (2 ч)


Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.


Демонстрация:


  • Модель «Происхождение человека».

  • Модели остатков материальной первобытной культуры человека.

  • Изображение представителей различных рас человека.


Предметные результаты обучения

— биологические и социальные факторы антропогенеза;

— основные этапы эволюции человека;

— основные черты рас человека.


Метапредметные результаты обучения

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.


Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч)


Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.


Демонстрация:


  • Портреты великих учёных — анатомов и физиологов.


Предметные результаты обучения

— вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека.


Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)


Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.


Демонстрация:


  • Схемы строения систем органов человека.

Практические работы:

  1. Изучение микроскопического строения тканей.


Предметные результаты обучения

— основные признаки организма человека.

— узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;

— устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;


Раздел 5. Координация и регуляция (12 ч)


Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.


Демонстрация:


  • Схемы строения эндокринных желез.

  • Таблицы, иллюстрирующие строение, биологическую активность и точки приложения гормонов.

  • Фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желез.

  • Нервная регуляция.

  • Значение нервной системы.

  • Центральная и периферическая нервные системы.

  • Вегетативная и соматическая части нервной системы.

  • Рефлекс; проведение нервного импульса.

  • Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга.

  • Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий.

  • Значение коры больших полушарий и её связи с другими отделами мозга.

  • Органы чувств (анализаторы), их строение и функции.

  • Строение, функции и гигиена органов зрения.

  • Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха.

  • Органы осязания, вкуса, обоняния.

  • Гигиена органов чувств.


Демонстрация:


  • Модели головного мозга, органов чувств.

  • Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов.


Лабораторные работы:


  1. Изучение головного мозга человека (по муляжам).

  2. Изучение изменения размера зрачка.


Предметные результаты обучения

— роль регуляторных систем;

— механизм действия гормонов.

— выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;

— соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств.


Метапредметные результаты обучения

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;


Раздел 6. Опора и движение (8 ч)


Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы.


Демонстрация:


  • Скелет человека, отдельных костей.

  • Распилы костей.

  • Приёмы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.


Лабораторные работы:


  1. Изучение внешнего строения костей.

  2. Измерение массы и роста своего организма.

Практические работы:


  1. Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц.


Предметные результаты обучения

— части скелета человека;

— химический состав и строение костей;

— основные скелетные мышцы человека.

— распознавать части скелета на наглядных пособиях;

— находить на наглядных пособиях основные мышцы;

— оказывать первую доврачебную помощь при переломах.


Метапредметные результаты обучения

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 ч)


Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.


Демонстрация:


  • Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови.


Практические работы:


  1. Изучение микроскопического строения крови.


Предметные результаты обучения

— признаки внутренней среды организма;

— признаки иммунитета;

— сущность прививок и их значение.

— сравнивать между собой строение и функции клеток крови;

— объяснять механизмы свёртывания и переливания крови.


Метапредметные результаты обучения

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

Раздел 8. Транспорт веществ (5 ч)


Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.


Демонстрация:


  • Модель сердца человека.

  • Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращения.


Практические работы:


  1. Измерение кровяного давления.

  2. Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений.


Предметные результаты обучения

— существенные признаки транспорта веществ в организме.

— различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;

— измерять пульс и кровяное давление;

— оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.


Метапредметные результаты обучения

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;



Раздел 9. Дыхание (5 ч)


Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.


Демонстрация:


  • Модели гортани, лёгких.

  • Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приёмы искусственного дыхания.


Лабораторные работы:


Определение частоты дыхания.


Предметные результаты обучения

— органы дыхания, их строение и функции;

— гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний.

— выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;

— оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом.


Метапредметные результаты обучения

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;


Раздел 10. Пищеварение (5 ч)


Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.


Демонстрация:


  • Модель торса человека.

  • Муляжи внутренних органов.


Практические работы:


  1. Воздействие слюны — на крахмал.


Лабораторные работы:


Определение норм рационального питания.


Предметные результаты обучения

— органы пищеварительной системы;

— гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы.

— характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы.


Метапредметные результаты обучения

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;


Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 ч)


Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.


Предметные результаты обучения

— особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;

— роль витаминов.

— выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии.


Раздел 12. Выделение (3 ч)


Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ.


Демонстрация:


  • Модель почек.


Предметные результаты обучения

— органы мочевыделительной системы;

— меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.


Раздел 13. Покровы тела (3 ч)


Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.


Демонстрация


  • Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи.


Предметные результаты обучения

— строение и функции кожи;

— гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.

— объяснять механизм терморегуляции;

— оказывать первую помощь приповреждения кожи, тепловых и солнечных ударах.


Раздел 14. Размножение и развитие (3 ч)


Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.


Предметные результаты обучения

— строение и функции органов половой системы человека;

— основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека.


Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 ч)


Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.


Предметные результаты обучения

— строение и виды рефлексов

— особенности ВНД человека

— значение сна, его фазы.

— выделять существенные признаки психики человека;

— характеризовать типы нервной системы.



Раздел 16. Человек и его здоровье (4 ч)


Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.


Практические работы:


  1. Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений.

  2. Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.


Предметные результаты обучения

— приёмы рациональной организации труда и отдыха;

— отрицательное влияние вредных привычек.

— соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;

— оказывать первую доврачебную помощь.

Метапредметные результаты обучения

— планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

— участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);

— работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

— выделять главные и существенные признаки понятий;

— составлять описание объектов;

— составлять простые и сложные планы текста;

— осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;

— выявлять причинно-следственные связи;

— работать со всеми компонентами текста;

— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.


Личностные результаты обучения


— формирование ответственного отношения к учению, труду;

— формирование целостного мировоззрения;

— формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

— формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

— формирование основ экологической культуры.


5.Тематическоее планирование курса


№ п/п

Название темы (раздела)

Характеристика видов деятельности учащихся

Кол-во часов


1

Раздел 1. Место человека в системе органического мира

2

Объясняют место человека в системе органического мира. Выделяют существенные признаки, доказывающие родство человека и животных. Сравнивают особенности строения человекообразных обезьян и человека. Делают выводы.

2

Раздел 2.Происхождение человека

2

Объясняют биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Характеризуют основные этапы эволюции человека. Определяют характерные черты рас человека

3

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека


1

Объясняют роль наук о человеке в сохранении и поддержании его здоровья. Описывают вклад ведущих отечественных и зарубежных учёных в развитие знаний об организме человека

4

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека


4

Выявляют основные признаки человека. Характеризуют основные структурные компоненты клеток, тканей и распознают их на таблицах, микропрепаратах. Объясняют взаимосвязь строения и функций тканей; органов и систем органов в организме человека. Распознают на таблицах органы и системы органов человека, объясняют их роль в организме

5

Раздел 5. Координация и регуляция


12

Объясняют роль регуляторных систем в жизнедеятельности организма. Характеризуют основные функции желез внутренней секреции. Объясняют механизм действия гормонов. Выделяют структурные компоненты нервной системы. Определяют расположение частей нервной системы, распознают их на таблицах. Раскрывают функции головного мозга, спинного мозга, нервов. Сравнивают нервную и гуморальную регуляции. Раскрывают причины нарушения функционирования нервной системы. Выявляют существенные признаки строения и функционирования органов чувств. Распознают органы чувств на наглядных пособиях. Обобщают меры профилактики заболеваний органов чувств

6

Раздел 6. Опора и движение


8

Характеризуют роль опорно-двигательной системы в жизни человека. Распознают на наглядных пособиях части скелета. Классифицируют и характеризуют типы соединения костей. Описывают особенности химического состава и строения костей. Характеризуют особенности строения скелетных мышц. Распознают на таблицах основные мышцы человека. Обосновывают условия нормального развития опорно-двигательной системы. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи при переломе

7

Раздел 7. Внутренняя среда организма


3

Выделяют существенные признаки внутренней среды организма. Сравнивают между собой клетки крови. Выявляют взаимосвязь между строением клеток крови и выполняемыми ими функциями. Объясняют механизм свёртывания и переливания крови. Определяют существенные признаки иммунитета. Объясняют сущность прививок и их значение

8

Раздел 8. Транспорт веществ


5

Выделяют существенные признаки транспорта веществ в организме. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем о описывают их строение. Описывают движение крови по кругам кровообращения. Называют и характеризуют этапы сердечного цикла. Сравнивают особенности движения крови по артериям и венам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления; оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях

9

Раздел 9. Дыхание


5

Выявляют существенные признаки дыхательной системы, процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхания, описывают их строение и функции. Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Обосновывают необходимость соблюдения гигиенических мер и мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи при спасении утопающего и отравлении угарным газом

10

Раздел 10. Пищеварение

5

Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают органы пищеварительной системы на таблицах и муляжах. Характеризуют особенности процессов пищеварения в разных отделах пищеварительной системы. Называют компоненты пищеварительных соков. Объясняют механизм всасывания веществ. Доказательно объясняют необходимость соблюдения гигиенических мер и профилактических мер нарушения работы пищеварительной системы

11

Раздел 11. Обмен веществ и энергии


2

Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращения энергии. Характеризуют особенности обмена органических веществ, воды и минеральных солей в организме человека. Раскрывают значение витаминов в организме, причины гиповитаминоза и гипервитаминоза

12

Раздел 12. Выделение


3

Выделяют существенные признаки мочевыделительной системы. Распознают органы мочевыделительной системы на таблицах, муляжах. Описывают процесс мочеобразования. Перечисляют и обосновывают меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы

13

Раздел 13. Покровы тела


3

Характеризуют строение кожи. Объясняют суть процесса терморегуляции, роль процессов закаливания. Осваивают приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах. Обобщают и обосновывают гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой

14

Раздел 14. Размножение и развитие


3

Выявляют существенные признаки процессов воспроизведения и развития организма человека. Описывают строение органов половой системы человека, распознают их на таблицах. Описывают основные этапы внутриутробного развития человека. Характеризуют возрастные этапы развития человека

15

Раздел 15. Высшая нервная деятельность


5

Выделяют особенности высшей нервной деятельности человека. Объясняют рефлекторный характер высшей нервной деятельности человека. Выделяют существенные признаки психики человека. Характеризуют типы нервной системы. Объясняют значение сна, описывают его фазы

16

Раздел 16. Человек и его здоровье


4

Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Обобщают и обосновывают правила и нормы личной гигиены, профилактики заболеваний. Осваивают приёмы первой доврачебной помощи. Аргументировано доказывают отрицательное влияние на здоровье человека вредных привычек


Итого:

68



6. Планируемые результаты изучения курса:

Ученик научится  определять

признаки биологических объектов: клеток и организма

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведени

получит возможность научиться

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);


приобретет навыки использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.













Приложение к рабочей программе


Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 8 классе


урока

Наименования разделов и тем


Кол-во часов

Домашнее задание


Даты

прохождения


план


факт


Тема 1. Место человека в системе органического мира -

2




1

Место человека в системе органического мира






2

Особенности человека







Тема 2. Происхождение человека -2 часа


2




3

Происхождение человека и его эволюция






4

Расы человека , их происхождение и единство.







Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека


1




5

Анатомия, физиология, психология и гигиена человека. Становление наук о человеке







Тема 4. Общий обзор организма человека (4 ч.).





6

Клеточное строение организма .





7

Покровные и соединительные ткани.





8

Мышечная и нервная ткань

Л.Р.№1Изучение микроскопического строения тканей*.





9

Органы .Система органов. Организм.

П.Р.№1Распознавание на таблицах органов и систем органов*.






Тема 5. Координация и регуляция (12 ч.)


12




10

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности






11

Роль гормонов в обменных процессах.нервно – гуморальная регуляция, ее нарушения






12

Зачетный урок по темам « Общий обзор организма человека». «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности».






13

Нервная регуляция . Строение и значение нервной системы.






14

Спиной мозг.






15

Строение и функции головного мозга .






16

Полушария головного мозга П.Р.№2Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.






17

1Контрольное тестирование по темам « Нервно- гуморальная регуляция физиологических процессов», « Организм человека и его строение»






18

Анализаторы, их строение и функции. .Зрительный анализатор.

Л.Р.№2Изучение изменения размера зрачка*.






19

Анализаторы слуха и равновесия





20

Кожно- мышечная чувствительность. Обоняние и вкус.






21

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимодействие.обобщение знаний об органах чувств и анализаторов.







Тема 6. Опора и движение или Опорно – двигательная система. (8 ч)


8




22

Аппарат опоры и движения, его функции.скелет человека, его значение и строение






23

Строение, свойства костей.





24

Лабораторная работа.№3 « Изучение внешнего строения костей»





25

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

П.Р.№3Измерение массы и роста своего организма*.






26

Мышцы, их строение и функции.






27

Работа мышц.

П.Р.№4Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.






28

Взаимосвязь строения и функций опорно – двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека






29

2Контрольное тестирование по теме« Опорно – двигательная система»







Тема 7. Внутренняя среда организма (3 ч.)


3




30

Внутренняя среда организма и ее значение





31

Плазма крови, ее состав.форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции.

Л.Р.№4Изучение микроскопического строения крови





32

Иммунитет







Тема 8. Транспорт веществ (5 ч.)


5




33

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения






34

Работа сердца






35


36

Движение крови и лимфы по сосудам

П.Р.№5Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*

П.Р.№6 Измерение кровяного давления*..






37

Обобщающий урок «Транспорт веществ.», « Внутренняя среда организма»







Тема 9. Дыхание (5 ч.)


5




38

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания. Лабораторная работа№6 «Сравнение органов дыхания человека и крупного рогатого скота»






39

Газообмен в легких и тканях





40

Дыхательные движения и их регуляция

П.Р.№7Определение частоты дыхания*.





41

Заболевания органов дыхания, их предупреждения. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения





42

3Контрольное тестирование по темам « Дыхание», «Внутренняя среда организма». «Транспорт веществ»







Тема 10. Пищеварение (5 ч.)


5




43

Пищевые продукты и питательные вещества

П.Р.№8Определение норм рационального питания*.






44

Пищеварение в ротовой полости






45

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке

Л.Р.№ 5 Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.






46

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Гигиена питания.






47

Итоговое тестирование по теме « Пищеварительная система»







Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины (2 ч.)


2




48

Обмен веществ.






49

Витамины







Тема 12. Выделение (3ч.)


3




50

Выделение. Общая характеристика






51

Строение и работа почек





52

Заболевания почек и их предупреждение







Тема 13. Покровы тела (3ч.)


3




53

Строение и функции кожи






54

Роль кожи в терморегуляции организма






55

4Контрольное тестирование по темам «Обмен веществ. Выделение. Покровы тела»







Тема 14. Высшая нервная деятельность (5 ч.)


5




56

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности






57

Поведение человека. рефлекс- основа нервной деятельности, его виды, роль приспособлении к условиям жизни. Торможение и его виды и значение






58

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна






59

Особенности высшей нервной деятельности человека. Позавательные процессы






60

Типы нервной деятельности







Тема 15. Размножение и развитие (3 ч.)


3




61

Половая система человека






62

Возрастные процессы человеческого организма






63

Особенности роста и развития человека






Тема 16.Человек и его здоровье(4 ч)


4




64

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.






65

Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление.





66

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии.





67

Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.







68

5 Итоговая контрольная работа по курсу « Человек и его здоровье»
















































24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!