№ | Тема урока Количество часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически |
Особенности литературного процесса рубежа веков |
1 | Русская литература XX века | 1 | Изучение нового материала | | Проверка записей, тезисов в тетрадях | Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя | Прочитать с. 3 – 18, составить тезисы, подготовить сообщение по биографии И.А.Бунина? Записать биографию по датам, стр 72 | | |
Творчество И. А. Бунина (3 часа) |
2 | И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь | 1 | Изучение нового материала | Письменный ответ на вопрос 2 с. 26, чт. статьи учебника стр.16-18 | Проверка тезисов, фронтальный и индивидуальный опрос | Развитие устной монологической речи учащихся | Прочитать рассказ «Антоновские яблоки», проанализировать художественные средства создания пейзажа начала рассказа | | |
3 | Поэтика «остывших» усадеб в прозе Бунина | 1 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Письменный ответ на 4 вопрос с. 51. | Проверка письменных ответов, оценка анализа рассказа «Легкое дыхание» | Развитие умения анализировать и оценивать устные сообщения | Прочитать с. 86 – 89, рассказы из сборника «Темные аллеи» | | |
4 | Цикл «Темные аллеи». Рассказы И.А.Бунина о любви | 1 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Анализ рассказа «Легкое дыхание» (вопросы 7, 8, 9 с. 52) | Фронтальный опрос | Развитие умения выделять художественные детали | Прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско» | | |
5 | Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» | 1 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Контроль ответов на вопросы | Фронтальный опрос | Углубление знаний о реалистических и символических чертах художественной изобразительности | Прочитать с. 84 – 86, подготовить сообщение о биографии М. Горького, Записать биографию по датам, стр 46 | | |
Жизнь и творчество М. Горького (7 часов) |
6 | М. Горький. Судьба и творчество | 1 | Изучение нового материала | Сообщение учащихся; составление конспекта урока | Фронтальный опрос | Составление конспекта урока | Чтение учебника на с. 46-55, прочитать рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» | | |
7 | Ранние произведения М. Горького. «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» | 1 | Совершенствование знаний, умений | Анализ и интерпретация рассказов (сообщения учащихся) | Тест, письменный опрос | Развитие речи учащихся (аргументированные ответы, умение вести беседу) | Чтение учебника на с. 49 – 50; ответы на вопросы | | |
8 | Драматургия М. Горького. Драма «На дне» и система образов. | 1 | Изучение нового материала | Чтение по ролям, составление словесных портретов героев. | Выразительное чтение, интерпретация обстановки «дна» | Составление словесных портретов героев | Чтение учебника на с.56-62; ответы на вопросы с. 70; жизненный путь Сатина, Бубнова, Луки. | | |
9 | Спор о назначении человека на страницах пьесы «На дне» | 1 | Комбинированный | Сообщения учащихся об обитателях ночлежки | Выполнение теста, фронтальный опрос, комментированное чтение | Правильное использование цитат, аргументированных ответов | Чтение пьесы; наизусть монолог Сатина о Человеке. | | |
10 | Нравственно-философские мотивы драмы «На дне» | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Инсценирование финала пьесы, выразительное чтение, составление тезисов. | Монолог Сатина (наизусть), комментированное чтение. | Умение ориентироваться в литературоведческих терминах | Подготовиться к сочинению по творчеству Горького стр 71, чтение повестей А. Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок». | | |
11-12 | Сочинение по творчеству М.Горького | 2 | Контрольный (учет, оценка ЗУН) | Соотношение частей сочинения. Использование цитат в работе | Составление плана | | Завершить работу дома. Подготовиться к урокам по тв-ву А.Куприна. Записать биографию по датам, стр 92 | | |
Жизнь и творчество А. И. Куприна и Л. Андреева (6 часов) |
13 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Изображение любви в р. «Гранатовый браслет» | 1 | Изучение нового материала | Сообщения учащихся. Комментир.чтвыразит.чт.фрагментов текста | Ответы уч-ся на вопросы, фронтальный опрос, характеристика героев | Навык анализа прозаического текста | Прочит. повесть «Олеся». Чтение статьи учебника на с. 94-95, 101-107 | | |
14 | Великая тайна любви. Повесть «Олеся» | 1 | Практическая работа | Эссе: «что ты узнал на уроках по творчеству А.Куприна?» | Тесты. Ответы учеников на вопросы, характеристика героев | Навык анализа прозаического текста | Чт. Учебника на с.98-100, ответы на вопросы 6, 7 стр 108, подгот. к сочинению по тв-ву Бунина, Куприна стр 108 | | |
15 | Изображение кризиса русской армии в повести «Поединок» | 1 | Изучение нового материала | Сообщения учащихся. Навык анализа прозаического текста. Комментированное чтение | Устный контроль. | Оценивать идейно-художественные искания писателя в контексте эпохи. Связанно излагать мысли | Прочитать повесть Л. Андреева «Иуда Искариот»; ответы на вопросы; подготовить сообщение о жизни Л. Андреева стр 17-18 | | |
16 | Л. Н. Андреев. Жизнь и творчество. Проблематика повести «Иуда Искариот» | 1 | Изучение нового материала | Составление тезисов, сообщение учащихся, комментированное чтение | Фронтальный опрос | Навык работы с текстом | Прочитать рассказы «Вор», «Баргамот и Гараська» | | |
17 | Драматизм взаимоотношений человека и окружающего мира в рассказах Л. Андреева | 1 | семинар | Анализ рассказов. Умение обобщать, систематизировать, сравнивать, высказывать свое мнение | Мини-сочинение «Мой Иуда Искариот» | Уметь обобщать, систематизировать, сравнивать, высказывать свое мнение | Прочитать рассказ «Стена», выполнить задание в тетради | | |
18 | Сочинение по творчеству И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева | 1 | контрольный | Сбор материала, подборка цитат, составление плана | | Умение раскрывать тему, использовать цитаты, выражение личного отношения к написанному | Прочитать произведение В.Я.Шишкова, А.П.Чапыгина, С.Н.Сергеева-Ценского (на выбор) | | |
Русская поэзия «Серебряного века» (7 часов) | |
19 | Декадентство в русской литературе на рубеже XIX–XX веков. | 1 | Доклады учащихся с последующим обобщением материалы | Доклады учащихся, работа со справочными материалами | | Умение работать со справочными материалами | Серебряный век в литературе, живописи, музыке, балете | | |
20 | Серебряный век русской поэзии | 1 | Изучение нового материала | Сообщения учащихся, составление тезисов и схемы | Чтение и анализ стихов | Составление тезисов лекции | Подготовить сообщение «Основные направления русской поэзии начала XX века», составить тезисы статьи учебника «Предшественники символизма» с. 19-43 | | |
21 | Символизм и поэты-символизмы | 1 | Изучение нового материала | Работа со статьей учебника «Символ, как рождается многозначность символов» с. 121 – 124 | Устный опрос. Контроль за составлением опорных схем | Составление опорных схем | Доклад по биографии и творчеству В. Брюсова, чтение и анализ стихов. Стр 22-26 | | |
22 | В. Я. Брюсов. Творческий путь поэта | 1 | Изучение нового материала | Сообщения учащихся, составление тезисов, выступление учащихся о поэте, анализ стихотворений | Фронтальный опрос, контроль за составлением тезисов | Выявлять приметы стиля творчества поэта, давать оценку произведению | Чтение статьи на с.19, ответы на вопросы 1, 4, 5 с.44. Наизусть одно стихотворение | | |
23 | К. Д. Бальмонт. «Поэзия как волшебство» | 1 | Изучение нового материала | Анализ стихотворений | Фронтальный и индивидуальный опрос | Навык анализа лирических произведений; умение выразительного чтения стих-я | Чтение статьи на с.21-22, анализ одного из стихотворений, наизусть одно стихотворение | | |
24 | Смысл поэзии И.Ф. Анненского | 1 | Изучение нового материала | Анализ стихотворения «После концерта» | Фронтальный и индивидуальный опрос | Навык анализа лирических произведений; умение выразительного чтения стих-я | Чтение статьи | | |
25 | Групповой зачет по поэзии Серебряного века | 1 | Урок учета ЗУН | Написание собственных текстов | Письменный опрос (тест), зачет по теме «Символизм в русской поэзии» | Умение оперировать знаниями по темам | Чтение и анализ стихотворений А. Блока | | |
Жизнь и творчество А. Блока (4 часа) |
26 | А.А.Блок. Романтический мир раннего Блока | 1 | Изучение нового материала | Сообщение на тему «Смысл символов Блока», составить конспект урока | Фронтальный опрос | Составлять конспект урока | Подготовить рассказ о поэте, выучить стихотворение «Незнакомка» | | |
27 | Стихотворение «Незнакомка» | 1 | Совершенствование знаний и умений | | | Сопоставительный анализ стих-ний | Прочитать цикл стихотворений о России | | |
28 | Россия и ее судьба в поэзии Блока(«Русь», «Россия», «На поле Куликовом», «Коршун») | 1 | комбинированный | Сообщение на тему «На поле Куликовом», анализ стихотворения | Ответы на вопросы, устный анализ стихотворения «Россия» | Анализ стих-я «На поле Куликовом»; навыки анализа стих-ний | Выучить стихотворение, посвященное России; прочитать поэму «Двенадцать» | | |
29 | Старый и новый мир в поэме «Двенадцать» | 1 | Изучение нового материала | Анализ сюжета и образной системы поэмы с использованием статьи Блока «Интеллигенция и революция» | Комментированное чтение поэмы «Двенадцать», ответы на вопросы | Анализ поэмы, навыки выразительного чтения | Прочитать в учебнике главу о поэме, обратить внимание на композицию поэмы | | |
30 | Новокрестьянские поэты (Н.Клюев и др.) | 1 | Изучение нового материала | Сообщение учащихся, составление схемы, опорных положений акмеизма, футуризма | Тестирование, ответить на вопросы по творчеству поэтов, преодолевших символизм | Умение работать с критической литературой | Чтение учебника с. 37-41, конспект | | |
Литература 20-30 годов XX века ( 11 часов) |
31 | Н. С. Гумилев. Поэзия и судьба. | 1 | Изучение нового материала | Составление хронологической таблицы | | Составление конспекта урока | Чтение учебника стр 28-30, выучить стихотворения «Жираф», «Кенгуру» (на выбор) | | |
32 | А.А.Ахматова. очерк жизни и творчества. Любовная лирика(«Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью», «Широк и желт вечерний свет») | 1 | Изучение нового материала | Составление хронологической таблицы о жизни и творчестве Ахматовой | Оценка ответов на вопросы в процессе анализов стихов | Умение вести диалог, отличать преходящие и вечные ценности | Подготовить сообщение «Тема любви и страданий в лирике Ахматовой». Чтение стихотворений. Составить конспект статьи учебника с. 205-214 | | |
33 | Тема Родины в творчестве Ахматовой | 1 | Совершенствование и углубление знаний и умений | Сообщения учащихся, запись тезисов доклада, работа со статьей учебника | Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы | Умение обобщать, систематизировать, высказывать свое мнение | Прочитать поэму «Реквием», найти в поэме и выписать народно-поэтические элементы: причитания, плач матери по сыну. | | |
34 | А.Ахматова. Поэма «Реквием» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков | Цитирование, работа с учебником | Оценка ответов учащихся по вопросам домашнего задания. Выразительное чтение. Фронтальный опрос | Развивать умение, определять идею, композицию поэтического текста | Прочитать с.221-227. написать сочинение по творчеству Ахматовой (темы на с. 228учебника) | | |
35 | М.И.Цветаева. Очерк жизни и творчества. | 1 | Смешанный, с использованием сообщений учащихся | Составление хронологической таблицы жизни и творчества Цветаевой | Проверка и оценка сообщений учащихся | Составление тезисов статьи | С. 260 – 267 учебника, составить конспект статьи, подготовить выразительное чтение стихотворений «Молитва», «Тоска по Родине»… | | |
36 | Тема России в поэзии Цветаевой | 1 | Урок совершенствования и углубления знаний | План статьи учебника «Тема Дома-России» | Оценка умений анализа текста; художественно-языковое своеобразие лирики Цветаевой | Определение тематики, системы образов, структуры лирики поэта | Анализ стихотворения Цветаевой (письменно), подготовить сообщение «Журнал «Сатирикон» и его сотрудники» | | |
37 | А. Аверченко – создатель журнала «Сатирикон» | 1 | Изучение нового материала | Сообщение учащихся, запись плана лекции, анализ отдельных эпизодов текста | Оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения | Анализ отдельных эпизодов текста | Прочитать «Разгром» А. Фадеева (опереж. зад.); составить тезисный план по учебнику с. | | |
38 | Дневниковая проза М. Пришвина и М. Волошина | 1 | Урок-изучение нового материала с выступлениями учащихся | Чтение произведений, ответы на вопросы, подготовка выразительного чтения | Оценка художественного чтения | Выразительное чтение | Подготовить выступление на тему «Изображение гражданской войны» | | |
Пути развития литературы в XX столетии. Русская литература после 1917 года (3 часа) |
39 | Роман А. Фадеева «Разгром». Морозка и Мечик | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом, поиски языковых и художественных средств, сжатый пересказ | Тестирование, индивидуальный опрос | Умение сжато пересказывать произведение | Написать реферат о жизни и творчестве А.А. Фадеева. Сопоставительная характеристика Мечика и Морозки | | |
40 | Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром» | 1 | комбинированный | Работа с текстом (письменный опрос), поиск художественных деталей портрета, речи, анализ эпизодов | Фронтальный опрос, аналитическая беседа | Умение анализировать эпизод, умение выразительного чтения | Сочинение малой формы на тему «Смерть Морозки» (анализ эпизода) | | |
41 | Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы» | 1 | Изучение нового материала | Анализ прозаического текста, определение внешности героев | | Умение объяснять сходства и различие произведений, составлять хар-ку героев | Повторить основные понятия по теме «Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (учебник с. 327) | | |
Жизнь и творчество В. В. Маяковского (6 часов) |
42 | В.В. Маяковский. Творческая биография | 1 | Изучение нового материала | Сообщение о кубофутуризме, развернутые ответы на самостоятельные вопросы учащихся | Хронологическая таблица | Умение соотносить творчество поэта с общественной обстановкой | Составить план-схему биографии Маяковского; прочитать поэму «Облако в штанах»; чтение учебника | | |
43 | Поэма Маяковского «Облако в штанах» | 1 | Объяснение нового материала | Работа с цветом, выразительное чтение | Письменная проверочная работа | Умение выделять стержневую мысль в поэзии В.В. Маяковского | Проанализировать «Левый марш», «Оду революции» | | |
44 | Маяковский и революция | 1 | Изучение нового материала | Анализ стихотворений, составлений аннотаций к прочитанному, сообщения учащихся | Мини-сочинение | Умение проводить анализ лирического текста | Чтение пьес «Клоп» и «Баня» | | |
45 | Настоящее и будущее в пьесе «Клоп» | 1 | комбинированный | Умение находить приемы комического изображения в пьесе с опорой на традиции сатиры XIX века | самоконтроль | Находить приемы комического изображения в пьесах, анализировать ключевые проблемы | Письменный анализ стихотворений о любви (по выбору); прочитать поэму «Про это» | | |
46 | Любовь и быт в поэзии Маяковского | 1 | Совершенствование ЗУН | Самостоятельные наблюдения над лирическим сюжетом | Фронтальный и индивидуальный опросы | Анализ построения устного монолога | Составить тесты по творчеству Маяковского, подготовиться к сочинению | | |
47 | Подготовка к сочинению по творчеству Маяковского | 1 | Совершенствование ЗУН | Умение составлять план к сочинению, уместное использование цитат | | Умение составлять план к сочинению, выдерживать сочинение в одном стиле | Подготовить сообщение о жизни и творчестве С. Есенина; написать сочинение | | |
Эволюция творчества С. Есенина (5 часов) |
48 | С.А. Есенин: поэзия и судьба | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение стихов, анализ | Письменный анализ стихотворения | Знать биографию поэта | Знать биографию С. Есенина, прочитать стихотворение из сборника «Радоница» | | |
49 | Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина | 1 | комбинированный | Самостоятельный анализ поэтического текста | Устный и письменный анализ стихотворения | Умение анализировать стих-е С.Есенина | Выучить стихотворение С. Есенина о родине; подготовиться к классному сочинению; прочитать поэму «Анна Снегина» | | |
50 | Поэма С. Есенина «Анна Снегина» | 1 | Урок-беседа, изучение нового материала | Письменный ответ на домашний вопрос (сам. раб.) | Индивидуальная, самостоятельная работа | Знать содержание поэты, уметь анализировать, обобщать и делать выводы | Вспомнить «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина, образ Е. Пугачева | | |
51 | Трагедия мятежной души в поэме С.Есенина «Пугачев» | 1 | комбинированный | Характеристика героев поэмы, самостоятельная работа «Пугачев в моем представлении» | Тестирование, фронтальный опрос | Знать содержание поэты, уметь анализировать, обобщать и делать выводы | Ответить письменно на вопрос «Что сближает Есенина со своим героем?»; подготовиться к сочинению | | |
52 | Сочинение по творчеству С.А.Есенина | 1 | Урок развития речи | Глубокий анализ лирического текста | | Умение составлять план к сочинению, выдерживать сочинение в одном стиле | Прочитать рассказ А. Толстого «День Петра» | | |
Общий обзор произведений 30-х годов (3 часа) |
53 | Произведения прозы 30-х годов. Общий обзор | 1 | Изучение нового материала | Сообщения учащихся, составление плана лекций учителя | | Умение составлять план лекции учителя | Материал учебника с. 5 – 11; вопросы 1 – 4 с. 34; перечитать сцены из романа «Петр I»: народ у Кремля (кн 1, гл 1, сц 16); казнь Кульмана (кн 1, гл 5, сц 9); кабак на Варварке (кн 2, гл 1, сц 2) | | |
54 - 55 | А. Толстой. Историческая проза. Панорама русской жизни. Образ Петра Первого в романе «Петр Первый» | 2 | Изучение нового материала; совершенствование и углубление знаний, умений, навыков | Выступление учащихся, анализ эпизода | Оценка выступлений учащихся | | Материал учебника с. 36 – 40. вопрос 3 с. 37 | | |
Мир и человек в произведениях М. А. Шолохова (6 часов) |
56 | М.А.Шолохов. Жизненный и творческий путь | 1 | Изучение нового материала | Выявление авторской позиции через анализ сюжета, пейзажа, портрета, через название рассказов | | Знать биографию писателя, значение личности в произведениях М.Шолохова. | Учебник с. 49 – 59; прочитать 1 – 2 части «Тихого Дона», ответить на вопросы | | |
57 | Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон» | 1 | Составление схемы, опорных положений акмеизма, футуризма | Работа по карточкам. Сопоставительная характеристика произведений. | Прочитать 1 главу 5 части, прокомментировать последнее предложение | Уметь анализировать отдельные эпизоды, проводить сопоставительную хар-ку | Прочитать главу 5, 7, 8, 10, 12 части 3; главы 3, 4 части 4 «Тихого Дона»; ответить на вопросы | | |
58 | События революции и гражданской войны в романе «Тихий Дон» | 1 | Составление схемы, опорных положений акмеизма, футуризма | Записать самостоятельно вывод по влиянию войны на людей, характеристика героев | Фронтальный опрос | Умение сравнивать эпизоды, выявление авторской позиции | Прочитать 11, 12, 13, 28 главы части 5; ответить на вопросы. Анализ эпизода расстрела заложников на хуторе Татарское гл 4 ч 6 | | |
59 | Образ Григория Мелехова | 1 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Характеристика героя, финал романа и его смысл | Характеристика героя | Умение грамотно строить монологическое высказывание | Письменно ответить на вопрос «В чем трагедия Григория Мелехова?»; подготовиться к сочинению | | |
60 | Сочинение по творчеству М.Шолохова | 1 | Урок обобщения и контроля | | | Понимание темы сочинения, умение доказывать, делать выводы, логично и последовательно излагать мысли | Дописать сочинение; чтение романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» | | |
61 | У литературной карты. Изображение русского национального характера | 1 | Обзорный урок с выступлениями учащихся | Выступления учащихся | Сравнительный анализ | Умение находить поэтические приемы | Сравнить героев Б.Шергина с героями Н. Лескова. Выучить стихотворение С. Прокофьева, сделать анализ | | |
Жизнь и творчество М. А. Булгакова (6 часов) |
62 | М.А.Булгаков. судьба и книги | 1 | Изучение нового материала | Сообщение подготовленное учеником, запись лекции устные ответы на вопросы по теме урока | | Умение делать выводы, проводить аналогии | Прочитать по учебнику с. 91 – 95; составить таблицу «Этапы биографии М. Булгакова»; в романе «Мастер и Маргарита» найти «двойников» в двух сюжетных пластах | | |
63 | Роман «Мастер и Маргарита» | 1 | Изучение нового материала | Анализ стилистических особенностей предложенных отрывков (из гл 2, 28) | Сочинение-миниатюра «Иешуа – Мастер – Булгаков». Каков смысл этих взаимных отражений? | Умение анализировать своеобразие композиции жанра произведения | Перечитать гл 2, 16, 25, 26, 31, 32, эпилог. Пилат и Иешуа | | |
64 | Три мира в романе «Мастер и Маргарита» (Сатирическое изображение московского общества) | 1 | комбинированный | Сообщение ученика «Сопоставление «ершалаимских» глав и библейского первоисточника, сходство и различие» | Игра «Угадай героя по фразе из романа» | Умение выполнять сравнительный анализ глав о Понтии Пилате, находить интертекстуальные связи | Подготовить рассказ о судьбе Мастера и Маргариты, выписать цитаты с упоминанием символических деталей, связанных с историей любви в романе | | |
65 | Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита» | 1 | комбинированный | Сообщение учащихся «Судьба Мастера», «Судьба Маргариты» | Литературная беседа | Умение вступить в дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения | Познакомиться с темами сочинений на с. 119; составить план к одной теме; выбрать цитаты; подготовиться к сочинению | | |
66 - 67 | Сочинение по творчеству М.Булгакова | 2 | контрольный | Сбор материала, подбор цитат, составление плана | | Умение раскрыть тему, выражать личностное отношение к проблеме, поднятое в сочинении | Прочесть по учебнику с. 120 – 123; составить тезисы; подготовить сообщение о жизни Б.Пастернака | | |
Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака (4 часа) |
68 | Б.Л.Пастернак. жизненный и творческий путь | 1 | Изучение нового материала | Сообщения учащихся, составление хронологической таблицы | Опрос, работа над вопросами | Умение отбирать материал, необходимый для исследования жизни и творчества Пастернака | Подготовить анализ стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать», «Снег идет», «Плачущий сад». Выучить наизусть. | | |
69 | Лирика Б. Пастернака | 1 | Совершенствование знаний, умение, навыков | Письменный анализ стих-я с использованием заданий учебника (с. 130 – 131) | Вопросы учителя | Умение выделять идейное и художественное своеобразие лирического произведения | Выучить наизусть стих-е «В больнице», «Гамлет», «Гефсиманский сад» (по выбору) | | |
70 | Роман «Доктор Живаго». Духовные искания героя | 1 | Знакомство с новым материалом | Подготовка сообщений учащихся «Образ Ю. Живаго в системе образов романа» | Тесты на знание текста | Умение анализировать произведение | Подготовиться к письменной работе по творчеству поэта | | |
71 | Письменная работа по творчеству Б.Пастернака Анализ стих-ний | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Анализ лирического произведения | Ответы на вопросы на с. 138; самостоятельная работа | Умение анализировать произведение | Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. Платонова. Читать рассказ «Июльская гроза» | | |
Жизнь и творчество А. П. Платонова (3 часа) |
72 | А.П.Платонов. Жизнь и творчество. | 1 | Изучение нового материала | Анализ рассказа «Июльская гроза», составление хронологической таблицы | Самостоятельный анализ текста по вопросам учебника на с. 143 | Умение составлять хронологическую таблицу, анализировать, делать выводы | Подготовить анализ рассказа Платонова «Фро»; читать повесть «Котлован» | | |
73 | Герои и проблематика прозы А.Платонова | 1 | Урок-дискуссия | Анализ произведений А.Платонова по вопросам учебника на с.143 | Самостоятельная работа | Умение правильно строить дискуссию | Повесть «Котлован». История создания повести и ее судьба | | |
74 | Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован» | 1 | Совершенствование умений и навыков | Письменный ответ на вопрос «Поиски смысла общего и личного существования. Возможно ли это?» | Ответы на вопросы учителя, выборочная проверка ответа на проблемный вопрос | Умение работать с текстов, учась выделять проблемные вопросы | Составить тесты по творчеству А.Платонова; подготовить сообщение по творчеству В.Набокова (инд.) | | |
Жизнь и творчество В. Набокова (2 часа) |
75 | В.В.Набоков. Жизнь и творчество. Лирика | 1 | Урок изучения нового материала | Сопоставительный анализ стихов Набокова и Бунина | Хронологическая таблица | Репродуктивное изложение биографии писателя | Материал учебника с.159 – 162; прочитать рассказ «Облако, озеро, башня» и ответить на вопросы на с. 167 учебника | | |
76 | Рассказ «Облако, озеро, башня» | 1 | Совершенствование знаний, умение, навыков | Анализ произведений | Текущая проверка, блиц-опрос | Умение пользоваться литературоведческой терминологией в анализе произведения | Домашнее сочинение по творчеству В.Набокову | | |
Развитие литературы в послевоенные годы (12 часов) |
77 | Лирика и проза периода Великой Отечественной войны | 1 | Урок усвоения материала и формирования знаний | Монологические выступления, анализ стих-я | Текущая проверка | Умение выявлять художественные ср-ва, хар-ные для лирики военных лет | Материал учебника с 171 – 176; 186 – 190. Подготовить сообщение по биографии А.Т.Твардовского (инд.) | | |
78 | А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь. Поэма «Василий Теркин» | 1 | Изучение нового материала | Анализ стих-ний, обсуждение прочитанного | Составить перечень основных мотивов лирики А.Твардовского, подтвердить строчками из стих-ний | Знать биографию писателя, анализировать эпизоды поэмы, определять хар-ные черты стиля автора | Материал учебника с 193 – 196; 196 – 204. Выучить стих-е | | |
79 | Поэма «По праву памяти» | 1 | Урок формирования ЗУН | Ответы на вопросы, работа с учебником | Анализ поэтического текста | Умение сопоставлять тексты, знать биографию поэта в единстве с исторической обстановкой | Подготовка к сочинению по творчеству А. Твардовского | | |
80 | Подготовка к сочинению по творчеству А.Твардовского | 1 | Урок контроля, учета ЗУН | Написание сочинения, подбор цитат; составление плана | Самостоятельная работа (написание сочинения) с последующим контролем учителя | Умении писать сочинение, знание роли поэта, автора произведения | Литературный процесс 50-80-х годов (по учебнику обзорно прочитать) | | |
81 | Герои и проблематика «военной прозы» | 1 | Урок-семинар | Выступления учащихся | Контролируется и оценивается подготовленность учеников к семинару | Умение выступать перед аудиторией, аргументировать, доказывать, искать истину | Мини-сочинение «Мой любимый герой в произведении о войне» | | |
82 | Поэтическая «оттепель». | 1 | Литературный салон | Выступления учащихся, чтение стихов наизусть | Работа в творческих группах | Выразительное чтение наизусть | Письменный анализ стих-я (по выбору). «Тихая» лирика (по учебнику) | | |
83 | «Деревенская проза» 50 – 80 годов | 1 | Урок-презентация | Самостоятельный анализ предложенного эпизода | Проверка и оценка презентации | Умение анализировать, давать эстетическую оценку произведению, аргументировать ее | Творчество В.Распутина. «Прощание с Матерой» | | |
84 | Творчество В. Распутина. Повесть «Прощание с Матерой» | 1 | Урок обобщения и систематизации полученных ЗУН | Ответы на вопросы, работа по карточкам | Опрос, составление и обсуждение тезисного плана | Умение определять роль эпиграфа, тему, идею | Художественный рассказ В.Астафьева «Царь-рыба»; проблема экологии в Татарстане (инд. зад.) | | |
85 | Художественный мир В. Астафьева | 1 | Урок обобщения и систематизации полученных ЗУН | Ответы на вопросы, анализ эпизода, составление тезисов | Обсуждение экологических проблем на фоне идейного содержания повести «Царь-рыба» | Умение анализировать эпизод, знание особенностей творчества Астафьева | Составить тезисы по теме «Литература 70 – 80 годов»; прочитать «Старший сын» А. Вампилова; «Обмен» Ю. Трифонова | | |
86 | Ю. Трифонов «Обмен» (проза), А.Вампилов «Старший сын» (драма). Нравственно-философская проблематика | 1 | Изучение нового материала | Сопоставительный анализ литературного произведения с театром и кино | Ответы на вопросы по теме | Умение выделять нравственно-философскую проблематику произведения | Материал учебника, выразительное чтение произведений А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высотского | | |
87 | Авторская песня 70 – 80 годов | 1 | Изучение нового материала | Сопоставительный анализ стих-ний разных авторов, выразительное чтение стих-ний | Ответы на вопросы по теме | Знание авторов и их творчества | Материал учебника, биография Н. Заболоцкого (инд. зад.) | | |
88 | Н.А.Заболоцкий. Поэзия | 1 | Изучение нового материала | Анализ стих-ний, ответы на вопросы по теме | Проверка выполненных работ с помощью алгоритма | Умение анализировать стих-е, давать оценку лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления | Выучить наизусть стих-е, проанализировать стих-е «Некрасивая девочка» | | |
Творчество В. Шукшина (4 часа) |
89 - 90 | Проза В.М.Шукшина. Тема города и деревни | 2 | Совершенствование и углубление знаний, навыков и умений | Ответы на вопросы по теме, анализирование отдельных эпизодов | Письменный ответ на вопрос, характеристика героев | Умение анализировать, выражать свои мысли литературным языком | Подготовиться к классному сочинению; читать повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» | | |
91 - 92 | Сочинение по творчеству В.М.Шукшина | 2 | контрольный | Сбор материала, подбор цитат, составление плана | | Умение дать хар-ку героя, анализировать, выражать свои мысли литературным языком, умение раскрыть тему, выражать личностное восприятие проблемы, поднятое в сочинении | Прочитать повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» | | |
Жизнь и творчество А. И. Солженицына (5 часов) |
93 | А.И. Солженицын. Жизнь и судьба. «Один день Ивана Денисовича» | 1 | Освоение новых знаний | Выполнение заданий по карточкам, выступление учащихся, конспектирование | Анализ эпизодов произведения | Знать творческий путь писателя, содержание повести, уметь характеризовать героев произведения | Составить хронологическую таблицу по творчеству писателя; прочитать «Красное колесо» | | |
94 | А.И. Солженицын. Обзор романа «Архипелаг ГУЛАГ» | 1 | Лекция учителя, освоение новых знаний | Составление плана лекции, работа с критической литературой | Выступление учащихся (с использованием СМИ) | Умение составлять план лекции | Выполнить задание на с. 118 учебника; прочитать рассказ «Матренин двор» | | |
95 | Тема народного праведничества в рассказа «Матренин двор» | 1 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Анализ рассказа с отработкой понятия «тип героя-праведника» | Вопросы учителя и ответы учащихся | Умение анализировать текст | Подготовиться к сочинению по творчеству А. Солженицына | | |
96 | Письменная работа по творчеству А.И. Солженицына (письменный анализ текста) | 1 | Письменная работа | Письменная работа на заданную тему | | Умение анализировать текст и находить в нем что-то новое для себя | Прочитать по учебнику о творчестве Е.Носова, В.Шаламова, В.Солоухина | | |
Обзор русской литературной жизни последних лет (6 часов) |
97 | У литературной карты России. Обзор творчества Е.Носова, В.Шаламова, В.Федорова, В.Солоухина | 1 | Урок-семинар | Работа с текстами произведений данных авторов. Сообщение учащихся | Проверка знаний текстов изучаемых произведений | Умение давать монологические ответы, работать в группе | Конспект статьи (с планом и тезисами) с 326 – 327 учебника; читать произведения Л. Петрушевской | | |
98 | Своеобразие современной реалистической прозы | 1 | Ознакомление с новым материалом | Конспектирование лекции | Беседа по прочитанным произведениям (на знание текста) | Умение конспектировать лекцию, правильно строить монологический ответ, рассуждать | Составить план статьи «Реалистическая проза» (с. 328 – 340); подготовиться к беседе | | |
99 | Поэзия и проза с модернистской доминантой. Проза Татьяны Толстой | 1 | Урок-презентация | Работа над анализом текстов | Проверка письменных ответов на вопрос | Умение определять и выделять основные черты эссе | Подготовить ответ по плану – рассуждением над определением «эссе» (с. 351 учебника); подготовить сообщение о судьбе И. Бродского (с. 352 – 356) | | |
100 | Поэзия и судьба И. Бродского | 1 | Ознакомление с новым материалом | Самостоятельный анализ стих-я «На смерть друга» и стих-я из цикла «Часть речи» | Проверка анализа стих-я «На смерть друга»; беседа | Умение анализировать сти-е | Подготовиться к беседе по вопросам (с. 359 – 362); подготовиться к литературоведческому диктанту по основным понятиям раздела | | |
101-102 | Современная литературная ситуация: реальность и перспективы | 2 | Сообщение и систематизация знаний, семинар | Литературоведческий диктант по основным понятиям раздела. Современные журналы в Татарстане: «Казань», «Татарстан» | Проверка диктанта, проверка анализа стих-я И.Бродского | Умение рассуждать, проводить параллели, сопоставлять и сравнивать | | | |