Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Районная гимназия «Эврика» г.Олекминска РС(Я)
РАССМОТРЕНО Протокол заседания методического объединения учителей от _________ № _____________ | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по ИМР _________________/___________/ «___»____________ | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Районная гимназия «Эврика» г. Олекминска РС (Я) |
Рабочая программа
по геометрии
9 класс
Рабочая программа составлена
на основе программы
стандарта основного общего образования
по геометрии
для общеобразовательных учреждений
Автор: А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир
Срок реализации программы – 1 год
Учитель: Тирский А.С
Высшая категория
Учебный год 2021 - 2022
.
Рабочая программа по учебному предмету «геометрия» для 9-го класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «геометрия» в 9 классе МБОУ «Районная гимназия «Эврика» на 2021/22 учебный год составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и доп., вступ. в силу с 13.07.2021г.) и (с измен. и дополнениями, вступ. в силу с 01.09.2021г.);
СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) от 30 июня 2020г. N 16;СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (вместе с СанПиН 1.2.3685-21.Санитарные правила и нормы…»);
Приказом Министерства Просвещения России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка общеобразовательных программ – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Письмом Министерства Просвещения РФ от 09.10.2020 № ГД-1730/03 «О рекомендациях по корректировке образовательных программ»;
Федеральным перечнем учебников - приказ Минпросвещения России №254 от 20 мая 2020 г., Министерство образования и науки РС(Я) №01-03/1394 от 23.08.2021 г., предметная линия учебников «геометрия 7,8,9 кл» А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир/М.:Вентана- Граф, 2017
24 декабря 2013 года , на заседании коллегии Министерства просвещения РФ, утверждена концепция преподавания учебного предмета
«Математика» распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р (Концепция развития математического образования (Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 года № 2506-р)
Учебным планом образовательного учреждения на 2021-2022 учебный год (утвержден приказом директора «__» ___________2021 г).
Программа рассчитана на 68 часов в год ( 2 часа в неделю)
Учебная литература используется на основании ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ №254 от 20 мая 2020г ,
Министерство образования и науки РС(Я) № 01-03/1394 от 23.08.2021г.
Цели и задачи обучения
В ходе обучения модуля «Геометрии» по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
· систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
· формирование пространственных представлений; развитие логического мышления и подготовка аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;
· овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.
Цели обучения:
В направлении личностного развития:
· развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
· формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
· воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
· формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
· развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
· формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
· развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
· формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
· овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
· создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Рабочая программа по геометрии в 9 классе составлена с учетом модуля «Школьный урок» рабочей программы воспитания.
Модуль «Школьный урок»
Урок находится в пространстве воспитания, а вместе они являются одним целым и решают одну ключевую задачу - развитие ребенка. Одной из задач, направленной на достижение цели воспитания, сегодня является усиление воспитательного потенциала образовательного процесса. В соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 31 июля 2020 г) воспитание должно стать составной частью всех образовательных программ, включая программы учебных курсов и дисциплин.
Приоритетные идеи развития воспитательного потенциала урока, включают систему взаимосвязанных, взаимодополняющих видов деятельности в рамках урока, а именно интеграцию различных форм и видов деятельности, работающих на расширение возможностей реализации воспитательного потенциала обучения и воспитания.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
специально разработанные занятия – событийные уроки, посвященные историческим датам и событиям, онлайн-экскурсии которые, расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают уважение к историческим личностям, людям науки, любовь к прекрасному, к природе, к родному краю;
интерактивный формат занятий в краеведческом музее, который способствует эффективному погружению в тему урока;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, дискуссий, групповой работы и работы в парах, которые повышают познавательную мотивацию, дают возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, учат командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. Виртуальные экскурсии – открывают возможность ознакомление с социально-значимыми, культурными объектами с использованием современных коммуникационных технологий.
использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, онлайн-диктанты, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.) ;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям.
Используемые нами механизмы организации учебной деятельности способствуют развитию навыка сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы; воспитывается ценностное отношение к миру.
.
Целевые приоритеты
В воспитании обучающихся подросткового возраста приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
-к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
-к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «геометрия» в 9 КЛАССЕ:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Обучающийся научится:
1) самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4) устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
6) науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7) умение видеть алгебраическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;
11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
1. Прогнозирование результата;
2. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
3. Работа по алгоритму;
4. Целеполагание, как постановка учебной задачи;
5. Планирование, определение последовательности действий;
6. Оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что еще нужно усвоить;
7. Осознание качества и уровня усвоения;
8. Коррекция;
9. Самостоятельность в оценивании правильность действий и внесение необходимые коррективы в исполнение действий;
10. Постановка цели;
11. Формировать способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
1. Использование знаково-символьных средств;
2. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
3. Формирование умения обобщать, составлять алгоритм математических действий;
4. Моделирование;
5. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
6. Действие самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности;
7. Построение логической цепи рассуждений;
8. Поиск и выделение необходимой информации;
9. Синтез – составление целого из частей;
10. Структурирование знаний;
11. Контроль и оценка процесса и результата товарищеской деятельности;
12. Формулирование проблемы;
13. Самостоятельный поиск решения;
14. Выбор оснований для сравнения;
15. Выдвижение гипотез и их обоснование;
16. Анализ объектов с целью выделения признаков;
17. Установление причинно-следственных связей;
18. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
19. Рефлексия способов действия.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД :
1. Осуществлениевзаимного контроля;
2. Управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; 3. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
4. Умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; 5. Инициативное сотрудничество в группе;
6. Планирование учебного сотрудничеств
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) осознание значения алгебры для повседневной жизни человека;
2) представление о алгебре как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5) систематические знания о фигурах и их свойствах;
6) практически значимые алгебраические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
• использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
• проводить практические расчёты
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Можно в таблице
Название раздела/модуля ( …ч) | Содержание |
Тригонометрические функции (18ч) | синус, косинус в прямоугольном треугольнике Синус, косинус, тангенс и котангенс углов от 0 до 180 Теорема косинусов теорема синусов решение треугольников формулы для нахождения площади треугольника |
Правильные многоугольники(8 ч) | Правильные многоугольники и их свойства Длина окружности и площадь круга |
Декартовы координаты на плоскости (10 ч) | Расстояние между двумя точками. Координаты середины отрезка Уравнение фигуры. Уравнение окружности Уравнение прямой Угловой коэффициент |
Векторы (12 ч) | Понятие вектоа Координаты вектора Сложение и вычитание векторов Умножение вектора на число Скалярное произведение векторов |
Геометрические преобразования (13 ч) | Движение. Параллельный перенос Осевая и центральная симметрия. Поворот Гомотетия. Подобие фигур |
Повторение и систематизация материала(7 ч) | повторение |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Количество часов в год –68
Количество часов в неделю – 2
Количество часов в I четверти – 16
Количество часов во II четверти – 11
Количество часов в III четверти – 21
Количество часов в IV четверти – 18
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во час |
1 | Тригонометрические функции | 18 |
2 | Правильные многоугольники | 8 |
3 | Декартовы координаты на плоскости | 10 |
4 | Векторы | 12 |
5 | Геометрические преобразования | 13 |
6 | Повторение и систематизация материала | 7 |
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ:
Период обучения | Количество часов | Контрольная работа |
1 четверть | 1 | 1 |
2 четверть | 1 | 1 |
3 четверть | 2 | 2 |
4 четверть | 3 | 2 |
Итого: | 7 | 6 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока, дата | Тема урока | Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок» | Дата проведения | Аргументация изменений | Использование ЦОР |
План | Факт | | |
| | |
1. | синус, косинус в прямоугольном треугольнике | Воспитание мотивации к обучению | 1.09. | | | |
2. | синус, косинус в прямоугольном треугольнике | Воспитание культуры общения | 3.09. | | | |
3. | Синус, косинус, тангенс и котангенс углов от 0 до 180 | Воспитание трудолюбия | 8.09. | | | |
4. | Синус, косинус, тангенс и котангенс углов от 0 до 180 | Воспитание умения дружить | 10.09. | | | |
5 | Теорема косинусов | Воспитание порядочности | 15.09. | | | |
6 | Теорема косинусов | Воспитание ответственности | 17.09. | | | |
7 | Теорема косинусов | Воспитание любви к окружающему миру | 22.09. | | | |
8 | теорема синусов | Воспитание скромности | 24.09 | | | |
9 | теорема синусов | Воспитание умения правильного общения с собеседником | 29.09 | | | |
10 | теорема синусов | | 1.10 | | | |
11 | решение треугольников | Воспитание мотивации к обучению | 6.10 | | | |
12 | решение треугольников | Воспитание культуры общения | 8.10 | | | |
13 | решение треугольников | Воспитание трудолюбия | 13.10 | | | |
14 | формулы для нахождения площади треугольника | Воспитание умения дружить | 15.10 | | | |
15 | формулы для нахождения площади треугольника | Воспитание порядочности | 27.10 | | | |
16 | формулы для нахождения площади треугольника | Воспитание ответственности | 29.10 | | | |
17 | формулы для нахождения площади треугольника | Воспитание любви к окружающему миру | 10.11 | | | |
18 | Контрольная работа по теме "Тригономе рические функции" | Воспитание мотивации к обучению | 12.11 | | | |
19 | Правильные многоугольники и их свойства | Воспитание культуры общения | 15.11 | | | |
20 | Правильные многоугольники и их свойства | Воспитание трудолюбия | 24.11 | | | |
21 | Правильные многоугольники и их свойства | Воспитание умения дружить | 26.11 | | | |
22 | Правильные многоугольники и их свойства | Воспитание порядочности | 1.12 | | | |
23 | Длина окружности и площадь круга | Воспитание ответственности | 3.12 | | | |
24 | Длина окружности и площадь круга | Воспитание любви к окружающему миру | 8.12 | | | |
25 | Длина окружности и площадь круга | Воспитание мотивации к обучению | 10.12 | | | |
26 | контрольная работа По теме "Правильные многоугольники" | Воспитание мотивации к обучению | 15.12 | | | |
27 | Расстояние между двумя точками. | Воспитание культуры общения | 17.12 | | | |
28 | Координаты середины отрезка | Воспитание трудолюбия | 22.12 | | | |
29 | Уравнение фигуры. Уравнение окружности | Воспитание умения дружить | 24.12 | | | |
30 | Уравнение фигуры. Уравнение окружности | Воспитание порядочности | 12.01 | | | |
31 | Уравнение фигуры. Уравнение окружности | Воспитание ответственности | 14.01 | | | |
32 | Уравнение прямой | Воспитание любви к окружающему миру | 19.01 | | | |
33 | Уравнение прямой | Воспитание мотивации к обучению | 21.01 | | | |
34 | Уравнение прямой | Воспитание культуры общения | 26.01 | | | |
35 | Уравнение прямой | Воспитание трудолюбия | 28.01 | | | |
36 | Контрольная работа по теме "Декартовы координаты на плоскости" | Воспитание умения дружить | 2.02 | | | |
37 | Понятие вектоа | Воспитание порядочности | 4.02 | | | |
38 | Понятие вектоа | Воспитание ответственности | 9.02 | | | |
39 | Координаты вектора | Воспитание любви к окружающему миру | 11.02 | | | |
40 | Сложение и вычитание векторов | Воспитание ответственности | 16.02 | | | |
41 | Сложение и вычитание векторов | Воспитание мотивации к обучению | 18.02 | | | |
42 | Умножение вектора на число | Воспитание культуры общения | 23.02 | | | |
43 | Умножение вектора на число | Воспитание трудолюбия | 25.02 | | | |
44 | Умножение вектора на число | Воспитание умения дружить | 2.03 | | | |
45 | Скалярное произведение векторов | Воспитание порядочности | 4.03 | | | |
46 | Скалярное произведение векторов | Воспитание ответственности | 9.03 | | | |
47 | Скалярное произведение векторов | Воспитание любви к окружающему миру | 11.03 | | | |
48 | Контрольная работа пои теме "Векторы" | Воспитание мотивации к обучению | 16.03 | | | |
49 | Движение. Параллельный перенос | Воспитание культуры общения | 18.03 | | | |
50 | Движение. Параллельный перенос | Воспитание трудолюбия | 23.03 | | | |
51 | Движение. Параллельный перенос | Воспитание умения дружить | 1.04 | | | |
52 | Движение. Параллельный перенос | Воспитание порядочности | 4.04 | | | |
53 | Осевая и центральная симметрия. Поворот | Воспитание ответственности | 6.04 | | | |
54 | Осевая и центральная симметрия. Поворот | Воспитание любви к окружающему миру | 8.04 | | | |
55 | Осевая и центральная симметрия. Поворот | Воспитание мотивации к обучению | 13.04 | | | |
56 | Осевая и центральная симметрия. Поворот | Воспитание культуры общения | 14.04 | | | |
57 | Гомотетия. Подоюие фигур | Воспитание трудолюбия | 20.04 | | | |
58 | Гомотетия. Подоюие фигур | Воспитание умения дружить | 22.04 | | | |
59 | Гомотетия. Подоюие фигур | Воспитание порядочности | 27.04 | | | |
60 | Гомотетия. Подоюие фигур | Воспитание ответственности | 29.04 | | | |
61 | Контрольная работа по теме "Геометрические преобразования" | Воспитание любви к окружающему миру | 4.05 | | | |
62 | Повторение. решение треугольников | Воспитание мотивации к обучению | 6.05 | | | |
63 | Повторение. решение треугольников | Воспитание культуры общения | 11.05 | | | |
64 | Повторение. Уравнение прямой | Воспитание трудолюбия | 13.05 | | | |
65 | Повторение. векторы | Воспитание умения дружить | 18.05 | | | |
66 | Итоговая контрольная работа | Воспитание порядочности | 25.05 | | | |
67 | Итоговая контрольная работа | Воспитание ответственности | 27.05 | | | |
68 | Работа над ошибками | Воспитание любви к окружающему миру | 30.05 | | | |
| | | | | | |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017. | геометрия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Геометрия: 9 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / | М.: Вентана-Граф Вентана-Граф, | 2017 2017 |
2 | Интернет – ресурсы. | · Российское образование - федеральный портал http://www.edu.ru/ · Российский общеобразовательный портал. http://school.edu · Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена http://ege.edu | | |
Оценочные материалы рабочих программ МБОУ «Районная гимназия Эврика»
№ | Предмет | Класс | Материалы |
1 | Геометрия | 9 | Сборник задач и контрольных работ по геометрии для 9 класса, Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С., 2016 |
2 | математика | 9 | Типовые варианты ОГЭ 2022. Под ред. И.В.Ященко |