СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Геометрия 10-11 классы" (А. С. Атанасян)

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Геометрия 10-11 классы" (А. С. Атанасян)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Геометрия 10-11 классы" (А. С. Атанасян)»

Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии для 10-11 классов является частью основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Новочановской СОШ и разработана в соответствии с авторской программой по геометрии для 10-11 классов Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутусов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2019 г. . Издание подготовлено под научным руководством академика А. Н. Тихонова.


Цели и задачи


Практическая сторона геометрического образования связана с формированием способов деятельности, духовная – с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры. А также геометрические сведения служат базой для дальнейшего изучения обучающимися геометрии, способствуют развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Цель: развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера.

Задачи:

• сохранить теоретические и методические подходы;

• предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их геометрическом развитии, развитии внимания и памяти;

• обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;

• сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;

• выявить и развить геометрические и творческие способности;

• развивать навыки работы с теоремами;

• научить решать геометрические задачи;

• развивать у учащихся различные языки математики (словесный, символический, графический), вносить вклад в формирование представлений о роли геометрии в развитии цивилизации и культуры;

• развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений.


Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану школы на изучение алгебры и начал математического анализа на базовом уровне в 10 классе отводится 102 часа учебного времени в год (3 часа в неделю) в 11 классе отводится 102 часа учебного времени в год (3 часа в неделю).

Класс

Количество учебных недель в году

Часов в неделю

Часов в год

Учебник

10

34

2

68

Атанасян Л. С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреж.: базовый и профильный уровни. – М. : Просвещение, 2020 – 255с.

11

34

2

68

Итого

68

4

138



Планируемые результаты


Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного стандарта основного общего образования.

В результате изучения курса геометрии обучающиеся на уровне среднего общего образования:

• научатся вычислять, измерять, находить длины, площади, объемы фигур, для решения геометрических и практических задач;

• научатся чертить фигурыв пространстве и сформулировать их свойства;

• моделировать условие задачи с помощью чертежа, схем, рисунков, реальных предметов;

• проводить несложные исследования, связанные со свойствами фигур, опираясь на теоремы;

• анализировать и осмыслять текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию;

• научатся изображать дополнительные линии геометрических фигур, исследовать и описывать свойства геометрических фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение.

Личностными результатами обучения геометрии в 10-11 классах являются:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметными результатами обучения геометрии в 10-11 классах являются:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  • умение измерять длины отрезков, величины углов;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.


Содержание обучения


Геометрия 10 класс

1.Введение

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

Основная цель – сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии, их использовании при решении стандартных задач логического характера, а также об изображениях точек, прямых и плоскостей на проекционном чертеже при различном их взаимном расположении в пространстве.

2.Параллельность прямых и плоскостей

Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.

Основная цель – дать учащимся систематические сведения о параллельности прямых и плоскостей в пространстве.

3.Перпендикулярность прямых и плоскостей

Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

Основная цель – дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве; ввести понятие углов между прямыми и плоскостями, между плоскостями.

4.Многогранники

Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.

Основная цель – дать учащимся систематические сведения об основных видах многогранников.

5.Векторы в пространстве

Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.

Основная цель – обобщить изученный в базовой школе материал о векторах на плоскости, дать систематические сведения о действиях с векторами в пространстве.

6.Повторение. Решение задач


Геометрия 11 класс

1.Метод координат в пространстве

Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движение.

Основная цель – сформировать умения применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве.

2.Цилиндр, конус, шар.

Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Конус. Площадь поверхности конуса. Усечённый конус. Сфера. Шар. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.

Основная цель – дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся: круглые тела рассматриваются на примере конкретных геометрических тел, изучается взаимное расположение круглых тел и плоскостей (касательные и секущие плоскости), происходит знакомство с понятиями описанных и вписанных призм и пирамид.

3.Объёмы тел

Объем прямоугольного параллелепипеда. Объёмы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.

Основная цель – продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление объёмов. В курсе стереометрии понятие объёма вводится по аналогии с понятием площади плоской фигуры и формулируются основные свойства объёмов.

4.Обобщающее повторение. Решение задач





Тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во часов по

прогр.

Коды элементов содержания (КЭС)

10 класс

Введение. Аксиомы стереометрии и их следствия

5


1

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии.

1

4.2.1

2

Некоторые следствия из аксиом.

1

4.2.1

3-5

Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.

3

4.2.1

Параллельность прямых и плоскостей

19


Параллельность прямых, прямой и плоскости

5


6

Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых.

1

5.2.1

7

Параллельность прямой и плоскости.

1

5.2.2

8-10

Решение задач на параллельность прямой и плоскости.

3

5.2.2

Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми

5


11

Скрещивающиеся прямые.

1

5.2.5

12

Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми.

1

5.2.5

13-14

Решение задач по теме.

2

5.2.5

15

Контрольная работа №1 по теме: «Взаимное расположение прямых в пространстве»

1

5.2

Параллельность плоскостей

2


16

Параллельные плоскости

1

5.2.3

17

Свойства параллельных плоскостей

1

5.2.3

Тетраэдр и параллелепипед

7


18

Тетраэдр

1

5.3.1

19

Параллелепипед

1

5.3.1

20

Изображение пространственных фигур

1

5.2.6

21

Задачи на построение сечений

1

5.3.1

22

Контрольная работа №2 по теме: «Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед»

1

5.3.1

23

Работа над ошибками. Решение задач

1

5.3.1

24

Зачет по теме: «Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей»

1

5.3.1

Перпендикулярность прямых и плоскостей

20


Перпендикулярность прямой и плоскости

6


25

Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости.

1

5.2.4

26

Признак перпендикулярности прямой и плоскости

1

5.2.4

27

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости

1

5.2.4

28-30

Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости

3

5.2.4

Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью.

6


31

Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах.

1

5.2.5

32

Угол между прямой и плоскостью

1

5.2.5

33-36

Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью

4

5.2.4

Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей

8


37-38

Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей.

2

5.2.3

39-40

Прямоугольный параллелепипед.

2

5.3.2

41-42

Решение задач по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

2

5.2.4

43

Контрольная работа № 3 по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

5.2.4

44

Зачет по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

5.2.4

Многогранники

16


Понятие многогранника. Призма

4


45

Понятие многогранника. Призма.

1

5.3.1

46

Площадь поверхности призмы

1

5.3.1

47

Площадь поверхности призмы

1

5.3.1

48

Решение задач

1

5.3.1

Пирамида. Правильные многогранники

12


49

Пирамида

1

5.3.3

50

Правильная пирамида

1

5.3.3

51

Усеченная пирамида

1

5.3.3

52-53

Площадь поверхности пирамиды

2

5.3.3

54

Правильная пирамида

1

5.3.3

55

Усеченная пирамида

1

5.3.3

56-57

Площадь поверхности пирамиды

2

5.3.3

58

Контрольная работа № 4 по теме: "Многогранники"

1

5.3.3

59

Работа над ошибками. Решение задач

1

5.3.3

60

Зачет по теме: "Многогранники"

1

5.3.1-5.3.3

Повторение

8


61

Повторение по теме: «Аксиомы стереометрии и их следствия»

1

4.2.1

62

Повторение по теме: «Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

5.2.1-5.2.6

63

Повторение по теме: «Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

5.2.1-5.2.6

64

Повторение по теме: «Многогранники»

1


65

Повторение по теме: «Многогранники»

1

5.3

66

Итоговое повторение

1

4.2, 5.2, 5.3

67

Итоговое повторение

1

4.2, 5.2, 5.3

68

Итоговое повторение

1

4.2, 5.2, 5.3

11 класс

Векторы в пространстве

7


Понятие вектора в пространстве

1


1

Понятие вектора. Равенство векторов

1

5.6.3

Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число

2


2

Сложение и вычитание векторов. Сложение нескольких векторов

1

5.6.3

3

Умножение вектора на число

1

5.6.3

Компланарные векторы

4


4

Компланарные векторы. Правило параллелепипеда

1

5.6.5

5

Разложение вектора по трем некомпланарным векторам

1

5.6.5

6

Решение задач

1

5.6.5

7

Зачет по теме: «Векторы в пространстве»

1

5.6.5

Метод координат в пространстве

15


Координаты точки и координаты вектора

6


8

Прямоугольная система координат в пространстве

1

5.6.1

9

Координаты вектора

1

5.6.1-5.6.6

10

Связь между координатами векторов и координатами точек

1

5.6.1-5.6.6

11-13

Простейшие задачи в координатах

3

5.6.1-5.6.6

Скалярное произведение векторов

5


14

Угол между векторами

1

5.6.1-5.6.6

15

Скалярное произведение векторов

1

5.6.1-5.6.6

16-17

Вычисление углов между прямыми и плоскостями

2

5.6.1-5.6.6

18

Уравнение плоскости. Расстояние от точки до плоскости

1

5.6.1-5.6.6

Движения

4


19

Центральная и осевая симметрия

1

5.6.1-5.6.6

20

Зеркальная симметрия. Параллельный перенос

1

5.6.1-5.6.6

21

Контрольная работа № 1 по теме: «Метод координат в пространстве»

1

5.6.1-5.6.6

22

Зачет по теме: «Метод координат в пространстве»

1

5.6.1-5.6.6

Цилиндр, конус и шар

16


Цилиндр

3


23

Понятие цилиндра

1

5.4.1

24

Площадь поверхности цилиндра

1

5.4.1

25

Цилиндр. Решение задач

1

5.4.1

Конус

3


26

Понятие конуса

1

5.4.2

27

Площадь поверхности конуса

1

5.4.2

28

Усеченный конус

1

5.4.2

Сфера

10


29

Сфера и шар. Уравнение сферы

1

5.4.3

30

Взаимное расположение сферы и плоскости

1

5.4.3

31-32

Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы

2

5.4.3

33-34

Решение задач

2

5.4.3

35-36

Сечения цилиндрической и конической поверхностей

2

5.4.3

37

Контрольная работа № 2 по теме: «Цилиндр, конус, шар»

1

5.4.1-5.4.3

38

Зачет по теме: «Цилиндр, конус, шар»

1

5.4.1-5.4.3

Объемы тел

16


Объем прямоугольного параллелепипеда

3


39

Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда

1

5.5.7

40

Объем прямоугольного параллелепипеда. Решение задач

1

5.5.7

41

Решение задач

1

5.5.7

Объемы прямой призмы и цилиндра

2


42

Объем прямой призмы

1

5.5.7

43

Объем цилиндра

1

5.5.7

Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса

6


44

Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла.

1

5.5.7

45

Объем наклонной призмы

1

5.5.7

46

Объем пирамиды

1

5.5.7

47

Объем призмы и пирамиды. Решение задач

1

5.5.7

48

Объем конуса

1

5.5.7

49

Объем конуса. Решение задач

1

5.5.7


Объем шара и площадь сферы

5


50

Объем шара. Объемы шарового сегмента, сектора и шарового слоя.

1

5.5.7

51

Площадь сферы

1

5.5.7

52

Решение задач

1

5.5.7

53

Контрольная работа № 3 по теме: «Объемы тел»

1

5.5.7

54

Зачет по теме: «Объемы тел»

1

5.5.7

Итоговое повторение

14


55-56

Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых, прямой и плоскости. Скрещивающиеся прямые. Параллельность плоскостей.

2

4.2.1, 5.2.1-5.2.3

57

Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью

1

5.2.4-5.2.6

58

Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей

1

5.2.5

59-60

Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида. Площади их поверхностей

2

5.3

61

Векторы в пространстве. Действия над векторами. Скалярное произведение векторов

1

5.6

62

Цилиндр, конус и шар. Площади их поверхностей

1

5.4.1-5.4.3

63-64

Объемы тел

2

5.5.7

65-68

Повторение теории и решение задач по курсу геометрии 10-11 класса

4

5.2-6.3

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ


Литература по геометрии

Основная учебная литература:

1. Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. / Сост. Т. А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2011. – 96 с. Государственный стандарт основного общего образования по математике. (стр.26-38)

2. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни /[Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 255 с.: ил. – (МГУ – школе).

3. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни /[Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 255 с.: ил. – (МГУ – школе).

Электронные пособия

1. Алтынов П.И. Геометрия. Тесты. 10-11 кл.: Учебно-метод. пособие. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 80 с.

2. Геометрия «поурочные планы» 7-11 классы по учебнику Л.С. Атанасяна

3. Ю. П. Дудницын, Контрольные работы по геометрии: 10 класс: к учебнику Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др. «Геометрия, 10-11» / Ю. П. Дудницын, В. Л. Кронгауз. – 2-е изд. стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 62, [2] с.

4. Зив Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса / Б. Г. Зив – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 159 с. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 144 с.

5. Зив Б. Г. Геометрия: дидакт. материалы по геометрии для 11 класса / Б. Г. Зив – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с.

Интернет ресурсы:


  1. http://www.prosv.ru/umk/5-9

  2. http://zhohov.info

  1. http://fipi.ru

  2. alexlarin.net - Подготовка к ЕГЭ по математике.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!