«Рассмотрено» Руководитель МО ___/ Козенцова Е.Г./ ФИО Протокол № ____ от «__ » 2017г. | «Согласовано» Заместитель директора «СОШ № 9 имени М.И. Баркова» _____ /Реттель М.Х. / ФИО | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ №9 имени М.И. Баркова» ____/Антонцева И.Г./ ФИО Приказ № ______ от «___» ________ 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Безденежных Ирины Константиновны
Ф.И.О
первая
квалификационная категория
по географии, 10 класс
название/предмет, класс
2017 - 2018 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «География» составлена в соответствии с Требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, профильный уровень, образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ № 9 имени М.И. Баркова» и с учетом Государственной программы курса «География. Профильный уровень. 10 - 11 класс» для общеобразовательных школ (География. Профильный уровень. 10-11 кл.: кн. для учителя / В.Н.Холина. – М.: Дрофа, 2008 год)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда.
уметь:
применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития;
описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области;
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
Содержание учебного предмета
География как наука
Предмет и задачи географии. История формирования географических идей. Место географии в системе наук. География как естественная и общественная наука. Роль географии и географических знаний в жизни и хозяйственной деятельности. Географическая картина мира. Методы географических исследований. Географические прогнозы.
Использование традиционных и новых методов географической науки (картографического, статистического, описательного, полевого, сравнительно-географического, математического, моделирования, аэрокосмического, геоинформационного). Географические прогнозы.
Введение в общую географию
Основные теории и концепции современной географической картине мира. Эволюция географической оболочки. Географическое пространство и его составляющие. Пространственная дифференциация и концентрация объектов и явлений. Поляризация пространства. Функция места. Территориальные системы. Пространственные модели в географии. Региональные и глобальные изменения географической среды в результате деятельности человека. Изменяющийся мир Земли. Экологизация географии.
Выявление и объяснение факторов формирования географических районов разных типов.
Введение в физическую географию
Физическая география как наука о Земле, ее сущность, структура, методы, источники информации. Система физико-географических наук. Важнейшие географические особенности Земли как планеты. Рельеф земной поверхности как результат действия эндогенных и экзогенных процессов, современное рельефообразование. Географические процессы, явления на суше и в океане. Неблагоприятные и опасные природные явления. География природного риска.
Географическая оболочка. Этапы развития географической оболочки, ее составляющих и представлений о ней. Закономерности эволюции географической оболочки, ее вертикальная и горизонтальная дифференциация. Цикличность и ритмичность процессов в географической оболочке.
Анализ круговорота основных веществ и энергии в географической оболочке.
Природные комплексы. Природные комплексы как системы, их компоненты и свойства. Природные комплексы суши и Мирового океана. Группировка природных комплексов по размерам и сложности организации. Физико-географическое районирование. Природно-антропогенные комплексы.
Анализ изменений природных комплексов разного ранга под влиянием деятельности человека. Составление географических характеристик природных и природно-антропогенных комплексов разного ранга.
Введение в геологию
Геология – наука о строении Земли, ее сущность, структура, источники информации. Состав и строение Земли и земной коры. Геологические объекты и процессы. Развитие земной коры во времени. Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология. Тектоника литосферных плит.
Свойства литосферы: ресурсные, геодинамические, геохимические, геофизические, экологические. Геологическая среда как часть окружающей человека среды.
Обоснование практического значения геологических знаний для обеспечения человечества минерально-сырьевыми ресурсами; для инженерно-хозяйственной деятельности. Изучение изменения геологической среды в результате деятельности человека.
Введение в экономическую и социальную географию
Экономическая и социальная география как наука: ее сущность, структура, методы, источники информации. Система социально-экономико-географических наук. Теория экономико-географического положения, его виды, основные компоненты, методы оценки.
Экономико-географическая оценка природных ресурсов, их территориальных сочетаний, основных типов природопользования.
География населения. Географические аспекты происхождения и расселения современного человека. Динамика численности населения Земли, концепция демографического перехода. Демографическая политика. Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы. Половозрастной состав населения, его занятость, уровень и качество жизни. Этногеография и география религий.
Составление простейших прогнозов роста и расселения населения мира, отдельных регионов и стран.
Политическая география и геополитика. Основные идеи и концепции формирования мирового геополитического пространства; территориально-политическая организация общества.
Страноведение и регионалистика. Функции, методы и тенденции развития. Цивилизационные регионы мира. География объектов природного и культурного наследия.
Современные географические проблемы развития России. Геополитическое положение России. Проблемы использования природно-ресурсного потенциала. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития страны. Демогеография и расселение
Учебное моделирование развития и размещения населения и хозяйства России в будущем.
Природопользование и геоэкология
Природа как среда обитания человека. Стремительный рост потребления природных ресурсов. Природно-ресурсный, экологический потенциал территорий, их оценка и меры по сохранению. Геоэкология окружающей среды. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. Экологические кризисы, крупнейшие регионы их проявления. Роль географии в решении геоэкологических проблем. Стратегия устойчивого сбалансированного развития.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема | Количество часов | Дата |
1 | Раздел 1. География в современном мире часов Тема 1. География как наука 6 | Место географии в системе наук. География как наука. | 12 | 2.09 |
2 | Возможности, которая дает география для жизни и работы. Географическое образование. | 6.09 |
3,4 | Пространство-объект изучения географии. Концепция географического положения | 2 | 8.09 |
5,6 | Конференция «Географическое положение и место положение моего города» | 2 | 13.09 15.09 |
7 | Тема 2. Методы географических исследований 6 | Методы географических исследований | 20.09 |
8,9 | Модели в географии. Модель Тюнена. | 2 | 22.09 |
10 | Новейшие методы географических исследований (ГИС). | | 27.09 |
11 | Новейшие методы географических исследований. | 29.09 |
12 | География в современном мире. Итоговый урок по разделу 1 | 29.09 |
13, 14 | Раздел 2 Политическая карта мира: государства и границы Тема 1. Объекты политической карты мира 14 | Каковы основные черты независимых государств. | 33 2 | 2.10 6.10 |
15 | Какие формы государственного правления имеют независимые государства? | | 6.10 |
16 | Какие формы государственного устройства имеют независимые государства? | 9.10 |
17 | Почему на политической карте мира появляются непризнанные и самопровозглашенные государства? | 13.10 |
18,19 | «Круглый стол». Имеют ли право на самоопределе ние самопровозглашенные государства? | 2 | 13.10 16.10 |
20 | Что такое международные территории и каков их статус? | 20.10 |
21 | | Где и почему расположены территории с неопреде ленным статусом? | | 20.10 |
22 | Когда и почему появились на политической карте мира несамоуправляющиеся территории? | 23.10 |
23 | Какие функции выполняют межгосударственные политические организации? | 27.10 |
24 | Миротворческие миссии ООН ИКТ | 27.10 |
25,26 | Итоговые уроки по теме 1 «Объекты политической карты мира» | 2 | 8.11 13.11 |
27,28 | Тема 2. Территории и границы государств 3 | Территория и границы государств. ИКТ | 2 | 13.11 15.11 |
29 | Естественные рубежи как государственные границы. | 20.11 |
30 | Тема 3. Формирование политической карты регионов мира 10 | Какие события повлияли на формирование совре менной политической карты мира? | | 20.11 |
31 | Как формировалась политическая карта Европы? | 22.11 |
32,33 | Интеграция и сепаратизм в Европе | 2 | 27.11 27.12 |
34,35 | Как формировалась политическая карта Азии? ИКТ | 2 | 29.11 4.12 |
36 | Как формировалась политическая карта Африки? ИКТ | 4.12 |
37,38 | Как формировалась политическая карта Америки? | 2 | 6.12 11.12 |
39 | Как формировалась политическая карта Океании? | 11.12 |
40 | Тема 4. Политическая география и геополитика 6 | Политическая география и геополитика. Традиционные геополитические теории. ИКТ | | 13.15 |
41 | Геополитическая теория и модели мира. | 18.12 |
42 | Геополитическое положение РФ. | 18.12 |
43 | Итоговый урок по теме «Политическая география и геополитика» | 20.12 |
44,45 | Итоговые уроки по разделу «Политическая карта мира: государства и границы» | 2 | 25.12 25.12 |
46 | Раздел 3 Богатство и бедность: типы стран Тема 1. Показатели уровня социально-экономического развития стран мира 13 | Как оценить уровень и тип страны? | 25 | 27.12 |
47 | ВВП и ВНД как главные индикаторы уровня разви тия страны. | 15.01 |
48 | Отраслевая структура ВВП | 17.01 |
49,50 | Где и почему расположены богатые и бедные страны? ИКТ | 2 | 17.01 22.01 |
51 | Всемирный банк: классификация стран по уровню ВНД на душу населения. | 24.01 |
52 | Чем различаются страны с высоким, средним и низким уровнем доходов? | 24.01 |
53 | Всемирный банк: государства и территории с крити ческим уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильности политической обстановкой | 29.01 |
54, | Конференция. Страны и территории с критическим | 2 | 31.01 |
55 | | уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильности политической обстановкой | | 31.01 |
56,57 | Как самому составить многопризнаковую класси фикацию стран? | 2 | 5.02 7.02 |
58 | Проект. Многопризнаковая классификация стран региона. | 7.02 |
59 | Тема.2. Типы стран современного мира 10 | Географические закономерности в размещении более развитых стран и менее развитых стран. | | 12.02 |
60 | Какою роль играют в мировой экономике страны различных социально-экономических типов? | | 14.02 |
61 | Классификация развивающихся стран по географи ческому положению: развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю. | | 14.02 |
62 | Классификация развивающихся стран по географи ческому положению: малые островные и прибреж ные страны. | | 19.02 |
63 | Наименее развитые страны (выбор) | | 21.02 |
64 | Наименее развитые страны (анализ) | | 21.02 |
65 | Географическая типология стран мира | | 26.02 |
66,67 | Конференция «Типы стран современного мира» | 2 | 28.02 28.02 |
68,69 | Как формируется территориальная структура колониальной экономики? | 2 | 5.03 7.03 |
70 | Типы стран современного мира (обобщающий урок) | | 7.03 |
71 | Раздел 4. Население и культура Тема 1. Размещение населения | Где и когда появились люди на Земле? | 31 | 12.03 |
72,73 | Как узнать точное число жителей страны? | 2 | 14.03 14.03 |
74,75 | Какие факторы определяют расселение людей? ИКТ | 2 | 19.03 21.03 |
76,77 | Конференция. Природные, политические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия и их влияние на размещение населения. ИКТ | 2 | 21.03 2.04 |
78 | Почему люди переезжают из одной страны в другую? | 30.03 |
79 | Какие показатели используются для оценки количества и качества населения? | 4.04 |
80 | Какие существуют различия по демографическим показателям между регионами мира? | 6.04 |
81,82 | Демографические пирамиды. | 2 | 6.04 |
83,84 | Как изменилась численность населения регионов мира? Демографические пирамиды. | 2 | 11.04 13.04 |
85,86 | Как государство регулирует число своих граждан? | 2 | 13.04 18.04 |
87 | Итоговый урок по теме «Размещение населения» | 20.04 |
88 | Тема 2. Культурные районы мира | Что такое культура и из каких элементов она состоит? Где и когда формируются этносы как главные носители культуры? | 13 | 20.04 |
89 | Этический состав населения стран мира. | 25.04 |
90 | Конференция. Русский этнос в свете теории этногенеза. | 27.04 |
91 | | Как формируются языки и как они влияют на этносы и государства? | | 27.04 |
92 | Проект. Национальный состав населения моего города. | 3.05 |
93,94 | География религий | 2 | 4.05 |
95 | Как влияют религии на хозяйство, политику и культуру регионов мира? | 10.05 |
96 | Святые места вашей области как фактор развития туризма (проект) | 11.05 |
97 | Как разделить мир на историко-культурные области. | 11.05 |
98,99 | Историко-культурные области мира (проект) | 2 | 16.05 18.05 |
100,101 | Итоговый урок по разделу «Население и культура» | 2 | 18.05 |
102 | | Итоговый урок (резервный) | | 23.05 |