СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Функциональная грамотность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Функциональная грамотность»»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Алексеевская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

на заседании пед. Совета

Протокол № 1 от24.08.2022 г.

Утверждаю

Директор школы

________ Т.Е.Семенихина

Приказ №114-О от 24.08. 2022 г.



Рабочая программа

«Функциональная грамотность»

3 класс

2022-2023 у. г.

Количество часов по учебному плану – 34 ( 1 час в неделю)






Составитель: Максимова Е.С.

учитель начальных классов

первой категории



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).

Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.

Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей третьеклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОтность»

Центральным понятием в данном курсе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется как «функциональная грамотность». Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Изучение данного курса начинается в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности- письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом

Известны недостатки в обучении младших школьников (по результатам ВПР в 4 классе, результатов участия российских школьников в международных исследованиях PIRLS, TIMS):

– недостаточно владеют смысловым чтением;

– не справляются с задачами на интерпретацию информации;

– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;

– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.

Поэтому авторы программы предлагают начинать формирование навыков функциональной грамотности именно в начальных классах.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Цель изучения курса: создание условий для развития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно- научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно- научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Для достижения основной цели курса предполагается решение следующих задач:

- формировать умение читать тексты; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

- находить и извлекать информацию из различных текстов;

- привлекать извлечённую из текста информацию для решения разного рода проблем;

- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе изучения прочитанного;

- обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т. д

- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным и бескорыстным поступкам.


МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Программа курса «Функциональная грамотность» разработана на три года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала. Всего – 102 часа (34 часа в каждом классе). Весь курс состоит из 4 блоков :  читательская грамотность (по 8 часов в каждом классе) ;  математическая грамотность (по 8 часов в каждом классе);  компьютерная грамотность (по 8 часов в каждом классе);  грамотность в естественных науках (по 8 часов в каждом классе)..

Содержание программы

Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

Естественно- научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.

Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– способность различать тексты различных жанров и типов;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– представление о банковских картах;

– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;

– представление о различных банковских услугах;

– проведение элементарных финансовых расчётов.

Предметные результаты изучения блока «Естественно- научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно- научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно- научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 1 КЛАССА


п/п

Наименование разделов

и тем программы

Кол-вочасов

Дата

Виды деятельности

Формапроведения занятия

Электронные(цифровые)образовательные ресурсы

1.Блок «Читательская грамотность»

1

Виталий Бианки. Лис и мышонок

1

8.09

Игровая

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

2

Русская народная сказка.

Мороз и заяц

1

15.09

Познавательная

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

3

Владимир Сутеев. Живые грибы

1

22.09

Научно-познавательная

Викторина

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/);

4

Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко

1

29.09

Игровая

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

5

Михаил Пляцковский. Урок дружбы

1

6.10

Познавательная

Дискуссия

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru


6

Грузинская сказка. Лев и заяц

1

13.10

Деятельность общения

Парная работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

7

Русская народная сказка.

Как лиса училась летать

1

20.10

Познавательная

Беседа с обсуждением

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

8

Евгений Пермяк. Четыре брата

1

27.10

Игровая

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Итогопоразделу

8





2.Блок «Математическая грамотность»

9

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца

1

3.11

Познавательная

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

10

Про козу, козлят и капусту

1

10.11

Учебная

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

11

Про петушка и

жерновцы

1

17.11

Познавательная

Парная работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

12

Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки

1

24.11

Познавательная

Работа в группах

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

13

Про наливные яблочки


1

1.12

Учебная

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

14

Про Машу и трёх медведей


1

8.12

Игровая

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

15

Про старика, старуху, волка и лисичку

1

15.12

Познавательная

Беседа с обсуждением

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

16

Про медведя, лису и мишкин мёд

1

22.12

Учебная

Викторина

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Итого по разделу

8


3.Блок «Финансовая грамотность»

17

За покупками

1

29.12

Игровая

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

18

Находчивый Колобок

1

12.01

Игровая

Квиз

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

19

День рождения

Мухи-Цокотухи

1

19.01

Игровая

Работа в группах

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

20

Буратино и карманные деньги

1

26.01

Познавательная

Работа в парах

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

21

Кот Василий

продаёт молоко

1

2.02

Деятельность общения

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

22

Лесной банк

1

9.02

Познавательная

Беседа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

23

Как мужик и медведь прибыль делили

1

16.02

Познавательная

Беседа с обсуждением

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

24

Как мужик золото менял

1

2.03

Учебная

Работа в парах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

Итого по разделу

8


3.Блок «Естественно- научная грамотность»

25

Как Иванушка хотел попить водицы

1

16.03

Научно-познавательная

Проведение опыта

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

26

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик

1

23.03

Познавательная

Работа в парах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

27

Про репку и другие корнеплоды

1

30.03

Игровая

Викторина

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

28

Плывёт, плывёт кораблик

1

13.04

Научно-познавательная

Беседа с обсуждением

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

29

Про Снегурочку и превращения воды

1

20.04

Игровая

Проведение опыта

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

30

Как делили апельсин

1

27.04

Научно-познавательная

Беседа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

31

Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду

1

4.05

Игровая

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

32

Иванова соль

1

11.05

Познавательная

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

33

Владимир Сутеев. Яблоко.

1

18.05

Игровая

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

Итого по разделу

9


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33



КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 2 КЛАССА

п/п

Наименование разделов и тем программы

Кол=во

часов

Дата

Виды деятельности

Форма проведения занятия

Электронные ( цифровые) образовательные ресурсы

1

Михаил Пришвин. Беличья память


1

07.09

Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);


2

Про беличьи запасы


1

15.09

Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным.

Викторина

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/);

3

Беличьи

деньги


1

21.09

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Дискуссия

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

4

Про белочку и погоду

1

28.09

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Парная работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

5

И. Соколов-Микитов.

В берлоге

1

05.10

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Самостоят. работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);


6

Медвежье

потомство

1

12.10

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа с обсуждением

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);


7

Повреждённые и фальшивые деньги

1

19.10

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Мозговой штурм

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);


8

Лесные сладкоежки

1

27.10

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Квиз

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

9

Лев Толстой. Зайцы

1

10.11.

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

10

Про зайчат и зайчиху

1

17.11

Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

Работа в группах

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

11

Банковская карта

1

24.11

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

12

Про Зайчишку и овощи

1

01.12

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Самост.работа


13

Николай Сладков. Весёлая игра

1

08.12

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Работа в паре


14

Лисьи забавы

1

15.12

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

15

Безопасность

денег на

банковской карте

1

22.12

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Оценивать результаты своей деятельности.

Парная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

16

Лисьи норы


1

29.12

Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

Работа в группах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

17

Обыкновенные

кроты

1


Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

18

Про крота

1


Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

19

Про кредиты

1


Выявлять и анализировать финансовую информацию. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

20

Корень – часть растения

1


Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности:

Самост. работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);


21

Эдуард Шим.

Тяжкий труд

1


Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

Работа в группах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

22

Про ежа

1


Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

23

Про вклады

1


Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

24

Занимательные особенности яблока

1


Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Парная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

25

Полевой

хомяк

1


Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Оценивать результаты своей деятельности.

Беседа, игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

26

Про полевого

хомяка

1


Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Викторина

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

27

Ловушки для денег

1


Выявлять и анализировать финансовую информацию .Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

28

Про хомяка и его запасы

1


Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Самост. работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

29

Про бобров

1


Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Беседа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

30

Бобры-строители

1


Развить активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.

Работа в группе

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

31

Такие

разные деньги

1


Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

32

Материал для плотин

1


Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Работа в паре

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

33

Позвоночные животные

1


Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 3 КЛАССА


п/п

Наименование разделов

и тем программы

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности

Форма проведения занятия

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

РАЗДЕЛ 1.

1

Про дождевого червяка


1

7.09

Сформировать установку на активное участие в решении задач, осознанием важности образования.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

2

Дождевые черви


1

14.09

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Викторина

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/);

3.

Кальций


1

21.09

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Дискуссия

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

4.

Полезный кальций

1

28.09

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.


Парная работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

5.

Сколько весит облако

1

5.10

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Самостоят. работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/

6.

Про облака

1

12.10

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа с обсуждением

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)


7.

Хлеб – всему голова

1

19.10

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

8.

Про хлеб и дрожжи

1

26.10

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

9

Про мел

1

2.11

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

10.

Интересное вещество – мел.

1

9.11

Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах


Работа в группах

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

11.

Про мыло

1

16.11

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

12.

Чем интересно мыло и как оно «работает»

1

23.11

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Групповая работа


13

История свечи

1

30.11

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Работа в паре


14.

Про свечи

1

7.12

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

15.

Магнит

1

14.12

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Оценивать результаты своей деятельности.

Парная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

16.

Волшебный магнит


1

21.12

Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах


Работа в группах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

17.

Проверочная работа

1

28.12

Выполнение заданий по заданной инструкции.

Самостоятельная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

18.

Что такое «бюджет»

1

11.01

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

19.

Расходы и доходы бюджета

1

18.01

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

20.

Семейный бюджет

1

25.01

Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

21.

Планируем семейный бюджет

1

1.02

Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах. Развитие интереса к сотрудничеству.

Работа в группах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

22.

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

1

8.02

Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

23.

Подсчитываем семейный доход

1

15.02

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

24.

Откуда в семье берутся деньги. Пенсия и социальные доходы.

1

22.02

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.


Парная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

25.

Пенсия и пособия

1

1.03

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения значений данных понятий. Оценивать результаты своей деятельности.

Беседа, игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

26.

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, клад, выигрыш.

1

15.03

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.


Групповая работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

27.

Подсчитываем случайные нерегулярные доходы

1

22.03

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

28.

На что тратятся семейные деньги?

1

29.03

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

29.

Подсчитываем расходы

1

5.04

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Работа в паре

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

30.

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

1

12.04

Развить активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.

Работа в группе

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

31.

Расходы на обязательные платежи.

1

19.04

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

32.

Как сэкономить семейные деньги?

1

26.04

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.


Работа в паре

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

33.

Подсчитываем сэкономленные деньги

1

3. и 10.05

Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

34.

Проверочная работа

1

17.05

24.05

Выполнение действий по заданной инструкции

Самостоятельная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

Итого по разделу

34





ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4 КЛАССА

п/п

Наименование разделов

и тем программы

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности

Форма проведения занятия

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

РАЗДЕЛ 1.

1.

Старинная женская одежда


1

7.09

Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования.

Беседа.Практическая работа.

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

2.

Старинные женские головные уборы


1

14.09

Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным.

Викторина.

Практическая работа.

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/);

3.

Старинная мужская одежда и головные уборы


1

21.09

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Дискуссия.

Практическая рабоата.

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

4.

Жилище крестьянской семьи на Руси

1

28.09

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Парная работа.

Практическая работа.

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

5.

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы

1

5.10

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Самостоят. работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

6.

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.

1

12.10

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа с обсуждением.

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

7.

История посуды на Руси

1

19.10

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Мозговой штурм

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

8.

Какие деньги были раньше в России

1

26.10

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Квиз

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

9

Томат

1

2.11

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа.

Работа в паре.

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

10.

Болгарский перец

1

9.11

Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

Работа в группах

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

11.

Картофель

1

16.11

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

12.

Баклажан. Семейство Паслёновые

1

23.11

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Самост.работа


13

Лук

1

30.11

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Работа в паре


14.

Капуста

1

7.12

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

15.

Горох

1

14.12

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Оценивать результаты своей деятельности.

Парная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

16.

Грибы

1

21.12

Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

Работа в группах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

17.

Творческая работа

1

28.12

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Практическая работа.

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

18.

Потребительская корзина

1

11.01

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

19.

Потребительская корзина

1

18.01

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

20.

Прожиточный

минимум

1

25.01

Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности:

Самост. работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

21.

Инфляция

1

1.02

Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах


Работа в группах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

22.

Распродажи, скидки, бонусы

1

8.02

Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

23.

Распродажи, скидки, бонусы

1

15.02

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

24.

Благотворительность

1

22.02

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.


Парная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

25.

Страхование

1

1.03

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Оценивать результаты своей деятельности.

Беседа, игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

26.

В бассейне

1

15.03

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Викторина

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

27.

Делаем ремонт

1

22.03

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

28.

Делаем ремонт

1

29.03

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Самост. работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

29.

Праздничный торт

1

5.04

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Беседа.

Практическая работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

30.

Обустраиваем участок

1

12.04

Развить активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.


Работа в группе

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

31.

Поход в кино


1

19.04

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

32.

Поход в кино


1

26.04

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Работа в паре.Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

33.

Отправляемся в путешествие

1

3. и 10.05

Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Беседа.Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

34.

Составляем словарик по финансовой грамотности

1

17.05

24.05

Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

Итого по разделу

34





ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)

ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ.

1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).

3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества образования».

4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!