СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Функциональная грамотность.2 класс"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Функциональная грамотность.2 класс"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области‌‌

Управление образования г. Волгодонска‌

МБОУ "Лицей "Политэк" г. Волгодонска"



Принято на педагогическом совете от 29.08.2023г. Протокол №1



УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ "Лицей "Политэк" г. Волгодонска
__________________Белякова Л.В.

Приказ №81/1 от 29.08.2023г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

Программа внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

для обучающихся 2 - ж класса

Составитель: Чернышева Светлана Арсентьевна, учитель начальных классов

КТП рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов(протокол №1 от 28.08.2023г.).


Согласовано ____________ М.Г.Кабанихина, председатель МО учителей начальных классов


Согласовано ___________ Н.А.Горева, заместитель директора по УВР












​г.Волгодонск‌ 2023г.‌​

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы:создание условий дляразвития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Цельюизучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Цельюизучения блока «Финансовая грамотность»является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Цельюизучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации во 2 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).

Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.

Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.





Содержание программы

Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;

Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.





Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.



Личностныерезультаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.



Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.



Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.



Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– способность различать тексты различных жанров и типов;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.



Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.



Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– представление о банковских картах;

– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;

– представление о различных банковских услугах;

– проведение элементарных финансовых расчётов.



Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.



Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.






















Тематическоепланирование

п/п

Тема

Предметизучения

Дата

1.

МихаилПришвин. Беличьяпамять

Различия научно-познавательного и художественного текстов.

06.09.2023

2.

Пробеличьизапасы

Сложение одинаковых слагаемых, решение задач.

13.09

3.

Беличьиденьги

Бумажные и металлические деньги, рубль, копейка.

20.09

4

Пробелочку и погоду

Наблюдениязапогодой.

27.09

5.

И. Соколов-Микитов.В берлоге

Содержание рассказа.

Отличия художественного,

научно-познавательного и газетного стилей.

04.10

6

Медвежье потомство

Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи.

11.10

7

Повреждённые и фальшивыеденьги

Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги.

18.10

8

Лесныесладкоежки

Медонос, настоящий и искусственный мёд

25.10

9

ЛевТолстой. Зайцы

Содержание рассказа. Сравнение научно-познавательного и художественного текстов.

08.11

10

Прозайчат и зайчиху

Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма.

15.11

11

Банковскаякарта

Банковскаякарта.

22.11

12

ПроЗайчишку и овощи

Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста.

29.11

13

НиколайСладков. Весёлаяигра

Содержаниерассказа

06.12

14

Лисьизабавы

Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж.

13.12

15

Безопасность денег на банковской карте

Правила безопасности при использовании банковских карт.

20.12

16

Лисьиноры

Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы.

27.12

17

Обыкновенныекроты

Содержаниенаучно-познавательного

текста.

10.01.24

18

Прокрота

Сложение в пределах 100.

Логические задачи. Диаграмма.

17.01

19

Прокредиты

Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными.

24.01

20

Корень – частьрастения

Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни.

31.01

21

Эдуард Шим. Тяжкий труд

Содержание художественного текста.

07.02

22

Про ежа

Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев.

14.02

23

Провклады

Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования.

21.02

24

Занимательныеособенностияблока

Яблоко, свойстваяблока.

28.02

25

Полевойхомяк

Содержаниенаучно-познавательного

текста.

06.03

26

Прополевогохомяка

Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники.

13.03

27

Ловушкидляденег

Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит.

20.03

28

Про хомяка и его запасы

Горох, свойствапрорастаниягороха.

03.04

29

Пробобров

Содержаниетекста, текст-описание.

10.04

30

Бобры-строители

Диаметр, длина окружности, решение практических задач.

17.04

31

Такиеразныеденьги

Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран.

24.04

32

Материалдляплотин

Строение древесины дерева, определение возраста дерева.

08.05

33

Позвоночныеживотные

Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие.

15.05

34

Встречадрузей


22.05



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!