МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования г. Волгодонска
МБОУ "Лицей "Политэк" г. Волгодонска"
Принято на педагогическом совете от 29.08.2023г. Протокол №1 | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ "Лицей "Политэк" г. Волгодонска __________________Белякова Л.В. Приказ №81/1 от 29.08.2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
Программа внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 2 - ж класса
Составитель: Чернышева Светлана Арсентьевна, учитель начальных классов
КТП рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов(протокол №1 от 28.08.2023г.).
Согласовано ____________ М.Г.Кабанихина, председатель МО учителей начальных классов
Согласовано ___________ Н.А.Горева, заместитель директора по УВР
г.Волгодонск 2023г.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы:создание условий дляразвития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Цельюизучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Цельюизучения блока «Финансовая грамотность»является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цельюизучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации во 2 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.
Содержание программы
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностныерезультаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.
Тематическоепланирование
№ п/п | Тема | Предметизучения | Дата |
1. | МихаилПришвин. Беличьяпамять | Различия научно-познавательного и художественного текстов. | 06.09.2023 |
2. | Пробеличьизапасы | Сложение одинаковых слагаемых, решение задач. | 13.09 |
3. | Беличьиденьги | Бумажные и металлические деньги, рубль, копейка. | 20.09 |
4 | Пробелочку и погоду | Наблюдениязапогодой. | 27.09 |
5. | И. Соколов-Микитов.В берлоге | Содержание рассказа. Отличия художественного, научно-познавательного и газетного стилей. | 04.10 |
6 | Медвежье потомство | Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи. | 11.10 |
7 | Повреждённые и фальшивыеденьги | Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги. | 18.10 |
8 | Лесныесладкоежки | Медонос, настоящий и искусственный мёд | 25.10 |
9 | ЛевТолстой. Зайцы | Содержание рассказа. Сравнение научно-познавательного и художественного текстов. | 08.11 |
10 | Прозайчат и зайчиху | Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. | 15.11 |
11 | Банковскаякарта | Банковскаякарта. | 22.11 |
12 | ПроЗайчишку и овощи | Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста. | 29.11 |
13 | НиколайСладков. Весёлаяигра | Содержаниерассказа | 06.12 |
14 | Лисьизабавы | Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж. | 13.12 |
15 | Безопасность денег на банковской карте | Правила безопасности при использовании банковских карт. | 20.12 |
16 | Лисьиноры | Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы. | 27.12 |
17 | Обыкновенныекроты | Содержаниенаучно-познавательного текста. | 10.01.24 |
18 | Прокрота | Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. | 17.01 |
19 | Прокредиты | Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными. | 24.01 |
20 | Корень – частьрастения | Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни. | 31.01 |
21 | Эдуард Шим. Тяжкий труд | Содержание художественного текста. | 07.02 |
22 | Про ежа | Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев. | 14.02 |
23 | Провклады | Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования. | 21.02 |
24 | Занимательныеособенностияблока | Яблоко, свойстваяблока. | 28.02 |
25 | Полевойхомяк | Содержаниенаучно-познавательного текста. | 06.03 |
26 | Прополевогохомяка | Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники. | 13.03 |
27 | Ловушкидляденег | Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит. | 20.03 |
28 | Про хомяка и его запасы | Горох, свойствапрорастаниягороха. | 03.04 |
29 | Пробобров | Содержаниетекста, текст-описание. | 10.04 |
30 | Бобры-строители | Диаметр, длина окружности, решение практических задач. | 17.04 |
31 | Такиеразныеденьги | Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран. | 24.04 |
32 | Материалдляплотин | Строение древесины дерева, определение возраста дерева. | 08.05 |
33 | Позвоночныеживотные | Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие. | 15.05 |
34 | Встречадрузей | | 22.05 |