СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа " Физиология человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для развития логического мышления, понимания взаимосвязей строения и функций организма человека, развитие интереса к предмету и с целью профориентации обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа " Физиология человека"»

Пояснительная записка

Данный курс внеурочных занятий « Физиология человека» предназначен для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Программа курса рассчитана на 34 часа. В основе курса лежит теория и ряд практических работ, программа предполагает также проведение дискуссий, исследований. Курс направлен на оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах средней школы.

Программа курса расширяет знания учащихся по анатомии, физиологии, психологии и гигиене человека. В рамках программы продолжается формирование навыков исследовательской деятельности, происходит развитие информационно-коммуникативной культуры учащихся, возникает устойчивый познавательный интерес к изучению себя как уникального организма и уникальной личности. Курс «Вопросы анатомии» предусматривает выработку ряда практических умений, направленных на оценку функционального состояния своего организма. Рассмотрение проблем сохранения здоровья, изучение принципов здорового образа жизни позволяют повысить физиологическую грамотность учащихся, сформировать отношение к здоровью как к величайшей ценности. Курс внеурочных занятий включает в себя «Лабораторный практикум по физиологии человека» для 8-х классов.

В настоящее время особое значение приобретают исследования и наблюдения, проводимые на человеке. Проделав своими руками опыты, каждый из которых в свое время был крупной вехой в развитии науки, обучающийся на протяжении 8 класса пройдет основные ступени того пути, по которому шла и развивалась физиология на протяжении трех с половиной веков. Подобраны в основном такие работы, для проведения которых не требуется особое оснащение и сложные приборы. В практикуме присутствуют опыты, позволяющие изучать возрастные особенности различных органов и систем организма, а также их функций не в статике, а в динамике, для чего в работы введены специальные функциональные нагрузки.

Предлагаемый курс связан с содержательными блоками уроков биологии и является его практическим продолжением.

Курс позволяет ориентироваться на интересы учащихся и помогает решать важные учебно-воспитательные задачи.

Цель курса – подкрепление теоретических знаний, полученных на уроках биологии, формирование у учащихся более глубокого понимания физиологических процессов происходящих в организме человека.

Задачи:

Выработка навыков физиологического эксперимента;

Развитие интереса к предмету;

Формирование умения выявлять взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных систем организма;

Формирование навыков здорового образа жизни.

Условия реализации

Для эффективного проведения занятий в группе должно быть не более 15 человек. Для лучшего усвоения техники физиологического эксперимента и изучения различных физиологических явлений лабораторные работы выполняют либо индивидуально, либо в парах.

Четкое выполнение лабораторных работ учащимися существенно зависит от правильной организации занятия. Учащиеся должны быть заранее подготовлены к занятию. Ход работы и ее теоретическое обоснование должны быть зафиксированы в тетради.



Механизм оценки результатов

Для успешного обучения необходимо планирование контроля усвоения знаний и анализ результатов этого контроля с целью коррекции ошибок. Для проведения анализа контроля особенно важным является накопление информации о динамике качества знаний у учащихся, выработка мер по устранению ошибок и трудностей.

Формы контроля:

Отчеты по выполненным лабораторным работам.

Собеседования после каждого раздела практикума.

Обсуждение контрольных вопросов.

Дискуссии.

Практическая проектная деятельность «мой анатомо-физиологичекий портрет»

Предметно – ориентированный курс «Лабораторный практикум по физиологии человека». предусматривает различные формы и методы работы: работа в парах, индивидуальные занятия, исследовательскую и проектную деятельность, выполнение опытов, проведение экскурсий.

В результате изучения курса учащиеся должны узнают:

• основные понятия, связанные со строением и функционированием организма человека;

• методы проведения научных исследований, применяющиеся при изучении анатомии и физиологии человека;

• качественные и количественные показатели, характеризующие функциональное состояние организма человека;

• правила здорового образа жизни.

Учащиеся научатся:

• проводить самонаблюдение и оценивать некоторые функциональные

параметры своего организма;

• проводить эксперименты, связанные с изучением строения, функций и возможностей организма человека, анализировать, обобщать собранные данные, представлять результаты;

• объяснять взаимосвязь между состоянием здоровья и образом жизни;

• получать знания о строении организма человека самостоятельно путем работы с различными источниками информации;

• соблюдать правила работы в парах, группах;

• участвовать в беседах, дискуссиях, корректно отстаивать свою точку

зрения, выслушивать мнение товарищей;

• готовить письменные и устные отчеты о результатах исследовательской деятельности.










Содержание курса внеурочных занятий

Введение. Методы изучения организма человека. Становление наук о человеке. Входное тестирование, анкета.

Опорно-двигательная система.

Работа костно-мышечного аппарата. Строение и функции позвоночника.

Лабораторный практикум:

1 Выявление нарушения осанки. Определение наличия плоскостопия и гибкости позвоночника.

Кровообращение

БКК и МКК. Движение крови по сосудам. Работа сердца. Кровяное давление. Нервная регуляция деятельности сердца и сосудов.

Лабораторный практикум:

1.Проведение инструментальных измерений и функциональных проб

2 . Определение кровенаполнения капилляров ногтевого ложа

Дыхание

Механизмы дыхательного акта. Газообмен в легких и тканях.

Лабораторный практикум:

1. Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после .

Пищеварение и обмен веществ

Работа органов пищеварения. Пищеварительные ферменты. Две стороны обмена веществ, их единство. Роль витаминов.

Лабораторный практикум:

1. Санитарная проверка пищевых продуктов

2. Определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах

Нервная деятельность

Виды рефлексов. Рефлекторная дуга. Механизмы возбуждения и торможения.

Лабораторный практикум:

1 Безусловные рефлексы продолговатого, среднего и промежуточного мозга

2 Физиологические тесты, иллюстрирующие работу мозжечка

3. Оценка функциональной асимметрии мозга

ВНД

Внимание и память. Речь и мышление.

Лабораторный практикум:

1 Определение объема кратковременной памяти.

2 Определение навыков логического и пространственного мышления 3. Темперамент

Анализаторы.

Функции анализаторов- общий обзор. Функционирование слухового аппарата. Функции зрительного анализатора, возникновение и анализ зрительных образов.

Лабораторный практикум:

1 Бинауральнй слух. Определение остроты слуха.

2 Возникновение пространственного зрительного эффекта. Определение остроты зрения.

Заключительное занятие

Индивидуальные отчеты в виде практической проектной деятельности «Мой анатомо-физиологический портрет»






Учебно-тематический план



Содержание тем

Количество часов

Сроки

1

Введение. Методы изучения организма человека. Входное тестирование, анкета.

1


2

Узнай себя. Можно ли сравнить меня с Аполлоном или немного о гармонии

1


3

Опора и движение организма. У истоков изучения скелета. Общий план скелета человека и животных.

1


4

Части костного аппарата.

1


5

Пропорции тела. Рост человека.

1


6

Практическая работа № 1. Определение пропорциональности телосложения.

1


7

Практическая работа № 2Освоение навыков формирования правильной осанки, походки, посадки за партой.

1


8

Скелет человека в будущем.

1


9

Два вида мышц. Гладкие мышцы. Мышцы скелета.

1


10

Работа мышц нашего тела.

1


11

Утомление и отдых.

1


12

Практическая работа № 3Оценка степени утомления

1


13

Кровь. Красные клетки крови.

1


14

Защитные свойства крови. « Людской мор»

1


15

Что такое иммунитет? Великая сила иммунитета.

1


16

И. Мечников- рыцарь борьбы с болезнями.

1


17

Антибиотики.

1


18

Восполнение потерь крови. Совместимость и несовместимость.

1


19

Кровообращение. Предыстория главного открытия. Биография В.Гарвея.

1


20

Движение крови в сосудах. Давление крови.

1


21

Практическая работа № 4Измерение артериального давления.

1


22

Сердце. Работоспособность сердца.

1


23

Болезни и лечение сердца.

1


24

Дыхание. Как надо дышать. Лабораторная работа № 5. Определение продолжительности задержки дыхания в покое и после дозированной нагрузки.

1


25

Вред курения.

1


26

Пищеварение. Измельчение пищи. Зуб- живой орган.

1


27

Гигиена питания. Десять модных диет или как правильно питаться . Практическая работа № 6. Составление суточного рациона.

1


28

Витамины. Забытое открытие Н.И. Лунина.

1


29

Кожа. Кожные заболевания. Гигиена кожи.

1


30

Нервная система. Строение и функции спинного и головного мозга. Творцы науки о мозге.

1


31

Анализаторы. Общие свойства анализаторов.

1


32

.ВНД.1 Определение объема кратковременной памяти.

Л.Р. 2 Определение навыков логического и пространственного мышления

1


33

Мой темперамент и характер. Практическая работа № 7Изучение типов темперамента и характера школьников.

1


34

Как стать и остаться здоровым или что такое ЗОЖ  Тест «Что я знаю и чего не знаю?»

1




ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.Воронин Л. Г., Колбановский В. Н., Маш Р. Д. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология: Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся. – М.: Просвещение, 1984.

2. Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по

анатомии, физиологии, гигиене человека: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

3. Данилин А. И. Как спасти детей от наркотиков. – М.: Центрполиграф,2000.

4.Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании: методическое пособие / Под ред. В. В. Аршиновой. – М.: Сфера, 2005.

5. Коробейникова Л . А., Лапочкин И . А., П оп о в а В . А. Профессиональная ориентация школьников на медицинские специальности: Методические

рекомендации в помощь преподавателям биологии / Под ред. Л А Коробейниковой. – Вологда, 1990.

6. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: Сфера, 2003.

7. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2002.

8. Рохлов В.С. Биология. Человек: Школьный практикум. – М.: Дрофа,2000.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!