СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Физика 8 класс" А. В. Перышкин, Е. М. Гутник.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, Физика8кл - М.: Дрофа, 2009, учебник для общеобразовательных учреждений.

ВПМ «Любопытная физика» - 14ч.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Физика 8 класс" А. В. Перышкин, Е. М. Гутник.»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Физика»

Класс: 8


Уровень образования: основное общее образование


Срок реализации: 2018-2019уч.г.


Количество часов по учебному плану:


всего – 70ч/год; 2ч/неделю;


Планирование составлено на основе:

Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программы для общеобразовательных учреждений 7-11 класс«Физика 7 – 9 классы» для основной школы. Авторы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин

Учебник: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, Физика8кл - М.: Дрофа, 2009, учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской федерации.



Рабочую программу составила: Панкратьева У.Ю.


учитель математики, I КК











2018 г.


Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте компонента государственного стандарта общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина Физика 7-9 классы.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования Российской Федерации от 17.12.2010 №1897);

  • Программы для общеобразовательных учреждений 7-11 классы «Физика 7 – 9 классы» для основной школы. Авторы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин

  • учебниками (включенными в Федеральный перечень):

  • Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2013;

Цели изучения курса – выработка компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюде­ний, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Место предмета в учебном плане

Учебный план ОУ на изучение предмета отводит в 8 классе 2 учебных часа в неделю, всего 70 уроков в год.

Формы работы: Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

  • фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников

  • индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи обучающимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

  • парной, групповой - когда обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых мини групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  1. традиционная классно-урочная

  2. игровые технологии

  3. технологии уровневой дифференциации

  4. здоровьесберегающие технологии

Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; тестирование. Промежуточная итоговая аттестация в виде итоговой контрольной работы.

СТРУКТУРА КУРСА

Тема

Кол-во

часов

Кол-во

лаб. работ

Кол-во

контр. работ

Тепловые явления

16

2

1

Агрегатное состояние вещества

13

0

1

Электрические явления

25

5

1

Электромагнитные явления

5

1

1

Световые явления

9

1

1

Итоговое повторение

2


1

Всего

70

9

6

содержание ПРОГРАММЫ

8 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

I.Тепловые явления (16 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Лабораторная работа.

1.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

2.Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

II. Изменение агрегатных состояний вещества (13 часов)

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

III.Электрические явления. (25 часов)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.

Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Лабораторная работа.

3.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

4.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

5.Регулирование силы тока реостатом.

6. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.

7.Измерение работы и мощности электрического тока.

IV. Электромагнитные явления (5 часов)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Лабораторные работы

8.Сборка электромагнита и испытание его действия.

9.Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

V.Световые явления. (9 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Оптические приборы. Глаз и зрение. Очки.

Лабораторная работа.

10. Получение изображения с помощью линзы.

Тематическое планирование курса «Физика -8»

Автор: Е.М. Гутника, А.В. Перышкина. (2 часа в неделю, всего 70 часов в т.ч.

ВПМ «Любопытная физика» - 14ч.)

урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Глава 1. Тепловые явления (16 ч)

1

Тепловое движение. Температура.

1

2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела

1

3

Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. Излучение.

1

4

ВПМ Применение видов теплопередачи в природе и технике

1

5

Сравнение' видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике

1

6

Количество теплоты. Единицы количества теплоты

1

7

Удельная теплоёмкость вещества

1

8

ВПМ Расчет количества, необходимое для нагревания тела

1

9

Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

10

Топливо. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

1

11

ВПМ Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах Использование энергии Солнца на Земле.

1

12

Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

1

13

Повторение материала по теме «Внутренняя энергия. Способы теплопередачи»

1

14

ВПМ Решение задач повышенной сложности по теме «Количество теплоты при нагревании»

1

15

Контрольная работа № 1 «Количество теплоты»

1

16

ВПМ Конференция «Тепловые явления в жизни человека»

1

Глава 2. Изменение агрегатных состояний вещества (13 ч)

17

Различные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления.

1

18

Удельная теплота плавления. Решение задач «Удельная теплота сгорания. Удельная теплота плавления»

1

19

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар

1

20

Кипение.

1

21

ВПМ Решение задач на расчет количества теплоты при изменении агрегатных состояний вещества и при изменении температуры твердых и жидких тел.

1

22

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

1

23

Удельная теплота парообразования и конденсация


24

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

1

25

Паровая турбина. КПД теплового двигателя

1

26

ВПМ Решение задач повышенной сложности по теме «Изменение агрегатных состояний»

1

27

ВПМ Решение задач по теме «Агрегатные состояния»

1

28

Контрольная работа № 2 «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

29

ВПМ Аморфные тела

1

Глава 3. Электрические явления (25 ч)

30

Электризация тел. Два рода зарядов. Электроскоп.

1

31

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.

1

32

ВПМ Делимость электрического заряда Проводники и диэлектрики, полупроводники

1

33

Строение атомов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение электризации

1

34

ВПМ Зачетная работа по теме «Строение атома»

1

35

Электрический ток. Источники электрического тока.

1

36

Электрическая цепь и её составные части. Электрический ток в металлах.

1

37

Действия электрического тока. Направление электрического тока

1

38

Сила тока. Единицы силы тока.

1

39

Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»

1

40

Электрическое напряжение, единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения

1

41

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

42

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи

1

43

Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление

1

44

Реостаты. Лабораторная работа № 5 «Регулирование силы тока реостатом»

1

45

Лабораторная работа № 6 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника». Решение задач

1

46

Последовательное соединение проводников

1

47

Параллельное соединение проводников

1

48

Решение задач «Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников»

1

49

Работа и мощность электрического тока.

1

50

Лабораторная работа № 7 «Измерение работы и мощности электрического тока»

1

51

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца

1

52

Решение задач на расчёт работы и мощности электрического тока и применение закона Джоуля - Ленца

1

53

Короткое замыкание. Предохранители. Конденсатор. Повторение материала темы «Электрические явления»

1

54

Контрольная работа № 3 «Электрические явления»

1

Глава 4. Электромагнитные явления (5 ч)

55

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

1

56

Магнитное поле катушки стоком. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1

57

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли

1

58

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

1

59

Контрольная работа № 4 «Электромагнитные явления»

1

Глава V. Световые явления. (9 часов)

60

Источники света. Распространение света. Видимое движение светил

1

61

Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало.

1

62

Преломление света. Призма. Плоскопараллельная пластинка.

1

63

ВПМ Решение задач на законы отражения и преломления.

1

64

ВПМ Оптические приборы. Глаз. Решение задач

1

65

Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой

1

66

Лабораторная работа № 10«Получение изображения при помощи линзы»

1

67

Контрольная работа № 5 «Световые явления»

1

68

ВПМ Решение задач повышенной сложности по теме «Световые явления»

1

69

Промежуточная аттестация (контрольная работа №6)

1

70

Анализ работы

1


НОРМЫ  ОЦЕНОК ПО ФИЗИКЕ

Нормы  оценок за лабораторную работу

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

-         выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

-         самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение верных результатов и выводов;

-         соблюдает требования безопасности труда;

-         в отчете правильно и аккуратно делает все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

-         без ошибок проводит анализ погрешностей.

Оценка «4» правомерна в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но ученик допустил недочеты или негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» выставляется тогда, когда результаты не позволяют получить правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неверно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований безопасности труда.


Оценки за устный ответ и контрольную работу

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

-         Обнаруживает правильное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также верное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

-         правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;

-         строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ своими примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;

-         может установить связь между изучаемыми и ранее изученными в курсе физики вопросами, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но в нем не используются собственный план рассказа, свои примеры, не применяются знания в новой ситуации, нет связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка    «3»    ставится,   если   большая   часть   ответа   удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием  готовых  формул,  но  затрудняется  при  решении  задач, требующих преобразование формул.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

В письменных контрольных работах также учитывается, какую часть работы ученик выполнил.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5»:

        ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»:

        ответ неполный или доведено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

        работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Оценка «2»

        работа выполнена меньше чем наполовину или содержит,    нес­колько существенных ошибок.

При оценке необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Оценка за итоговую контрольную работу корректирует пред­шествующие при выставлении отметки за   четверть, полугодие.


Оценка умений решать расчетные задачи

Оценка "5":

        в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача ре­шена рациональным способом.

 

Оценка "4":

        в логическом рассуждении и решении нет существенных оши­бок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка "3":

        в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допу­щена существенная ошибка в математических расчётах.

Оценка "2":

        имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!