СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса «В мире искусств» 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультатив «В мире искусств» представляет собой интегрированный курс развивающего обучения в общеобразовательной школе, который формирует систему знаний, умений, навыков в изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса «В мире искусств» 5 класс»















Рабочая программа

факультативного курса «В мире искусств»,


5 класс


Срок реализации программы: 1 год





Составитель программы: Иванова А.П.,

учитель ИЗО и черчения

МБОУ г. Иркутска СОШ № 19














г. Иркутск 2021

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.

Место предмета в учебном плане – факультативный курс части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Предметная область: Искусство

Уровень подготовки учащихся: базовый.


Цели факультатива – гармоничное развитие пятиклассников средствами изобразительного искусства, формирование у них устойчивого интереса к изобразительной деятельности и искусству, активной жизненной позиции.

Факультатив «В мире искусств» представляет собой интегрированный курс развивающего обучения в общеобразовательной школе, который формирует систему знаний, умений, навыков в изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве.

Задачи:

  • формирование целостного представления о комплексе пластических искусств, их связях с жизнью и социальной роли видов искусства;

  • формирование представлений о неразрывной связи синтетических искусств с пластическими искусствами;

  • формирование нравственно-эстетической отзывчивости к явлениям жизни и произведениям искусства;

  • развитие активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, достаточного для ориентирования в истории искусства и современной художественной культуре;

  • овладение художественными материалами как средствами художественной выразительности; - воспитание стремления к практическому использованию в повседневной жизни знаний и умений, приобретенных на уроках;

  • формирование художественно-творческой активности школьника, развитие художественного вкуса, творческого воображения, эстетического вкуса, эстетического чувства, воспитания интереса к искусству и т.п.;

  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков при рисовании с натуры, по памяти и представлению, при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, при иллюстрировании, при работе с пластическими материалами (глина, пластилин), графическими материалами (гуашь, пастель, кар, фломастер, уголь) и т.д.;

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимание прекрасного, воспитание и любви к искусству; приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.

Искусство – это огромный мир художественных образов, с помощью которых художники выражают свои наблюдения, представления, мечты и фантазии.

Художественное образование, понимаемое как образование посредством искусства, в единстве своих культурологических, эстетических, художественных, психолого-педагогических аспектов оказывает активное влияние на воспитание учащихся.

Художественная деятельность помогает детям понять и усвоить культуру разных времён и народов, развить свои способности, получить опыт эстетического общения.

Обучение изобразительному искусству предполагает общее развитие творческих способностей, активное формирование эстетического восприятия, целенаправленное формирование приёмов реалистического изображения и навыков художественного выражения.

При обучении изобразительному искусству следует развивать и формировать все компоненты художественного творчества: интерес, произвольное внимание, наблюдательность, зрительную память, эмоциональность, фантазию, выразительность, систему «глаз – мозг – рука», графическую подготовку, художественные технологии.

Программа состоит из 6 блоков: «Чем и как работают художники», «Технологии живописи», «Декоративные технологи», «Дизайн», «Современные цифровые технологи», «Любимые технологии».

Необходимость изучения факультатива «В мире искусств» в 6 классе обусловлена развивающей функцией этих занятий, интересом детей к изобразительному искусству. Программа рассчитана на 34 часа в год.



Планируемые результаты


Требования к содержанию и методам преподавания факультатива «В мире искусств»:

  • единство образования и воспитания, связь с жизнью;

  • взаимосвязь познания, творчества и общественно полезного труда;

  • развитие у школьников интереса к изобразительному искусству;

  • разнообразие видов художественной деятельности и ремёсел, интегративность художественной деятельности;

  • дифференцированный подход к обучению;

  • оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Изображение – ведущий вид художественно-практической деятельности, включающий рисование с натуры, по памяти, представлению, наброски, графику, предметную и сюжетную лепку.

Украшение (декорирование) – вид художественно-практической деятельности, предполагающий освоение основ художественных ремёсел (роспись, керамика, плетение, вышивка, вытинанка, аппликация, флористика, витраж).

Конструирование (дизайн) – деятельность по проектированию, моделированию, подразумевающая изучение основных технологий работы с бумагой, картоном, тканью, конструктором и другими материалами.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

•        воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

•        формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•        развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

•        осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•        развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

•        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•        умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

   

В качестве домашней работы можно предложить заготовить подсобный материал либо понаблюдать в свободное время за определёнными объектами или явлениями, которые предстоит изображать.

Основное содержание программы составляют практические занятия. Данная программа рассчитана на обучение в объёме не менее 1 часа в неделю. В каждом блоке предусмотрен комплекс учебных и творческих заданий, выполнение которых обеспечит более глубокое освоение учащимися учебного материала.


Содержание программы

1. В мире искусства

Искусство – потребность человека. Культура и искусство сопровождают человека в его развитии. Изобразительное искусство — действенное средство воспитания творчески активной личности. Приобщая детей к изобразительному искусству, мы передаём им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человечеством.

С помощью уроков изобразительного искусства и художественного труда у детей развиваются воображение, фантазия, образное мышление, чувство ритма, цвета, композиции, навыки ручного труда и т. д.

В ходе освоения программы ученики получают знания о роли искусства в жизни общества, основах белорусского и мирового искусства, получают сведения об особенностях различных видов и жанров искусства и взаимосвязи живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры, их художественного языка, а также народного и профессионального искусства.

Благодаря полученным знаниям у детей V класса формируются следующие умения и навыки: сравнивать произведения искусства разных народов, находить характерные особенности различных стилей, правильно строить композицию, приближенно к теме передавать настроение в своих творческих работах и копиях.

2. Чем и как работают художники?

На занятиях факультатива школьники последовательно закрепляют знакомые, уже доступные художественные технологии (рисование, лепка, аппликация, роспись и др.) с использованием разных художественных материалов (карандаши, фломастеры, краски, пластилин). На примере творчества известных художников пятиклассники учатся приёмам и способам работы художника-живописца, графика, скульптора, прикладника, дизайнера.

От учителя требуется дидактически правильная демонстрация произведений искусства, практических приёмов и способов художественной деятельности, материалов технологий.

На занятиях применяются следующие основные техники и материалы:

изображение (рисование, лепка): простые, цветные, акварель­ные карандаши, восковые, акварельные мелки, шариковая ручка, уголь, фломастеры, гуашь, акварель, аппликация, коллаж, глина, пластилин;

декор (украшение): цветные карандаши, мелки, фломастеры, гу­ашь, аппликация, коллаж, штамп, трафарет, роспись, флористика, со­ломка, плетение, вышивка, гобелен, глина, керамика; дизайн (конструирование, проектирование, моделирование): бумага, картон, природные материалы, ткань, дерево, фанера, проволо­ка, поролон, пенопласт, «Лего», «Конструктор» и т. д.

 

3. Технологии рисунка

Рисунок – основа всякого изображения. Роль и место рисунка в работе графика, живописца, скульптора, архитектора. Виды рисунка: наброски, зарисовки, учебный, творческий, технический.

Технологии рисунка: с натуры, по памяти, представлению, копия.

Материалы: бумага, карандаши, фломастеры, уголь, тушь и др.

История рисунка. Художники рисунка. Приёмы рисования.

Технологии изображения с натуры. Выразительные средства: композиция, линия, штрих, пятно, контраст, тон.

Творческий выбор материала: фломастеры, тушь, уголь, цветные карандаши. Творчество художников-графиков. Эскизы. Наброски. Иллюстрации. Способы и приёмы, применяемые художниками-графиками (Дюрер, Домье, Билибин, Врубель, Кашкуревич).

Секреты рисования: «Волшебный карандаш», «Мастер-фломастер», «Чёрная тушь», «Добрый уголь», «Цветные братья», графические упражнения.

4. Технологии графики: фломастер, тушь, уголь

Беседа об особенностях графики. Виды графики (рисунок, книжная графика, шрифты, плакат, гравюра (эстамп), прикладная (промышленная) графика). Показ репродукций с пояснениями учителя.

Искусство оформления книги, искусство плаката, виды эстампа.

Копирование любимых иллюстраций. Графические упражнения различными материалами.

5. Технологии эстампа

История эстампа. Тиражная графика. Виды печати: высокая, плоская, глубокая. Технологии графики.

Высокая печать: ксилография – гравюра на дереве, линогравюра – гравюра на линолеуме; плоская печать: монотипия, литография – гравюра на камне; глубокая печать: офорт – гравюра на металле.

Графические технологии, адаптированные для детей: граттаж, монотипия, гравюра на бумаге, гравюра на картоне, гравюра на оргстекле, плёнке. Приёмы гравирования. Способы печати.

6. Творческая работа в графике

Следует вспомнить все графические технологии. Подготовить эскизы творческих работ, подобрать оптимальный формат, определить композицию, величину, изображение, пометить основу в карандаше. При выполнении графической творческой работы следует обратить внимание на простоту и оригинальность композиции, выразительность и мастерство исполнителя. Графические технологии, адаптированные для детей: монотипия, гратография, гравюры на бумаге, картоне, оргстекле, пластмассе и т. д.

7. Технологии живописи

История живописи. Виды живописи (монументальная, станковая, декоративная). Технологии (материалы, техники и приёмы) живописи. Жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, исторический, бытовой, анималистический и т. д.). Материалы. Акварель, гуашь, акварель, темпера, масло.

Этюд в живописи. Натюрморт, пейзаж, портрет.

Художники-живописцы (Рафаэль, Энгр, Мане, Ван Гог, Брюллов, Шишкин, Серов, Грабарь, Жилинский, Хруцкий, Белыницкий-Бируля, Цвирко, Савицкий, Ващенко и др.).

Технологии живописи в детском изобразительном искусстве (акварель, гуашь, акрил). Упражнения в живописи.

8. Техники и приёмы акварели

История и особенности акварельной живописи. Материалы и принадлежности: бумага, краски, кисти. Колористические упражнения. Способы и приёмы акварельной живописи. Лессировка – многослойная прозрачная живопись. «Алла-прима» – акварельная живопись за один приём. Мазок. Заливка. Живопись по-сухому. Живопись по-сырому. Отмывка. Вливание цвета в цвет. Смывка. Прострел. Упражнения в акварельной живописи. 

9. Гуашь. Акрил

Расширяем представления учащихся о живописи, её жанрах и живописных технологиях гуашь, акрил. Гуашевые краски обладают большими кроющими возможностями, непрозрачны, хотя и разводятся водой. В технике гуаши художники берут в качестве основы белую и тонированную бумагу, картон, фанеру, ДВП. Работы сохнут и немного светлеют, имеют матовую поверхность. Гуашь часто применяют в сочетании с акварелью. Известны картины, выполненные гуашью художниками В. Серовым, А. Головиным, Б. Кустодиевым, С. Степановым, А. Бенуа, А. Дайнека и др. Очень часто с её использованием выполняют эскизы, этюды, иллюстрации, плакаты, оформительские работы. Следует рассмотреть репродукции произведений, выполненных гуашью, произвести анализ учебных и творческих работ учащихся. Акриловые краски напоминают гуашь, но не смываются водой. Упражнения. Этюды.

10. Творческая работа в живописи

Заранее подготовить эскизы живописных композиций. Уточнить композицию, колорит, детали. Учащиеся подбирают бумагу и краски по желанию, определяют формат, положение листа. Затем помечают карандашом основные предметы, сюжет и самостоятельно выполняют работу красками. Следует применять тонированную бумагу, широкие кисти для больших плоскостей, пользоваться мазком, вести работу от основного к деталям, от главного к второстепенному. При желании можно комбинировать техники: акварель – цветные карандаши; акварель – гуашь; акварель – фломастер и т. д.

11. Скульптура. Материалы и технологии

Из истории скульптуры. Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, моделировка, усиливающая рельефность формы, фактура лепки или обработка материала, выбор пропорций, характер силуэта являются главными выразительными средствами скульптуры. Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой на основе анатомических (скульптурных) особенностей той или иной модели. Различают две основные разновидности скульптуры: круглую (статуя, скульптурная группа, статуэтка, торс, бюст и т. д.), которая свободно размещается в пространстве и обычно требует кругового обзора, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. По содержанию и функциям скульптура делится на монументальную, станковую, декоративную и так называемую скульптуру малых форм.

12. Приёмы и способы лепки. Пластические упражнения

Способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный). Приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, заглаживание и т. д.). С помощью таблиц и образцов учащиеся самостоятельно лепят игрушки, фигурки животных, варианты рельефов («рыбка», «бабочка», «флора»). В конце урока организовываются выставка работ и их обсуждение. Подведение итогов, повторение и закрепление способов лепки.

13. Творческая скульптурная работа

Повторение пройденного материала (в начале урока). Виды скульптуры, приёмы и способы лепки. Учитель помогает учащимся задумать варианты творческих работ, например рельефы, игрушки, фигурки животных, человека, определить план работы, её особенности, этапы. В процессе лепки учащиеся добиваются правильности и оригинальности творческих работ. Следует обратить особое внимание на конструкцию (каркас) при лепке фигуры человека и животных. При лепке рельефа следует сделать эскиз в натуральную величину и определить пластический мотив. Для лепки игрушек можно применить, т. е. сохранить, технологию керамической игрушки. Затем уточнить пластику, позу фигуры, её рельеф, поверхность, тон, цвет, декор.

14. Декоративные технологии

Декоративные технологии имеют богатую историю.

Декоративно-прикладное искусство Беларуси отличается национальными традициями и технологиями. Это прежде всего резьба по дереву, соломоплетение, вышивка, ткачество, керамика, гончарство и т. д. Особое внимание нужно уделить изучению народного орнамента. Орнамент – это узор, в котором ритмически повторяются и чередуются элементы. Виды орнаментов: геометрические, растительные, зооморфные, комбинированные. По характеру композиционных схем выделяют следующие орнаменты: ленточный (фриз, бордюр, кайма), в полосе, квадрате, круге, сетчатый. Особенности имеет белорусский орнамент. Геометрическая основа, в которой чаще всего встречается квадрат, ромб. Выразительно он выглядит в ткачестве, вышивке, аппликации и т. д.

15. Аппликация. Коллаж

Аппликация (от лат. applicacio – прикладывание) – распространённая технология декоративно-прикладного искусства. Аппликация – художественная технология в декоративно-прикладном искусстве. Аппликация – изделие, выполнение путём наклеивания (пришивания) бумаги, ткани, кожи, соломки.

Коллаж (от фр. collager – наклеивание) – художественная технология, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; коллажем также называется произведение, выполненное в этой технике. Реалистический, декоративный, формальный коллаж.

16. Вытинанка

Искусство вытинанок широко распространено в соседних странах: Белариси, Польши, Литвы. Композиция вытинанки: симметричность (осевая и центровая); раппортность (повторяемость); ритмичность. Колорит вытинанок. Технология выполнения вытинанки.

17. Роспись

Роспись: сюжетная, декоративная, орнаментальная. Композиция и тема росписи. Роспись  в декоративно-прикладном искусстве: роспись керамики, фарфора (Гжель), дерева (Хохлома, Городец), стекла, тканей, а также лаковая миниатюра (Палех, Мстера, Холуй). Основа росписи имеет элементы флоры, символики, орнамента. Огово – центр белорусский росписи. Копирование образцов росписи.

18. Батик

История и особенности технологии батика. Эскизы на бумаге. Технологии батика. Этапы работы. Светлым или тёмным «резервом» чётко обводим рисунок и даём просохнуть, затем подбираем цвета и закрашиваем прозрачные участки ткани необходимыми оттенками, уточняем рисунок, дополняем детали.

19. Плетение. Гобелен

Повторение декоративных технологий. Технологии плетения. Анализ оптимальных вариантов упражнений (лозоплетение, соломоплетение, гобелен и др.). Изделия (закладки, подкладки, поясок и т. д.) по образцу. Декоративная технология «Гобелен». Особенности технологии, материалы, принадлежности, процесс работы. Упражнения по гобелену (ткачеству).

20. Вышивка

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. Анализ  фоторепродукций, рушников, одежды, украшенных вышивкой. Особенности белорусского народного орнамента, традиционные технологии (способы, приёмы) его выполнения, цвет, основные элементы орнамента (крестик, ромб, звезда). Упражнения по вышивке.

21. Творческая работа в декоративно-прикладном искусстве. Эскизы

Повторение основных понятий («аппликация», «коллаж», «вытинанка», «роспись», «батик», «плетение», «гобелен», «вышивка», «соломка» и др.). Выполнение творческих работ. Выставка эскизов работ «Ярмарка искусств».

22. Творческая работа в декоративно-прикладном искусстве

Продолжение выполнения творческих работ по выбору учащихся в техниках декоративно-прикладного искусства («аппликация», «коллаж», «вытинанка», «роспись», «батик», «плетение», «гобелен», «вышивка», «соломка» и др.). Оформление работ. Выставка «Ярмарка искусств».

23. Дизайн. Технологии художественного конструирования

Дизайн — это проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и красива. Виды дизайна (промышленный, бытовой, графический, фитодизайн). Особая область графического дизайна — дизайн книги, создание книжного оформления и конструкции книги в целом. Визаж как искусство макияжа. Процесс создания вещей, машин, оборудования.

24. Оригами. Бумажная пластика

История и технология оригами, условные обозначения в технологических картах. Основы бумажной пластики и технологии «Оригами», значение условных обозначений, операций, основные правила выполнения изделий. Дифференцированные задания в технологии «Оригами». Основные требования по технологии «Оригами».

 

25. Чертёж. Технический рисунок

Техническое проектирование с использованием рисунка и чертежа. Решение задач и упражнений по технической графике. Анализ образцов проектов и учебных работ по технической графике. Цикл заданий по элементарному черчению простых и знакомых предметов. Выполнение «заказов» конструкторов-дизайнеров. Технология технического проектирования, его особенности.

 

26. Технологии проектирования. Клаузура

Дизайн – это проектирование объектов, в которых форма и конструкция удобны, экономичны, красивы и соответствуют фигуре человека.

Объекты дизайна – предметы быта, посуда, одежда, мебель, машины и т. д. Анализ фоторепродукций и работ учащихся, задания для эскизов (дизайн-проектов). Клаузура (быстрый проект в дизайне).

 

27. Макетирование. Темы. Эскизы

Виды дизайна в проектировании и макетирования (промышленный, бытовой, дизайн одежды, мебели и т. д.). Этапы работы над эскизом, макетом, моделью.

Анализ дизайн-проектов. Материалы для макетирования (бумага, картон, различные коробочки, клей, краски и т. д.). Выставка макетов.

 

28. Работа с разными материалами. Групповая работа

Основная тема урока «Город будущего». Учащиеся – художники – дизайнеры коллективно создают макет современного города (дома, магазины, банки, транспорт и т. д.).

Учащиеся объединяются в группы, создают мастерские, распределяют обязанности и делают макеты домов, транспорта и т. д. в ходе урока, под руководством учителя собирают все изделия в один коллективный проект.

 

29. Современные технологии. Фото. Видео. Компьютер

Современные средства и технологии изображения. В настоящее время оптимизируются и развиваются информационные и технические технологии с использованием цифрового фото, видео, компьютера. Это более современно, доступно, универсально. Эволюция развития современных информационных технологий и технологий изображения. Анализ наглядности.

 

30. Современные технологии. Цифровое фото

История, теория и технологии современной фотографии. Жанры фотографии. Фотографическое творчество. Фотопроцесс. Фотосъёмка.

Упражнения по цифровой фотографии.

 

31. Современные технологии. Компьютер

Информация по современным компьютерным технологиям. Взаимосвязь фотографии, видео и компьютера. Знакомство с основным компьютерными программами. Анализ учебных и творческих работ. Программы (CorelDRAW, Photoshop и др.).

 

32. Любимые технологии. Эскизы по выбору

Этапы работы над композицией. Приёмы и способы изображения, украшения или конструирования, правила размещения объектов на плоскости. Выполнение эскиза рисунка, героями которого являются дети, животные, игрушки, природа. Выполнение композиции в выбранной технике (рисунок, аппликация, плакат, коллаж, панно). Эскизы работ (карандаш, фломастер и др.).

33. Арт-проекты по выбору

Продолжение работы над арт-проектами. Содержание и детали творческих работ.

Учащиеся дорабатывают их в выбранной художественной технологии. Следует создать атмосферу творчества и доверия на уроке. Выполненные работы необходимо оформить к выставке.

34. Итоги. Вернисаж творческих работ

Выставка детских работ по графике, живописи, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, дизайну.

Последний урок проводится в виде фестиваля-ярмарки искусств. На праздник можно пригласить родителей, друзей. Проводится викторина «В мире искусства», к которой дети готовят задания. Класс делится на команды, каждая из них выполняет задания, отвечает на вопросы:

– Чем и как работает художники?

– Какие технологии живописи ты знаешь?

– Какие виды графики существуют?

– Что тебе известно о технологиях эстампа?

– Что ты знаешь о скульптуре?

– Какие декоративные технологии ты знаешь?

– Какая технология по декоративно-прикладному искусству твоя самая любимая?

Учитель подводит итоги викторины, награждает участников. Анализ работы учащихся за год.


Тематическое планирование



Количество часов

1

В мире искусств

1

2

Чем и как работают художники (5 часов)

1

3

Технологии рисунка: карандаш, цветной карандаш

1

4

Технологии графики: фломастер, тушь, уголь

1

5

Технологии эстампа

1

6

Творческая работа в графике

1

7

Технологии живописи. Акварель, гуашь, акрил, масло

1

8

Техники и приёмы акварели

1

9

Гуашь. Акрил

1

10

Творческая работа в живописи

1

11

Скульптура. Материалы и технологии

1

12

Приёмы и способы лепки. Пластические упражнения

1

13

Творческая скульптурная работа

1

14

Декоративные технологии (9 часов)

1

15

Аппликация. Коллаж

1

16

Вытинанка

1

17

Роспись

1

18

Батик

1

19

Плетение. Гобелен

1

20

Вышивка

1

21

Творческая работа в декоративно-прикладном искусстве. Эскизы

1

22

Творческая работа в декоративно-прикладном искусстве

1

23

Дизайн. Технологии художественного конструирования

(5 часов)

1

24

Оригами. Бумажная пластика

1

25

Чертёж. Технический рисунок

1

26

Технологии проектирования. Клаузура

1

27

Макетирование. Темы. Эскизы

1

28

Работа с разными материалами. Групповая работа

1

29

Современные технологии. Фото. Видео. Компьютер (3 часа)

1

30

Современные технологии. Цифровое фото

1

31

Современные технологии. Компьютер

1

32

Любимые технологии. Эскизы по выбору (3 часа)

1

33

Арт-проекты по выбору

1

34

Итоги. Вернисаж творческих работ

1


Итого

34







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!