СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Трудные случаи пунктуации и орфографии" для учащихся 9 классов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Трудные случаи пунктуации и орфографии" может быть использована на занятиях по подготоке к ОГЭ  и олимпиадам учащихся 9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Трудные случаи пунктуации и орфографии" для учащихся 9 классов.»

Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

НЕТИПОВОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 48»









Утверждаю

Директор МБ НОУ «Гимназия № 48»

_________________ С.И. Каковихина

Приказ от «___»______2017 г. №__

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Трудные случаи пунктуации и орфографии»
для учащихся 9 классов



Разработана Хоменко Н.Г.

Учителем русского языка и литературы



Рекомендована

методическим объединением

учителей русского языка, литературы,

истории, обществознания, ИЗО, музыки

Протокол от ___ __________2017 №01





Новокузнецк 2017 г










Пояснительная записка


Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 9 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.

Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. В этом состоит отличительная особенность данной программы от уже существующих.

Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:

  • коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

  • интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

  • информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

  • организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.

Цель программы:

Обеспечить условия для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.

Задачи:

  1. Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

  2. Содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;

  3. Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.

  4. Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).

Сроки реализации программы.

Объем факультативного курса – 30 часа.

Количество часов в неделю – 1 час.

Формы, виды занятий.

Курс "Трудные случаи орфографии и пунктуации" имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.

На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.

Программой предусмотрены практические занятия.


Требования к уровню подготовки учащихся

После изучения курса учащиеся должны знать

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;

  • условия, от которых зависит написание;

  • норму, действующую при данных условиях;

  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;

  • приёмы разграничения схожих написаний.

уметь

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

  • правильно писать сложные слова,

  • правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,

  • правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

  • правильно писать не с разными частями речи;

  • ставить знаки препинания при однородных членах, обращениях;

  • ставить знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).

Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.

8. Формы подведения итогов реализации программы.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 10 заданий по основным проблемам курса.


Учебно-тематический план


Раздел программы

Количествочасов

1

Правописание гласных и согласных корня.

5

2

Правописание приставок.

2

3

Правописание глагола, причастий, деепричастий

4

4

Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.

6

5

Правописание н и нн в различных частях речи.

4

6

Правописание не с разными частями речи.

5

7

Правописание служебных частей речи.

2

8

Пунктуация в простых и сложных предложениях.

5

9

Итоговая тестовая работа.

1


Итого

34


Календарно- тематическое планирование


№ п/п

дата

Темы занятий

Кол-во часов

Планируемые действия

Форма контроля



Правописание гласных и согласных корня

5



1


Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.

1

Учащиеся опознают проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, определяют правильное написание путём подбора однокоренных слов.

Объяснительный диктант

2


Правописание чередующихся гласных в корне слова.

1

чередующимися гласными, указывают условия выбора гласной в корнях с чередованием

Правильно пишутслова с.

3


Правописание чередующихся гласных в корне слова.

1

Распределительный диктант


4


Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.

1

Определяют написание согласных и безошибочно пишут их.

Выборочный диктант

5


О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.

1

Объясняют выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов, применяют способ определения написания окончаний слов, свободно им пользуются

Тематический тест



Правописание приставок

2



6


Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с.

1

Безошибочно определяют три группы приставок в зависимости от их правописания.

Самодиктант

7


Приставки пре-/при-.

1

Указывают семантическую основу выбора написания приставок при- и пре-.

Распределительный диктант



Правописание глагола, причастий и деепричастий

4



8


Правописание личных окончаний глагола. Употребление мягкого знака в глагольных формах.

1

Правильно пишут гласную в безударных личных окончаниях глагола. Указывают условия выбора буквы «мягкий знак» и правильно применяют правило

Объяснительный диктант Осложненное списывание

9


Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

1

Применяют способы действия по написанию суффиксов глагола

Работа по карточке

10


Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-),
-ом- (-ем-), -им-
.

1

Указывают суффиксы причастий и условия их употребления.

Самодиктант

11


Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-. Правописание гласных перед суффиксом деепричастия совершенного вида

1

Применяют правила написания гласной перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени на практике, приводят примеры. Применяют правила написания гласных перед суффиксом деепричастия совершенного вида.

Тематическая тестовая работа



Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов

6



12


Слитные и дефисные написания сложных имён существительных

1

Называют условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных, применяют правила при написании.

Работа по карточке.

13


Слитные и дефисные написания имён прилагательных.

1

Указывают словообразовательную основу сложных прилагательных, применяют правила употребления дефиса в сложных прилагательных на практике, приводят примеры, грамотно употребляют дефис на письме.

Объяснительный диктант

14


Слитные и раздельные написания имён числительных.

1

Объясняют выбор слитного и раздельного написания числительных, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются.


Трансформационный диктант

15


Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.

1

Применяют правило связанное со слитным, раздельным и дефисным написанием неопределённых и отрицательных местоимений на письме, объясняют в тексте и самостоятельно подбирают примеры на данную орфограмму

Распределительный диктант


16


Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.

1

Объясняют выбор слитного и раздельного написания наречий, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются.

Выборочный диктант

17


Дефисное написание наречий.

1

Применяют правило дефисного написания наречий, приводят примеры.

Тематический тест



Правописание н и нн в различных частях речи

4



18


Употребление н и нн в полных формах отыменных имён прилагательных.

1

Безошибочно определяют условия выбора одной и двух н в суффиксах полных отыменных прилагательных


Выборочный диктант

19


Употребление н и нн в полных формах причастий и отглагольных прилагательных.

1

Правильно пишутслова сн и нн, указывают условия выбора одной и двух букв «н».

Объяснительный диктант

20


Употребление н и нн в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях.

1

Определяют условия выбора одной и двух н в суффиксах в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, отличают омонимичные формы.

Работа по карточке

21


Употребление н и нн в именах существительных.

1

Указывают условия выбора одной и двух н в суффиксах имен существительных.

Самостоятельная проверочная работа



Правописание не с разными частями речи

5



22


Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.

1

Применяют правила слитного написания не со словами, не употребляющимися без не на практике, приводят примеры, опознают в тексте соответствующие словоформы, грамотно употребляют данные словоформы в собственных письменных работах.

Объяснительныйдиктант

23


Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.

1

Определяют условия всегда раздельного написания не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.

Распределительный диктант

24


Написание не с именами существительными, прилагательными.

1

Указывают условия выбора слитного или раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, применяют данные правила при написании.

Выборочный диктант

25


Написание не с причастиями.

1

Применяют правила написания не с причастиями на практике,приводят собственные примеры, грамотно употребляют причастия с не на письме.

Самодиктант

26


Не с наречиями.

1

Указывают условия выбора слитного или раздельного написания не с наречиями, применяют данное правило при написании.

Тематический тест



Правописание служебных частей речи

2



27


Правописание предлогов.

1

Определяют написание производных и непроизводных предлогов и безошибочно пишут их.

Тестовая работа

28


Правописание союзов.

1

Опознают союзы и безошибочно пишут их.

Тестовая работа



Пунктуация в простых и сложных предложениях

5



29


Пунктуация в предложениях с обращениями.

1

Опознают обращения в художественном тексте, применяют правила постановки знаков препинания при обращениях на практике.

Выборочный диктант

30


Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.

1

Указывают трудные случаи постановки знаков препинания при однородных членах, применяют правила постановки знаков препинания при обобщающих словах и однородных членах на письме.

Объяснительный диктант

31


Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.

1

Применяют пунктуационное правило постановки знаков препинания при причастном обороте на практике.

Тестовая работа

32


Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

1

Применяют пунктуационное правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, распознают одиночные деепричастия и наречия

Работа по карточке

33


Пунктуация в сложных предложениях.

1

Применяют пунктуационное правило правила постановки знаков препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).

Самостоятельная проверочная работа

34


Итоговая тестовая работа по курсу: «Трудные случаи пунктуации и орфографии»

1


Тестирование


Содержание программы


Правописание гласных и согласных корня.


Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных. Ы, и после ц.

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.

О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.


Правописание приставок

Приставки с традиционным написанием, про-/пра-. Приставки пре-/при-, Ы/ И после приставок.


Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.


Орфограммы в глаголе

Правописание личных окончаний глагола.

Употребление мягкого знака в глагольных формах.

Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

Правописание гласной перед суффиксом прошедшего времени –л-.

Правописание гласных еии в переходных и непереходных глаголах.


Правописание н и нн в различных частях речи

Употребление н и нн в полных формах отыменных и отглагольных прилагательных, причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, в именах существительных.


Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

Слитные и дефисные написания имён прилагательных.

Слитные и раздельные написания имён числительных.

Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.

Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.

Дефисное написание наречий.

Правописание причастий и деепричастий


Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-),
-ом- (-ем-), -им-
.

Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.

Правописание гласных перед суффиксом деепричастия совершенного вида.


Правописание не с разными частями речи

Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.

Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.

Написание не с именами существительными, прилагательными.

Написание не с причастиями.

Написание не с наречием.

Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.


Правописание служебных частей речи.

Правописание предлогов.

Правописание союзов.


Пунктуация в простых и сложных предложениях.

Пунктуация в предложениях с обращениями.

Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.

Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

Пунктуация в сложных предложениях.


Учебно-методические средства обучения



Литература для учителя


  1. Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 48 классах / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. – Киев, 1987.

  2. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии: пособие для учителей / В. Ф. Иванова. – 2-е изд., перераб. М., 1982.

  3. Мурашов, А. А.  Абсолютная грамотность: пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента / А. А. Мурашов. – 2-е изд., испр. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.

Литература для учащихся

  1. Граник, Г. Г. Секреты орфографии : кн. для учащихся 58 классов / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1991.

  2. Панов, М. В. Занимательная орфография : кн. для внеклассного чтения учащихся 78 классов / М. В. Панов. – М. : Просвещение, 1984.

  3. Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск :Пейто, 1998. – 176 с.


Материалы для выявления степени достижения планируемых результатов.


Итоговая тестовая работа

Вариант 1.

I. Укажите слова, в корне которых пишется буква е.

1. наб…рать номер телефона
2. зап…реть дверь на замок
3. усм…рить буйного
4. прот…реть через тёрку
5. кл…новый лист
6. св… той источник


II. Укажите, в корне каких слов пишется двойная согласная.
1. стоять на пер…оне
2. срочная телеграм…а
3. гал…ерея образов
4. идти по кор…идору
5. водные рес…урсы
6. пятибал…ная система оценивания


III. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. чре..мерный, и..подтишка, не..говорчивый
2. пр..градить, пр..страстный, пр..следователь
3. не..правданный, п..становка, под..зрение
4. без..сходный, под..грать, по..грать


IV. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1. (Диван)кровать, где (же), (розовато)сиреневый;

2. (один)одинешенек, (пол)яблока, пройдет (ли);

3. потому (что), (рок)группа, (метео)станция

4. (вице)президент, (русско)испанский, (темно)русый.


V. В каком слове пропущена буква Е?

1. Быль за сказкой не угон..тся.

2. Друга за деньги не куп..шь.

3. Какое слово произнесешь, такое и услыш..шь.

4. Дитя не плач..т, мать не разуме..т.


VI. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.

1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи; (не)законченный портрет.

2. Рукопись (не)отредактирована; (не)решенная еще проблема.

3. (Не)исписанные листы; (не)запланированная на сегодня поездка.

4. (Не) факт; (не) делает чести

5. Работал (не) скоро; (не)кому доверить.


VII. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Разработа (1) ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова (2) ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё (4) ой в иероглифическом письме.
1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4

VIII. В каком слове пишется Е?

1. Отча..ться

2. засе..но

3. вывал..вшийся

4. упорядоч..нный


IX. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Он чувствовал какой-то испуг перед новой жизнью ( ) и она казалась ему смертельной борьбой за право существовать на земле.
1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.


X. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Одни только грачи (1) привыкшие к степному шуму (2) спокойно носились над травой (3) ни на что не обращая внимания.

1) 123 2) 2 3) 12 4) 23



Вариант 2.

I. Укажите слова, в корне которых пишется буква о.
1. непром…каемый плащ
2. лучший пл…вец
3. не к…саться этой проблемы
4. раск…чать лодку
5. бой гл…диаторов
6. б…льной человек


II. Укажите, в корне каких слов пишется двойная согласная.

1. стать первокурс…ником
2. военный кор…еспондент
3. тихая ал…ея
4. выйти на тер…асу
5. дрож…евое тесто
6. прес…ная вода


III.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. с..ехал, обез..яний, транс..европейский
2. пр..небрежение, пр..тендент, пр..скорбное
3. поз..вчерашний, н..кинутый, пр..родина
4. об..ск, об..грать, сверх..нициативный

IV. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1. (Пол) Петербурга, как (будто), (черно)белый;

2. (военно)обязанный, (кисло)сладкий, там (же);

3. (юго) восток, (русско)французский, (пол)лимона;

4. (фото)аппарат, все (ли), (режиссер)постановщик.


V. В каком слове пропущена буква Е?

1. Язык – стяг, дружину вод..т.

2. Хорошее дело само свет..тся.

3. Родительское слово мимо не молв..тся.

4. Правда в огне не горит и в воде не тон..т.


VI. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.

1. (Не)исписанные листы; (не)запланированная на сегодня поездка.

2. Работал (не) скоро; (не)кому доверить.

3. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи; (не)законченный портрет.

4. (Не) факт; (не) делает чести

5. Рукопись (не)отредактирована; (не)решенная еще проблема.


VII. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ране(3)ого в тот страшный августовский месяц.

1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 3


VIII. В каком слове пишется Е?

1. Наве..ть

2. раскле..нный

3. наде..вшийся

4. послыш..лся


IX. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Заморосил мелкий дождик ( ) и весь видимый горизонт обложило тучами.
1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

X. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Громом (1) возвестив весну (2) гроза звенела (3) по траве (4) давно ожидавшей влаги и прохлады.

1) 124 2) 23 3) 4 4) 24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!