СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса «Мой Пермский край» (5 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса "Мой Пермский край" 5 кл

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса «Мой Пермский край» (5 класс)»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1






Рабочая программа

факультативного курса

«Мой Пермский край»

(5 класс)





автор: Гафнер Елена Андреевна

учитель географии

высшей квалификационной категории













Кунгур 2019

Пояснительная записка.


У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

В школьном курсе истории вопросам краеведения уделяется незначительное место - только как региональный компонент, включенный в урок. А интерес у учащихся имеется, т.к. в последнее время стали проводить много конкурсов краеведческой направленности, в олимпиадах и других исторических конкурсах тоже уделяют внимание краеведению. Учащиеся, принимая участие в этих конкурсах, не всегда могут правильно ответить на вопросы по знанию родного края. Поэтому отдельный курс краеведения просто необходим учащимся, он поможет им обобщить и углубить знания по родному краю. Кроме того велика его значимость в формировании патриотов своего края, умеющих ценить историю своей малой родины.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, края, города, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный способ формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Программа построена так, что ребенок через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, учебную, трудовую) входит в мир краеведческой культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса умений, но и требует от учащегося творческого подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края.


Методы и формы обучения:

  • учебные занятия;

  • игры;

  • викторины;

  • конкурсы;

  • решение проблемных ситуаций;

  • создание проектов;

  • заочные путешествия;

  • творческие отчеты;

  • выездные экскурсии.


Данная программа рассчитана для учащихся 11 – 15 лет на два года обучения по 34 часа в год (один час в неделю).

На первом году обучения предполагается познакомиться с историей родного города, промышленными предприятиями Кунгура, знаменитыми кунгуряками, архитектурой города и культурным развитием и т.д.

На втором году обучения предполагается познакомиться с историей развития Пермского края, исторически-значимыми городами Пермского края (Красновишерск, Чердынь, Соликамск, Усолье, Кудымкар и др.).




Цель программы

Цель курса – формирование основ краеведческой культуры у школьников, воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.


Задачи курса:


Образовательные задачи:

  1. Формировать представления о различных сторонах жизни своего

края и населения, показ сложной структуры общества.

  1. Ознакомить с историей и современной жизнью своего города и

края как опорного региона России.

  1. Научить работать с историческими источниками, документами и т.д.


Воспитательные задачи:

  1. Способствовать формированию интереса к изучению родного города, любви к малой родине, чувства патриотизма и гордости за свой родной город и людей, которые жили или живут в нем.

  2. Воспитывать чувство прекрасного через изучение природы и знакомство с памятниками культуры города или края.

  3. Формировать бережное отношение к природе и достопримечательностям города или края.


Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности школьников, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае, городе.

  2. Формировать способности и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.

Знания и умения, приобретаемые детьми в процессе занятий:

К концу первого года обучения

учащиеся должны знать:

  • особенности географического положения и природы родного края;

  • крупные реки и озера;

  • особенности расселения населения и характерные черты хозяйственной деятельности своего края;

  • национальный состав населения края;

  • основные промышленные предприятия города, историю их основания;

  • знаменитых земляков, которые внесли неоценимый вклад в развитие края ;

  • известные архитектурные постройки, их авторов. Имена земляков, внесших свой вклад в культурное наследие края.

учащиеся должны уметь:

  • определять географическое положение своего края ;

  • оценивать позитивное и негативное влияние человека на окружающую природу;

  • работать с краеведческим материалом и вести поисковую деятельность.

К концу второго года обучения

учащиеся должны знать:

  • особенности географического положения и природы родного края;

  • особенности расселения населения и характерные черты хозяйственной деятельности отдельных городов и сел Пермского края;

  • исторически-значимые города Прикамья, их роль в формировании края как значимого субъекта России.

  • имена знаменитых людей края, которые внесли неоценимый вклад в развитие Прикамья.

  • архитектурные памятники Пермского края.

учащиеся должны уметь:

  • определять географическое положение своего края;

  • оценивать позитивное и негативное влияние человека на окружающую природу;

  • работать с краеведческим материалом и вести поисковую деятельность;

  • анализировать краеведческий материал и вести исследовательскую деятельность.


Учебно-методический план

1 года обучения


№ п/п

тема


Количество часов

1.

Введение

1

2.

Знакомство с историей края

4

3.

Наш край на карте России

1

4.

Население края

2

5.

Кунгур туристический и промышленный центр

4

6.

История города в названиях улиц

5

7.

Знаменитые кунгуряки

3

8.

Архитектура края

3

9.

Город – сад

1

10.

Край в годы Великой Отечественной войны

2

11.

Герои Советского Союза - Кунгуряки

1

12.

Культурное наследие края

2

13.

Края - единый целостный организм

1

14.

Будущее города Кунгура и Пермского края

1

15.

Составление проекта «История Кунгура»

2

16.

Заключительное занятие края и Кунгура: прошлое, настоящее и будущее…

1


Всего часов

34

Содержание программы


  1. Введение. (1 час)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. История изучения края и города. Вклад выдающихся ученых в исследование края. Постановка целей и задач занятий.


  1. Знакомство с историей города. (4 часов)

Соляные истоки. Город начинался с Усолья. История города Усолья. История рода Строгановых. Населенные пункты, вошедшие в состав города Кунгур. История основания этих населенных пунктов. Указ об образовании города. Строительство города. Люди, которые сыграли большую роль в образовании города. Развитие города и края. Новое в общественной жизни города.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, выездные экскурсии в краеведческий музей города и в музеи города Усолья, практическая работа с краеведческим материалом, игры.


  1. Наш край и город на карте России. (1 часа)

Географическое положение и особенности рельефа. Границы с другими областями. Площадь города. Особенности географического расположения города и влияние этого на его развитие. Влияние расположения и природы города на экономическое развитие. Международные связи города. Символика города.

Формы и методы работы:

- учебное занятие, практическое занятие по составлению карты города Кунгура, нанесение основных районов города на карту.


  1. Население края. (2 часа)

Заселение и хозяйственное освоение территории города. Стоянки первых людей на территории Прикамья. Численность, плотность, национальный состав населения, религиозные предпочтения населения города. Структура населения. Городское и сельское население. Трудовые ресурсы. Образовательный и профессиональный уровень населения. Естественное движение населения, причины миграции населения. Пути решения проблем миграции населения. Проблемы молодежи в городе.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, исследовательская работа по определению национального состава населения города, решение проблемных ситуаий.


  1. Кунгур – исторический и промышленный центр. (4 часов)

Градообразующие предприятия и их роль в жизни города, края и страны. История развития предприятий города. Современное развитие предприятий. Проблемы предприятий города. Знаменитые кунгуряки, внесшие вклад в развитие Кунгура, как промышленного центра.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, экскурсии на предприятия города, практические работы по сбору материала и составление характеристик о ведущих предприятиях города, викторины, решение проблемных ситуаций.


  1. История края города в названии улиц. (5 часов)

Историю города можно изучать по названиям улиц. Кто придумывает названия улиц? Почему улицы нашего города носят такие названия? Имена знаменитых кунгуряков в названии улиц.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, практическая работа по исследованию краеведческого материала, выездные экскурсии по улицам города, создание проектов.


  1. Знаменитые земляки. (3 часов)

Люди, оставившие свое имя в истории города.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, поисковая деятельность, конкурсы и викторины.


  1. Архитектура края и города. (3 часов)

Строительство города, год образования. Первые архитектурные постройки в городе. Знаменитые кунгуряки, внесшие большой вклад в строительство и развитие города Кунгура. Расширение города в советское время, разные стили построения зданий. Архитектурные постройки и исторические

Архитектурные памятники на территории города, имена их создателей.

Современный вид города, перспективы дальнейшего развития.

Обзорные экскурсии по улицам города.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, поисковая деятельность, творческая работа, выездные экскурсии, викторины и конкурсы.


  1. Город – сад. (1часа)

Жилищное строительство в городе. Появление новых построек и его вклад в развитие города, Городские скверы. Питомник-парк. Городской парк. Экологическое состояние города.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, выездные экскурсии, решение проблемных ситуаций.


  1. Край в годы Великой Отечественной войны. (2 часов)

Участие земляков в Великой Отечественной войне. Предприятии города, внесшие большой вклад в помощь воюющим. Кунгуряки в годы войны. Самоотверженный труд врачей, фельдшеров, медицинских сестер, возвращавших в строй бойцов Красной Армии. Вечный огонь.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, конкурсы и викторины, поисковая деятельность, экскурсии.


  1. Герои Советского Союза -земляки. (1 часов)

Формы и методы работы:

- учебные занятия, практическая деятельность, встречи с ветеранами, исследовательско-поисковая деятельность, игры и конкурсы.


  1. Культурное наследие города и края. (2 часов)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, средства массовой информации. Развитие физкультуры и спорта. Земляки, прославившие родной край. Исторические памятники и храмы города Кунгура.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, экскурсии, практическая работа, конкурсы и викторины.


  1. Город – единый целостный организм. (2часов)

Устав города. Система городских органов власти и управления. Городская дума. Администрация и ее отделы, судебная власть и ее органы общественного порядка.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, деловые игры, решение проблемных ситуаций, встречи с представителями органов власти и управления.


  1. Будущее края и города Кунгура. (1 час)

Анализ экономического развития города и выявление проблем, возникающих в городе. Пути решения экономических, общественных, экологических и культурных проблем в городе. Перспективы развития города.

Формы и методы работы:

- учебное занятие, решение проблемных ситуаций.


  1. Составление проекта «История Кунгура». (2 часов)

Групповая работа учащихся по составлению отчетного альбома «История края и города». Поиск необходимого материала, обобщение изученного материала.

Формы работы:

- групповая работа, поисковая деятельность.

  1. Заключительное занятие. Край, Кунгур: прошлое, настоящее и будущее…(1 часа)

Обобщение материала изученного в течение года.

Формы и методы работы:

- создание проектов, исследовательская деятельность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!