Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа
факультативного курса
«Мой Пермский край»
(5 класс)
автор: Гафнер Елена Андреевна
учитель географии
высшей квалификационной категории
Кунгур 2019
Пояснительная записка.
У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
В школьном курсе истории вопросам краеведения уделяется незначительное место - только как региональный компонент, включенный в урок. А интерес у учащихся имеется, т.к. в последнее время стали проводить много конкурсов краеведческой направленности, в олимпиадах и других исторических конкурсах тоже уделяют внимание краеведению. Учащиеся, принимая участие в этих конкурсах, не всегда могут правильно ответить на вопросы по знанию родного края. Поэтому отдельный курс краеведения просто необходим учащимся, он поможет им обобщить и углубить знания по родному краю. Кроме того велика его значимость в формировании патриотов своего края, умеющих ценить историю своей малой родины.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, края, города, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный способ формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Программа построена так, что ребенок через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, учебную, трудовую) входит в мир краеведческой культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса умений, но и требует от учащегося творческого подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края.
Методы и формы обучения:
Данная программа рассчитана для учащихся 11 – 15 лет на два года обучения по 34 часа в год (один час в неделю).
На первом году обучения предполагается познакомиться с историей родного города, промышленными предприятиями Кунгура, знаменитыми кунгуряками, архитектурой города и культурным развитием и т.д.
На втором году обучения предполагается познакомиться с историей развития Пермского края, исторически-значимыми городами Пермского края (Красновишерск, Чердынь, Соликамск, Усолье, Кудымкар и др.).
Цель программы
Цель курса – формирование основ краеведческой культуры у школьников, воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи курса:
Образовательные задачи:
Формировать представления о различных сторонах жизни своего
края и населения, показ сложной структуры общества.
Ознакомить с историей и современной жизнью своего города и
края как опорного региона России.
Научить работать с историческими источниками, документами и т.д.
Воспитательные задачи:
Способствовать формированию интереса к изучению родного города, любви к малой родине, чувства патриотизма и гордости за свой родной город и людей, которые жили или живут в нем.
Воспитывать чувство прекрасного через изучение природы и знакомство с памятниками культуры города или края.
Формировать бережное отношение к природе и достопримечательностям города или края.
Развивающие задачи:
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности школьников, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае, городе.
Формировать способности и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
Знания и умения, приобретаемые детьми в процессе занятий:
К концу первого года обучения
учащиеся должны знать:
особенности географического положения и природы родного края;
крупные реки и озера;
особенности расселения населения и характерные черты хозяйственной деятельности своего края;
национальный состав населения края;
основные промышленные предприятия города, историю их основания;
знаменитых земляков, которые внесли неоценимый вклад в развитие края ;
известные архитектурные постройки, их авторов. Имена земляков, внесших свой вклад в культурное наследие края.
учащиеся должны уметь:
определять географическое положение своего края ;
оценивать позитивное и негативное влияние человека на окружающую природу;
работать с краеведческим материалом и вести поисковую деятельность.
К концу второго года обучения
учащиеся должны знать:
особенности географического положения и природы родного края;
особенности расселения населения и характерные черты хозяйственной деятельности отдельных городов и сел Пермского края;
исторически-значимые города Прикамья, их роль в формировании края как значимого субъекта России.
имена знаменитых людей края, которые внесли неоценимый вклад в развитие Прикамья.
архитектурные памятники Пермского края.
учащиеся должны уметь:
определять географическое положение своего края;
оценивать позитивное и негативное влияние человека на окружающую природу;
работать с краеведческим материалом и вести поисковую деятельность;
анализировать краеведческий материал и вести исследовательскую деятельность.
Учебно-методический план
1 года обучения
№ п/п | тема | |
Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Знакомство с историей края | 4 |
3. | Наш край на карте России | 1 |
4. | Население края | 2 |
5. | Кунгур туристический и промышленный центр | 4 |
6. | История города в названиях улиц | 5 |
7. | Знаменитые кунгуряки | 3 |
8. | Архитектура края | 3 |
9. | Город – сад | 1 |
10. | Край в годы Великой Отечественной войны | 2 |
11. | Герои Советского Союза - Кунгуряки | 1 |
12. | Культурное наследие края | 2 |
13. | Края - единый целостный организм | 1 |
14. | Будущее города Кунгура и Пермского края | 1 |
15. | Составление проекта «История Кунгура» | 2 |
16. | Заключительное занятие края и Кунгура: прошлое, настоящее и будущее… | 1 |
| Всего часов | 34 |
Содержание программы
Введение. (1 час)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. История изучения края и города. Вклад выдающихся ученых в исследование края. Постановка целей и задач занятий.
Знакомство с историей города. (4 часов)
Соляные истоки. Город начинался с Усолья. История города Усолья. История рода Строгановых. Населенные пункты, вошедшие в состав города Кунгур. История основания этих населенных пунктов. Указ об образовании города. Строительство города. Люди, которые сыграли большую роль в образовании города. Развитие города и края. Новое в общественной жизни города.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, выездные экскурсии в краеведческий музей города и в музеи города Усолья, практическая работа с краеведческим материалом, игры.
Наш край и город на карте России. (1 часа)
Географическое положение и особенности рельефа. Границы с другими областями. Площадь города. Особенности географического расположения города и влияние этого на его развитие. Влияние расположения и природы города на экономическое развитие. Международные связи города. Символика города.
Формы и методы работы:
- учебное занятие, практическое занятие по составлению карты города Кунгура, нанесение основных районов города на карту.
Население края. (2 часа)
Заселение и хозяйственное освоение территории города. Стоянки первых людей на территории Прикамья. Численность, плотность, национальный состав населения, религиозные предпочтения населения города. Структура населения. Городское и сельское население. Трудовые ресурсы. Образовательный и профессиональный уровень населения. Естественное движение населения, причины миграции населения. Пути решения проблем миграции населения. Проблемы молодежи в городе.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, исследовательская работа по определению национального состава населения города, решение проблемных ситуаий.
Кунгур – исторический и промышленный центр. (4 часов)
Градообразующие предприятия и их роль в жизни города, края и страны. История развития предприятий города. Современное развитие предприятий. Проблемы предприятий города. Знаменитые кунгуряки, внесшие вклад в развитие Кунгура, как промышленного центра.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, экскурсии на предприятия города, практические работы по сбору материала и составление характеристик о ведущих предприятиях города, викторины, решение проблемных ситуаций.
История края города в названии улиц. (5 часов)
Историю города можно изучать по названиям улиц. Кто придумывает названия улиц? Почему улицы нашего города носят такие названия? Имена знаменитых кунгуряков в названии улиц.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, практическая работа по исследованию краеведческого материала, выездные экскурсии по улицам города, создание проектов.
Знаменитые земляки. (3 часов)
Люди, оставившие свое имя в истории города.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, поисковая деятельность, конкурсы и викторины.
Архитектура края и города. (3 часов)
Строительство города, год образования. Первые архитектурные постройки в городе. Знаменитые кунгуряки, внесшие большой вклад в строительство и развитие города Кунгура. Расширение города в советское время, разные стили построения зданий. Архитектурные постройки и исторические
Архитектурные памятники на территории города, имена их создателей.
Современный вид города, перспективы дальнейшего развития.
Обзорные экскурсии по улицам города.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, поисковая деятельность, творческая работа, выездные экскурсии, викторины и конкурсы.
Город – сад. (1часа)
Жилищное строительство в городе. Появление новых построек и его вклад в развитие города, Городские скверы. Питомник-парк. Городской парк. Экологическое состояние города.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, выездные экскурсии, решение проблемных ситуаций.
Край в годы Великой Отечественной войны. (2 часов)
Участие земляков в Великой Отечественной войне. Предприятии города, внесшие большой вклад в помощь воюющим. Кунгуряки в годы войны. Самоотверженный труд врачей, фельдшеров, медицинских сестер, возвращавших в строй бойцов Красной Армии. Вечный огонь.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, конкурсы и викторины, поисковая деятельность, экскурсии.
Герои Советского Союза -земляки. (1 часов)
Формы и методы работы:
- учебные занятия, практическая деятельность, встречи с ветеранами, исследовательско-поисковая деятельность, игры и конкурсы.
Культурное наследие города и края. (2 часов)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, средства массовой информации. Развитие физкультуры и спорта. Земляки, прославившие родной край. Исторические памятники и храмы города Кунгура.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, экскурсии, практическая работа, конкурсы и викторины.
Город – единый целостный организм. (2часов)
Устав города. Система городских органов власти и управления. Городская дума. Администрация и ее отделы, судебная власть и ее органы общественного порядка.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, деловые игры, решение проблемных ситуаций, встречи с представителями органов власти и управления.
Будущее края и города Кунгура. (1 час)
Анализ экономического развития города и выявление проблем, возникающих в городе. Пути решения экономических, общественных, экологических и культурных проблем в городе. Перспективы развития города.
Формы и методы работы:
- учебное занятие, решение проблемных ситуаций.
Составление проекта «История Кунгура». (2 часов)
Групповая работа учащихся по составлению отчетного альбома «История края и города». Поиск необходимого материала, обобщение изученного материала.
Формы работы:
- групповая работа, поисковая деятельность.
Заключительное занятие. Край, Кунгур: прошлое, настоящее и будущее…(1 часа)
Обобщение материала изученного в течение года.
Формы и методы работы:
- создание проектов, исследовательская деятельность.