СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса «Графики улыбаются» основного общего образования по математике для учащихся 9 классов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса «Графики улыбаются» основного общего образования по математике для учащихся 9 классов»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Бородино Красноярского края


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании методического Заместитель директора школы Директор школы____________Т.Ф.Жакова

объединения (протокол №____) Приказ № от 31 августа 2019 г.

Руководитель МО ________ Л.М.Телипко __________________Питайкина Е.А.

«____» __________________2019 г. «_____» ________________ 2019 г.






Рабочая программа

факультативного курса «Графики улыбаются»

основного общего образования

по математике

для учащихся 9 классов

на 2019-2020 учебный год






Рабочую учебную программу составила Ильина Е.А.





2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике для 9 класса составлена на основе Государственного Стандарта основного общего образования на основе авторской программы школьного курса «Графики улыбаются» автор М.Е.Козина, «Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости», «Самый простой способ решения непростых неравенств».

Программа факультатива состоит из трёх модулей и рассчитана на 34 часа учебного времени (1 час в неделю).

В ходе работы следует обращать внимание на то, чтобы учащиеся овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В достижении поставленных целей и развития общеучебных умений, навыков и способов деятельности важная роль отводится ИКТ – технологии и методам математического исследования.

Программа факультатива рассчитана на 34 часа и позволит углубить знания учащихся по построению графиков функций, научит решать широкий класс задач, в которых используется метод координат, а также раскроет перед ними новые знания о геометрических преобразованиях графиков, выходящие за рамки школьной программы. Геометрические преобразования графиков, построение кусочно-заданной функции, графики функций, содержащих переменную под знаком модуля позволят передать красоту математики. Позволит сделать достаточно полный обзор не только изученных типов неравенств и их систем, а также других задач, решение которых сводится к решению неравенств и систем. Решение таких задач будет способствовать развитию логического мышления, приобретению опыта работы с заданиями более высокого уровня сложности, формированию математической культуры учащихся. А так же позволит сделать достаточно полный обзор не только изученных типов неравенств и их систем, а также других задач, решение которых сводится к решению неравенств и систем. Решение таких задач будет способствовать развитию логического мышления, приобретению опыта работы с заданиями более высокого уровня сложности, формированию математической культуры учащихся.


Цель:

  • расширение представления о графиках и свойствах функций.

  • повышение уровня понимания и практической подготовки в таких вопросах, как решение геометрических задач с помощью алгебры;

  • осознание степени своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.

  • создание условия для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.

  • развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.


Задачи:

  • закрепить основы знаний о построении графиков функций и её свойствах;

  • формировать умения по построению графиков функций, содержащих модуль;

  • вовлекать учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития. Приобщить учащихся к работе с математической литературой;

выделять логические приёмы мышления и способствовать их осмыслению, развитию образного и ассоциативного мышления;

  • научить учащихся применять аппарат алгебры к решению геометрических задач;

  • научить учащихся применять свойство геометрических преобразований к решению задач;

  • помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;

  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

  • обеспечить диалогичность процесса обучения математике.


Содержание по учебному предмету

  • Модуль «Графики улыбаются» (10 часов)

Линейная функция. Её свойства и графики. Геометрические преобразования графиков функций. Построение графиков функций, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований. Графики кусочно-заданных функций.


  • Модуль «Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости» (10 часов)

Декартовы координаты на плоскости. Деление отрезка в данном отношении. Площадь треугольника. Прямая и виды её уравнений. Взаимное расположение прямых на плоскости. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.


  • Модуль «Самый простой способ решения непростых неравенств» (14 часов)

Дробно-рациональные неравенства. Квадратные неравенства. Метод интервалов. Применение метода интервалов при решении задач.



Результаты учебного предмета

- знать метод геометрических преобразований;

  • знать теоретические положения метода координат на плоскости; знать теоретические

основы применения метода интервалов;

- уметь применить метод геометрических преобразований на примере графиков линейной,

квадратичной функций, функций вида у = , у = ;

- уметь строить графики функций, содержащих модуль;

- уметь строить графики кусочно-заданных функций;

  • уметь излагать собственные суждения в ходе решения задач;

  • уметь уверенно решать задачи на вычисления, доказательство и построение;

  • уметь применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач;

  • уметь применять свойства геометрических преобразований к решению задач;

- уметь свободно оперировать аппаратом алгебры при решении задач;

  • уметь проводить тождественные преобразования алгебраических выражений;

  • уметь решать неравенства и системы неравенств изученным способом.


По учебному плану школы в 2016-2017 учебном году 34 учебные недели.

Итого - 34 часа за учебный год на изучение предмета в 9 классе.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ пп

Сроки

Тема занятия

Вид деятельности

Примечание

Модуль

«Графики улыбаются» 10 часов

1


Графики вокруг нас

Моделируют реальные зависимости формулами и графиками.


2


Линейная и квадратичная функции их свойства и графики

Составляют алгоритм для прочтения свойств функций


3


Геометрические преобразования графиков функций

Строят по преобразованиям графики функции.


4


Построение графиков с применением осевой и центральной симметрии

Строят графики с применением осевой и центральной симметрии


5


Функции, содержащие модуль и их графики

Распознают функции, содержащие модуль и их графики


6


Построение графиков функций, содержащих аргумент под знаком модуля

Строят графики функций, содержащих аргумент под знаком модуля


7


Построение графиков функций, содержащих под знаком модуля саму функцию

Строят графики функций, содержащих под знаком модуля саму функцию


8


Кусочно-заданная функция

Распознают кусочно-заданные функции


9


Построение графиков кусочно-заданных функций

Строят графики кусочно-заданных функций


10


Презентация творческих работ «Графики улыбаются»

Представляют презентации творческих работ «Графики улыбаются»


Модуль

Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости 10 часов

11


Декартовы координаты на плоскости. Деление отрезка в данном отношении

Определяют декартовы координаты на плоскости


12


Площадь треугольника

Вычисляют площадь треугольника


13


Площадь треугольника. Прямая и виды уравнений.

Выводят уравнение прямой, решают задачи с использованием уравнения прямой


14


Общее уравнение прямой. Уравнение прямой в отрезках

Выводят уравнение прямой в отрезках


15


Взаимное расположение прямых на плоскости. Угол между прямыми.

Определяют углы между прямыми


16


Условие параллельности и перпендикулярности прямых

Выводят условия параллельности и перпендикулярности прямых


17


Расстояние от точки до прямой

Определяют расстояние от точки до прямой


18


Расстояние между параллельными прямыми

Определяют расстояние между параллельными прямыми


19


Решение задач по всему курсу

Анализируют, осмысливают текст задачи , извлекают необходимую информацию, строят логическую цепочку рассуждений, оценивают полученный результат.


20


Решение задач по всему курсу

Анализируют, осмысливают текст задачи , извлекают необходимую информацию, строят логическую цепочку рассуждений, оценивают полученный результат.


Модуль

Самый простой способ решения непростых неравенств 14 часов

21


Изучение способа решения неравенств вида ( х + )...( х + )

Решают неравенства с использованием метода интервалов


22


Решение дробно-рациональных неравенств способом замены эквивалентной системой условий

Решают дробно-рациональные неравенства способом замены эквивалентной системой условий


23


Применение данного способа к решению неравенств

Усваивают алгоритм решения неравенств


24


Применение данного способа к решению неравенств

Отрабатывают алгоритм решения неравенств


25


Неравенства приводимые к виду ( х + )k...( х + )k

Распознают неравенства приводимые к виду ( х + )k...( х + )k


26


Решение неравенств обобщённым методом интервалов

Усваивают алгоритм решения неравенств обобщённым методом интервалов


27


Решение неравенств приводимых к применению метода интервалов

Решают неравенства обобщённым методом интервалов


28


Решение неравенств приводимых к применению метода интервалов

Решают неравенства приводимые к применению метода интервалов


29


Другой способ решения квадратного неравенства

Усваивают другой способ решения квадратного неравенства


30


Решение квадратных неравенств разными способами

Решают квадратные неравенства разными способами


31


Решение неравенств приводимых к квадратным

Решают неравенства приводимых к квадратным


32


Применение метода интервалов при решении задач

Анализируют, осмысливают текст задачи , извлекают необходимую информацию, строят логическую цепочку рассуждений, оценивают полученный результат.


33


Решение задач на нахождение области определений выражений и функций и на нахождение промежутков знакопостоянства функции

Анализируют, осмысливают текст задачи , извлекают необходимую информацию, строят логическую цепочку рассуждений, оценивают полученный результат.


34


Контрольное тестирование

Демонстрируют умение решать задания по данной теме




Контроль реализации программы

Контроль реализации программы осуществляется через презентацию творческих работ учащихся по материалам модуля «Графики улыбаются», контрольную работу на выявление знаний и степени усвоения материала модуля «Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости» и итоговое контрольное тестирование в модуле «Самый простой способ решения непростых неравенств».


Перечень учебно-методического обеспечения и материально — технического обеспечения образовательного процесса

1.Математика.8-9 классы: элективные курсы/ авт.-сост. Л.Н.Харламова.–Волгоград: Учитель, 2008.

2.Геометрия: красота и гармония. 8-9 классы: элективные курсы/авт.-сост. В.Н. Студенецкая, Л.С. Сагателова, - Волгоград: Учитель, 2007.

3.Сборник задач на геометрические преобразования. Саранцев Г.И. – М., 1981.

4.Факультативный курс по математике. 7-9 класс.учебное пособие для средней школы. – М.: Просвещение, 1991.

5.Метод интервалов в решении неравенств и исследовании функций. 8-11 кл.: учебное пособие/Л.М. Фенько. - М.: Дрофа, 2005.

6.за страницами учебника математики/ С.А.Дитвинова, Л.В.Куликова, С.В.Шиловская, Г.Ю.Тараева, О.Л.Безрукова — М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

7.Занимательная алгебра. Перельман Я.И. – М., 1967.

8.Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагогика, 1989.

9.Энциклопедия для детей. Математика. – М.: «Аванта+», 2003.


Использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:

  1. Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/

  2. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru

  3. Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/

  4. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/

  5. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru

  6. Сайты «Энциклопедий энциклопедий», например:http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!