Рабочая программа факультативного курса
«Финансовая грамотность» для учащихся 7 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015) и в соответствии со следующими нормативно правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,
- Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 17 часов.
Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.
Задачи:
Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе.
Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; •
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды, функции;
• Семейный бюджет;
• Экономические отношения семьи и государства;
• Семья и финансовый бизнес; • Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.
Поурочно - тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол. часов | Основное содержания урока | Основные компетенции и предметные результаты |
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (5 ч) |
1. | Деньги. | 1 | Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги. | Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена. • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. • Перечислять виды денег. • Приводить примеры товарных денег. • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.. • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. • Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк. • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление |
2 - 3. | Доходы семьи | 2 | Рассмотреть различные источники доходов семьи, объяснить причины различий размеров доходов у разных семей. Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты. | • Описывать и сравнивать источники доходов семьи. • Описывать виды заработной платы. • Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних. • Объяснять, как связаны профессии и образование. • Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии. • Объяснять причины различий в заработной плате. • Приводить примеры кредитов. |
4. | Расходы семьи | 1 | Рассмотреть направления расходов семьи и объяснить, что принятие решений о покупках зависит от многих факторов. Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги. | • Объяснять причины, по которым люди делают покупки. • Описывать направления расходов семьи. • Классифицировать виды благ. • Рассчитывать расходы семьи на условных примерах. • Сравнивать и оценивать виды рекламы. • Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. • Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. |
5. | Семейный бюджет | 1 | Рассмотреть соотношение доходов и расходов и объяснить последствия их неравенства или равенства. Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам. | • Составлять семейный бюджет на условных примерах. • Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. • Объяснять причины, по которым люди делают сбережения. • Описывать формы сбережений. • Описывать последствия превышения расходов над доходами. • Сравнивать потребительский и банковский кредиты. • Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги. |
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защитится (3 ч) |
6. | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 1 | Рассмотреть непредвиденные ситуации, требующие дополнительных расходов, и объяснить, как можно смягчить их последствия. Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис. | • Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). • Определять последствия таких событий для бюджета семьи. • Различать обязательное и добровольное страхование. • Объяснять, почему существует обязательное страхование. • Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку. • Сравнивать различные виды страхования. |
7 - 8. | Итоговая работа по разделам 1 и 2 | 2 | Закрепить полученные знания и умения по теме «Семейный бюджет», совершенствовать навыки групповой работы | |
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (4 ч) |
9 - 10. | Налоги | 2 | Объяснить, что государство собирает налоги для выполнения своих функций и социальной поддержки. Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. | • Объяснять, почему государство собирает налоги. • Приводить примеры налогов. • Описывать, как и когда платятся налоги. • Рассчитывать величину подоходного налога и НДС. • Объяснять, почему вводятся акцизные налоги. • Описывать последствия невыплаты налогов для граждан. • Приводить примеры выплаты налогов в семье. |
11. | Социальные пособия | 2 | Рассмотреть виды пособий и оценить последствия их выплаты. Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. | • Объяснять, почему существуют социальные выплаты. • Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий. • Находить информацию о социальных выплатах. |
12. | Итоговая работа по разделу 3 | 1 | Закрепить полученные знания и умения по разделу «Семья и государство: как они взаимодействуют», совершенствовать исследовательские и творческие навыки, навыки групповой работы и публичных выступлений. | |
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (5 ч) |
13. | Банковские услуги | 1 | Рассмотреть виды банковских услуг для физических лиц и объяснить значение банков для экономики семьи. Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог. | • Приводить примеры банковских услуг. • Описывать условия вкладов и кредитов. • Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу. • Объяснять, почему и как страхуются вклады. • Находить информацию о вкладах и кредитах. • Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита. • Объяснять условия кредита, приводить примеры. • Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам. • Объяснять принцип работы пластиковой карты. |
14. | Собственный бизнес | 1 | Дать представление о предпринимательской деятельности и основных проблемах малого бизнеса. Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит. | • Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса. • Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес. • Объяснять, что такое бизнес-план. • Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. |
15. | Валюта в современном мире | 1 | Познакомить с основными валютами и объяснить, как определяется валютный курс. Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад | • Приводить примеры валют разных стран. • Объяснять, что такое валютный курс. • Находить информацию о валютных курсах. • Проводить расчёты с валютными курсами. |
16-17. | Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность» | 1 | Обобщение и систематизация материала по курсу | |
Рабочая программа предусматривает использование УМК, включающего:
1. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 - 7 классы обещеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлю- гова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5 - 7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5 - 7 классы обеощеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.