СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса «Финансовая грамотность» для учащихся 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы факультативного курса «Финансовая грамотность» для учащихся 7 класса. По методическому пособию Е.А. Вигдорчиг и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса «Финансовая грамотность» для учащихся 7 класса»

Рабочая программа факультативного курса

«Финансовая грамотность» для учащихся 7 класса

Пояснительная записка


Рабочая программа факультативного курса составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015) и в соответствии со следующими нормативно правовыми  документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,

- Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 17 часов.

Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.

Задачи:

  1. Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе.

  2. Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.








Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.



Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; •

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.



Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.



Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин


Основные содержательные линии курса:

• Деньги, их история, виды, функции;

• Семейный бюджет;

• Экономические отношения семьи и государства;

• Семья и финансовый бизнес; • Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.



Поурочно - тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Кол. часов

Основное содержания урока

Основные компетенции

и предметные результаты

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (5 ч)

1.

Деньги.

1

Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.

Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Перечислять виды денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег..

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление

2 - 3.

Доходы семьи

2

Рассмотреть различные источники доходов семьи, объяснить причины различий размеров доходов у разных семей.

Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты.

Материнский капитал. Кредиты.

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Описывать виды заработной платы.

• Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.

• Объяснять, как связаны профессии и образование.

• Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Приводить примеры кредитов.

4.

Расходы семьи

1

Рассмотреть направления расходов семьи и объяснить, что принятие решений о покупках зависит от многих факторов.

Предметы первой необходимости.

Товары текущего потребления. Товары длительного пользования.

Услуги. Коммунальные услуги.

• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

• Описывать направления расходов семьи.

• Классифицировать виды благ.

• Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.

• Сравнивать и оценивать виды рекламы.

• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

5.

Семейный бюджет


1

Рассмотреть соотношение доходов и расходов

и объяснить последствия их неравенства или равенства.

Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.

• Составлять семейный бюджет на условных примерах. • Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. • Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.

• Описывать формы сбережений.

• Описывать последствия превышения расходов над доходами.

• Сравнивать потребительский и банковский кредиты.

• Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защитится (3 ч)

6.

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться


1

Рассмотреть непредвиденные ситуации, требующие дополнительных расходов, и объяснить, как можно смягчить их последствия.

Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис.

• Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).

• Определять последствия таких событий для бюджета семьи.

• Различать обязательное и добровольное страхование. • Объяснять, почему существует обязательное страхование.

• Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.

• Сравнивать различные виды страхования.

7 - 8.

Итоговая работа по разделам 1 и 2


2

Закрепить полученные знания и умения по теме «Семейный бюджет», совершенствовать навыки групповой работы


Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (4 ч)

9 - 10.

Налоги

2

Объяснить, что государство собирает налоги для выполнения своих функций и социальной поддержки.

Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

• Объяснять, почему государство собирает налоги.

• Приводить примеры налогов.

• Описывать, как и когда платятся налоги.

• Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.

• Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.

• Описывать последствия невыплаты налогов для граждан.

• Приводить примеры выплаты налогов в семье.


11.

Социальные пособия


2

Рассмотреть виды пособий и оценить последствия их выплаты.

Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.

• Объяснять, почему существуют социальные выплаты. • Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

• Находить информацию о социальных выплатах.


12.

Итоговая работа по разделу 3

1

Закрепить полученные знания и умения по разделу «Семья и государство: как они взаимодействуют», совершенствовать исследовательские и творческие навыки, навыки групповой работы и публичных выступлений.


Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (5 ч)

13.

Банковские услуги

1

Рассмотреть виды банковских услуг для физических лиц и объяснить значение банков для экономики семьи.

Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.

• Приводить примеры банковских услуг.

• Описывать условия вкладов и кредитов.

• Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу. • Объяснять, почему и как страхуются вклады.

• Находить информацию о вкладах и кредитах.

• Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита.

• Объяснять условия кредита, приводить примеры.

• Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам.

• Объяснять принцип работы пластиковой карты.


14.

Собственный бизнес

1

Дать представление о предпринимательской деятельности и основных проблемах малого бизнеса.

Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.

• Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса.

• Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес.

• Объяснять, что такое бизнес-план. • Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.


15.

Валюта в современном мире

1

Познакомить с основными валютами и объяснить, как определяется валютный курс.

Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад

• Приводить примеры валют разных стран.

• Объяснять, что такое валютный курс.

• Находить информацию о валютных курсах.

• Проводить расчёты с валютными курсами.

16-17.

Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»

1

Обобщение и систематизация материала по курсу





Рабочая программа предусматривает использование УМК, включающего:

1. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 - 7 классы обещеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлю- гова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5 - 7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5 - 7 классы обеощеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!