СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса «Этика и психология семейной жизни»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа рассчитана на преподавание факультативного курса "Этика и психология семейной жизни" в 9 классе в объеме 17 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса «Этика и психология семейной жизни»»

Пояснительная записка.

Рабочая программа факультативного курса «Этика и психология семейной жизни» для учащихся 9 класса разработана на основе:

• УМК -. Т.А. Флоренская. Этика и психология семейной жизни. Программа курса для учащихся X- XI классов общеобразовательной школы. М., 2009г.

• А.В. Бородина «Основы православной культуры»: Учебное пособие для основной и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров» 2009г.

Место учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на преподавание факультативного курса «Этика и психология семейной жизни» в 9 классе в объеме 17 часов.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате освоения факультативного курса «Этика и психология семейной жизни» учащиеся 9 класса должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками. Личностными результатами являются следующие умения:

- ответственное отношение к созданию семьи на основе  осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),

- интериоризация традиционных семейных ценностей.

Метапредметными результатами изучения курса является:

- формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные:

- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные:

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),

- подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального и комбинированного взаимодействия.



Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

- понимание роли и значения семьи в формировании личностных качеств и воспитании гражданина России;

- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

- получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате освоения курса обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками.

Знать/понимать:

- зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности;

-основу христианской нравственности – десятью заповедями.

- основные нормы брака;

- народные традиции русской православной семьи;

- представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях;

- нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек;

- необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности.

Уметь:

- стремиться к совершенствованию и самокритичности;

- различать добро и зло;

- соблюдать нравственную чистоту и целомудрие как залог продолжения рода, его -духовно-нравственного и физического здоровья;

- строить товарищеские отношения и дружбу между юношами и девушками;

- различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение;

- беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”;

уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим;

- понимать духовно-нравственную и правовую основу брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.


Содержание учебного предмета


1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества.

Введение. Содержание, цели и задачи курса “Этика и психология семейной жизни”. Связь курса с другими учебными предметами. Семья в различных культурах.

Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей.

История и традиции русской семьи. Русские обряды и семья: благословение, обручение, венчание, семейные иконы. Нравственные нормы брака в христианской культуре.

Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, рождение и воспитание детей как цель брака.



2. Личность и семья.

Основы самоорганизации личности. Цели, задачи, методы и приемы самостоятельной работы над собой, самовоспитание воли, характера, памяти и внимания. Самооценка и уровень притязаний.

Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Виды самооценки. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора. ПЗ – выявление уровня самооценки.

Внушаемость. Основные понятия внушаемости, действие религиозных сект, гипноз, жажда чуда, установки. Тест "Поддаетесь ли вы чужому мнению?" Роль семьи в воспитании личности.

Важнейшая задача семьи - формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.

Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.

3. Особенности межличностных отношений юношества.

Психология межличностных отношений. Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.

Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки. Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения.

Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек. Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность.

Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши - оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности.

Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности.

Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек. Девушка и юноша - будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.

О товариществе и дружбе. Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ - человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба - высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др.

Дружба – школа любви. Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная. Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками. Любовь как высшее человеческое чувство. Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего уровня развития личности. Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми.

Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека. Мужчина и женщина.

Мы такие разные. Различие между мужчиной и женщиной: физиологические, психологические и нравственные. Роли мужчин и женщин в семье. Воспитание культуры чувств - дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие - полнота мудрости.

Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.

Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).

4. Брак и семья

Что такое готовность к браку. Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.

Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления.

Какой брак надежнее? Дискуссия: "Какой брак надежнее - по любви или по расчету?". Просмотр фрагмента из фильмов "Самая обаятельная и привлекательная", "Влюблен по собственному желанию".

Замужество и женитьба. Понятия "брак", "супружество", "муж", "жена". Предложение о вступлении в брак. Виды браков. Гражданский брак. Венчание. Время подачи заявлений в ЗАГС. Испытательный срок. Жених и невеста. Психологические сложности добрачного периода. Под звуки Мендельсона.

Семья и ее функции. Основная функция семьи - продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности.

Особенности молодой семьи. Супружество - новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата.

Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов, особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и радостях.

Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др.)

Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств.

Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия - начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства. Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей.

Этапы развития семьи. Средний и старший супружеский возраст. Эволюция отношений и чувств в разные периоды супружества.

Семейный досуг. Организация семейного досуга. Культура досуга. Игры, телевидение, книги, хобби членов семьи. Домашние чтения. Домашние концерты, спектакли. Совместные поездки, походы. Праздники. Подарки в семье. Вечерние беседы о прожитом дне. Семейные советы. Урок - ролевая игра "Семейные посиделки".

5. Основы семейной жизни.

Семейные роли. Понятие семейной роли. Конвенционные и межличностные роли. Типы распределения семейных ролей. Структура семейных подсистем.

Семейное благополучие. Понятия «психологический климат», «семейное благополучие». Виды совместимости. Законы совместимости. Психология супружеской совместимости.

Качества семьянина Любовь к окружающим людям, направленность на другого человека, способность к браку. Адекватные брачно-семейные представления. ПЗ – методика оценки старшеклассниками самих себя как будущих членов семьи.

Семейные правила. Правила, заданные социумом и культурой. Уникальные семейные правила. Семейные мифы.

Нарушения функционирования семейной системы. Факторы и стрессоры, осложнения отношений: нарушение представлений о семье и ее членах, нарушение межличностной коммуникации, нарушение механизмов интеграции, структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.

Конфликты в семье. Конфликты в семье, их причины и следствия. Одиночество в семье. Профилактика нарушений семейных отношений. Развод и его последствия. Развод. Причины и последствия развода. Депрессия и пути выхода из нее. Вторичные браки.

6. Семья и дети.

Ребенок в доме. Ожидание ребенка. Появление ребенка в доме. Периодизация детства. Детство-основа жизненного успеха.

Воспитание в семье. Сущность семейного воспитания. Тактики семейного воспитания. Авторитет родителей и его слагаемые. Родительская любовь. Советы педагогов и психологов родителям (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Корчак Я. и др.). Секреты воспитания по М. Поппинс.

Стили общения родителей с детьми. Авторитарный и демократический стили общения родителей с детьми.

Общение родителей и детей в семье. Позиции в общении родителей и детей. Манипуляции в общении: манипулятивные способы детей, манипулятивные способы родителей.

Ошибки родителей. Практическое занятие. Ошибки родителей в воспитании детей и их последствия. Одиночество ребенка как результат неверного стиля обучения и воспитания. Детские неврозы и их причины. Беспричинное чувство вины. Жестокость родителей и ее последствия для детей и их будущего. Алкоголизм родителей.

Ошибки родителей. Просмотр фильма «Похороните меня за плинтусом» Беседа по фильму.

Конфликты родителей и детей. Трудности в воспитании детей. Проблемы подросткового возраста. Юношеский возраст. Конфликты родителей и детей. Их причины и пути выхода из конфликтных ситуаций.

Одаренный ребенок. Понятие о способностях. Детская одаренность: понятие, признаки одаренности. Специфика работы с одаренными детьми. Нестандартный ребенок.

Заключительное занятие. Поведение итогов курса.


Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности


Программа совмещает в себе различные формы организации учебных занятий: групповую и индивидуальную работу в парах. В программу включены мини-лекции, беседы, дискуссии о семье, ее разностороннем развитии и факторах, ее формирующих, о ее взаимодействии с обществом.


Содержание тем учебного курса.


п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества

3

2.

Личность и семья

2

3.

Особенности межличностных отношений юношества

3

4.

Брак и семья

2

5.

Основы семейных отношений

2

6.

Семья и дети

5


ИТОГО

17
































Календарно – тематическое планирование.


п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Дата

план

факт

1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества (3 часа)

1.

ТБ на занятиях курса «Этика и пси-хология семейной жизни» Введение. Цели и задачи курса «Этика и психология семейной жизни»

Ознакомление с целями и задачами курса



2.

«Точка зрения». Семья в различных культурах

Разбор различных точек зрений на брак. Получение новых знаний



3.

История и традиции русской семьи. Русские обряды и семья: благословение, обучение, венчание, семейные иконы.

Изучение традиций русской семьи и обрядов.



2. Личность и семья (2 часа)

4.

Основы самоорганизации личности. Самооценка и уровень притязаний

Тесты на определение уровня самооценки личности



5.

Роль семьи в воспитании личности.

Дискуссия о проблемах воспитании личности.



3. Особенности межличностных отношений юношества (3 часа)

6.

Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек

Дискуссия о проблемах. Разбор различных точек зрений.



7.

О товариществе и дружбе. Дружба – школа любви.

Рассуждения на тему дружбы



8.

Любовь как высшее человеческое чувство.

Рассуждения на тему любви



4. Брак и семья (2 часа)

9.

Готовность к браку. Какой брак надежнее?

Дискуссия «Какой брак надежнее – по любви или по расчету?»



10.

Что такое семья? Семья и ее функции. Этапы развития семьи.

Рассуждения на тему семьи.

Получение новых знаний



5. Основы семейных отношений (2 часа)

11.

Семейные роли. Семейное благополучие.

Права и обязанности супругов – варианты.



12.

Конфликты в семье. Развод и его последствия.

Дискуссия о проблемах. Разбор различных точек зрений.



7. Семья и дети (5 часов)

13.

Ребенок в доме. Воспитание в семье.

Рассуждения по теме



14.

Общение родителей и детей в семье.

Разбор различных точек зрений.



15.

Ошибки родителей.

Просмотр фильма



16.

Конфликты родителей и детей.

Рассуждения по теме



17.

Заключительное занятие.

«Моя семья»

Защита мини-проекта





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!