Пояснительная записка.
Рабочая программа факультативного курса «Этика и психология семейной жизни» для учащихся 9 класса разработана на основе:
• УМК -. Т.А. Флоренская. Этика и психология семейной жизни. Программа курса для учащихся X- XI классов общеобразовательной школы. М., 2009г.
• А.В. Бородина «Основы православной культуры»: Учебное пособие для основной и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров» 2009г.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на преподавание факультативного курса «Этика и психология семейной жизни» в 9 классе в объеме 17 часов.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате освоения факультативного курса «Этика и психология семейной жизни» учащиеся 9 класса должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками. Личностными результатами являются следующие умения:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
- интериоризация традиционных семейных ценностей.
Метапредметными результатами изучения курса является:
- формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные:
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
- подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального и комбинированного взаимодействия.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- понимание роли и значения семьи в формировании личностных качеств и воспитании гражданина России;
- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате освоения курса обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками.
Знать/понимать:
- зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности;
-основу христианской нравственности – десятью заповедями.
- основные нормы брака;
- народные традиции русской православной семьи;
- представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях;
- нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек;
- необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности.
Уметь:
- стремиться к совершенствованию и самокритичности;
- различать добро и зло;
- соблюдать нравственную чистоту и целомудрие как залог продолжения рода, его -духовно-нравственного и физического здоровья;
- строить товарищеские отношения и дружбу между юношами и девушками;
- различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение;
- беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”;
уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим;
- понимать духовно-нравственную и правовую основу брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.
Содержание учебного предмета
1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества.
Введение. Содержание, цели и задачи курса “Этика и психология семейной жизни”. Связь курса с другими учебными предметами. Семья в различных культурах.
Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей.
История и традиции русской семьи. Русские обряды и семья: благословение, обручение, венчание, семейные иконы. Нравственные нормы брака в христианской культуре.
Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, рождение и воспитание детей как цель брака.
2. Личность и семья.
Основы самоорганизации личности. Цели, задачи, методы и приемы самостоятельной работы над собой, самовоспитание воли, характера, памяти и внимания. Самооценка и уровень притязаний.
Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Виды самооценки. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора. ПЗ – выявление уровня самооценки.
Внушаемость. Основные понятия внушаемости, действие религиозных сект, гипноз, жажда чуда, установки. Тест "Поддаетесь ли вы чужому мнению?" Роль семьи в воспитании личности.
Важнейшая задача семьи - формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.
Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.
3. Особенности межличностных отношений юношества.
Психология межличностных отношений. Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.
Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки. Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения.
Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек. Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность.
Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши - оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности.
Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности.
Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек. Девушка и юноша - будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.
О товариществе и дружбе. Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ - человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба - высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др.
Дружба – школа любви. Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная. Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками. Любовь как высшее человеческое чувство. Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего уровня развития личности. Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми.
Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека. Мужчина и женщина.
Мы такие разные. Различие между мужчиной и женщиной: физиологические, психологические и нравственные. Роли мужчин и женщин в семье. Воспитание культуры чувств - дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие - полнота мудрости.
Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.
Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).
4. Брак и семья
Что такое готовность к браку. Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.
Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления.
Какой брак надежнее? Дискуссия: "Какой брак надежнее - по любви или по расчету?". Просмотр фрагмента из фильмов "Самая обаятельная и привлекательная", "Влюблен по собственному желанию".
Замужество и женитьба. Понятия "брак", "супружество", "муж", "жена". Предложение о вступлении в брак. Виды браков. Гражданский брак. Венчание. Время подачи заявлений в ЗАГС. Испытательный срок. Жених и невеста. Психологические сложности добрачного периода. Под звуки Мендельсона.
Семья и ее функции. Основная функция семьи - продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности.
Особенности молодой семьи. Супружество - новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата.
Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов, особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и радостях.
Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др.)
Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств.
Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия - начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства. Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей.
Этапы развития семьи. Средний и старший супружеский возраст. Эволюция отношений и чувств в разные периоды супружества.
Семейный досуг. Организация семейного досуга. Культура досуга. Игры, телевидение, книги, хобби членов семьи. Домашние чтения. Домашние концерты, спектакли. Совместные поездки, походы. Праздники. Подарки в семье. Вечерние беседы о прожитом дне. Семейные советы. Урок - ролевая игра "Семейные посиделки".
5. Основы семейной жизни.
Семейные роли. Понятие семейной роли. Конвенционные и межличностные роли. Типы распределения семейных ролей. Структура семейных подсистем.
Семейное благополучие. Понятия «психологический климат», «семейное благополучие». Виды совместимости. Законы совместимости. Психология супружеской совместимости.
Качества семьянина Любовь к окружающим людям, направленность на другого человека, способность к браку. Адекватные брачно-семейные представления. ПЗ – методика оценки старшеклассниками самих себя как будущих членов семьи.
Семейные правила. Правила, заданные социумом и культурой. Уникальные семейные правила. Семейные мифы.
Нарушения функционирования семейной системы. Факторы и стрессоры, осложнения отношений: нарушение представлений о семье и ее членах, нарушение межличностной коммуникации, нарушение механизмов интеграции, структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.
Конфликты в семье. Конфликты в семье, их причины и следствия. Одиночество в семье. Профилактика нарушений семейных отношений. Развод и его последствия. Развод. Причины и последствия развода. Депрессия и пути выхода из нее. Вторичные браки.
6. Семья и дети.
Ребенок в доме. Ожидание ребенка. Появление ребенка в доме. Периодизация детства. Детство-основа жизненного успеха.
Воспитание в семье. Сущность семейного воспитания. Тактики семейного воспитания. Авторитет родителей и его слагаемые. Родительская любовь. Советы педагогов и психологов родителям (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Корчак Я. и др.). Секреты воспитания по М. Поппинс.
Стили общения родителей с детьми. Авторитарный и демократический стили общения родителей с детьми.
Общение родителей и детей в семье. Позиции в общении родителей и детей. Манипуляции в общении: манипулятивные способы детей, манипулятивные способы родителей.
Ошибки родителей. Практическое занятие. Ошибки родителей в воспитании детей и их последствия. Одиночество ребенка как результат неверного стиля обучения и воспитания. Детские неврозы и их причины. Беспричинное чувство вины. Жестокость родителей и ее последствия для детей и их будущего. Алкоголизм родителей.
Ошибки родителей. Просмотр фильма «Похороните меня за плинтусом» Беседа по фильму.
Конфликты родителей и детей. Трудности в воспитании детей. Проблемы подросткового возраста. Юношеский возраст. Конфликты родителей и детей. Их причины и пути выхода из конфликтных ситуаций.
Одаренный ребенок. Понятие о способностях. Детская одаренность: понятие, признаки одаренности. Специфика работы с одаренными детьми. Нестандартный ребенок.
Заключительное занятие. Поведение итогов курса.
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Программа совмещает в себе различные формы организации учебных занятий: групповую и индивидуальную работу в парах. В программу включены мини-лекции, беседы, дискуссии о семье, ее разностороннем развитии и факторах, ее формирующих, о ее взаимодействии с обществом.
Содержание тем учебного курса.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества | 3 |
2. | Личность и семья | 2 |
3. | Особенности межличностных отношений юношества | 3 |
4. | Брак и семья | 2 |
5. | Основы семейных отношений | 2 |
6. | Семья и дети | 5 |
| ИТОГО | 17 |
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Дата |
план | факт |
1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества (3 часа) |
1. | ТБ на занятиях курса «Этика и пси-хология семейной жизни» Введение. Цели и задачи курса «Этика и психология семейной жизни» | Ознакомление с целями и задачами курса | | |
2. | «Точка зрения». Семья в различных культурах | Разбор различных точек зрений на брак. Получение новых знаний | | |
3. | История и традиции русской семьи. Русские обряды и семья: благословение, обучение, венчание, семейные иконы. | Изучение традиций русской семьи и обрядов. | | |
2. Личность и семья (2 часа) |
4. | Основы самоорганизации личности. Самооценка и уровень притязаний | Тесты на определение уровня самооценки личности | | |
5. | Роль семьи в воспитании личности. | Дискуссия о проблемах воспитании личности. | | |
3. Особенности межличностных отношений юношества (3 часа) |
6. | Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек | Дискуссия о проблемах. Разбор различных точек зрений. | | |
7. | О товариществе и дружбе. Дружба – школа любви. | Рассуждения на тему дружбы | | |
8. | Любовь как высшее человеческое чувство. | Рассуждения на тему любви | | |
4. Брак и семья (2 часа) |
9. | Готовность к браку. Какой брак надежнее? | Дискуссия «Какой брак надежнее – по любви или по расчету?» | | |
10. | Что такое семья? Семья и ее функции. Этапы развития семьи. | Рассуждения на тему семьи. Получение новых знаний | | |
5. Основы семейных отношений (2 часа) |
11. | Семейные роли. Семейное благополучие. | Права и обязанности супругов – варианты. | | |
12. | Конфликты в семье. Развод и его последствия. | Дискуссия о проблемах. Разбор различных точек зрений. | | |
7. Семья и дети (5 часов) |
13. | Ребенок в доме. Воспитание в семье. | Рассуждения по теме | | |
14. | Общение родителей и детей в семье. | Разбор различных точек зрений. | | |
15. | Ошибки родителей. | Просмотр фильма | | |
16. | Конфликты родителей и детей. | Рассуждения по теме | | |
17. | Заключительное занятие. «Моя семья» | Защита мини-проекта | | |