Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Знать и понимать:
Значение человека в демократическом обществе. Осознавать особое положение детей и несовершеннолетних в системе правоотношений. Систему и структуру права, современные правовые системы: содержание прав и свобод человека; прав и свобод ребёнка, понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека.
Уметь:
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека; формы социальной зашиты и социального обеспечения.
Объяснять:
происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений; особенности правоотношений несовершеннолетних.
Различать:
формы (источники) права, субъектов права; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, омбудсмена, нотариуса, международных органов защиты прав человека; организационно -
правовые формы трудовой деятельности несовершеннолетних; имущественные и неимущественные права несовершеннолетних и способы их защиты.
Приводить примеры:
различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики.
Обще-учебные умения:
-выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;
-конспектировать (не только на основе одного текста, но и по определенной проблеме на основе нескольких источников);
- описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью конкретных примеров, а потом теоретически;
- сравнивать и делать вывод по изученному вопросу и аргументировать их;
- участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам.
Специальные умения:
- анализ конкретных жизненных ситуаций;
- выработка личностного отношения к явлениям окружающей действительности;
- принятие практических решений на основе теоретических знаний основ
правоведения, а также изучении документов правотворческой деятельности;
В области компетенции саморазвития:
– данный спецкурс стимулирует потребность к самообразованию, саморазвитию, личностному целеполаганию.
Содержание курса
Раздел 1. Человек среди людей.
Человек – биосоциальное существо, высшая степень развития, субъект
исторического прогресса. Уникальность человека. Формирование обычаев,
традиций, правил поведения. Мораль. Правовые нормы и их отличия от
моральных. Взаимосвязь морали и права. Понятия: личность, индивид,
общество, мораль, право. Виды прав человека. Конституция – основной закон РФ.
Раздел 2. Международная защита прав человека.
Всеобщая декларация прав человека. Механизм международной защиты прав человека, Комитет по правам человека, Европейский Суд по правам человека. Институт петиции. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г
Раздел 3. Права и свободы ребёнка в демократическом государстве
Исторические условия признания прав детей. Всеобщая декларация прав человека. Права ребенка в документах ООН. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Конституционный Суд РФ. Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации. Личные права и свободы ребенка. Социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка. Право ребенка на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Институт омбудсмена.
Раздел 4. Гражданские правоотношения и несовершеннолетние.
Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений. Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Участие несовершеннолетних в предпринимательстве. Управление имуществом ребенка. Законодательное регулирование права ребенка на жилище. Возмещение вреда, причиненного ребенку. Гражданско-правовая ответственность малолетних и несовершеннолетних.
Раздел 5. Охрана семьи и ребёнка.
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс. Брак, условия его заключения. Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство). Развод: права супругов, права ребёнка.
Раздел 6. Право на образование и правовой статус ребёнка в школе.
Право на образование. Конституция РФ. Закон об «Образовании в РФ». Устав школы.
Раздел 7. Трудовое право.
Трудовые права несовершеннолетних по российскому законодательству. Обязанности несовершеннолетних работников в трудовых правоотношениях. Меры поощрения и дисциплинарная ответственность несовершеннолетних работников. Основания и условия материальной ответственности несовершеннолетних.
Раздел 8. Административная ответственность.
Понятие и источники административного права. Административные правонарушения. Административные наказания и их виды.
Административно-правовой статус несовершеннолетнего. Особенности административной ответственности несовершеннолетних.
Раздел 9. Уголовная ответственность.
Уголовная ответственность. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Раздел 10. Жилищное законодательство.
Семейный кодекс ст.60. Права несовершеннолетних, являющихся и не являющихся собственниками жилплощади. Права ребёнка на жилплощадь при разводе родителей. Права при продаже квартиры. Ребёнок - собственник.
Раздел 11. Право на гражданство.
Сущность и содержание института гражданства в РФ. Гарантии прав граждан, в т.ч. несовершеннолетних на реализацию гражданства в РФ.
Раздел 12. Политические права.
Право участвовать в управлении делами государства и общества, избирательное право, права граждан на равный доступ к государственной службе. Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для зашиты своих интересов. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Свобода слова и средств массовой информации. Право на информацию. Право на объединение.
Раздел 13. Культурные права.
Право на образование. Право на участие в культурной жизни. Свобода
научных исследований и творческой деятельности. Культурные права несовершеннолетних.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Человек среди людей | 2 |
2 | Международная защита прав человека | 2 |
3 | Права и свободы ребёнка в демократическом государстве | 3 |
4 | Гражданские правоотношения и несовершеннолетние. | 2 |
5 | Охрана семьи и ребёнка | 2 |
6 | Право на образование и правовой статус ребёнка в школе | 1 |
7 | Трудовое право | 3 |
8 | Административная ответственность | 3 |
9 | Уголовная ответственность | 3 |
10 | Жилищное законодательство | 2 |
11 | Право на гражданство | 2 |
12 | Политические права | 3 |
13 | Культурные права | 2 |
14 | Итоговое занятие | 2 |
Учебно-календарное планирование 2018-2019
№ | Дата | Фактическая | Тема | Кол-во часов |
1 | | | Человек в обществе. Мораль и право | 1 |
2 | | | Основные права человека в демократическом обществе. Конституция РФ. | 1 |
3 | | | Международные документы на защите прав человека. | 1 |
4 | | | Международные организации на защите прав человека. | 1 |
5 | | | Права детей в XIX и XX веках | 1 |
6 | | | Конвенция о правах ребёнка | 1 |
7 | | | Права и свободы ребёнка по Конституции РФ | 1 |
8 | | | Нарушение прав детей в современном мире | 1 |
9 | | | Защита прав детей в РФ | 1 |
10 | | | Уполномоченный по правам детей | 1 |
11 | | | Несовершеннолетние и гражданские правоотношения | 1 |
12 | | | Несовершеннолетние и гражданские правоотношения | 1 |
13 | | | Правовое регулирование семейных отношений | 1 |
14 | | | Права ребёнка по семейному законодательству | 1 |
15 | | | Право на образование и правовой статус ребёнка в школе | 1 |
16 | | | Трудовое право человека | 1 |
17-18 | | | Трудовое право несовершеннолетних | 2 |
19-20 | | | Административное право | 2 |
21 | | | Административная ответственность несовершеннолетних | 1 |
22-23 | | | Права и ответственность несовершеннолетних по уголовному законодательству | 2 |
24 | | | Судебная практика в отношении несовершеннолетних | 1 |
25-26 | | | Права несовершеннолетних по жилищному законодательству | 2 |
27 | | | Право на гражданство | 1 |
28 | | | Вопросы по гражданству несовершеннолетних | 1 |
29-30 | | | Политические права и свободы человека | 2 |
31 | | | Правоохранительные органы | 1 |
32 | | | Культурные права человека | 1 |
33 | | | Культурные права несовершеннолетних | 1 |
34 | | | Правовая викторина | 1 |