СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива «Занимательная математика»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива «Занимательная математика»»

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Занимательная математика»


2 класс (34 ч)


Рабочая программа по внеурочной деятельности, по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика», разработана на основе авторской программы Кочуровой Е.Э., соответствующей направлениям, предусмотренными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, рабочей программы по курсу «Занимательная математика» (1-4-е классы), МБОУ СОШ №27 г. Белгорода.

Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Целью факультатива является развитие математических способно­стей учащихся, формирование элементов логической и алгоритмиче­ской грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использова­нием современных средств обучения.

Рабочая программа учителя по курсу «Занимательная математика» (2 кл) составлена на основе «Сборника программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. Автор курса – Е.Э. Кочурова (с. 23), Рабочей программы по курсу «Занимательная математика» (1 - 4 кл) МБОУ СОШ №27.


Изменения в авторскую программу не внесены


Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Программа рассчитана на 34 часа в год. Фактически по календарю 33 часа. Объединены следующие занятия: №33 и №34: Математическая эстафета.


Формы организации учебного процесса и их сочетание

Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная. Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.


Основными формами текущего контроля являются:

  • наблюдение

  • беседа

  • устный опрос;

  • диагностические работы;

  • тестовые задания;

  • творческие работы.


Тематическое планирование по курсу «Занимательная математика»


Наименование раздела

Часы учебного времени


2 класс

34 часа

1

Числа. Арифметические действия. Величины

12

2

Мир занимательных задач

10

3

Геометрическая мозаика

12













Календарно-тематическое планирование по курсу «Занимательная математика»


2 класс (34 ч)



п\п

Разделы програм-мы

Темы учебных занятий

Планируемые результаты

Дата проведения

По пла-ну

Фактически

1.

Геомет-рическая мозаика


«Удивительная снежинка»

Предметные: Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия».

Познавательные строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные учитывать правила в планировании способа решения

Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

01.09


2.

«Крестики-нолики»

Предметные: Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение и вычитание в пределах 20).

08.09


3.

Числа. Арифметические действия

Математические игры

Предметные: Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

Познавательные отвечать на вопросы, задавать

вопросы

Регулятивные выбирать способ действия

Коммуникативные учебный диалог с соблюдением

правил культуры общения

15.09


4.

Мир занимательных задач


Прятки с фигурами

Предметные: Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.


Познавательные контроль и оценка процесса деятельности

Регулятивные удерживать цель деятельности;

оценивать результаты деятельности.

Коммуникативные контролировать свое поведение

22.09


5.

Секреты задач

Предметные: Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

29.09


6.

Геометри-ческая мозаика

«Спичечный» конструктор

Предметные: Построение конструкции по заданному образцу.

Познавательные извлечение информации из

выполняемых заданий, анализ чисел с целью

выделения существенных признаков, установление причинно-следственных связей, решение рабочих задач, построение логической цепочки рассуждений

Регулятивные удерживать цель деятельности до получения ее результата, вносить изменения в процесс деятельности с учетом ошибок, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности, действовать по алгоритму, находить ошибки и устанавливать их причины

Коммуникативные участие в учебном диалоге, формулировка ответов на вопросы, контроль поведения, корректировка ошибок, воспринимать речь других, проявлять внимание к собеседнику, оценивать свои достижения, проявлять интерес к учебе

06.10


7.

«Спичечный» конструктор

Предметные: Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

13.10


8.

Геометрический калейдоскоп

Предметные: Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

20.10


9.

Мир занимательных задач

Числовые головоломки

Предметные: Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Познавательные строить речевое высказывание

в устной и письменной форме.

Регулятивные различать способ и результат

действия.

Коммуникативные контролировать действие

10.11


10.

Геомет-рическая мозаика


«Шаг в будущее»

Предметные: Конструкторы: «Спички», «Порлимино» из электронного пособия. Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».


Познавательные воспроизводить по памяти

информацию, наблюдать и выявлять особенности математических объектов, устанавливать причинно-следственные связи, решение рабочих задач,

осознанное построение речевого высказывания, классификация и сравнение, извлечение информации

из выполняемых заданий


Регулятивные применять алгоритм действий, оценивать доказательства и рассуждения, оценивать результаты деятельности, находить и исправлять ошибки, постановка учебной задачи, выделение «что известно» и «что неизвестно», проявление волевого усилия в преодолении препятствий работа по алгоритму, сличение результата с заданным эталоном


Коммуникативные оказывать помощь товарищу, соблюдать правила этикета, проявлять интерес к познанию, оценивать свои достижения,

постановка вопросов и ответы на них, выстраивание логических высказываний учебный диалог и сотрудничество, контроль своего поведения, оценивание необходимости учения

17.11


11.

Геометрия вокруг нас

Предметные: Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

24.11


12.

Путешествие точки

Предметные: Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

01.12


13.

Шаг в будущее

Предметные: Конструкторы: «кубики», «Паркеты и мозаика», «Весы» из электронного приложения. Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками».

08.12


14.

Тайны окружности

Предметные: Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание окружности на орнаменте. Составление орнамента с помощью циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

15.12


15.

Числа. Арифметические действия. Величины



















Математическое путешествие

Предметные: Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй – прибавляет 18, третий – вычитает 16; четвертый – прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются:

1-й раунд: 34-14=20;


Познавательные решение рабочих задач, построение логической цепочки рассуждений с помощью учителя; наблюдать над единицами времени, анализировать и фиксировать результаты; воспроизводить по памяти информацию; использовать знания о свойствах чисел.



Регулятивные удерживать цель деятельности, оценивать рассуждения «правильно – неправильно анализировать эмоциональное состояние от деятельности, сравнивать результаты деятельности с эталоном


Коммуникативные проявлять доброжелательность в учебном диалоге, оценивать учебную деятельность, считаться с мнением другого

человека, оказывать помощь товарищу, соблюдать правила этикета, проявлять интерес к познанию, оценивать свои достижения


22.12


16.

«Новогодний серпантин»

Предметные: Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры.

12.01


17.

«Новогодний серпантин»

Предметные: Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки, занимательные задачи.

19.01


18.

Математические игры

Предметные: Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 100». Работа с палитрой-основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

26.01


19.

«Часы нас будят по утрам...»

Предметные: Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия.

02.02


20.

Геомет-рическая мозаика

Геометрический калейдоскоп

Предметные: Задания на разрезание и составление фигур.


Познавательные извлекать необходимую

информацию из текстов; определять основную и второстепенную информацию


Регулятивные определять последовательность

действий; оценивать результаты работы; способность

к волевому усилию


Коммуникативные формулировка ответов на

вопросы.

09.02


21.

Мир занимательных задач




Головоломки

Предметные: Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

16.02


22.

Секреты задач

Предметные: Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

02.03


23.

«Что скрывает сорока?»

Предметные: Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

09.03


24.

Числа. Арифметические действия. Величины.


Интеллектуальная разминка

Предметные: Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.


Познавательные извлекать необходимую информацию из текстов; определять основную и второстепенную информацию; выполнять действия по алгоритму.

Воспроизводить по памяти информацию,

наблюдать и выявлять особенности

математических объектов, устанавливать

причинно-следственные связи, решение рабочих

задач, осознанное построение речевого

высказывания, классификация и сравнение,

извлечение информации из выполняемых заданий


Регулятивные ставить учебную задачу; определять последовательность действий; вносить изменения в деятельность; оценивать результаты работы; способность к волевому усилию. Применять алгоритм действий, оценивать доказательства и рассуждения, оценивать результаты деятельности, находить и исправлять ошибки, постановка учебной задачи, выделение «что известно» и «что неизвестно»


Коммуникативные участие в учебном диалоге, достигать договоренности и согласованности общего решения, формулировка ответов на вопросы,

корректировка ошибок, анализировать речевые высказывания

Оказывать помощь товарищу, соблюдать правила этикета, проявлять интерес к познанию, оценивать свои достижения,

постановка вопросов и ответы на них, выстраивание логических высказываний

учебный диалог и сотрудничество, контроль своего поведения

16.03


25.

Дважды два — четыре

Предметные: Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-считалочки» (карточки двусторонние: на одной стороне – задание, на другой - ответ).

30.03


26.

Дважды два — четыре

Предметные: Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль.

06.04


27.

Дважды два — четыре

Предметные: Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного пособия.

13.04


28.

В царстве смекалки

Предметные: Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

20.04


29.

Интеллектуальная разминка

Предметные: Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.

27.04


30.

Геометрическая мозаика


Составь квадрат.

Предметные: Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

Познавательные контроль и оценка процесса деятельности

Регулятивные удерживать цель деятельности;

оценивать результаты деятельности

Коммуникативные контролировать свое поведение

04.05


31.

Мир занимательных задач

Математические фокусы

Предметные: Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи.

Познавательные планирование учебных действий и решение рабочих задач, определять пути решения поставленной задачи;

анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать материал

Регулятивные выполнять задания по алгоритму, корректировать ошибки; проявлять волевое усилие в ситуации затруднения; применять знания в новых условиях

Коммуникативные участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы, выражать мысли полно и точно; соблюдать нормы общения,

слушать и понимать речь других; аргументировать свое мнение.

11.05


32.

Математические фокусы

Предметные: Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

18.05



33.

Мир занимательных задач

Математическая эстафета

Предметные: Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

Познавательные использовать различные приемы проверки правильности вычислений; выполнять проверку правильности вычислений.

Регулятивные наблюдать и выявлять особенности математического материала, воспроизводить по памяти необходимую информацию, контроль и оценка процесса деятельности, удерживать цель деятельности

Коммуникативные выделять, что усвоено, а что нет; преодолевать препятствия; определять последовательность действий;

удерживать цель деятельности; оценивать результаты деятельности.

контролировать свое поведение

25.05


34.

Математическая эстафета

Предметные: Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»).


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

по курсу «Занимательная математика»


Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П – комплект, необходимый для работы в группах ( один экземпляр на 5-6 человек



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Чис-ло

Приме-чаиие

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)




Учебно-методические пособия для учителя:

  1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви­тия логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. - № 7.

  2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

  3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

  4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

  5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд­ности. - М„ 2006.


К


Д



2.

Печатные пособия

Д



-Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ. Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.

-Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Мате­матика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.




3.

Технические средства обучения




Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные

проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры

и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.


Д

Д

Д




4.

Игры и игрушки




1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2) 10, 20, 30, 40, … , 90;

3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние:

на одной стороне — задание, на другой — ответ.

7. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

8. Набор «Геометрические тела».

9. Математические настольные игры: математические пирамиды

«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100»,

«Умножение», «Деление» и др.


Ф


5.

Оборудование класса




Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

К

Д

Д

Д

К




Скачать

© 2020, 201 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!