СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива по математике "Проценты вокруг нас"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативного курса «Проценты вокруг нас» показывает значимость процентов в повседневной жизни, в торговле, в сельском хозяйстве, в банковском деле, при изучении таких школьных предметов как физика, химия, география, экология, биология, экономика,ликвидирует разрыв между школьной программой и программой вступительных экзаменов в вузы.

 Программа рассчитана на 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива по математике "Проценты вокруг нас"»

МБОУ «Шумячская СШ им.В.Ф.Алешина»


«Рассмотрено»

на заседании ШМО



________ /Т.Г.Гращенкова

Протокол № 1 от 29.08.2017

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________/Н.А.Богатырева




«Утверждено»

Директор школы



_________/И.Н.Кухаренкова

Приказ № 64/1 от 31.08.2017




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

по математике

«Проценты вокруг нас» (7 класс)




Учитель : Гращенкова Т.Г.



2017




Рабочая программа факультатива по математике 7 класса разработана в соответствии с:

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ( в редакции от 31.12.2015 № 1577);

Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ « Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина».

Методическими рекомендациями Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 18.08.2017г №09-1672

Программа факультативного курса «Проценты вокруг нас» показывает значимость процентов в повседневной жизни, в торговле, в сельском хозяйстве, в банковском деле, при изучении таких школьных предметов как физика, химия, география, экология, биология, экономика,

ликвидирует разрыв между школьной программой и программой вступительных экзаменов в вузы.

Программа рассчитана на 34 часа.


Планируемые результаты факультативного курса:

Личностные:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач

  • умение осуществлять контроль по результату

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах , в окружающей жизни

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками


Предметные:

  • понимать содержательный смысл термина " процент" как специального способа выражения доли величины

  • уметь соотносить процент с соответствующей дробью ( 50% -- 1/2; 25% --1/4 и т.д.)

  • решать основные задачи на проценты , применять формулу сложных процентов

  • производить прикидку и оценку результатов вычислений

  • при вычислении сочетать устные и письменные приемы,

  • использовать приемы , рационализирующие вычисления .






Содержание факультативного курса


 Введение (1ч.)

История возникновения процентов. Понятие процента.

 Основные задачи на проценты(4ч)

Нахождение процента от числа, нахождение числа по его проценту. Выражение отношения в процентах на  примерах. 

Проценты и уравнения (8ч)

Алгоритм решения задач методом составления уравнений.

Решение более сложных задач на процентные расчеты.

Правило начисления процентов (6ч.)

Формула простого процентного роста.

Формула начисления «сложных процентов».

Решение задач на применение этих формул.

 Решение финансово- экономических задач (5ч)

Задачи на продажу товара.

Задачи на вклад в банк.

Процентные расчеты в различных сферах  деятельности человека.

Задачи на сплавы, смеси, переливания (9ч.)

Понятие объёмной концентрации, объёмной процентной концентрации.

Решение задач на сплавы.

Решение задач на смеси, растворы, переливания.    

Решения задач, связанных с понятиями «концентрация», «процентное содержание»

Итоговое занятие (1 ч.)











Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Формы проведения

Основные виды деятельности ученика

1

История возникновения процентов. Понятие процента.


1

Лекция , презентация "Проценты в жизни человека"


Определить понятие «процент»;изучить историю происхождения процента;

рассмотреть простейшие задачи на проценты ;определить сферу практического применения процента.


2

Основные задачи на проценты . Нахождение процента от числа, нахождение числа по его проценту

2

Беседа , практикум

Переводить процент в обыкновенную дробь и обратно; правильно читать записи, содержащие знак процента;

3

Выражение отношения в процентах на  примерах. 

2

Лекция , практикум

равнивать и анализировать, наблюдать и опровергать

неверные решения. Оценка имеющихся вычислительных

равнивать и анализировать, наблюдать и опровергать

неверные решения. Оценка имеющихся вычислительных

Сравнивать и анализировать, наблюдать и опровергать неверные решения; оценивать имеющиеся вычисления

4

Алгоритм решения задач методом составления уравнений.


3

Беседа , практикум

Формулировать алгоритм решения задач с помощью составления уравнений и применять его в решении задач

5

Формула простого процентного роста.

2

Лекция , практикум

знать формулы простого процента,

показать применение этих формул в процентных вычислениях при решении практико-

ориентированных задач.

уметь переносить знания в новую ситуацию


6

Решение более сложных задач на процентные расчеты.



3

Лекция , практикум

Определять сложные проценты и их отличия от простых. Научиться решать задачи на сложные проценты


7

Формула начисления «сложных процентов».


2

Лекция , практикум

Понимать проценты и уметь производить процентные расчеты

8

Решение задач на применение формул процентов


1

Практикум

Закрепить знания о формулах решения основных задач на проценты. Продолжить работу над выработкой умений применять изученные формулы для решения задач на процентные расчеты. Повторить решение задач на составление и решение математических моделей.

9

Задачи на продажу товара.


2

Беседа, практикум

Применять и использовать опыт, полученный при решении задач на куплю – продажу в повседневной жизни

10

Задачи на вклад в банк.


2

Лекция , практикум

сформировать основные знания о

банковских вкладах, процентах по вкладу ;рассмотреть 2 способа вклада; научить рассчитывать доходы по вкладу

11

Процентные расчеты в различных сферах  деятельности человека.


1

Деловая игра.


Применять знания в нестандартных ситуациях, анализировать исходные условия и делать правильные выводы.


12

Понятие объёмной концентрации, объёмной процентной концентрации.


2

Лекция , практикум

Решать задачи на понятия "процентное содержание", "концентрация", "%-й раствор".

13

Решение задач на сплавы.


2

Лекция , практикум

Решать задачи на сплавы. Анализировать условие задачи, выбирать оптимальный способ решения

14

Решение задач на смеси, растворы, переливания.    


2

Лекция , практикум

Решать задачи на растворы, смеси, сплавы.

Познакомиться с нестандартным способом решения задач на смешивание двух растворов разной концентрации.


15

Решения задач, связанных с понятиями «концентрация», «процентное содержание»


2

Лекция , практикум

Оперировать понятиями раствор, растворитель, концентрация, процент, массовая доля, нахождение процента от числа, нахождение числа по его части.

16

Деловая игра «Математик – бизнесмен».


1

Деловая игра.


Применять знания в нестандартных ситуациях, анализировать исходные условия и делать правильные выводы.


17

Итоговое занятие.

1

практикум

Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Доказывать и опровергать с помощью контр примеров утверждения






Литература

  1. Никольский С.Н., Потапов М.К., Решетников Н.Н. Алгебра в 7 классе: методические материалы.- М.: Просвещение, 2002.

  2. Барабанов О.О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления //Математика в школе.-2003.-№5.-С.50-59.

  3. Башарин Г.П. Начала финансовой математики.- М.,1997.

  4. Вигдорчик Е., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе.- М., 1997.

  5. Водинчар М.И., Лайкова Г.А., Рябова Ю.К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений //Математика в школе.-2001.- №4.

  6. Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. 10-11 классы: учеб.-метод. Пособие.- М.: Дрофа,2003.-144 с.

  7. Лурье М.В., Александров Б.И. Задачи на составление уравнений.- М.: Наука,1990.

  8. Рязановский А.Р. Задачи на части и проценты // Математика в школе.- №1.-1992.-С.18

  9. Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе.-1998.- №4.

  10. Симонов А.С. Сложные проценты // Математика в школе.-1998.- №5.

  11. Соломатин О.Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси // Математика в школе.-1997.- №1.-С. 12-13.

  12. Шевкин А.В. Текстовые задачи.- М.: Изд. Отд. УНЦ ДО МГУ, 1997.- 60 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!