СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по функциональной грамотности модуль «Читательская грамотность" «Текст как основа изучения языка» уровень основного общего образования 7 класс на 2023 – 2024 учебный год

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса: формирование читательской деятельности школьников, умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по функциональной грамотности модуль «Читательская грамотность" «Текст как основа изучения языка» уровень основного общего образования 7 класс на 2023 – 2024 учебный год»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



факультатива по функциональной грамотности модуль «Читательская грамотность» «Текст как основа изучения языка»

уровень основного общего образования 7 класс

на 2023 – 2024 учебный год







Составитель:

Китусёва Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы















п. Октябрьский, 2023 г.








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 12.05.2019г.)

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011г., регистрационный номер 1993 с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011г., 25 декабря 2013г., 24 ноября 2015г.)

3. Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Октябрьская СОШ»

Образовательный процесс обеспечивается учебными пособиями «Сборник задач по формированию читательской грамотности» [В.В.Фёдоров и др.]. – М. : Просвещение. – 2020 г.



Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности: «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности».

При проведении международных исследований PISA введено определение понятия «читательская грамотность»: «Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, заниматься целенаправленным чтением для расширения своих знаний и возможностей, участия в социальной жизни». Таким образом, образовательный стандарт, принятый в Российской Федерации, и международные тестирования сориентированы на оценку овладения учащимися читательскими умениями как наиболее значимыми метапредметными умениями для учебной и социальной жизни ученика.


Требования ФГОС к уровню освоения учащимися читательской грамотности



В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в

обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам средней школы.

В результате изучения всех без исключения предметов выпускники средней школы приобретут навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Ученики научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

По результатам диагностических работ по изучению грамотности чтения выделено 3 уровня сформированности читательских умений в соответствии с динамикой формирования способов деятельности:

Уровень 1 - общая ориентация в тексте, использование явно заданной информации: поиск и выявление в тексте информации, представленной в явном виде, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной темы и идеи).

Уровень 2 - глубокое понимание текста, интерпретация и преобразование информации, анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно, установление связей, не высказанных в тексте напрямую, формулирование более сложных выводов и оценочных суждений.

Уровень 3 - применение информации в учебно-практических задачах и создание собственных текстов.



Цель курса: формирование читательской деятельности школьников, умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты.



Основная задача курса - научить ребёнка понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.



Курс рассчитан на 34 часов, изучается в 7 классе (предполагается, что дети уже имеют некоторые знания по литературному чтению).

Содержание курса включает следующее: - поиск информации и понимание текста;

- преобразование и интерпретация текста;

- критический анализ и оценка информации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СПЕЦКУРСА



В результате изучения спецкурса у обучающихся планируется сформировать три группы умений.

1. Поиск информации и понимание текста Учащийся научится:

 определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;

 отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;

 выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;

 сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;

 объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;

 работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений. 2. Преобразование и интерпретация информации

Учащийся сможет:

 обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;

 формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.

3. Критический анализ и оценка информации Учащийся получит возможность научиться:

 оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;

 на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.



ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА



Учебные задания, обеспечивающие формирование читательской грамотности, связаны с данными группами умений.

Организация целостной работы по формированию читательской грамотности школьников невозможна без проектирования урока и системы учебных заданий на основные группы читательских умений.

Объектом педагогического проектирования являются педагогические процессы, педагогические ситуации, направленные на формирование у школьников универсальных учебных действий.



При формировании читательских умений необходимо:

 включать задания, для выполнения которых требуется не столько вычленить информацию, заданную в явном виде, сколько интерпретировать, преобразовать, оценивать,

 организовывать текстовую деятельность учащихся на основе заданий, требующих аргументировано, связно, логично, последовательно отвечать на вопрос, используя информацию исходного текста,

 уделить особое внимание обогащению словарного запаса учащихся, формированию умений определять лексическое значение незнакомого слова (термина) не только по справочной литературе, но и на основе контекста,

 использовать задания, построенные на сопоставлении информации из нескольких источников,

 формировать критический взгляд на достоверность информации,

 использовать тексты различных видов, в том числе схемы, таблицы, графики, учить работать с затекстовой информацией (сноски, приложения и т.д.),

 включить текстовую деятельность в урок на предметах естественнонаучного цикла как обязательную составную часть образовательного процесса,

 обучать различным видам чтения. 

Содержание спецкурса (34 часа)



№ Название раздела 1 Введение

2 Язык и общение

3 Страницы истории 4 Взгляд в будущее 5 Живая планета

6 Мир, в котором мы живём 7 Подведение итогов

Итого

Количество часов 1 7 7 6 6 6 1

34





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Название раздела

1



2 Язык и общение

Тема урока









Язык животных

Юлия Кузнецова. «Зачем?» Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»

Законы делового письма

Количество часов



1





1 1 1 1



1







3 Страницы истории


















4 Взгляд в будущее












5 Живая планета












6 Мир, в котором мы живём

Можно ли обойтись без заимствованных 1 слов?

Обобщение по разделу 1





Как выглядит слон? 1 Мыльные открытия: от шумеров до 1 наших дней

«Шарманка старая крутилась, катилось 1 жизни колесо…» (Б.Окуджава)

От деревянных уточек к самому 1 известному кубику

Ольга Громова. «Сахарный ребёнок» 1 (отрывок)

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. 1 «Время всегда хорошее» (отрывок)

Обобщение по разделу 1





Кир Булычёв. «Новости будущего века» 1 (отрывок)

Как работает беспилотный автомобиль 1 Устройство для чтения мыслей 1 Материалы «с эффектом лотоса» 1 Когда без гаджетов не обойтись 1 Обобщение по разделу 1



Вечная жизнь возможна? 1 Из жизни кошек 1 Правила перевозки животных на борту 1 воздушного судна

Зелёное строительство 1 Парк «Зарядье» 1 Обобщение по разделу 1





Жемчужина Солнечной системы 1 «Как два мальчика встретили в 1 Хедальском лесу троллей» (отрывок)

Правила поведения воспитанников 1 кадетских классов (фрагмент документа)

А все ли люди мечтают? 1 Почему небо голубое? 1

Обобщение по разделу 1

7 Подведение итогов

Подведение итогов 1





ФОРМЫ КОНТРОЛЯ



Качество усвоения материала выявляется с точки зрения полноты знаний, умения применять их в разных ситуациях, выбора рациональных средств для выполнения заданий, степени развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), коммуникативных умений.

Учитель фиксирует проблемные области в работе, удачные методы и приемы, анализирует, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из программы спецкурса.

Учащийся может установить, каковы реальные результаты его деятельности, что усвоено прочно, а что нуждается в углублении и повторении.

По усмотрению педагога, ведущего спецкурс, может использоваться текущий, тематический контроль, рейтинговая система оценки.



ЛИТЕРАТУРА



1. Фёдоров В.В., Гончарук С.Ю. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности. 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М. : Просвещение, 2020. – 208 с.

2. Бакланова, И. Ю. Формирование умений комплексного литературоведческого анализа художественного текста на II и III ступени обучения как способ совершенствования читательской компетенции // И. Ю. Бакланова. – Режим доступа: http://ipkps. bsu. edu. ru/source/metod_sluzva/teacher/op11-12/apo_11-12/rus_lit11-12.asp

2. Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: Монография. – СПб.: Сударыня, 2017. – 320 с.

3. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопросы / Е. Л. Гончарова // Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. – Режим доступа: http://psychlib. ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm

4. Глаголева, С. А. Преподавание литературы в рамках интегрированного курса гуманитарных дисциплин (истории, литературы, МХК, иностранных языков) / С. А. Глаголева // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 168-171. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. pdf

5. Грудьева, Н. А. Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе / Н. А. Грудьева // Учебно-методический портал. – Режим доступа: http://www. uchmet. ru/library/material/139672/

7. Кутейникова Н.Е. Методика работы с исторической научно-познавательной книгой на уроках литературы // Русская словесность, № 6, 2004, стр. 40.

8. Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В. С. Леднев, М. В. Никандров, М. В. Рыжаков. – М.: Изд-во Московского психологического социального института, 2012. – 147 с.

9. Мосунова Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М., 2016.

10. Романичева Е.С. «Понимание всегда чревато ответом»: о смысловой составляющей знания // Русская словесность, №2, 2017, стр. 7.

11. Самыкина, С. В. Оценка уровней развития читательской компетентности младших школьников / С. В. Самыкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011.– Т. 13. – № 2 (4). – С. 831-836.

12. Серебренникова, А. Л. Интеграция уроков русского языка и литературы с предметами гуманитарного цикла / А. Л. Серебренникова // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 197-204. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. Pdf

14. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.

15. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых компетенций и предметные компетенции / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – Режим доступа: www. eidos. ru/news/compet/html

16. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 кл. – М., 2012.

17. Ященко Н. Ю. Формирование читательской компетенции учащихся среднего и старшего звена на уроках литературы / Н. Ю. Ященко // Социальная сеть работников образования nsportal. ru, 2011. – Режим доступа:http://nsportal. ru/shkola/literatura/library/formirovanie-chitatelskoi-kompetentsii-uchashchikhsya-srednego-i-starshego


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!