СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Естествознание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине Естествознание для студентов СУЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Естествознание»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Московский областной политехнический колледж–

филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(МОПК НИЯУ МИФИ)










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


БД.06 «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»


для специальности

08.02.01«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»


среднего профессионального образования












Электросталь, 2021 г.

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС-4) и рабочим учебным планом МОПК НИЯУ МИФИ (год начала подготовки специалистов среднего звена – 2022-й) по специальности среднего профессионального образования 08.02.01«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».



Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией специальных и химических дисциплин

Протокол № 1 от «30» августа 2021 г.

Председатели цикловых комиссий:



___________________Гнидина И.И.



Рецензенты:


Воротникова Е.Н.

______________

преподаватель МОПК НИЯУ МИФИ

Тихонова Е.В.

______________

преподаватель ГБПОУ МО «Электростальский колледж»




Рабочая программа учебной дисциплины разработана для специальности среднего профессионального образования.


Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для преподавателей и студентов.


Организация-разработчик: Московский областной политехнический колледж – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».





Разработчики:

________ Бусарова И.А., преподаватель МОПК НИЯУ МИФИ

________ Гнидина И.И., преподаватель МОПК НИЯУ МИФИ




Аннотация к рабочей программе дисциплины

БД.06 Естествознание


1.1 Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС-4 по специальности СПО 08.02.01«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», входящей в укрупнённую группу 08.00.00 «Техника и технологии строительства».

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена.


1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в цикл базовых дисциплин.


1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


Содержание программы «Естествознание» направлено для достижения следующих целей:

- освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;

- воспитание убежденности и возможности познания законной природы и3использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;

- применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;

- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;

- объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

- умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

- готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

метапредметных:

- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

- применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;

- умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

предметных:

- сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;

- владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

- сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений. сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

- сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

- владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

- сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

 1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 155 часов, в том числе:

химия – 76 часов; биология – 39 часов, экология – 36 часов.


1.5 Содержание дисциплины:

Химия:

Введение

Раздел 1. Общая и неорганическая химия.

Тема 1.1 Основные понятия и законы химии.

Тема 1.2 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома.

Тема 1.3 Химическая связь. Строение вещества.

Тема 1.4 Классификация неорганических соединений и их свойства.

Тема 1.5 Растворы. Электролитическая диссоциация.

Тема 1.6. Окислительно - восстановительные химические реакции.

Тема 1.7. Металлы.

Раздел 2. Органическая химия.

Тема 2.1.Основные понятия органической химии и теории строения органических соединений.

Тема 2.2 Углеводороды.

Тема 2.3 Кислородосодержащие органические соединения.

Тема 2.4. Азотосодержащие органические соединения.

Биология:

Введение.

Раздел 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ.

Тема 1.1. Химическая организация клетки.

Тема 1.2. Строение и функции клетки.

Тема 1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Раздел 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.

Тема 2.1. Размножение организмов.

Тема 2.2. Индивидуальное развитие организма.

Тема 2.3. Индивидуальное развитие человека.

Раздел 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ.

Тема 3.1. Основы учения о наследственности и изменчивости.

Тема 3.2. Закономерности изменчивости.

Тема 3.3. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Раздел 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ.

Тема 4.1. Происхождение и начальные этапы развитие жизни на Земле.

Тема 4.2. История развития эволюционных идей.

Тема 4.3. Микроэволюция и макроэволюция.

Раздел 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Тема 5.1. Антропогенез.

Тема 5.2. Человеческие расы.

Экология.

Введение

Раздел 1. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Тема 1.1. Общая экология

Тема 1.2. Социальная экология.

Тема 1.3. Прикладная экология.

Раздел 2. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Тема 2.1. Среда обитания человека.

Тема 2.2. Городская среда.

Тема 2.3. Сельская среда.

Раздел 3. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Тема 3.1.Возникновение концепции устойчивого развития.

Тема 3.2. Устойчивость и развитие.

Раздел 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Тема 4.1. Природоохранная деятельность.

Тема 4.2. Природные ресурсы и их охрана.
















СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………… 11

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………15

  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ………. 35

  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………..…….. 39
































1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД.06 «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»




1.1 Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС-4 по специальности СПО 08.02.01«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», входящей в укрупнённую группу 08.00.00 «Техника и технологии строительства».

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена.


1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в цикл базовых дисциплин.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


Содержание программы Естествознание направлено для достижения следующих целей:

- освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;

- воспитание убежденности и возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;

- применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;

- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;

- объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

- умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

- готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

метапредметных:

- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

- применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;

- умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

предметных:

- сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;

- владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

- сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений. сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

- сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

- владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

- сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.



1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 155 часов, в том числе:

химия – 76 часов; биология – 3, экология – 36.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

155

Химия

76

Биология

39

Экология

36

Самостоятельная работа

2

Консультации

2

Итоговая аттестация в форме: дифференцированный зачет (1 и 2 семестр)



2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины. Химия.


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы.

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Общая и неорганическая химия


44


Тема 1.1

Основные понятия и законы химии

Содержание:

Основные понятия химии. Вещество, атом, молекула, химический элемент, простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Относительная атомная и молекулярная масса. Количество вещества. Основные законы химии. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе, вычисление массы вещества, вычисление объема газа.

Практическое занятие №1.

Основные понятия и законы химии.

Решение задач.

4











2

1











2

Тема 1.2

Периодический закон и периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева и строение атома

Содержание:

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атомов, структура таблицы. Периодическая система химических элементов. Современное представление о строении атомов. Состав атомных ядер. Порядковый номер элемента — заряд ядра его атома. Современная формулировка периодического закона. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. S, p, d , f — электроны. Периодическое изменение валентности и размеров атомов. Валентность и валентные возможности атомов. Значение периодического закона как закона о единстве и взаимосвязи химических элементов. Научный и гражданский подвиг Д.И. Менделеева.

Практическое занятие №2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

2













2

2













2

Тема 1.3Химическая связь.Строение вещества

Содержание:

Условия образования химической связи. Ковалентная связь. Понятия электроотрицательности элементов. Полярная и неполярная ковалентная связь. Ионная связь, её образование. Заряды ионов. Понятие о степени окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Кристаллическая решетка веществ с различным типом химической связи. Зависимости свойств от типа решетки.

Практическое занятие №3

Химическая связь. Решение задач.

2







2

2







2

Тема 1.4.

Классификация неорганических соединений и их свойства











Содержание:

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

Кислоты и их свойства. Кислоты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот.

Основания и их свойства. Основания, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований. Основные способы получения оснований.

Соли и их свойства. Соли их классификация. Соли средние, кислые и основные. Химические свойства солей. Способы получения солей. Гидролиз солей.

ДЕМОНСТРАЦИИ

1.Получение нерастворимых гидроксидов.

2.Химические свойства кислот, щелочей, солей.

3.Свойства амфотерных гидроксидов.

4.Действие индикаторов на растворы различных солей.

Лабораторная работа № 1

Основные классы неорганических соединений.

1.Получение гидроксида хрома(3) и изучение его свойств.

2.Получение сульфата свинца, иодида свинца.

Практическое занятие № 4.

Основные классы неорганических соединений

Контрольная работа №1.

Основные классы неорганических соединений.

4



















2




2

2



















2




2

Тема 1.5. Растворы. Электролитическая диссоциация.

Содержание:

Механизмы растворения в воде веществ с ионной и полярной ковалентной связью. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, щелочей, солей. Свойства ионов. Реакции ионного обмена в водных растворах. Условия их необратимости. Растворы с массовой долей растворенного вещества. Химические свойства кислот, оснований, солей в свете представления об электролитической диссоциации.

Практическое занятие № 5.

Растворы. Решение задач.

2








2

2








2

Тема 1.6.

Окислительно - восстановительные реакции

Содержание:

Окислительно – восстановительные химические реакции. Химические реакции в свете учения о строении атома. Окислительно - восстановительные реакции с электронной точки зрения.

Важнейшие окислители и восстановители. Виды окислительно - восстановительных реакций:

а) молекулярные, б) внутримолекулярные, в) диспропорционирование (самоокисление - самовосстановление).

Составление уравнений реакций окисления - восстановления. Крайние и промежуточные степени окисления. Окислительно - восстановительная двойственность. Составление окислительно - восстановительных реакций методом электронного баланса. Окислительно - восстановительные процессы в природе и промышленности.

ДЕМОНСТРАЦИИ

1.Взаимодействие цинка с серной кислотой

2.Взаимодействие перманганата калия с сульфитом натрия в кислой среде.

Практическое занятие № 6

Окислительно-восстановительные реакции

2

















2

2

















2

Тема 1.7.

Металлы


















Содержание:

Общие сведения о металлах. Положение металлов в периодической системе. Особенности электронного строения атомов. Металлическая связь. Кристаллическое строение металлов. Физические и химические свойства. Ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов.

Хром, его получение, физические и химические свойства. Соединения хрома (II) и (III). Оксиды и гидроксиды. Амфотерный характер оксида хрома (III) и гидроксида хрома (III). Оксид хрома (VI). Применение хрома и его соединений.

ДЕМОНСТРАЦИИ

1.Получение оксида хрома (III) из дихромата аммония.

2. Получение гидроксида хрома (III) и изучение его свойств.

Лабораторная работа №2.

Хром и его соединения:

1.Получение гидроксида хрома (III) и изучение его свойств

2.Окисление сульфита натрия дихроматом калия в кислой среде.

Марганец. Получение. Физические и химические свойства. Соединения марганца (II),(III),(IV); оксиды и гидроксиды. Манганиты.

Соединения марганца (VI) и (VII). Марганцовистая и марганцовая кислоты. Манганаты и перманганаты. Применение марганца и его соединений.

ДЕМОНСТРАЦИИ

1.Коллекции: металлы и руды

2.Окислительные свойства перманганата калия.

Лабораторная работа №3.

1.Получение гидроксида марганца (II) и изучение его окисления.

2.Окислительные свойства перманганата калия в различных средах.

Железо. Природные соединения железа. Физические и химические свойства. Соединения железа (II) и (III). Оксиды и гидроксиды. Соли. Ферраты. Применение железа и его соединений. Промышленное получение чугуна и стали. Химические процессы.

ДЕМОНСТРАЦИИ

1.Коллекции: металлы и руды.

Лабораторная работа №4.

1.Получение и свойства гидроксида железа (II) и (III).

2.Восстановительные свойства сульфата железа (II).

3.Реакции на ион железа (II) и железа (III).

Практическое занятие № 7. Металлы.


4










2











2









2




4


2










2











2









2




2

Раздел 2. Органическая химия


32


Тема 2.1.

Понятия органической химии и теории строения органических соединений.

Содержание:

Предмет и задачи органической химии. Причины многообразия органических соединений. Роль соединений углерода в жизни. Роль органических соединений в промышленности. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Графические и структурные формулы. Явление изомерии. Понятие гомологии и гомологического ряда.

2

2

Тема 2.2Углеводороды

Содержание:

Предельные углеводороды (Алканы). Общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность. Ковалентные связи в молекулах, Sp - 3 гибридизация. Зигзагообразное строение углеводородной цепи. Характеристика сигма — связи. Углеводородные радикалы. Номенклатура. Физические свойства. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, дегидрирование. Механизм реакции замещения. Синтез углеводородов (реакция Вюрца). Практическое значение предельных углеводородов и способы их получения.

Непредельные углеводороды (Алкены). Общая формула, гомологический ряд. Строение, двойная связь, её особенности. Sp - 2 гибридизация. Изомерия алкенов: Структурная и пространственная. Способы получения алкенов. Физические и химические свойства: присоединение водорода, галогенов, воды, полимеризация, окисление. Механизм реакции присоединения. Правило Марковникова.

Алкины. Общая формула, гомологический ряд. Ацетилен (этин) как представитель углеводородов с одной тройной связью. Sp - гибридизация. Изомерия и номенклатура алкинов. Получение ацетилена. Физические и химические свойства. Применение.

Диеновые углеводороды. Общая формула. Номенклатура. Изомерия. Классификация. Соединения с сопряженными двойными связями. Природа сопряженных двойных связей. Химические свойства. Каучук как природный полимер. Его строение, свойства, вулканизация.

Ароматические углеводороды. Бензол, его строение. Общая формула гомологического ряда. Физические свойства. Химические свойства: реакции замещения (бромирование, нитрование), присоединение водорода, хлора. Гомологи бензола. Изомерия, номенклатура. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Способы получения бензола. Применение бензола и его гомологов. Понятие о ядохимикатах и их использовании в сельском хозяйстве с соблюдением требований охраны природы.

ДЕМОНСТРАЦИИ

1.Модели молекул углеводородов.

Практическое занятие № 8.

Углеводороды. Решение задач.

6































4

2































2

Тема 2.3.

Кислородосодержащие органические соединения























Содержание:

Одноатомные спирты. Общая формула. Гомологический ряд. Изомерия и номенклатура. Физические свойства спиртов. Химические свойства: горение, окисление, взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородами, карбоновыми кислотами, дегидратация. Применение спиртов. Важнейшие представители одноатомных спиртов: метиловый, этиловый.

Многоатомные спирты (Глицерин и этиленгликоль). Номенклатура. Физические и химические свойства. Практическое использование.

Фенолы. Строение. Физические свойства. Промышленный способ получения фенолов. Химические свойства фенолов: взаимодействие с натрием, щелочью, бромом.

Альдегиды. Их строение, функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации, поликонденсации. Качественные реакции на альдегиды. Наиболее важные представители альдегидов - формальдегид, ацетальдегид. Их получение и свойства.

Кетоны. Общая формула. Ацетон как важнейший представитель кетонов. Электронное строение, свойства, получение и применение. Токсичность альдегидов и кетонов на живые организмы.

Карбоновые кислоты. Их строение. Функциональная группа. Классификация. Гомологичный ряд одноосновных карбоновых кислот. Номенклатура и изомерия. Физические свойства. Химические свойства. Структура и свойства карбоксильной группы. Наиболее типичные реакции кислот. Влияние радикала, связанного с карбоксильной группой, а также заместителей, находящихся в радикале, на силу кислот.

Отдельные представители кислот: муравьиная, уксусная.

Высшие карбоновые кислоты: стеариновая, пальмитиновая, олеиновая. Применение кислот. Получение кислот.

Мыла — соли высших карбоновых кислот, их моющее действие.

Контрольная работа №2

Спирты. Фенолы. Альдегиды.

Лабораторная работа №5.

1.Окисление спирта в альдегид.

2.Получение глицерата меди.

3.Окисление альдегидов — реакция серебряного зеркала.

Сложные эфиры. Жиры.

Строение, изомерия, номенклатура. Распространение в природе. Способы получения. Химические свойства. Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Жиры в природе, их свойства. Превращение жиров пищи в организме. Гидролиз и гидрирование жиров. Продукты переработки жиров. Синтетические моющие средства. Защита природы от загрязнений СМС.

Углеводы.

Классификация углеводов. Общая формула. Глюкоза как важнейший представитель моносахаридов. Физические свойства. Нахождение в природе. Строение глюкозы. Химические свойства глюкозы: взаимодействие с гидроксидами металлов, реакции восстановления, брожения. Применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Сахароза. Физические свойства. Химические свойства. Получение сахарозы. Крахмал. Строение макромолекулы из звеньев глюкозы. Химические свойства. Превращение крахмала пищи в организме человека. Гликоген. Целлюлоза. Строение молекул целлюлозы. Химические свойства: гидролиз, образование сложных эфиров. Применение искусственного волокна на примере ацетатного волокна.

Практическое занятие № 9.

Кислородосодержащие соединения. Решение задач.

8
































2





















4
































2





















2


Тема 2.4. Азотосодержащие органические соединения.


Содержание:

Амины. Первичные, вторичные, третичные. Их строение. Аминогруппа, её строение. Изомерия, номенклатура. Физические свойства. Получение. Химические свойства. Сходство с аммиаком.

Амины — органические основания.

Анилин. Свойства и применение.

Аминокислоты. Их классификация, изомерия, номенклатура. Строение аминокислот. Способы получения. Физические свойства. Химические свойства. Амфотерность аминокислот. Специфические свойства, связанные с относительным расположением функциональной группы. Роль аминокислот в природе.

Белки. Их роль в жизненных процессах. Разнообразие белков, их состав. Строение белков.

Практическое занятие №10

Решение задач.

4












2


2












2















Тематический план и содержание учебной дисциплины. Биология.


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём

часов

Уровень

освоения

Введение.


Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей.


2

1

Раздел 1. Учение о клетке

6


Тема 1.1. Химическая организация клетки.



Клетка- элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Их роль в клетке.

Практическое занятие: Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

Самостоятельное изучение: Краткая история изучения клетки.

Демонстрации: Строение и структура белка, строение молекул ДНК и РНК.


1




1




1-3

Тема 1.2. Строение и функции клетки.



Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы, как неклеточная форма жизни. Органоиды клетки.

Практическое занятие: описание функций органоидов клетки.

Самостоятельное изучение: Борьба с вирусными заболеваниями.

Демонстрации: Строение клеток прокариот и эукариот, многообразие клеток растений и животных. Строение вируса.

1


1


1-3

Тема 1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.



.

Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК. Генетический код. Биосинтез белка.

Практическое занятие: охарактеризуйте этапы диссимиляции, в чем заключается биологический синтез.

Самостоятельное изучение: Хемосинтез.

Демонстрации: Схемы энергетического обмена и синтез белка. строения хромосом.


1



1



1-3

Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.


7


Тема 2.1. Размножение организмов.


Организм-единое целое. Многообразие организмов. Размножение- важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Митоз. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Практические занятия: Сравнение делений клеток путем митоза и мейоза.

Самостоятельное изучение: Типы бесполого размножения.

Демонстрации деления клеток: Митоз. Мейоз.


2




1



1-3

Тема 2.2. Индивидуальное развитие организма.


Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития.

Самостоятельное изучение: Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Демонстрации: Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.


2




1-3

Тема 2.3. Индивидуальное развитие человека.


Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды га развитие человека.

Практические занятия: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

Самостоятельное изучение: Влияние курения, алкоголя, наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

Демонстрации: Индивидуальное развитие организма.


1



1



1-3

Раздел 3. Основы генетики и селекции.

8


Тема 3.1. Основы учения о наследственности и изменчивости.




Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.


Практические занятия: Составление схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач.

Самостоятельное изучение: Взаимодействие генов. Сцепленное с полом наследование.

Демонстрации: Моногибридное и дигибридное скрещивания.



2



2



1-3

Тема 3.2. Закономерности изменчивости.





Генотипическая (наследственная) и модификационная (ненаследственная) изменчивость. Материальные основы наследственности и изменчивости.

Практические занятия: Сравнение ненаследственной и наследственной изменчивости.

Самостоятельное изучение: Биографии Т. Морган, Г. Мендель.

Демонстрации: Мутации.

1



1

1-3

Тема 3.3. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Генетика- теоретическая основа селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология.

Практические занятия: Методы селекционной работы И. В. Мичурина.

Самостоятельное изучение: Биотехнология и ее достижения.

Демонстрации: Гибридизация, искусственный отбор, центры многообразия и происхождения культурных растений.

1





1



1-3

Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.


12


Тема 4.1. Происхождение и развитие жизни на Земле.



Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.

Демонстрации: Плакаты эволюции.

Практические занятия: анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Самостоятельное изучение: Усложнение живых организмов в процессе эволюции.


2





2



1-3

Тема 4.2. История развития эволюционных идей.

Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор.

Демонстрации: Портреты ученых, видеофрагменты.

Практические занятия: Приспособленность организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной).

Самостоятельное изучение: Биографии ученых.



3




1

1-3

Тема 4.3. Микроэволюция и макроэволюция.

Концепция вида, его критерии. Движущие силы эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Демонстрации: Портреты ученых, видеофрагменты.

Практические занятия: вид и его критерии.

Самостоятельное изучение: Биографии ученых

3






1

1-3

Раздел. 5. Происхождение человека.

4


Тема 5.1. Антропогенез.

Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

Демонстрации: черты сходства и различия человека и животных, черты сходства человека и приматов.

Практические занятия: анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

1





1

1-3

Тема 5.2. Человеческие расы.

Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

Демонстрации: человеческие расы.

Самостоятельное изучение: механизмы формирования человеческих рас, теория расизма.


2




1-3

















Тематический план и содержание учебной дисциплины. Экология.


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём

часов

Уровень

освоения

Введение.


Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.


2

1

Раздел 1. Экология как научная дисциплина

6


Тема 1.1. Общая экология



Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.

Практическое занятие: Жизненные формы животных (на примере млекопитающих). Выделение пищевых цепей в естественной экосистеме.

Самостоятельное изучение: История развития экологии как науки. Круговороты веществ в биосфере и экосистемах.

Демонстрации: Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые взаимоотношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Экологические системы. Биосфера.

1


1

1-3

Тема 1.2. Социальная экология.



Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Понятие «загрязнение среды».

Практическое занятие: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающихся.

Демонстрации: Классификация природных ресурсов Земли.


1


1

1-3

Тема 1.3. Прикладная экология.



.

Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем.

Практическое занятие: Экологический кризис и экологическая катастрофа. Важнейшие экологические проблемы современности.

Самостоятельное изучение: Экологические проблемы Подмосковья.

Демонстрации:

Схема классификаций антропогенных воздействий, фрагмент кинофильма «Охрана природы»


1



1

1-3

Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность


14


Тема 2.1. Среда обитания человека


Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.

Практические занятия: Источники загрязнения пищевых продуктов.

Самостоятельное изучение: Правила рационального питания. Экологически чистые продукты.

Демонстрации

Схемы, таблицы по экологии и охране природы, графики, слайды, видеофрагменты.


2


2

1-3

Тема 2.2. Городская среда.


Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.

Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.

Практические занятия: Описание жилища человека как искусственной экосистемы.

Самостоятельное изучение: Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье человека. Демонстрации: Географические карты. Рисунки, фотографии городских биогеоценозов. Схемы, таблицы по экологии и охране природы, графики, слайды, видеофрагменты.


2








4

1-3

Тема 2.3. Сельская среда


Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.

Практические занятия: Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

Самостоятельное изучение: Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.

Демонстрации: Схема агроэкосистемы


2


2

1-3

Раздел -3. Концепция устойчивого развития

4


Тема3.1. Возникновение концепции устойчивого развития




Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие».


Практические занятия: Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.

Самостоятельное изучение: Прогноз развития человечества.

Демонстрации: Схемы, таблицы по экологии и охране природы. Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.


1


1

1-3

Тема 3.2. Устойчивость и развитие



Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экологический след и индекс человеческого развития.

Практические занятия: Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.

Самостоятельное изучение: Прогноз развития человечества.

Демонстрации: Индекс «живой планеты». Экологический след.


1



1

1-3

Раздел -4. Охрана природы

10


Тема 4.1. Природоохранная деятельность



Типы организаций, способствующих охране природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации.

Демонстрации: Схемы, таблицы по экологии и охране природы, видеофрагменты

Практические занятия: Типы организаций, способствующих охране природы.

Самостоятельное изучение: Экологические проблемы промышленного производства в России. Влияние промышленности на окружающую среду. Особо охраняемые территории России. .


2





2

1-3

Тема 4.2. Природные ресурсы и их охрана

Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов).

Демонстрации: Схемы, таблицы по экологии и охране природы, видеофрагменты.

Практические занятия: Новые эколого-экономические подходы природоохранной деятельности. Мероприятия по охране и рациональному использованию лесных ресурсов.


2






4

1-3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

2.3 Самостоятельная работа обучающихся – 2 часа – подготовка к лабораторным работам.

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинетов химии, биологии, экологии и лаборатории химии.

Оборудование учебных кабинетов:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

учебно-наглядные пособия по химии, биологии, экологии; учебники и учебные пособия;

П.С.Э. Д. И. Менделеева, ряд напряжений металлов, таблица электроотрицательности элементов, таблица растворимости

- плакаты по дисциплинам.

Оборудование химической лаборатории:

- лабораторное оборудование,

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- вытяжной шкаф;

- П.С.Э. Д. И. Менделеева;

- ряд напряжений металлов;

- таблица электроотрицательности элементов;

- таблица растворимости;

- плакаты по общей и неорганической химии;

- плакаты по органической химии;

- химическая посуда;

- химические реактивы.

Технические средства обучения:

-компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-мультимедиа-проектор;

-экран;

-телевизор;

-видеомагнитофон;

-видеоплеер;

-видеотека.



    1. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.



Основная литература

1. Ерохин Ю.М., Ковалёва И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: учебник для студ. СПО. - М.: Академия, 2020.

2. Ерохин Ю.М. Химия; задачи и упражнения: учебное пособие для студентов СПО. - М.: Академия (Academia), 2019.

3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.

4. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2018.

5. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2018.

6. Петелин А. Л., и др., «Естествознание» – М.: «Форум» 2010.

7. Колесников С.И., «Общая биология» - М. Кнорус, 2015.

8. Валова В.Д.,Зверев О.М. Экология М., 2017г.

9.Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования М., 2014г.

10. Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития М., 2013.

11.Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. Учреждений сред. проф. Образования. М.,2014.

12.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10-11 классы. М., 2014.


Дополнительная литература

1. Ерохин Ю.М., Химия в вопросах и ответах; учебное пособие / Ю.М.Ерохин.- Москва: Проспект, 2017.

2. Габриелян О.С., Остроумова И.Г., Остроумова Е.Е. и др.. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений СПО. – М.. 2018.

3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. Учреждений СПО. – М.,2018.

4. Егоров А.С., Химия. Современный курс для подготовки к ЕГЭ , – М.: Феникс, 2013.

5. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В., Биология – М.: Феникс, 2013.

6.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень) 10-11 классы. М., 2014г.

7.Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития – М., 2013г.

8.Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. Учреждений сред. проф.образования М., 2014г.

Интернет ресурсы.

1. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2.http://him.1september.ru/ - электронная версия газеты «Химия» приложение к «1 сентября»

3.http://pedsovet.org/ - Педсовет. org. Содержит теоретические и практические материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий

4.http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК. электронный журнал для преподавателей и студентов, изучающих химию. Много интересной и полезной информации.

5.http://hemi.wallst.ru/ - Химия. Образовательный сайт.

6.http://.www.edu.var.ru/russian/cources/chem/ - Задачи, химические опыты, словарь химических терминов и многое другое

7.www. class-fizika. nard. ru (Классная доска для любознательных).

8.www. physiks.nad/ru (Физика в анимациях).

9.www. interneturok.ru (Видеоуроки по предметам школьной программы).

10.www/ chemistry-chemists.com/index.html (электронный журнал «Химики и химия»).

11.www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

12.www.hemi.wallst.ru («Химия образовательный сайт для школьников»).

13.www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников»).

14.www.chem.msu.su (Электронная библиотека для школьников).

15.www. hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).

16.www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).

17.www.biologe.asvu.ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека

18.www.window.edu.ru/windou (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

19.WWW.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов)

20. WWW.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения)

21. WWW.ecocommunite.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России.



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Личностные:


устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;


устные ответы, практические занятия, самостоятельные работы


готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;


устные ответы, защита реферата, сообщения на лекциях


объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;


практические занятия, работа с текстом


умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;


самостоятельные работы студентов



готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;


внеаудиторная самостоятельная работа,



умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;


практические занятия, работа с текстом


умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;


внеаудиторная самостоятельная работа,


Метапредметные:


овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;


устные ответы, защита реферата, сообщения на лекции


применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;


практические занятия, работа с текстом



умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;


практические занятия, работа с текстом



умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;


внеаудиторная самостоятельная работа, устные ответы


Предметные:


сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;


внеаудиторная самостоятельная работа, устные ответы


владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;


внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа



сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений. сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;


внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа



сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;


устные ответы, защита реферата, сообщения на лекции


владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;


практические занятия работа текстом,

разработка презентаций



Контрольная работа, устный ответ, тестирование

сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей

внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа




Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки


ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.


Рациональное распределение времени на выполнение задания; наличие следующих этапов выполнения задания: ознакомление с заданием и планирование работы; получение информации; подготовка продукта; рефлексия выполнения задания и коррекция подготовленного продукта перед сдачей.

Обоснованность выбора методов и способов решения профессиональных задач


Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.


Результативность самостоятельного обучения при изучении дисциплины. Участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях по специальности. Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.


Эффективность взаимодействия с обучающимися, преподавателями в ходе обучения. Эффективность взаимодействия с сотрудниками предприятий при прохождении производственной практики. Участие в мероприятиях группы, колледжа, региона.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.




ОК 6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.


Активное участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях по специальности; Проявление интереса к изучению вклада российских ученых и изобретателей в развитие мировой науки и техники.


Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.


Эффективность действий, способствующих сохранению окружающей среды, ресурсосбережению. Обоснованность выбора методов и способов решения задач в чрезвычайных ситуациях. Обоснованность выбора решения. Адекватность оценки ответственности при решении задач.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 8.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.


Демонстрация умений и навыков

физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
























Рецензия на рабочую программу

учебной дисциплины БД.06 «Естествознание»

для специальности 08.02.01«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

среднего профессионального образования


Рецензируемую рабочую программу разработали: И.А. Бусарова,

И.И. Гнидина, преподаватели Московского областного политехнического колледжа – филиала НИЯУ МИФИ, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОПК НИЯУ МИФИ по указанной выше специальности (год начала подготовки специалистов среднего звена – 2022-й).

В рецензируемой рабочей программе приведен паспорт и тематический план, обозначены и раскрыты условия ее реализации, сведения о контроле и оценке результатов освоения учебной дисциплины.

Рецензируемая рабочая программа по своему содержанию отражает практическую направленность, в ней приводится актуальная информация.

Рецензируемая рабочая программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по указанной выше специальности и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе МОПК НИЯУ МИФИ.


Рецензент:

преподаватель высшей квалификационной категории МОПК НИЯУ МИФИ


Е.Н. Воротникова _______________________ 30.08.2021





Рецензия на рабочую программу

учебной дисциплины БД.06 «Естествознание»

для специальности 08.02.01«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

среднего профессионального образования


Рецензируемая рабочая программа разработана И.А. Бусаровой,

И.И. Гнидиной, преподавателями Московского областного политехнического колледжа – филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (СПО) по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Рецензируемая рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОПК НИЯУ МИФИ (год начала подготовки специалистов среднего звена – 2022-й) по упомянутой выше специальности СПО.

В рецензируемой рабочей программе приведен паспорт и раскрыто содержание учебной дисциплины (тематический план), отмечены и раскрыты условия ее реализации, даны сведения о контроле и оценке результатов освоения учебной дисциплины. Тематический план содержательно отражает практическую ориентированность, содержит актуальную информацию.

Рецензируемая рабочая программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта СПО по указанной выше специальности и может быть использована в учебном процессе МОПК НИЯУ МИФИ.


Рецензент: преподаватель ГБПОУ МО «Электростальский колледж»


Е.В. Тихонова _______________________ «30» августа 2021 г.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!