СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Война Севера и Юга в Соединенных Штатах Америки"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Война Севера и Юга в Соединенных Штатах Америки"»















Рабочая программа элективного курса

«Война Севера и Юга в Соединенных Штатах Америки»










Курск 2018





Пояснительная записка

Актуальность

Проблема гражданской войны актуальна во все времена. Из всех видов войн эта самая страшная, так как воюют между собой жители одной страны. Гражданская война – одна из опаснейших кризисно-конфликтных ситуаций, с которыми суждено сталкиваться человеческому обществу. И подобно другим конфликтам, гражданские войны во многом закономерны. Их угроза сигнализирует о серьезном неблагополучии в решении обществом и государством назревших проблем обычными законными средствами. Изучение причин гражданских войн и их последствий может помочь предупредить их возникновение в будущем. Цель элективного курса — рассказать о важнейшем из событий США – Гражданской войне 1861 – 1865 гг. Она колоссально повлияла на будущее развитие этой страны. Гражданская война1861-1865 гг. в Америке закончилась больше 130 лет назад. Однако мало, какое событие может соперничать с ней в популярности среди американцев.

Основными целями курса являются:

1) развитие исторического мышления обучающихся.

2) становления исторического сознания и восприятия культур других стран.

3) умение связывать события прошлого и настоящего

4) формирование духовно-нравственной, саморазвивающейся личности.

Задачами курса являются:

1) повышения интереса к истории США

2) дать обучающимся достоверные сведения о политической ситуации в США в Новое время.

3) формирование и развитие теоретических знаний и практических умений для понимания исторических закономерностей.

4) развить умение самостоятельно приобретать и воспроизводить на практике полученные знания.

Планируемые результаты освоения программы

Программа учебного курса способствует формированию универсальных учебных действий ученика:

Личностные результаты:

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.),

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и в социуме

Предметные результаты:

  • Анализировать информацию различных источников по истории США.

  • Составлять описание положения и образ жизни в США в период войны Севера и Юга;

  • Раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития США; б) политического строя.

  • Объяснить причины и следствия ключевых событий войны Севера и Юга.

В элективном курсе представлен материал по истории США периода Гражданской войны., разбитый на темы. Структура пособия представляет собой материал разбитый на самостоятельные темы, к каждой из которой подобран комплекс заданий различных форм, позволяющих обучающимся закрепить пройденный материал.

Методами изучения истории США периода войны Севера и Юга являются работа с документами, воспоминаниями, также изучение монографий.

Таким образом, реализация данной программы приведет к углублению знаний по всеобщей истории, реализаций образовательных, развивающих и воспитательных целей и решение поставленных нами задач.



Структура и содержание дисциплины

Предпосылки Гражданской войны в США.

Проблема рабства и отношения между штатами в XVIII — первой половине XIX вв. Довоенный Юг. Расизм. Экономическая и политическая сплоченность. Влияние рабства на экономическую и политическую ситуацию в южных штатах. Межрегиональные противоречия и становление массовой политики. Вопрос о рабстве на территориях, приобретенных у Мексики.

Гражданская война в Канзасе. Восстание под руководством Джона Брауна. Избрание Линкольна президентом. Мятеж рабовладельческих штатов.

Авраам Линкольн 16-й президент США

Детство. Юность. Начало карьеры политика и адвоката. Семья. Политическая карьера до президентства. Выборы президента и инаугурация. Гомстед. Освобождение рабов. Переизбрание. Убийство Линкольна. Итоги президентства и историческое значение Авраама Линкольна. Мемориал Линкольна.

Распад Союза

Сецессия южных штатов. Временный Конгресс Конфедеративных штатов Америки. Конфедерация Штатов Америки. Конституция Конфедеративных Штатов Америки. Джефферсон Дэвис.

Сражения 1861 года

Сражение за форт Самтер. Прокламация о наборе 75 тыс. добровольцев. Манасасская кампания. сражение при Бул-Ране. Борьба за Западную Виргинию. Действия на море.

Сражения 1862 года

Победа при Шайло. Взятие Нового Орлеана. Кампания в долине Шенандоа. Кампания на Полуострове. Северовирджинская кампания. Мэрилендская кампания. Кентуккийская кампания. Фредериксбергская кампания. Действия на море.

Улисс С. Грант

Молодость. Гражданская война. Президентство. Последние годы.

Сражения 1863 года

Геттисбергская кампания. Виксбергская кампания. Сражения в Теннесси. Кампания Бристоу. Действия на море.

Сражения 1864 года

Кампания Ред-Ривер. Оверлендская кампания. Битва за Атланту. Осада Петерсберга. Генерал-майор Джордж Мид. Генерал-майор Бенжамин Батлер. Действия на море.

Генерал Ли

Детство. Обучение в Военной академии США. Служба на Кокспур-Айленд и в форте Монро. Служба в Вашингтоне. Работа на Миссисипи. Служба в Нью-Йорке. Мексиканская война. Послевоенная деятельность.

Сражения 1865 года

Марш Шермана к морю. Аппоматтоксская кампания. Сражение при Файв-Фокс. Действия на море. Завершение войны. Капитуляция Юга.

Оружие Гражданской войны

Стрелковое оружие. Пистолеты. Револьверы одинарного действия. Карабины. Мушкеты. Винтовки. Артиллерия. Военно-морская техника.

Международная реакция на войну Севера и Юга

Реакция России. Экспедиция русского флота к берегам Северной Америки (1863—1864). Предпосылки Экспедиции. Состав Экспедиции. Проведение Экспедиции. Результаты Экспедиции.

Итоги Гражданской войны

Тринадцатая поправка к Конституции США. Реконструкция Юга. Избирательные права. Чёрные кодексы. Радикальная реконструкция. Экономические и социальные реформы. Реакция белого населения Юга на реконструкцию. Президентские выборы в США (1876).

Война Севера и Юга в художественной литературе

Унесённые ветром (роман Маргарет Митчелл). Случай на мосту через Совиный ручей (рассказ Амброза Бирса). Север против Юга (роман Жюля Верна). Таинственный остров (роман Жюля Верна). Север и Юг (роман Элизабет Гаскелл)

Гражданская война в кинематографе

Унесённые ветром (1939, США). Геттисберг (1993, США). Север и Юг (мини-сериал) (1985—1986, 1994, США). Линкольн (фильм) (2012, США). Джанго освобождённый (2012, США). Свободный штат Джонса (2016, США)

Наследие войны в изобразительном искусстве

Адольф Ивон «Примирение Севера и Юга». Битва при Спотсильвании. «Миротворцы » Джордж Хили. «Капитуляция солдата Конфедерации» Джулиан Скот.































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по элективному курсу «Война Севера и Юга в Соединенных Штатах Америки»



класс 10

учитель: Панкова Наталья Геннадиевна













Количество часов по учебному плану: 16; Уровень: БАЗОВЫЙ

всего 16;

в неделю 1;





Календарно-тематическое планирование элективного курса 10 класс Базовый уровень

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Форма урока

Домашнее задание

1

Предпосылки Гражданской войны в США

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы


2

Авраам Линкольн 16-й президент США

1

Изучение нового материала

Лекция


3

Распад Союза

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы


4

Сражения 1861 года

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы


5

Сражения 1862 года

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы


6

Улисс С. Грант

1

Изучение нового материала

Лекция


7

Сражения 1863 года

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы


8

Сражения 1864 года

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы


9

Генерал Ли

1

Изучение нового материала

Лекция


10

Сражения 1865 года

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы


11

Оружие Гражданской войны

1

Изучение нового материала

Практикум


12

Международная реакция на войну Севера и Юга

1

Изучение нового материала

Лекция


13

Итоги Гражданской войны

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы


14

Война Севера и Юга в художественной литературе

1

Изучение нового материала

Лекция


15

Гражданская война в кинематографе

1

Изучение нового материала

Лекция


16

Наследие войны в изобразительном искусстве

1

Изучение нового материала

Лекция










Литература

1. Алентьева Т.В. Формирование и эволюция образа президента Авраама Линкольна на протяжении 1860-1865 гг. // Образы власти в гуманитарных исследованиях. — Нижний Новгород, 2013. — С. 151-154.

2. Блинов А.И. Критический период истории Соединенных штатов. Реконструкция США после окончания гражданской войны (1865-1877). – Красноярск, 1957. – 212 с.

3. Бурин С.Н. На полях сражений гражданской войны в США. – М.: Наука, 1988. – 174 с.

4. Аллен Дж. Реконструкция. Битва за демократию в США 1865-1876. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1963. – 276 с.

5. Ефимов А.В. К истории капитализма в США. — М.: Гос.соц.-экон.изд-во, 1934. — 320 с.

6. Ефимов А.В. Очерки истории США. От открытия Америки до окончания гражданской войны. – М.: Учпедгиз, 1958. – 439 с.

7. Ефимов A.B. Народный подъем и общественное мнение США в критический период гражданской войны // К столетию гражданской войны в США. – М.: Наука: 1961. – С. 110-129.

8. Иванов Р.Ф. Гражданская война в США. – М.: Наука, 1960. – 221 с.

9. Иванов Р.Ф. Дипломатия Авраама Линкольна. – М.: Международные отношения, 1987. – 310 с.

10. Иванов Р.Ф. Авраам Линкольн и Гражданская война в США. – М.: Эксмо, 2004. – 462 с.

11. Иванов Р.Ф. Негритянская проблема в Гражданской войне в США (1861-1865 гг.). – М.: ИВИ РАН, 2005. – 250 с.

12. Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. Белый дом и пресса. – М.: Политиздат, 1991. – 368 с.

13. Иванян Э.А. История США. – М.: Дрофа, 2004. – 576 с.

14. Кормилец А.А., Поршаков С.А. Кризис второй партийной системы США накануне и в годы гражданской войны в США (1840-1865 гг.) – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 176 с.

15. Куропятник Г.П. Вторая американская революция. – М.: Учпедгиз, 1961. – 263 с.

16. Куропятник Г.П. Война Юга и Севера: мнения, оценки, опасения и надежды северян // Американский ежегодник. 1999. – М.: Наука, 2001. – С. 49-71.

17. Куропятник Г.П. Организации сторонников Союза в годы войны между Севером и Югом // Американский ежегодник, 2004. – М.: Наука, 2006. – С. 120-144.

18. Куропятник Г.П. Гражданская война в Северной Америке. 1861-1865 гг. – М.: Наука, 2009. – 354 с.

19. Маль К. Гражданская война в США 1861-1865. – М.: АСТ, 2002. – 592 с.

20. Олейников Д. Авраам Линкольн. – М.: Молодая гвардия, 2016. – 416 с.

21. Петров Д.Б. Авраам Линкольн – великий гражданин Америки. — М.: Учпедгиз, 1960. — 116 с.

22. Согрин В.В. Идеология в американской истории: от отцов основателей до конца XX века. – М.: Наука, 1995. – 238 с.

23. Согрин В.В. Политическая история США XVII‑XX вв. – М.: Весь мир, 2001. – 400 с.

24. Согрин В.В. Исторический опыт США. – М.: Наука, 2010. – 581 с.

25. Согрин В.В. Демократия в США. От колониальной эры до XXI века. – М.: Издательство «Весь Мир», 2011. – 368 с.

26. Согрин В.В. Центральные проблемы истории США. – М.: Издательство «Весь Мир», 2013. – 352 с.

27. Тененбаум Б. Великий Линкольн. «Вылечить раны нации». – М.: Яуза, 2012. – 384 с.

28. Сэндберг К. Линкольн. – М.: Молодая гвардия, 1961. – 705 с.

29. Фостер У.З. Очерк политической истории Америки. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1953. – 918 с.

30. Фостер У.З. Негритянский народ в истории Америки. – М.: Издательство иностранной литературы, 1955. – 804 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!